ГЛАВА 17. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ВЛАДЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГЛАВА 17. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ВЛАДЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», Вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Юрист Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.

Особенности предоставления жилых помещений социального пользования

Жилая площадь, предоставляемая от государства, — это возможности приобрести квартиру или иное помещение в личное пользование на льготных условиях. Правила и порядок предоставления жилья регулируется главами 7 и 8 Жилищного кодекса РФ, а законы федерального и местного уровня определяют перечень лиц, которые могут получить такую собственность.

Приобретение государственного жилья происходит в порядке очереди. Для этого нужно собрать пакет необходимых документов и написать заявление для постановки на учет.

Заключение договора социального найма жилой собственности подразумевает возможность приватизировать квартиру на общих правилах. Это позволяет жильцу квартиры сдавать её в аренду, дарить, продавать или обменивать.

Получение официального статуса малоимущей семьи или малоимущего гражданина происходит в соответствии с российским законодательством и муниципальными актами, которые в каждом населённом пункте содержат свои нюансы. Несмотря на то, что условия и требования не столь существенны, для некоторых лиц это всё же может сыграть значимую роль, поэтому имеет смысл заранее поинтересоваться правилами, действующими в вашем регионе. Это позволит сэкономить время и существенно облегчит дальнейшее оформление.

Разница по населённым пунктам обычно касается доходов граждан, то есть их предельного уровня. Не стоит забывать, что расчеты будут произведены не на одного человека, подавшего заявление, а на всю его семью, проживающую с ним официально. Во внимание возьмут не только заработную плату и прочие выплаты, но также недвижимое имущество и другую собственность, которая облагается налогом. Таким образом, многие лица, желающие получить социальную жилую площадь, в итоге получают отказ.

Жилище от государства по соцнайму выдается не для коммерческих целей, а для постоянного проживания, поэтому помещение должно соответствовать законным требованием. Их отсутствие станет весомым основанием для служебного или судебного разбирательства.

Наниматель жилища от государства наделяется правом получения имущества, которое отвечает определенным характеристикам.

  1. Благоустроенность. Это требование означает, что выделяемая квартира по социальному найму, должна находиться в доме с категорией капитального строительства.
  2. Соответствие санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным нормам. Подтверждение требования должно быть задокументировано специальными уполномоченными организациями.

Согласно ст. 23 ФЗ №52, лицам предоставляется в пользование собственность, отвечающую требованиям:

  • обеспечения отдыха и сна;
  • возможности организовать питание;
  • шумоизоляции;
  • светопроницаемости;
  • пожарной безопасности;
  • правильной теплопередачи;
  • циркуляции воздуха.

Если предлагаемое жилое помещение соответствует вышеуказанным положениям, то это основание для признания его непригодности с целью жилого или коммерческого использования.

В результате кандидату на бесплатное жилье от государства будет предложен оптимальный объект подобного имущества из жилищного фонда.

Частная собственность должна предоставляться в рамках норм, указанных в региональных правовых актах и в установленный срок, после того как нуждающийся гражданин встал в очередь. Данный факт закреплен ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

Каким должно быть социальное жилье? Как получить достойные условия для проживания, и какие вообще требования должно соблюдать жилое помещение:

  • жилое помещение должно соответствовать нормам БТИ и требованиям санитарной службы;
  • помещение должно быть жилым, то есть это изолированная комната, а не лоджия, санузел, коридор или кухня;
  • жилье по площади не должно превышать норму для каждого члена семьи;
  • если жилье предоставляется человеку с ограниченными возможностями, то для него допустимо превышение нормы площади.

Все условия предоставления недвижимого имущества от государства закреплены ст. 49 и 51 ЖК РФ.

Получить жилплощадь по социальному найму могут нуждающиеся малоимущие граждане. Главные требования для предоставления помощи от государства:

  • лицо ранее не заключало соглашение социального найма;
  • у гражданина есть собственность, размер которой меньше установленной законом нормы;
  • если человек проживает в помещении, которое не отвечает необходимым условиям.

Для некоторой группы граждан жилье предоставляется вне очереди. К ним относятся:

  • несовершеннолетние граждане, оставшиеся без родителей;
  • больные люди с хронической формой заболевания;
  • лица, живущие в квартире с непригодными условиями для жизни.

Выдача социального жилья, будь это квартира или отдельная комната в ней, всегда подтверждается договором найма. До этого момента граждане пребывают в подвешенном состоянии и вынуждены самостоятельно решать вопрос с проживанием. Но даже после получения муниципального жилья человек не может полностью расслабиться, поскольку это влечёт за собой целый список обязанностей. Они представляют собой своевременную оплату коммунальных услуг и соблюдение правил проживания в многоквартирном доме. За их несоблюдение можно лишиться жилья и остаться на улице.

Однако, перед тем, как беспокоиться о подписании договора, необходимо знать ещё один нюанс. Существуют категории лиц, которые могут быть продвинуты вверх по очереди, даже если были зарегистрированы позднее остальных. К ним относятся:

  • Квартиросъёмщики социальной жилплощади, которые таким образом обменивают имеющееся жильё на более просторное. Сделать это можно, если метры квадратные на одного проживающего уже не соответствуют установленным нормам;
  • Граждане, живущие в помещении, для проживания непригодном;
  • Семьи, живущие с хронически больным человеком или же сам гражданин, представляющий угрозу здоровью своим сожителям.

Что также немаловажно, претендовать на социальную жилплощадь вправе исключительно лица, имеющие российское гражданство.

Вопрос:

Имеет ли право заключить гражданин (законный представитель) договор на услуги сиделки с указанием функционального класса самообслуживания 4 и указанием функционального класса передвижения 3в медицинской справке о состоянии здоровья?

Ответ »

Вопрос:

Какие документы необходимы для оздоровления инвалидов в Центре социальной реабилитации «Росток»?

Ответ »

Вопрос:

Какие документы необходимы для получения ТССР (технических средств социальной реабилитации)?

Ответ »

Все ответы

  • Сведения о районе
  • Карта закрепления территорий
  • График приёма
  • Встречи с населением
  • Выездной приём граждан
  • Руководство района
  • Новости
  • События/объявления
  • График проведения публичных слушаний

Пользование жилым помещением по договору социального найма

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

+375 17 379-52-13

Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс

Договор социального найма предполагает конкретные права и обязанности нанимателя жилого помещения, регламентированные законодателем. Эти принципы пользования госимуществом распространяются и на всех членов семьи заявителя.

Принципы пользования временными собственниками жилплощади по договору социального найма прописаны в ст. 67 ЖК РФ и включают следующие пункты:

  • эксплуатация жилья социального найма должна проходить в четких границах дозволенного ЖК РФ;
  • жилье по договору социального найма можно эксплуатировать только с учетом цели пользования, которая прописывается в контракте;
  • на собственников (нанимателей) социмущества и членов его семьи возлагается ответственность поддерживать квартиру в должном состоянии;
  • при возникновении необходимости наниматель и все члены его семьи обязаны проводить текущий ремонт недвижимого имущества, что позволит поддерживать сооружение в нормативном состоянии;
  • договор социального найма подразумевает своевременное внесение каждым из собственников денежных средств на счет за коммунальные услуги и за право пользования выделенным государством социмуществом.

При исправлении пунктов контракта пользования жилплощадью наниматель или любой из членов его семьи обязаны оповестить об этом наймодателя, так как это может повлечь за собой трансформацию первоначальных условий договора социального найма.

Кроме того, обязанности собственников имущества, предназначенного для жилого пользования по договору социального найма, содержатся и в иных НПА. В том числе в ФЗ и законах субъектов РФ. В качестве примера можно привести пункт, который включается в любой Типовой договор о соцнайме. Наниматель (один из временных собственников) обязан принять по акту для пользования жилое имущество от наймодателя в пригодном для жизни состоянии после проведения в квартире ремонта (за исключением случаев, когда в найм сдается только что введенное в эксплуатацию сооружение) в срок, не превышающий 10 дней с момента подписания договора.

Кроме того, при расторжении договора о соцнайме, наниматель обязан вернуть наймодателю жилое помещение, которое будет отвечать всем требованиям санитарно-эпидемиологических, технических и пожарных служб. Если временный собственник жилья намеренно ухудшил условия проживания в социальном имуществе, то для него могут возникнуть правовые последствия, которые влекут за собой отказ в дальнейшем на протяжении 5 лет со стороны госорганов принимать таких граждан на учет жилищного фонда как нуждающихся в улучшении жизненных условий.

Помимо того, что у временных собственников (нанимателей) имущества и членов его семьи после заключения соглашения о соцнайме возникают определенные обязанности в отношении постройки, законодательством РФ предусмотрен и определенный перечь прав, зафиксированный ст. 67 ЖК РФ. В соответствии с правовой нормой у временных собственников (нанимателей) и членов его семьи возникают права в виде:

  • Временного распоряжения имуществом. Иными словами, наниматель может вселять на территорию занимаемого имущества жильцов, которые не вписаны в договор о соцнайме.
  • Возможности оформить договор поднайма. Согласно ст. 685 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наниматель социального жилья наделяется правом передать право пользования жилым помещением поднанимателю. Однако подобная возможность должна быть согласована с наймодателем. При этом заключается дополнительный договор поднайма между двумя сторонами правоотношений, который действует определенный срок. За пользование жильем предусмотрена ежемесячная плата, иными словами, договор является возмездным (ст. 78 ЖК РФ).
  • Право разрешать пользоваться недвижимостью на определенный срок гражданам – временным жильцам.
  • Возможности произвести замену или обмен занимаемого недвижимого имущества при соблюдении условий, прописанных в нормативно-правовых актах РФ.
  • Право требования от наймодателя (государства или муниципалитета) выделения денежных средств на проведение капитального ремонта и обслуживания общего имущества, а также своевременного предоставления коммунальных услуг.

Представленный выше перечень является ключевым. Однако предусматриваются и иные права нанимателей, которые регламентируются дополнительными НПА, в частности, федеральными законами, а также самим Типовым договором о соцнайме.

В частности, если обратиться к ЖК РФ, а именно, ст. 66, то можно прийти к выводу о том, что наниматель наделяется дополнительным рядом прав в определенных случаях. А именно: если наймодатель не исполняет или недолжным образом подходит к выполнению своих обязанностей (по осуществлению капремонта или предоставлению коммунальных услуг), которые регламентируются договором соцнайма. В таком случае наниматель имеет право:

  • требовать уменьшения платы за ежемесячное использование недвижимого имущества;
  • предъявлять требования по возмещению убытков, которые понес наниматель для проведения на территории общего имущества в многоквартирном доме капитального ремонта или обслуживания коммуникационных сетей, теплового, электрического или газового оборудования;
  • требовать возместить убытки, которые возникли из-за неисполнения или недобросовестного подхода к исполнению своих обязанностей со стороны наймодателя.

Кроме того, если проанализировать современное законодательство РФ, то можно выделить и иные права нанимателя и всей его семьи, которые возникают после заключения договора о соцнайме. В частности, Типовой договор в большинстве случаев предусматривает такой пункт, как сохранение права пользования квартирой в том случае, если наниматель или его семья будут временно отсутствовать по адресу выделенной жилплощади.

Таким образом, пользование жильем по договору соцнайма – это тщательно проработанный правовой механизм, который содержит как права, так и обязанности обеих сторон заключенного соглашения.

Жилые дома и другие жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Поэтому наниматель и члены его семьи должны использовать жилое помещение в соответствии с его назначением для постоянного проживания.

В случае выбытия нанимателя и членов его семьи из занимаемого жилого помещения на другое постоянное место жительства они утрачивают право на жилое помещение со дня выезда.

В случаях временного отсутствия нанимателя либо члена его семьи (либо всех членов семьи) право на жилое помещение сохраняется и на время их отсутствия.

Закон предусматривает общие основания сохранения жилых помещений за временно отсутствующими гражданами. Статья 71 ЖК РФ устанавливает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

ЖК РФ в отличие от ЖК РСФСР не предусмотрен механизм бронирования жилой площади. В то же время он предусмотрен п. 9 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Занимаемые нанимателями и членами их семей жилые помещения бронируются при направлении на работу за границу — на все время пребывания за границей, при выезде на работу в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности — на все время действия трудового договора, а в случаях, предусмотренных законодательством, — на все время пребывания в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Для обеспечения сохранения за указанными гражданами права на жилое помещение при временном выезде в другую местность закон предусматривает возможность в определенных случаях бронирования жилого помещения.

Бронирование жилой площади — это гарантированное государством сохранение права пользования жилищем на условиях договора найма, обеспечение его неприкосновенности на срок действия охранного свидетельства в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Порядок бронирования жилых помещений на территории Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке бронирования жилого помещения, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 336.

Согласно данной Инструкции за нанимателем или членом его семьи бронируется все жилое помещение, занятое по договору найма, независимо от того, остаются ли там другие члены семьи или они выезжают вместе с нанимателем. В последнем случае жилая площадь бронируется и за выезжающими членами семьи. Бывшие члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, имеют такое же право на бронирование жилого помещения, как наниматель и члены его семьи. Члены семьи нанимателя могут бронировать лишь ту часть жилой площади, которая приходится на их долю, а при согласии всех остальных членов семьи — все жилое помещение.

Броня — охранное свидетельство, т.е. документ, выданный по поручению местной администрации жилищным органом по месту нахождения бронируемого жилого помещения независимо от ведомственной принадлежности жилого дома. Бронирование проводится в домах государственного, муниципального жилищных фондов.

Пользование жилыми помещениями жилищного фонда социального использования

Правовые нормы по выселению граждан из квартир Верховный суд разобрал самые спорные моменты Жилищного кодекса

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддер жания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам следующие разъяснения:

Общие положения

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита жилищных прав в административном порядке путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющемуся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации или другим федеральным законом (часть 2 статьи 11 ЖК РФ). При этом судам необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

2. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

Дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.

3. Жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о прекращении права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника этого жилого помещения, о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения, об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма, о принудительном обмене занимаемого жилого помещения, о признании обмена жилыми помещениями недействительным и другие) исходя из положений статей 23 и 24 ГПК РФ рассматриваются по первой инстанции районным судом.


1) принцип неприкосновенности жилища;

2) принцип равенства всех участников жилищных правоотношений;

3) принцип беспрепятственного осуществления, вытекающих из отношений, регулирующих жилищным законодательством, прав;

4) принцип необходимости восстановления нарушенных жилищных прав;

1) принцип обеспечения сохранности жилищного фонда;

2) принцип использования жилищных помещений не по назначению;

3) принцип административной защиты жилищных прав;

4) принцип недопустимости произвольного лишения жилища.

1) неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;

2) признания равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений;

3) необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав;

4) необходимость строгого контроля за действиями участников регулируемых отношений;

5) всех указанных выше пунктов.

1) на отношениях, построенных на началах власти и подчинения, и отношения, построенные на началах равенства их участников;

2) на отношениях между гражданами и государственными органами и гражданами между собой;

3) на отношениях между гражданами и государственными органами и гражданами и органами местного самоуправления;

4) являются отношениями, пост роенные исключительно на началах власти и подчинения.

1) квартиры и комнаты;

2) жилые помещения;

3) жилые и нежилые помещения;

4) любые помещения.

88.Субъектами жилищных правоотношений могут быть:

1) граждане и юридические лица;

2) Российская Федерация и её субъекты;

3) граждане и юридические лица, Российская Федерация и её субъекты РФ, муниципальные образования;

4) только граждане.

1) совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности;

2) совокупность всех приватизированных жилых помещений, находящихся на территории России;

3) совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, за исключением специализированных домов (общежитий, гостиниц, приютов, домов маневренного фонда);

4) квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) все, указанные – п.п. 1-7;

9) все, указанные – п.п. 1-6;

10) все, указанные – п.п. 1-5.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Правомерен ли расчет обеспеченности жилой площадью?

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 15.04.2019 N 59-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 27.10.2020)

      «О статусе военнослужащих»

    • Федеральный закон от 27.10.2020 N 351-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 157 и 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 20.09.2016 N 409

      «Об утверждении Положения о предоставлении жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда, управление и распоряжение которыми осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2016 N 44001)

    • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007

      «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»

    Все документы >>>

    О некоторых вопросах предоставления жилья по договору социального найма

    Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    1. По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона — лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне — гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

    2. В договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны срок действия этого договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора.

    3. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается в письменной форме.

    4. Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

    5. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении жилого помещения по этому договору.

    6. Типовой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования утверждается Правительством Российской Федерации.

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    1. Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования могут быть:

    1) орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация;

    2) организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

    2. Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в одном наемном доме социального использования может являться только одно лицо.

    3. Организация, уполномоченная собственником жилого помещения выступать наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, не может передавать иному лицу по договору, доверенности или иному основанию полномочия на заключение данных договоров.

    4. Контроль за соблюдением организацией, уполномоченной собственником жилых помещений выступать наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, обязательных требований, установленных настоящим Кодексом к заключению и исполнению данных договоров, осуществляется этим собственником. Указанный контроль осуществляется в порядке, установленном собственником жилых помещений или договором этого собственника с наймодателем жилых помещений.

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    1. Жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:

    1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

    2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.

    2. Указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и не может превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования.

    3. Жилые помещения не предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и данным договором.

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом.

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет.

    2. Указанный в части 1 настоящей статьи срок определяется по выбору нанимателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не установлено частью 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 91.9 или в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 91.17 настоящего Кодекса.

    3. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок один год в период проведения процедуры обращения взыскания на жилые помещения в наемном доме социального использования или на являющийся наемным домом социального использования жилой дом в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

    Статья 49 ЖК РФ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования относятся постоянно проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи.

    2. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны в таком договоре и имеют права и обязанности, установленные частями 2 и 4 статьи 69 настоящего Кодекса.

    (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 217-ФЗ)

    1. По истечении срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения, если наниматель соответствует условиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса или в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 91.17 настоящего Кодекса.

    2. Наниматель, который по истечении срока действия заключенного им договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования перестал соответствовать условиям, установленным частью 1 настоящей статьи, имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения в случае отсутствия других граждан, имеющих право на заключение данного договора, или наличия иных жилых помещений, которые могут быть предоставлены указанным гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в указанном случае заключается на один год.

    Понятие договора: одна сторона – орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующий от имени собственника специализированного жилого помещения (наймодатель), обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) определенное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (п. 1 ст. 100 ЖК РФ).

    Жилые помещения по договорам социального найма

    Жилое помещение по договору социального найма предоставляется в соответствии с определенной нормой. Статья 50 ЖК РФ устанавливает понятия нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

    Для постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо, чтобы зарегистрированным (прописанным) в квартире «не хватало метров» по учетной норме.

    • Норма предоставления площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
    • Учетная норма площади жилого помещения – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

    Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

    Иными словами, под нормой предоставления понимается норма жилой площади на одного человека, в соответствии с которой определяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

    Норма предоставления жилых помещений определяется в каждом отдельном муниципальном образовании соответствующим органом местного самоуправления. При этом принимается во внимание уровень обеспеченности жильем в данном муниципальном образовании, а также другие существенные факторы.

    Для граждан, не признанных малоимущими, но имеющих право получать жилые помещения по договорам социального найма из государственного жилищного фонда (п. 3 ст. 49 ЖК РФ), федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации может быть установлена иная, чем в конкретном муниципальном образовании, норма предоставления площади жилого помещения.

    Статья 56 ЖК РФ определяет основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Граждане снимаются с учета при наличии следующих обстоятельств:

    • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
    • утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
    • выезда граждан на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • получения гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
    • предоставления гражданам в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
    • выявления в представленных гражданами документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

    Решение о снятии с учета гражданина принимается органом, осуществившим его постановку на учет. Такое решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней с момента выявления одного из указанных оснований для снятия с учета.

    Согласно п. 2 ст. 56 ЖК РФ органы местного самоуправления, принимая решения о снятии гражданина с учета, в своем решении обязаны указать конкретную причину снятия со ссылкой на одно из перечисленных в статье оснований.

    Решение о снятии с учета должно быть выдано или выслано органом местного самоуправления в адрес гражданина, снятого с учета не позднее чем через 3 рабочих дня после его принятия.

    За гражданином, в отношении которого принято решение о снятии с учета, сохраняется право обжаловать это решение в судебном порядке.

    Комментируемая статья (как и иные положения ЖК РФ, а также ГК РФ) однозначно определяет, что жилые помещения должны использоваться в соответствии с их назначением. Так, ст. 67 ЖК РФ обязывает нанимателя использовать жилое помещение по назначению и в установленных пределах; ст. 678 ГК РФ устанавливает, что наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания; ст. 30 ЖК РФ требует, чтобы собственник использовал принадлежащее ему жилье по назначению; согла ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.

    Наниматель жилого помещения может передать его гражданину по договору поднайма (ст. 76 ЖК РФ, ст. 685 ГК РФ), собственник — по договору найма (ст. 30 ЖК РФ, гл. 35 ГК РФ). Но при этом должны быть соблюдены требования ст. 17 ЖК РФ — использование жилья для проживания граждан.

    Если жилое помещение используется не по назначению, это влечет расторжение договора жилищного найма и выселение (ст. 83 и 91 ЖК РФ; ст. 687 и 688 ГК РФ). Согла ст. 293 ГК РФ использование собственником своего жилья не по назначению может повлечь его принудительное изъятие.


    Недопустимо размещать в жилых помещениях промышленные производства. Статья 288 ГК РФ предусматривает: размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

    Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ постановили, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые, являются ничтожными по ованиям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ, как сделки, не соответствующие требованиям закона (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).


    Требование о соблюдении прав и законных интересов граждан, проживих в жилом помещении, а также соседей содержится, в частности, в ст. 29 (ч. 4), ст. 30 (ч. 4) ЖК РФ (заслуживает внимания в этом плане и ст. 40, см. комментарий к ней).

    статьями 83 и 91 ЖК РФ (ст. 687 и 688 ГК РФ) предусматривается расторжение договоров жилищного найма и выселение граждан, которые систематически наруш права и интересы соседей.

    ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

    Приватизация земельного участка: необходимая документация

    Договор социального найма и последующая приватизация

    Стоимость процедуры по приватизации квартирного жилья

    Кто имеет право осуществлять приватизацию квартиры

    Заявление на приватизацию жилья: тонкости и нюансы оформления

    Приватизация комнаты в общежитии

    Как написать отказ от приватизации

    Как приватизировать землю под домом

    Отказ в приватизации квартиры

    Обмен приватизированной квартиры

    Как продать долю в приватизированной квартире

    Оспаривание незаконной приватизации

    Расприватизация квартиры и нежилых помещений

    Приватизация земельных участков

    Сроки приватизации квартиры

    Доверенность на приватизацию квартиры

    Приватизация квартиры военнослужащим

    Документы для приватизации квартиры

    Приватизация квартиры — плюсы и минусы

    Приватизация квартиры с чего начать…

    Приватизация квартиры через суд

    Приватизация комнаты в коммунальной квартире

    ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

    Кадастровый паспорт на садовый и дачный дом

    Технический паспорт на дачный дом

    Приостановка выплаты субсидии на оплату ЖКУ

    О принудительном изъятии земли

    Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация

    Как получить жилищный сертификат молодым семьям

    Государственный жилищный надзор

    Жилищные нормы

    Закон о прописке и регистрации

    Индивидуальное жилищное строительство

    Временная регистрация по месту пребывания

    Государственный жилищный сертификат

    Жилищные программы

    Имущественный налоговый вычет

    Регистрация по месту жительства

    Долевое участие в строительстве

    Жилищный накопительный кооператив

    Правила пользования жилыми помещениями

    Ипотечное жилищное кредитование

    Жилищный отдел

    Налог на недвижимость

    Продажа квартиры, полученной по наследству

    Граждане, юридические лица обязаны:

    1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

    2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 21.04.97 N 68-ФЗ)

    3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно — гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

    4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, осуществлять выплаты по жилищным кредитам;

    5) использовать указанные в пункте 2 земельные участки без ущерба для других лиц. (в ред. Федерального закона от 21.04.97 N 68-ФЗ)

    Лица, не выполняющие обязанности по использованию жилищного фонда, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Предоставление в пользование жилых помещений

    Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещении в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.

    Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

    Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

    Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местной администрации.

    Частный жилищный фонд:

    1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

    2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

    Государственный жилищный фонд:

    1) ведомственный фонд состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

    2) фонд находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности. (в ред. Федерального закона от 21.04.97 N 68-ФЗ)

    Муниципальный жилищный фонд:

    фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Общественный жилищный фонд:

    фонд, состоящий в собственности общественных объединений.

    Часть пятая — Исключена. (в ред. Федерального закона от 21.04.97 N 68-ФЗ)

    При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

    При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений.

    Граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.

    Принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон.

    Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда или арбитражного суда.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Мой юрист, 2024 | Все права защищены