Тактики поведения в конфликте по томасу киллмену пример

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тактики поведения в конфликте по томасу киллмену пример». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Менеджмент в образовании: обеспечение развития и эффективности деятельности образовательной организации (620)

Дисциплина: Социальная психология и психология управления

Практическое задание 1, Модуль 1. Основы социальной психологии

слушатель Баденко Эльвира Анасовна

Щекотихина Ирина Вячеславовна

г. Волгоград – 2018

Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Тактики поведения в конфликте (по Томасу-Киллмену)

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике, более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Этот стиль может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен для участника и он:

■ Обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое решение — наилучшее;

■ Чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять ;

■ Должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для этого;

■ Взаимодействует с подчиненными, предпочитающими авторитарный Стиль.

Разрешение конфликтов – сложный многоступенчатый процесс, который, основываясь на диагностике конфликтов, выражается в предупреждении, сдерживании, регулировании конфликтов. Управление конфликтами характеризуется в выработке стратегий конфликтного поведения, в подавлении или стимулировании конфликтов, в снижении уровня конфликтных деструкции. Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает участник взаимодействия, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. Большинство людей достаточно гибко используют различные стратегии конфликтного взаимодействия в зависимости от ситуации, даже не имея специальной подготовки. Однако знание особенностей основных типов поведения в конфликте, их преимуществ и ограничений важно для профилактики конфликтов и эффективного управления людьми в целом, именно поэтому целесообразно остановиться на коротком обзоре основных стратегий разрешения конфликта (по Томасу-Килменну) – конфронтация – конкуренция, приспособление/уступка, уклонение/избегание, компромисс, сотрудничество.

Стратегия конфронтации/конкуренции предполагает всяческую демонстрацию собственной силы и неуязвимости перед противником, а также возможности легко без его доброй воли решить конфликт в свою пользу.

Эта стратегия не отрицает возможности использования таких тактик как блеф или хитрость.

менеджер конфликт психологический Рекомендуется применять, когда: — для вас очень важен исход и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы, цена вопроса велика, выгоды больше, чем ущерб; — вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения; — решение надо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого; — вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять; — вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

2) Стратегию приспособления/уступки обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника.

К ним можно отнести ситуации, которые не особенно значимы для нас и не стоят того, чтобы тратить свои силы и материальные ресурсы на их разрешение. Иногда лучше «не связываться», так как наши шансы что-то улучшить близки к нулю.

С другой стороны, нередко невмешательство может приводить к эскалации конфликта, так как проблема не решается и интересы участников конфликта остаются неудовлетворенными.

В результате вполне разрешимая поначалу ситуация норой превращается в неразрешимую.

Если не пресечь разрушительное поведение члена команды, участвующего в переговорах и стремящегося к самоутверждению, он может воспринять ситуацию как поощряющую и привести переговоры к краху.

2. Вертикальная ось выражает степень стремления удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует.

Наблюдается стремление выйти из ситуации, не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне.

Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности. 2. Уступка (приспособление) выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий.

Наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником. 3. Компромисс предполагает взаимодействие на основе равного учета интересов обеих сторон конфликта и некоторого отхода от первоначальных позиций на основе обоюдности; 4.

Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):

  • Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
  • Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
  • Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  • Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.

· Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок.

В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне — один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются.

Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

· Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей.

Человек не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта.

Внимание Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше так поступать тогда, когда вклад в данном случае не очень велик, или когда ставка на положительное решение проблемы не очень велика.

Стиль приспособления может напоминать уклонения. Однако, основное отличие в том, что человек действует вместе с другой, принимает участие в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой человек.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: — Человека не особо волнует то, что произошло; — Человек хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; — Человек понимает, что конечный результат намного важнее для другого человека; — Человек считает, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если она уступит своему желанию.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: — Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью отмежеваться; — Есть время поработать над возникшей проблемой; — Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и поработать над их решением; — Обе стороны имеют одинаковую власть и не замечают разницу в положении, чтобы «на равных» искать решение проблемы. Стиль компромисса. В середине сетки находится стиль компромисса. Человек немного уступает своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же.
Иными словами, человек соглашается на частичное удовлетворение своего желания и частичное выполнению желания другого человека. Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством.

Одной из наиболее популярных и широко используемых в различных сферах жизнедеятельности человека является концепция Томаса Килмена, в которой выделяется пять основных стратегий (иногда называе мых «конфликтными привычками»), или стилей поведения в конфликтах.

Рассмотрим типовые стратегии и соответствующие им стили поведения в конфликтах. конфликт поведение конкуренция соперничество * Конкуренция, соперничество или противоборство участников, сопровождающиеся открытой борьбой за свои интересы.

Такая стратегия обязательно предполагает выигравшего и проигравшего.

Человек, использующий эту стратегию, весьма активен и предпо читает идти к разрешению конфликта собственным путем. Такой участ ник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на волевые решения.

Внимание

Уступая, соглашаясь или «жертвуя» своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и установить гармонию. Стиль сотрудничества. Четвертый является стиль сотрудничества. Используя этот стиль, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом старается сотрудничать с другим человеком.

Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации. 4.

Компромисс При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна – каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены! Мнение, что компромисс – лучшее решение конфликта, довольно распространено.

Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения кон­фликта. Это лишь этап на пути поис­ка приемлемого решения проблемы. 5.

Сотрудничество Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы сопер­ника.
Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений.

Выбор в пользу стратегии бездействия целесообразен, если у уча стников конфликта имеется достаточно времени. В тех же ситуациях, когда выгода от продолжения конфликта стано вится ниже установленного уровня, происходит уход из ситуации кон фликта.

Одним из наиболее острых в психологии конфликта является вопрос об эффективности стратегий и стиля поведения в конфликте.

На первый взгляд, проблемно-решающая стратегия и близкая ей сотрудничающая стратегии кажутся наиболее эффективными, однако в действительности ситуация сложнее, поскольку успешность примене ния любой стратегии зависит от множества факторов, и не все они бла гоприятствуют кооперативному и партнерскому поведению.

Важно то, какую стратегию использует оппонент. В том случае, если обе стороны применяют соперничающую стратегию, переговоры заходят в тупик.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Характеристика основных стратегий поведения 1.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели.

При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.

Прибегайте к этой модели всякий раз, когда вы оказываетесь вовлечены в конфликт или когда нужно помочь другим (например, членам вашей команды) разрешить конфликт.

Может быть, вас очень заинтересовала эта тема и вы хотели бы приобрести вопросник, чтобы определить ваш предпочитаемый стиль, однако можно обойтись только этой моделью, так как она позволит вам все выяснить и определить, какой метод разрешения конфликта для вас подходит больше всего.

При возникновении конфликта определите, насколько критично его разрешение и для вас, и для других. Рассмотрите, чем вы готовы поступиться и насколько сильно вы хотите что-то получить взамен. Исходя из ответов на эти вопросы, выберите один из приведенных ниже вариантов, который является для вас лучшим.

Конкуренция возникает в ситуации, когда уровень напористости является высоким, а предрасположенность к сотрудничеству низкая (или имеется желание забрать себе все и ничего не дать другой стороне). При таком подходе вы готовы добиться удовлетворения своих интересов за счет другой стороны.

Используйте этот вариант, когда по поводу предмета конфликта никаких споров не ведется; когда для вас очень важно получить то, из-за чего возник конфликт; когда нет необходимости оставить возможность для будущих переговоров; когда другой чело-век действительно ошибается и когда любая другая линия поведения приведет к тому, что он продолжит ошибаться и дальше и эта ошибка дорого обойдется и ему самому, и вам, и многим другим.

Жесткие тактики поведения в конфликте

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной.

Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Однако в действительности конфликт — явление сложное, многоплановое. Конфликты, при правильном регулировании, могут принести пользу и делу, и людям, улучшить взаимоотношения, т.е. иметь позитивные последствия.

Требуется также незамедлительная, без раздумий и колебаний, запись своей оценки в соответствующем столбце таблицы. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на получение общей объективной картины того, как данное лицо относится к разным методам разрешения конфликтов, какие из них в данный момент для него предпочтительны.

Б/ Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлени ям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми. При стратегии сотрудничества удовлетворение интересов всех участ ников конфликта или конфликтной ситуации приводит к исчезновению предмета конфликта и, соответственно, риск возникновения его послед ствий сводится к минимуму.

В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

В действительности, уход или отсрочка от разрешения конфликта может быть достаточно удачной и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Стиль приспособления. Третьим стилем является стиль приспособления.

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Кови), либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения (если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин). Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Если Вы по темпераменту холерик или сангвиник, то непременно будете доказывать свою правоту во что бы то ни стало. В большинстве случаев такая модель поведения может привести к негативным последствиям, таким как – долгосрочные ссоры с близкими Вам людьми.
Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Соперничество Совершенно обратная модель поведения — это соперничество. Здесь человек беспокоится только о своих интересах. Он уверен, что конфликт можно решить, лишь победив оппонента и выиграв спор.

Эту модель поведения мы рекомендуем использовать во благо, например, на работе. Когда идет обсуждение деловых вопросов, и Ваше мнение подкреплено неопровержимыми доказательствами Вашей правоты: отчет о проделанной работе, проведенное исследование и так далее.

Изучением вопроса занимаются науки обществознание и дисциплина конфликтология. Существует более 100 значений термина «конфликт», некоторые из них противоречат друг другу. В целом можно сказать, что конфликт – это выражение недовольства и противоречий, возникших в результате разности мнений.

Сегодня одной из самых известных и широко используемых в решении конфликтов считается работа Томаса-Киллмена. Согласно концепции, существуют следующие стратегии поведения в конфликте:

  1. соперничество;
  2. компромисс;
  3. приспособление;
  4. сотрудничество;
  5. уклонение.

1. Избегание (уход от решения ситуации)

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Такое поведение бывает, если предмет конфликта не имеет существенного значения. Как правило, это взаимная уступка, т.е. обе стороны готовы избежать ситуации спора, чтобы сохранить отношения.

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухо­да» в этом случае иные. Чело­век, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интереса­ми в пользу интересов соперника.

Это может быть связано с психологическими особенностями человека – неспособностью и нежеланием вступать в конфронтацию.

На уступки можно пойти из-за неадекватной оценки предмета конфликта — занижение его ценности для себя. В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разре­шению конфликта.

А иногда уступка может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели – отдать малое, чтобы выиграть большее.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для раз­решения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к времен­ному «перемирию» на пути конструктив­ного разрешения конфликтной ситуации.

3. Соперничество (принуждение)

Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо выигрыш, либо сохранение отношений. Каждый из участников отстаивает только свои интересы, не считаясь с интересами другого. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет, манипуляции и т. д.

Таким способом можно разрешить конфликтую ситуацию, если предмет спора действительно очень важен для одного из участников и ради этого стоит пойти на риск. Однако, в большинстве случаев даже, если вопрос решается, проигравшая сторона все равно пребывает в состоянии скрытого конфликта и это обязательно проявится в другой ситуации.

При компромиссе ни одна из конфликтующих сторон не получает удовлетворения сполна – каждый вынужден в чем-то поступиться своими интересами. Зато отношения вроде бы сохранены!

Мнение, что компромисс – лучшее решение конфликта, довольно распространено. Однако в большинстве случаев компромисс, нельзя рассматривать как способ разрешения кон­фликта. Это лишь этап на пути поис­ка приемлемого решения проблемы.

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем ориентации как на собственные интересы, так и на интересы сопер­ника. Этот подход базируется на удовлетворении интересов обеих сторон и сохранении межличностных отношений. Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи.

Сотрудничество – самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.

Это классический инструмент, используемый для определения наиболее подходящих способов урегулирования конфликтов. Кен Томас и Ральф Килмен, работавшие в Университете Питсбурга, считали, что у каждого из нас имеется предпочтительный вариант разрешения конфликта (под которым понимается ситуация, когда интересы двух сторон являются, как им кажется, взаимоисключающими), и что такой предпочтительный вариант может не быть лучшим в каждой конфликтной ситуации.

Авторы модели составили вопросник, содержащий 30 парных заявлений. При его заполнении испытуемых просят в каждой паре поставить галочку в квадратике напротив того варианта ответа, который наиболее типичен для их поведения. На основе полученных результатов можно сказать, какой способ действий в случае возникновения конфликта для тестируемого является предпочтительным. Но даже без вопросника эта модель чрезвычайно полезна для выбора наилучшего подхода к конкретной конфликтной ситуации. В модели описываются пять возможных подходов к конфликту, обычно представляемых в виде двумерной матрицы, на которой на вертикальной оси показывается напористость, а на горизонтальной — предрасположенность к сотрудничеству.

Прибегайте к этой модели всякий раз, когда вы оказываетесь вовлечены в конфликт или когда нужно помочь другим (например, членам вашей команды) разрешить конфликт. Может быть, вас очень заинтересовала эта тема и вы хотели бы приобрести вопросник, чтобы определить ваш предпочитаемый стиль, однако можно обойтись только этой моделью, так как она позволит вам все выяснить и определить, какой метод разрешения конфликта для вас подходит больше всего.

При возникновении конфликта определите, насколько критично его разрешение и для вас, и для других. Рассмотрите, чем вы готовы поступиться и насколько сильно вы хотите что-то получить взамен. Исходя из ответов на эти вопросы, выберите один из приведенных ниже вариантов, который является для вас лучшим.

Конкуренция возникает в ситуации, когда уровень напористости является высоким, а предрасположенность к сотрудничеству низкая (или имеется желание забрать себе все и ничего не дать другой стороне). При таком подходе вы готовы добиться удовлетворения своих интересов за счет другой стороны. Используйте этот вариант, когда по поводу предмета конфликта никаких споров не ведется; когда для вас очень важно получить то, из-за чего возник конфликт; когда нет необходимости оставить возможность для будущих переговоров; когда другой чело-век действительно ошибается и когда любая другая линия поведения приведет к тому, что он продолжит ошибаться и дальше и эта ошибка дорого обойдется и ему самому, и вам, и многим другим.

Приспособление имеет место в том случае, когда уровень напористости является низким, а предрасположенность к сотрудничеству высокой, т. е. в ситуации прямо противоположной конкуренции. Вы можете уступить другому человеку, принеся свои интересы в жертву, из-за чего может показаться, что вы всегда готовы подчиняться. Однако такое поведение может быть и уловкой, рассчитанной на то, что спустя какое-то время вы возьмете свое. Представьте, например, что у вас есть что-то, что другой человек считает очень ценным. Отдайте это ему сейчас, и вы можете рассчитывать на то, что позже он сумеет вас отблагодарить. Данная ситуация немного похожа на продажу магазином товара себе в убыток с целью привлечения покупателей: магазин, делая вам большую скидку, рассчитывает на то, что вы будете относиться к этому торговому заведению с теплотой и для совершения последующих покупок выберете именно его, а не другие аналогичные магазины и к тому же расскажете о нем другим людям.

После того как вы разберетесь в терминологии, используемой при применении сетки Томаса-Килмена для разрешения конфликта, она станет важной составляющей вашего арсенала. Гораздо лучше с самого начала найти правильный способ разрешения конфликта, чем сразу пойти по неверному пути, а потом снова возвращаться назад. Изучите каждый подход и вспомните, как вы действовали в прошлом при возникновении конфликтов. Удавалось ли вам их разрешить или они заканчивались для вас неудачно? Какими способами вы иногда пытались решить конфликт? Если вам не удалось справиться с конфликтом, были ли другие способы разрешить конфликт? Чем чаще вы будете пользоваться этой моделью, тем проще она вам будет казаться.

Стратегии и тактики поведения в конфликте. «Сетка» Томаса-Килменна

В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне.
Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и … Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников Скачать 169703 5 2 …
исследования результаты позволяют утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза нашего исследования о том, что существует влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младшего школьника, подтвердилась. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. — С. 266. 2. Андреева Г.М., Богомолова …

Определение тактик поведения сотрудников в конфликтной ситуации Из графика мы видим, что результат отличен от оптимального, так как в конфликте применяются все 5 тактик поведения, не все из них имеют значения в интервале от 5 до 7 баллов. Чаще всего руководитель использует такой способ регулирования конфликтов как компромисс –соглашение между участниками конфликта, достигнутое путём взаимных уступок.

Способность к компромиссу — признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов.

При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях.

Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т.

п.

И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений.

Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

2.

Рекомендуется применять, когда: — для вас очень важен исход и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы, цена вопроса велика, выгоды больше, чем ущерб; — вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения; — решение надо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого; — вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять; — вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования. 2) Стратегию приспособления/уступки обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника. Согласно этой стратегии необходимо приспособиться к интересам оппонента, идти на уступки вплоть до собственной капитуляции.

Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и они, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Разрешение конфликтов — сложный многоступенчатый процесс, который, основываясь на диагностике конфликтов, выражается в предупреждении, сдерживании, регулировании конфликтов. Управление конфликтами характеризуется в выработке стратегий конфликтного поведения, в подавлении или стимулировании конфликтов, в снижении уровня конфликтных деструкции. Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает участник взаимодействия, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. Большинство людей достаточно гибко используют различные стратегии конфликтного взаимодействия в зависимости от ситуации, даже не имея специальной подготовки.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Кеннет Томас и Ральф Килманн используют двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям выделяются пять способов регулирования конфликтов.

Стратегии разрешения конфликта по Томасу-Килменну

Одной из самых популярных и широко используемых как в бизнесе, так и в переговорной сфере, является концепция Томаса — Киллмена, в которой выделяется пять основных стратеги человеческого поведения в конфликтной ситуации.

Основанием для выделения указанных стратегий поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов (ось Y) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось X).

Согласно Н. Гришиной, существуют три основных модели развития конфликтов в трудовом коллективе . Их основные черты могут рассматриваться и как типичные характеристики динамики конфликтного поведения в самых разных сферах. Модели расположены по степени нарастания деструктивных тенденций и сложности разрешения проблемы:

  1. Трудовой спор. Для этой модели характерно наличие разногласий по какому-то отдельному вопросу, но вместе с тем — сотрудничество, основанное на обоюдной заинтересованности в общем деле, и уверенность в возможности достижения соглашения. Партнеры сохраняют хорошие личные отношения, проявляют доброжелательность друг к другу. Воздействие на партнера производится посредством аргументации, убеждения. Вероятность благополучного исхода конфликта высока.
  2. Формализация отношений. На этом уровне зона разногласий более широка — существует рассогласование по целому ряду вопросов. У оппонентов возникают сомнения в возможности достичь согласия. Общение между ними ограничивается, из него уходят личные, неформальные аспекты взаимодействия. Иногда при этом они отказываются обсуждать спорные вопросы, избегая возможного обострения отношений, и предлагают обратиться к официальным формам принятия решения («как решит руководство», «пусть решают члены коллектива» и т. д.). Исход такого конфликта неоднозначен, возможен его переход в другие варианты.
  3. Психологический антагонизм. При данном развитии событий зона разногласий неопределенна и имеет тенденцию к расширению. Оппоненты склонны преувеличивать существующие между ними расхождения, проявляют нежелание искать согласия. Их отношения становятся неприязненными, общение сводится к минимуму. Попытки взаимодействия если и предпринимаются, то скорее в духе враждебности. Взаимное психологическое неприятие обостряет конфликтную ситуацию. В этих условиях существует высокая вероятность деструктивного исхода конфликта.

Реалистические (предметные) конфликты, вызванные неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические (беспредметные) конфликты, имеющие своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу.

Надежный способ профилактики подобных конфликтов — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

1. Приспособление. Данный стиль следует сознательно выбирать в двух случаях. Когда предмет конфликта не очень важен для Вас, но очень важен для второй стороны конфликта и когда отношения с другой стороной гораздо важнее для Вас, чем предмет конфликта.

Теоретический пример с апельсином. Вы отдали апельсин своему другу.

Жизненный пример. Вы запланировали встречу с друзьями, с которыми давно не виделись. Но Ваша дочь просит посидеть с внуком, так как ей нужно уйти на собеседование. В этой ситуации Вы понимаете, что встреча с друзьями менее важна, чем возможность найти работу для Вашей дочери.

2. Уклонение/игнорирование. Самая подходящая стратегия в ситуации, когда предмет конфликта не очень важен Вам, а последствия его отстаивания для Вас не выгодны.

Теоретический пример с апельсином. Апельсин не достается ни Вам, ни второй стороне.

Жизненный пример. Вам может быть спокойнее проигнорировать хамство в Ваш адрес от пьяного пассажира общественного транспорта, чем ввязываться в открытый конфликт с ним. Или Вы обнаружили, что Вам не верно пробили чек в магазине на незначительную сумму. Но Вы понимаете, что, если вернетесь в магазин на машине, сумма на бензин будет выше, чем сумма, которую Вам вернут из-за ошибки кассира.

3. Соперничество/конкуренция. Применяется, когда для Вас очень важен предмет конфликта. У Вас есть силы, время, деньги на соперничество. Вторая сторона конфликта – человек, отношения с которым Вам не нужны и Вы считаете, что он обладает меньшими ресурсами, чем Вы и поэтому проиграет в конфликте.

Теоретический пример с апельсином. Вы купили последний апельсин в буфете, хотя слышали, что человек, стоящий в очереди за Вами, тоже планировал купить его.

Жизненный пример. Вы хотели бы зарегистрировать брак в красивое число. Но когда Вы пришли в ЗАГС, оказалось, что Вам и еще нескольким парам места на это число уже не осталось. Сотрудник ЗАГСа посоветовала съездить в соседний ЗАГС. Вы слышите, что другие пары вызывают такси, чтобы ехать туда. Поэтому быстрее ловите машину и оказываетесь в нужном ЗАГСе раньше них.

4. Компромисс. Применяется, когда отношения между сторонами конфликта важнее для обоих, нежели предмет конфликта. Поэтому каждая из сторон делает взаимные уступки, удовлетворяя свои интересы лишь частично, при этом сохраняя отношения.

Теоретический пример с апельсином. Вы хотели бы съесть целый апельсин, но делите его с другом пополам.

Жизненный пример. Одному из супругов предлагают работы в другом городе. Вы не хотите уезжать, так как здесь остаются Ваши родители и друзья. Но Вы понимаете на сколько это значимо для второй половины. Поэтому соглашаетесь на переезд с условием, что на новогодние каникулы, майские праздники и 2 недели в году в отпуске Вы проводите с родителями.

5. Сотрудничество. Предмет конфликта в этом случае – не поле битвы, а площадка для поиска решений, являющихся максимально выгодными обеим сторонам.

Теоретический пример с апельсином. Прежде чем делить апельсин, Вы озвучиваете другу, что хотели бы добавить его в салат и спрашиваете, какие планы на апельсин были у него. Если он планировал съесть его – то Вы делите апельсин пополам. Но, возможно, ему была нужна кожура для цукатов. И тогда каждый из Вас сможет на 100% удовлетворить свои интересы.

Жизненный пример. Ваша коллега по работе публикует на своей странице в социальной сети фотографию с корпоратива, где хорошо получилась она и не удачно Вы. У вас много общих друзей в соц. сети и Вам бы не хотелось, чтобы они видели Ваше не лучшее фото. Вы объясняете это коллеге и просите ее удалить фото. Она оставляет фото, удалив в фотошопе Вашу фотографию.

Тест Томаса на конфликтность не имеет правильных (хороших) и не правильных (плохих) результатов. Те стратегии, которые Вы выбираете чаще всего и та стратегия, которую Вы выбрали в конкретном случае можно оценивать только с точки зрения на сколько выбранный вариант наиболее эффективен в конкретной ситуации.

На нашем сайте Вы можете пройти тест Томаса онлайн.

При возникновении конфликта определите, насколько критично его разрешение и для вас, и для других. Рассмотрите, чем вы готовы поступиться и насколько сильно вы хотите что-то получить взамен. Исходя из ответов на эти вопросы, выберите один из приведенных ниже вариантов, который является для вас лучшим.

Конкуренция возникает в ситуации, когда уровень напористости является высоким, а предрасположенность к сотрудничеству низкая (или имеется желание забрать себе все и ничего не дать другой стороне). При таком подходе вы готовы добиться удовлетворения своих интересов за счет другой стороны. Используйте этот вариант, когда по поводу предмета конфликта никаких споров не ведется; когда для вас очень важно получить то, из-за чего возник конфликт; когда нет необходимости оставить возможность для будущих переговоров; когда другой чело-век действительно ошибается и когда любая другая линия поведения приведет к тому, что он продолжит ошибаться и дальше и эта ошибка дорого обойдется и ему самому, и вам, и многим другим.

После того как вы разберетесь в терминологии, используемой при применении сетки Томаса-Килмена для разрешения конфликта, она станет важной составляющей вашего арсенала. Гораздо лучше с самого начала найти правильный способ разрешения конфликта, чем сразу пойти по неверному пути, а потом снова возвращаться назад. Изучите каждый подход и вспомните, как вы действовали в прошлом при возникновении конфликтов. Удавалось ли вам их разрешить или они заканчивались для вас неудачно? Какими способами вы иногда пытались решить конфликт? Если вам не удалось справиться с конфликтом, были ли другие способы разрешить конфликт? Чем чаще вы будете пользоваться этой моделью, тем проще она вам будет казаться.

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Рассмотрим ситуацию, когда вы обнаруживаете, что ваши желания отличаются от желаний другого человека, Как вы обычно реагируете? Здесь вы найдете несколько пар утверждений, описывающих возможное ответное поведение. В каждой паре обведите утверждение «А» или «Б», которое наиболее характерно для вашего поведения. Во многих случаях ни поведение «А», ни поведение «Б» не являются для вас типичным. В таком случае обведите тот ответ, который в наибольшем приближении соответствует вашим возможным действиям.

Внесите ваши результаты в таблицу. Стиль, набравший наибольшее число баллов — ваш стиль разрешения конфликтов.

Стимульный материал (вопросы).

  1. А) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
    Б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем согласны мы оба.
  2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
  3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
  4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  5. А) Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
    Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
  6. А) Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
    Б) Я стараюсь добиться своего.
  7. А) Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
    Б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться чего-то другого.
  8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
    Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  10. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.
    Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  11. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
    Б) Я стараюсь успокоить другого и стремлюсь, главным образом, сохранить наши отношения.
  12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    Б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу мне.
  13. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах своей позиции.
  14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
    Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
  15. А) Я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения.
    Б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряженности.
  16. А) Я стараюсь не задеть чувства другого.
    Б) Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
  18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
    Б) Я дам возможность другому в чём-то оставаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.
  19. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
    Б) Я стараюсь отложить решение сложного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  20. А) Я пытаюсь немедленно разрешить наши разногласия.
    Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
  21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
    Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и той, которая отстаивается другим.
    Б) Я отстаиваю свои желания.
  23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
    Б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
    Б) Я стараюсь убедить другого в необходимости прийти к компромиссу.
  25. А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество своих взглядов.
    Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  26. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  27. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
    Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
  28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б) Улаживая спорную ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
  29. А) Я предлагаю среднюю позицию.
    Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
    Б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы могли совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Ключ к тесту Томаса типы поведения в конфликте:

Соперничество /Конкуренция

Сотрудничество

Компромисс

Для того чтобы определить, как себя ведет индивидуум в споре, существует специальный опросник. Он создан ученым К. Томасом в 1956 году для того, чтобы адаптировать солдат к мирной жизни. Однако данная система была настолько уникальна и полезна, что в 1972 году уже была признана интеллектуальным продуктом. Опросник носит название тест Томаса и применяется как в крупных, так и d мелких компаниях для развития потенциала сотрудников и повышения их коммуникабельности. Томас выделил 5 типов поведения: сотрудничество, соперничество, избегание, компромисс, приспособление. Как правило, каждый человек выбирает себе одну или несколько стратегий и успешно ними пользуется в течение всей жизни.

Психологический тест Томаса помогает определить тип поведения человека в конфликтных ситуациях. И если в результатах получается, что человек использует модель «приспособление», это означает, что он в принципе избегает конфликтов. Ему легче уступить оппоненту, чем спорить с ним и доказывать что-то.

Некоторые люди склонны откладывать все дела и конфликты на потом. Как правило, их поступки они объясняют таким образом: «мне легче уступить другому, чем вступать в конфликт», «я стараюсь отложить вопрос на потом», «я не занимаю позицию, которая может вызвать споры». Именно такими будут ответы человека, применяющего модель «избегание», в методике «тест Томаса».

Описание теста Томаса содержит и еще одну очень важную и часто встречающуюся модель поведения, которая называется компромисс. Человек готов пойти на уступки, но при этом получив что-либо взамен. Многие считают, что это наилучший способ решения конфликтных ситуаций, однако это не совсем так. В результате такой модели поведения главный вопрос остается не решенным. Кроме того, оба участника спора являются зависимыми друг от друга, каждый задает себе вопрос: «Как мне угодить оппоненту, чтобы получить желаемое?» В результате хитростью человек добивается поставленной цели, однако вряд ли такая модель решает конфликт полностью. Очень часто данный тип поведения применяют по отношению к детям. Однако когда ребенок понимает, что родитель также зависит от его мнения, он начинает требовать больше, еще больше спорить и в итоге получает все, что захочет.

Рассмотрев все модели поведения, можно смело утверждать, что в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Кроме того, многое зависит и от характера человека, например, скромному, бесхарактерному практически не свойственна модель «соперничество», но зато очень близки «приспособление» и «избегание». Тест Томаса, расшифровка которого представлена выше, помогает определить, каким типом поведения чаще всего пользуется человек, однако он не дает рекомендаций по поводу выбора наилучшей стратегии.

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены