Обязательными требованиями стандартов могут быть на основании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательными требованиями стандартов могут быть на основании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В России вступают в силу новые правила контроля над бизнесом

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования).

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:

1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;

2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;

3) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

4) в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации;

5) в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов;

6) устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и федеральными государственными образовательными стандартами;

7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 2. Правовое регулирование установления обязательных требований

1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

2. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации.

3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ (ТЕСТЫ)

1. Стандартизация. Цели стандартизации. Принципы стандартизации.

2. Документы в области стандартизации.

3. Международные организации по стандартизации.

4. Органы и службы стандартизации РФ.

5. Виды национальных стандартов РФ: Категории стандартов.

6. Методы стандартизации: упорядочение объектом, параметрическая стандартизация, унификация продукции, агрегатирование

Определение понятия «Стандартизация» дано Законом РФ «О техническом регулировании», который вступил в действие с 1 июля 2003 г.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Основные понятия закона, касающиеся стандартизации:

стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократно­го использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

международный стандарт – стандарт, принятый международной ор­ганизацией;

национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муни­ципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемости продукции.

Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований междуна­родных стандартов климатическим и географическим особенностям Рос­сийской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальный орган по стандартизации:

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Тест по метрологии, стандартизации и сертификации на тему Основы сертификации

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Работы по стандартизации и области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной политике (Госстрой России).

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100.

К российским службам стандартизации относятся научно исследовательские институты Госстандарта РФ (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации:

ВНИИстандарт – головной институт в области Государственной cm темы стандартизации;

ВНИИС – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг);

ВНИИНМАШ – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования, машиностроения и приборостроения;

ВНИИКИ – головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Они при необходимости создают подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации. Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

Виды национальных стандартов РФ:

  • основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности; общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, процессов и услуг, а также обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, имущества, и другие общественные требования;
  • стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (общие технические условия — ОТУ) или к конкретной продукции (технические условия — ТУ);
  • стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах изготовления, хранения, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Категории стандартов:

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) принимается Госстандартом России или Госстроем России. К объектам ГОСТ Р относятся продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Стандарт отрасли (ОСТ) разрабатывается и применяется государственными органами в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Здесь под отраслью понимается совокупность хозяйствующих субъ­ектов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собст­венности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарт предприятия (СТП) – стандарт, утвержденный предприятием. Объектами стандартизации СТП являются составляющие организации и управления производством, направленные на повышение его эффективности; продукция, производимая этим предприятием; методы расчета; технологические нормы и требования; типовые процессы изготовления; оснастка; инструмент и т.п.

Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО). Его объектами являются, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т.п. СТО также, как СТП, не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Такие стандарты носят добровольный, рекомендательный характер.

Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО). Его объектами являются, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т.п. СТО также, как СТП, не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Такие стандарты носят добровольный, рекомендательный характер.

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) – стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

В перечень нормативных документов включен технический регламент, который содержит в себе требования, нормы и правила технического характера, подлежащие обязательному исполнению.

К нормативным документам относятся также общероссийские клас­сификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

Общероссийский классификатор технико-экономической и соци­альной информации – официальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации (ОКП – общероссийский классификатор продукции; ОКПО – общероссийский классификатор пред­приятий, организаций).

Правила по стандартизации (ПР) – нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России. ПР разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосу­дарственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Минюсте России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавли­вающие количественные меры и качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

Рекомендации (Р) – нормативный документ, содержащий доброволь­ные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, правила, методы выполнения работ.

ПР и Р разрабатываются, как правило, орган��зациями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ.

Дата введения 01.05.92

Основные положения устанавливают цели, принципы и структуру Системы сертификации ГОСТ (далее — Система).

Система предназначена для проведения обязательной сертификации в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Система взаимодействует на основе соглашений с другими системами проверки безопасности и сертификации, которые функционируют под руководством специально уполномоченных на это органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Минздрав России, Госатомнадзор России и др.).

В Системе предусматривается сертификация как отечественных, так и импортируемых товаров (работ, услуг).

По правилам Системы может проводиться добровольная сертификация.

Используемые в Системе понятия, термины и их определения соответствуют Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также Руководству ИСО/МЭК 2, стандарту ИСО 8402.

Основные используемые термины:

1.1. «Сертификация соответствия» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 13.5) — «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

Примечание: В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» используются термины «товары (работы, услуги)».

1.2. «Соответствие» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 13.1) — «соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге».

1.3. «Третья сторона» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 13.2) — «лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе».

Примечание: участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

1.4. «Нормативный документ» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 3.1) — «документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов».

Примечание: термин «нормативный документ» является термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты.

1.5. «Система сертификации» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 14.1) — «система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия».

1.6. «Система сертификации однородной продукции (процессов и услуг)» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 14.2) — «система сертификации, относящаяся к определенной продукции, процессам или услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и та же самая процедура».

Примечание: система сертификации однородной продукции может также распространяться на различные виды изделий, например, холодильники, радиоприемники, автомобили, компьютеры, если все они сертифицируются по одним и тем же правилам на соответствие одному и тому же требованию, например, электромагнитная совместимость.

1.7. «Орган по сертификации» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 14.3) — «орган, проводящий сертификацию соответствия».

Примечание: орган сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.

1.8. «Сертификат соответствия» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 14.8) — «документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

1.9. «Знак соответствия (в области сертификации)» (Руководство ИСО/МЭК 2 п. 14.9) — «защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

1.10. «Аккредитация» — официальное признание правомочий осуществлять какую-либо деятельность в области сертификации.

1.11. «Аттестация производства» — официальное подтверждение органом по сертификации или другим специально уполномоченным органом наличия необходимых и достаточных условий производства данной продукции (исполнения данных услуг), обеспечивающих стабильность требований к ней, заданных в нормативных документах и контролируемых при сертификации.

1.12. «Инспекционный контроль» — контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства.

1.13. «Заявитель» — предприятия, организации, граждане, обратившиеся в орган по сертификации с заявкой на проведение сертификации конкретного типа (марки) продукции.

1.14. «Эксперт-аудитор» — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Тест по метрологии, стандартизации и сертификации на тему «Основы сертификации»

3.1. Сертификация в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям ГОСТ, других нормативных документов, в том числе международных и национальных стандартов других стран, введенных в действие в установленном порядке.

3.2. Сертификация проводится по схемам, классификация которых дана ИСО. С развитием международной и региональной сертификации, а также в связи с особенностями конкретной продукции могут использоваться другие схемы.

3.3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется комиссиями, формируемыми из представителей, изготовителей, обществ потребителей, Союза независимых испытательных центров, научно-исследовательских организаций и территориальных органов Госстандарта, с привлечением экспертов-аудиторов Системы.

3.4. Эксперты-аудиторы Системы проходят подготовку по программам, принятым в Системе, и аттестуются в установленном порядке.

3.5. Официальное признание органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов-аудиторов, в том числе зарубежных, удостоверяется аттестатом, зарегистрированным в Государственном Реестре Системы.

Органы, лаборатории, эксперты-аудиторы, нарушающие правила Системы, исключаются из Реестра. Информация об этом доводится до участников Системы и общественности.

3.6. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов (лабораторий) и экспертов-аудиторов в Системе организует Госстандарт России.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства осуществляет орган, проводящий сертификацию этой продукции, как правило, с привлечением территориальных органов Госстандарта России, уполномоченных на проведение этой деятельности.

Система предусматривает участие в инспекционном контроле обществ потребителей и торговой инспекции, а также использование информации, получаемой от этих органов.

3.7. Предприятия, сертифицировавшие свою продукцию в Системе, обязаны маркировать Знаком соответствия продукцию (тару, упаковку), товаросопроводительную документацию.

Знаки соответствия государственным стандартам в Системе установлены в ГОСТ 28197-90. При сертификации однородной продукции, в том числе на основе международных систем и соглашений, могут использоваться другие знаки, если это предусмотрено их правилами. Порядок, методы и требования к маркировке этими знаками устанавливаются порядками сертификации однородной продукции и (или) в стандартах на нее.

3.8. Признание документов об аккредитации органов (лабораторий), сертификатов на продукцию, а также знаков соответствия осуществляется на основе многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

При импорте продукции в Россию могут быть в разовом порядке признаны документы, выданные зарубежными организациями (центрами) по сертификации и отдельными фирмами. При этом могут быть проведены повторные испытания в полном объеме или по некоторым характеристикам для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Свидетельством признания зарубежных сертификатов во всех случаях является сертификат соответствия, выданный в Системе.

3.9. Основой информационного обеспечения является Государственный Реестр Системы. Данные Реестра, а также информацию, получаемую от органов по сертификации и других участников Системы, Госстандарт России периодически публикует в своих изданиях или в специальных справочниках.

3.10. Расходы по проведению сертификации, аккредитации и аттестации оплачивают заявители. Оплата производится по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или, при их отсутствии, по договорам.

3.11. Официальным языком Системы является русский. Все ее документы оформляются на русском языке (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.).

3.12. Рассмотрение апелляций по результатам аккредитации, аттестации и сертификации осуществляется Комиссией по апелляциям, создаваемой Госстандартом России с привлечением представителей органов по сертификации, научно-технических обществ и ассоциаций, обществ потребителей.

3.13. Изложенные выше правила могут быть использованы при добровольной сертификации. В этом случае вид нормативного документа — ГОСТ, международный, региональный, национальный стандарт, технические условия и т.д. — определяют орган по сертификации и заявитель. При этом учитываются требования потребителя (заказчика, покупателя) продукции, в том числе зарубежного. Выбор того или иного нормативного документа означает признание со стороны органа его пригодности для сертификации.

4.1. Организационную структуру Системы образуют:

Госстандарт России;

органы по сертификации однородной продукции;

испытательные лаборатории (центры).

4.2. Госстандарт России осуществляет следующие функции:

определяет конкретные виды продукции, которые сертифицируются в Системе, а также государственные стандарты, на соответствие которым проводится обязательная сертификация;

устанавливает основные принципы, правила и структуру Системы, а также знак соответствия и правила его применения;

аккредитует комиссиями из представителей всех заинтересованных сторон орган по сертификации и испытательные лаборатории, а также аттестует экспертов-аудиторов и осуществляет инспекционный контроль за их деятельностью;

ведет Государственный Реестр Системы по сертификации, аккредитации и испытаниям;

устанавливает цены и тарифы по аккредитации, аттестации и сертификации в Системе;

рассматривает апелляции по результатам сертификации и аккредитации;

осуществляет функции органа по сертификации при его отсутствии для данного вида продукции (услуг);

взаимодействует с органами других стран и международными органами по вопросам сертификации, принимает решение о присоединении к международным системам и соглашениям по сертификации;

обеспечивает свободный доступ к информации о сертификации всех заинтересованных сторон;

организует подготовку и аттестацию экспертов-аудиторов.

Для осуществления указанных функций Госстандарт России привлекает исследовательские, испытательные организации, научно-технические общественные организации, общества потребителей.

Научно-методическим центром Системы является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.

4.3. Если в системе сертификации однородной продукции аккредитованы несколько органов, то для координации их деятельности Госстандартом России может быть назначен центральный орган.

4.4. Организации и испытательные лаборатории (центры), которые претендуют на аккредитацию в Системе, должны иметь статус юридического лица и быть независимыми настолько, чтобы их административная подчиненность, финансовое положение полностью исключали возможность коммерческого, административного или какого-либо другого воздействия на их персонал, способность оказать влияние на результаты сертификации и испытаний со стороны заявителя или других заинтересованных сторон.

В качестве испытательных лабораторий могут быть аккредитованы предприятия и организации любых форм собственности: государственные, арендные, кооперативные и др.

В качестве органов по сертификации могут быть аккредитованы организации и предприятия, обладающие необходимой компетенцией и отвечающие установленным выше требованиям, в том числе государственные организации, включая НИИ и территориальные органы Госстандарта, акционерные общества, ассоциации и др.

Требования к аккредитации в Системе органов по сертификации и испытательным лабораториям и порядок аккредитации установлены соответствующими документами Системы.

4.5. Организации, претендующие на аккредитацию и функционирование в качестве органов по сертификации, должны официально в лицензионном договоре выразить свое признание всех правил и требований, установленных в Системе.

Настоящий документ устанавливает основные требования, которым должен соответствовать орган по сертификации продукции, чтобы быть признанным в качестве компетентного органа Системы сертификации ГОСТ (далее — Система).

Используемые понятия, термины и их определения соответствуют Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также Руководству ИСО/МЭК 2 и стандарту ИСО 8402. Основные термины и определения приведены в документе «Система сертификации ГОСТ. Основные положения».

Настоящий документ предназначен для использования при создании и функционировании систем и органов по сертификации однородной продукции, а также при проведении инспекционного контроля за их деятельностью. Он учитывает требования положений Руководства ИСО/МЭК 40 «Общие требования по приемке органов по сертификации», Европейского стандарта ЕН 45011 «Общие требования к органам по сертификации, проводящих сертификацию продукции, Руководства ИСО/МЭК 28 «Общие правила для модели системы сертификации продукции третьей стороной» и Руководства ИСО/МЭК 27 «Руководство по проведению корректирующих мероприятий органом по сертификации в случае, если эксплуатация изделий, имеющих знак соответствия, выданный органом по сертификации, связана с опасностью для здоровья или имущественным риском.

2.1. Органы по сертификации создаются на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной.

В качестве органов по сертификации могут быть аккредитованы организации и предприятия, обладающие необходимой компетентностью и отвечающие требованиям, установленным настоящим документом, в том числе государственные организации, включая НИИ и территориальные органы Госстандарта, акционерные общества, ассоциации и др.

2.2. Организация, претендующая на аккредитацию и функционирование в качестве органа по сертификации однородной продукции, должна располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию, включая:

квалифицированный и прошедший специальную подготовку персонал;

актуализированный фонд нормативных документов на эту продукцию и методы испытаний;

административную структуру <1>, юридические и экономические возможности (условия) для управления данной системой сертификации, в том числе для организации испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией <2>

организационно-методические документы, устанавливающие правила и порядок сертификации однородной продукции, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;

реестр сертифицированной продукции.

<1> Административную структуру органа по сертификации рекомендуется устанавливать с учетом рекомендаций Руководства ИСО/МЭК 40 и Европейского стандарта EN 45011.

<2> Функции органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории может выполнять одна и та же организация, если это допускается системой сертификации или международными соглашениями. Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль, как правило, с привлечением территориальных органов Госстандарта России, уполномоченных на его проведение.

2.3. Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к информации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с помощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера.

2.4. Орган по сертификации должен обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

2.5. Орган по сертификации должен осуществлять внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия требованиям настоящего документа.

Такие ревизии должны быть зарегистрированы, а их данные доступны лицам, осуществляющим инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации.

2.6. Деятельность органа по сертификации осуществляется на основе лицензионного договора, заключенного с Госстандартом России (Приложение 1).

Обязательные требования стандартов

Разработка проекта стандарта осуществляется в два основных этапа. Первый этап представляет собой первоначальную редакцию документа. На этом этапе работы проверяется проект стандарта на наличие возможных нарушений с действующим законодательством, а также на предмет сочетания с международными нормами стандартизации. Проект проходит процедуру коллегиального обсуждения, в котором принимает участие специальная группа. Эксперты решают, удовлетворяет ли проект всем условиям заключенного договора и техническому заданию. После данной предварительной стадии идет ознакомление с полученными результатами заявителей и других субъектов из области применения стандарта.

Предприятие осуществляет выпуск определенного вида продукции (металлопрокат) по разработанным самим предприятием техническим условиям (ТУ).На этот вид продукции предусмотрен ГОСТ. По факту продукция имеет отклонение по качеству относительно ГОСТа — наличие раковин, трещин и расслоение в металле. При реализации продукции Предприятие-поставщик в договоре делает ссылку на ТУ, покупатель подписывает договор, но при получении товара, ссылаясь на отсутствие качества, предусмотренного ГОСТ, отказывается от его приемки. Вопрос: возможно ли при наличии ГОСТа на определенный вид продукции разработать ТУ с отклонением от качественных показателей, предусмотренных ГОСТом? Прав ли Покупатель, отказываясь от приемки такого товара?

В отношении обязательности применения ГОСТов единого подхода в практике нет.

Часть судов считает, что товар, не соответствующий ГОСТам, может быть признан товаром ненадлежащего качества только в случае, если необходимость такого соответствия установлена договором (см. Постановление ФАС ЗСО от 15.10.2010 № А45-28567/2009). Эта позиция отражает Вашу точку зрения.

Но необходимо учитывать и противоположный взгляд, что несоответствие ГОСТу является нарушением условий о качестве (см. Постановление ФАС ВСО от 09.11.2010 № А19-7456/2010).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

5. Национальные стандарты (ранее государственные, межгосударственные стандарты) – ГОСТ, ГОСТ Р (например, ГОСТ 8808-2000 «Масло кукурузное. Технические условия»). Однако их требования обязательны, если еще не приняты соответствующие технические регламенты, и только в двух случаях:

1) если применение национальных стандартов обусловлено целями, которые установлены в пункте 1 статьи 46 Закона о техрегулировании, а именно целями:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Так, например, ФАС Северо-Западного округа при рассмотрении одного из дел пришел к выводу об обязательности ГОСТ 52567-2006 «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний». Суд указал: «…требования ГОСТ 52567-2006 являются обязательными для сторон, поскольку в соответствии со статьей 46 [Закона о техрегулировании] технические нормы подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц и т. д. В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поставленные автомобили не соответствуют условиям Контракта и пункту 6.1.4.4. ГОСТ 52567-2006 – отсутствует дверной проем между кабиной водителя и медицинским салоном, наличие которого является обязательным для автомобилей скорой медицинской помощи класса «С»» (постановление от 25 июля 2011 г. по делу № А56-32612/2010);

2) если товар входит в список продукции, которая подлежит обязательной сертификации.

К нормативным актам, которые используются при обязательной сертификации, относятся:

  • законы Российской Федерации;
  • государственные стандарты (в т. ч принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты – ГОСТ, ГОСТ-Р);
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • нормы по безопасности;
  • а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Это предусмотрено в примечании к пункту 2.6 Правил по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26).

Таким образом, если товар подлежит обязательной сертификации, а соответствующий технический регламент в отношении него не принят, то качество товара должно соответствовать требованиям национальных стандартов.

Если товар подлежит обязательной сертификации, то к договору поставки необходимо приложить (оформить в качестве приложения) надлежащим образом заверенную копию сертификата. Это позволит избежать сомнений в качестве поставляемого товара.

Пример формулировки условия поставки о подтверждении качества товара сертификатом соответствия

«Качество товара подтверждено сертификатом соответствия № ______ от _____, выданным _________________________ (приложение № ___)».

Товар, указанный в договоре поставки, подлежит обязательной сертификации. Является ли отсутствие сертификата соответствия, выданного уполномоченным органом, существенным нарушением требований к качеству товара

Да, такое нарушение может быть признано существенным.

Это связано с тем, что непредставление сертификата может быть расценено как непредставление сопутствующей товару документации. Отсутствие сертификата на товар, подлежащий обязательной сертификации, лишает покупателя возможности проверить качество поставленного товара.

В результате покупатель вправе отказаться от приемки товара и предъявить к поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса РФ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
  2. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  4. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  5. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.

Вопрос:

Является ли применение ГОСТ обязательным?

Ответ:

Согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 52 (часть 1), ст.5410): признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года; впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: — защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; — охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; — предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей*. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на статс-секретаря — первого заместителя Председателя Госстандарта России Г.И. Элькина.

Председатель Госстандарта России В.В. Усов _____________________________ * В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2004 г. Регистрационный N 5546

Общероссийский классификатор стандартов

Классификатор государственных стандартов

Единая система конструкторской документации.

Единая система технологической документации.

В процессе перехода экономики к рыночным отношениям были введены ТУ (технические условия), целью которых стало регламентировать производство товаров, которые не попадали под действие ГОСТа. ТУ разрабатываются предпринимателями-производителями и являются их собственностью. Требования, установленные ТУ, не могут противоречить обязательным требованиям ГОСТов, распространяющихся на данную продукцию. Как правило, технические условия представляют собой уточнения к государственным стандартам по тем данным, которые недостаточно описаны.

ТУ разрабатываются в том случае, когда необходимо внести изменение в уже существующую технологию производства, либо в состав продукта, для обеспечения его индивидуальности на рынке или по причинам, связанным с особенностями его производства.

СНиП подразделяются на различные категории. Они касаются всех строительных областей. К примеру, это может быть описание конструкций, рекомендации к материалам, методам расчетов.

СНиП устанавливают минимальные строительные нормы к возводимому объекту, а также к заключительному результату. Это не точная инструкция. В нормативном акте просто указаны цели, которые нужно достигнуть по итогам строительных работ. Методы достижения этих целей специалисты определяют самостоятельно. В частности, сотрудники могут подбирать разные технологические, планировочные решения.

Отдельной группой законодательных актов регулируется деятельность арбитражной судебной системы, которая имеет полномочия шире, чем другие представительства судебной системы. Только это подразделение судебный структуры может проводить масштабные расследования и сбор доказательств, материалов дела. Специализированные арбитражные подразделения имеют право на формирование запросов консультационного типа при рассмотрении спорных аспектов дела. Подобные консультации могут проводиться узкими специалистами, чье экспертное мнение учитывает суд, рассматривая в суде вопрос путем привлечения к участию в судебном заседании.

  • им не выставляется требование обязательной явки в зал суда;
  • запрещено объявлять самоотвод;
  • отсутствуют требования предоставления устных показаний.

Обязанность исполнения решения суда никаким образом не меняется при участии такого специалиста в судебном процессе. Судебный запрос на привлечение специалиста составляется и направляется судом, заключение добавляется в состав материалов дела и имеет такую же силу, как и остальные доказательства рассматриваемого дела.

1. В первую очередь давайте вспомним, что национальные стандарты и другие документы по стандартизации являются не нормативными правовыми актами, а документами добровольного применения. Поэтому, несмотря на то что процедуры подготовки, утверждения, опубликования, вступления в действие, отмены документов по стандартизации (например, см. ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение правок в стандарты и подготовка документов для их отмены») внешне похожи на аналогичные процедуры с нормативными правовыми актами, по своей юридической природе они носят совершенно иной характер.

Обязательными требованиями стандартов могут быть на основании

2. Можно ли применять национальный стандарт до «вступления его в действие»?

Новый стандарт, как правило, основывается на современном уровне развития технологий, требований к качеству продукции и требований безопасности. Применение его может дать предприятиям конкурентное преимущество на рынке. Поэтому предприятие само решает, когда его применять.

3. Можно ли применять национальный стандарт, который официально не опубликован?

Если вы знаете, что стандарт утвержден, если получили его текст, например, от разработчика, технического комитета, из другого источника, и при этом вы уверены в достоверности текста, то что мешает его применять? Но решение о применении или неприменении принимает само предприятие.

4. Обязательно ли наличие на предприятии только официальных изданий ГОСТов, или можно пользоваться текстами стандартов, содержащимися в электронных справочных системах?

  • актуализированные, проверенные редакции документов;
  • ссылки;
  • комментарии, консультации;
  • единое поисковое пространство;
  • аналитические сервисы: сравнение ГОСТов, история стандартов и т.д.

Итак, электронно-справочными системами можно смело пользоваться в полной мере, но следует выбрать ту, которой вы больше доверяете, и которая вам больше нравится.

5. Можно ли пользоваться отмененным ГОСТом?

В определенных случаях — да. Здесь несколько ситуаций.

а) Предприятие поставляет продукцию по контракту, а требования к продукции установлены в соответствии с ГОСТами, указанными в приложении к контракту. За время выполнения контракта некоторые стандарты отменены, взамен них появились новые. Какими ГОСТами руководствоваться предприятию?

В данном случае предприятие должно, выполняя контракт, изготавливать продукцию по «отмененным» ГОСТам, а заказчик не вправе требовать применения новых стандартов, разве что по соглашению сторон.

Ссылка контракта на документы по стандартизации — это тот случай, когда документы добровольного применения становятся обязательными для производителя, но, естественно, в рамках данного контракта.

б) Предприятие выпускает продукцию по отмененному ГОСТу, и у этой продукции есть потребитель, а требования даже отмененного ГОСТа не противоречат техническому регламенту в данной области или соответствующего технического регламента еще не существует. Такая ситуация возможна. Опять же решение принимает предприятие.

В продолжение вышесказанного следующий важный вопрос.

6. Если документ по стандартизации включен в доказательную базу технического регламента и к настоящему времени уже отменен — какой документ применять: отмененный или документ, который утвержден взамен?

Эта дилемма встречается сплошь и рядом и не только в России.

Документы по стандартизации включены в доказательную базу технического регламента для применения на обязательной основе. В течение какого-то времени взамен них приняты новые. Какими, новыми или предыдущими, пользоваться?

Ответ: пользоваться теми документами, которые непосредственно включены в перечень документов доказательной базы технического регламента применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований этого технического регламента. Примером может являться Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (ФЗ N 384-ФЗ от 30.12.2009).

Во исполнение Технического регламента принято Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, утверждающее «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, ссылки из нормативных правовых актов на документы добровольного применения делают применение данных документов обязательным в тех пределах, которые указаны в нормативном правовом акте.

Во исполнение Технического регламента РФ «О требованиях пожарной безопасности» (ФЗ N 123-ФЗ от 22.07.2008) в качестве доказательной базы приняты:

  • распоряжение Правительства РФ N 304-р от 10.03.2009, утверждающее «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»
  • приказ Росстандарта N 474 от 16.04.2014, утверждающий «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приказом Росстандарта утвержден перечень документов по стандартизации в качестве доказательной базы, применяемой на добровольной основе. В течение какого-то времени, включенные в перечень документы могут быть отменены и заменены новыми. Вопрос: новыми или отмененными в таком случае пользоваться? Ответ содержится в самом приказе, в примечании к перечню: «Примечание — При пользовании настоящим Перечнем целесообразно проверить действие включенных в него стандартов и сводов правил. Если указанный в перечне документ заменен (изменен), то следует руководствоваться действующей редакцией документа. Если документ отменен без замены, то руководствоваться им не следует».

К этому примечанию следует сделать следующее дополнение:

Пользователь систем «Техэксперт» всегда легко может проверить, какие из документов перечней (или вообще любые упомянутые где-либо документы) действуют или отменены, поскольку в системе «Техэксперт» все ссылки на отмененные документы отображены другим цветом. Тут же по ссылке пользователь может перейти на новый документ, принятый взамен.

А как быть с Перечнем документов по методам испытаний, утвержденным распоряжением Правительства РФ N 304-р, ведь в нем к настоящему моменту несколько отмененных документов? Какие применять: отменные или принятые взамен документы?

Здесь однозначного ответа нет.

Наше мнение — как раз отмененными документами в данном случае пользоваться можно, поскольку они прямо указаны в распоряжении Правительства РФ, а относительно новых — требуется разъяснение Правительства РФ.

Кроме того, из названия перечня следует, что для применения и исполнения технического регламента необходимы не полные тексты стандартов, а только содержащиеся в них правила и методы исследований (испытаний) и измерений.

В отмененном стандарте может содержаться не утративший актуальности метод. Поэтому включение отмененных стандартов в перечень не является грубым нарушением. Необходимый метод может также содержаться и в стандарте, не включенном в перечень. При использовании такого стандарта придется или самостоятельно доказывать наличие в нем одного из необходимых методов, или обращаться в Правительство РФ за разъяснениями.

Стандарты: добровольные или обязательные?

В Департаменте градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрено обращение и сообщается.

В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Обязанности по разъяснению законодательства Российской Федерации и толкованию понятий, терминов и норм на Минстрой России не возложены.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ) предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни.

Согласно Федеральному закону № 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Перечень).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 утвержден актуализированный Перечень (далее — Перечень № 1521). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1033 внесены изменения в Перечень № 1521.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 г. № 1650 (далее — Перечень № 1650).

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 1650, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

При этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной экспертизы), вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона № 384-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:

1) результаты исследований;

2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Следует отметить, что СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» не включена в указанные перечни и в этой связи может применяться на добровольной основе в части, не противоречащей нормам Федерального закона № 384-ФЗ.

Заместитель директора Департамента
градостроительной деятельности
и архитектуры
А.Ю. Степанов

Даны разъяснения по вопросу применения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Указано, что национальные стандарты и своды правил (их части) являются обязательными для применения в целях соблюдения требований техрегламента, если они включены в специальный перечень.

Допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям техрегламента.

Соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов: результаты исследований; расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в т. ч. при их неблагоприятном сочетании; оценка риска возникновения таких процессов, явлений, воздействий.

Отмечено, что СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» может применяться на добровольной основе в части, не противоречащей техрегламенту.

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины, определения и сокращения

  • 4 Общие положения

  • 5 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

  • 6 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов

  • 7 Правила внесения поправок в национальные стандарты

  • 8 Правила отмены национальных стандартов

Приложение А (справочное) Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта

Приложение Б (обязательное) Форма отзыва на проект национального стандарта

Приложение 8 (обязательное) Форма сводки отзывов на проект национального стандарта и правила ее заполнения

Приложение Г (рекомендуемое) Типовая форма мотивированного предложения

Приложение Д (рекомендуемое) Порядок внесения изменений и поправок в экземпляры национального стандарта

Приложение Е (обязательное) Форма поправки к национальному стандарту

Библиография

ж W

ж

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены

Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction and cancellation

Дата введения — 2020—09—01

    • 1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации (далее — национальные стандарты), проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру) и внесению поправок, а также правила отмены национальных стандартов.

    • 1.2 Правила, установленные в разделах 6—8. распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу нормативного правового акта Госстандарта России [1].

    • 1.3 Настоящий стандарт не распространяется на предварительные национальные стандарты и основополагающие национальные стандарты.

Примечания

  • 1 Правила разработки, утверждения и отмены предварительных национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.16.

  • 2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов, внесения в них изменений, порядок их утверждения и отмены установлен в соответствующем нормативном правовом акте Минпромторга России [2].

  • Основные сведения о стандартизации, сертификации и техническом регулировании

    • 3.1 8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1.

    • 3.2 8 настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ТК — технический комитет по стандартизации;

ПТК — проектный технический комитет по стандартизации;

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти.

    • 4.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 федерального закона [3].

    • 4.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

• организация разработки национального стандарта (см. 5.1);

  • — разработка первой редакции проекта национального стандарта (см. 5.2);

  • — публичное обсуждение первой редакции проекта национального стандарта, подготовка сводки отзывов на нее (см. 5.2);

  • — подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля (см. 5.3);

  • — подготовка к утверждению, утверждение национального стандарта (5.4.1—5.4.4);

  • — регистрация утвержденного стандарта (см. 5.4.5);

  • — опубликование национального стандарта (см. 5.4.7).

Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта схематично представлена в приложении А.

  • 4.3 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

Разработку национальных стандартов осуществляют на основе применения международных стандартов, а также с учетом применения региональных, в том числе межгосударственных, стандартов, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в соответствии с ГОСТ Р 1.7 в случае, если такое применение возможно и соответствует экономическим, техническим, технологическим, климатическим и географическим особенностям Российской Федерации.

  • 4.3.1 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:

  • — противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций, изданным в соответствии с уста-ноаленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

  • • дублировать нормы законодательства Российской Федерации;

  • — изменять права участников гражданско-правовых отношений, установленные законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

  • — устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований национального стандарта;

  • — дублировать требования и правила действующих национальных стандартов, межгосударственных стандартов, введенных в качестве национальных стандартов Российской Федерации1, если не планируется отмена действующих национальных стандартов на тот же объект или аспект стандартизации;

  • — содержать значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих национальных стандартах.

  • 4.3.2 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:

  • • быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов);

  • • в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;

  • — в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3]. соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации «Росатом» [4);

  • • проверяться объективными методами;

  • — быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения.

При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.

При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.

  • 4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:

  • • требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;

  • 8.1 Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:

а) при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в другой стандарт;

б) при утверждении национального стандарта или введении в действие в Российской Федерации в этом качестве межгосударственного стандарта, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации;

в) при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;

г) при выявлении несоответствия стандарта требованиям, установленным в 4.3.1 настоящего стандарта;

д) в случае принятия решения об отмене на заседании Комиссии по апелляциям при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации;

е) в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в данной области.

  • 8.2 Отмену национального стандарта осуществляют с максимальным учетом мнения заинтересованных лиц.

  • 8.3 Если стандарт отменяют в случаях, указанных в перечислениях а) и б) 8.1. рассмотрение возможности отмены членами ТК. за которым закреплен данный стандарт, и другими заинтересованными лицами осуществляется одновременно с публичным обсуждением проекта национального стандарта, который будет действовать вместо отмененного стандарта.

  • 8.4 В случаях, указанных в перечислениях в) и г) 8.1. члены ТК. за которым закреплен данный стандарт, другие заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица могут направить мотивированные предложения об отмене действующего национального стандарта в секретариат этого ТК. а при его отсутствии — в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации.

  • 8.5 Секретариат ТК организует рассмотрение поступившего предложения об отмене национального стандарта членами данного ТК и проведение публичного обсуждения предложения об отмене стандарта путем подготовки соответствующего уведомления, сформированного во ФГИС Госстандарта «БЕРЕСТА», для размещения его на официальном сайте в сети Интернет.

Срок публичного обсуждения предложения об отмене национального стандарта должен быть не менее 60 календарных дней.

В случае отмены национального стандарта на основании решения Комиссии по апелляциям при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации публичного обсуждения не проводится.

  • 8.6 Если отмена национального стандарта противоречит интересам юридического или физического лица, члена ТК, органа исполнительной власти, государственных корпораций, научных организаций. изготовителей, исполнителей, общественных объединений, применяющих данный стандарт, то член ТК. другое заинтересованное лицо (орган, организация) направляет письмо о нецелесообразности отмены в секретариат ТК, за которым закреплен данный стандарт, а при отсутствии такого ТК — в подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации.

  • 8.7 При согласии с предложением об отмене стандарта всех членов ТК. за которым закреплен данный стандарт, выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения, и в случае отсутствия писем других заинтересованных сторон о нецелесообразности отмены секретариат ТК (либо подведомственный федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации институт стандартизации) готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации соответствующее заключение о целесообразности отмены стандарта, а также направляет следующие документы в одном экземпляре.

  • — письмо с мотивированным предложением об отмене стандарта, если это предложение исходит не от секретариата данного ТК;

• протокол заседания ТК по рассмотрению предложения об отмене (допускается проведение заседания в заочной форме) или иные документы, подтверждающие согласие с отменой стандарта всех членов данного ТК. выразивших заинтересованность в рассмотрении этого предложения.

  • 8.8 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации оценивает целесообразность отмены национального стандарта и в случае согласия принимает соответствующее решение в виде организационно-распорядительного документа, в котором указывается дата отмены данного стандарта.

  • 8.9 В обоснованных случаях федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об отмене приказа о введении в действие национального стандарта на срок, не превышающий три года.

ОСТ — это стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. ОСТ принимается отраслевым государственным органом.

Профессиональные стандарты в вопросах и ответах

В 2003 году в России был принят закон «О техническом регулировании», который определяет понятие технического регламента с целью защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент устанавливает обязательные условия хранения, перевозки, реализации товаров. Основное отличие ГОСТа от технического регламента состоит в том, что первый характеризуется количественными параметрами выпускаемой продукции, а второй — условиями использования готового изделия. Обязательное применение того или иного ГОСТа или отдельного его раздела (положения) указывается в техническом регламенте.

В 1925 году был организован Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны СССР. На комитет было возложено утверждение и опубликование как обязательных, так и рекомендуемых стандартов. Комитет 7 мая 1926 года утвердил первый общесоюзный стандарт добровольного применения ОСТ 1 «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура». 23 ноября 1929 года было предложено установить уголовную ответственности за несоблюдение обязательных стандартов.

Утверждённый в 1931 году как рекомендуемый общесоюзный стандарт ОСТ 1042 «Допуски и посадки. Система отверстия. 2-й класс точности. Горячая посадка» действует до сих пор. Аналогичный статус имеют ОСТ 1043, ОСТ 1044, ОСТ 1069, ОСТ 1142, ОСТ 1143, ОСТ 1214 и ОСТ 1216.

Указом Президиума ВС СССР от 10 июля 1940 года была установлена ответственность для директоров, главных инженеров и начальников отделов технического контроля промышленных предприятий в виде тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет за выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов.

В 1940 году утверждение государственных общесоюзных стандартов было передано от наркоматов к Всесоюзному комитету по стандартизации. С начала второй пятилетки и до 1941 года было разработано и утверждено 8600 ГОСТов.

В 1962 году были созданы Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации и Институт СЭВ по стандартизации, которые занимались стандартизацией в рамках СЭВ. 21 июня 1974 года сессия СЭВ на своем заседании утвердила положение о стандарте Совета экономической взаимопомощи (СТ СЭВ). Стандарты СЭВ, по мере их разработки, постепенно заменяли ГОСТ вплоть до распада СЭВ в 1991 году.

В 1984 году установлена административная ответственность за выпуск или поставку (реализацию) продукции, не соответствующей требованиям стандартов.

Закон СССР 1991 года «О защите прав потребителей» относил к государственным стандартам: государственный стандарт Союза ССР, республиканский стандарт, строительные нормы и правила, государственную фармакопею и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства.

В СССР ГОСТы утверждались:

  • Государственным комитетом СССР по стандартам;
  • Госстроем СССР;
  • Советом Министров СССР — имеющие особо важное значение для народного хозяйства (например: ГОСТ 7173-54 «Рельсы железнодорожные типа Р 43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры» утверждён Советом Министров СССР 25 августа 1954 г.).

Принятые Совнаркомом СССР Государственные общесоюзные стандарты отменялись постановлением Совета Министров СССР.

В качестве межгосударственных стандартов могут быть приняты международные стандарты. Взаимосвязь межгосударственных стандартов с соответствующими международными стандартами указывают с использованием следующих условных обозначений степени их соответствия[21]:

  • IDT — для идентичных межгосударственных стандартов;
  • MOD — для модифицированных межгосударственных стандартов;
  • NEQ — для неэквивалентных межгосударственных стандартов.

На титульном листе под наименованием межгосударственного стандарта приводят обозначение и наименование примененного международного стандарта на английском языке и условное обозначение степени их соответствия[22].

Аббревиатура «ОСТ» означала:

  • с 1925 года — «общесоюзный стандарт»;
  • с 1968 года — «отраслевой стандарт».

Аббревиатура «ГОСТ» означала:

  • с 1940 года — «государственный общесоюзный стандарт»;
  • с 1968 года — «государственный стандарт Союза ССР»;
  • с 1992 года — «межгосударственный стандарт».

В соответствии с Законом о защите прав потребителей (ст. 7, п. 4): «Товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке». Ввозимая на территорию России продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям российской системы сертификации (система ГОСТ Р). При оформлении договоров (контрактов) на такую продукцию в них должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака соответствия, выданных на основании действующего порядка.

Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами.

Определения понятия «сертификация» даются как в международных, так и в российских нормативных документах.

В соответствии с этими документами сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Установленные требования выражаются определенными показателями качества.

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) продукция соответствует установленным требованиям.

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается Правительством РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *