Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти органам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти органам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Данная статья устанавливает право федеральных органов исполнительной власти создавать на территориях субъектов РФ, муниципальных образований свои территориальные органы и назначать федеральных должностных лиц, передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, а также право и обязанность Президента РФ и Правительства РФ обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это органы федеральной исполнительной власти «на местах». Они существуют наряду с органами исполнительной власти субъектов РФ (в субъектах есть свои главы субъектов, иногда — правительства, министерства, департаменты под руководством главы субъекта РФ и т.д., они создаются самостоятельно субъектом РФ), а также наряду с органами исполнительной власти местного самоуправления (мэр, исполнительный орган и др.), которые занимаются вопросами местного значения.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти обычно называются главными управлениями, управлениями, отделами, отделениями министерств и ведомств РФ в субъектах РФ и в муниципальных образованиях (например, военные комиссариаты Минобороны России в субъектах РФ и муниципальных районах, представительства МИД России в субъектах РФ, главные управления МЧС России, территориальные органы Минфина России, Минсельхоза России в субъектах РФ и муниципальных районах, отделения МВД России в некоторых крупных поселках и т.д.). Территориальные органы некоторых федеральных органов создаются также в федеральных округах. В мелких муниципальных поселениях они обычно не образуются, как правило, их создание ограничивается уровнем муниципального района (исключения — отделения МВД России). Существуют также территориальные органы федеральных учреждений, например Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и др.

В результате создания таких органов образуется единая «исполнительная вертикаль». В Законе об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ говорится, что по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют «единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» (ст. 17.3). Территориальные органы федеральных министерств и ведомств (управления, отделы и др.) подчинены вышестоящим федеральным органам. Высшим органам власти субъекта РФ (законодательному собранию, главе субъекта РФ), представительному органу муниципального образования, главе муниципального образования они не подчинены, хотя и расположены на их территориях.

Необходимость создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов в субъектах РФ и муниципальных образованиях вытекает из принципов суверенитета РФ на всей территории государства, единства государственной власти, федеративного устройства государства, разграничения предметов ведения и полномочий. Создание целостной системы территориальных органов федеральной исполнительной власти обусловлено задачами организации государственного управления на всей территории страны.

Рассматривая вопросы создания такой системы, Конституционный Суд в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П указал, что федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать их руководителей. Это полномочия РФ, которые регламентируются федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ. Такие органы создаются Федерацией, это ее право решать, где и какие федеральные органы исполнительной власти нужно создавать. В упомянутом Законе и в рассматриваемых ниже актах Конституционного Суда говорится о субъектах РФ, на территории которых создаются территориальные органы федеральной исполнительной власти. Думается, что сказанное в этих правовых актах касается и территорий муниципальных образований, ибо, как говорилось выше, в крупных муниципальных образованиях и почти всегда в муниципальных районах создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, действуют их должностные лица. При этом нужно учитывать принципы федеративного устройства РФ и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами субъектов РФ. Федеральный законодатель не вправе передать в совместное ведение РФ и ее субъектов вопрос о назначении на должности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ибо они создаются для осуществления полномочий РФ. Однако федеральный законодатель вправе предусмотреть возможность согласования с законодательным (представительным) органом субъекта РФ назначение на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, поскольку такие должностные лица осуществляют не только исключительные полномочия РФ, но и совместные полномочия РФ и ее субъектов*(947) Проведение таких согласительных процедур в Определении КС РФ от 21.12.2000 N 246-О*(948) названо обязательным.

Статья 78. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих…

1. Комментируемая статья логически продолжает положения ст. 77 Конституции. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации призваны обеспечивать государственное управление в соответствующих сферах жизни общества — в сфере экономики, социальной и культурной деятельности, в обеспечении общественного порядка и государственной безопасности, укреплении обороноспособности страны. Особую заботу всей системы органов исполнительной власти составляет выполнение их конституционной обязанности — осуществлять свою деятельность во имя обеспечения прав и свобод граждан, интересов и безопасности общества и государства.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет положения о территориальных органах исполнительной власти и назначаемых должностных лицах. Данные органы и лица входят в систему соответствующих федеральных органов исполнительной власти — федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, служб, агентств и иных федеральных органов исполнительной власти*(403).

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в рамках своих полномочий решение соответствующих общегосударственных вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, организуя исполнение законов и иных правовых актов. В этих целях они могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляя свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, не входят в систему их органов исполнительной власти, являясь организационно-структурным элементом системы соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Порядок образования и правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти определяется федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.


1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет положения о территориальных органах исполнительной власти и назначаемых должностных лицах. Данные органы и лица входят в систему соответствующих федеральных органов исполнительной власти — федеральных министерств, служб, агентств и иных федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945).

Названные территориальные органы могут создаваться, реорганизовываться и ликвидироваться федеральными министерствами и ведомствами. Решения по этому поводу они принимают исходя из федеральных законов, собственных потребностей и материально-финансовых возможностей. Учитываются состав, предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утверждаемые постановлением Правительства РФ.

Месторасположение территориальных органов способно ограничиваться конкретными регионами, охватывать территории не одного, а нескольких субъектов Федерации, по вертикали доходить до уровня местного самоуправления (типичный пример — федеральные органы налоговой полиции). Особую разновидность составляют территориальные органы, образуемые в федеральных округах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г. N 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2000. N 34. Ст. 3473).

Территориальные органы исполнительной власти объединяет ряд общих моментов: они входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти; представляют собой своеобразную организационно-правовую форму деятельности федеральных министерств и ведомств, ибо их назначение — осуществлять полномочия данных федеральных органов; действуют на основе Конституции, федеральных правовых актов, включая акты федеральных министерств и ведомств; финансируются за счет федерального бюджета; обладают правом принятия в пределах своей компетенции решений, которые, в случае нарушения законодательства или превышения полномочий, отменяются федеральным исполнительным органом, а также могут быть оспорены в суде; обладают правами юридического лица; координируют свои отношения с органами исполнительной власти субъектов Федерации (данные отношения регулируются специальными актами — Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», Положением о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725//СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2730; N 50. Ст. 5311); руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности вышестоящим органом федеральной исполнительной власти, в отдельных случаях — по согласованию с органами государственной власти субъекта федерации (с учетом, что принятия решения по этому вопросу, как подчеркнул Конституционный Суд, в конечном счете остается за самим федеральным органом (Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П//СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728; Определение от 21 декабря 2000 г. N 246-О//СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 215). Приведенные и некоторые другие положения отражены в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (п. 5.1-5.7), утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 (СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305).

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти необходимо отличать от представительств этих органов за рубежом. Они открываются по решению Президента на основе соответствующих предложений министерств, функционирующих под руководством Президента и Правительства РФ. Их назначение и статус определяется Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 582 «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» (СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2743).

2. Часть 2 ст. 78 предусматривает регулирование в системе исполнительной власти посредством соглашений между федеральными органами и органами субъектов Федерации. Данные соглашения не замещают традиционные способы управомочивания органов государственной власти с помощью федеральных законов и иных правовых актов, а дополняют их.

Статья 78 Конституции Российской Федерации с Комментариями

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 15 февраля 2020 года N 153

Перечень федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений, в отношении которых Федеральное казначейство осуществляет полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы

(с изменениями на 12 ноября 2020 года)

1. Минфин России, федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»

2. Росалкогольрегулирование, территориальные органы

3. Минэкономразвития России, федеральное казенное учреждение «Центр поддержки»

4. Росимущество, территориальные органы

5. Роструд, территориальные органы

6. Минпромторг России

7. Росстандарт, территориальные органы

8. Минобрнауки России, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту»

9. Минпросвещения России

10. Минвостокразвития России, федеральное казенное учреждение «Объект N 5066»

11. Минстрой России, федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

12. Минцифры России
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1817.

13. Росаккредитация, территориальные органы

14. Казначейство России, территориальные органы

15. Территориальные органы Росстата — Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области

(Наименование в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1817.

16. Минтруд России, федеральные казенные учреждения

17. Росстат, территориальные органы (за исключением указанных в пункте 15 настоящего перечня), федеральное казенное учреждение «Объект N 5068А» Федеральной службы государственной статистики

18. Минкультуры России, территориальные органы, федеральные казенные учреждения

19. Ростуризм

20. Минприроды России, федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор»
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1817.

21. Росводресурсы, территориальные органы

22. Рослесхоз, территориальные органы, федеральное государственное казенное учреждение «Рослесресурс»

23. Роснедра, территориальные органы, федеральное государственное казенное учреждение «Росгеолэкспертиза»

24. Минспорт России, федеральное казенное учреждение «Дирекция по развитию физической культуры и спорта»
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 1817.

25. Росмолодежь

26. ФАДН России

27. Россвязь

28. Ростехнадзор, территориальные органы

29. Роспатент

30. Ространснадзор, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Информационный вычислительный центр Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»

31. Росавиация, территориальные органы

32. Россельхознадзор, территориальные органы

Соглашение о передаче полномочий между РФ и субъектами РФ

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 15 февраля 2020 года N 153
(В редакции, введенной в действие
с 16 ноября 2020 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 2020 года N 1817. —
См. предыдущую редакцию)

Этапы организации исполнения полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы в 2020 году

Наименование федерального

Этапы организации исполнения полномочий

органа исполнительной власти, его территориального органа

[Земельный кодекс] [Глава I]

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  • страница1
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 15.10.2020 N 318-ФЗ

    «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток»

Все документы >>>

  • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

    «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

  • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

    «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

    «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2020 N 2975-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации»»

  • Постановление Правительства РФ от 29.05.2017 N 648 (ред. от 28.10.2020)

    «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» (вместе с «Положением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства»)

  • Постановление Правительства РФ от 27.10.2020 N 1748

    «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)»

Все документы >>>

Специфику и правовой статус органа государственной власти определяют его функции и задачи, формы и методы, которые он реализует от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, его должностных лиц издавать нормативные правовые акты, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры государственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.

Орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, имеет установленную законом или другим нормативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальную сферу деятельности, уполномочен выступать от имени государства, осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность в процессе повседневной управленческой деятельности в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сфере.

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) – совокупность организационно-правовых форм государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Президент РФ как субъект административного права в сфере исполнительной власти имеет исключительные полномочия.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства России и других органов государственной власти, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства России положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ.

В соответствии со ст. 80 Конституции Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и обращается к Федеральному Собранию (обеим палатам – парламенту страны) с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент России:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
в) принимает решение об отставке Правительства;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
д) по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет безопасности;
з) утверждает военную доктрину России;
и) формирует Администрацию Президента.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ.

Президент по согласованию с органами законодательной власти назначает на должность глав исполнительной власти (губернаторов) субъектов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ (ст. 110 Конституции РФ и ст. 1 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Правительство РФ является коллегиальным органом, а Председатель определяет основные направления его деятельности.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий исполнительную власть на всей территории России, включающий Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Основные принципы деятельности Правительства: верховенство Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, народовластия, федерализма, функциональное разделение власти, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Общие полномочия Правительства: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; создает свои территориальные органы и назначает должностных лиц, устанавливает порядок их создания и финансирует их деятельность из федерального бюджета; назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, утверждает членов коллегий; отменяет акты или приостанавливает действие актов федеральных органов исполнительной власти; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство организует реализацию внешней и внутренней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы; по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ они могут передавать друг другу часть своих полномочий.

Передача полномочий федеральных органов власти

При рассмотрении этого вопроса особое значение имеют ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и является одновременно высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

  1. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  2. а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
    в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;
    г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
    д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством;
    е) предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;
    ж) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;
    з) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

Государственные учреждения как субъекты административного права осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Основной объем функций государственного управления (в первую очередь функции правового регулирования) реализуют не только органы исполнительной власти, компетенция которых определяется прежде всего Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, но и многочисленные государственные учреждения.

Анализируя главу 23 КоАП РФ, можно заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, значительное большинство является государственными учреждениями, осуществляющими функции правового регулирования в своей сфере и объеме полномочий, при этом практически каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в состав какого-то ФОИВ.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, кооперативной и иной формы собственности являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

Органы местного самоуправления также являются субъектами административного права. Особое значение имеет ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (вступил в силу, за исключением указанных в ФЗ статей, 1 января 2009 г.), который определил основные этапы и направления государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ.

В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос стоит не в мере самостоятельности в процессе реализации основных задач и функций на местах, а в обеспечении механизма ответственности за результаты деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, единства и целостности органов исполнительной власти РФ, что и делается Президентом. Поэтому особое внимание должно уделяться формированию и укреплению целостной системы исполнительной власти РФ, оптимизации организационных структур ФОИВ в целях эффективного осуществления их функций и задач государственного управления и правового регулирования. Представление Президентом кандидатур глав субъектов РФ на утверждение их местными парламентами также служит задаче укрепления исполнительной власти.

(в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 15.03.2005 N 295, от 14.11.2005 N 1319, от 23.12.2005 N 1522, от 27.03.2006 N 261, от 15.02.2007 N 174, от 24.09.2007 N 1274, от 12.05.2008 N 724, от 07.10.2008 N 1445, от 25.12.2008 N 1847, от 22.06.2009 N 710, от 22.06.2010 N 773, от 12.05.2016 N 224, от 23.11.2016 N 620, от 07.12.2016 N 656, от 28.09.2017 N 448, от 12.04.2019 N 161, от 20.11.2020 N 719)

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

В связи с утратой силы Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ с 06.11.2020 следует руководствоваться принятым взамен Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ.

1. Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.

Для целей настоящего Указа:

а) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

б) под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

в) подпункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 N 649)

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Федеральная миграционная служба

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная регистрационная служба

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

Документ представил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.

Правовым актом вводится механизм передачи (делегирования) субъектам РФ полномочий РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (в дополнение к существующему порядку передачи таких полномочий).

Устанавливается, что в случаях, предусмотренных ФЗ, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Предусматривается, что положения, регламентирующие передачу отдельных полномочий РФ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, вступают в силу с начала финансового года, при этом соответствующие федеральные закон должны быть приняты не позднее чем за 4 месяца до его начала.

Проект нормативного правового акта Президента РФ или Правительства РФ, предусматривающий передачу полномочий федерального органа исполнительной власти, направляется Правительством РФ в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для представления ими в 30-дневный срок отзывов, которые подлежат обязательному рассмотрению Правительством РФ.

Устанавливаются особенности реорганизации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при передаче органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения РФ и (или) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

1. Данная статья устанавливает право федеральных органов исполнительной власти создавать на территориях субъектов РФ, муниципальных образований свои территориальные органы и назначать федеральных должностных лиц, передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, а также право и обязанность Президента РФ и Правительства РФ обеспечивать осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это органы федеральной исполнительной власти «на местах». Они существуют наряду с органами исполнительной власти субъектов РФ (в субъектах есть свои главы субъектов, иногда — правительства, министерства, департаменты под руководством главы субъекта РФ и т.д., они создаются самостоятельно субъектом РФ), а также наряду с органами исполнительной власти местного самоуправления (мэр, исполнительный орган и др.), которые занимаются вопросами местного значения.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти обычно называются главными управлениями, управлениями, отделами, отделениями министерств и ведомств РФ в субъектах РФ и в муниципальных образованиях (например, военные комиссариаты Минобороны России в субъектах РФ и муниципальных районах, представительства МИД России в субъектах РФ, главные управления МЧС России, территориальные органы Минфина России, Минсельхоза России в субъектах РФ и муниципальных районах, отделения МВД России в некоторых крупных поселках и т.д.). Территориальные органы некоторых федеральных органов создаются также в федеральных округах. В мелких муниципальных поселениях они обычно не образуются, как правило, их создание ограничивается уровнем муниципального района (исключения — отделения МВД России). Существуют также территориальные органы федеральных учреждений, например Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования и др.

В результате создания таких органов образуется единая «исполнительная вертикаль». В Законе об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ говорится, что по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют «единую систему исполнительной власти в Российской Федерации» (ст. 17.3). Территориальные органы федеральных министерств и ведомств (управления, отделы и др.) подчинены вышестоящим федеральным органам. Высшим органам власти субъекта РФ (законодательному собранию, главе субъекта РФ), представительному органу муниципального образования, главе муниципального образования они не подчинены, хотя и расположены на их территориях.

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет положения о территориальных органах исполнительной власти и назначаемых должностных лицах. Данные органы и лица входят в систему соответствующих федеральных органов исполнительной власти — федеральных министерств, служб, агентств и иных федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945).

Названные территориальные органы могут создаваться, реорганизовываться и ликвидироваться федеральными министерствами и ведомствами. Решения по этому поводу они принимают исходя из федеральных законов, собственных потребностей и материально-финансовых возможностей. Учитываются состав, предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утверждаемые постановлением Правительства РФ.

Месторасположение территориальных органов способно ограничиваться конкретными регионами, охватывать территории не одного, а нескольких субъектов Федерации, по вертикали доходить до уровня местного самоуправления (типичный пример — федеральные органы налоговой полиции). Особую разновидность составляют территориальные органы, образуемые в федеральных округах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 г. N 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2000. N 34. Ст. 3473).

Территориальные органы исполнительной власти объединяет ряд общих моментов: они входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти; представляют собой своеобразную организационно-правовую форму деятельности федеральных министерств и ведомств, ибо их назначение — осуществлять полномочия данных федеральных органов; действуют на основе Конституции, федеральных правовых актов, включая акты федеральных министерств и ведомств; финансируются за счет федерального бюджета; обладают правом принятия в пределах своей компетенции решений, которые, в случае нарушения законодательства или превышения полномочий, отменяются федеральным исполнительным органом, а также могут быть оспорены в суде; обладают правами юридического лица; координируют свои отношения с органами исполнительной власти субъектов Федерации (данные отношения регулируются специальными актами — Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», Положением о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725//СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2730; N 50. Ст. 5311); руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности вышестоящим органом федеральной исполнительной власти, в отдельных случаях — по согласованию с органами государственной власти субъекта федерации (с учетом, что принятия решения по этому вопросу, как подчеркнул Конституционный Суд, в конечном счете остается за самим федеральным органом (Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П//СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728; Определение от 21 декабря 2000 г. N 246-О//СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 215). Приведенные и некоторые другие положения отражены в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (п. 5.1-5.7), утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 (СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305).

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти необходимо отличать от представительств этих органов за рубежом. Они открываются по решению Президента на основе соответствующих предложений министерств, функционирующих под руководством Президента и Правительства РФ. Их назначение и статус определяется Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. N 582 «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» (СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2743).

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

1. Федеральные органы исполнительной власти для решения общегосударственных задач организуют исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов на всей территории РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от

17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти предусмотрено федеральным законодательством, а также Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Территориальные органы исполнительной власти независимы в своей деятельности от исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и обеспечивают реализацию государственной политики, исполнение федерального законодательства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина на соответствующей территории.

В соответствии с Указом Президента РФ от

13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» на территории РФ создано семь федеральных округов. Правительством РФ разработана и утверждена схема размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии со схемой размещения полномочных представителей Президента в федеральных округах.

2. Основные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К ним относится разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, иные полномочия. Конституция допускает в интересах личности, общества и государства перераспределение (взаимное делегирование) полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов в ее составе. Такое делегирование может происходить только по соглашению между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ и только если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

3. Наряду с возможностью передачи полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов РФ Конституция предусматривает возможность передачи полномочий снизу вверх — от органов исполнительной власти субъектов РФ соответствующим федеральным органам. Конституция устанавливает некоторые ограничения такой передачи: она должна осуществляться только по соглашению указанных органов между собой и предусматривать передачу не всех, а части таких полномочий. Порядок передачи таких полномочий и их объем может быть установлен законодательством субъектов РФ. В любом случае такая передача должна соответствовать общефедеральным интересам и интересам субъектов РФ. По поводу передачи полномочий стороны могут заключать договоры и соглашения.

4. Одним из признаков суверенитета Российской Федерации является распространение полномочий федеральных органов государственной власти РФ на всю территорию РФ. Конституция отводит особую роль Президенту РФ и Правительству РФ в обеспечении осуществления таких полномочий. Реализуя свою компетенцию, предусмотренную в гл. 4 Конституции, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории РФ. Это полномочие исходит от его статуса главы государства, гаранта суверенитета, целостности и неприкосновенности территории РФ.

Особая роль в обеспечении осуществления полномочий федеральных органов государственной власти отводится полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах. Представители обеспечивают координацию деятельности федеральных органов в округах, организуют взаимодействие этих органов с органами государственной власти субъектов РФ, контроль за исполнением федеральных законов и подзаконных актов на территории федеральных округов. Роль Правительства по обеспечению полномочий федеральных органов государственной власти на всей территории РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

3.8. Делегирование полномочий органов исполнительной власти

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

По старой системе планирование и проведение контрольно-надзорных мероприятий осуществлялось в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом плановые проверки проводились не чаще чем один раз в 3 года, а в отношении лицензиатов — через год после получения лицензии.

Кроме того, ранее в ст. 65 (в ред. от 18.07.2011) Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) было прописано, что государственный экологический надзор в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти[3].

В настоящее время плановые проверки проводятся в отношении объектов государственного экологического надзора с различной периодичностью в зависимости от присвоенной категории риска[4] (рис. 1).

Концентрация полномочий по нормированию в отношении отходов «в нескольких руках» противоречит принципу «одного окна» и препятствует одновременной выдаче пакета разрешений, что увеличивает временные и финансовые затраты предприятий на оформление разрешительной документации. Также это препятствует сокращению затрат предприятий на предоставление отчетности, расчет платежей, а следовательно, и возможности сконцентрировать финансовые ресурсы на решении приоритетных проблем и приблизиться к переходу на наилучшие доступные технологии.

Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами по нормативно-правовому регулированию, стандартизации, проведению единой политики реализуются путем разработки и принятия федеральных законов и нормативных правовых актов, установления технических регламентов и национальных стандартов. Такие полномочия получило Минприроды России в 2008 г., а также Минпромторг России с 2016 г. в части координации и стимулирования технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание отходов производства и потребления (включая ТКО), в т.ч. внедрения промышленного оборудования, произведенного на территории Российской Федерации, развития технологий обработки, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления (включая ТКО), а также вовлечения отходов производства и потребления в производственные процессы[5].

Учитывая, что Российская Федерация проводит единую государственную политику в области обращения с отходами, ряд нерешенных правовых, экономических и организационных вопросов этому противоречит.

Полномочиями в области обращения с отходами в настоящее время наделен целый ряд федеральных органов исполнительной власти: Минприроды России, Минпромторг России, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Росстат, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и ФАС России, а также органы прокуратуры и органы внутренних дел (рис. 2).

Под исполнительной властью понимается совокупность полномочий ряда органов по управлению государственными делами. В ее задачи входит организация исполнения конституционных положений и законов на практике. Управленческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение нужд, интересов и запросов граждан. Понятие трактуется с двух позиций, юридической и политологической. В первом случае под исполнительной властью понимается возможность и право ряда руководителей управлять кем-либо, издавать властные акты, во втором – комплекс правовых и политических явлений, система публичных административных органов и их деятельность, компетенции служащих. В отличие от законодательной и судебной исполнительная власть организационно едина, подразделяется на иерархические уровни. В ст. 72 Конституции РФ определяется, какие сферы общественно-экономического и государственного устройства относятся к сфере внимания исполнительных властных органов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ ЕЕ И СУБЪЕКТОВ

Концептуально категория исполнительной власти включает комплекс органов субъектов РФ, формат их соподчиненности, принципы взаимодействия с другими властными структурами и местным самоуправлением.

Состав исполнительных органов формируется на выборных началах с возможностью последующего назначения. Их структуру составляют государственные служащие, чьи компетенции определяются соответствующими нормативными положениями.

Говоря о управленческой системе исполнительной власти, можно выделить следующие ключевые функции:

  • обеспечивающая (создание условий для социально-экономического и хозяйственного развития);
  • правозащитная (обеспечение гражданских прав);
  • охранительная (применение соответствующих мер в случае нарушения законодательства);
  • нормотворческая;
  • регулирующая (планирование, контроль, учет, прогнозирование).

Если брать за основу отраслевой (предметный) принцип, то ключевыми задачами территориальных структур и органов исполнительной власти могут выступать: руководство промышленностью, сельским хозяйством, транспортной сферой; содействие развитию предпринимательской деятельности; обеспечение общественного порядка, обороны и территориальной целостности; организация сферы здравоохранения и соцзащиты и многое другое.

Основные функции территориальных органов исполнительной власти в первую очередь зависят от ведомственной принадлежности и особенностей конкретного региона. Территориальные органы: участвуют в выработке способов государственного регулирования общественно-экономического развития субъекта, анализе межрегиональных программ и кооперации; регулярно информируют федеральные ведомства и местные органы власти о проводимой в регионе работе.

Нормативной основой для работы территориальных органов исполнительной власти служит целый комплекс федеральных законов и актов.

В Конституции отражаются полномочия федеральных органов власти, имеющих право создавать собственные подразделения на территории регионов, назначать должностных лиц, определены предметы совместного ведения субъектов и федеральных органов.

Необходимость создания того или иного территориального органа федерального органа исполнительной власти формулируется в рамках федеральных законов. Например, закон 2000 года «О земельном кадастре» определил, что государственный орган управления земельными ресурсами осуществляет полномочия через собственные территориальные органы.

Контуры данной структуры формируются на основе постановления правительства «О типовом регламенте». Здесь сформулированы особенности основных компонентов исполнительной власти республиканского уровня.

Министерства. Осуществляют правовое регулирование и проводят госполитику в соответствующей сфере деятельности, координируют работу внебюджетных фондов. За пределами их компетенции остаются надзорные и контрольные функции, управление госимуществом. Руководство осуществляет входящий в состав правительства федеральный министр. Ряд министерств подведомственны президенту (внутренних и иностранных дел, обороны).

Федеральные службы. Исполнительный орган по надзору и контролю в определенной сфере. Находится в ведении правительства или президента. Имеет право осуществлять лицензионные полномочия и издавать правовые акты. В структуру федеральных органов исполнительной власти включаются службы по надзору в сфере образования, безопасности, транспорта и т. д.

Федеральные агентства. Оказывают государственные услуги, имеют право управлять государственным имуществом и финансами. Действуют, к примеру, агентство по атомной энергетике, космическое агентство.

На уровне регионов полномочия данных структур реализуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Необходимость их создания определяется федеральными органами самостоятельно.

Важнейший элемент системы федерального управления. Ключевые принципы их работы сформулированы в постановлении Совмина 1993 года, однако, остается ряд неурегулированных вопросов, в частности, касающихся распределения полномочий, взаимоотношений с местными органами власти, порядка реорганизации, назначения руководителей.

Структура, численность аппарата определяются с учетом особенностей конкретного субъекта на основе соглашения местных и республиканских органов власти.

Финансирование, как правило, также осуществляется из двух фондов (республиканского и регионального уровня). При этом исполнительные органы субъекта оказывают территориальным организационную и техническую поддержку в работе.

В ряде случаев объем ответственности и финансирования может перераспределяться между субъектом и центром. Особенно часто это наблюдается в городах федерального значения. К примеру, когда речь идет о полномочиях Департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы. Его основной функционал утверждается непосредственно московским правительством.

Основные задачи территориальных органов определяются на основании функционала конкретных федеральных ведомств.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ

Цель формирования территориальных органов исполнительной власти – реализация полномочий федерального властного органа. Основные принципы создания территориальных органов установлены Правительством. Финансирование осуществляется за счет федеральных бюджетных средств.

Выделяют районные, городские, региональные, межрегиональные, окружные территориальные подразделения федеральных органов.

Создание таких органов, их реорганизация или упразднение находятся в компетенции федеральных структур и осуществляются решением их руководства. Для этого разрабатывается «схема размещения», включающая перечень территориальных органов, численность сотрудников, фонд заработной платы. Схема утверждается министерством или Правительством на основании предложений федеральных агентств и служб.

Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и территориальных представительств федеральных структур определяется президентским указом от 2005 года.

Кандидатура претендента на позицию главы территориального органа согласовывается с руководством органов исполнительной власти края, области, округа.

В большинстве субъекте при полномочных представителях президента также действуют региональные комиссии, в задачу которых входит внутренняя координация территориальных подразделений федеральных органов.

Для Граждан:

  • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
  • Общайтесь с юристами в чате.
  • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
  • Получайте полезный контент.

Для Юристов:

  • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
  • Дополнительный заработок.
  • Отвечайте на вопросы на форуме.
  • Ведите собственную страницу.
  • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЙ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ЭТИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. Порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти функций в установленной сфере деятельности
  3. Участие федеральных органов исполнительной власти в законопроектной деятельности Правительства
  4. Глава 12. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
  5. Приложение 8 ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Извлечения)
  6. ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
  7. Статья 54. Отчетность, представляемая в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг
  8. Статья 61. Меры, применяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг
  9. Статья 19. Регистрация федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений и дополнений в них
  10. 6.2. Организация и порядок работы временной администрации при ограничении полномочий исполнительных органов кредитной организации
  11. 6.3. Организация и порядок работы временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации
  12. 15. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти
  13. Структура системы целеполагания органов исполнительной власти Иркутской области
  14. Глава 12 БЮДЖЕТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  15. структурная единица 4.4 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
  16. 2.2 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
  17. Формирование планов и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти
  18. Порядок взаимодействия органов внутренних дел с налоговыми органами


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *