Вина водителя при дтп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вина водителя при дтп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Стоит отметить, что участник дорожно-транспортного происшествия признается виновным в том случае, когда существует устойчивая причинно-следственная связь между нарушением ПДД и ДТП.

Процедура обжалования обоюдной вины при ДТП актуальна в следующих случаях:

  1. Несогласие участника ДТП с актом, который содержит выводы по нарушению правил.
  2. Отсутствие четкой причинно-следственной связи между нарушением ПДД и ДТП.
  3. Нарушение процессуальных правил и требований лицом, которое выносит постановление по делу.

Само по себе обжалование может происходить в следующем порядке:

  • Досудебное – посредством жалобы вышестоящим органам управления ГИБДД.
  • Через суд.
  • В гражданском процессе.

Обжалование виновности может происходить с целью назначения обоюдной вины при ДТП.

Оформление обоюдной вины при ДТП

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Большинство происходящих на дорогах аварий случается по вине определённого лица. Но нередки и случаи, когда виновным в создании аварийной ситуации признаются несколько её участников, то есть в отношении каждого из них вынесено постановление об административном правонарушении. В такой ситуации говорят об обоюдной вине («обоюдка» в разговорной речи), хотя законодательного определения этого понятия нет.

Бывают также ситуации, когда сотрудники ГИБДД принимают решение о невозможности установить виновность кого-либо из участников, например, из-за противоречия показаний участников (как правило, это мелкие ДТП во дворах). В таких случаях считается, что виновных нет ни одного, следовательно, нет и обоюдной вины.

Как уже я говорил, виновность в совершении аварии устанавливает суд в процессе разбора происшествия. Но по умолчанию считается, что все, кто нарушил ПДД, являются виновниками. Поэтому если в документах о ДТП не определена виновность каждого из участников или указана их обоюдная вина, но вы не считаете её равной, необходимо обращение в суд.

Но иска по определению виновника в ДТП не предусмотрено. Степень вины может быть определена только в процессе разбирательства по иску к лицу, нанёсшему вред, о взыскании ущерба, в котором надо указать просьбу определить степень виновности. В качестве ответчиков необходимо указать не только второго участника происшествия, но и его страховщика, так как они оба обязаны возмещать вам ущерб.

В каких случаях наступает обоюдная вина при ДТП?

Так как при обоюдке каждый из водителей является и пострадавшим и потерпевшим, то все они могут получить компенсацию ущерба, но вместе с тем и обязаны возместить вред, нанесённый другим участникам. Если ответственность участников застрахована, то возмещать вред страховая компания по «автогражданке» возместить только ту часть ущерба, в которой виновен её страхователь.

Если же у кого-либо автовладельцев нет полиса ОСАГО, решение о возмещении вреда необходимо принять по взаимной договорённости, или добиваться возмещения через суд.

Так как по ОСАГО страхуется только гражданская ответственность владельца ТС, следовательно, платят только потерпевшему, то от определения меры вины в ДТП будет зависеть кому и сколько выплатят по «автогражданке».

Согласно п. 22 статьи 12 Закона «Об ОСАГО» страховые компании будут выплачивать потерпевшим возмещение ущерба пропорционально размеру вины их страхователя. Для расчёта СК используют степень вины, определённую судом, а если судебного решения на счёт этого нет, то степень виновности признаётся равной.

Примечание. Если вина (заметьте, вина, а не степень вины) ни одного из водителей не установлена, то выплаты не будет.

То есть, если водитель признан виновным на 70%, то ему выплатят только 30% от суммы понесённого им ущерба (разбил машину на 100 000, заплатят 30 000), а второму участнику (который виноват, соответственно, на 30%), выплатят 70% от суммы, требуемой согласно страховому законодательству на ремонт его авто (например, на восстановление требуется 40 000, СК выплатит 28 000).

Примечание. Независимо от того, кем именно нанесён вред, ответственность за него несёт виновный в аварии водитель. Это относится к случаям, когда в результате столкновения машина невиновного в ДТП автолюбителя ударяет третий автомобиль.

Для урегулирования убытков по договорам ОСАГО, заключённым после 27 апреля 2017 года, то есть после вступления в силу новых поправок, обоюдная вина станет обоснованием получения денежного возмещения вместо ремонта. Выплата будет рассчитываться так же, как написано выше, с учётом износа.

Если же потерпевший, признанный частично виновным, захочет всё-таки восстанавливать своё ТС по натуральному возмещению убытков, ему придётся доплатить соразмерно со своей виновностью. То есть если ремонт на 50 000 р., а водитель на 50% виновен в аварии, 25 000 р. ему придётся оплатить автотехсервису из своего кармана.

Но во многих случаях это всё равно останется выгодным предложением, так как в случае выплаты деньгами участник аварии с обоюдной виной получит тоже только половину (или иную часть, смотря по виновности), но с учётом износа, что зачастую серьёзно снижает размер возмещения.

Если виновников дорожного происшествия несколько, то потерпевший может обратиться за выплатой к страховщику любого из них.

Страховая компания возместит ему весь, положенный к компенсации по ОСАГО, вред, а потом будет сама разбираться, сколько она заплатила за своего страхователя, сколько за чужого. И взыскивать по регрессу с «чужих» виновников (или с их страховщиков).

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Определение виновника ДТП не является работой сотрудников ГИБДД. После прибытия на место аварии автоинспекторы анализируют ситуацию, фиксируют факт ДТП. Далее дело отправляется в суд, где судья устанавливает причины аварии по имеющимся доказательствам и определяет виновника.

Сотрудники ГИБДД при этом все равно могут определить изначально виновника аварии, но это заключение не является конечным – его можно оспорить в будущем.

Дела с признанием обоюдной вины чаще всего не бывают простыми. После прибытия на место аварии автоинспекторы могут прийти к выводу, что в ДТП виноваты оба водителя. Делается это на основании показаний свидетелей, видеозаписей с регистратора или после прямого признания обеих сторон. Тем не менее данное заключение может служить лишь началом для расследования, в ходе которого может выясниться, что один из водителей нарушал ПДД, но все же не является виновником аварии.

Примеров подобных вариантов может быть много. Например, один из водителей находился за рулем в нетрезвом состоянии, но других правил ПДД при этом не нарушал. Если при неправильном обгоне в него врежется водитель другого автомобиля – вина будет лежать исключительно на том, кто совершал неправильный обгон. В итоге получаем ситуацию, в которой оба водителя нарушали ПДД, но виновником аварии будет признан лишь один из них.

Учитывая все это, становится более понятно, почему недостаточно просто зафиксировать факт ДТП и определить примерных его виновников. Сотрудники ГИБДД фиксируют факт аварии, после чего проводится расследование, которое определит истинных виновников. Обоюдная вина фиксируется лишь в том случае, если оба водителя признаются виновными в аварии.

Причиной аварии не всегда могут быть четкие неправомерные действия со стороны водителя. Нарушение не всегда может быть явным, вроде выезда на встречную полосу – иногда нарушение бывает неявным, что все равно не отменяет факт вины водителя. Когда речь заходит о неявной вине в ДТП, чаще всего всплывают ситуации со скоростью движения автомобиля и тем, тормозил ли водитель в меру своих возможностей.

Ограничение скорости движения, особенно в пределах городской черты, существует не просто так. На дорогах постоянно находится множество автомобилей, причем у каждого из них может произойти непредвиденная ситуация. Огромное количество ДТП можно предотвратить при помощи банального торможения, но оно поможет лишь в том случае, если водитель вовремя среагировал и его автомобиль не превышает определенной скорости. Не только у действий есть последствия – бездействие также может стать причиной аварии.

Например, один из автомобилей может просто заглохнуть посреди дороги. При надлежащей скорости другие водители должны иметь возможность притормозить вовремя, чтобы не столкнуться со сломанным автомобилем. При большой скорости тормозной путь увеличивается, в связи с чем избежать ДТП становится намного сложнее.

Примеров может быть много, ведь те же дети довольно часто перебегают дорогу в неположенном месте. В результате водителям иногда приходится резко тормозить. Да, дети могут нарушить правила, не подумав, но ответственность всегда несет водитель. Резкая остановка одного автомобиля может вызвать цепную реакцию, в которой не будет столкновений лишь в том случае, если все водители соблюдают положенную дистанцию между автомобилями и не превышают скорость.

За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД. Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле. В документах по аварии могут быть разные заключения:

  • ДТП без виновников;
  • виноват в аварии один из водителей;
  • оба водителя признаны виновными;
  • виновна третья сторона.

Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу. Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу. При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.

Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд. Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком. При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.

В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе.

Судебный процесс играет крайне важную роль в определении истинного виновника ДТП. В этом случае определяющим фактором может стать ваше поведение. Не стоит вести себя пассивно в надежде на то, что суд сам разберется в том, кто же действительно виновен в аварии. Займите активную позицию – предоставьте суду все доказательства по делу, которые у вас только есть. Даже если ваши действия были сомнительными, при правильном обосновании они могут стать полностью правомерными. Если вы плохо знакомы с законами и многими пунктами ПДД – не лишним будет рассмотреть вариант с привлечением опытного юриста.

Если вас записали одним из виновников аварии, но вы уверенны в том, что не виновны, тогда тщательно подготовьтесь к судебному процессу. В ходе судебного разбирательства вам помогут любые доказательства:

  • записи с видеорегистраторов;
  • записи с дорожных камер или с камер магазинов/ресторанов рядом с местом ДТП;
  • показания свидетелей – водителей или прохожих, которые четко видели аварию;
  • данные дополнительных экспертиз, вроде автотехнической или трасологической.

При надлежащем поведении и плане действий можно не волноваться о том, какое решение примет судья. Достаточное количество материалов по делу обычно помогает суду определить истинных виновников аварии, а в случае, если это не вы – назначить в вашу пользу надлежащие выплаты.

Кто виноват, если ДТП произошло из-за неправильно припаркованной машины?

В случае ДТП ущерб всем пострадавшим возмещает тот, кто признан виновником. Если же пострадавших всего двое, при этом зафиксирована и подтверждена обоюдная вина – ситуация становится существенно запутаннее. При обоюдной вине оба водителя признаются виновниками ДТП, следовательно, они оба должны заниматься возмещением ущерба. Если пострадавших больше нет, то оба водителя при этом являются и пострадавшими. Другими словами, оба водителя обязаны возместить нанесенный ущерб, при этом они оба имеют право на получение компенсации.

Дополнительные сложности могут возникнуть со страховыми компаниями. Именно из-за страховки подобные судебные процессы длятся довольно долго – нужно точно определить степень вины каждого водителя для того, чтобы страховая компания возместила ущерб, который нанес ее клиент.

Другое дело, если ДТП произошло с участием водителей, у которых нет страховки. Важно разобраться с тем, как будут происходит выплаты в такой ситуации. Без страховых компаний участники ДТП сами должны разобраться с тем, в каких долях будут проводится выплаты. Сделать это можно мирным путем – подписать договор, в котором будут прописаны все условия. Также можно обратиться в суд. Первый вариант встречается крайне редко, ведь обе стороны часто не до конца честны с денежными суммами.

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.

В перечень нормативно-правовых актов входят:

  1. Правила дорожного движения.
  2. Закон об ОСАГО.
  3. ГК РФ.
  4. КоАП РФ.

В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.

Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.

Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.

К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.

Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.

Обоюдная вина при ДТП — возмещение ущерба и страховые выплаты

Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.

На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.

Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.

Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.

Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.

Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.

Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.

Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.

При сборе сведений, касающихся обоюдной вины, часто бывают такие нюансы, метод решения которых знают не все. Обычно водители ищут ответ на следующие вопросы:

В ПДД есть пояснение на этот счет, где говорится, что водитель должен двигаться по дороге с безопасной скоростью. Именно тогда он сможет контролировать дорожную обстановку и принимать верные решения. Когда возникает опасность, время на остановку должно быть достаточно.

Если водитель принял неверное решение, относительно скорости передвижения, и поэтому произошла авария, это и будет расцениваться как причина ДТП. В данной ситуации его тоже признают виновным в происшествии, и он понесет часть ответственности за выявленные последствия. Причем, такое произойдет даже в случае, когда другая сторона грубо нарушила Правила. В данной ситуации водитель, ставший одним из виновников аварии из-за неправильно выбранной скорости, должен доказать, что у него не было возможности предотвратить происшествие.

Как уже говорилось в статье, основной инстанцией, которая вправе определить наличие или отсутствие вины считается суд. Только судья, изучив все обстоятельства, связанные с делом, может принять решение о признании участника аварии виновным. Пока не прошло заседание, каждый участник ДТП считается его виновником. Поэтому если в документации нет четкого описания уровня вины всех участников аварии, то, по их мнению, она считается одинаковой. В этом случае обязательно нужно будет обращаться в суд. При этом, подавая заявление нужно помнить, что составить иск с целью определения виновным в ДТП второго водителя, не получится.

Данные сведения выявляются только во время прохождения слушаний по делу, возбужденному против водителя, нанесшего ущерб. Ответчиком должен быть не только сам участник аварии, но и компания, в которой была оформлена страховка ОСАГО.

Обоюдная вина в ДТП: как получить компенсацию?

Несомненным является тот факт, что главной составляющей успеха в суде считается наличие полной доказательной базы, с помощью которой можно подтвердить свою невиновность или же, наоборот, вину второй стороны. А значит, чтобы выиграть дело, нужно быть активным, участвовать в прениях, при прохождении процесса ссылаться на определенные статьи правил движения на дороге.

Если нет такого опыта, лучше всего нанять квалифицированного юриста, чтобы он оказал содействие в решении данного вопроса. Иногда назначается трасологическая и техническая проверка. Если работа проведена правильно, суд найдет виноватого и определит, в какой мере он виновен. Это является основанием для назначения размера выплат.

Когда признана обоюдная вина, требуется особо тщательное рассмотрение дела. Это наиболее сложные ситуации, ведь нужно определить, в какой мере будет производиться погашение расходов. Теоретически, обе стороны в данной ситуации будут считаться и пострадавшей, и потерпевшей стороной одновременно. А значит, любой из участников может претендовать на возмещение урона, нанесенного другой стороной.

Если есть страховка, ее величина покроет только ту часть, которая имеет непосредственное отношение к страхователю. Когда у одного из участников не оформлен полис ОСАГО, дальнейшее рассмотрение вопроса относительно положенной компенсации будет происходить в судебном порядке.

Несложно догадаться, что выплата страховой по ОСАГО будет прямо пропорционально признанной степени вины участников происшествия. Определить этот факт может только суд, поэтому если судебного решения нет, вина считается обоюдной. Если вина водителей не оговаривается на законодательном уровне, никаких денежных средств выплачено не будет.

Это означает, что если первый участник ДТП признан виновным на 80%, ему выплатят всего лишь 20% от понесенного ущерба. К примеру, было установлено, что на ремонт транспортного средства будет нужно 50000 рублей. Первому участнику аварии выдадут всего лишь 10000 рублей. А вот второй водитель получит всю оставшуюся сумму в размере 40000 рублей.

Нужно знать, что ответственность за происшествие всегда будет возложена на водителя, которого в судебных органах признали виновным в аварии. Это актуально и тогда, когда в результате первого столкновения автомобиль невиновного врезался в другое транспортное средство.

После 2017 года некоторые вопросы, касающиеся обоюдной вины при аварии, изменились. Новшества стали действовать с конца апреля. Если в произошедшем ДТП виноваты оба водителя, это дает право получить денежный эквивалент вместо ремонта автомобиля. При этом одним из главных параметров для вычисления величины выплат является уровень износа машины.

Что делать, если участник аварии, машина которого оказалась повреждена, решит возмещать собственные убытки по классическому методу? Тогда нужно будет просто доплатить, учитывая степень вины. А это означает, что если на ремонт автомобиля было потрачено 30000 рублей, а владелец машины виноват в ДТП лишь наполовину, то 15000 ему нужно будет заплатить самостоятельно, оставшуюся разницу должен возместить страховщик.

Последняя ситуация признается как наиболее выгодная, т.к. если платеж совершается с помощью денежных средств, водитель, попавший в ДТП с обоюдной виной, тоже получит 50%.

Здесь немаловажную роль играет износ автомобиля, который может снизить величину возмещения.

Обоюдная вина при ДТП и возмещение ущерба по ОСАГО

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

  • Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. Если есть хоть малейшие признаки «обоюдки», нужно быть особенно критичным и уделить пристальное внимание тому, чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали все детали происшествия. Нередко случается так, что один из водителей в надежде на ОСАГО поначалу полностью признает свою вину. Но в дальнейшем выясняется, что размер ущерба превышает лимит выплаты по ОСАГО, и все расходы «сверх ОСАГО» ему придется компенсировать из собственных средств. Самое время пойти на хитрость, обратившись в страховую компанию с заявлением о том, что виновником является не только он. Коль скоро появился шанс совсем не платить или возместить лишь половину от заявленного ущерба, страховая компания с радостью приостановит выплату потерпевшей стороне до решения суда. Дальше – дело за автоюристами. И если удастся доказать обоюдную вину, один автовладелец неожиданно потеряет деньги, а тот, который изначально признал свою вину, останется в выигрыше вместо того, чтобы серьезно потерять в деньгах.
  • «Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особое внимание нужно обратить на такой вариант «обоюдки», когда установлено, что у обоих водителей на момент ДТП было выявлено нарушение правил дорожного движения, но нарушение одной стороны не находилось в причинно-следственной связи с произошедшей аварией. В такой ситуации страховая компания обязана выплатить потерпевшему полную компенсацию, несмотря на то, что на него был оформлен протокол. Например, произошло столкновение на перекрестке. При этом один водитель проехал на «красный» свет, а другой двигался на разрешенный «зеленый», но со скоростью превышающей дозволенные 60 км/ч. Или, предположим, участник аварии забыл дома документы на машину, что также, несомненно, является нарушением ПДД.
  • Стоит привести еще один весьма показательный пример, когда очень важно доказать отсутствие причинно-следственной связи, чтобы восторжествовала справедливость. В мирно стоящий на красном светофоре автомобиль врезается машина. Но поскольку водитель стоящего авто оказался пьян, обе стороны признаются нарушителями ПДД, и вина в аварии считается обоюдной. Однако гражданская ответственность не зависит от возникновения ответственности административной. И адекватный суд примет решение, что пьяный водитель был виновен только лишь в своем состоянии. За это он заплатит штраф и лишится прав. А вот ремонт его автомобиля полностью компенсирует страховка ОСАГО. Всё потому, что авария произошла не из-за опьянения водителя стоящего авто, а по причине несоблюдения дистанции или скоростного режима вторым участником дорожного движения. Именно он и является реальным виновником этого ДТП.

Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.

Оба водителя признаются одинаково виновными в возникновении ДТП, если они в равной степени нарушили правила дорожного движения. Также это возможно, если ситуация не позволяет установить виновное лицо. Например, если отсутствуют весомые доказательства и свидетели, либо положение транспортных средств было изменено до приезда представителей дорожной полиции и т.д.

Законодательство РФ не имеет конкретных указаний касаемо необходимости возмещения ущерба участникам ДТП, признанным виновными в равной степени. Если обоюдная вина была установлена непосредственно на месте аварии инспекторами дорожно-постовой службы, чаще всего страховые компании отказываются платить.

Вы можете заранее посмотреть, не указан ли иной порядок в заключенном договоре обязательного автострахования.

Обратите внимание!

Если факт обоюдности был установлен не на месте ДТП, а в судебном порядке, именно суд может обязать страховщиков возместить понесенный обоими водителями ущерб.

Для этого автомобилистам необходимо указать данное прошение в исковом заявлении. Размер подлежащей возмещению суммы устанавливает сам суд с учетом обстоятельств произошедшего.

Даже если вина была признана обоюдной, назначается определенное процентное соотношение соответствующей суммы, например, 60% на 40% и т.д.

Даже если оба участника ДТП были признаны виновными непосредственно на месте аварии, все еще можно надеяться на страховую выплату. Необходимо незамедлительно посетить компетентную компанию для оценки в денежном эквиваленте понесенного транспортным средством ущерба.

В дальнейшем обе стороны должны составить иск в суд, указав все особенности происшествия, приложив акты оценки причиненного ущерба. В заявление следует включить прошение о получении выплаты по полису ОСАГО.

Далее все зависит от решения суда. При удачном стечении обстоятельств будет назначена страховая выплата в полном или частичном размере одной либо сразу обеим сторонам.

Единственным надежным способом получения компенсации в случае признания обоих участников ДТП виновными является наличие КАСКО. Это достаточно дорогостоящая услуга, однако неуверенным в себе автомобилистам стоит задуматься о приобретении полиса, чтобы обезопасить личное имущество.

Если же имеется только полис ОСАГО, ситуация будет зависеть исключительно от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Обратите внимание!

Водителям необходимо помнить, что существует сравнительно мало случаев, когда обе стороны несут равнозначную вину. Именно поэтому в целях получения страховой выплаты следует оспаривать решение ГИБДД в суде.

Нередко это помогает добиться установления особого процентного соотношения вины в аварии и позволяет в дальнейшем получить соответствующую выплату от страховой компании.

Совместная вина участников аварии возможна в таких ситуациях, когда:

  • нельзя точно установить конкретное лицо, спровоцировавшее ДТП;
  • причиной происшествия стали обоюдные действия всех его участников;
  • стороны добровольно признали свою вину в процессе оформления сотрудниками ГИБДД документов.

Обоюдность часто имеет место при ДТП, произошедших на автостоянках и парковках.

Особенность данного вида страхования в том, что его тарифы не регулируются со стороны ЦБ РФ. Условия по КАСКО устанавливаются самими компаниями. Все зависит от договора с конкретным водителем. Если имеет место ДТП, при выяснении причин которого была установлена обоюдная вина, то страховщик выплатит страхователю всю сумму.

Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем. При этом вина водителя в происшествии не является главным условием. Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.

Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.

В случае несогласия участника происшествия с выводами сотрудников ГИБДД, а также при явном нарушении ими процессуальных правил рекомендуется обжаловать их действия. При обжаловании ДТП с обоюдной виной необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Подать жалобу в вышестоящую инстанцию ГИБДД.
  2. Потребовать проведения экспертизы (трассологической, психоневрологической, автотехнической).
  3. Привлечь свидетелей, оформив их показания письменно.
  4. Запросить данные с камер наблюдения.
  5. Обратиться в суд при отрицательном ответе вышестоящей инстанции ГИБДД.
  6. Составить иск, описав в нем ситуацию, возникшую при ДТП. Изложить в заявлении доказательства невиновности или причины, по которым степень вины должна быть уменьшена.
  7. Привлечь в ходе гражданского процесса свидетелей, ходатайствовать о приобщении к делу записей видеокамер с места ДТП.
  8. При неблагоприятном решении суда подать апелляцию в вышестоящий орган.

Известно множество примеров решений судов, касающихся обоюдной вины при авариях на дороге.

Два схожих дела рассматривались районными судами Санкт-Петербурга и Самары. В обоих случаях один из водителей пытался оспаривать равную обоюдную вину при ДТП. Имелась попытка переквалифицировать ее на различную и уменьшить размер выплат в счет ущерба. В обоих случаях один из водителей нарушил ПДД при проезде перекрестка, а второй — правила, касающиеся превышения скорости.

Лица были признаны обоюдно виновными в возникшем ДТП и получили компенсацию от страховщиков в размере 50:50. Нарушившие скоростной режим водители оспорили сумму возмещения. Один обратился в Ленинский суд Санкт-Петербурга с требованием назначить ему выплату в размере 75%, а второму виновнику — 25%. Другой подал заявление в Волжский суд Самары о возмещении ему 90% вместо ранее установленных 50%.

В обоих случаях водители, нарушившие ПДД при переезде перекрестков, привлекли для рассмотрения дела экспертов. Они смогли доказать, что именно превышение вторыми водителями скорости стало главной причиной происшествия. И Ленинский, и Волжский суды согласились с выводами экспертов, оставив прежние решения в силе.

В Туле в 2017 году и в Орле в 2015 рассматривались схожие дела касательно неправильного установления сотрудниками ГИБДД общей вины. В обоих случаях не учитывались нарушения ПДД, допущенные потерпевшими. Виновные в ДТП обратились в суд, поскольку не были удовлетворены размерами возмещений по ОСАГО. Другой водитель из Тулы также оспаривал иск пострадавшего о дополнительном взыскании с него средств на ремонт машины. В обоих случаях водители смогли доказать факт обоюдной вины вместе с пострадавшими. Истцы предъявили расшифровки данных с установленных на трассах камер видеофиксации, которые выявили факт превышения потерпевшими скорости. При этом данные сведения не были приняты во внимание сотрудниками ГИБДД при составлении протоколов и постановлений. Суды признали обоюдную вину и уменьшили размер возмещений за причинение ущерба в два раза.

В соответствие с Правилами дорожного движения (ПДД), во время движения водитель обязан следить за дорожной ситуацией и предпринимать все меры во избежание аварий. Кроме того, в соответствие с пунктом 8.1. ПДД, «при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения».

Тем самым, водитель обязан поддерживать такую скорость движения, чтобы гарантированно затормозить, если в свете фар вдруг возникнет какое-то препятствие.

Обзор судебной практики по ДТП

При анализе обоюдной вины часто возникают вопросы, которые требуют детального рассмотрения. Выделим наиболее важные из них:

  • 1. Возможны ли ситуации, когда человек явно не нарушал правила, но при этом оказался виноват?

В Правилах дорожного движения (в пункте 10.1) имеется разъяснение, что водитель обязан перемещаться с безопасной скоростью, которая позволит контролировать ситуацию и принимать адекватные решения. В случае опасности он должен успеть остановиться.
Если водитель неправильно выбрал скорость движения и не смог предотвратить аварийную ситуацию, его действие (бездействие) может быть принято с позиции причины происшествия. В такой ситуации он также может быть признан виновником ДТП и будет нести ответственность за имеющиеся последствия. Это актуально даже для тех случаев, когда вторая сторона ДТП является явным нарушителем правил. В такой ситуации водитель, которого признают виновным из-за неправильно выбранного скоростного режима, должен установить, была ли возможность предотвратить столкновение.


  • 2. Реально ли доказать обоюдность вины?

Как отмечалось выше, главным органом, определяющим факт наличия вины, является судебная инстанция. Именно судья после анализа всех событий может принимать окончательное решение — признавать участника виновным или нет. До заседания по умолчанию все участники относятся к категории виновных. Следовательно, если в документах не определен уровень вины каждого из водителей, но, по мнению автовладельца, она является идентичной, не обойтись без обращения в суд.
Подать «прямой» иск, направленный на определение виновного в аварии лица, не получится. Этот вопрос рассматривается только на этапе разбирательства по иску, оформленного в отношении автовладельца, который нанес вред. В роли ответчика должен выступать не только второй участник ДТП, но и его страховая компания.


  • 3. Как вести себя на заседании?

Ключевым фактором успеха в суде является наличие необходимой доказательной базы, подтверждающей личную невиновность или вину другой стороны. Это значит, что для достижения успеха необходимо занимать активную позицию и в процессе разбирательства делать упор на конкретные пункты ПДД.
При отсутствии достаточного опыта лучше обратиться к квалифицированному юристу, который поможет с решением подобного вопроса. В ряде случаев может потребоваться организация автотехнической и трасологической проверки. Если работа выполнена безошибочно, судебная инстанция определяет виновного и степень его вины. На этом основании определяется и размер платежей.


  • 4. Кто производит выплаты за ущерб?

Обоюдная вина требует особого подхода в вопросе погашения материальных затрат, ведь в такой ситуации каждая сторона играет сразу две роли — является потерпевшей и пострадавшей. На этом фоне каждый вправе рассчитывать на возмещение вреда, который был нанесен другим участникам. При наличии страховки покрывается только та часть ущерба, вина по которой лежит на страхователе. Если один из водителей не имеет на руках полиса ОСАГО, вопрос по компенсации решается через судебную инстанцию. Выплаты в этом случае получает только потерпевшая сторона, ведь речь идет о страховании гражданской ответственности.


  • 5. Как выполнить расчет возмещения?

В 2017 году в вопросе обоюдной вины при ДТП произошли некоторые изменения, которые вступили в силу с 27 апреля. С этого дня признание «обоюдки» дает право на получение денежной выплаты вместо восстановления машины после аварии. При этом размер выплат исчисляется с учетом одного из ключевых параметров — уровня износа транспортного средства.
Как быть, если сторона ДТП, машина которой оказалась разбитой, примет решение о необходимости восстановления транспортного средства путем классического возмещения убытков? В такой ситуации придется осуществить доплату с учетом степени вины. Что это значит? Если ремонт ТС обходится в сумму 30 тысяч рублей, а автовладелец виновен в аварии только наполовину, то 15 тысяч рублей ему придется выплатить самостоятельно, а оставшуюся сумму выдает страховщик.
Рассмотренная выше ситуация является более выгодной, ведь в случае совершения платежа деньгами водитель с обоюдной виной также получает 50%. Разница в том, что здесь во внимание берется износ транспортного средства, что уменьшает объем возмещения.


В случае обоюдной вины при ДТП и наличии нескольких участников, допускается обращение за выплатой к любой из сторон. При этом страховщик должен возместить положенный вред, а после самостоятельно разбираться, сколько он выплатил за своего страхователя.
Если участников аварии устраивает вариант, когда они получают только по 50% от необходимой на ремонт суммы, можно избежать посещения судебной инстанции и решить все вопросы «полюбовно». Это особенно актуально, если размер ущерба минимален. В такой ситуации необходимо взять документы в ГИБДД, после чего отправляться страховую компанию для оформления бумаг, а впоследствии и получения необходимой суммы.

Бывают ситуации, когда такой вариант не устраивает стороны. Тогда стоит действовать следующим образом:

  • Поставить в известность об аварии страховую компанию;


  • Дождаться, пока суд рассмотрит дело, и установить меру вины каждого из участников;


  • Получить возмещение по постановлению судебной инстанции в обычном порядке, но в объеме, который пропорционален степени вины других автовладельцев, участвующих в ДТП.



Стоит помнить, что суд может растянуться на продолжительное время — от одного до нескольких месяцев, и к этому необходимо быть готовым. Это значит, что обращение в судебную инстанцию будет актуальным в следующих случаях:

  • Инспектор ГИБДД предполагает, что в ДТП вообще нет ни одного виновного;


  • Один из автовладельцев виноват в большей степени и доказать это не составляет труда;


  • Транспортное средство получило серьезный ущерб, поэтому получение страхового возмещения играет ключевую роль.

Понятие обоюдной вины характерно не только для ОСАГО, но и для более продвинутого типа страховки — КАСКО. В этом случае ситуация складывается проще, ведь для получения необходимой суммы под ремонт транспортного средства достаточно предоставить только пакет бумаг, подтверждающих факт аварии, а вина не имеет значения.
При желании дополнительно защититься от дополнительных затрат при обоюдной вине можно воспользоваться добровольным страхованием — расширенной версией ОСАГО (ДОСАГО).


Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и вина не является предметом споров, участники событий могут не вызывать сотрудников автомобильной инспекции. Здесь возможно три варианта развития событий — оформление Европротокола, заполнение документов в ближайшем ГИБДД или отсутствие официального оформления. Если имеет место обоюдная вина, первый вариант не подойдет, ведь Европротокол подразумевает вину только одного автовладельца.
Вариант с оформлением аварии в ГИБДД имеет место в том случае, если между участниками отсутствуют разногласия в отношении виновника события. Но на практике такое встречается крайне редко. Если же пострадавшие решили ничего не оформлять и просто разъехались, никакой ответственности за это не наступает. Главное — оформить расписки об отсутствии претензий. В противном случае можно оказаться полностью виноватым, да еще остаться без прав.
Но здесь имеются нюансы:

  • Если в ДТП имеются пострадавшие, тогда оставление места ДТП при обоюдной вине грозит уголовной или административной ответственностью. Здесь все зависит от тяжести повреждений. При этом ответственность будут нести оба участника. Если в аварии погиб человек, можно и вовсе получить срок за решеткой;


  • Если в качестве пострадавшего выступает только пассажир, ответственность несут все участники ДТП. При этом причиной аварии должно быть нарушение ПДД.


В завершение стоит привести несколько полезных советов:

  • Важно добиться, чтобы второй участник был признан полностью виноватым, если все факты указывают на грубое нарушение ПДД с его стороны;


  • В роли советчика при установлении степени вины должен указываться страховщик;


  • Если не определен ни один виновник, необходимо добиваться признания вины на 50%. В противном случае выплат по ОСАГО не будет.


Аварии случаются по разным причинам – невнимательность, нарушение правил, несоблюдение скорости или дистанции и т.д. Понятие “обоюдная вина в ДТП” не используется законодательством, но является актуальным для госавтоинспекторов, обнаруживших ряд доказательств.

Выявленные обстоятельства сотрудник ГИБДД обязательно должен внести в индивидуальный протокол каждого участника. В документе указывается нарушенное правило и степень предполагаемой ответственности. Определить точный процент может только суд.

Если инспектор вручил каждому из водителей протокол происшествия и постановление о допущенном нарушении, значит, вина распространяется на обе стороны. Размер положенного возмещения напрямую зависит от степени проступка.

Кто оплачивает ущерб

Как оплачивается страховка, если в ДТП виновны оба водителя? Так как действующее законодательство не содержит норм, касающихся этого вопроса, среди страховых компаний пользуется популярностью следующее решение проблемы – урон каждого покрывается в размере 50%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *