Уведомительный и разрешительный порядок проведения митингов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомительный и разрешительный порядок проведения митингов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Разрешительный порядок использования ВП.

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:

— для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полётов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) во всём воздушном пространстве Российской Федерации;

— для пользователей воздушного пространства, выполняющих полёты в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G – для полётов беспилотных летательных аппаратов.

В разрешении на использование воздушного пространства указывается:

А) для полётов воздушных судов:

— номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательный знаки);

[1]

Уведомительный и разрешительный порядок проведения митингов

Право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется ФЗ «О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ, ДЕМОНСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ».

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Федеральным законом о внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 18 июля 1995 г. предусмотрена административная ответственность (предупреждение, наложение штрафа, исправительные работы с удержанием части заработка) за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо иного публичного мероприятия, проводимых в соответствии с законом, или участию) в них, а также принуждение к участию в них, а также нарушение порядка организации или проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо иного публичного мероприятия, а также участие в них при отсутствии признаков преступления (ст. 166).

Федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР от 18 июля 1995 г. предусмотрена уголовная ответственность за те же действия, совершенные после наложения административного взыскания, или сопряженные с насилием, уничтожением имущества или угрозой их осуществления, или указанные действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, а также повлекшие тяжкие последствия. Уголовно наказуемо также нахождение на собрании, митинге, демонстрации, участие в шествии, пикетировании или ином публичном мероприятии с оружием, средствами и предметами, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения вреда собственности.

19 июня 2004 года Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» N 54-ФЗ

Новый закон выгодно отличается от действовавшего до его принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.07.1988. Последний предусматривал право органов исполнительной власти запрещать проведение митингов, шествий или демонстраций в случае, если их цели противоречили Конституции страны, равно как и конституциям ее субъектов, либо угрожали общественному порядку и безопасности граждан. Напротив, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» такого права не предусматривает, устанавливая лишь перечень мест, где их проведение запрещено. Таким образом, упомянутый федеральный закон эффективно вводит уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Суть нововведения в том, что, согласно п. 7 ст. 2 этого закона, организатор публичного мероприятия не испрашивает у органа исполнительной власти или местного самоуправления разрешения на его проведение, а лишь информирует о своих намерениях. Соответственно, ч. 1 ст. 10 того же закона предусматривает право организатора публичного мероприятия на информирование граждан о месте, времени и целях его проведения с момента подачи уведомления об этом.

В действующем Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закреплен перечень мест, в которых не допускается проведение публичного мероприятия. К ним относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

В соответствии с тем же федеральным законом, порядок проведения публичных мероприятий на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включающего Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не устанавливает оснований для временного запрета публичных мероприятий в отдельных районах или населенных пунктах страны. Между тем целесообразность сохранения столь очевидного пробела как минимум не бесспорна. Нельзя в частности не упомянуть о том, что Европейская комиссия по правам человека, рассматривая дела, поступившие из Швейцарии и Великобритании, сочла приемлемым временный запрет всех публичных мероприятий в отдельных населенных пунктах в случае, если их проведение сопряжено с серьезной угрозой общественной безопасности и общественному порядку. Вполне понятно, однако, что наличие такой угрозы должно быть убедительно аргументировано, а запрет на публичные мероприятия не может быть выборочным.

Федеральный закон четко регламентирует действия уполномоченных представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления по прекращению публичных мероприятий. Весьма характерно при этом, что закон не делит публичные мероприятия на «санкционированные» и «несанкционированные» и, естественно, не устанавливает какой-то особый порядок для прекращения последних.

Согласно закону, прекращение публичного мероприятия — это не одномоментный акт, а многоэтапная процедура, по сути дела нацеленная на то, чтобы избежать или максимально снизить вероятность применения силы к его участникам. Именно поэтому ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает, что обоснованное указание о прекращении публичного мероприятия должно быть дано сначала его организаторам, и только затем напрямую его участникам. И что в обоих случаях как организаторам, так и участникам публичного мероприятия необходимо предоставить разумное время для выполнения указания о его прекращении.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2019 г. N 24-П «по делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина В.А.Тетерина» Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 367-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Изменения в законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях изменений в закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 2. Основные понятия

Новое в блогах

По итальянскому Закону об охране общественного порядка от 1975 года (с последующими поправками), активисты, намеревающиеся провести шествие, должны подать запрос в полицию минимум за три дня. Участники мероприятий, в проведении которых было отказано, могут быть оштрафованы на сумму от €206 до €413 или подвергнуться заключению на срок от одного до 12 месяцев. Наказание за проведение мероприятия без уведомления полиции — штраф от €103 до €413 или лишение свободы на срок до шести месяцев.

В Великобритании проведение митингов и демонстраций регулируется Законом об общественном порядке (в редакции от 1986 года). В соответствии с ним такие мероприятия санкционируются полицией. Организаторы должны направить в соответствующий участок уведомление о проведении шествия минимум за шесть суток, указав в том числе маршрут и предполагаемое количество участников. В целях предотвращения возможных беспорядков правоохранительные органы могут потребовать изменить место и время акции или запретить ее. За несоблюдение согласованных условий (или подстрекательство к этому) организаторам полагается наказание в виде лишения свободы до трех месяцев или штраф до £2,5 тыс. (€2,7 тыс.). Участники акции, не выполнившие распоряжения полиции, могут быть оштрафованы на сумму до £1 тыс. (чуть более €1 тыс.). Аналогичные меры применяются в отношении лидеров и участников несанкционированных мероприятий.

В Германии действует Закон о собраниях и шествиях (в редакции от 2008 года). Согласно его положениям, организаторы должны заявить о своих намерениях в органы местного самоуправления минимум за 48 часов до даты мероприятия. Если оно может привести к серьезным нарушениям общественного порядка, власти могут запретить его. В частности, не разрешаются манифестации возле исторических мест, связанных с нацистским режимом. За нарушение запрета и за подстрекательство к проведению несанкционированной акции грозит лишение свободы сроком до года или денежный штраф (его размер в законе не указан). Если акция не соответствует заявленным целям, ее руководители могут быть осуждены на срок до шести месяцев или заплатить штраф в размере 180 дневных зарплат (в настоящее время средняя зарплата в день — €78). Во время акции нельзя иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы в этом качестве. За нарушение этого правила полагается тюремный срок до года. Также нельзя приходить на демонстрацию «в какой-либо униформе или единообразной одежде, демонстрирующей единое политическое мировоззрение» — это карается тюремным сроком до двух лет.

Во Франции уведомление о проведении митинга подается в мэрию муниципалитета (в Париже — в префектуру полиции) не позднее чем за три дня и не ранее 15 дней до проведения демонстрации. В уведомлении указываются имена и адреса организаторов демонстрации, время, место и маршрут следования. Согласование уведомления является обязательным. В случае нарушений заявленных условий организаторам грозит штраф до €7,5 тыс. и тюремный срок до шести месяцев. Несанкционированные собрания, способные нарушить общественный порядок, могут быть разогнаны силами правопорядка, если их участники не отреагировали на требования властей разойтись. Согласно уголовному кодексу Франции, полиция может применить силу без предварительного предупреждения, если насильственные действия направлены против сотрудников правоохранительных органов или если нет других способов восстановить общественный порядок. Лицам, повторно задержанным за массовые беспорядки, грозит штраф до €15 тыс. и лишение свободы до одного года. Максимальные санкции для вооруженных участников таких акций — пять лет тюрьмы и штраф в €75 тыс. В апреле 2019 года во Франции вступил в силу закон, который вводит наказание для тех, кто появится на митингах в масках или с закрывающим лицо платком. Штраф за это может составить до €15 тыс. В этом законе также прописываются правила обысков в районах проведения манифестаций для выявления предметов, которые могут использоваться в качестве оружия.

В каком порядке граждане вправе проводить митинги?

В США законы, регламентирующие проведение массовых акций, принимаются на уровне штатов. Властям позволено регулировать время, место и порядок проведения собраний. Законодательством большинства штатов предусматриваются длительные сроки рассмотрения заявок на организацию массовых мероприятий — до 30-90 дней. Отдельные штаты и крупные города предусматривают плату за разрешение на проведение публичных акций (от $25 до $300). Например, в Нью-Йорке за проведение митинга или демонстрации в парке плата составит $25, при этом за проведение массового мероприятия на улице плата не требуется. За создание неудобств, препятствий движению транспорта и т. п. осознанно или по неосторожности, а также в случае невыполнения требований сотрудника правопорядка предусмотрен штраф (как правило от $500 до $5 тыс.), или тюремное заключение до полугода.

Кроме того, в соответствии с принятым в феврале 2012 года федеральным законом HR 347, действует запрет на проведение несанкционированных мероприятий в правительственных кварталах, у административных зданий и т. д. За участие в подобных акциях можно получить наказание в виде штрафа и лишения свободы на срок до одного года. Если протестующий вооружен или имеет предметы, которые могут быть использованы как оружие, срок заключения увеличивается до 10 лет.

В 2017-2019 годах семь штатов (Техас, Луизиана, Оклахома, Теннеси, Индиана, Северная Дакота и Южная Дакота) приняли законы, которые ужесточают наказания для активистов, протестующих против строительства нефте- и газопроводов и другой «критической инфраструктуры». Наказание за участие в таких акциях — до $500 тыс. штрафа или до 10 лет заключения.

В Сингапуре в соответствии с Законом об общественном порядке 2009 года (в редакции 2012 года) на проведение собрания требуется разрешение полиции, если оно проводится в общественном месте или если на него приглашены представители общественности. За проведение мероприятий без разрешения властей организаторам грозит штраф до 20 тыс. сингапурских долларов ($14,5 тыс.) и/или 12 месяцев тюрьмы. Участникам несанкционированной акции придется заплатить по 5 тыс. сингапурских долларов ($3,6 тыс.), за нарушение правопорядка и неповиновение сотрудникам правопорядка — по 10 тыс. сингапурских долларов (около $7,2 тыс.) и/или шесть месяцев заключения.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Основная часть поправок от МХГ носит уточняющий или технический характер (вместо понятия «публичное мероприятие» предлагается использовать «публичное собрание» и т.д.) Но есть и такие, которые вносят принципиальные изменения. В частности, предлагается ввести понятие «презумпции в пользу организации» таких мероприятий. Это означает, что порядок проведения митингов и демонстраций должен быть уведомительным, а не разрешительным.

Ряд поправок «раскладывают по полочкам» те или иные формулировки, которые в существующей редакции закона не разделяются по категориям. Так, само понятие «собрание» авторы поправок предлагают довольно-таки изощренно классифицировать: публичное собрание, мирное собрание, контрсобрание, одновременное собрание, стихийное собрание и т. д.

С тем, что ожидать быстрой реакции на инициативу МХГ не стоит, согласен и Владимир Новицкий.

«Российская законотворческая практика последнего десятилетия показывает, что либерализация законодательства — не наш конек. А события нынешнего года в Беларуси и Киргизии еще больше убедили российских законодателей в том, что “слишком много свободы” для общества может быть опасным», — говорит он.

Тем не менее, настаивает Наталья Звягина, гражданское общество не должно отдавать подобные вопросы в руки одних лишь законодателей, независимо оттого, каков их персональный состав в конкретном созыве парламента. По ее словам, для правозащитного сообщества важно инициировать сам процесс обсуждения — в надежде, что «какие-то субъекты законодательной инициативы подхватят предложенные идеи».

Поэтому для гражданского общества важно, чтобы такие идеи «роились» в воздухе непрерывно, и не так важно, от кого они исходят — от общественных организаций, индивидуальных правозащитников или от официальных правозащитных структур. Чем чаще такие инициативы высказываются, тем выше шанс, что какие-то из них будут услышаны на Охотном Ряду, объясняет Звягина, признавая, что шансы на то, что исходящие от правозащитников идеи будут с энтузиазмом подхвачены нынешними законодателями, мягко говоря, невелики.

«Более того, мы всегда держим в уме, что наши инициативы могут привести к обратному эффекту: законодатели увидят, в каких местах до сих пор остаются “лазейки” для публичного выражения политической позиции граждан, и эти лазейки прикроют», — предупреждает правозащитница.

Но даже понимая, что правозащитные инициативы в нынешних условиях натыкаются на бетонную стену, гражданское общество не может оправдывать этим свое бездействие и ждать, что облегчение придет со стороны властей. Общество должно «долбить» эту стену в интересах самих граждан, убеждена Звягина.

«Существующие законы по этой тематике настолько сложны и часто внутренне противоречивы, что реализовать свое конституционное право на проведение собраний гражданам практически невозможно. Это в свою очередь приводит к тому, что люди реализуют это право стихийно, как мы видим на примере Хабаровска. Потому что когда граждане пытаются собраться, соблюдая все требования законов, выясняется, что сделать это нельзя», — говорит она.

Это «нельзя» постоянно только ужесточается, так как законодатели последовательно сужают «окно Овертона» в том, что касается выражения гражданами своих взглядов в публичном поле. Так, 21 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон Nо 258-ФЗ, которым были внесены ряд изменений и дополнений ужесточающего характера в КоАП, УК, УПК и Закон о полиции, касающихся правил проведения массовых мероприятий.

Однако всерьез рассчитывать, что эти поправки не будут положены под сукно, не приходится, полагает ведущий сотрудник Центра правовых и экономических исследований НИУ ВШЭ Андрей Федотов.

«Формально, да, предложения правозащитников можно было бы по принятой схеме довести до стадии законопроекта и даже закона. Но если мы посмотрим на то, какие законопроекты и поправки к законам доходят хотя бы до первого чтения в Госдуме, то становится очевидным, что шанс на это есть только у тех инициатив, которые исходят от Администрации президента РФ, от партии “Единая Россия” или от некоторых привилегированных групп депутатов» — сказал он «Эксперт online».

Гражданам об их политических правах

Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев, в свою очередь, не считает, что все правозащитные инициативы априори обречены быть отвергнутыми.

«Президент на декабрьских встречах с нами всегда дает конкретные поручения по тем вопросам, которые мы перед ним ставим, поэтому совершенно неверно говорить, что власть эти темы игнорирует. Президент отбирает в Совет людей, мнение которых ему важно», — сказал он «Эксперт online».

Фадеев указывает, что предложение правозащитниками поправок в существующие законы ни в коем случае не является «активностью ради активности» без каких-либо шансов на их воплощение в законодательные акты.

«Шансы есть, хотя это, конечно, сложная история. Принятие вообще любого закона всегда идет через препятствия, через борьбу интересов различных слоев общества, бизнеса, политических групп. Это всегда в определенной степени встряска, конфликт, который требует разрешения», — говорит он.

По мнению главы СПЧ, правоприменительная практика постоянно вносит коррективы в законодательство, поэтому депутатам не привыкать «перенастраивать» законы, которые сами же они ранее приняли.

«Когда в 2011-2012 годах были серьезные риски общественной дестабилизации, законодатели приняли жесткие законы. Сложившаяся за прошедшее с того времени практика их применения позволяет что-то скорректировать. Я сам работаю над корректировкой так называемой “дадинской” статьи (ст. 212.1 УК РФ “Неоднократное нарушение порядка проведения публичных мероприятий” — прим. «Эксперт online»). Это нормальный процесс в любом государстве. Правоохранительной, судебной системе нужны годы и десятилетия, чтобы выйти на стационарный режим, выработать правила», — подчеркивает он.

Валерий Фадеев ожидает, что в декабре Владимир Путин по итогам очередной встречи с СПЧ даст новые поручения, «потому что права человека для президента — не в стороне».

Свои поправки МГХ намерена отправить федеральному омбусдмену Татьяне Москальковой, уполномоченным по правам человека Москвы и Санкт-Петербурга, а также в Мосгордуму, так как она имеет право вносить законодательные инициативы в Госдуму.

  1. Шины покатились вниз
    Пандемия больно ударила по российскому рынку автомобильных шин. Доли российских производителей снижаются под натиском дешевого китайского импорта. Для выживания нашим игрокам надо осваивать новые технологии и пересматривать стратегию маркетинга
  2. Доллар упал до двухлетнего минимума
    Американская валюта падает на оптимизме, вызванном новостями о вакцине, и ожиданиях дальнейшего ослабления монетарной политики в США
  3. ВМФ США устроил провокацию на Дальнем Востоке

Политика конфиденциальности
Условия использования материалов

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77-31428 от «07» марта 2008 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы). Здания, в которых расположены следственные изоляторы, в этот перечень не входят.
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Законами субъектов федерации, могут определяться и иные места, в которых запрещено проведение массовых мероприятий.

Массовые мероприятия, с помощью которых граждане привлекают внимание общественности и властей, могут быть представлены в нескольких разновидностях, обладающих определенными отличиями. К ним относится:

  • Митинг. Массовая акция, при которой большое количество людей присутствует в конкретном месте, благодаря чему они могут выражать свое мнение, касающееся значимых проблем. Обычно затрагиваются политические или экономические вопросы.
  • Пикет. С его помощью выражается публично мнение одного человека или нескольких лиц. Процесс не предполагает движение участников, а также не применяются какие-либо звукоусиливающие средства. При этом граждане, стоя на одном месте, демонстрируют плакаты или транспаранты. Допускается использование разборных конструкций.
  • Демонстрация. Она представлена организованным и публичным выражением настроения общественности. Для этого группа граждан демонстрирует разные плакаты или транспаранты, а также другие наглядные материалы во время передвижения. Допускается использование разных автомобилей.

Важно! Для любого такого публичного мероприятия требуется разрешение от властей.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Сущность публичного мероприятия заключается в добровольном осуществлении гражданином законных акции и иных мероприятий, целью которых является привлечение внимания на проблемы, имеющиеся в его жизни или жизни определенных слоев общества, коллектива.

Важным требованием порядка проведения публичных мероприятий граждан это совершение действий и поступков, не выходящих за рамки дозволенного и не нарушающие права других лиц. Также все должно проходить мирно и без использования оружия. Это важное конституционное требования для реализации права каждого на публичные мероприятия.

Публичные мероприятия имеют достаточно обширную область для реализации. К видам публичных мероприятий можно отнести следующие:

  1. Демонстрация предполагает организованное массовое мероприятие, сущность которого заключается в выражении настроений граждан посредством применения плакатов, транспарантов, призывающих прислушаться к их мнению и проблемам.
  2. Собрание наиболее распространенная форма публичных мероприятий, направленная на проведение коллективных обсуждений и встреч с органами власти и управления. На собраниях граждане могут решить общественно значимые вопросы и принять соответствующее решение.
  3. Митинг представляет собой массовое участие граждан в заранее отведенном месте, в котором происходит выражение их общественного мнения. Специфика данного мероприятия характеризуется четкой направленностью на решение вопросов общественно-политического характера.
  4. Пикетирование выражается в привлечения внимания гражданами без передвижения по определенному маршруту. Имеет схожесть с демонстрацией, так как тоже используются транспаранты, плакаты и иной наглядный материал. Только отличием будет размещение граждан у конкретного пикетируемого объекта или группы объектов.
  5. Шествие организуется гражданами путем прохождение по маршруту, в процессе которого привлекается внимание окружающих к существующим проблемам этой группы людей.

Чтобы участвовать в мероприятии, необходимо его организовать. Организатором может выступать лицо, достигшее 18 лет. Процедура санкционирования проведения публичных мероприятий заключается в следующем:

  1. Необходимо направить соответствующее уведомление в орган местного самоуправления в письменной форме за 10 дней до его проведения
  2. В уведомлении нужно четко указать форму проводимого публичного мероприятия
  3. Согласовать маршрут или место проведения
  4. Указать по возможность количество участвующих в акции
  5. Дату, время и продолжительность его проведения

Ранее предусматривался разрешительный порядок для проведения публичных мероприятий. Однако, если не будут согласованы указанные сведения, то может быть наложен запрет на его проведение. Или его проведение будет признано незаконным, за что участники и организаторы публичных акций могут понести ответственность.

Ограничение и запрет на проведение публичных мероприятий

Уведомительный порядок проведения данный мероприятий, предполагает, что оно будет проводиться на законных основаниях, в специально отведенных местах и не причинять угрозу как общественному порядку, так и безопасности порядка управления.

Ограничение в проведении мероприятия может налагаться, например, период действия военного или чрезвычайного положения.

Запреты на проведения могут применяться, если местом проведения будет следующее:

  • Вблизи оборонных объектов, опасных производств
  • На путепроводах, железнодорожных путях, вблизи высоковольтных линий
  • Вблизи резиденции Президента России
  • У зданий занимаемых федеральными судьями
  • В пограничной зоне
  • В закрытом административно-территориальном образовании

Данные ограничения и запреты на проведения публичных мероприятий установлены в целях недопущения причинения вреда самих участников мероприятий, а также, чтобы не вносить хаос в порядок управления.

Допускается сопровождение публичных мероприятий представителями органов власти и управления.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Правозащитники инициируют изменение закона о митингах

Сбитнев Виталий Сергеевич Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина

(МГЮА) Институт Прокуратуры Россия, Москва, vitaly1404@mail. ru Sbitnev Vitaly Sergeevich Kutafin Moscow State Law University

(MSAL) Institute of Prosecution Russia, Moscow

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР? Аннотация: в настоящей статье рассматривается проблема реализации в Российской Федерации института публичных мероприятий. Выявляются плюсы и минусы действующей системы организации и проведения публичных мероприятий. Анализируется позиция Верховного Суда РФ о нарушениях, связанных с осуществлением гражданами своего конституционного права на проведение публичных мероприятий. Рассматриваются возможные пути развития и перспективы данного института в современной России. Ключевые слова: публичные мероприятия, разрешительная система, уведомительная система, конституционные права, манифестации.

SYSTEM OF ORGANIZATION OF PUBLIC EVENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION: DECISIVE OR NOTIFICATIONAL CHARACTER?

УДК 342

Annotation: this article deals with the problem of the implementation of the public events institute in the Russian Federation. The pros and cons of the current system of organizing and conducting public events are identified. The position of the Supreme Court of the Russian Federation on violations related to the exercise by citizens of their constitutional right to hold public events is analyzed. Possible ways of development and prospects of this institution in modern Russia are considered. Key words: public events, permissive system, notification system, constitutional rights, manifestations.

Право на участие в публичных мероприятиях — неотъемлемая часть конституционно-правового статуса гражданина Российской Федерации. В России право на публичные мероприятия закреплено в статье 31 Конституции РФ, где говорится, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» [1]. Свобода проведения мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований является базовым элементом конституционного-правового статуса гражданина и инструментом непосредственной демократии [2, с. 70].

На международном уровне это право закреплено в статье 20 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» [3]. Также это право содержится и в ряде других международных актов: Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, в котором признается право на мирные собрания (ст. 21); Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 11 которой гласит, что «каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» [4]. Мы видим, что разработка института свободы собрания на мировом уровне имеет обширное распространение и является одним из основополагающих институтов прав человека.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим реализацию права граждан на проведение публичных мероприятий в России, является Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ). В нем содержатся основные понятия, принципы проведения, гарантии, организация публичных мероприятий, права и обязанности участников данного вида правоотношений.

Глава 2 Федерального закона № 54-ФЗ называется «Порядок организации и проведения публичных мероприятий». Возникает вопрос о корректности этого названия. Будет ли правильнее заменить термин «порядок» понятием «система», когда речь идет об организации и проведении публичных мероприятий? По мнению А.О. Иванова, более обоснованным представляется название «система организации публичных мероприятий», потому что, в отличие от порядка организации, система формируется из совокупности нескольких порядков организации, где ключевую роль играет только один из них. Следовательно, система организации публичных мероприятий — это нормативно закрепленная совокупность установленных для организации публичного мероприятия порядков (с доминированием одного из них), обладающая определенной последовательностью и согласованностью, общими принципами и критериями использования составляющих ее порядков, без соблюдения которых публичное мероприятие не может быть признано законным на стадии его проведения [5, с. 78-79]. Системы организации публичных мероприятий можно подразделить на свободные, уведомительные и разрешительные.

Свободная система организации публичных мероприятий предполагает, что для проведения собрания, митинга или другой акции организатор не обязан извещать об этом и получать от органов государственной власти разрешение на проведение публичного мероприятия. Иными словами, как отмечал ученый -юрист В.Ф. Матвеев, «при системе свободного устройства собраний всякие формальности признаются излишними» [6, с. 17].

  • «Меня не признали не черепахой. Это не значит, что я черепаха». Оппозиционного депутата в МО «Малая Охта» лишили мандата
  • Новый президент Молдавии потребовала вывести российских военных из Приднестровья
  • Смольный делит полномочия с депутатами на случай военного положения. Борьбу с диверсантами берет на себя
  • Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевают до конца 2021 года
  • У Байдена нашли трещины в костях. Он неудачно поиграл с псом
  • Послания Путина Федеральному Собранию в этом году не будет
  • Смольный спросил у ясеня и выяснил: нужно остановить узкотелую златку. Деревья отправят в печь
  • Госдума во главе с Ямпольской и Бортко продолжает борьбу с «героизацией нацизма», хотя действующих законов хватает для наказания любителей Третьего рейха
  • Навальный призвал Евросоюз ввести санкции против российских олигархов. «Пока яхты россиян стоят в Монако, никто не относится к ограничениям серьезно»
  • Вице-губернатор Елин поручил подчиненным пройтись по ночным клубам. «Жаркие танцы» продолжились, несмотря на запреты

Разрешительный порядок использования ВП.

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Право граждан на проведение митингов закреплено в Конституции РФ (статья 31): «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

[2]

При этом митинги регулируются федеральным законом от 19 июня 2004 года номер 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В документе митингом называют «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».

В отличие от одиночных и массовых пикетов проведение митингов требует согласования с городской администрацией. Кроме того, на митинге обычно предусмотрены выступления активистов на сцене и с дополнительным оборудованием.

Организовать митинг может:

  • любое физическое лицо старше 16 лет, имеющее российское гражданство;
  • юридическое лицо — политическая партия, общественная или религиозная организация.

[1]

Организовать митинг не могут:

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
  • лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда,
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства,
  • организации и партии, деятельность которых приостановлена или запрещена.

Штраф за участие в мирной, но несогласованной акции составляет до 20 тысяч рублей (или 0,75 средней зарплаты) или до 40 часов обязательных работ. Если вы являетесь организатором несогласованного митинга, штраф вырастет до 30 тысяч рублей или до 50 часов обязательных работ.

Если во время митинга вы наденете маску, возьмете с собой предметы, которые могут быть использованы как оружие, или откажетесь прекратить акцию по требованию полиции, вам грозит штраф до 300 тысяч рублей (11,5 средней зар­платы) для рядовых участников и до 600 тысяч рублей (23 средние зарплаты) — для должностных лиц, а также до 200 часов обязательных работ или заключение до 15 суток.

Есть ли запрет на проведение митингов в России

5 июня закон вступит в силу. С этого времени можно будет подавать уведомления или заявки на проведение мирного собрания.

Чтобы подать уведомление о проведении собрания, митинга или пикетирования, нужно:

Шаг 1. Подать уведомление в городской акимат на бумаге или электронно через eGOV не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения. В уведомлении указать:

  • цель и форму мирного собрания;
  • ФИО, ИИН и место жительства организатора;
  • специализированное место для мероприятия;
  • дату, время начала и окончания мероприятия;
  • предполагаемое количество участников;
  • сведения об установлении юрт, палаток и иных сооружений;
  • намерение использовать звукоусиливающие технические средства, плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
  • регламент проведения мирных собраний;
  • электронный адрес и номер сотового телефона организатора;
  • согласие организатора на сбор и обработку его персональных данных;
  • источники финансирования проведения мероприятия;
  • дату подачи уведомления и подпись организатора.

Шаг 2. Акимат в течение трёх рабочих дней со дня регистрации уведомления даёт ответ. Это может быть:

  • отказ в проведении;
  • предложение изменить место или время мероприятия.

В случае отсутствия ответа в течение трёх дней организатор вправе проводить своё мероприятие.

Шаг 3. Организатор в течение одного рабочего дня со дня получения предложения об изменении места или времени проведения мероприятия сообщает акимату о своём согласии или несогласии с изменениями.

Чтобы подать заявление о согласовании проведения шествия или демонстрации, нужно:

Шаг 1. Подать уведомление в городской акимат на бумаге или через eGOV не позднее чем за десять рабочих дней до дня проведения. В заявлении необходимо указать:

  • цель и форму мирного собрания;
  • ФИО, ИИН и место жительства организатора;
  • специализированное место для мероприятия;
  • дату, время начала и окончания мероприятия;
  • предполагаемое количество участников;
  • сведения об установлении юрт, палаток и иных сооружений;
  • намерение использовать звукоусиливающие технические средства, плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
  • регламент проведения мирных собраний;
  • электронный адрес и номер сотового телефона организатора;
  • согласие организатора на сбор и обработку его персональных данных;
  • источники финансирования проведения мероприятия;
  • дату подачи уведомления и подпись организатора.

Шаг 2. Акимат в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления даёт организатору ответ. Это может быть:

  • положительный ответ;
  • отказ в проведении;
  • предложение изменить маршрут или время мероприятия.

В случае отсутствия ответа в течение трёх дней организатор вправе проводить своё мероприятие.

Шаг 3. Организатор в течение одного рабочего дня со дня получения предложения об изменении маршрута или времени проведения мероприятия сообщает акимату о своём согласии или несогласии с изменениями.

Если участник мирного собрания не совершает уголовных преступлений, но нарушает закон о мирных собраниях, ему грозит административная ответственность:

За препятствование проведению санкционированного мирного собрания:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 20 МРП (1 МРП в 2020 году = 2 778 тенге);
  • административный арест на срок до 10 суток.

За нарушение порядка мирного собрания участнику грозит:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 20 МРП;
  • административный арест на срок до 10 суток.

За нарушение порядка мирного собрания организатору грозит:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 30 МРП, за повторное нарушение в течение года – 50 МРП;
  • административный арест на срок до 10 суток, за повторное нарушение в течение года – до 15 суток;
  • для юрлиц – штраф в размере 50 МРП, за повторное нарушение в течение года – 70 МРП.

За участие в мирных собраниях, проводимых в нарушение законодательства:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 30 МРП, за повторное нарушение в течение года – 50 МРП;
  • административный арест на срок до 15 суток, за повторное нарушение в течение года – до 20 суток.

За организацию мирных собраний, проводимых в нарушение законодательства:

  • штраф в размере 50 МРП, за повторное нарушение в течение года – 70 МРП;
  • административный арест на срок до 15 суток, за повторное нарушение в течение года – до 25 суток;
  • для юрлиц – штраф в размере 100 МРП, за повторное нарушение в течение года – 150 МРП.
  • Образование и Здравоохранение
  • Культура и спорт
  • ЖКХ и Социальная защита
  • ГО и ЧС
  • Объявления и новости

132070

Свобода собраний для оппозиции фактически отменяется

23232

129594

19920

12607

Фото 7444

Законы о митингах в странах G8: какие бывают санкции и ограничения

Разработка нового закона о мирных собраниях – личная инициатива президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.

«По Конституции наши граждане обладают правом свободного волеизъявления. Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то нужно идти навстречу и в установленном законом порядке давать разрешение на их проведение. Выделять для этого специальные места. Причём не на окраинах городов. Но любые призывы к неконституционным действиям, хулиганские акции должны пресекаться в рамках закона», – сказал он, выступая 2 сентября 2019 года с Посланием народу.

Через восемь месяцев, 25 мая 2020 года, глава государства подписал поправки в Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Казахстане». Ещё на стадии обсуждения проект вызвал широкое обсуждение. Авторы документа утверждали, что казахстанцам дают больше прав, а правозащитные организации – что в таком виде закон не улучшит ситуацию.

Что же изменилось и почему некоторые считают, что закон не совершенен?

Если участник мирного собрания не совершает уголовных преступлений, но нарушает закон о мирных собраниях, ему грозит административная ответственность:

За препятствование проведению санкционированного мирного собрания:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 20 МРП (1 МРП в 2020 году = 2 778 тенге);
  • административный арест на срок до 10 суток.

За нарушение порядка мирного собрания участнику грозит:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 20 МРП;
  • административный арест на срок до 10 суток.

За нарушение порядка мирного собрания организатору грозит:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 30 МРП, за повторное нарушение в течение года – 50 МРП;
  • административный арест на срок до 10 суток, за повторное нарушение в течение года – до 15 суток;
  • для юрлиц – штраф в размере 50 МРП, за повторное нарушение в течение года – 70 МРП.

За участие в мирных собраниях, проводимых в нарушение законодательства:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 30 МРП, за повторное нарушение в течение года – 50 МРП;
  • административный арест на срок до 15 суток, за повторное нарушение в течение года – до 20 суток.

За организацию мирных собраний, проводимых в нарушение законодательства:

  • штраф в размере 50 МРП, за повторное нарушение в течение года – 70 МРП;
  • административный арест на срок до 15 суток, за повторное нарушение в течение года – до 25 суток;
  • для юрлиц – штраф в размере 100 МРП, за повторное нарушение в течение года – 150 МРП.

Иностранцам за подобное нарушение грозит:

  • предупреждение;
  • штраф в размере 30 МРП;
  • административный арест на срок до 15 суток с выдворением за пределы Казахстана;
  • для иностранных юрлиц – штраф в размере 100 МРП с приостановлением деятельности.

За предоставление организаторам или участникам несанкционированных мирных собраний помещений и других услуг:

  • штраф в размере 30 МРП;
  • административный арест на срок до 10 суток.

Действующий в России разрешительный порядок проведения митингов, шествий и иных публичных мероприятий не соответствует стандартам демократического общества. Такое решение вчера вынес Европейский суд по правам человека.

08.02.2017. АПИ — Конституция России гарантирует всем гражданам право собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако федеральный закон предусматривает специальную процедуру уведомления местных властей и обязательно «согласование» проведения любого мероприятия с участием хотя бы двух человек.

Получить санкцию не так-то просто. Подать уведомление заинтересованное лицо вправе не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней. Но чиновники вправе отказать в согласовании, если, например, даже небольшой пикет «может создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры» и так далее. Нельзя устраивать манифестации вблизи зданий судов, исправительных колоний и иных опасных объектов.

Кроме того, региональным властям разрешено самостоятельно и почти произвольно определять места, в которых проводить публичные мероприятия запрещается. Например, в Санкт-Петербурге в «зону молчания» попали Дворцовая и Исаакиевская площади, Невский проспект, территория около всех органов власти, образовательных и медицинских учреждений, станций метро, вокзалов и многих других объектов.

Легитимность действующего федерального закона неоднократно проверялась Конституционным судом России. Служители Фемиды исключили возможность введения какого-либо разрешительного порядка, но существующие правила, по их мнению, таковыми не являются. Ведь понятие «согласование проведения публичного мероприятия» не предполагает право чиновников по своему усмотрению запретить мероприятие, изменить его цели, место, время или форму. Орган власти «вправе лишь предложить изменить место и (или) время, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний», – констатировал Конституционный суд России.

Причем такие выводы основаны в том числе на позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В ряде его решений признается, что уведомительный и даже разрешительный порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний, а ставит своей целью найти баланс между желаниями организаторов манифестаций и законными интересами других лиц на свободное передвижение. Кроме того, процедура согласования позволяет властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера.

Защитой инициаторов акций от произвольных действий властей являются суды. Жалобы на отказ в согласовании публичного мероприятия должны рассматриваться незамедлительно – до запланированной даты его проведения.

Однако практика свидетельствует, что чиновники имеют почти неограниченные возможности де-факто запрещать проведение неугодных демонстраций, митингов и пикетов под любым надуманным предлогом. При этом формально оппозиции разрешают публичное мероприятие, но выделяют для него малозаметное место. Причем такие решения принимаются во благо остальных горожан, так как почти любые манифестации в центре так или иначе «затрудняют движение».

Так, Александр Лашманкин планировал провести «поминальный» пикет возле мемориала жертвам политических репрессий в самарском парке Юрия Гагарина. В мероприятии планировало принять участие всего семь человек, но городская администрация расценила его как угрозу для гуляющих по парку семей с маленькими детьми. Под предлогом нарушения работы транспорта московские власти запретили марш по тротуару Тверской улицы: инициаторам предложили провести встречу на Болотной площади, чтобы «избежать какого-либо вмешательства в нормальное функционирование коммунальных услуг, деятельность коммерческих организаций, трафика или интересы граждан, не принимающих участия в публичных мероприятиях».

Не разрешили чиновники и шествие ЛГБТ-сообщества в Санкт-Петербурге. Изначально заявленный инициаторами маршрут должен был проходить от площади Труда по Конногвардейскому бульвару. Отказывая в согласовании, власти указали на близость Конституционного суда России и большое количество припаркованных автомобилей. Кроме того, по убеждению Смольного, «марш будет отвлекать внимание водителей, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий». Предложенные организаторами шествия три альтернативных маршрута также были отклонены: мероприятие в Полюстровском парке якобы мешало нормальной работе магазина «Товары для детей», на Новоизмайловском проспекте – проживающим в общежитиях студентам, а на площади Чернышевского уже было запланировано другое культурно-массовое мероприятие. Под такими же предлогами районные администрации запретили и пикеты сразу в пяти местах. Тогда как Смольный санкционировал на якобы непригодной для публичных акций площади Труда организованный молодежным крылом партии «Единая Россия» митинг в поддержку «семьи и традиционных семейных ценностей».

Администрация Ростова-на-Дону не согласовала акцию против неэффективной экономической политики Владимира Путина. Чиновники утверждали, что оппозиционные лозунги «могут вызвать враждебную реакцию со стороны многих сторонников одного из лидеров российского государства и беспорядки, которые ставят под угрозу безопасность и здоровье участников пикета».

Попытки инициаторов запрещенных публичных мероприятия оспаривать действия властей в российских судах в большинстве случаев не увенчались успехом.

В Госдуме предложили ужесточить законодательство о проведении митингов

Жалобы в Страсбург подали 23 активиста из разных регионов России. Они утверждали, что местные власти наложили неоправданные ограничения на проведение запланированных ими мирных публичных мероприятий. Предложенные альтернативные варианты делали достижение целей акций невозможным.

Также в жалобах указывалось на установленный абсолютный запрет организации мероприятий на прилегающих к зданиям судов территориях, негибкое применение сроков подачи уведомления (в том числе когда мероприятие было спонтанной реакцией на важное политическое событие), ограничение количества участников и многие другие проблемы. В некоторых случаях, получив отказ в согласовании, заявители вынуждены были отказаться от проведения мероприятия под страхом административного наказания. Кроме того, непонимание правозащитников вызывало установление самим федеральным законом максимального срока, исключающего заблаговременное согласование манифестации.

Российские власти отрицали нарушения. Представитель нашей страны в ЕСПЧ – заместитель министра юстиции России Георгий Матюшкин – апеллировал к праву несогласных с отказом в согласовании инициаторов публичных акций обращаться в суды, которые оперативно рассматривали спорные вопросы. Причем виновниками задержек были сами активисты, направившие жалобы почтой. «Европейская конвенция не обязывает государства обеспечить совершенно функционирующей почтовую систему. Хорошо известно, что российская почтовая служба перегружена и имеют место серьезные задержки в доставке корреспонденции. Тем не менее, вместо того, чтобы представить жалобы непосредственно в суд, заявители решили взять на себя риск отправить их по почте», – заявил Георгий Матюшкин.

По его мнению, установленного законом срока уведомления достаточно для согласования изменения времени или места публичного мероприятия. Он не лишает права организовать и стихийную акцию в ответ на актуальные события, тогда как «продление срока будет ограничивать такую возможность».

Рассмотрев жалобы российских активистов, страсбургский суд пришел к выводу, что ограничение права на выбор времени, места и формы проведения мероприятия уже само по себе является нарушением Европейской конвенции. Поэтому, отказывая в согласовании уведомлений, чиновники осуществляют вмешательство в право заявителей на свободу собраний. «Местные власти не привели достаточных причин в обоснование отказов в согласовании времени, места или формы проведения запланированных публичных мероприятий, то есть ограничение прав было непропорционально заявленным законным целям и необходимым в демократическом обществе. Баланс, как представляется, чаще устанавливался в пользу защиты интересов не являющихся участниками мероприятий лиц или избежания даже незначительных нарушений в повседневной жизни», – заключили служители Фемиды.

Однако на чиновниках лежит только часть вины за нарушение. ЕСПЧ констатировал, что сам федеральный закон не отвечает требованиям Европейской конвенции. «Обстоятельства данного дела демонстрируют отсутствие адекватных и эффективных правовых гарантий защиты от произвольного и дискриминационного осуществления широкого усмотрения исполнительной власти. Соответственно, внутренние правовые положения, регулирующие право предложить изменение места, времени или способа проведения публичных мероприятий, не отвечают установленным Конвенцией требованиям «качества закона». Тогда как сфера судебного пересмотра ограничена и не включает в себя какую-либо оценку «необходимости» и «соразмерности» изменения места, времени или способа проведения публичного мероприятия», – отмечается в решении Европейского суда.

Кроме того, ЕСПЧ счел неправомерным введенный в нашей стране запрет на проведение любых манифестаций возле зданий судов. Страсбургские служители Фемиды признали, что такие ограничения могут иметь законный интерес – защиту судебного процесса от влияния извне. Но запрет не может быть абсолютным, то есть при решении вопроса должны приводиться конкретные аргументы, исключающие проведение акции у стен дворцов правосудия.

Европейский суд обязал Россию выплатить каждому заявителю компенсацию морального вреда в размере от 5 до 10 тысяч евро (в сумме – 160 тысяч).

Ольга Цейтлина, адвокат

Российские власти обязаны после данного решения изменить практику согласования и проведения публичного мероприятия, а также судебного обжалования отказов. Законодательство должно быть приведено в соответствие с требованиями Европейской конвенции.

Но вряд ли мы можем ожидать таких изменений в ближайшем будущем. Боюсь, что граждане, реализуя конституционное право на свободу собраний, и в дальнейшем будут привлекаться к административной ответственности. Ведь ущемление свободы слова и собраний – это системная проблема российской действительности, и одно решение ЕСПЧ ее не изменит.

Также Европейский суд рассмотрел интереснейший вопрос о стихийном собрании. Он признал, что могут существовать особые значимые обстоятельства, требующие немедленного ответа на текущие события. Они оправдывают отступление от строгого применения сроков уведомления, а значит – и отсутствие ответственности.

Илья Сиволдаев, правозащитник

Во всех случаях ЕСПЧ установил, что местные власти наложили неоправданные ограничения на проведение запланированных заявителями мирных публичных мероприятий. Наложив серьезные ограничения на запланированные публичные мероприятия, власти нарушили право заявителей на свободу мирных собраний. Причем у заявителей не было реальной возможности оспорить решения властей, так как существующие судебные процедуры не являются эффективным средством защиты. Особо ЕСПЧ отметил, что российское законодательство содержит пробел, связанный с отсутствием правовой регламентации спонтанных собраний.

Данным постановлением мы намерены руководствоваться и в российской практике, с тем чтобы реализация права на свободу собрания в России соответствовала европейским стандартам. Например, уже сегодня Центральный районный суд Воронежа будет рассматривать дело в отношении общественного активиста Александра Болдырева, который в конце прошлого года организовал митинги против войны в Сирии и против отмены выборов населением мэра. Мы обязательно сошлемся на новое постановление ЕСПЧ.

Гайк Марьян, начальник отдела защиты интересов МВД России в высших судебных органах

Нет большей потенциальной опасности, чем массовые мероприятия или проходящие в местах большого скопления людей иные акции. Даже когда они проводятся в строгом соответствии с законом, есть риск причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Законодательством большинства стран предусмотрена уголовная ответственность за нарушение порядка проведения массовых мероприятий. Причем запрещенным порой признается даже согласованное мероприятие, которое, по мнению местных жителей, нарушает их спокойствие. Участие в такой акции наказывается лишением свободы на срок до года.

Практику ЕСПЧ надо оценивать комплексно. В ряде случаев Европейский суд прямо указывает на необходимость уведомления, а в деле против Великобритании подтверждает разрешительный порядок. Как и российский закон, ЕСПЧ связывает это с необходимостью государства обеспечить безопасность. Право мирно собираться так же важно, как и обеспечение прав граждан, которые находятся на территории проведения мероприятия.

Комментируемая статья содержит в себе по крайней мере две взаимосвязанные нормы: провозглашается право собираться и указывается, в каких формах оно может осуществляться. К сожалению, отсутствие в тексте Конституции собирательного термина для обозначения всех форм, в которых выражается право собираться, заставляет и в научной литературе, и в законодательстве использовать в этом качестве либо термин свобода собраний, либо термин свобода публичных мероприятий. Традиционно в русской и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран для обозначения понятия «право собираться» использовался термин «свобода собраний», но поскольку в комментируемой статье термин «собрание» используется для обозначения только одной из форм проявления данного права, то и термин «свобода собраний» может дословно толковаться как лишь один из элементов «права собираться» наряду со «свободой шествия» или «свободой пикетирования».

Термины «публичные мероприятия» и, соответственно, «право на публичные мероприятия» впервые появились в Законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Под публичным мероприятием в данном Законе понимается открытая, мирная, доступная каждому акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, цель которой есть свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (ст. 2). Этот термин тоже имеет недостаток для обозначения данного конституционного права, так как он исключает все непубличные, т.е. частные собрания.

В начале 90-х годов ХХ в. в юридической литературе использовался термин манифестация как синоним демонстрации, уличного шествия и ряда других мероприятий, либо как обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом, реже он охватывал и собрания*(350). Однако в указанном Законе от употребления слова «манифестация» законодатель отказался.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *