Экологический паспорт предприятия обязателен или нет 2018

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический паспорт предприятия обязателен или нет 2018». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Экологический паспорт предприятия (образец заполнения приведен далее) – это документ, в котором содержатся сведения об использовании компанией природных и вторичных ресурсов, а также информация о влиянии осуществляемой хоздеятельности на окружающую среду. Экопаспорт позволяет оценить количество, состав вредных выбросов и определить способы их уменьшения. Перед составлением экологического паспорта в обязательном порядке проводится инвентаризация (составляется перечень) загрязняющих факторов.

Экологический паспорт предприятия

На любом производственном предприятии имеется определенный объем экологической документации. И в каждом документе содержатся сведения только о каком-то одном способе техногенного воздействия на природу. Это не совсем удобно для сотрудников предприятия и контролирующих органов, ведь для получения конкретных сведений им проще изучить один комплексный документ, чем просматривать всю документацию.

Таким комплексным документом является экологический паспорт объекта. Из него можно получить информацию о:

  • использовании природных ресурсов;

  • природоохранной деятельности организации;

  • полученных разрешительных документах (подтверждающих право пользования ресурсами);

  • об установленных нормативах и данных, касающихся ведения экономической деятельности предприятия.

Экологический паспорт служит основой для подготовки данных при составлении отчетности по экологии. Также содержащиеся в нем сведения используются при расчете платы за загрязнение окружающей среды.

Для разработки экологического паспорта предприятия специальные лицензии и разрешения не требуются. Это регламентирует «Закон о лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Поэтому природопользователь выполнить его разработку может самостоятельно при помощи инженера-эколога, работающего в штате организации. Однако куда меньше времени на выполнение данного процесса потребуется при привлечении сторонней коммерческой организации, занимающейся проектированием в сфере экологии, и имеющей богатый опыт и наработки в выполнении такого рода проектов.

Экологический паспорт предприятия – специализированный документ, регламентирующий функционирование данного объекта в отношении охраны окружающей среды, использования ресурсов, а также эколого-экономическую оценку его деятельности. Соответственно, в паспорте отражается непосредственная хозяйственная деятельность объекта, образующиеся при этом выбросы, сбросы и отходы, материально-сырьевой баланс, а также мероприятия по восстановлению окружающей природной среды, и непосредственно данные об исходящих из этого экологических затратах предприятия.

Экологический паспорт является одним из значимых документов, опираясь на данные которого осуществляется государственный экологический контроль. Разрабатывается он на основе экологической документации предприятия, такой как:

  • данные статистической отчетности,
  • экологические разрешения,
  • расчет допустимых нормативов по данным разработанного и согласованного в Росприроднадзоре ранее проекта ПНООЛР,
  • данные инвентаризации,
  • сведения об очистных сооружениях и прочих нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.

Составление экологических паспортов промышленными предприятиями обеспечивает получение достоверных данных об экологической обстановке на территории размещения данных объектов в каждом регионе и в общем по стране, что позволяет выявлять экологические риски, и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации в целом по исследуемому региону.

Стоимость разработки экологического паспорта предприятия обуславливается разнообразными параметрами, но в первую очередь, определяется объемом планируемых работ, непосредственно зависящим от размера исследуемого объекта. Соответственно, чем больше предприятие, чем больше на нем промплощадок и эмиссий в окружающую среду, тем выше будет стоимость проекта.

Также стоимость будет зависеть от рода деятельности исследуемого объекта, его площади или даже количества работников предприятия. Не последнюю роль в расчете стоимости разработки экологического паспорта сыграет и нынешняя стоимость данной услуги на рынке, а также компетентность организации, ее выполняющей, и, соответственно, ее непосредственные требования к стоимости оказываемой услуги. Стоимость экологического паспорта начинается с 15 т.р. и выше и изменяется с учетом перечисленных ранее факторов.

Нужно ли предприятию разрабатывать экологический паспорт?

Срок разработки экологического паспорта предприятия, в зависимости от спецификации объекта, количества загрязняющих веществ и источников их происхождения может составлять до одного месяца, но в каждом случае сроки определяются разработчиком строго индивидуально.

Согласовывается экологический паспорт в местном территориальном подразделении органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, а также самим руководителем предприятия. При этом руководителю не стоит забывать, что подписав данный документ, он полностью подтверждает достоверность предоставленных в нем данных. Обычно сроки согласования не превышают одного месяца. По ходу рассмотрения экологический паспорт может уточняться или дополняться. В целом срок действия данного документа составляет 5 лет, но может уменьшаться в связи с изменением на предприятии действующих экологических проектов.
Чем регламентируется ответственность?

Так как законодательством Российской Федерации не устанавливается обязательная разработка экологического паспорта предприятия, то и административная ответственность по этому пункту налагаться не может.
Другое дело, если при наличии экологического паспорта на предприятии не была сообщена или была недостоверное передана информация по нему по запросу контролирующих органов, либо такого рода нарушения были выявлены при проверке. Тогда, согласно статьи 8.5 «Кодекса об административных правонарушениях» РФ штраф может составить: для юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей и от 3 до 6 тысяч для должностных.

Как правило, порядок разработки экологического паспорта разделяют на три основных этапа.

  1. Это сбор необходимой информации.
  2. Собственно разработка самого нормативно-технического документа.
  3. Согласование его как в уполномоченных органах, так и руководством исследуемого предприятия.

На первом этапе сбор данных, как правило, осуществляется внутри самого предприятия посредством издания руководством соответствующих приказов и распоряжений для отделов и подразделений. На действующих предприятиях подобного рода информация регулярно собирается, систематизируется, обновляется и постоянно хранится, поэтому ее сбор не должен занимать продолжительное время. Исключение могут составить справки, которые необходимо получить в сторонних организациях (например, климатическую характеристику региона), но при выборе в качестве исполнителя специализированной организации, сбором подобных сведений будут заниматься уже непосредственно ее специалисты.

Если предприятие следит за наличием актуальной экологической информации, то большинство документов уже собрано. Эти сведения будут использоваться и при разработке паспортов опасных отходов, и разработке проекта лимитов на отходы, а также ПДВ и НДС.

Сбор информации можно начать как заранее (при наличии сведений о необходимой для разработки экологического паспорта документации), так и после заключения договора с выбранной в ходе тендера коммерческой организацией, которой в дальнейшем и передается вся необходимая информация.

После получения исполнителем всех требующихся данных срок разработки экологического паспорта составляет от пяти дней до одного месяца, что также определяется масштабностью производственной деятельности исследуемого объекта, и соответствующего объема необходимых работ.

Далее состоится этап согласования экологического паспорта. Оно проходит в территориальном подразделении специального уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды, где также происходит и его регистрация.

Утверждается документ руководством предприятия-заказчика, которое в полной мере несет ответственность за предоставленную исполнителю информацию. Срок действия полностью согласованного паспорта составляет пять лет, при условии отсутствия изменений в технологической и экологической документации предприятия в этот период. При наличии таковых разрабатывается новый паспорт с учетом всех изменений. Его заново необходимо будет повторно согласовывать с уполномоченными органами.

Что касается поэтапных затрат на разработку экологического паспорта, то по сути дела, она сводится к затратам на заключение договора со сторонней организацией (при выборе такового способа исполнения проекта). Здесь уже все зависит от условий, оговоренных в договоре с фирмой-исполнителем.

Отдельной статьей идет оплата госпошлины за согласования проекта. По договоренности эти затраты несет или Исполнитель, или Заказчик.

Разработка экологического паспорта предприятия включает в себя полную информацию об исследуемом объекте, начиная с реквизитов и климатической характеристики региона его размещения. Помимо этого, указываются и сведения о разработчике паспорта.

Далее потребуются данные о сфере деятельности предприятия, используемом в ходе производства технологическом оборудовании, очистных установках, используемых природных ресурсах и данные о конечном выпускаемом продукте. Причем вся информация предоставляется довольно подробно.

Полноту сведений может обеспечить или квалифицированный сотрудник предприятия, или сотрудники специализированной компании с большим опытом работы именно в этом направлении. Сотрудники (руководители и специалисты), как правило, предварительно проходят обучение по экологической безопасности или обращению с опасными отходами 1-4 классов опасности (либо курсы по профессиональной подготовке по работе с опасными отходами).

Информация по природным ресурсам включает в себя не только данные об используемых или добываемых полезных ископаемых, на также данные об энергозатратах, водо- и воздухопотреблении, использовании земельных ресурсов.

Данные о товарной продукции включают в себя ее наименование, объемы производства и проектную мощность предприятия. Также в экологическом паспорте указываются сведения о ее ценовом диапазоне, себестоимости и рыночной стоимости продукции, а также прибыли предприятия от ее реализации.

Экономические показатели в экологическом паспорте.

Экономические показатели, содержащиеся в экологическом паспорте, отражают сведения:

  • о платежах за загрязнение окружающей среды (согласно отчетности НВОС),
  • текущие и капитальные затраты на ее охрану и восстановление,
  • затраты на выполнение природоохранных мероприятий,
  • о разрешениях на природопользование,
  • о нормативах на выброс,
  • нормативов на сброс,
  • лимиты на размещение производственных отходов,
  • непосредственно характеристика выбросов,
  • данные о системе водопотребления и водоотведения,
  • сведения об отходах производства с описанием источников образования данных эмиссий,
  • информация об используемом на данном предприятии транспорте и расходе топлива.

Руководству предприятия в первую очередь стоит обратить внимание на достоверность и точность предоставляемой информации. Ведь ее даже непреднамеренное искажение может повлечь за собой штраф, обходящийся предприятию до восьмидесяти тысяч рублей согласно статье 8.5 КоАП.

Как правило, в ходе сбора и анализа такого рода информации выявляются экологические риски для исследуемого объекта, которые также не стоит обделять вниманием. Ведь при правильном подходе можно их значительно снизить за свет планирования или нововведения соответствующих природоохранных мероприятий. Это позволит снизить плату за загрязнение окружающей среды и избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Кроме того, описываемый документ позволит систематизировать все данные, полученные до этого в процессе разработки проекта лимитов на отходы (ПНООЛР), разработки проекта допустимых выбросов (ПДВ), составления проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) и других.

Паспорт экологической безопасности

В перечень документов, которые необходимы для разработки паспорта экологической безопасности, входит:

  • правоустанавливающие документы на объекты;
  • технические паспорта БТИ;
  • технологические планировки;
  • операционные карты на производство и отдельные участки;
  • технологические инструкции на пользование ресурсами;
  • эксплуатационная документация на оборудование, приборы, устройства очистки и фильтрации, приборы учета;
  • техническая документация на механизмы, машины, агрегаты;
  • декларации и материалы экспертизы на опасные промышленные объекты;
  • иная техническо-эксплуатационная и нормативная документация.

Также при оформлении паспорта нужно применять стандарты ГОСТ и технические условия на материалы и оборудование.

Исходная информация и документы на экологическую безопасность у предприятия уже должны быть на момент разработки паспорта. Без оформления паспортов опасных отходов, договоров на вывоз и утилизацию мусора, подготовки проекта лимитов на отходы и предельно допустимые выборы крупная компания изначально не может работать. Поэтому у разработчиков паспорта будут основные исходные данные для начала работы.

Также будут использованы результаты обследований, экологического аудита, иных внутренних и внешних проверок. Если на предприятии проводились плановые или внеочередные надзорные проверки Минприроды, иных ведомств, их результаты также используются для работы над документом.

Готовые паспорта экологической безопасности проходят согласование в территориальных подразделениях Минприроды РФ. Документ передается на проверку в электронной форме. После согласования соответствующие сведения будут внесены в специальный реестр. С этого момента предприятие обязано предоставлять паспорт или информацию из него по запросу любых государственных органов.

Стоимость разработки экологического паспорта предприятия обуславливается разнообразными параметрами, но в первую очередь, определяется объемом планируемых работ, непосредственно зависящим от размера исследуемого объекта. Соответственно, чем больше предприятие, чем больше на нем промплощадок и эмиссий в окружающую среду, тем выше будет стоимость проекта.

Также стоимость будет зависеть от рода деятельности исследуемого объекта, его площади или даже количества работников предприятия. Не последнюю роль в расчете стоимости разработки экологического паспорта сыграет и нынешняя стоимость данной услуги на рынке, а также компетентность организации, ее выполняющей, и, соответственно, ее непосредственные требования к стоимости оказываемой услуги. Стоимость экологического паспорта начинается с 15 т.р. и выше и изменяется с учетом перечисленных ранее факторов.

Срок разработки экологического паспорта предприятия, в зависимости от спецификации объекта, количества загрязняющих веществ и источников их происхождения может составлять до одного месяца, но в каждом случае сроки определяются разработчиком строго индивидуально.

Согласовывается экологический паспорт в местном территориальном подразделении органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, а также самим руководителем предприятия. При этом руководителю не стоит забывать, что подписав данный документ, он полностью подтверждает достоверность предоставленных в нем данных. Обычно сроки согласования не превышают одного месяца. По ходу рассмотрения экологический паспорт может уточняться или дополняться. В целом срок действия данного документа составляет 5 лет, но может уменьшаться в связи с изменением на предприятии действующих экологических проектов.
Чем регламентируется ответственность?

Как правило, порядок разработки экологического паспорта разделяют на три основных этапа.

  1. Это сбор необходимой информации.
  2. Собственно разработка самого нормативно-технического документа.
  3. Согласование его как в уполномоченных органах, так и руководством исследуемого предприятия.

На первом этапе сбор данных, как правило, осуществляется внутри самого предприятия посредством издания руководством соответствующих приказов и распоряжений для отделов и подразделений. На действующих предприятиях подобного рода информация регулярно собирается, систематизируется, обновляется и постоянно хранится, поэтому ее сбор не должен занимать продолжительное время. Исключение могут составить справки, которые необходимо получить в сторонних организациях (например, климатическую характеристику региона), но при выборе в качестве исполнителя специализированной организации, сбором подобных сведений будут заниматься уже непосредственно ее специалисты.

Если предприятие следит за наличием актуальной экологической информации, то большинство документов уже собрано. Эти сведения будут использоваться и при разработке паспортов опасных отходов, и разработке проекта лимитов на отходы, а также ПДВ и НДС.

Сбор информации можно начать как заранее (при наличии сведений о необходимой для разработки экологического паспорта документации), так и после заключения договора с выбранной в ходе тендера коммерческой организацией, которой в дальнейшем и передается вся необходимая информация.

После получения исполнителем всех требующихся данных срок разработки экологического паспорта составляет от пяти дней до одного месяца, что также определяется масштабностью производственной деятельности исследуемого объекта, и соответствующего объема необходимых работ.

Далее состоится этап согласования экологического паспорта. Оно проходит в территориальном подразделении специального уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды, где также происходит и его регистрация.

Утверждается документ руководством предприятия-заказчика, которое в полной мере несет ответственность за предоставленную исполнителю информацию. Срок действия полностью согласованного паспорта составляет пять лет, при условии отсутствия изменений в технологической и экологической документации предприятия в этот период. При наличии таковых разрабатывается новый паспорт с учетом всех изменений. Его заново необходимо будет повторно согласовывать с уполномоченными органами.

Разработка экологического паспорта предприятия включает в себя полную информацию об исследуемом объекте, начиная с реквизитов и климатической характеристики региона его размещения. Помимо этого, указываются и сведения о разработчике паспорта.

Далее потребуются данные о сфере деятельности предприятия, используемом в ходе производства технологическом оборудовании, очистных установках, используемых природных ресурсах и данные о конечном выпускаемом продукте. Причем вся информация предоставляется довольно подробно.

Полноту сведений может обеспечить или квалифицированный сотрудник предприятия, или сотрудники специализированной компании с большим опытом работы именно в этом направлении. Сотрудники (руководители и специалисты), как правило, предварительно проходят обучение по экологической безопасности или обращению с опасными отходами 1-4 классов опасности (либо курсы по профессиональной подготовке по работе с опасными отходами).

Информация по природным ресурсам включает в себя не только данные об используемых или добываемых полезных ископаемых, на также данные об энергозатратах, водо- и воздухопотреблении, использовании земельных ресурсов.

Данные о товарной продукции включают в себя ее наименование, объемы производства и проектную мощность предприятия. Также в экологическом паспорте указываются сведения о ее ценовом диапазоне, себестоимости и рыночной стоимости продукции, а также прибыли предприятия от ее реализации.

Экономические показатели в экологическом паспорте.

Экономические показатели, содержащиеся в экологическом паспорте, отражают сведения:

  • о платежах за загрязнение окружающей среды (согласно отчетности НВОС),
  • текущие и капитальные затраты на ее охрану и восстановление,
  • затраты на выполнение природоохранных мероприятий,
  • о разрешениях на природопользование,
  • о нормативах на выброс,
  • нормативов на сброс,
  • лимиты на размещение производственных отходов,
  • непосредственно характеристика выбросов,
  • данные о системе водопотребления и водоотведения,
  • сведения об отходах производства с описанием источников образования данных эмиссий,
  • информация об используемом на данном предприятии транспорте и расходе топлива.

Руководству предприятия в первую очередь стоит обратить внимание на достоверность и точность предоставляемой информации. Ведь ее даже непреднамеренное искажение может повлечь за собой штраф, обходящийся предприятию до восьмидесяти тысяч рублей согласно статье 8.5 КоАП.

Как правило, в ходе сбора и анализа такого рода информации выявляются экологические риски для исследуемого объекта, которые также не стоит обделять вниманием. Ведь при правильном подходе можно их значительно снизить за свет планирования или нововведения соответствующих природоохранных мероприятий. Это позволит снизить плату за загрязнение окружающей среды и избежать штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Кроме того, описываемый документ позволит систематизировать все данные, полученные до этого в процессе разработки проекта лимитов на отходы (ПНООЛР), разработки проекта допустимых выбросов (ПДВ), составления проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) и других.

Энергодекларация, энергопаспорт, программа энергосбережения.

ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ» осуществляет весь комплекс работ по энергетическому обследованию, включая различные виды инструментальных обследований, с составлением по результатам обследования энергетического паспорта (энергопаспорта), программы энергосбережения, энергодекларации.

Кому и зачем нужен экологический паспорт?

ИП Амельченя Евгений Иванович

222924, Минская обл, Стародорожский р-н, д. Языль, ул. Речная, 20

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

УНП: 191274971

Регистрационный орган: Стародорожский райисполком

Дата регистрации компании: 07.09.2012

Режим работы:

День Время работы
Понедельник 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Вторник 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Среда 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Четверг 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Пятница 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Суббота 09:00 — 18:00
Воскресенье 09:00 — 18:00

Данная декларация составляется для объектов II категории и подается в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР, в ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов, а также информация о программе производственного экологического контроля (ПЭК). Однако вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается не ежегодно, а раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

Внимание! Изменения в КЭР и декларации могут быть произведены только одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов.

Кстати, объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

С 2019 года нельзя выдавать разрешение на ввод объекта капитального строительства, если он как объект НВОС относится к областям применения НДТ и если НДТ в нем реализованы не будут.

Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объекто, в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется ни разработка нормативов и лимитов на размещение, ни представление отчетности.

Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

Ожидают нас изменения и в механизме взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона №7-ФЗ содержит коэффициенты, применяемые с 2019 года при расчете платы за НВОС:

  • коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС. То есть, в данном случае плата за НВОС вообще не взимается, что должно простимулировать внедрение НДТ;
  • коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов. Напомним, однако, что термин «использование отходов» теперь лежит вне правового поля. Федеральный закон № 89 содержит только термин «утилизация», который, очевидно, и будет применяться в данном случае:

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

  • коэффициент 1 будет использоваться, если объем или масса выброшенных веществ, сброшенных веществ, размещенных отходов лежит в пределах нормативов/лимитов.
  • коэффициент 25 — за объем или массу выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, а также за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления.
  • коэффициент 100 — за объем или массу выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. Кроме того, с 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий или программой повышения экологической эффективности, плата за объем или массу выбросов, сбросов, НДВ, НДС или технологические нормативы, тоже подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

С 1 января 2019 года при исчислении платы за НВОС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

То есть, повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно (11.2017).

Новые обязательные документы по экологии

  • Разрешение споров и арбитраж
  • Энергетика
  • Производство
  • Энергетика
  • Экология

Скачать файл

Файл добавлен 16.01.2019
Презентация .pdf (1,3 Мб)

Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г. Но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2016 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2018 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. А также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Несмотря на близость начала действия данного требования, перечень стационарных источников (на которых нужно реализовать это требование) еще не установлен. Требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

С 1 января 2018 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Данные экологического паспорта предприятия

Декларацию составляют для объектов II категории. Она подается в РПН или орган исполнительной власти субъекта РФ. Это зависит от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР. В ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов. А также информация о программе ПЭК. Но вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

Внимание! Изменения в КЭР и декларации могут быть произведены только одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов.

Объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объектов, в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется разработка нормативов и лимитов на размещение, не требуется и представление отчетности.

Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

Статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона №7-ФЗ.

  • коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС. То есть, в данном случае плата за НВОС вообще не взимается, что должно простимулировать внедрение НДТ;
  • коэффициент 0 – за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов. Напомним, однако, что термин «использование отходов» теперь лежит вне правового поля. Федеральный закон № 89 содержит только термин «утилизация», который, очевидно, и будет применяться в данном случае:

Помимо изменений в федеральных законах, вступят в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В КоАП РФ вводится статья 8.47, предусматривающая наказание за отсутствие КЭР:

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Что нужно сделать по экологии на предприятии

Споры о необходимости включения экологического сбора в Налоговый кодекс продолжались несколько лет. Однако аргументы противников не были услышаны: законопроект принят и с начала 2020 года экосбор за негативное воздействие на окружающую среду стал обязательным. За неуплату — штрафы, причём для юридических лиц — более чем серьёзные.

Размер экологического налога зависит от целого ряда условий:

  • категории НВОС, которую определяет Росприроднадзором;
  • перечня и количества загрязняющих веществ (экологическая документация готовится по каждому виду).

Но не торопитесь радоваться. Просто утилизационный сбор с 2020 года перешёл в категорию налогов. Платить его придётся юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые относятся к следующим категориям:

  • импортеры и производители товаров и упаковки, подлежащих утилизации;
  • производители и импортеры транспорта, а также прицепов и шасси;
  • покупатели транспортных средств, ранее не уплативших экосбор.

Коэффициенты при расчете платы за НВОС рассчитываются в следующем порядке:

  • 0 – обращение с отходами производится по регламенту, а новые технологии очистки сокращают выбросы и сбросы;
  • 1 – продукты с негативным воздействием на окружающую среду находятся в рамках установленных лимитов и согласно поданной отчетности;
  • 25 – сбросы и выбросы не выходят за нормативы, однако объём отходов превысил лимит или данные из отчетов;
  • 100 – выбросы находятся за гранью допустимых нормативов, установленных в КЭР или Декларации о воздействии на окружающую среду для объектов первой и второй категории опасности.

Паспорта разрабатываются на каждый вид отходов I-IV классов опасности.

Определение класса для отработавших материалов V класса осуществляется посредством проведения биотестирования. На основании лабораторных исследований составляются сведения на отходы 5 класса. В Органы Росприроднадзора они не направляются.

Паспорта не разрабатываются на утиль медицинских учреждений, биологические или радиоактивные отходы.

В случае, если образующийся на объекте отход не включен в состав ФККО, определение класса для него требуется произвести в течение 90 дней с момента образования в производственном процессе.

Утверждаются материалы руководителем предприятия. Копия направляется в департамент Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности.

Экологический паспорт предприятия – специализированный документ, регламентирующий функционирование данного объекта в отношении охраны окружающей среды, использования ресурсов, а также эколого-экономическую оценку его деятельности. Соответственно, в паспорте отражается непосредственная хозяйственная деятельность объекта, образующиеся при этом выбросы, сбросы и отходы, материально-сырьевой баланс, а также мероприятия по восстановлению окружающей природной среды, и непосредственно данные об исходящих из этого экологических затратах предприятия.

Экологический паспорт является одним из значимых документов, опираясь на данные которого осуществляется государственный экологический контроль. Разрабатывается он на основе экологической документации предприятия, такой как:

  • данные статистической отчетности,
  • экологические разрешения,
  • расчет допустимых нормативов по данным разработанного и согласованного ранее проекта ПНООЛР,
  • данные инвентаризации,
  • сведения об очистных сооружениях и прочих нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.

Составление экологических паспортов промышленными предприятиями обеспечивает получение достоверных данных об экологической обстановке на территории размещения данных объектов в каждом регионе и в общем по стране, что позволяет выявлять экологические риски, и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации в целом по исследуемому региону.

Стоимость разработки экологического паспорта предприятия обуславливается разнообразными параметрами, но в первую очередь, определяется объемом планируемых работ, непосредственно зависящим от размера исследуемого объекта. Соответственно, чем больше предприятие, чем больше на нем промплощадок и эмиссий в окружающую среду, тем выше будет стоимость проекта.

Также стоимость будет зависеть от рода деятельности исследуемого объекта, его площади или даже количества работников предприятия

Экологический паспорт предприятия необходим природопользователям для анализа количества загрязняющих веществ, образующихся вследствие хозяйственной деятельности объекта, установления способов их минимизации. Этот документ незаменим при возникновении необходимости предоставления информации в контролирующие органы в ответ на соответствующие запросы.

На основании предоставленных предприятием сведений происходит контроль за экологической обстановкой в зоне действия объекта и объектов вокруг нее, осуществляется проверка выполнения природоохранных мероприятий.

Также разработка экологического паспорта значительно снижает время и финансовые потери при составлении прочей экологической документации предприятия (например, разработка ПНООЛР, формирование ПДВ), в связи с чем, значительно облегчает данный процесс. Разработка ЭП выгодна в первую очередь самому предприятию

Срок разработки экологического паспорта предприятия, в зависимости от спецификации объекта, количества загрязняющих веществ и источников их происхождения может составлять до одного месяца, но в каждом случае сроки определяются разработчиком индивидуально.

Согласовывается экологический паспорт в местном территориальном подразделении органа, уполномоченного в области охраны окружающей среды, а также самим руководителем предприятия. При этом руководителю не стоит забывать, что подписав данный документ, он полностью подтверждает достоверность предоставленных в нем данных. Обычно сроки согласования не превышают одного месяца. По ходу рассмотрения экологический паспорт может уточняться или дополняться. В целом срок действия данного документа составляет 5 лет, но может уменьшаться в связи с изменением на предприятии действующих экологических проектов
Если при наличии экологического паспорта на предприятии не была сообщена или была недостоверное передана информация по нему по запросу контролирующих органов, либо такого рода нарушения были выявлены при проверке. Тогда, согласно статьи 8.5 «Кодекса об административных правонарушениях» РФ штраф может составить: для юридических лиц – от 20 до 80 тысяч рублей и от 3 до 6 тысяч для должностных.

Далее состоится этап согласования экологического паспорта. Оно проходит в территориальном подразделении специального уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды, где также происходит и его регистрация.

Утверждается документ руководством предприятия-заказчика, которое в полной мере несет ответственность за предоставленную исполнителю информацию. Срок действия полностью согласованного паспорта составляет пять лет, при условии отсутствия изменений в технологической и экологической документации предприятия в этот период. При наличии таковых разрабатывается новый паспорт с учетом всех изменений. Его заново необходимо будет повторно согласовывать с уполномоченными органами.

Что касается поэтапных затрат на разработку экологического паспорта, то по сути дела, она сводится к затратам на заключение договора со сторонней организацией (при выборе такового способа исполнения проекта). Здесь уже все зависит от условий, оговоренных в договоре с фирмой-исполнителем.

Отдельной статьей идет оплата госпошлины за согласования проекта.

  • № 18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
  • № 2-ос “Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах”;
  • № 4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах»;
  • № 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»;
  • № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды»;
  • № 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Экологическое законодательство: нововведения

1). ПОД-1 “Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик”;

2). ПОД-2 “Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха”;

3). ПОД-3 “Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок”.

  • норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет;
  • план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
  • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
  • ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
  • ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;
  • технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля.
  • документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) включает в себя:

а. приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

  1. журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;

с. план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу. – Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств включает в себя:

а. журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств;

  1. журнал ежедневного расхода горючего;

с. журнал пройденного километража;

  1. журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;

е. журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

  • приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего установки очистки газа;
  • паспорта на каждую установку очистки газов (Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия. По результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев. Результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт);
  • план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования;
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
  • приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов;
  • график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа.
  • приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений, и о его функциях;
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения;
  • должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру, по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
  • паспорта на очистные сооружения;
  • планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
  • инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений;
  • журналы учета работы очистных сооружений;
  • производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений;
  • график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений.
  • № ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»;
  • № ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»;
  • № ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод»;
  • Документацию, подтверждающую право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

а. норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;

  1. схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
  2. план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами;

ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ;

  1. ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
  2. ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля; д. ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств.

документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включает в себя:

а. План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта;

б. План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта.

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

  • Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
  • Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *