Использование судом результатов ОРД при решении вопроса о заключении под стражу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование судом результатов ОРД при решении вопроса о заключении под стражу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пo oбщим пpaвилaм yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo дoкaзывaния пpи ocyщecтвлeнии yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa нe дoпycкaeтcя иcпoльзoвaниe дoкaзaтeльcтв, пoлyчeнныx c нapyшeниeм фeдepaльнoгo зaкoнa (ч. 2 cт. 50 Кoнcтитyции PФ, cт. 75 УПК PФ). B cт. 89 УПК PФ ycтaнoвлeн зaпpeт нa иcпoльзoвaниe в пpoцecce дoкaзывaния peзyльтaтoв OPД, ecли oни нe oтвeчaют тpeбoвaниям, пpeдъявляeмым к yгoлoвнo-пpoцeccyaльным дoкaзaтeльcтвaм.

Кoнcтитyциoнный Cyд PФ в cвoиx peшeнияx нeoднoкpaтнo yкaзывaл, чтo peзyльтaты OPД являютcя нe дoкaзaтeльcтвaми, a лишь cвeдeниями oб иcтoчникax тex фaктoв, кoтopыe, бyдyчи пoлyчeнными c coблюдeниeм тpeбoвaний Фeдepaльнoгo зaкoнa oт 12.08.1995 № 144-Ф3 «Oб oпepaтивнo-poзыcкнoй дeятeльнocти» (дaлee — 3aкoн oб OPД), мoгyт cтaть дoкaзaтeльcтвaми тoлькo пocлe зaкpeплeния иx нaдлeжaщим пpoцeccyaльным пyтeм, a имeннo нa ocнoвe cooтвeтcтвyющиx нopм yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo зaкoнa1.

Пpимeнитeльнo к пpoцeдype дoкaзывaния ocнoвaний для избpaния мepы пpeceчeния в видe зaключeния пoд cтpaжy в cooтвeтcтвии c ч. 1 cт. 108 УПК PФ oбщиe пpaвилa yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoгo дoкaзывaния дoпoлнeны cпeциaльнoй нopмoй o нeдoпycтимocти иcпoльзoвaния cyдoм дaнныx, нe пpoвepeнныx в xoдe зaceдaния, в чacтнocти, peзyльтaтoв OPД, пpeдcтaвлeнныx в нapyшeниe тpeбoвaний cт. 89 УПК PФ.

Дaннoe пoлoжeниe зaкoнa oзнaчaeт, чтo cвeдeния, пoлyчeнныe в peзyльтaтe OPM, мoгyт быть пoлoжeны в oбocнoвaниe peшeния o зaключeнии пoд cтpaжy либo o пpoдлeнии cpoкa зaключeния, тoлькo ecли oни были пpoцeccyaльнo oфopмлeны. Пpoцeдypa лeгaлизaции peзyльтaтoв OPД пpeдпoлaгaeт пpoвepкy пoлyчeнныx нa ocнoвe oпepaтивнoй инфopмaции cвeдeний пyтeм пpoвeдeния пpeдycмoтpeнныx УПК PФ cлeдcтвeнныx и пpoцeccyaльныx дeйcтвий. Бeз пpoвeдeния пpoцeccyaльнoй пpoвepки peзyльтaтoв OPД нeвoзмoжнo cдeлaть вывoд o дocтoвepнocти этиx cвeдeний.

Taким oбpaзoм, зaкoн oбязывaeт пpaвoпpимeнитeля пoдтвepждaть oбcтoятeльcтвa, cвидeтeльcтвyющиe o нaличии ocнoвaний для избpaния мepы пpeceчeния в видe зaключeния пoд cтpaжy, тoлькo пpoцeccyaльнo дoпycтимыми фaктичecкими дaнными, т. e. дoкaзaтeльcтвaми, yкaзывaющими нa выcoкyю cтeпeнь вepoятнocти тoгo, чтo oбвиняeмый (пoдoзpeвaeмый) мoжeт coвepшить дeйcтвия, к пpeceчeнию кoтopыx cлyжaт пpeдycмoтpeнныe yгoлoвнo-пpoцeccyaльным зaкoнoм мepы, a тaкжe нa нeвoзмoжнocть пpимeнeния к нeмy инoй, мeнee cтpoгoй, мepы пpeceчeния.

Нa нeoбxoдимocть пoдтвepждeния вывoдa o бyдyщeм нeнaдлeжaщeм пoвeдeнии oбвиняeмoгo (пoдoзpeвaeмoгo) cooтвeтcтвyющими дoкaзaтeльcтвaми пpaвoпpимeнитeля opиeнтиpyют тaкжe paзъяcнeния Плeнyмa Bepxoвнoгo Cyдa PФ (в чacтнocти, п. 4 Пocтaнoвлeния oт 05.03.2004 № 1, п. 3 Пocтaнoвлeния oт 29.10.2009 № 22).

Использование судом результатов ОРД при решении вопроса о заключении под стражу

Процесс доказывания является стержнем любого уголовного дела. В последние годы в теории и практике настойчиво развивается идея о необходимости более активного использования в уголовном процессе данных, полученных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, включая преобразование их в судебные доказательства.

Результаты оперативно-розыскной деятельности не могут быть непосредственно использованы в качестве доказательств, так как законодательно предусмотренные форма и порядок их получения отличаются от уголовно-процессуальных доказательств.

Как отметил в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации[1].

Поэтому, как отмечал Р.С. Белкин, «проблема использования оперативной информации в доказывании сводится к проблеме придания процессуального статуса источникам информации» [2].

Таким образом, для вовлечения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимо дополнительно произвести следственные действия, которые позволят субъектам процессуальной деятельности воспринять факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и облечь их в определенную уголовно-процессуальным законодательством форму. Для этого результаты ОРД должны отвечать ряду требований.

Согласно межведомственной Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», которая утверждена приказом МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее Инструкция)(пункт 21) результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять:

  • формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
  • содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;
  • содержать данные позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Чтобы результаты оперативно-розыскной деятельности могли эффективно использоваться в доказывании, в сообщении о результатах оперативно-розыскной деятельности и других представляемых материалах (независимо от наименования документов) должно быть отражено следующее:

  • точное, в соответствии со статьей 6 Закона об ОРД, наименование оперативно-розыскного мероприятия, в результате которого получены представляемые сведения. Это необходимо как для правильного использования сведений, так и потому, что для отдельных оперативно-розыскных мероприятий законом предусмотрены особые условия их проведения;
  • какие именно получены сведения, имеющие значение для дела;
  • кем получены указанные сведения, т. е. кто проводил оперативно-розыскное мероприятие и кто в нем участвовал (оперативный сотрудник, а также лица, оказывающие ему содействие, которые в случае необходимости и соблюдении определенных условий могут быть допрошены в качестве свидетелей), и при каких именно обстоятельствах они получены. Только при наличии таких данных можно реально обеспечить проверяемость представленных сведений, о которых сказано в пункте 21 Инструкции;
  • если при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона об ОРД, применялись технические средства и представляются результаты их использования (аудио- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и т.п.) должны быть точно указаны технические характеристики этих средств. Это нужно, прежде всего, чтобы при осмотре (просмотре, прослушивании) в ходе следственного действия представленных материалов применить аппаратуру с надлежащими техническими характеристиками, позволяющими не только воспроизвести соответствующую запись, но и не привнести в нее каких-либо необратимых изменений.
  • если вместе с сообщением о результатах оперативно-розыскных мероприятий представляются те или иные отображения существенных для дела обстоятельств (аудио- или видеозаписи, кино- или фотодокументы и т.п.) или какие-либо предметы или документы, имеющие значение в доказывании, указанные предметы и документы следует представлять упакованными по правилам упаковки вещественных доказательств, с печатью органа и подписью соответствующего должностного лица.

Собирая путем проведения оперативно-розыскных мероприятий информацию, которая может оказаться значимой для расследования, оперативные сотрудники должны ясно представлять себе и заранее продумывать каким образом полученные сведения могут быть использованы в официальном доказывании.

Конечно, окончательное решение о способах введения оперативн��й информации в уголовный процесс будет принимать должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Однако мнение специалистов, целенаправленно осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия в целях последующего использования их в доказывании, может существенно помочь ему.

Уголовно-процессуальное производство является единственной государственно-правовой формой борьбы с преступностью, в рамках которой гарантированно доказывается виновность лица в совершении преступления и назначается наказание.

Оперативно-разыскная деятельность призвана обеспечить уголовный процесс, вследствие чего она с ним взаимосвязана и взаимообусловлена. Без уголовного процессуального воплощения оперативная деятельность теряет свою социально полезную функцию. ОРД, карающая преступников без уголовно-правового подтверждения их виновности и уголовно-исполнительного обеспечения, не в состоянии защитить человека, общество и государство от преступных посягательств, так как в этом случае она перерастает в противозаконную деятельность и сливается с преступностью.

По уголовному делу оперативно-разыскные меры часто создают благоприятные условия для подготовки и успешного осуществления следственных действий. Они позволяют получить ценный информационный материал, который помогает понять происхождение и смысл тех или иных явлений, наметить направление расследования и оптимальные следственные версии, выяснить личность потерпевшего, установить причастных к расследуемому деянию или знающих о нем лиц, а равно решить, где, как и что искать. Однако любая информация, полученная посредством оперативно-разыскных мероприятии, в том числе с использованием информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки и других технических средств, может стать доказательством только в том случае, если она легализована (введена) в уголовное судопроизводство процессуальным путем. Пока такой путь не использован, она остается вне процесса, имеет сугубо ориентирующее значение.

Результаты оперативно-разыскной деятельности, как отмечалось ранее, могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление результатов ОРД органам расследования или в суд осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю или в суд, второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

В случае представления органам расследования или в суд результатов оперативно-разыскной деятельности, полученных при проведении оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Согласно оперативно-разыскному законодательству результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны:

  • формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
  • содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе .

Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу или органу (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства . Чаще всего результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-разыскной деятельности. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные сведения, указывающие на признаки преступления, а именно:

  • о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены;
  • при каких обстоятельствах имело место их обнаружение;
  • о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны);
  • о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других ��актах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Использование результатов оперативно-разыскной деятельности

  • Новости ассоциации
  • Мероприятия, 2020
  • Мероприятия, 2019
  • Мероприятия, 2018
  • Мероприятия, 2017
  • Мероприятия, 2016
  • Мероприятия, 2015
  • Мероприятия, 2014
  • Мероприятия, 2013
  • Интервью
  • Нормативно-правовая база
  • Оперативно-розыскная террология (открытый фонд)
  • Оперативно-розыскная деятельность (открытый фонд)
  • Криминалистика
  • Библиотека сыщика

Судебная практика рассматривает фальсификацию доказательств по уголовному делу должностным лицом правоохранительного органа (части 2 и 3 ст. 303 УК РФ) как специальную норму по отношению к общей норме. Общими нормами являются: злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285 УК РФ (определение СК по уголовным делам ВС РФ от 06.07.2004 по делу № 93-о04-9, кассационные определения ВС РФ от 13.09.2007 по делу № 47-007-46, от 24.12.2009 № 11-О09-137) или превышение должностных полномочий — ст. 286 УК РФ (кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 11.02.2008 № 82-008-4).

Очевидно, что такой вариативности общей нормы быть не должно — это противоречит правилам квалификации3.

В приведенном случае речь идет о ситуации отграничения конкуренции общей и специальной уголовно-правовых норм от идеальной совокупности преступлений. Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК РФ). Это означает, что не должно быть двойного вменения: квалификации одного и того же преступного события одновременно по общей и специальной нормам. Это является конкретизацией конституционной нормы о том, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ) и корреспондирующего ей одного из положений ч. 2 ст. 6 УК РФ.

Если при квалификации одного и того же преступного события нет конкуренции общей и специальной нормы, или, иначе говоря, если одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ, то налицо совокупность преступлений (ч. 2 ст. 17 УК РФ), которая получила название «идеальная совокупность».

При любом из двух указанных выше вариантов квалификации будет действовать принцип законности, проявляющийся, в частности, в том, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом РФ (ч. 1 ст. 3 УК РФ). Полагаю, что фальсификация доказательств по уголовному делу (части 2 и 3 ст. 303 УК РФ) выступает в качестве специальной нормы по отношению к общей норме ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Характеристику основных признаков превышения должностных полномочий Пленум ВС РФ дал в постановлении от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»4 (далее — Постановление Пленума № 19). Так, в п. 19 Постановления Пленум разъяснил, что «в отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий».

Пленум указывает, что превышение должностных полномочий происходит, например, когда должностное лицо при исполнении служебных обязанностей выполняет действия, которые:

— относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

— вправе совершить только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

— совершает единолично, тогда как их можно произвести только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

При этом для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

  • Нотариусы г. Москвы
  • Районные суды г. Москвы
  • Полезные адреса и телефоны Московской области
  • Законы РФ
  • Документы
  • Книги

Согласно ст. 20 ФЗ от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации … Подробнее >>>

  • Все вопросы адвокату

Законодательные основы использования результатов ОРД (в том числе результатов ОРМ) в уголовном судопроизводстве закреплены в ФЗ об ОРД и в УПК РФ.

В соответствии с п. 361 ст. 5 УПК РФ под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Статья 11 ФЗ об ОРД закрепляет следующие направления применения результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:

  • 1) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
  • 2) формирования повода и основания для возбуждения уголовного дела;
  • 3) представления в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находятся уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении;
  • 4) доказывания по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

В Инструкции обоснованно указывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны содержать, в частности, данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе. Вместе с тем, как отмечено выше, нельзя игнорировать и требования неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.

  • формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств;
  • содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства;
  • содержать данные позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

В случаях, когда такие лица соглашаются выступать в качестве свидетелей и давать показания о ставших им известными обстоятельствах и фактах, суд должен руководствоваться положением части 5 статьи 278 УПК РФ, согласно которой при необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства. Поэтому, исходя из этого, прежде, чем решать вопрос об использовании результатов ОРД в доказывании, необходимо тщательно проверить законность их получения. Если окажется, что оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых добыты представленные сведения, проведены с нарушением закона, они не могут использоваться в доказывании. При решении вопроса о возможности использования результатов ОРД в доказывании необходимо проверять следующее: Полученные в результате ОРМ фактические данные независимо от того, проведены ли они до или после возбуждения уголовного дела, могут стать доказательствами при условии, если лицо, уполномоченное на ведение предварительного следствия, или суд получит их путем проведения процессуальных действий.

Для этого должно быть известно лицо, представившее материалы, которое должно быть допрошено по обстоятельствам их обнаружения, а материалы (аудио- видеозапись) приобщены в процессуальном порядке к уголовному делу. Относимость имеющихся фактических данных означает их способность подтверждать либо опровергать обстоятельства, относящиеся к совершенному преступлению, а также установлению самого события преступления или его приготовления. При этом оценка данных оперативного характера не отличает от оценки любых иных сведений, имеющихся в материалах, предшествующих возбуждению уголовного дела. Анализ практики приводит к выводу, что полученные оперативным путем данные могут служить основой для формирования следующих видов доказательств: показаний свидетеля, вещественных доказательств и иных документов. От получения перечисленных сведений во многом зависит результативность обыска.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 11 ФЗ «Об ОРД результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; они могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Постановление № 1-87/2014 от 19 февраля 2014 г. по делу № 1-87/2014

Если же постановление о представлении результатов ОРД не будет приобщено к материалам уголовного дела, в рамках которого используются результаты ОРД, выяснить обозначенные выше вопросы будет невозможно. Поэтому все полученные и переданные в следственные органы результаты ОРД могут быть признаны недопустимыми в процессе доказывания по уголовному делу.

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД;Кореневский Ю. В., Токарева М. Е.

Розыск имущества производится оперативными подразделениями в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями ФССП России и ФМС России. В данных структурах может быть получена оперативно-значимая информация о выезде должников за пределы Российской Федерации. Результаты ОРД могут служить основанием для направления судебными приставами-исполнителями поручения о временном ограничении выезда подозреваемого в сокрытии имущества лица за пределы России в органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Уголовно-процессуальным законодательством в качестве повода для возбуждения уголовного дела называется и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).

В научной литературе отмечается, что составление рапортов оперативными работниками в случае представления полученных предметов и документов является наиболее оптимальным способом введения объектов в уголовный процесс. Рапорт не исключает составления следователем протокола осмотра (ст. 176, 180 УПК РФ) и принятия представленных предметов и документов. При этом рапорт и сам предмет или документ будут представлять собой одно комплексное доказательство. Полученные в результате ОРМ фактические данные независимо от того, проведены такие мероприятия до или после возбуждения уголовного дела, могут стать доказательствами при условии, если лицо, уполномоченное на ведение предварительного следствия, или суд получат их путем проведения процессуальных действий. Для этого должно быть известно лицо, представившее материалы, которое должно быть допрошено по обстоятельствам их обнаружения, а материалы (кино-, фотоматериалы, аудио- и видеозапись) приобщены в процессуальном порядке к уголовному делу. Особенности допроса эксперта на предварительном следствии и в суде? В соответствии со ст.

Обязательным условием законного представления результатов ОРД, будь то рапорт или сообщение, является вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Постановление о представлении результатов ОРД оформляется в соответствии с приложением № 2 к Инструкции от 27 сентября 2013 г.

Вводная часть включает в себя: наименование документа, указание места и даты его составления, должность, специальное (воинское) звание, фамилию, инициалы руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), а второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия,Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. записи и расчеты, свидетельствующие о фактах вывоза, сбыта и скупки похищенного;- принимаются меры по обеспече­нию технического контроля за реализацией преступных дейст­вий подозреваемого;

Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.

4921. Далее — «УПК РФ». Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст.

3207.

На стадии возбуждения уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности используются при решении вопроса о поводах и основаниях принятия процессуального решения. На практике, на мой взгляд, существует две типичные ситуации:

Таким образом, результаты ОРД способствуют раскрытию преступления по горячим следам, т. е. на основе обмена информации оперуполномоченный раскрывает преступление, а результаты ОРД помогают следователю в привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление.

Оперативный работник параллельно с осмотром обязан проводить оперативно-розыскные мероприятия, решая следующие задачи: Постановление приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела, т. е. адресату не передается. Сведения, необходимые для того, чтобы использовать представляемые материалы в доказывании, должны содержаться в сопроводительном письме и прилагаемых к нему документах.

Такими сведениями являются Алиев Т. Т. Понятие и структура уголовно-процессуального доказывания // Следователь. 2003. № 2.: Первоначальный этап расследования преступления начинается на стадии возбуждения уголовного дела и заканчивается моментом исчезновения неотложности в проведении следственных действийШурухнов Н. Г. Криминалистика: учебное пособие — М., 2002.

С.214.. Таким образом, мы можем выделить основные этапы, на которых используются результаты ОРД.

Судебная практика по ст. 89 УПК РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 703

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 509

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 507

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
N 1820

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
N 535

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
N 398

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 68

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <1> приказываем:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Министр обороны
Российской Федерации
С.ШОЙГУ

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
А.БОРТНИКОВ

Директор
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
А.МУРОВ

Руководитель
Федеральной таможенной службы
А.БЕЛЬЯНИНОВ

Директор
Службы внешней разведки
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Директор
Федеральной службы
исполнения наказаний
Г.КОРНИЕНКО

Директор
Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков
В.ИВАНОВ

Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
А.БАСТРЫКИН

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность <1>, результатов ОРД <2> органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

<1> Далее — «ОРД».

<2> В соответствии с подпунктом 36.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий <1> по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

<1> Далее — «ОРМ».

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» <1> судебным искам.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) <1> являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации <2>, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

<1> Далее — «уполномоченные должностные лица (органы)».

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее — «УПК РФ».

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Приложение N 1
к Инструкции о порядке
представления результатов
оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю или в суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд _____________________ «__» _____________ 20__ г. (место составления) __________________________________________________________________ (должность, специальное (воинское) звание, фамилия, инициалы __________________________________________________________________

руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) УСТАНОВИЛ: __________________________________________________________________ (когда, где и какое оперативно-розыскное мероприятие __________________________________________________________________

проводилось и какие получены результаты, для каких целей они __________________________________________________________________

представляются (использования в качестве повода и основания __________________________________________________________________

для возбуждения уголовного дела, подготовки следственных __________________________________________________________________ или судебных действий, использования в доказывании по уголовным __________________________________________________________________

делам и т.п.), когда и кем санкционировалось конкретное __________________________________________________________________

оперативно-розыскное мероприятие, наличие судебного решения __________________________________________________________________ о его проведении) Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», пунктом 9 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности уполномоченным должностным лицам (органам), ПОСТАНОВИЛ: __________________________________________________________________ (решение руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную __________________________________________________________________

деятельность, о направлении оперативно-служебных документов, __________________________________________________________________ отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, перечень __________________________________________________________________ документов, подлежащих направлению) __________________________________________________________________ __________________________________________ (должность, специальное (воинское) звание, __________________________________________ фамилия, инициалы руководителя органа, __________________________________________

осуществляющего оперативно-розыскную __________________________________________ _______________ деятельность) (подпись)

Приложение N 3
к Инструкции о порядке
представления результатов
оперативно-розыскной
деятельности органу дознания,
следователю или в суд

В то же время ряд нормативных положений, регламентирующих порядок производства процессуальных и следственных действий, принятия процессуальных решений, позволяет утверждать, что результаты ОРД все же могут быть использованы (в непреобразованном виде, в том виде, в каком они были представлены) при принятии некоторых процессуальных решений. Причем, забегая вперед, скажем, что возможность или недопустимость использования результатов возникает в зависимости как от предусмотренного законодателем основания конкретного решения, предопределяющего его информационную природу, так и от определенных условий, складывающихся на момент его принятия2.

Таким образом, мы можем утверждать, что использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе вообще и при принятии процессуальных решений в частности может осуществляться в двух формах: 1) в непосредственной форме. При этом результаты ОРД используются в том виде, в каком они были представлены после их проверки с точки зрения законности их получения и с точки зрения соблюдения условий и порядка их представления. В этой форме результаты ОРД не могут использоваться для разрешения вопроса о виновности лица в совершении инкриминируемого ему деяния; 2) в опосредованной форме, после трансформации результатов ОРД в доказательства. Такая трансформация должна представлять собой формирование доказательств, производимое на основе сведений о первоначальных источниках информации, извлеченных из результатов ОРД, то есть включать самостоятельное извлечение следователем, дознавателем или судом информации из тех источников, на которые указывают переданные результаты ОРД, ее закрепление и фиксацию (допрос свидетелей, истребование предметов и документов, осмотр и приобщение к делу вещественных доказательств, назначение экспертизы и т.д.).

Очевидно, что эти две формы использования результатов имеют существенные, коренные различия и пригодны для применения в разных целях. Поэтому подмена опосредованной формы использования результатов ОРД непосредственным их использованием в тех случаях, когда решается вопрос о виновности, совершенно недопустима. С этой точки зрения представляются совершенно недопустимыми утверждения, согласно которым письменные результаты ОРД (справки, меморандумы, акты), фиксирующие факт и обстоятельства совершения преступления, если они были в установленном порядке переданы следователю, дознавателю, суду и приняты им, в дальнейшем непосредственно используются в доказывании в качестве «иных документов» – доказательств, предусмотренных ст. 84 УПК РФ1. Сами по себе передача следователю результатов ОРД и их принятие следователем не означают еще трансформации (превращения) результатов ОРД в доказательства. Говорить о наличии трансформации можно лишь в тех случаях, когда следователь, дознаватель, суд самостоятельно сформировали доказательство, воспользовавшись информацией, почерпнутой из результатов ОРД, для обнаружения ее носителя.

С другой стороны, трансформация результатов ОРД в доказательства требует времени, и потому ее использование для принятия некоторых процессуальных решений (например, решения об обыске) может быть нецелесообразным. Поэтому представляется необходимым рассмотреть особенности применения каждой из этих форм. Использование результатов ОРД при принятии процессуальных решений в непосредственной форме.

В тех процессуальных решениях, фактические основания которых закон связывает не с наличием достаточных доказательств, а с наличием «достаточных данных», результаты ОРД, как представляется, могут использоваться в непосредственной форме. Основная суть данной формы заключается в том, что с помощью результатов ОРД компетентное должностное лицо может аргументировать, обосновать необходимость производства конкретного процессуального действия или принятия процессуального решения. Причем применение в указанной форме результатов ОРД не требует дополнительных процедур фиксации процесса их перехода в процессуальные доказательства. Должностным лицам, осуществляющим предварительное расследование, необходимо лишь произвести оценку представленных органом дознания документов, отражающих результаты ОРД, для того чтобы убедиться с формальной стороны в законности способа их получения, а также установленного порядка представления, тем самым обеспечив гарантии обоснованности и законности принимаемого на основе оперативных сведений процессуального решения. Так, все результаты ОРД должны быть получены посредством ОРМ, а при необходимости и на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Все прочие требования, предъявляемые к результатам ОРД, определены межведомственной инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, прокурору или в суд».

Использование результатов ОРД при принятии процессуальных решений в непосредственной форме может иметь место в двух различающихся ситуациях. Первая из них характеризуется тем, что результаты ОРД используются в качестве самостоятельного (единственного) обоснования принимаемого процессуального решения. Согласно анализу изученных нами уголовных дел о незаконном сбыте наркотиков, результаты ОРД как самостоятельное основание использовались при принятии следующих процессуальных решений: о возбуждении уголовного дела – в 97,8% случаев; о задержании – 76,2%; о назначении судебной экспертизы – 99,4%; о производстве освидетельствования – 56,7%; о допросе – 84,9%; о производстве обыска и выемки в случаях, не терпящих отлагат��льства, – 72,4% и пр.

Рассмотрим проблемы непосредственного использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве единственного источника информации при принятии процессуальных решений на примере проблем принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела (отказе в возбуждении уголовного дела).

Как известно, процессуальное решение в форме постановления о возбуждении уголовного дела принимается в рамках стадии возбуждения уголовного дела. С момента вынесения этого решения компетентное должностное лицо обязано приступить к расследованию. Стадия возбуждения уголовного дела играет важную роль для уголовного процесса, представляя процессуальную гарантию от необоснованного привлечения к уголовной ответственности для одних участников уголовного судопроизводства и от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного судопроизводства для других1. В этой связи принятие процессуального решения в форме постановления о возбуждении (об отказе) уголовного дела либо передаче материалов проверки по подследственности представляет собой важную системную функцию указанной стадии2.

В целях принятия законного и обоснованного процессуального решения, в частности, о возбуждении уголовного дела требуется установление круга обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, познание которых, очевидно, должно происходить посредством доказывания1. В то же время в рамках рассматриваемой стадии сложившееся общее представление о процессе доказывания требует некоторой корректировки. В ходе данной стадии установление обстоятельств, требуемых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, их проверка сопряжены с возможностью использования ограниченного количества процессуальных средств собирания доказательственной информации, которые перечислены в ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Как отмечала П.А. Лупинская, такое положение дел связано с тем, что «в стадии возбуждения уголовного дела установлению подлежат лишь части обстоятельств, включенных в предмет доказывания»2, а потому процессуальные средства собирания доказательственной информации в данном случае законом ограничены.

На фоне сказанного особый интерес представляют результаты ОРД, за счет использования которых на практике достаточно ощутимо расширяется объем данных, используемых для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Особенно наглядно это прослеживается при установлении признаков преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, где, согласно проведенному нами исследованию, результаты ОРД служат поводами к возбуждению уголовного дела (в 97,8% случаев) и одновременно практически в том же процентном соотношении образуют основание анализируемого процессуального решения3. Стадия возбуждения уголовного дела традиционно делится на три этапа: 1) получение сообщения о преступлении; 2) проверка поступившей информации; 3) принятие решения по поступившему сообщению. На каждом из перечисленных этапов происходит использование результатов ОРД. Получение сообщения о преступлении. Сообщение о преступлении может быть оформлено одним из следующих поводов для возбуждения уголовного дела: 1) заявлением о преступлении; 2) явкой с повинной; 3) сообщением о совершенном или готовящемся преступлении, полученным из иных источников; 4) постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Кроме перечисленных поводов, в ч. 1 ст. 140 УПК РФ также упомянут и специальный повод, который предназначен исключительно для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 172 УК РФ.

В теории уголовно-процессуального права существует точка зрения о бессистемном характере нынешнего перечня поводов, закрепленного в УПК РФ1. В частности, Б.Т. Безлепкин отмечает, что содержащийся в ст. 140 УПК РФ перечень поводов страдает существенными недостатками, к числу которых он относит отсутствие в нем других многочисленных официально-документальных источников информации о совершенных или готовящихся преступлениях, поступающих в правоохранительные органы из различных инстанций2. Разделяя позицию Б.Т. Безлепкина, хотелось бы обратить внимание на положение п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, которым предусмотрен такой вид повода, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. На наш взгляд, законодательная формулировка этого повода не отвечает конституционным критериям ясности и недвусмысленности правовых норм, поскольку допускает двоякое толкование. С одной стороны, по своему смысловому значению и во взаимосвязи со ст. 143 УПК РФ данная норма не исключает отнесение к иным источникам результатов ОРД. С другой же стороны, помимо результатов ОРД к иным источникам могут быть причислены информационные сигналы, поступающие, например, из средств массовой информации, размещенные в печати (статьи, заметки, письма о готовящемся или совершенном преступлении); сигналы от персонала лечебных учреждений, любых предприятий; информация, переданная по телефону, телеграфу и иным средствам связи и т.п., адресованная органам, правомочным возбуждать уголовные дела1.

Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.

В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующе Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.

Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.

Таким нормативным актом в настоящее время является “Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд”, утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013

Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.

Подобные Инструкции существовали и ранее. До этого были ее редакции 1998 и 2007 года.

Рассмотрим основные требования, которые предъявляет данная Инструкция к порядку представления результатов ОРД следователю.

К вопросу о процессуальном статусе результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты ОРД могут представляться в двух вариантах.

  1. В виде рапорта об обнаружении признаков преступления. Такой рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения в соответствии со статьей 143 УПК РФ и обязательно должен быть зарегистрирован в установленном порядке.
  2. В виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Процедура представления результатов ОРД в виде рапорта или сообщения включает в себя следующие этапы.

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) – к материалам номенклатурного дела.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Согласно ст.

8 Закона об ОРД такие ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД..

Следовательно, при передаче следователю результатов этих мероприятий, в представленных материалах должно быть наличие соответствующего постановления о проведении ОРМ.

Копии таких постановлений подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

К вышеуказанным документам прилагаются (при их наличии) полученные или выполненные при проведении ОРМ материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также различные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При этом нужно обращать внимание на то, чтобы органом, осуществляющим ОРД, были приняты все необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).

Если следователю передается фонограмма, к ней должен прилагаться бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, в копиях или выписках, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, и на бумажном носителе записи переговоров.

В этом случае их оригиналы, если они не были в дальнейшем истребованы следователем, должны храниться в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

Таким образом, к рапорту об обнаружении признаков преступления либо сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть следующие документы:

  • постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД о передаче результатов ОРД следователю;
  • постановлении о рассекречивании результатов ОРД, утвержденное руководителе органа, который осуществлял эту деятельность;
  • постановления о проведении таких ОРМ, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение (если следователю представляются материалы, полученные в результате их проведения);
  • копии судебных решений о проведении ОРМ, если такое решение требовалось по закону.

Теперь о том, какие сведения должны быть указаны в документах, о которых шла речь.

В соответствии с п.

1 Инструкции она стала распространяться на случаи исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права непредставлением или представлением не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (п. 1).

  1. Дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:
    1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
    2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
    3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
  2. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица в порядке, предусмотренном статьей 466 настоящего Кодекса.

Мерами пресечения являются:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
3) наблюдение командования воинской части;
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.

Статья 99 УПК РФ. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

  1. В исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
  2. Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
  1. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения.
  2. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.
  3. Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный статьями 123 — 127 настоящего Кодекса.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:
1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;
2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;
3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

  1. Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.
  2. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
  3. Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.
  4. В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса.

Достоверные сведения при разрешении вопроса о заключении под стражу

Написать комментарий

⇐ Меры пресечения

1) специальные условия и ограничения применения заключения под стражу

Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения. Поэтому она во всех случаях может быть применена только при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Помимо общих оснований применения, установленных ст. 97 УПК РФ, законодатель допускает заключение под стражу в качестве меры пресечения только при наличии некоторых специальных условий.

  • Понятие, виды и значение мер пресечения. Заключение под стражу
  • Заключение под стражу
  • Все страницы

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 сентября 2013 года N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Приложение N 1


Наименование органа,

осуществляющего ОРД

(должность лица, в адрес которого

Действительное штатное

наименование

направляются результаты ОРД, его

Индекс предприятия связи,

почтовый и телеграфный

инициалы и фамилия)

адрес

Приложение N 2


Постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

«

«

20

г.

(место составления)

Приложение N 3


Постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

«

«

20

г.

(место составления)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены