Роль законов развития природы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль законов развития природы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы лучше понять окружающий мир, происходящие в нем естественные процессы, воздействие человека на природу, роль природы в жизни человека, осознать собственную уникальность и оценить необходимость в благоприятном состоянии природы Земли, попробуем заглянуть во Вселенную, представить состояние мириадов звезд в многочисленных галактиках… Можно поступить наоборот — из безграничного космоса посмотрим на нашу планету, которая, будучи песчинкой во Вселенной, чем-то весьма существенным отличается от всех других планет. Она уникальна. Люди пока лишь строят гипотезы о возможности существования жизни где-то еще.

В ходе естественных процессов во Вселенной когда-то очень давно на Земле появились условия для того, чтобы зацвел василек, зажужжала пчела, землю начали топтать гиганты-мамонты и динозавры. Растительный и животный мир планеты так богат и разнообразен, что современный человек при всех его стараниях пока не смог выявить и дать описание большинства его видов. Позже многих других обитателей Земли появился homo. Как любое иное дитя природы, ее органичная часть, он развивался, удовлетворяя свои потребности за счет других элементов природы и полностью подчиняясь ее законам — можно предположить, что никогда позже он не был столь послушен им, как на заре своей юности.

Как же человек строил свои отношения со своей прародительницей в течение веков, если к середине 60-х годов XX века довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отношения общества к природе?

Концепция потребительского отношения к природе. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потребительского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.

На современном этапе, когда господство человека над природой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потребительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: «Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача». «На наш век хватит», «после нас хоть потоп» — вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является, как уже отмечалось, ее истощение, ее деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.

На ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист (1828 — 1903), писал еще в конце XIX века: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца».

Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «природа знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

Учение о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.

Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда, — писал В.И. Вернадский, — биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». Ноосфера — это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человеческого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.

Учение о ноосфере подчеркивает значение идей естественного права и естественной справедливости, указывающих на нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой, обеспечить равновесие и гармонию в их взаимоотношении. Осваивая природу, человек преобразовывает себя в соответствии с законами природы, природными императивами. Благодаря этому он способен сохранять за собой меняющиеся на каждом историческом этапе функции регуляции и контроля над социальными и естественными процессами.

Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Знание причин экологического кризиса важно как с научной, так и с практической точки зрения. С помощью научных знаний можно дать оценку процессов и выработать необходимые рекомендации; практические знания помогают изменить в позитивном плане отношение к природе государства, общества, отдельных социальных групп и граждан.

Если оценивать наиболее общие причины глобального экологического кризиса, то в качестве главной называется природопотребительская и природопокорительская идеология человечества.

Причины кризиса имеют субъективные корни, проявляющиеся в отношении человека, общества и государства к природе. Исходя из анализа проводимой государством политики, состояния экологического права, в качестве основных причин существующей экологической ситуации в России можно указать следующие.

А. Отсутствие или дефицит политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Практическая деятельность по охране природы, как правило, подменялась и подменяется словами о важности охраны. В результате остаются нереализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере.

Одним из наиболее ярких примеров может служить факт принятия на общегосударственном уровне более десяти правительственных постановлений и программ, направленных на охрану уникального природного комплекса озера Байкал, ни одно из которых полностью не было выполнено. В целом отсутствие или значительный дефицит политической воли государства в данной сфере проявляется в весьма низком уровне реализации экологической функции государства, слабой эффективности исполнения требований экологического законодательства.

О реальном отношении российского государства к решению экологических проблем в стране свидетельствует то, что экологическая обстановка, по оценкам специалистов, является практически неуправляемой.

Б. Слабо развитое законодательство и право в сфере взаимодействия общества и природы. Несмотря на то что в последнее время в России принят ряд законов по вопросам окружающей среды, обновлено природоресурсное законодательство, законодательство остается малоразвитым. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, сертификации, аудита); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

В. Дефекты организации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Речь идет, прежде всего, об отсутствии оптимальной системы специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. В Российской Федерации чуть ли не ежегодно происходит реорганизация системы государственных органов управления в сфере взаимодействия общества и природы и, к сожалению, не в направлении ее улучшения. Наиболее ущербным, по мнению специалистов, является решение об упразднении вначале Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов, а затем и Государственного комитета РФ по охране окружающей среды.

Г. В общественном развитии России, как и раньше, предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Как известно, экономическое развитие — главный фактор отрицательного воздействия на состояние окружающей среды. При разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной мере.

Д. Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% от стоимости самого предприятия) они либо эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.

Е. Дефицит специалистов — экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров и др. Так, все властные структуры испытывают острейший дефицит юристов. В комитете по экологии представительных органов власти, как правило, нет юристов-экологов. Отсутствие в депутатском корпусе опытных юристов, несомненно, сказывается на качестве принимаемых законодательными органами актов экологического законодательства. Недостает юристов-экологов и в органах исполнительной власти. Особо стоит вопрос экологической подготовки работников прокуратуры и судей. По оценкам самих прокуроров и судей, низкая эффективность экологического права в России связана с профессиональной неготовностью многих из них к квалифицированному исполнению своих обязанностей в рассматриваемой сфере.

Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды нам часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы. Человек, осознав свою роль в биосфере лишь как одного из многочисленных видов, образующих ее многообразие, как части ее, должен, как и все остальные, подчиняться законам природы. При этом сила homo sapiens заключается не в том, чтобы, проявляя свою мощь, перестраивать природу, а в том, чтобы правильно понять законы ее развития, следовать им. Законы развития природы — законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества. Это объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеют решающее значение и оцениваются как императив. Проявляющиеся во взаимодействии общества и природы законы развития природы создают естественнонаучные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должны служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов по вопросам окружающей среды. Обеспечение учета и соблюдения законов природы при принятии хозяйственных, управленческих и иных экологически значимых решений — одно из условий, методологическая основа выхода из экологического кризиса.

Вопросами законов развития природы занимались многие ученые. Большой вклад в их выявление и обоснование на современном этапе взаимодействия общества и природы внес один из ведущих ученых-экологов России профессор Н.Ф. Реймерс. Основные законы развития природы в интерпретации Н.Ф. Реймерса изложены в работе «Экологическое право (право окружающей среды).

Известный американский ученый-эколог Б. Коммонер сводит основные законы экологии к следующему:

  • все связано со всем;
  • все должно куда-то деваться;
  • природа «знает» лучше;
  • ничто не дается даром.

Проблемы взаимодействия природы и общества

Выделяют 4 этапа развития экологии

Этап I. Первый этап связан с работами древних философов и их учеников, которые собирали информацию об окружающем мире, изучали основы морфологии и анатомии.

Этап II. Второй этап начался с приходом в науку термина «экология», в этот период активно трудился Дарвин, с его эволюционной теорией, природным отбором, которые стали центральными вопросами для экологической науки тех времен.

Этап III. Третий этап характеризуется накоплением информации, ее систематизацией. Вернадский создает учение о биосфере. Появляются первые учебники и брошюры по экологии.

Этап IV. Четвертый этап продолжается до сих пор и связан с массовым распространением экологических принципов и законов во всех странах. Проблемы экологии стали насущным вопросом международного значения. Сейчас экология занимается изучением этих проблем и поиском оптимального решения.

Законы экологии

Основные экологические законы были сформулированы Барри Коммонером, и звучат так:

Первый закон — все связано со всем.

Действия человека всегда отражаются на состоянии окружающей среды, принося вред или пользу. В дальнейшем по закону обратной связи это влияние скажется и на человеке.

Второй закон — все должно куда-то деваться.

Очень остро стоит вопрос об утилизации отходов. Этот закон подтверждает, что недостаточно просто создать свалки для мусора, нужно разрабатывать технологии для его переработки иначе последствия будут непредсказуемы.

Третий закон — природа «знает» лучше.

Не нужно пытаться перестроить природу под себя, массовые вырубки деревьев, высушивание болот, попытки управлять природными явлениями не приводят ни к чему хорошему. Все, созданное до человека, прошло немало испытаний на пути эволюции и только немногие смогли дожить до наших дней, поэтому не стоит всякий раз вмешиваться в окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.

Четвертый закон — ничто не дается даром.

Этот закон напоминает человеку, что нужно рационально использовать природные ресурсы. Экономя на охране окружающей среды, человечество обречено на болезни, которые вызваны ухудшением качества воды, воздуха, еды.

  1. Изучение влияния окружающей среды на жизнь организмов, которые в ней обитают.
  2. Изучение роли человека и его антропогенного воздействия на природные системы.
  3. Исследование адаптационных механизмов к меняющимся условиям среды.
  4. Сохранение целостности биосферы.
  5. Разработка рациональных планов по использованию природных ресурсов.
  6. Составление прогноза неблагоприятных последствий для окружающей среды при антропогенном влиянии.
  7. Защита природы и возобновление утраченных природных систем.
  8. Пропаганда среди населения культуры поведения, бережливого отношения к природе.
  9. Разработка технологий, которые смогут решить основные проблемы экологии – загрязнение воздуха, водоемов, накопление не переработанного мусора.

Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы.

Человек, осознав свою роль в биосфере лишь как одного из многочисленных видов, образующих ее многообразие, как часть ее, должен, как и все остальные, подчиняться законам природы. При этом сила homo sapiens заключается не в том, чтобы, проявляя свою мощь, перестраивать природу, а в том, чтобы, правильно поняв законы ее развития, следовать им.

Законы развития природы — законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества.

Это — объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

6. О роли законов развития природы

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». Таким образом, мы — народ, проявив посредством референдума свою верховную власть, установили основы конституционного строя России, сами определили права и свободы человека и гражданина, основы федеративного устройства государства, утвердили правовой статус Президента России как главы государства, статус высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления. Все это дает основание рассматривать государство в лице Президента РФ как его главы, органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также органы местного

— законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества.

Это — объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеет решающее значение и оценивается как императив. Проявляющиеся во взаимодействии общества и природы законы развития природы создают естественно-научные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должно служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности.

В разное время и в разных культурах понятие роли и значимости окружающего мира для человека существенно отличалось. В период античности природа рассматривалась как подвижное, постоянно изменяющееся целое, при этом закономерное, организованное и совершенное. Человек в античной философии не противопоставлялся природе, а, скорее, был одной из его частей. Жизнь в гармонии с природой считалась идеалом.

Однако средневековая западно-христианская культура приобрела совершенно другое понимание природы. Человек в христианстве — вершина божественного творения, наделенная душой, а весь окружающий мир стоит неизмеримо ниже него. Нередко природа понималась даже как источник зла, которое необходимо подчинить.

В эпоху Возрождения отношение к природе снова меняется. Человек открывает для себя ее красоту, видит в ней источник радости и наслаждения. Недаром в этот период времени появляется столько великолепных произведений искусства, воспевающих красоту окружающего мира.

Притом если смотреть правде в глаза, то так или иначе потребительское и высокомерное отношение к природе преобладало. Человек возомнил себя венцом творения, что позволило ему рассматривать природу только как объект своей активности, переделывая и перекраивая ее в соответствии со своими нуждами.

На заре цивилизации, в эпоху охоты и собирательства, человек полностью зависел от внешней среды. Он мог выжить, только присваивая готовые, данные ему природой продукты: плоды, ягоды, мясо и шкуры животных. Природа определяла все особенности жизни первобытного человека: темпы роста количества членов общины, характер занятий, необходимость перекочевывать на новые места.

На этапе возникновения земледелия и скотоводства произошел переход от присваивающей экономики к производящей. Человек научился воздействовать на природу: вырубать леса под посевы, строить ирригационные системы.

Это интересно

Некоторые регионы, где предполагается расположение древних цивилизаций, очень сильно пострадали от деятельности человека, в частности были уничтожены огромные лесные массивы. Так, горные склоны Ливана некогда были покрыты знаменитыми ливанским кедрами. Но 5000 лет назад для строительства храмов и дворцов большая их часть была вырублена. Легенда гласит, что это сделали 80 000 дровосеков по приказу самого царя Соломона[1].

Однако в то время деятельность человека еще очень сильно зависела от погодных условий, ландшафта местности, типа почв. Например, земледелием занимались в основном в тех странах, где были плодородные почвы — в долинах Нила, Ганга, Янцзы. В степных районах с резко континентальным климатом предпочтение отдавалось скотоводству.

Новый этап взаимоотношений природы и человека наступил с началом промышленной революции. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс в сочетании все с той же идеей превосходства человека и необходимости взять у природы как можно больше в итоге привел к тому, что мы имеем сейчас. Человечество находится на грани экологической катастрофы.

А ведь мы, как и все другие живые существа на планете, до сих пор неотделимы от биосферы. Рамки окружающей природной среды, в которых мы можем существовать, достаточно узкие. Нам нужна определенная температура воздуха, солнечный свет, состав атмосферы, почвы и воды — именно та экологическая среда, в которой проходила эволюция на протяжении всей нашей истории. Да, человек умеет приспосабливаться к новым условиям обитания. Но только до известных пределов. И скорость такой адаптации не слишком велика. Как показывает практика, губительные изменения природной среды идут гораздо быстрее, а значит, если не остановить эти изменения, человечество ждут трудные времена.

«Венец творения», вооруженный технологиями, машинами и механизмами, в течение долгих лет активно воздействует на природу, иногда не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Известны сотни, если не тысячи примеров пагубного влияния человеческой деятельности на природу, а в последнее время все чаще появляются изменения глобального масштаба, угрожающие планете в целом.

  • Загрязнение атмосферы влияет на глобальное потепление и изменение климата на планете. Главные «участники процесса» — теплоцентрали и тепловые электростанции, предприятия цветной и черной металлургии, химическое производство, автомобильные выхлопы, добыча и переработка угля и нефти.
    Сегодня в атмосферу попадает около 400 миллионов тонн сажи, золы, пыли. Кроме того, в окружающую среду выбрасываются пары минеральных кислот, органические растворители, фреон и прочее. В результате таких выбросов возникает парниковый эффект, ведущий к постепенному возрастанию среднегодовых температур. С начала прошлого столетия средняя приповерхностная температура воздуха повышается ежегодно на 0,007°С, а критическим пределом ученые называют рост среднегодовой температуры на 2°С[2], то есть почти полпути уже пройдено. Глобальное потепление вызывает таяние ледового пояса в Арктике и Антарктиде, повышение уровня Мирового океана, увеличение частоты наводнений. Если ситуация не изменится, то в перспективе вполне возможно наступление нового ледникового периода.
  • Уничтожение лесов сказывается на состоянии атмосферы и нарушает водный режим нашей планеты. Мелеют реки, находящиеся в зоне вырубки, их дно заиливается, а это приводит к уничтожению мест нереста и сокращению численности различных видов рыб. Существенно уменьшаются запасы грунтовых вод, а следовательно, высыхает почва, которую беспрепятственно смывают дождевые потоки и сдувают ветры, больше не сдерживаемые лесами.
    С вырубкой лесов гибнут все населяющие их живые существа. Очень немногие из них способны уйти и приспособиться к жизни на новом месте. Например, некоторые виды ленивцев, живущих в активно вырубаемых лесах бассейна Амазонки, способны жить только в этих местах — переселение для них невозможно.
  • Загрязнение Мирового океана — еще одна проблема, очень остро стоящая перед человечеством. Из-за загрязнения меняются органолептические свойства воды, в ней в больших количествах появляются тяжелые металлы, хлориды, сульфиты, радиоактивные элементы, сокращается количество растворенного в воде кислорода. В океан ежегодно попадает более 15 миллионов тонн нефтепродуктов[3], поскольку катастрофы с участием нефтеналивных танкеров и буровых платформ давно уже стали обычным явлением. Сбрасывают все отходы в океан и бороздящие его просторы суда — от пассажирских до грузовых. Очень опасны радиоактивные отходы, попадающие в океан в результате аварий на АЭС — вспомним хотя бы Фукусиму.
    Загрязняют океан и пластиковые отходы. Они образуют на его поверхности целые острова, угрожающие жизни морских жителей. Самый большой мусорный остров находится в Тихом океане. Площадь этого острова по приблизительным оценкам — от 700 тысяч до 1,5 миллионов квадратных километров, а в глубину он уходит на 10 метров[4]. Большая часть мусора — 80% — берегового происхождения, а отходы с кораблей и рыбацкие сети составляют около 20%.
    Животные и рыбы принимают пластмассу за пищу и заглатывают ее. Пластик не растворяется даже под воздействием желудочного сока, что неминуемо приводит к смерти живых существ. В остатки рыбацких сетей нередко попадают тюлени, дельфины, киты. Они не могут освободиться без посторонней помощи и часто гибнут.
    Ненамного лучше ситуация и с пресноводными водоемами. Стоки промышленных предприятий и канализационные стоки населенных пунктов привели к тому, что во многих реках и озерах непоправимо нарушилась экосистема. Европейская река Эльба из-за массового сброса ядовитых веществ заводами Германии, Чехии, Словакии давно уже получила статус самой загрязненной реки в Европе. И это далеко не единственный пример.
  • Загрязнение почвы. Вредные вещества попадают и в почву. Отчасти это происходит из-за деятельности промышленных предприятий, отчасти из-за стремления человека улучшить урожайность сельскохозяйственных культур. Удобрения не только приносят пользу, но и могут нанести колоссальный вред окружающей среде.
    Отсутствие должной переработки бытового мусора и его накапливание на полигонах твердых бытовых отходов, а в просторечии свалках, ведут к тому, что все вредные вещества, вымываемые осадками, поступают в почву, отравляя ее и все живое рядом.
  • Незаконное уничтожение животных на сегодня также является одной из важных экологических проблем. Браконьерская охота уничтожила некоторые виды зверей и птиц, а другие оказались на грани исчезновения.

    На заметку

    По данным Всемирного союза охраны природы (World Conservation Union), за последние 500 лет с лица Земли исчезло 844 вида животных и растений. А нынешнее вымирание животных считается самым крупным со времен исчезновения динозавров[5].

    Несмотря на меры по охране, внесение редких видов в Красную книгу, создание национальных парков, варварский отстрел ради наживы по-прежнему процветает. Особенно возмутительной является так называемая трофейная охота, распространенная в Африке. За определенную плату любой желающий может убить просто ради забавы прекрасное живое существо — слона, льва, тигра… И если браконьерство находится вне закона, то трофейная охота абсолютно легальна.

Экологическое право. о роли законов в развитии природы

  • Экологические проблемы нефтедобывающей промышленности
  • Экологический императив в аспекте экологического развития
  • Глобальное потепление — миф или реальность
  • Концепция устойчивого развития
  • Роль особо охраняемых объектов в сохранении биоразнообразия
  • Влияние Чекмагушевского молочного завода на загрязнение вод реки Чебекей
  • Влияние антропогенного фактора на загрязнение реки Ляля
  • Киотский протокол — как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне
  • Лицензирование природопользования, деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
  • Мировые тенденции развития ядерной технологии
  • Негативные изменения состояния водного бассейна крупного города под влиянием деятельности человека
  • Общественная экологическая экспертиза и экологический контроль

Резкое повышение потребительского образа жизни привело к неразумному использованию природных ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека — всё это усугубило отрицательное воздействие на природу, что привело к серьёзному нарушению экологической ситуации на всей планете. Рассмотрим основные природные аспекты, наиболее подверженные экологическому кризису.

Целью любой науки является установление научных законов. Их установление в социальной экологии является также и потребностью общества основывать на научных знаниях свои действия как в глобальном, так и в локальном плане по сохранению и защите окружающей среды.

Бауэром и Вернадским в 30-е годы были сформулированы два принципа (закона).

Первый закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая человечество как высшее проявление живой материи, наделенное разумом) стремится к максимальному выражению.

Второй закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей жизнедеятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию.

В работе Комонера «Замыкание круга» изложены 4 основных глобальных экологических закона, которые, по мнению автора, могут считаться законами социальной экологии.

  1. «Все связано со всем» – влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть.
  2. «Ничто не может исчезнуть без следа» – человеческий род живет в таком мире, пространство которого является замкнутым, вследствие чего все, что создается благодаря тому, что берется от природы, ей же определенным образом снова возмещается, поэтому появление в природной системе любой новой материи изменяет ее со всеми вытекающими последствиями.
  3. «Природа знает лучше» – если мы полностью не осознаем всех возможностей переоформления природы, мы не сможем ее «улучшить» нашими действиями, и поэтому человечеству следует вернуться к тем формам жизни, которые представляют собой экологическую гармонию с природой.
  4. «Ничто нельзя получить бесплатно» – глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безграничным.

Пять законов социальной экологии сформулировал Н.Ф. Реймерс. Эти пять законов таковы.

1. «Правило социально-экономического равновесия» — общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его «давлением» на среду и возможностью восстановления этой среды.

2. «Принцип культурного управления развитием» говорит об ограниченности экологического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком.

3. «Правило социально-экономической замены» содержит мысль о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены характерными специфическими особенностями природной среды и которые на нее влияют.

4 «Закон исторической (социально-экономической) необратимости» содержит мысль об исторической необратимости процесса развития общества.

5. «Закон ноосферы Вернадского» – биосфера неизбежно переходит в ноосферу, в которой человеческий разум играет преобладающую роль в развитии системы «человек-природа». Тем самым хаотическое саморазвитие природы в процессе естественной саморегуляции заменяется разумной стратегией, которая основывается на принципах прогнозирования и планового регулирования процессом развития природы.

Сегодня, исходя из определения предмета социальной экологии, учитывая понятийное определение научных законов и исторический опыт, считается возможным выделить десять ее основных законов.

1. Человек как природно-общественное существо живет в природе, где все формы органического и неорганического мира составляют нерушимое единство, и человек – часть этого единства.

2. Жизненная среда человека состоит из ранее заданных природных условий и обстоятельств, возникших помимо человеческой деятельности, а также из условий и обстоятельств, созданных человеческой деятельностью.

3. Возможности развития социотехнических систем, которые возникают как результат человеческой способности осмысления и творчества, неограниченны, природные же ресурсы ограничены, а некоторые из них и невосполнимы.

4. Использование природы человеком ограничено необходимостью поддерживать экологическое равновесие в данном пространстве и времени, а экологические проблемы возникают из-за отсутствия гармонии между биосферой, техносферой и социосферой.

5. Быстрое и всеобъемлющее технологическое развитие сопровождается ростом возможностей нарушения экологического равновесия, а природа сама не может освобождаться от его отрицательного воздействия с помощью саморегуляции, для этого необходимы действия общества по сохранению и защите природной среды.

6. Существует взаимосвязь между состоянием экосистемы человека, концепцией и целями общественного развития и качеством жизни человеческих сообществ и человека.

7. Экологические проблемы имеют глобальный характер, все государства стоят перед лицом опасности, вызванной нарушением экологического равновесия, поэтому покорение и освоение человеком природы, как в локальном, так и в глобальном плане должны соответствовать экологическим возможностям.

8. Для преодоления неразумного освоения природы необходимо развивать экологическое сознание и понимание того, что пренебрежение экологическими закономерностями жизни природы ведет к разрушению биологической системы, от которой зависит жизнь человека на Земле.

Сегодня принято уже говорить о том, что процесс научного познания окружающего мира развивается в соответствии с принципом соответствия Нильса Бора. Его сущность сводится к тому, что теории, справедливость которых доказана для той или иной области физических явлений, с появлением новых более общих теорий сохраняют свое значение как предельная форма или как частный случай новых теорий. Однако делаются попытки относить некоторые законы к разряду основных всеобщих законов Природы (Вселенной, Мироздания). Большей частью такая постановка вопроса абсурдна, поскольку, как мы уже упоминали выше понятие «Природа» тождественны представлениям о Вселенной и Мироздании. Так что речь идёт о Природе.

Ниже мы будем говорить о всеобщих законах Природы в современном существующем представлении о неизменности их во времени и пространстве, хотя и велики сомнения в этом.

Существует устоявшее деление законов на частные, общие, и всеобщие.

В частных законах, как мы упоминали уже, проявляются действия общих и всеобщих законов. А вусеобщие законы познаются путем обобщения конкретных явлений, состояний, движений, включая частные и общие законы. Проявление частных законов зависит от состояния среды, масштаба объектов в среде, наличия соответствующих условий, которые обеспечивают переход состояний, вытекающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного. Это как раз свидетельствует об изменчивости частных законов, поскольку на них накладываются большие ограничения параметров самого объекта (явления, состояния, движения и т.д. в микро, – и макромире); среды (плотность, структура); области применимости закона.

Универсализм применительно понятию «закон» неприемлем. Поэтому желание выдать какие-то законы за универсальные, – ничто иное как попытка «уверовать в него», навязывая исследователям мысль не заниматься его сущностью и описываемых им явлений. Подчинять сознание его действию. Подчинять его сущности все формы состояний, движений и изменений в любых системах, средах, на любом уровне организации вещества, материи, в любых пространственно-временных связях. Поэтому резонно относить подобные законы не к универсальным, а к всеобщим, которые одинаково действуют на всех уровнях организации материи в пространстве и времени. Хотя, как мы уже обратили внимание и они, в процессе познания Природы, имеют свою область действия. В этом смысле единственным всеобщим законом является развитие. Или, как принято называть – эволюция 10. В силу периодически меняющихся условий движения от максимальной плотности информации, заключённой в единице объема с наименьшей сложностью к минимальной плотности информации в единице объема с невероятной сложностью конструкции в нём 11.

Примером таких явлений может служить происхождение и эволюция вселенной. В ней на начальном этапе (в состоянии сингулярности) в единице объема концентрируется максимальная плотность энергии, материи, максимум плотности информации о будущем состоянии Метагалактики при минимальной сложности самой сингулярности 12. В современном же виде Метагалактика предстаёт перед нами как структура невероятной сложности при низкой плотности вещества (около 1·10-31 г/см3), заключённой в её бесконечном объеме.

Другим примером может являться клетка многоклеточного организма (например, человека). В клетке сосредоточена информация о структуре будущего организма при более простом строении клетки 13 в сравнении со сложностью будущего организма. В условиях её развития из неё «выдавливается» сложнейшая структура необычной информационной сложности при понижении плотности информации в единице объема, оказывающего влияние на состояние самой окружающей среды.

В изложенном виде необходимо говорить о законе сохранения информации в эволюции. В начале развития естественных объектов природы в единице объема максимальная плотность информации заключена в структуре меньшей сложности. В процессе развития природных объектов плотность информации в единице объема уменьшается при увеличении её сложности и сложности самой структуры. Следствием этого закона может быть: периодичность превращений самой природы из состояния сверхвысокой плотности материи при малой сложности к состоянию минимальной плотности материи и невероятной сложности; невозможность в действительном мире достичь абсолютного порядка или хаоса. Абсолютный порядок невозможен в силу всеобщей изменчивости движения, в силу действия всеобщего закона превращений хаоса – в порядок – хаос и т.д. Это и есть формула непрерывности, дискретности, периодичности и вечности движения и превращений объектов материального мира и самой Природы. Мир бесконечен в многообразии превращений материального мира.

Философия к всеобщим законам Природы пытается относить следующие.

Закон единства и борьбы противоположностей. Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения.

Существующие представления о вечности вселенной до недавнего времени базировались на неизменности фундаментальных постоянных. Таких постоянных физики насчитывают 29, включая постоянную гравитации, постоянную Планка, скорость света, постоянную тонкой структуры альфа и другие.

Значимость постоянной тонкой структуры альфа, введённой физиком-теоретиком А.Зоммерфельдом, состоит в описании электромагнитного взаимодействия. Оно отвечает за силу, с которой атомные ядра притягивают и удерживают окружающие их электроны и вероятность поглощения фотона атомом. Другой важнейшей особенностью постоянной альфа является её безразмерность, или независимость от земных единиц измерения.

Однако тончайшие измерения фундаментальных постоянных привело к неожиданному результату. Во времени они не представляют собой постоянные и также подвержены изменениям 14. Например, G – гравитационная постоянная (6,67259·10-11 м3/кг·см2), измеренная с точностью 0,01%, возможно не является фундаментальной постоянной, как и постоянная альфа. Одни учёные связывают это с изменчивостью их значений во времени, а другие уповают только на ошибки в точности их измерений…

Что может стоять за непостоянностью фундаментальных констант? А то, что если допустить, например, увеличение гравитационной постоянной во времени, то это приведёт к сжатию Земли. Луна переместится ближе к планете, а сама Земля переместится ближе к Солнцу. Это спровоцирует повышение температуры поверхности Земли и станет причиной уничтожения жизни на нашей планете. Постоянная гравитации как бы «подогнана» к возможности существования жизни на нашей планете.

Изменение постоянной структуры альфа на 4% (равной 1/137) может привести к прекращению синтеза углерода в звёздах, что не привело бы к появлению углеродной жизни во вселенной. А поскольку окружающий нас мир таков, какой мы его наблюдаем, стоит только удивляться, насколько идеально фундаментальные константы согласованы все друг с другом. Ибо изменение одной неизбежно приведёт к изменению других констант.

В этом смысле возникает самый сложный вопрос, почему значения фундаментальных постоянных такие, а не другие? Это случайность или порядок, «установленный» сверхразумностью, сотворившей наш Мир? Скорее закономерность…

Исследованием постоянной структуры альфа учёные, улавливая далёкий свет, идущий от квазаров, отстоящих от нас на расстоянии 12 – 13 млрд. световых лет пытаются выяснить, изменчива ли она во времени или нет? Считается, что, если она изменчива, то в прошлом её значение могло быть другим.

Таким образом, если изменчивость фундаментальных констант во времени будет доказана, то есть они на самом деле окажутся переменными, то сами законы Природы, да и она сама, должны быть подвержены эволюции. Именно в этой изменчивости может скрываться вся сущность её самой в направлении увеличения её сложности в рамках непрерывного тиражирования в ней самоорганизованных структур.

На сегодня наиболее логически непротиворечивой является модель многокомпонентной вселенной. То есть вселенная состоит из бесконечного количества Начал по типу Большого взрыва, из множества вселенных, которые независимо возникают в разные моменты времени, и пены сверхплотного скалярного поля между ними. Поэтому вселенная (в представлении Супермира – множества вселенных) бесконечна и в пространстве и во времени. Даже допускается, что в разных вселенных могут существовать разные законы, разные элементарные частицы.

Существует три устоявшихся заблуждения.

Заблуждение – не соответствие знания сущности объекта , субъективного образа – объективной действительности, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики и знании либо абсолютизации отдельных элементов познания или сторон объекта. Понятие заблуждения характеризует состояние знания. Качественно отличное от истинного, оно фиксирует факт неверного, искаженного отражения действительности

Первое. Наука может все.

Второе. Наука не может решить всех проблем, которые ставит перед собой Человек.

Третье. Если наука не может решить насущных проблем в познании Природы Человеком, то в этом поможет религия.

Первое заблуждение заключается в том, что как раз наука не может все. Она может решать только исторически возникающие и необходимые для практики решение проблем на основе методов, и средств исследований, которыми располагает наука на момент постановки проблемы. Этим необходимо подчеркнуть, что сама постановка проблемы это необходимая и вызревающая в конкретной исторической обстановке потребность человека. К тому же сами методы и средства, как и объекты исследований, меняются во времени.

Отсюда второе положение «наука не может все» – также не больше, чем заблуждение. Если в конкретной обстановке возникла (сформулирована или поставлена) проблема, созрели методы, средства, выявлен объект исследований, то проблема рано или поздно будет решена, если она сама не представляет собой заблуждение, то есть, поставлена неверно.

Следствие из этих двух заблуждений заключается в следующем. В промежутке (временнόм состоянии) между тем, что наука «может все и не может все», – возникают условия для попытки подменить науку религией, шаманством, колдовством, сектантством – чем угодно, чтобы выйти из порочного круга незнания. Особенно это происходит в условиях кризисных ситуаций, с которыми сталкивается общество.

Весь мировой опыт развития человечества (науки, технологий, культуры) не может привести ни одного примера, когда бы религия решила хотя бы одну социально-экономическую или технологическую проблему, которая бы помогла вывести человека из зависимости от стихии природы. Или решить проблему голода в условиях растущего населения, как это удалось «зелёной революции» в середине прошлого века в рамках достижения селекции 17. Наука не нуждается в религии. Религия, как продукт развития человеческого сознания, культуры, необходима человеку для того, чтобы на каком-то повороте его судьбы или в поисках истины он не сошел с ума, когда не мог объяснить того или иного явления, происходящего с ним, близкими или обществом, но мог делегировать решение возникшей проблемы Всевышнему. Но после, когда он всё же он увидит просвет в решении возникших проблем, он сознательно отодвинет свои религиозные представления и, насладившись открытием нового знания, откроет путь к новым технологиям, которые улучшат его существование для того, чтобы подойти к новому рубежу невиданного. И всё повторится сначала.

Почему-то устоялось в журналистской среде заблуждение 18 относительно того, что наука требует веры не меньше чем религия, а поэтому особых преимуществ у нее нет. Обосновывается это тем, что обывателю приходится верить вначале в постулаты, например, классической механики, а затем в общую и современную теорию относительности. Потом наступает разочарование и в ней… На самом деле здесь происходит не прикрытый подмен понятий, связанный с тем, что наука не может утверждать истину, она к ней идёт. Это движение с остановками, непрерывно-прерывистое, требующее осмысления процессов, которые происходят в окружающем мире человека и в нём одновременно. Не изменяющаяся во времени теория – это тоже заблуждение, которое вскрыто принципом фальсифицируемости (опровержимости) Р. Поппера и доказано в Первой теореме К.Геделя. Они как раз и служит критерием демаркации между наукой и метафизикой.

Понятый и сформулированный тот или иной частный закон природы имеет свою область действия, за которым стоит другой, к познанию которого идет не одно поколение ученых. Таким образом, знание, никогда не являлось догмой, а атрибутом нового стремления к познанию через постановку новой проблемы в рамках созданной умами ученых структуры научного познания. Это такое же вечное движение к истине, к которой идет сама Природа, не зная о её существовании и религия здесь не причем. Религия возникает тогда, когда непонятое требует объяснения, а его-то в данный момент и нет. Вот тогда опорой человеку, чтобы не сойти ему с ума, служит вера, с которой он расстается всегда, как только понимает, что происходит вокруг него. Но вновь обращается к ней, когда впереди маячит что-то непонятное. Вера – рефлекс и психологическая ниша, в которой человек может находиться до тех пор, пока ему откроется простор комфортной новизны восприятия жизни и картины Мира на основе осознания происходящего в нём. Религия – это тень познания, а не ее свет. Находиться в тени, значит верить, что жара на самом деле не такая уж страшная вещь…, исходящая от яростно излучающего Солнца, которое как раз является причиной жары и света и следствием того, что человек чувствует себя комфортнее в тени.

Концепции науки базируются на следующих основных принципах:

  • формулируемые физикой фундаментальные законы мироустройства считаются действующими во всей вселенной;
  • истинными признаются только те выводы, которые не противоречат возможности существования наблюдателя, то есть человека (антропный космологический принцип);
  • принципе относительности, гласящим, что во всех инерциальных системах все законы сохраняются вне зависимости от того, с какими скоростями равномерно и прямолинейно движутся эти системы относительно друг друга и т.д.

На самом деле научных принципов больше. Они представляют собой совокупность методов познания, с помощью которых утверждается справедливость умозаключения о соответствии объекта познания его сущности.

Весьма распространённым является принцип аналогии.

В процессе познания человек пытается найти аналогию, которая позволяет ему в решении какой-то проблемы сравнить свои представления с тем, к чему прибегали до него.

Понятие аналогии имеет несколько значений, но в разных отраслях научного знания означает: соответствие, сходство, подобие, равенство отношений. В нашем смысле аналогия представляет собой познание путём сравнения известных состояний, явлений, движений и т.д. с теми, которые представляют собой выделенный объект познания.

Между сравниваемыми элементами (объектами) познания действительности имеется как различие, так и подобие, что и является основой сравнения. Метафизическая аналогия указывает на то, что различие и подобие объектов континуальны (взаимопроникающи и интегрированы) в единстве.

В физической аналогии они не должны быть хотя бы разделёнными, в противном случае возникнет противоречие в несоответствии, сходстве и т.д.

В атрибутивной аналогии это то, что является основанием подобия двух вещей, что переносится с первого члена аналогии на второй.

В аналогии пропорциональности каждый из членов аналогии содержит нечто, в чём оно в одно и то же время подобно и не подобно другому (Analogia entis).

Для процесса познания вообще важным является умозаключение по аналогии. Это знание, полученное из рассмотрения какого либо объекта, переносимое на менее изученный, сходный по существенным свойствам объект. Умозаключения, например, являются результатом возникновения гипотез, дальнейшее обоснование их внутренней непротиворечивости может привести к созданию теорий, формулировки закона и т.д. Великий Больцман смотрел ещё шире, отмечая, что процесс познания есть не что иное, как отыскание аналогий. А Дьёрдь Поя утверждал, что возможно не существует открытий ни в элементарной, ни в высшей математике, ни даже, пожалуй, в любой другой области, которые могли бы быть сделаны без аналогии. Стефан Банах говорил, что математик это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями, лучший математик – кто устанавливает аналогии доказательств, более сильный математик – кто замечает аналогии теорий.

Аналогия в биологии – это сходство каких-либо структур или функций, не имеющих общего происхождения. В кристаллографии – это подобие, которое определяет свойства минералов и т.д.

Поиск универсальных закономерностей развития мира как самоорганизующейся системы заставил переосмыслить роль аналогий в процессе познания, увидеть их эвристическую перспективу и расширить границы их возможностей как средства познания 30. Это привело ученых к мысли о продуктивности аналогий в рождении новых идей. Так, Гельвеций утверждал, что новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивались.

Глава VI. Научное познание законов развития природы и общества

  • Философская секция
  • Гуманитарная секция
  • Секция естествознания
  • Админ-секция
  • Статистика по записям
  • Последние комментарии
  • Книги
  • Статьи
  • Цитаты
  • Тексты участников ФШ
  • Философы
  • Веб-ресурсы

  • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 1)
  • Дата публикации 28.07.2015
  • Раздел Философские науки
  • УДК 141.145
1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Учеными сейчас разрабатывается концепция устойчивого развития, которая означает гармоничное соразвитие общества с его природной средой, биосферой.

В этом плане принципиальное значение имеют документы конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь 1992 г.), состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Центральными документами этой встречи явились:

  1. Повестка дня на XXI век;
  2. Программа действий ООН;
  3. Декларация по окружающей среде и развитию;
  4. Заявление о принципах в отношении лесов;
  5. Рамочная конвенция об изменении климата под влиянием газов, вызвавших парниковый эффект;
  6. Конвенция о сохранении биологического разнообразия.

Эти исторические документы охватывают все аспекты устойчивого развития.

В 1997 году состоялась специальная сессия ООН для подведения итогов сделанного в мире за пять лет по реализации целей встречи на высшем уровне в г. Рио-де-Жанейро. Кроме подобных глобальных встреч, проводятся сотни региональных конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по охране природы и экологическому воспитанию людей.

Координатором этих действий и многообразных международных правительственных и неправительственных организаций выступает Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), созданная по решению Генеральной ассамблеи ООН в 1983 году.

К настоящему времени в документах МКОСР названы ряд аспектов и составляющих их элементов устойчивого развития. Это, во-первых, политико-правовой аспект, который включает множество элементов современного правового государства, подлинно гражданского общества. Во-вторых, экономический аспект, включающий разумное сочетание разных форм собственности, развитых товарно-денежных отношений, государственного регулирования экономики. В-третьих, экологический аспект, в обобщенном виде представленный элементами, нацеленными на формирование ноосферы. В-четвертых, социальный аспект, заключающий в себе борьбу с голодом, нищетой, безработицей, получение достойного воспитания, образования и другого. В-пятых, международный аспект, включающий борьбу за мирное сосуществование всех стран и народов, экономическое сотрудничество, оказание помощи слаборазвитым странам, активное содействие ООН в природоохранной деятельности. В-шестых, информативный аспект, в состав которого входят кибернетизация и информатизация всего народного хозяйства и культуры, пропаганда успехов стратегии устойчивого развития, выдвижение на приоритетное место информационных ресурсов перед вещественно-энергетическими и другие составляющие [7].

Благодаря активной деятельности МКОСР во многих государствах созданы комиссии, комитеты и институты по устойчивому развитию.

В России в марте 1995 года принята правительственная «Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития». В этом документе дана картина тяжелого эколого-экономического положения страны, изложены некоторые общие принципы и направления перехода России к модели устойчивого развития.

Итак, на рубеже второго и третьего тысячелетий начался поиск единой для всего мирового сообщества концепции развития.

  1. Выход из экологического кризиса невозможен без разработки теории взаимодействия общества и природы, в которой были бы отражены важнейшие законы взаимодействия общества и природной среды.
  2. Основным противоречием системы «общество — природа» является противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы. В этой ситуации необходимо дать простор действию закона оптимального соответствия характера общественного развития состоянию природной среды.
  3. Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать определенным принципам. В теории взаимодействия общества и природы выделено шесть методологических принципов.
  4. По поручению ООН группой ученых разработана концепция устойчивого развития общества, которая была принята на конференции в г. Рио-де-Жанейро в 1992 году и рекомендована всем странам как общая стратегия преодоления экологического кризиса.
  5. В настоящее время под руководством МКОСР идет разработка ряда аспектов и составляющих их элементов устойчивого развития, чтобы страны мира могли осуществить переход от техногенного (антропогенного) типа экономического развития к устойчивому развитию, который мог бы обеспечить гармоничное соразвитие общества с природной средой, биосферой.

Субстанция – это синоним материи / исходное вещество / нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого/ основа процессов — В философии под развитием понимают любое изменение / количественное изменение объектов / изменение качества тел, вещей, предметов/ качественное необратимое, направленное изменение — Диалектика представляет собой науку о движении предметов, явлений, процессов / связи между предметами, явлениями, процессами наиболее общих законах развития природы, общества, мышления/ системе философских принципов, законов, категорий — В философии под качеством понимают определенное сочетание достоинств и недостатков в вещах и предметах / определенность предмета, неотделимую от его существования/ главное существенное свойство предметов совокупность свойств предмета и частей составляющих предмет Объективная реальность, данная

Задача познания исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи.

Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления. Категория закон рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

1.

Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.

2.

Развитие — в самом главном и основном — можно представить как систему направленных изменений. Прогресс и регресс связаны друг с другом по определенному для каждого конкретного процесса развития закону. Изучение закона позволяет раскрыть и понять сущность развития.

Закон — существенная и устойчивая (воспроизводящаяся), упорядоченная, гармоничная связь явлений и состояний.

Существование и сущность любого процесса и явления неотделимы от законов. Незакономерное не существует (ибо существование есть устойчивая связь состояний) и не может быть познано (ибо познать можно только воспроизводящееся).

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые).

Общество — совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Для характеристики общ-ва используется понятие общ-ва вообще, т.е.

Стр 2 из 8 4.

система философских, религиозных и научных идей Проблемы, решаемые философией, носят ____________характер. Всеобщий, предельный 2. стандартный 3.

частный 4. конечный «Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна», – так полагали в эпоху Античности… Сократ 2. Горгий 3. Протагор Платон 5. Пиррон С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое… 1. философски обоснованно Может успешно применяться на практике 3.

невозможность достигнуть истины Несовершенство методов познания Многогранность объектов изучения 4. процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез 5.

Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з.

с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов.

Социальные законы: 1. общесоциологический закон об определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2.

Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности.Причинность здесь проявляется иначе, чем в динамических законах.

Начальное состояние системы лишь с некоторой вероятностью определяет последующие в форме средних, случайных тенденций. Например, закон Бойля-Мариотта, закон естественного отбора Дарвина, законы истории в своем большинстве носят статистический характер.

Кроме того, различают законы развития и функционирования.

Законы развития характеризуют переходы от одного состояния к другому, прев- ращение систем в друг друга и т.д. Это законы диалектики, биологические законы развития популяций.

Законы функционирования отражают способ существования систем в определенном качестве, воспроизводят тип структурных отношений в результате влияния на систему условий ее существования, других систем, а также взаимовлияния собственных элементов (закон спроса и предложения, ценообразования).

Всеобщие законы природы (развития) в Мироздании (по просьбе читателей)

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Сходство:

  • являются системами
  • являются динамическими системами
Различия
Может развиваться независимо от человека. Природа существовала, когда человека вообще ещё не было на Земле. Тесно связано с природой, не может без неё существовать.
Развивается по независящим от воли и желания людей законам. Развивается по законам, созданным самим обществом, под влиянием деятельности людей.
Не способно творить культуру. Творит культуру.

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

3.Создание

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

Отрицательное влияние
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

1.На международном уровне

  1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис». Неправительственная организация.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

  1. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.
  1. На государственном уровне:

1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

2.Закон « Об охране окружающей среды» , 2002г.

  1. Водный кодекс. 1995г.

4.Лесной кодекс. 1997г.и др.

40 тысяч лет назад в природе появилось новое живое существо — Человек разумный (HomoSapiens). Одновременно с появлением в мире человека создается человеческое общество. За тысячелетия эволюции человек сильно изменился, еще недавно он вынужден был искать милости от природы, но сегодня он научился предсказывать стихийные бедствия и даже, в некоторых случаях, их предотвращать.

Люди стали забывать, какое имеет значение природа в жизни общества. А ведь именно она создает все условия необходимые для человеческой жизни:

  • атмосферное давление;
  • температуру воздуха и почв;
  • оптимальный для человека уровень концентрации кислорода в воздухе;
  • продукты питания;
  • растительный и животный мир;
  • строительные материалы для создания жилищ;
  • природные элементы, необходимые для создания одежды, мебели, предметов быта, техники.

Какова роль экологии в жизни современного человека

В попытке усовершенствовать окружающий мир, подстроить его под себя человечество создало вторую природу. Используя достижения науки и техники, человек окружил себя искусственной средой: фабриками и заводами, многоэтажными домами, автомобилями, поездами, самолетами. Все это — техногенный мир, который является результатом человеческой деятельности.

С одной стороны, современная техника значительно упрощает человеческую жизнь, делает ее более комфортной. Но с другой стороны, все промышленные технологии, наука в техногенном мире построены на уничтожении природы, превращают переработку природных ресурсов в прибыльный бизнес.

Последствия воздействия общества на природу ученые подразделяют на обратимые и необратимые. Обратимые последствия человеческой деятельности в природе – это те последствия, которые все еще можно предотвратить, повернуть разрушительный процесс вспять. К ним относят:

  • Исчезновение лесов, его можно предотвратить, если ввести строгие ограничения на вырубку леса, высаживать много новых деревьев взамен срубленных;
  • Возникновение стихийных мусорных свалок, загрязнение бытовым мусором почв можно ликвидировать постройкой достаточного количества предприятий по переработке мусора;
  • Уменьшение численности редких видов животных и растений.

Это интересно! В результате бесконтрольной охоты и безответственного поведения человека полностью исчезли такие виды животных как: стеллерова корова, дронт, кавказский зубр, фолклендская лисица, сумчатый волк тилацин, золотая лягушка.

Примеры необратимых последствий человеческой деятельности в природе:

  • Истощение запасов пресной воды;
  • Исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений;
  • Глобальное потепление климата;
  • Возникновение озоновых дыр;
  • Истощение природных ресурсов (нефти, газа, каменного угля и прочих).

Последствия технологического воздействия человека на природу относят к глобальным проблемам человечества. Их возможно разрешить только при участии всего мира в природоочистительной деятельности.

1. Экологический кризис — последствия безответственного отношения человека к окружающей среде, нанесение непоправимого ущербаприроде.

2. Красная книга – перечень находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

3. Черная книга — список видов животных, птиц полностью исчезнувших в лица земли.

    Законы, которые обуславливают протекание общественного процесса, так же объективны, как и законы общества или природы. В силу этого можно говорить о том, что законы работают вне зависимости от воли или сознания людей, исключительно самостоятельно. При этом следует отметить, что законы общества ограничиваются социальным временем и пространством. Это происходит из-за того, что они появляются и начинают функционировать только с определённого момента развития универсума. С момента, когда общество достигает своей высшей материальной системы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *