Срок действия положительного заключения государственной экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок действия положительного заключения государственной экспертизы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Главгосэкспертиза России информирует получателей своих услуг о порядке подготовки и применения заключений по результатам оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, в рамках экспертного сопровождения.

Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ1 внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации2, предусматривающие введение института экспертного сопровождения (части 3.9 — 3.11 статьи 49 кодекса).

Застройщики (технические заказчики) получили возможность направления изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.

Порядок проведения экспертного сопровождения установлен в Положении об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий3.

Суть экспертного сопровождения заключается в том, что в рамках договора об экспертном сопровождении, заключаемого на 1 год, застройщик (технический заказчик) вправе представлять в Главгосэкспертизу любые изменения, внесенные в проектную документацию. Они рассматриваются в течение короткого срока — 10-20 рабочих дней в зависимости от объема изменений — на предмет соответствия требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.

Таким образом, предмет оценки изменений проектной документации в ходе экспертного сопровождения идентичен предмету государственной экспертизы проектной документации.

Главгосэкспертиза России выдает заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, содержащее указанные в части 3.9 Градостроительного кодекса выводы в отношении изменений, внесенных в проектную документацию (далее — «промежуточное» заключение). «Промежуточное» заключение не подлежит включению в ЕГРЗ4.

При этом согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса при осуществлении государственного строительного надзора проводится проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной проектной документации с учетом изменений, внесенных в проектную документацию, в том числе, в соответствии с частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса, то есть с учетом выданных в установленном порядке «промежуточных» заключений.

Отдельно следует отметить, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы, в целях получения указанного в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации выдается заключение повторной государственной экспертизы проектной документации («итоговое» заключение), сведения о котором подлежат включению в ЕГРЗ.

Одновременно обращаем внимание, что Градостроительный кодекс не ставит реализацию вышеуказанных положений в зависимость от наличия утвержденной формы «промежуточного» заключения.


Застройщики (технические заказчики) могут направлять изменения, внесенные в проектную документацию, на повторную экспертизу в виде экспертного сопровождения. Предмет оценки идентичен предмету госэкспертизы проектной документации. Главгосэкспертиза выдает промежуточное заключение, которое не вносится в Единый госреестр заключений экспертизы проектной документации.

В рамках строительного надзора проверяется соответствие выполнения работ и применяемых стройматериалов, а также результатов таких работ требованиям проектной документации с учетом изменений, т. е. с учетом промежуточных заключений.

При внесении в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих экспертизы, выдается заключение повторной экспертизы (итоговое заключение), которое вносится в реестр.

ГрК РФ не ставит реализацию вышеуказанных положений в зависимость от наличия утвержденной формы промежуточного заключения.

Порядок организации этого мероприятия описан в Постановлении №145 от 5 марта 2007 года. Для проведения оценки заявитель должен подготовить пакет документов, который включает:

  • заявление с указанием адреса и технико-экономических показателей капитального объекта от имени застройщика, технического заказчика, уполномоченного лица;
  • саму ПД или задание на проектирование;
  • результаты инженерных изысканий или задание на их проведение;
  • выписку из ЕГРЮЛ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2007 года N 145

О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

13. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:

21. Организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 13-16_4 настоящего Положения, осуществляет их проверку. Срок проведения проверки в отношении объектов, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», не должен превышать 10 рабочих дней.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970; в редакции, введенной в действие с 13 октября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1590.

Комментарий к пункту 21

22. В срок, указанный в пункте 21 настоящего Положения, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подписанный со стороны организации по проведению государственной экспертизы, либо мотивированный отказ (уведомление) в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, или в отношении указанных документов принимается решение об оставлении их без рассмотрения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948.

Комментарий к пункту 22

22_1. Организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 17_2 настоящего Положения, осуществляет их проверку и представляет заявителю проект договора об экспертном сопровождении с расчетом платы за проведение экспертного сопровождения, подписанный со стороны организации по проведению государственной экспертизы, или в отношении указанных документов принимается решение об оставлении их без рассмотрения.
(Пункт дополнительно включен с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948)

Комментарий к пункту 22_1

23. Решение об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, принимается при наличии следующих оснований:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948.

а) подпункт утратил силу с 17 января 2020 года — постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948;

27. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:

а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее — оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документации, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3_3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;

б) проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — проверка сметной стоимости). При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 октября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1590.
(Пункт 27 в редакции, введенной в действие с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948.

27_1. Оценке соответствия проектной документации подлежат все разделы проектной документации, которые представляются для проведения государственной экспертизы.

При представлении на государственную экспертизу проектной документации, разработанной с использованием проектной документации повторного использования, оценка соответствия такой проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, которые не подвергались изменению и полностью соответствуют проектной документации повторного использования.
(Пункт дополнительно включен с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948)

34. Результатом государственной экспертизы является заключение.

Результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение:

о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий — в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации;

о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости — в случае, если осуществлялась проверка сметной стоимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948.

Комментарий к пункту 34

34_1. В случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, в заключение, не включаются выводы о соответствии или несоответствии разделов проектной документации повторного использования, в которые изменения не вносились, требованиям технических регламентов.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1169; в редакции, введенной в действие с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948.

Комментарий к пункту 34_1

35. При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, организация по проведению государственной экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.

Комментарий к пункту 35

Каков срок действия экспертизы?

44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — по инициативе заявителя.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948.

44_1. Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы, за исключением проведения экспертного сопровождения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 45_2 — 45_10 настоящего Положения.
(Пункт дополнительно включен с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948)

44_2. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.
(Пункт дополнительно включен с 17 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1948)

(Раздел утратил силу с 1 мая 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.


  • Реализация объекта I категории без положительного заключения ГЭЭ: с наступлением 2019 года возникнут трудности
  • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
  • ВОЗМОЖНОСТИ
  • АВТОРСКИЕ ПРАВА
  • РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
  • ОБЩИЕ МОДУЛИ
  • СПРАВОЧНЫЙ БЛОК
  • УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
  • УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
  • ПРАВОВОЙ БЛОК
  • МОДУЛИ ISO 14001
  • МОДУЛИ «ПБ И ОТ»
  • ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

Какой срок действия заключения государственной экспертизы?

  • НОВОСТИ ЦЕНТРА
  • НОВОСТИ СИСТЕМЫ
  • НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  • НОВЫЕ ЮР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ
  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • СЛУЖБА КАЧЕСТВА
  • ВАКАНСИИ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

Вопрос :

Каков период времени действия «положительного заключения Гос.экспертизы» и какими документами это регламентируется?

Ответ :

Действие положительного заключения экспертизы проектной документации не ограничено какими-либо нормативными сроками.

Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрены механизмы, мотивирующие застройщика (технического заказчика) актуализировать проектную документацию в соответствии с изменившимися (с момента получения положительного заключения) требованиями технических регламентов и обязательных требований документов в области стандартизации.

Так, статьей 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований в области строительства при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Кроме того, орган государственного строительного надзора в случае отступления от требований действующих (на момент окончания строительства) технических регламентов не выдаст заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ).

Указанные обстоятельства предопределяют необходимость корректировки проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, при внесении изменений в технические регламенты и нормативные документы, имеющие статус обязательных.

Если указанные изменения технических решений влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, то потребуется повторное направление проектной документации на экспертизу в соответствии с пунктом 44 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.

© АО «Кодекс», 2019

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.15

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа).

Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

После завершения государственной экологической экспертизы

  1. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
  3. Астахов, Павел Правописные истины, или Левосудие для всех / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 368 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  5. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, обретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством Госкомэкологии России (территориального органа).

Утверждение заключения производится приказом Госкомэкологии России (его территориального органа), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение ГЭЭ подписывается в количестве двух экземпляров.

Заключения ГЭЭ, утвержденные в установленном порядке, аннулированию не подлежат, за исключением случаев: утраты документами юридической силы в соответствии с законом; признания документов недействительными решением суда или арбитражного суда.

После завершения государственной экологической экспертизы

ответственный исполнитель:

подготавливает проект сопроводительного письма, и в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы письмо направляется заказчику;

подготавливает проект письма с информацией о заключении ГЭЭ территориальным органам Госкомэкологии России, органам исполнительной власти субъектов РФ (территориальные органы Госкомэкологии РФ направляют информацию о заключении ГЭЭ в органы местного самоуправления);

в случае проведения ГЭЭ по поручению органов государственной власти, готовит проект письма о выполнении поручения органов государственной власти;

обеспечивает информирование общественности, средств массовой информации по их запросам о результатах проведения государственной экологической экспертизы;

подготавливает проект представления в банковские организации о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ;

оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет документы для их оплаты;

оформляет акт о выполнении государственной экологической экспертизы.

Акт о выполнении ГЭЭ является финансовым документом и сдается в бухгалтерию Госкомэкологии России или его территориального органа. Важность этого документа определяется необходимостью строгой отчетности о расходовании средств, переведенных заказчиком на проведение ГЭЭ. В случае неполного расходования средств на проведение ГЭЭ, остаток возвращается заказчику документации.

Материалы, представленные на ГЭЭ, после её завершения возвращаются заказчику с сопроводительным письмом Госкомэкологии России или его территориального органа, при этом орган ГЭЭ имеет право оставить один экземпляр материалов, представленных на ГЭЭ, в архиве. Материалы ГЭЭ по каждому объекту сдаются в архив экспертного подразделения Госкомэкологии России не позднее 15 дней после её завершения по описи. Срок хранения документов в архиве устанавливается руководителем экспертного подразделения.

При отрицательном заключении ГЭЭ заказчик вправе обеспечить доработку документации в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на ГЭЭ.

При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением ГЭЭ, результаты государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке. В данном случае повторная ГЭЭ проводится по решению суда (арбитражного суда).

Вопрос :

[2]

Каков период времени действия «положительного заключения Гос.экспертизы» и какими документами это регламентируется?

Ответ :

Действие положительного заключения экспертизы проектной документации не ограничено какими-либо нормативными сроками.

Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрены механизмы, мотивирующие застройщика (технического заказчика) актуализировать проектную документацию в соответствии с изменившимися (с момента получения положительного заключения) требованиями технических регламентов и обязательных требований документов в области стандартизации.

Так, статьей 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований в области строительства при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Кроме того, орган государственного строительного надзора в случае отступления от требований действующих (на момент окончания строительства) технических регламентов не выдаст заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ).

Указанные обстоятельства предопределяют необходимость корректировки проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, при внесении изменений в технические регламенты и нормативные документы, имеющие статус обязательных.

Если указанные изменения технических решений влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, то потребуется повторное направление проектной документации на экспертизу в соответствии с пунктом 44 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.

Очень нужен ответ на вопрос! Возможно ли продление срока действия заключения

? С чего начинается заключительный этап государственной экологической экспертизы?

!Заключительный этап государственной экологической экспертизы начинается с того, что проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители других заинтересованных организаций. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах сводного заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать свое мнение по проекту сводного заключения.

Принятие решения по сводному заключению государственной экологической экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии и сотрудников МПР России (его территориального органа).

Заключительное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом и явочным листом, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

В составе проектной документации «Водоснабжение с. Есаул Чернушинского района» используются типовые проекты 6 ТП 901-2-184.91 «Наземная насосная станция на скважине с насосами ЭЦВ производительностью 3-12 м³/ч» и ТП 901-5-29 «Унифицированные водонапорные стальные башни заводского изготовления системы Рожновского ёмкостью 15 м³, 25 м³, 50 м³, высотой опоры 12, 15, 18 м». Получено замечание государственной экспертизы со ссылкой на часть 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ о необходимости представления положительного заключения на указанные типовые проекты. В каких случаях применяется данная норма?

1. Как установлено частями 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:

«3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

3.1 Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство».

Эти положения согласуются с указанием, представленным в пункте 8 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145:

«Экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:

1) если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство;

2) проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;

В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится».

  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
  2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.

Участившиеся случаи разрушения, казалось бы, недавно построенных зданий, как жилых, так и нежилых, показывают, что нередко причина разрушения появилась еще на этапе составления проектной документации.

И если бы еще тогда была проведена грамотная экспертиза документов застройщика, удалось бы избежать аварийных ситуаций и даже гибели людей.

Положительное (отрицательное) заключение государственной экспертизы

Как уже было сказано, экспертизу проектной документации надо проводить всегда, но особенно она требуется в следующих случаях:

  • если между заказчиком и подрядчиком существуют разногласия по поводу проведения работ;
  • если имеется изначально неправильное распределение средств, заметное увеличение себестоимости материалов и работ;
  • если нужно сравнить стоимость работ за текущий год и за другие периоды;
  • если наблюдается неоправданное увеличение сроков строительства (оно ведет к еще большим затратам);
  • если надо сопоставить стоимость и объем уже сделанных проектных работ требованиям договорной документации и нормативных актов;
  • когда между арендодателем и арендатором или между соседями возникает спор по поводу ущерба при пожаре, протечке или заливе квартиры.

О том, какие документы нужны для вступления в долевое строительство, смотрите здесь. Какой пакет документов необходимо собрать для начала строительства дома читайте тут.

Заказчик собирает документы, оплачивает проведение экспертизы, подает заявление и документы. Рассмотрение их может занять около месяца. Затем начинается подготовка отчета и окончательного заключения — еще три недели.

Если для проведения экспертизы документов не хватает, заказчика уведомляют об этом, а также о том, что в проектную докуентацию надо внести изменения.

Если результаты экспертизы заказчика не устраивают, ее можно провести повторно.

Нередко проектная экспертиза проводится по постановлению суда, когда рассматриваются уголовные или гражданские дела.

Суду требуется информация, связанная с проектированием зданий, с процессом их эксплуатации.

Судебные представители выбирают экспертную компанию, и ей предоставляются документы, на основе которых будет проводиться экспертиза:

  • проектно-сметная документация;
  • техническая документация;
  • информация по авариям и несчастным случаям;
  • договоры на проведение работ;
  • материалы уголовных или гражданских дел.

Надо иметь в виду, что негосударственная экспертиза в строительстве нужна далеко не всегда.

К примеру, она не требуется при ремонте здания (при текущем, а не капитальном), а также при ремонте тех зданий, к которым нельзя применить капстроительство (например, киоски, навесы).

Проведение государственной экспертизы — один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний.

И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек.

Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе.

Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток).

Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Истек срок действия положительного заключения ГЭЭ: повод для повторной ГЭЭ?

На сегодняшний день специалисты выделяют четыре основных вида экспертизы проектной документации, а именно:

  • государственная экспертиза – проводится под руководством ФГУ «Главэкспертиза РФ» и назначается для:
    • особо значимых объектов стратегического значения;
    • объектов, чье строительство финансируется бюджетами всех уровней;
    • опасных, технически сложных и уникальных сооружений;
    • могильников для захоронения опасных отходов;
    • исторически значимых памятников культуры;
    • объектов на уникальных территориях, охраняемых государством.
  • негосударственная экспертиза – проводится по инициативе заказчика или застройщика. Выполняется частными компаниями, соответствующим определенным требованиям, таким как:
    • в штате не менее пяти аттестованных на данный вид деятельности сотрудников;
    • есть официальный сайт компании с опубликованным регламентом деятельности.
  • экспертиза промышленной безопасности – применяется по отношению к технически сложным и потенциально опасным в эксплуатации объектам. Целью такого исследования является выявление несоответствий объекта нормативам промышленной безопасности еще на этапе проектирования.
  • экологическая экспертиза – используется для выявления и устранения несоответствия проекта принятым экологическим нормам.

Согласно положениям постановления Правительства №145 от 05.03.2007 и №272 от 31.03.2012 для прохождения государственной проверки проектной документации заказчику необходимо обратиться в специализированную государственную организацию с необходимым комплектом документов.

Экспертиза осуществляется на основании заключенного между сторонами договора, в котором указываются все существенные условия проведения экспертизы, в том числе:

  • сроки проведения экспертизы;
  • стоимость оказываемой услуги;
  • права и обязанности сторон;
  • перечень необходимых для проведения проверки документов.

Одним из итогов XIII Всероссийского съезда СРО стало принятие решения о создании реестра заключений экспертизы проектной документации. Иными словами, с 1 января 2018 года сведения обо всех заключениях, выданных экспертными учреждениями, будут вноситься в единый реестр.

Помимо сведений обо всех проведенных проверках и выданных заключениях в реестр будет включаться проектная документация, итоги инженерных изысканий и другие необходимые документы, в том числе по крупным объектам капитального строительства.

Важно: В реестре будут содержаться сведения как о государственных, так и о негосударственных экспертизах.

Оператором системы будет Главгосэкспертиза России, которая на данный момент и занимается созданием и разработкой единого реестра.

В законодательстве РФ четко прописан верхний период, выделяемый для проведения госэкспертизы проекта и изысканий в инженерном секторе. Так, с учетом положения №7 статьи 49 ГрК РФ период определяется с учетом сложности сооружения и не должен быть больше двух месяцев (60 суток). Что касается минимального срока, то он не оговаривается, что гарантирует определенную свободу действий для проверяющей структуры.

Как упоминалось, время на проведение госэкспертизы составляет до 60 дней или до 45 суток (в исключительных случаях). Но здесь имеют место ситуации, когда процесс проведения может быть приостановлен. В виде основания для такого решения может стать оформление и передача соответствующего заявления, где оговорена необходимость внесения корректировок в один или несколько разделов.

Так, с начала 2013 года у заявителя есть возможность зайти на портал государственных услуг и оформить заявку на внесение изменений в электронной форме. Далее Мосгосэкспертиза принимает решение, удовлетворять заявление или нет. Время на обдумывание составляет не больше трех суток.

Новое в государственной экспертизе проектов

Чтобы убедиться в надёжности проекта и точности содержащихся в нём замеров, гарантировать высокое качество строительных работ и безопасность будущей постройки, заинтересованное лицо может заказать соответствующую экспертизу проектных документов.

Проверка требуется:

  • при возведении различных объектов недвижимости;
  • при регулировании деятельности на производстве;
  • при осуществлении ремонтных работ для сооружений и транспортных развязок;
  • при определении степени негативного воздействия на окружающую среду деятельности определённых предприятий и оборудования;
  • при регулировании соблюдения санитарных и прочих норм.

Специалист определит наличие или отсутствие каких-либо недочётов, а также предложит варианты действий, направленных на быстрое исправление выявленных погрешностей.

Выделяют два основных вида экспертизы проектной документации по Градостроительному кодексу РФ – государственную и негосударственную. В первом случае речь идёт об оценке, проводимой органами исполнительной власти и государственными учреждениями, обладающими необходимой лицензией на предоставление подобной услуги.

Что такое негосударственная экспертиза проектной документации? В этом случае речь идёт о проверке, осуществляемой независимыми частными компаниями, имеющими соответствующую лицензию и квалифицированных профессионалов в штате.

Кроме этого, выделяют другие разновидности экспертизы в зависимости от целей и задач оценки.

Наименование вида проверки Цели её назначения
Санитарно-эпидемиологическая Её цель – определение соответствия гигиеническим нормам и санитарным требованиям, установленным для регулирования сферы здравоохранения.
Строительно-техническая Проверка направлена на повышение уровня безопасности объекта, установление соответствия его проекта имеющимся документам и нормам законодательства.
Экологическая Необходима при возведении объектов, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.
Соответствия промышленной безопасности Направлена на регулирование уровня безопасности на опасных производственных и прочих строительных объектах (проверке подвергаются проекты по ликвидации, технической модернизации и т. д.).

Сроки окончания оценки и получения результатов зависят от разновидности исследуемого объекта, целей и задач экспертизы, занятости той или иной компании. Подготовка замечаний по определённому проекту обычно ограничивается 25 днями, а на исправление выявленных недочётов предоставляется до двух месяцев включительно.

Максимальный срок осуществления проверки не должен превышать трёх месяцев.

Прохождение негосударственной экспертизы проектной документации обычно осуществляется быстрее, однако подобная услуга у частных компаний может стоить существенно дороже, чем при заказе проверки у государственного учреждения.

Проведение государственной экспертизы — один из ключевых этапов в процессе строительства зданий и сооружений. Именно он становится «камнем преткновения» для многих строительных компаний. И причина не только в жестком порядке прохождения процедуры, но и в сроках ее проведения. К сожалению, не все знают требования законодательства, что вызывает ряд проблем и проволочек. Чтобы исключить такие сложности, стоит учесть ряд моментов, рассмотренных в статье.

Согласно действующим законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы проведения государственной экспертизы проектной документации, экспертные заключения не имеют ограничений по срокам действия и сохраняют юридическую силу на весь период проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства. (В случаях необходимости переработки (корректировки)

В связи с отменой СЭЗ и вступлением в Таможенный Союз на продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологическому надзору, но не попадающую по Госрегистрацию, выдаются Экспертные о соответствии продукции Единым санитарным нормам.

1. Пищевые продукты (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу), в том числе полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов (из следующих групп единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС): 02–05, 07–09, 11–25, 27–29, 32–34, 35).

Что является результатом государственной экспертизы?

Проектно-сметная документация представляет собой комплект документов в графической и текстовой формах, включающий расчеты необходимых затрат. Сметную документацию, разработанную на стадии «проектная документация» (ПД), т.е. без чертежей, называют объектным и локальным сметным расчетом. Если сметная документация подготовлена на базе рабочих чертежей, — на стадии «рабочая документация» (РД), — она носит название локальной и объектной сметы.

При выполнении работ возможна ситуация, что первоначальных инвестиций на реализацию проекта недостаточно. Это может указывать на то, что смета была составлена некорректно. В других случаях суммы могут быть намеренно преувеличены исполнителем в расчете на то, что заказчик не обладает специальными знаниями, не в состоянии провести анализ проектно-сметной документации и выявить недостоверные показатели. Завышенными могут оказаться затраты на транспорт, оплату труда, коэффициенты для пересчета текущих цен, другие накладные расходы. Все это приводит к финансовым потерям со стороны заказчика. Подобные ситуации нередко заканчиваются длительными судебными разбирательствами.

Поэтому проведение экспертизы проектной документации в строительстве — важный этап, который всегда предшествует началу строительных работ. Согласно Градостроительному кодексу РФ экспертизе подлежит документация на объекты капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой документации. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проект и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу. Для ряда объектов исследование не обязательно. Это частные жилые и многоквартирные дома, объекты с количеством этажей не больше двух, площадью не более 1500 м², а также некоторые другие здания и сооружения простых конструкций.

Обратите внимание
В статье 49 ГрК РФ представлен список объектов, в отношении которых должна проводиться только государственная экспертиза проектно-сметной документации. Это технически сложные и особо опасные объекты, проекты, реализуемые за счет бюджетного финансирования, дороги федерального значения, объекты культурного наследия, объекты, охраняемые государственной тайной, расположенные в особой экономической зоне или те, которые планируется строить на территории двух и более субъектов страны. Во всех остальных случаях заказчик может обратиться в аккредитованную коммерческую организацию.

Негосударственную экспертизу проектно-сметной документации проводят для оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, степени соответствия нормам градостроительного регламента и т.д. Предмет проведения исследования оговаривается заранее и вносится в договор между заказчиком и аккредитованной организацией, которая будет проводить экспертизу.

Подготовленный отчет позволяет достоверно выяснить следующее:

  • являются ли представленные подрядчиком цены на строительно-монтажные работы и материалы завышенными или соответствуют рыночным;
  • действительно ли для данного объекта необходимо проведение всего комплекса работ, указанного подрядчиком в смете;
  • найдется ли применение технике, указанной в проекте, и в каких объемах;
  • насколько правомерно использование тех или иных коэффициентов;
  • верно ли выполнены расчеты;
  • правильно ли определены сроки;
  • не является ли итоговый объем финансирования завышенным;
  • насколько экономически привлекательным является проект;
  • соответствует ли проектная документация нормативным требованиям и др.

В ситуации, когда заказчик строительства обязан предоставить проектно-сметную документацию государственному эксперту, он вправе предварительно заказать проведение негосударственной экспертизы строительных смет. Она поможет исправить неточности в смете, повысить шанс быстрого прохождения государственной экспертизы и снизить риск возврата документов на доработку.

Исследование проектно-сметной документации можно разделить на два блока: экспертиза проектной документации и исследование сметы на строительство. Ошибки, допущенные при проектировании, могут обернуться невозможностью сдачи объекта в эксплуатацию, неточности и просчеты — неправильным выбором схемы финансирования и крупным перерасходам.

Важно!
Смета — это основной финансовый документ в работе строительных компаний и заказчиков, на основании которого начисляются налоги. Налоговые суммы, исчисленные по ошибочной смете, будут неправильными, а это грозит крупными штрафными санкциями.

В корректности сметной документации заинтересованы, прежде всего, заказчик строительства или реконструкции либо инвестор, желающие избежать необоснованных и непредвиденных трат, реализовать экономически эффективный проект. Экспертиза может быть интересна и исполнителю, который желает получить полную и гарантированную оплату за выполненные работы. Грамотное проведение экспертизы сметной документации позволяет всем участникам строительства застраховать себя от угроз финансового и технического характера, которые могут возникнуть при реализации проекта.

Для проведения экспертизы негосударственным организациям необходима аккредитация, физическим лицам — аттестация. Претендовать на получение аттестата могут специалисты с высшим образованием и стажем работы в сфере подготовки проектной документации не менее 5 лет, обладающие расширенными знаниями в области градостроительной деятельности и технического регулирования в части проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Полный перечень требований представлен в статье 49.1 ГрК РФ.

Статья 50 ГрК РФ содержит требования к юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации. В штате такой организации должно быть не менее пяти аттестованных работников. Необходим разработанный регламент проведения экспертизы, официальный сайт в интернете и т.д. Наличие аккредитации подтверждает свидетельство, выданное соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

С 1 апреля 2012 года ГрК РФ установил юридическое и правовое равенство между экспертными заключениями государственной и негосударственной экспертизы проектной документации — за исключением тех объектов, для которых обязательна только государственная экспертиза. Застройщик или заказчик вправе выбрать для прохождения экспертизы проектно-сметной документации независимый экспертный центр или доверить оценку государственному (муниципальному) экспертному органу.

Проведение экспертизы проектно-сметной документации в строительстве включает в себя следующие процедуры:

  • оценка соответствия характера и объема работ, указанных в смете, проекту;
  • оценка обоснованности стоимости заявленных работ среднерыночным показателям в период проведения строительства;
  • проверка необходимости проведения заявленных в смете работ;
  • сверка фактически выполненных работ с актами о приемке формы КС-2;
  • расчет объемов, оставшихся до окончания строительства;
  • расчет количества машин и ресурсов, которые необходимы для завершения работ;
  • пересчет итоговой стоимости возведения (реконструкции) объекта с учетом результатов экспертизы;
  • разработка рекомендаций по улучшению проектных и расчетных операций.

Перечень документов, который потребуется для проведения экспертизы:

  • документация по всем разделам проекта;
  • задание на проектирование;
  • технико-экономическое обоснование проекта;
  • отчет о результатах инженерных изысканий на участке под строительство;
  • генеральный план проекта, технологическая, электротехническая часть, автоматизация процесса и др.

От заявителя также может потребоваться документ, позволяющий ему действовать от имени инвестора, застройщика, технического заказчика. Экспертиза проводится на основе изучения представленных отчетов и планов.

Экспертиза сметной стоимости предполагает прохождение нескольких этапов:

  1. Оценка капитальных вложений. Объем капитальных вложений в строительство или реконструкцию рассчитывают путем анализа сметной стоимости проекта. В рамках капитальных вложений можно выделить несколько групп: строительно-монтажные работы, покупка производственного оборудования и пр.
  2. Анализ прямых затрат. Эта величина напрямую связана с объемом строительно-монтажных работ, указанных в сметной документации. Прямые затраты — это основная статья расходов на строительство. Сюда входят покупка материалов, оплата труда рабочих и специалистов, расходы на использование техники и т.п.
  3. Анализ накладных расходов. К этой группе относятся затраты на административно-хозяйственную деятельность строительного предприятия, организацию строительных работ, обеспечение условий для работы, косвенные расходы (уплата процентов по банковским кредитам, расходы на рекламу и т.п.).

Важный этап экспертизы — это определение себестоимости строительной продукции. Себестоимость указывает на эффективность строительного производства в целом, позволяет контролировать объемы текущих затрат на выполнение работ и оценивать результаты финансовой деятельности предприятия. Себестоимость может быть сметной (рассчитанной исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов и их стоимости) и фактической (все затраты на строительство, включая штрафы, пени и т.п.). Разница между сметной стоимостью и фактической — это реальная прибыль строительной организации.

По итогам проведения экспертизы выдается заключение, оформленное в установленном порядке. Оно может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение клиент получает, если проектная документация соответствует строительным нормативам, а выявленные недочеты оперативно и полностью устранены (в срок, не превышающий период проведения экспертизы). В случае, если замечаний много и внести изменения в проект до завершения экспертных работ не представляется возможным, заказчику выдают отрицательное заключение.

Однако такой категоричности придерживаются, преимущественно, государственные организации. При проведении негосударственной экспертизы клиенту, как правило, предлагают заключить дополнительный договор о продлении срока исследования на то время, которое требуется для устранения недочетов. Отсутствие законодательных ограничений по срокам и ценам позволяет коммерческим организациям быть лояльными, предлагать клиентам максимально комфортные для них условия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *