Закон о приватизации жилья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о приватизации жилья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ, от 01.05.99 N 88-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 26.11.2002 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ, от 16.10.2012 N 170-ФЗ, от 20.12.2017 N 399-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. (в ред. Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений. (в ред. Закона РФ от 23.12.92 N 4199-1, Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. (в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 28.03.98 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1, Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. (в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

(наименование раздела в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 55-ФЗ)

Предварительный сбор документов в среднем занимает полтора-два месяца. Заявление с приложенным пакетом документов рассматривают не более двух месяцев, переход права и регистрацию права собственности оформляют около 10 дней. В результате общий срок приватизации — 3,5—4,5 месяца.

В июле 1991 года Верховный Совет принял закон о приватизации жилья. Его основными положениями были следующие:

  • переход в частную собственность должен быть добровольным;
  • передача жилья, которое занимает гражданин, должна быть бесплатной;
  • гражданин может воспользоваться своим правом бесплатно только один раз.

Законом было оговорено, что аварийное, а также служебное жилье не будет подлежать передаче гражданам. Под запретом оказались помещения, которые находятся в закрытых военных городках и на территориях, не подлежащих заселению.

В 1994 году закон был дополнен. Основные поправки:

  1. Несовершеннолетние имеют право 2 раза приватизировать жилье. В первый раз до 18 лет вместе с семьей, второй раз — самостоятельно.
  2. Вторично участвовать в процедуре можно также в случаях расприватизации жилья, при расторжении прежних условий владения недвижимостью.

Согласно Конституции те, кто приватизировал жилье, может распоряжаться им по своему усмотрению. Изъять такое имущество у гражданина невозможно, поскольку оно является частной собственностью.

Интересно. В 1988 году появилось Постановление о продаже государственных квартир гражданам. Но к 1991 году, времени массовой приватизации, было приватизировано меньше 1 процента всего жилья.

Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. № 1541-1

Положение принято в ноябре 1993 года и дополняет ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ. Основные положения:

  1. Перечислены основные принципы закона: добровольность, однократность, бесплатная передача.
  2. Передача гражданам осуществляется с согласия всех членов семьи, проживающих совместно.
  3. Их отказ от участия в процедуре может быть санкционирован только органами опеки.
  4. После процедуры граждане становятся собственниками, которые имеют право продать жилье, сдавать его в аренду, завещать, закладывать.
  5. Перечень документов на приватизацию.
  6. Перечень помещений, не подлежащих передаче гражданам.
  7. Право собственности может прекратиться только при изъявлении воли собственника без принудительного изъятия (кроме законных причин).
  8. Решение о передаче жилья принимается не более 2-х месяцев.
  9. Передача осуществляется после оформления договора передачи. Государственная пошлина при этом не взимается.
  10. При переезде в другое жилье по соцнайму гражданин может его приватизировать только при условии расторжения предыдущего договора.

Дополнительно перечислены возможности пользования общей собственностью и придомовой территорией. А также указаны правила эксплуатации жилых помещений.

Закон о приватизации квартиры предусматривает несложную процедуру оформления помещения. Для того, чтобы ее пройти, достаточно собрать следующие бумаги:

  • паспорта всех жильцов (дети до 14 лет — свидетельство о рождении);
  • ордер или договор соцнайма;
  • письменный отказ (если имеется) членов семьи.

Эти документы нужно подать в МФЦ (Многофункциональный центр). При этом обязательно присутствие всех членов семьи, подписи которых должны стоять на заявлении. Несовершеннолетние также принимают участие в процедуре. Ожидание решения длится до 2-х месяцев.

В июле 2021 г. исполняется 30 лет отечественной приватизации жилья: 4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Срок для переходного законодательного акта весьма значительный, можно сказать, беспрецедентный. При этом сам Закон неоднократно претерпевал изменения — от расширения рамок приватизации до сужения и постоянного изменения срока окончания приватизации жилья. Однако в конце концов «переходный характер» этого Закона закончился — теперь нет срока окончания его действия. Применение данного Закона не носит массовый характер, но тем не менее документ действует.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. № 14-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»2 все упоминания о переходных положениях упразднены.

Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы одного явления, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно дополняют и развивают один другой, воплощаясь в тексте законодательных норм, регулируют отношения, связанные с приватизацией жилищного фонда.

Из анализа норм Закона о приватизации жилищного фонда можно выделить три важнейших принципа приватизации жилья: добровольность (ст. 1), бесплатность (ст. 1) и одноразовость (ст. 11). При этом если первый принцип (добровольность) вытекает из основных начал гражданского законодательства: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора» (п. 2 ст. 1 ГК РФ), то два других (бесплатность и одноразовость) характеризуют некоторые черты современной жилищной политики России, выраженной кроме прочих нормативных актов в Законе о приватизации жилищного фонда.

Главным принципом приватизации жилья является принцип добровольности. В ст. 1 названного выше Закона прямо указывается «передача в собственность граждан на добровольной основе», т.е. граждане сами принимают решение, приватизировать занимаемое жилье или нет, в случае положительного решения вопроса о том, кто из членов семьи будет участвовать в осуществлении приватизации, а кто нет (конечно же в порядке и на условиях указанного Закона). Никто не вправе принудить нанимателей и членов их семей приватизировать занимаемое жилье. Более того, если хотя бы один член семьи откажется участвовать в процессе приватизации, остальные члены семьи не имеют права приватизировать занимаемое жилое помещение.

Среди принципов приватизации жилищного фонда особое значение имеет принцип одноразовости бесплатного приобретения занимаемого жилого помещения. Вместе с тем в отличие от принципа добровольности этот принцип, думается, не является безусловным.

Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улучшение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых является гражданин, вправе обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, надо полагать, должно вновь возникать право на бесплатную приватизацию жилья. Как правило, этот вопрос на практике так и решается. Однако законодательного решения подобных ситуаций до сих пор нет.

Теоретические исследования и развитие гражданского законодательства в направлении комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан привели к необходимости установления в этих целях изъятия из принципа одноразовости. Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» введена норма, согласно которой несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия.

Заслуживает внимания и осмысления вопрос о передаче жилых помещений в собственность не всех, а только некоторых проживающих в них лиц. Рассматривая такую ситуацию, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 г. № 8 указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.

Это обосновывается тем, что в данном случае право на одноразовую приватизацию не было реализовано при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами — членами семьи. Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона о приватизации жилищного фонда и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.

Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.

Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.

На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.

Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.

Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Наверное, следует сразу же оговориться, что жилищный фонд, принадлежащий общественной организации, безусловно, является частным жилищным фондом, и, строго говоря, о приватизации как таковой речь идти не может. Однако в постановлении Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»» рекомендовалось общественным организациям осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищных фондов.

Принятие этой нормы представляется весьма оправданным, особенно если учитывать время принятия (1991 г.). Дело в том, что имущество общественных организаций до принятия законодательных актов 90-х гг. XX в. во многом отождествлялось с государственным имуществом и соответственно правовое регулирование было аналогичным. При рассмотрении норм ЖК РСФСР 1983 г. даже из названий глав («Предоставление жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда», «Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда») видно единое регулирование государственного и общественного жилищных фондов.

Анализ норм жилищного законодательства и приведенной выше нормы Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. позволяет сделать вывод о том, что бесплатно приобрести жилое помещение, находящееся в жилищных фондах общественных организаций, могли граждане и члены их семей только при соблюдении двух условий: во-первых, жилое помещение должно было быть предоставлено по договору найма в соответствии с нормами ЖК РСФСР. Жилое помещение, предоставленное по договору аренды или коммерческого найма, можно было приобрести только до 31 мая 2001 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»», исключившего пользователей по указанным основаниям из приватизационных правоотношений; во-вторых, наряду с желанием нанимателя и всех совместно проживающих с ним совершеннолетних и несовершеннолетних членов его семьи от 15 до 18 лет должно быть получено согласие общественной организации, которой принадлежало жилье на праве собственности, на передачу жилого помещения в порядке и на условиях Закона о приватизации жилищного фонда.

Представляется, что рассмотренная норма, впрочем, как и все постановление, сыграла свою роль и должна быть отменена. Причин несколько. С одной стороны, в настоящее время количество общественных организаций в России резко увеличилось, с другой — сегодня общественные организации не вправе предоставлять жилое помещение по договору социального найма. По всей видимости, рассматриваемая норма уйдет в историю вместе с приватизацией жилищного фонда.

Передача приватизированного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность и возвращение гражданам правового положения нанимателей в литературе и на практике получили название «деприватизация» или «расприватизация».

Первоначально для возвращения в положение нанимателя гражданин должен был добиться расторжения договора передачи и тем самым отказаться от своего права собственности на жилое помещение. Для этого необходимо было согласие другой стороны — организации, передавшей данное жилье гражданину в порядке приватизации.

Если организация отказывала гражданину в его просьбе расторгнуть договор, то расторжение такового возможно было в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. Например, когда оформление приватизации, в том числе заключение договора передачи, происходило под влиянием насилия, угрозы, заблуждения, что служит основанием для признания такого договора недействительным по решению суда с возвращением гражданину первоначального правового положения нанимателя.

Затем Вводным законом к ЖК РФ было установлено правило, в соответствии с которым малоимущие граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, до 1 января 2007 г. вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящее время Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (о дачной амнистии) возможность возвращения жилья была расширена: расприватизировать вправе не только малоимущие граждане, кроме того, срок реализации такой возможности был сначала продлен последовательно до 1 марта 2010 г., 1 марта 2013 г., 1 марта 2016 г., 1 марта 2017 г., в настоящее время в Законе срок не установлен, т.е. этим правом можно воспользоваться в любое время.

Изначально закон о приватизации должен был действовать всего лишь в течение нескольких лет. Однако власти решили продолжить действие законопроекта для жителей Крыма после его соединения с Российской Федерацией. Причём сначала планировалось продлить программу только для тех граждан, которые проживают в аварийных домах, но потом законопроект был несколько доработан.

Сегодня, к сожалению, точных данных по поводу того, будет ли продлеваться приватизация жилья после 1 марта 2021 года, пока нет. Можно предположить, что закон будет продлен хотя бы на фоне того, что во время карантина заниматься приватизированием собственности люди не могут, ведь изоляция создает некоторые ограничения. Правда, подтвердить эту информацию на текущий момент довольно проблематично.

Как уже было сказано выше, приватизировать можно любое жильё. Однако нужно понимать, что законом запрещена приватизация квартиры в 2021 году, которая находится в сильно аварийной домах, то есть решение по сносу уже принято. Нельзя требовать собственность в закрытом военном городе, а также просить право на приватизацию жилого служебного помещения. В этом вопросе бывают исключения, но они рассматриваются в индивидуальном порядке.

Следовательно, любые другие объекты недвижимости, которые находятся в аренде по договору социального найма и располагаются в обычных домах, могут передаваться в собственность.

Процедура приватизации довольно простая. Она, по сути, состоит из трёх этапов. И если приватизация квартиры после 1 марта будет продлена, то в этом плане ничего не изменится.

  • На первом этапе человек должен собрать весь пакет необходимых документов. Список можно получить в отделение МФЦ, собственно говоря, туда потом и передается собранный пакет.
  • На втором этапе инспектор тщательно анализирует всю собранную документацию, назначает дату, по которой проводится заседание, направленное на рассмотрение конкретно этого вопроса. Во время заседания принимается решение. Если решение по поводу приватизации положительное, то заявитель получает бумагу, которая признает его собственником.
  • Третий этап состоит в оформлении свидетельства. Для этого нужно обратиться к государственному регистратору, который выдаст свидетельство о праве собственности. После этого остается поставить имущество на учёт в БТИ.

Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2007, N 18, ст. 2117; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 23, ст. 2788; 2011, N 29, ст. 4292; N 50, ст. 7343; 2014, N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3971; 2016, N 27, ст. 4299; 2019, N 14, ст. 1458) следующие изменения:

1) в статье 8:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Разработка прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества»;

б) в абзаце третьем пункта 2 слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального»;

2) в пункте 2 статьи 9:

а) в абзаце первом слова «имущественных комплексов» исключить, после слов «акционерных обществ» дополнить словами «, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью», дополнить словами «, а также информацию в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;

б) абзац третий признать утратившим силу;

3) в статье 10:

а) пункт 1 дополнить словами «в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации»;

б) в пункте 2 слова «Правительство Российской Федерации или» исключить, дополнить словами «в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации»;

4) в статье 101 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;

5) в статье 15:

а) в абзаце первом пункта 1 слова «прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества»;

б) в пункте 7 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;

в) в пункте 8 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, акты планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества»;

6) в пункте 2 статьи 302 слова «прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или муниципального имущества» заменить словами «прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества».

Президент Российской Федерации В. Путин

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. — Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в операт��вное управление которых передан жилищный фонд.

(с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня 2004 г., 29 декабря 2005 г., 11 июня 2008 г.))

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ в преамбулу и статьи настоящего Закона внесены изменения.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Приватизация жилья после 1 марта 2021 года

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ статья 1 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 января 2007 г.

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ статья 2 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу .

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ статья 3 настоящего Закона признана утратившей силу с 1 марта 2005 г.

Статья 3. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать внаем эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении Сберегательного банка Российской Федерации.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Собственнику приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире принадлежит доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Доля собственника приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире пропорциональна доле площади принадлежащего ему жилого помещения в коммунальной квартире, если соглашением всех собственников приватизированных жилых помещений в коммунальной квартире не установлено иное.

Доля каждого собственника приватизированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире следует судьбе права собственности на жилое помещение в коммунальной квартире, принадлежащее этому собственнику.

4 июля 1991 г. N 1541-I

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. (в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ)

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 28.03.98 N 50-ФЗ)

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 28.03.98 N 50-ФЗ)

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу. (в ред. Федеральных законов от 11.08.94 N 26-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное. (в ред. Федерального закона от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Приватизация жилья в России: история и статистика

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. (в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

  1. Проведенная легитимно сделка выступает гарантией принадлежности имущества конкретному субъекту – утверждение права собственности на жилье отражается в правоустанавливающих документах.
  2. Успешное завершение позволяет продолжить использование жилья, но уже не в качестве арендного, а на полноценной основе по праву собственности.
  3. Отсутствие такого статуса приводит к тому, что жилец будет выселен из квартиры. Право собственности исключает такие ситуации.

Недавно депутатами был принят новый законопроект, который продлил срок перевода жилья в частную собственность до 1 марта 2017 года. Таким образом, подобная инициатива депутатов действует уже на протяжении нескольких лет подряд. По окончанию текущего срока, время оформления продлевается ровно на год, давая гражданам шанс на подачу заявок в жилищные органы.

В случае с оформлением в собственность земельных участков в дело вступает сразу несколько нормативно-правовых актов, создающих единый закон о переоформлении земельных наделов:

  1. Поправки к закону от 01.01.2016 года: изменения коснулись льгот для полноправных участников садоводческих кооперативов. Если они не успели перевести полученную в СССР землю в частные руки, то имеют право такого перевода в период продолжения бесплатного оформления земли.
  2. ФЗ «О дачной амнистии» от 2006 года: перевод дачных объектов в личную собственность граждан не позднее, чем до 1 марта 2017 года.
  3. ФЗ «О льготной приватизации» за 2001 год: перевод наследуемого (бессрочного) земельного участка в частные руки. Основным критерием считается получение такого участка до момента вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Помимо бесплатного варианта переоформления земли существует также платный перевод участков в частные владения. Закон о приватизации земельных участков устанавливает, что отношения оформляются по договору о купле-продажи земли, например, после арендной эксплуатации территории. Стоимость земли оценивается согласно ее кадастровым показателям. Оценкой занимается комиссия по недвижимости.

Жилищный фонд – это отдельный предмет для рассмотрения. Принципы такого подхода заключаются в следующих нюансах:

  1. Переоформление объектов жилищного фонда доступно лишь гражданам РФ и резидентам нашей страны. Закон запрещает иностранцам претендовать на жилье, будь то жилой объект или хозяйственная постройка в пределах границ Российской Федерации.
  2. Процесс затрагивает жилье федерального и муниципального фонда. Недвижимость иных фондов частному переводу не подлежит.
  3. Оформление сопроводительных бумаг тесно связано с договором социального найма.
  4. Перевод недвижимости в частное владение происходит на добровольной основе, а в случае отказа приватизация невозможна.
  5. Порядок осуществляется согласно действующим законам на бесплатной основе.
  6. Гражданин имеет право на оформление лишь один раз в своей жизни. Повторная процедура, но уже с другим жильем из фонда, не допускается.

Ст. 16 ЖК РФ гласит о том, что в случае перевода объектов недвижимости из капитального ремонта, наймодатель обязан закончить работы в установленные договором сроки.

Оформление квартиры предполагает подготовку и подачу документов на приватизацию жилья. Перечень представлен:

  1. Удостоверяющими документами:
  • паспорт – для жильцов квартиры;
  • свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет;
  • свидетельство о смерти – для прописанных в квартире, но умерших граждан;
  • военный билет или справка из военкомата – солдатам, проходящим службу;
  • иные документы – по закону заверяются у нотариуса.
  1. Выпиской из домовой книги.
  2. Правоустанавливающими документами на квартиру (техпаспорт, договор найма жилья, распоряжение государственного органа и др.).
  3. Справкой из БТИ (не позднее, чем за 6 месяцев).
  4. Письменным отказом на приватизацию жилья от других собственников.
  5. Накладными, квитанциями и чеками об оплате коммунальных услуг (не позднее, чем за 3 месяца до начала процедуры).
  6. Свидетельствами о проведении перепланировки (в случае ремонтных работ, согласованных с жилищной инспекцией).

Несмотря на то, что закон о приватизации квартиры не устанавливает чётких рамок на сбор документов, желательно не оттягивать этот процесс, а оформлять сделку до конца года.

Приватизация квартиры: закон о приватизации

Современное законодательство предлагает гражданам абсолютно бесплатный перевод собственности в частные руки, и он продлевается с каждым годом. Но в то же время неприватизированными остаются около 20% от доли всей недвижимости в стране. На самом деле, это серьезный показатель, свидетельствующий о том, что положения нового закона не подталкивают граждан к оформлению имущества.

Не следует забывать, что не все имущество может быть переоформлено в частные руки. По ФЗ 178, из общей процедуры выпадают:

  1. Вспомогательные жилищные фонды (служебные квартиры или армейская недвижимость).
  2. Аварийное жилье.
  3. Объекты культурно-исторического назначения.

По мнению ряда экспертов, 178 Закон РФ «О приватизации» в будущем может включить пункты о проведении платных сделок с недвижимостью. Во многом это связывается с экономическими показателями в России – государству требуются дополнительные источники дохода. Учитывая, что жилье входит в список наиболее прибыльных объектов, не исключено, что закон о приватизации имущества в 2017 и последующих годах будет дополнен рядом статей о возмездном переводе имущества.

Оставшиеся без приватизированного жилья граждане не смогут включать имущество в наследство, дарить его своим родственникам или продавать по договору о купле-продаже. Более того, опоздавшие собственники могут и вовсе потерять данное имущество, например, единственное место жительства.

Процедура оформления недвижимости в собственность доступна всем гражданам нашей страны и только один раз в жизни на бесплатной основе. Повторно процедура не допускается, но если она платная – то возможны некоторые варианты завершения новой сделки.

Этапы перевода квартиры в частную собственность по закону представлены:

  1. Обсуждением всеми членами семьи вопроса о необходимости приватизации жилья. Наравне с правами, новые собственники получат и ряд обязанностей: участие в капитальном ремонте многоквартирного дома, внесение обязательных платежей, включая налог на квартиру. Но зато члены семьи смогут распоряжаться недвижимостью лигитимно: продавать, сдавать в найм, наследовать, включать в залог или дарить другим физическим лицам.
  2. Подготовкой документации: свидетельств, выписок из домовых книг, справок из БТИ, кадастровых актов и т.д.
  3. Составлением заявления на приватизацию жилого помещения с указанием всех участников процесса. Вместе с заявлением граждане подают перечень документов любым удобным способом: личное посещение жилищной инспекции или путем онлайн загрузки копий на сайте.
  4. Оценкой поданных документов. Процедура поручена штатным сотрудникам жилищного отдела. В случае соответствия всей документации заявленным стандартам, работники выносят положительный вердикт.
  5. Оформлением договора. Закон о приватизации жилых помещений требует подписей двух ответственных сторон: представителя жилищного комитета и будущего собственника квартиры.

После получения нового свидетельства на жилье, члены семьи вступают в распоряжение недвижимостью по закону.

  • Продажа квартиры после приватизации
  • Приватизация земельного участка под частным домом
  • О приватизации государственного и муниципального имущества
  • Договор социального найма в приватизации
  • Федеральный закон о приватизации
  • Приватизация и несовершеннолетние дети
  • Приватизация части коммунальных квартир
  • Приватизация служебной квартиры
  • Приватизация дачи
  • Приватизация частного дома
  • Приватизация гаража в гаражном кооперативе
  • Признание приватизации недействительной
  • Помощь в приватизации
  • Приватизация земли
  • Отказ от приватизации одного из прописанных
  • Приватизация жилого помещения
  • Приватизация садового участка

Действующий закон о приватизации жилья, находящегося в социальном использовании на территории РФ, регулирует условия, при которых граждане могут воспользоваться своим правом получения квартир и частных домов в собственность. В 2020 году приватизация является бессрочной, бесплатной процедурой, воспользоваться которой можно 1 раз в жизни при достижении совершеннолетнего возраста.

Независимо от количества жильцов, оформление квартиры в ипотеку проходит по стандартной схеме. Все помещения, включенные в муниципальный фонд, можно приватизировать в собственность граждан, если нет сопутствующих препятствий.

Воспользоваться правом можно один раз в жизни с учетом аннулированной сделки, которую можно оспорить в суде при наличии весомых доказательств.

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • подготовка и сбор необходимых документов;
  • заявление в администрацию района с согласием (подписями) всех нанимателей жилья;
  • заключение договора о праве собственности, который служит основанием для процедуры регистрации в Росреестре;
  • завершающий этап – выдача свидетельства на квартиру, которая становится собственностью гражданина.

Если теоретически все просто, то на практике могут возникнуть сложности с подготовкой документов и получением разрешений. Особенно проблематично оформить в собственность муниципальное жилье, некогда принадлежащее ведомственным структурам и имеющее статус служебного.

Прежде чем дать добро на приватизацию муниципального имущества, государственные служащие тщательно проверяют каждый документ. От того, насколько правильно собран пакет требуемых бумаг, справок и заявлений, зависит результат. Какие документы следует собрать для приватизации и куда обратиться, представлено в пошаговом руководстве.

Основной список документов, который может быть дополнен при ряде обстоятельств:

  • заявления от каждого члена семьи, включая подростков от 14 лет;
  • подтверждение права на жилье – ордер, договор социального найма (можно получить в РИЦ);
  • кадастровый паспорт, который выдается в Кадастровой палате после уплаты государственной пошлины (200 руб.);
  • технический паспорт объекта, получить который можно в БТИ, заплатив от 900 руб. (при его отсутствии);
  • выписка из домовой книги;
  • выписка из ЕГРП (заказать можно в МФЦ и Регистрационной палате);
  • обязательно предоставить выписку из госреестра по форме №3, которая содержит сведения о наличии другой недвижимости в собственности заявителя и каждого из членов семьи;
  • справка о том, что участие в приватизации проводится впервые;
  • счета по оплате коммунальных услуг (в бухгалтерии ЖЭКа);
  • копии паспорта и свидетельства о рождении взрослых и несовершеннолетних детей, участвующих в оформлении жилья;
  • если интересы представляет третье лицо, то в пакет документов входит доверенность на представителя заявителя;
  • для несовершеннолетнего ребенка придется подготовить дополнительные разрешения органов опеки и попечительства, а также родителей;
  • если наниматель отказывается приватизировать жилплощадь, то его отказ должен быть заверен нотариусом и приложен к остальным бумагам.

Обратите внимание!

Некоторые документы выдаются на срок не более 10 дней, по истечении которого, теряют свою юридическую силу. При упущении отведенного времени для сдачи пакета документов, приватизация не состоится, а получать справки и оплачивать госпошлину придется повторно.

В любой ситуации важно знать свои права, уточнить список требуемых бумаг в МФЦ, а также учитывать нормы ФЗ РФ, в чем помогут опытные юристы нашего правового центра.

Заявление на приватизацию муниципального жилья в 2020 году можно оформить самостоятельно или воспользовавшись консультацией компетентных правоведов. Образец этого документа включает несколько пунктов:

  • шапка – ФИО, сведения о заявителе и адрес муниципального жилья, который должен совпадать с адресом регистрации жильца;
  • технические параметры квартиры/комнаты, адрес и просьба передать государственный объект в частную собственность путем приватизации;
  • согласие всех жильцов;
  • сведения о первичной приватизации этого объекта, отсутствии залога/ареста и спорных моментов с третьими лицами;
  • дата и подпись с расшифровкой.

Получить образец документа можно, обратившись к юристам.

В зависимости от возможностей и спектра задач, которыми наделяется представитель заявителя, можно оформить одну из доверенностей:

  • разовая – требуется для одного действия (получение документа единоразово, передача пакета документов на право собственности/приватизацию);
  • специальная доверенность включает несколько функций – подготовка и передача бумаг;
  • генеральная наделяет всеми полномочиями по оформлению, сбору и получения документов на приватизацию муниципального жилья.

При составлении доверенности, следует учитывать несколько правил и форму документа. Образец доверенности можно получить у опытных юристов и при обращении в нотариальную контору. Шаблон документа включает:

  • сведения о доверителе и доверенном лице (ФИО, паспортные данные, адрес);
  • круг предоставляемых полномочий;
  • срок действия документа;
  • данные нотариуса;
  • согласие на передачу полномочий и подписи сторон.

Доверенность заверяется исключительно в нотариальной конторе, а сведения о документе вносятся в реестр.

Обратите внимание!

Доверенность, выданная ЖЭУ, администрацией и иным представителем власти является недействительной!

Законодательная база Российской Федерации

Казалось бы, в чем вопрос – после приватизации человек получает абсолютно полное право собственности над квартирой, и никак не рискует ее лишиться. Однако есть множество мелких деталей, о которых нужно помнить.

Прежде всего, право собственности на квартиру – это еще и обязанности. Владелец квартиры обязан платить:

  • за капитальный ремонт;
  • налог на недвижимость;
  • по желанию – за страховку квартиры.

По договору социального найма нужно платить только плату за найм городу (не везде), капремонт город оплатит сам, а налог вообще не платится. Простые подсчеты показывают, что при социальном найме даже в Москве уйдет меньше денег на ежемесячные платежи, чем составит налог.

Но было бы неправильно все сводить только к деньгам, плюсы и минусы есть разные.

В начале девяностых годов был принят закон о приватизации жилых помещений. Именно об этом пойдет речь в статье.

Он устанавливает основные принципы передачи государственного, муниципального жилищного фонда в руки простых жителей страны.

В соответствии с ним, каждый человек, который проживает в квартире, доме, принадлежащем государству, по договору социального найма имеет полное право получить его в полную собственность, путем приватизации.

Приватизация имущества заключается в бесплатной передаче в собственность квартиры, дома и т.п. на добровольной основе, если человек в настоящее время проживает в данном объекте недвижимости или имеет постоянную регистрацию, а так же если данный объект был заранее забронирован гражданином для дальнейшей приватизации.

То есть приватизация основывается на нескольких принципах. К ним относятся:

  1. Безвозмездность. Государство не получает от гражданина, который приватизирует квартиру никакого вознаграждения или оплаты;
  2. Добровольность. Если человек не желает приватизировать имущество, то никто не может его заставить сделать это;
  3. Законность. Любая сделка с недвижимостью должна быть оформлена в соответствии с пунктами российского законодательства.

В соответствии с законом о приватизации жилищного фонда РФ, право на получение в постоянное пользование и владение государственного, муниципального жилья имеют:

  • Совершеннолетние граждане РФ, которые проживают в квартире, доме по договору социального найма;
  • Граждане РФ, которые заранее забронировали данное жилое помещение для приватизации;
  • Несовершеннолетние граждане в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с получением их письменного заявления, согласия родителей и органов опеки и попечительства;
  • Несовершеннолетние граждане РФ до четырнадцати лет, если они самостоятельно проживают в данной квартире, без старших родственников, с получением разрешения от родителей и органов опеки и попечительства;
  • Несовершеннолетние граждане, если они потеряли родителей, которые проживали совместно с ними в данной квартире, с получением разрешения от органов опеки.

Надо заметить, что если приватизация жилого помещения идет для несовершеннолетнего гражданина, то государство берет на себя все затраты, связанные с оформлением бумаг.

Согласно статье 3.1 закона, если один из собственников жилого помещения, которое было приватизировано до мая 2001 года, умирает, то должны быть определены доли всех участников без исключения, даже на того человека, кто ушел из жизни.

Все доли, в соответствии с законом, должны признаваться равными, независимо от того, какой площадью пользуется каждый дольщик.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *