Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
  2. назначать руководство государственной компании;
  3. осуществлять реорганизацию предприятия;
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
Что общего между ними?
Оба механизма применяются в целях организации управления государственным имуществом
В чем разница между ними?
Реализуется государственными предприятиями Реализуется казенными предприятиями, частными, автономными, бюджетными учреждениями

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Хозяйственное ведение и оперативное управление – отличия и разница

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Право оперативного управления или хозяйственного ведения появляется только в том случае, если собственник осуществил фактическую передачу имущества, если другого способа не установлено государством или правовыми актами. Например, на смете будет указана дата утверждения баланса предприятия. Всеми обязанностями наделяются предприятия, которые становятся ответственными за все имущество. Перед лицом собственника будет отвечать само предприятие, в чьих руках находится управление.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Под вещным правом следует понимать определенные действия граждан в юридическом статусе, когда они используют чужое имущество. Возникновение правоотношений происходит между фигурантами:

    • пользователем недвижимости;
    • владельцем, если он закрепил свои материальные средства за определенным заведением.

    Предназначение права оперативного управления и хозяйственного ведения установлено регистрацией, чтобы создать положение пользователей, которые не принадлежат к владельцам, но для них формируется правовое поле. Тогда они смогут принимать участие в управлении.

    К носителям таких возможностей принадлежат компании унитарного типа. В хозяйственном ведении заняты фирмы с государственным и муниципальным статусом. К оперативному управлению принадлежат компании казенного типа. Отличают право оперативного управления и хозяйственного ведения составом правомочий, их пользователи приобретают на недвижимость от владельцев.

    Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

    Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом получило официальное название в 1960 году. Позже, после изменения государственного строя, вещные права попали под юрисдикцию Гражданского кодекса РФ. В статье 299 упоминается об использовании доходов от унитарных предприятий. Развитие рыночной экономики способствовало этому. С появлением сильного частного сектора стали видны недостатки, прежде скрытые системой.

    Основным минусом в подобной деятельности служат злоупотребления юридических лиц полномочиями для получения выгоды, которые предоставила им экономическая свобода. Владелец прибыли не получает, она достается фирме. Права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом разрешают осуществлять контроль над ситуацией. Собственник может проследить, как с его закрепленным владением поступает пользователь.

    Особенности права хозяйственного ведения и оперативного управления заключены в законодательной форме. Она предоставляет собственнику возможность сохранять свои права на недвижимость, отдавать вещи для самостоятельного использования новому субъекту.

    При этом хозяйственное ведение подразумевает:

    • принадлежность материальных средств его владельцу по закону;
    • неделимость недвижимости;
    • категорию муниципальных унитарных и государственных предприятий;
    • возможность федеральных органов закрепить имущество за казенным предприятием;
    • оперативное управление предприятием руководителем.

    Когда унитарное предприятие получает в свое владение недвижимость, по факту у собственника нет возможности его использовать и распоряжаться им. С долгами рассчитывается тот субъект, который их создал, при условии, что в это время он пользовался закрепленным капиталом.

    Вид права хозяйственного ведения, оперативного управления предоставляет владельцу возможности:

    • назначать директоров, утверждать уставы;
    • ликвидировать, реорганизовывать учреждения, после чего они изымаются с соблюдением интересов кредиторов;
    • контролировать способы использования имущества;
    • проверять деятельность;
    • получать причитающуюся прибыль.

    Каждое мероприятие должно осуществляться в соответствии с правовыми нормативами и законодательными актами. Собственник должен дать согласие на продажу недвижимости, передачу его третьей стороне. Процедура с хозяйственным ведением будет в силе, когда публичный собственник передает его другому владельцу.

    Права хозяйственного ведения и оперативного управления отличия имеют в показателях. Хотя они представляют некоторые ограничения, но во время хозяйственного ведения замечено значительное освобождение. Казенные заведения занимаются оперативным управлением, они, не нарушая закон, могут:

    • распоряжаться;
    • пользоваться;
    • владеть недвижимостью.

    Такими объектами становятся предприятия в статусе:

    • коммерческом;
    • казенном или унитарном;
    • компании, финансируемые собственником с некоммерческой структурой.

    Владелец может:

    • создавать объекты с оперативным управлением;
    • определять объемы правоспособности;
    • утверждать документы;
    • назначать руководителей.

    Ликвидация и реорганизация учреждений происходит без согласия руководства. Собственниками даются указания об использовании предприятиями. Они могут направлять объекты в нужных для него интересах, распределять по фондам. Если будет замечено, что средствами распоряжаются не по назначению, их изымают. Владельцам даны возможности на распоряжение доходными средствами обособленными методами.

    Властные органы создают из закрепленной недвижимости федеральные казенные компании. Подобное отношение оправдывают чрезмерными полномочиями, которые имеют носители прав государственной собственности. У государства нет возможностей контролировать все унитарные предприятия, где замечены неоднократные злоупотребления самостоятельным управлением. У госорганов ограничены правовые полномочия во вмешательство в деятельность подобных учреждений. В правительстве не уверены, что замена унитарного заведения на казенное или формы управления решат проблемы. Экономисты считают, что контролировать руководство казенного предприятия проще, но они увеличивают хозяйственные операции. Руководство такой формы управления фирмой может распоряжаться только продукцией, изготовленной ее специалистами. Вещные права могут прекратиться по порядку, предусмотренному законом, если имеются основания.

    ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    А.Н. Смертин, кандидат юридических наук; А.А. Грешных, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

    Проанализированы ограниченные вещные права, регулируемые гражданским правом, их юридическая природа. Раскрыты сущность права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

    Ключевые слова: ограниченные вещные права, право хозяйственного ведения, право оперативного управления

    THE LEGAL ANALYSIS OF THE RIGHT OF ECONOMIC CONDUCTING AND THE OPERATIONAL ADMINISTRATION RIGHT

    A.N. Smertin; А.А. Greshnih.

    Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

    In article the limited real rights regulated by civil law, their legal nature are analyzed. The essence of the right of economic conducting and the operational administration right reveals.

    Key words: the limited real rights, the right of economic conducting, the operational administration right

    Кроме права собственности, обладатель которого имеет неограниченные возможности в управлении вещью (за исключением случаев, когда правомочия собственника ограничены законом), существуют иные вещные права, которые можно назвать ограниченными. Они предоставляют ограниченный комплекс прав в отношении имущества. Чаще всего это выражается в невозможности определять юридическую судьбу вещи (распоряжаться ею).

    Российское гражданское законодательство предусматривает несколько групп ограниченных вещных прав. В эту систему входят: во-первых, вещные права некоторых юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника (к ним относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления); во-вторых, ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков (к ограниченным вещным правам по использованию чужих земельных участков относятся: 1) принадлежащее гражданам право пожизненного наследуемого владения землей (по сути — бессрочной аренды); 2) право постоянного (бессрочного) пользования землей, субъектом которого могут быть как граждане, так и юридические лица); 3) сервитуты (сервитутные права), которые могут иметь объектом (обременять в том или ином отношении) не только земельные участки (например, путем предоставления субъекту такого права возможности прохода или проезда через чужой земельный участок и т.п.), но и здания и сооружения [1].

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав.

    Право хозяйственного ведения — производное от права собственности, вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

    Как право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления характерны только для гражданского права постсоветских стран. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц — несобственников.

    Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных огранизационно-правовых формах — в форме предприятий и учреждений [2].

    Поскольку предприятия могут создаваться лишь на базе государственной и муниципальной собственности, следует признать, что субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится распределенным, обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

    Гражданский кодекс РФ (ГК) предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Казенное предприятие — в Российской Федерации унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Решение о создании, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

    В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

    Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества.

    Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом.

    А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

    Субъекты вещного права:

    • в праве хозяйственного ведения – муниципальные и государственные унитарные предприятия;
    • в праве оперативного управления – муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

    Собственник имущества:

    • в праве хозяйственного ведения – муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
    • в праве оперативного управления – муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

    Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

    • в праве хозяйственного ведения – возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
    • в праве оперативного управления – как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

    Права собственника по отношению к имуществу:

    • в праве хозяйственного ведения – собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
    • в праве оперативного управления – собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

    Замечание 2

    Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

    Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

    Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

    Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

    Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

    В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

    Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

    Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

    Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

    Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

    Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

    Право хозяйственного ведения — это возможность распоряжаться, владеть, а также пользоваться недвижимостью или другим имуществом владельца на основании закона РФ или по другим локальным нормативным документам.

    Например, унитарная компания по ведению бизнеса не может собственноручно распоряжаться недвижимостью, однако может распоряжаться другим движимым объектом.

    Унитарным предприятием считается организация, которая была подана на основе уполномоченных органов разного правления.

    Учредительным документом призвано называть уставом, который утверждается владельцем компании. Имущество, которое передается унитарной компании, зачисляется непосредственно на баланс.

    В дальнейшем владелец этого самого имущества не сможет больше пользоваться или распоряжаться им.

    Собственник, а также учредитель в одном лице обязан;

    • Утвердить устав по унитарному предприятию;
    • Назначить директора;
    • Ликвидировать или заняться реорганизацией по причине убыточного бизнеса;
    • Контролировать переданное имущество и хранить его в безопасности;
    • Иметь часть прибыли от использования объекта.

    Под оперативным управлением понимается возможность, согласно которой предприятие может использовать закрепленное за ним имущество владельца на основании закона РФ. Сюда входят задания, цели и назначение текущего имущества.

    Субъектами текущего права бывают как унитарные компании, которые могут быть отнесены к коммерческим , так и созданными учреждениями собственников, которые можно отнести к некоммерческим компаниям.

    Помимо этого, собственник имеет возможность ликвидировать, а также реорганизовывать созданные учреждения без особого согласия.

    Хозяйственное ведение и оперативное управление

    Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

    При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.

    Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

    Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.

    Объекты права

    Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).

    Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).

    Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.

    Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.

    Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из зоны фактического пользования собственника – учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

    В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.

    Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

    Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

    Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

    Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    Субъекты и объекты прав хозяйственного ведения и оперативного управления

    Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.

    Движимым имуществом и готовой продукцией предприятие распоряжается самостоятельно, недвижимостью – только с согласия собственника.

    Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).

    Оперативное управление имуществом представляет собой ограниченное вещное право, которое применяется на территориях государств, ранее входивших в состав СССР.

    Согласно законодательным нормам, собственником предприятий или иных владений является государство. В перечень передаваемого государственным ведомством объектов входит имущество (движимое и недвижимое), собственником которого по-прежнему остаётся государство.

    Федеральные предприятия, государственные учреждения получают сооружения, объекты для ограниченного пользования, увеличивая тем самым своё участие в экономической деятельности страны.

    С правом оперативного управления объектами государственной недвижимости организации и предприятия получают право распоряжения, согласно порядку, установленному ст. 296 ГК РФ; при этом они обязуются вести деятельность в рамках целевого назначения взятого в управление имущества и компетенции деятельности учреждения.

    В круг организаций, наделённых полномочиями оперативного управления, входят следующие учреждения и структуры:

  • учреждения по развитию спорта и массовой культуры;
  • фонд жилья;
  • образовательные и научные учреждения;
  • предприятия, связанные с областью медицины;
  • структуры, обеспечивающие услугами различных коммунальных служб (вода, электричество, газ, отопление) и др.
  • Собственником передаваемого в управление имущества выступает муниципалитет или государство, разрешающие вышеуказанным организациям распоряжаться своей собственностью. В случае нарушения правил эксплуатации имуществом, порчи, нецелевого использования, собственник в лице государственного органа вправе отозвать полномочия у организации и изъять имущественный объект.

    Что можно передать в оперативное управление? К числу таких объектов относят муниципальную, государственную, частную собственность, а также имущество фонда сельского и городского образования.

    Правила пользования правом оперативного управления регулируются положениями Бюджетного, Гражданского и Налогового Кодексов, а также федеральными законами и региональными актами.

    Разрешённые направления ведения деятельности в отношении имущества регулируются собственником.

    Право оперативного управления даёт возможность владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом собственника на основании законодательных норм и в соответствии с условиями собственника, назначением объектов и целями деятельности учреждения.

    Владелец (учредитель предприятия), вправе отозвать своё имущество, переданное на правах оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования имущества, выхода за рамки разрешённого назначения.

    Государство/муниципалитет вправе передавать казённым учреждениям разные полномочия. Доходами, извлекаемыми в результате использования государственного имущества, распоряжается собственник предприятия; учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться доходами.

    Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.

    Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.

    К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.

    Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности. В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия. Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.

    К оперативному управлению относят казённые учреждения и предприятия. В рамках договора оперативного управления имущество может быть передано в пользование только на определённый срок, т.е. им нельзя полновластно распоряжаться: продавать, дарить, менять и т.д.

    Собственник может создавать объекты оперативного управления, определять, в каких объёмах назначать правоспособность, утверждать необходимые документы, назначать руководителей, ликвидировать или реорганизовать предприятие без согласия иных руководителей.

    Собственник даёт указания управленцам о том, как использовать предоставленное им имущество. Отдельные объекты, входящие в состав, собственник может направить в нужном для него направлении для реализации. Он вправе распределять своё имущество на несколько необходимых ему фондов. При этом он не может использовать средства одного фонда для развития другого.

    Если у предприятия образовались долги, то субсидиарную ответственность за это также понесёт собственник, а не руководитель предприятия.

    Собственник распределяет доходы предприятия, не согласовывая данный вопрос с руководителем. Он — полновластный хозяин.

    Руководитель же, наоборот, не вправе совершать какие-либо действия без согласия с собственником. В этом принципиальное различие между правами хозяйственного ведения и оперативного управления.

    Сегодня часто передают имущество в безвозмездное пользование. Предметом договора в этом случае может выступать любое имущество, принадлежащее государству, муниципальным организациям, физическим лицам или коммерческим предприятиям.

    Согласно ст. 689 ГК РФ, договор безвозмездного пользования подразумевает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной другой (ссудодателем к ссудополучателю).

    Ссудополучатель же принимает на себя обязательство по истечении срока договора вернуть предмет соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учётом естественного износа.

    Объектом такого договора может выступать имущество:

    • включённое в состав государственной казны;
    • закреплённое за унитарными организациями на условиях оперативного управления;
    • закреплённое за казёнными, бюджетными, автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

    Имущество передаётся в безвозмездное пользование на основании результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведённых в соответствии с правилами проведения подобных мероприятий, зафиксированными в нормативных актах.

    Передача в безвозмездное пользование участков земли, жилых и нежилых помещений, ценного имущества может быть осуществлена только с письменного согласия владельца имущества.

    Получить госимущество в безвозмездное пользование могут:

  • Органы власти федерального и регионального уровня.
  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения муниципалитета.
  • Некоммерческие организации.
  • Физлица, заключившие государственный договор на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведённого аукциона.
  • Если говорить простым языком, передача имущества по договору безвозмездного пользования даёт возможность бесплатно пользоваться недвижимым имуществом, но не предпринимать никаких действий без согласия с собственником. Получатель имущества не вправе вести коммерческую деятельность и получать доход с объекта договора.

    Чтобы получить имущество в пользование по договору оперативного управления, необходимо:

    1. Составить и заверить стандартный акт приёма-передачи.
    2. Заключить договор оперативного управления имуществом.
    3. Зарегистрировать всю документацию в законодательном порядке.

    По заключению договора имущество переходит на баланс учреждения, которое и будет заниматься оперативным управлением.

    Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности в рамках оперативного управления, а также имущество, приобретённое за эти доходы, становятся собственностью учредителя.

    После передачи государством имущества по праву оперативного управления предприятие обязано провести регистрацию в Росреестре с фиксацией данной сделки в базе ЕГРП.

    Порядок регистрации следующий:

  • Подготовка документов.
  • Обращение в МФЦ или Росреестра.
  • Подача заявления и документации о передаче прав.
  • Получение свидетельства о регистрации права и внесение записи в ЕГРП.
  • Получение выписки Росреестра.
  • Перечень документов для регистрации права в ЕГРП:

    • заявление юрлица на государственную регистрацию и внесение записи в Росреестре;
    • уставные документы;
    • справка из ИНН о постановке налогоплательщика на учёт;
    • документ с присвоенными кодами статистики;
    • удостоверение личности представителя организации и заверенная у нотариуса доверенность на совершение регистрационных действий;
    • документы о передаче собственности;
    • документы на передаваемое имущество (техпаспорта, кадастровые бумаги);
    • документы, устанавливающие право на передаваемые в пользование объекты собственности;
    • справки, подтверждающие тот факт, что имущество закрепляется за предприятием-заявителем.

    Процедура получения права оперативного управления закреплена нормами закона РФ; её проведение возможно исключительно с согласия государства и в рамках разрешённой деятельности предприятия.

    Итак, система оперативного управления в сегодняшнем варианте Гражданского кодекса, хоть и является немного устаревшей, но продолжает активно функционировать.

    Оперативное управление – это механизм контроля, созданный государством или муниципальными органами в целях получения адекватного дохода и сохранения эффективности производства.

    Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

    Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

    Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

    Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

    Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

    Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

    Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

    Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

    Чем отличается хозяйственное ведение от оперативного управления в 2020 году

    Объект данных вещных прав имущество.

    При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

    В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

    Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

    Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

    • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
    • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

    По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

    Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

    Общие для всех субъектов ограничения:

    • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
    • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

    Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

    Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

    Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

    Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

    Под этим правом понимают право казенного учреждения или предприятия полностью распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом собственника, но в рамках закона.

    Распоряжение должно быть в пределах того, для чего назначено было предприятие и в соответствии с какими целями.

    Какие субъекты попадают под право владения:

    • казенные или унитарные учреждения, которые можно отнести к категории коммерческих;
    • предприятия, которые получают финансирование от собственника, и относятся к некоммерческим структурам.

    Собственник имеет полное право создавать объекты оперативного управления, может определять, в каких объемах назначать правоспособность, а также утверждать документы и назначать руководителей. Ликвидации и реорганизации предприятие подлежит без согласия иных руководителей.

    Собственник дает четкие указания для руководителей по поводу того, в каких целях использовать предприятие, как использовать предоставленное имущество. Отдельные объекты, которые входят в состав, собственник может направить в нужное для него русло для реализации. Он может распределять это имущество на несколько нужных ему фондов. Если средства числятся в одном фонде, то использовать их для развития другого нельзя.

    Если какое-либо имущество было применено не по назначению, то собственник имеет полное право для изъятия, он может распоряжаться им так, как ему угодно. Но стоит сказать, что изъять имущество можно только, если это позволяет сделать закон.

    Если образовались долги, то ответственность за это понесет собственник. Возникает субсидиарная ответственность. В случае рассмотрения казенного предприятия и финансируемого собственником наблюдается ряд различий.

    Если собственник дал свое согласие, то казенное предприятие имеет право распоряжаться вверенным ему имуществом. Самостоятельное участие в процессе гражданского оборота такие предприятия принимать не могут. Казенное предприятие может только распоряжаться готовой продукцией, если обратное законом не запрещается.

    Распределять доходы собственник может самостоятельно. Согласовывать такие действия с руководителем он не должен. Такое невозможно в случае с унитарным предприятием. Все имущество, находящееся в обороте, лежит на плечах казенного предприятия, отвечать за него будет именно оно.

    Что касается учреждения, которое финансирует собственник, то им распоряжаться может только собственник. Никакие действия без его согласия невозможны. Все денежные средства должны расходоваться только в соответствии со сметой. От взыскания кредиторов имущество предприятий забронировано.

    Подобные права в законе имеют основные отличия, которые нужно четко различать. Так для права хозяйственно ведения характерно то, что объектами могут быть имущественные комплексы. Эти же имущественные комплексы характерны и для права оперативного управления. В качестве субъектов в хозяйственном ведении выступают любые предприятия государственного и муниципального образца. К оперативному управлению относят казенные учреждения и предприятия.

    Интересно так же знать, есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей. Для того, что бы узнать об этом стоит прочесть данную

    Не мало важной будет наличие информации, которая касается того, можно ли узнать есть ли в наличии долги по налогам физического лица. Всё более подробно расписано

    А вот какой он, подробно указано здесь в статье.

    Если говорить о правах, которыми наделены участники, то нужно хорошо изучить каждое право в отдельности. Для этого важно понять, что может делать собственник и руководитель или кредитор в той или иной сложившейся ситуации. Главное, чтобы все действия происходили в рамках закона.

    Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

    Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

    Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

    Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *