Изменения в автостраховании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в автостраховании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изменения по части существующего законодательства в Российской Федерации предусматривают обновленный подход к порядку информационного обмена в случае, когда производилось заключение договора ОСАГО. Речь идет о ситуациях, когда договор носил электронную форму. В рамках коррекции законодательной базы стало можно заключать сделку физическим лицам через финансовые платформы.

Под финансовыми платформами подразумевается сервис в Интернете, который является связующим звеном между потребителями и самим страховщиком.

ОСАГО-2020: автомобилистов ждут большие изменения

С 1 ноября 2020 года все операторы ТО должны иметь актуальную аккредитацию и быть включенными в соответствующий список. Кроме того, прохождение техосмотра должно быть зафиксировано в видео или фото формате (на снимке должны быть четко видны номера машины, время въезда и выезда со станции). Результаты технического осмотра будут вносится в единую информационную базу.

Новые требования касаются оформления ПТС исключительно в электронном виде. Это не только упростит процедуру регистрации, но и положительно повлияет на передвижение в пределах ЕЭС.

Важными изменениями станут:

  • Обязательный техосмотр при покупке полиса ОСАГО (страховка не будет выдана без свежей диагностической карты);
  • Регистрация авто станет возможна в отделении МФЦ совместно с сотрудниками ГИБДД (прием и выдачу документов на себя берут работники МФЦ, а за ТО авто и решение технических вопросов выступает ГИБДД).
  • Индивидуализация ОСАГО — к каждому водителю будет применяться индивидуальный подход при расчете стоимости страховки.
  • Перевод бумажной документации в электронную;
  • На коммерческом транспорте обязательна установка тахографов.

?

Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.

В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.

Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.

Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.

У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.

Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.

Расчеты

БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса

5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля

При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).

Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.

Изменения по ОСАГО вступают в силу с 20 ноября 2020 года

Как подчеркнул президент РСА Игорь Юргенс, новая редакция вводит новый фактор, который будет влиять на размер базового тарифа. Речь идет, в частности, о грубых нарушениях правил дорожного движения.

К грубым нарушениям относятся:

  • управление транспортным средством в состоянии опьянения
  • отказ от медосвидетельствования
  • бегство с места ДТП.

Подобные нарушения будут влиять на стоимость полиса ОСАГО, делая его дороже, в течение года с даты окончания срока наказания.

Также в течение года до заключения договора ОСАГО на стоимость полиса ОСАГО будут влиять проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения и превышение скорости более чем на 60 км/ч.

Чтобы эти нарушения учитывались при расчете цены страховки, необходима их фиксация не видеокамерами, а инспектором ДПС.

«Это нововведение позволит более гибко оценивать величину базового тарифа для нарушителей и тех, кто не нарушает, ведь сейчас страховщики лишены такой возможности. А значит, у автовладельцев появится дополнительный экономический стимул не нарушать ПДД: ведь для аккуратных водителей полис ОСАГО будет стоить заметно дешевле», — отмечает Игорь Юргенс.

Причиной удорожания ОСАГО могут являться и другие нарушения, из-за которых может наступить страховой случай, если их учет не запрещен Банком России.

Поправки в Закон об ОСАГО также предусматривают возможность оформлять полис без предоставления диагностической карты до 30 сентября 2020 года, что вызвано пандемией коронавируса и временной недоступностью услуги ТО. Но по истечении 30 дней после отмены режима повышенной готовности автомобилист будет обязан пройти техосмотр и предъявить полученную карту страховщику, если речь не идет о новых транспортных средствах, которым техосмотр не нужен по закону.

Если карта не будет предоставлена в оговоренный срок, то в случае наступления страхового случая по вине страхователя ему будет предъявлен счет в размере назначенной потерпевшей стороне выплаты.

«Мы рекомендуем автовладельцам, которые заключили договор ОСАГО без предоставления диагностической карты (если она требовалась), обязательно пройти техосмотр в течение 30 дней после окончания режима повышенной готовности во избежание неприятных последствий», — подчеркнул Игорь Юргенс.

Федеральным законом № 161 от 25 мая 2020 года были внесены изменения в закон № 40-ФЗ от 24 апреля 2002 года. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Некоторые положения вступают в силу сразу же после принятия документа, другие – через 90 дней, то есть 24 августа. Нужно знать, какие нововведения в правилах ОСАГО ждут автолюбителей.

С момента подписания вышеупомянутого закона в действие вступила статья 2. Ее положения изменяют два очень важных момента в нормативах:

  • Чтобы приобрести полис ОСАГО, до 30.09.2020 включительно не требуется диагностической карты. Благодаря этому не нужно посещать офис страховой компании – договор заключается онлайн. Также нет необходимости сразу же проходить техосмотр, но тем не менее это сделать все равно придется – после нормализации эпидемиологической обстановки. Страховщику нужно предъявить диагностическую карту или свидетельство о прохождении ТО в течение одного месяца после того, как в регионе отменят режим самоизоляции и других ограничительных мер, но не позже 31.10.2020. Стоит учесть, что если в этот срок автовладелец не оформит полис и совершит ДТП, то страховщик может обязать его компенсировать выплаты потерпевшему, это предусматривает ст. 14 данного закона, посвященная регрессным требованиям страховых компаний.
  • Однако право на подобные требования не действуют до 30.09.2020 в отношении страхователей – владельцев такси, автобусов, грузовиков с истекшей на момент ДТП диагностической картой. Частных лиц эта норма не касается, подпункт «и», регулирующий этот момент, не распространяется на них.

Электронный полис ОСАГО – то же самое, что привычный бумажный, который оформляется в страховых компаниях. Он имеет такую же юридическую силу, для него требуется аналогичный пакет документов, и его единственное отличие – возможность приобретения онлайн.

Это нововведение появилось в 2015 году. До этого времени онлайн можно было продлить только существующий полис. Но 1 октября 2015 года законодательство изменилось. Автовладельцы смогли оформить дистанционно даже свою первую страховку. Это позволило значительно экономить время как страхователей, так и страховщиков, и теперь приобретать полис у большинства компаний можно через Интернет.

После оформления документа в онлайн-сервисе он приходит на электронную почту автовладельца, ему достаточно скачать и распечатать его. Внешне полис не отличается от бумажного эквивалента, за исключением нескольких деталей:

  • он распечатан не на бланке Гознака;
  • на нем отсутствует микроузор;
  • он имеет серию типа ХХХ;
  • может быть цветным и черно-белым.

Принцип работы виртуальной «автогражданки» такой. Данные страховки отражаются во всероссийской базе ИМТС МДВ РФ. Сотрудники ГИБДД имеют доступ к ней и могут проверить наличие полиса по VIN автомобиля и его госномеру.

Электронная страховка имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести следующее:

  • Автовладелец не возит с собой бумажный полис, соответственно, не потеряет его, не забудет дома, документ не придет в негодное состояние. Однако будет не лишним все же распечатать страховку и держать в машине.
  • При приобретении полиса в офисе страховщики нередко навязывают дополнительные услуги. При оформлении документа в электронном виде автовладелец сам решает, какие опции ему нужны.
  • Покупка полиса на официальном сайте страховой компании гарантирует безопасность сделки и отсутствие мошеннических действий, направленных на покупателя. Мошеннические действия возможны, если страхователь зашел не на официальный сайт страховой компании, а на сайт «зеркало», он полностью скопирован с официального сайта страховой компании и не все замечают это.
  • В небольших населенных пунктах выбор СК обычно невелик, а электронное оформление предоставляет возможность обратиться к любому страховщику.
  • Благодаря тому, что полис приобретается удаленно, не выходя из дома или офиса, а также в праздничные и выходные дни, значительно экономится время.

Но есть и недостатки:

  • Заполнять все пункты на сайте страховой нужно очень внимательно, перепроверять введенные данные перед оплатой. Если вы ошибетесь хотя бы в одном месте, предоставленная вами информация будет считаться недостоверной, и полис будет аннулирован.
  • Сотрудники ГИБДД дольше проверяют электронные документы, так как для этого им нужна работа с базой РСА.
  • Также стоит учитывать, что система, в которой происходит оформление, может дать сбой, а это лишняя трата времени и нервов.

Однако вы по-прежнему может оформить привычный бумажный вариант. Выбор, какой полис подходит больше, остается за вами, главное – взвесить все за и против.

Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО

Больше всего на тариф ОСАГО в этом и следующем году повлияет изменение даты расчета КБМ (коэффициента бонус-малус). Ранее для каждого водителя он рассчитывается индивидуально, и действовал один год.

В 2020 году РСА (Российский союз автостраховщиков) ввел новое правило и пересчитал для всех водителей КБМ. Следующая дата пересчета — 1 апреля 2021 года. Ранее действовавшая система расчета КБМ учитывала срок действия полиса (1 год), а новая определятся за календарный год — с 1 апреля по 31 марта.

При оформлении полиса ОСАГО в бумажном или электронном виде на автомобиль, возраст которого более 3 лет, его владелец обязан провести технический осмотр. После прохождения данной процедуры владельцу выдается на руки диагностическая карта, а ее данные вносятся в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра ГИБДД.

В условиях карантина при пандемии COVID-19 внесены послабления для автовладельцев, которым необходимо продлять полисы ОСАГО. С 1 марта по 30 сентября текущего года новый полис ОСАГО разрешается оформлять без техосмотра.

Автовладельцам нужно понимать, что им дается отсрочка, а не полная отмена техосмотра. Его результаты владельцы ТС обязаны представить в страховую компанию при первой же возможности.

Следует понимать, что в случае ДТП страховая компания имеет полное право взыскать с владельца ТС полную компенсацию, которая до этого была выплачена потерпевшей стороне.

КБМ – это коэффициент бонус-малус. Он применяется для расчета страховой премии в зависимости от того, сколько аварий произошло по вине водителя в течение года. Больше всего изменения коснулись именно этого аспекта ОСАГО. Одно из них – расчет КБМ не на период действия полиса, а на календарный год. Это, в свою очередь, помогло исправить много других недочетов этой системы.

Недостатки заключались в следующем:

  • На одного водителя могло быть зарегистрировано несколько КБМ. Происходило это в том случае, если он был вписан в несколько полисов на несколько машин.
  • Если гражданин становился виновником аварий на автомобиле с полисом на неограниченное число водителей, на его личный КБМ это ДТП не влияло.
  • Скидка обнулялась при смене ТС.
  • Накопленный бонус-малус сгорал, если в течение года водитель не садился за руль авто и не оформлял новую страховку.

Новые правила при расчете ОСАГО с 5 сентября 2020 года

Казалось бы, что хорошего в карантине? Однако водителям он сыграл на руку. Дело в том, что многие автомастерские закрылись на период самоизоляции. А это привело к тому, что водители, которым в апреле—мае нужно было переоформить автогражданку, не смогли получить диагностическую карту.

ЦБ пошел автомобилистам навстречу. На период с 1 марта по 30 сентября 2020 года водители могут получить ОСАГО без прохождения технического осмотра. Однако постепенно строгие ограничения снимаются, автомастерские – открываются, а значит, страхователям потребуется предоставить документы в СК до 31 октября 2020 года. В противном случае страховщик, конечно, выплатит компенсацию пострадавшим, однако потребует эти деньги с самого водителя.

В случае если карантин и строгие меры самоизоляции придется продлить, правительство РФ может увеличить срок оформления ОСАГО без техосмотра, однако не более чем на 90 дней.

Многие автолюбители отмечали несправедливость: молодые водители с маленьким стажем вождения могли заплатить за страховку столько же, сколько опытные. И наоборот.

Дело в том, что категорий возраст-стаж было всего четыре:

  • Возраст от 18 до 22 лет;
  • Возраст свыше 22 лет;
  • Стаж до 3 лет;
  • Стаж от 3 лет и старше.

Оно и понятно: водители, вписывающие в страховку на свою машину членов семьи или друзей, знают, что такой полис стоит дороже и, как правило, его стоимость рассчитывается из стажа самого неопытного водителя из списка. Других повышающих коэффициентов на такое ОСАГО нет.

Однако есть полисы с неограниченным числом водителей – и ездить на таких автомобилях может кто угодно. К этой страховке применяется повышающий коэффициент, и в 2020 году он стал выше для физических лиц. Сейчас он выглядит так:

  • для физлиц – 1,87 (до 2019 года – 1,8);
  • для юрлиц – 1,8 (без изменений).

То есть тем, кто не вписывает конкретных водителей в полис, придется платить примерно на 4% больше, чем раньше.

Не обошли изменения и расчет по стажу и возрасту. Первое, на что все обращают внимание – увеличилось количество градаций для выбора коэффициента. Раньше было всего 4 вариации для выбора, а сейчас их стало более 50-ти.

Произошла более жесткая диверсификация, которая позволяет четко определять коэффициент для разных групп водителей. Основывается новая шкала на возрасте, опыте вождения и местах их пересечения. Здесь произошли похожие изменения – промежуток между максимальным и минимальным значениями увеличился.

Самый большой коэффициент получают молодые водители с наименьшим опытом вождения или вовсе без него. При этом минимальный коэффициент можно получить уже в 30 лет, но лишь при опыте вождения от 10 лет. Вот, что получилось в итоге:

  • категорий стало больше;
  • коэффициенты изменились не сильно;
  • небольшой бонус для водителей с большим стажем.

Есть ряд случаев, когда человек избежит наказания при отсутствии ОСАГО. Сюда относятся следующие ситуации:

  1. Передвижение транспорта в скоростном режиме до 20 км/ч.
  2. ТС куплено заграницей, но есть «зеленая карта».
  3. Прицеп у легкового автомобиля.
  4. Если транспорт не имеет гусеничного хода.

Таким образом, полис ОСАГО – обязательное условия для всех водителей. В будущем году предполагается расширение тарифных коридоров, но по прогнозам неизвестно, в какую сторону пойдет это нововведение. Несмотря на повышение тарифов, водителям не стоит пренебрегать оформлением полиса. На сегодняшний день не предполагается ужесточение штрафов, но в будущем это прогнозируется за такое нарушение.

Изменения ОСАГО с 1 ноября 2020

С 2020 года перестанут действовать некоторые из коэффициентов, ранее использовавшихся для расчета стоимости полиса:

  1. Коэффициент мощности двигателя (с 1 октября 2020 года). Поскольку взаимосвязи технических характеристик авто и частоты ДТП так и не было выявлено, владельцы более мощных машин теперь смогут вздохнуть спокойнее. Больше количество лошадиных сил на стоимость страховки не повлияет.
  2. Территориальный коэффициент (с 1 января 2020 года). Больше не будет иметь значение место регистрации автомобиля или прописка собственника. С одной стороны, не понадобится усложнять процесс постановки авто на учет. С другой, для многих водителей стоимость полиса увеличится.

По словам заместителя министра финансов Алексея Моисеева, сейчас рассматривается возможность о включении услуги страхования ответственности в полис КАСКО без увеличения его стоимости. В таком случае автовладельцам не понадобится дополнительно оформлять договор ОСАГО. Эта мера также повысит спрос на услугу добровольного автострахования, особенно для собственников новых автомобилей.

Эксперты считают, что стоимость полиса ОСАГО в 2020 году продолжит увеличиваться. При этом будет повышен лимит выплат пострадавшим, а также упрощен порядок подтверждения факта ДТП. Есть вероятность, что автовладельцы, заключающие договор добровольного автострахования, смогут сэкономить на обязательном.

Прошедший год принес множество изменений водителям. Они касаются почти всех аспектов страхования и оказывают существенное влияние на условия получения полиса и выплаты.

Временная франшиза на е-полис

Ранее полис ОСАГО электронного формата начинал действовать сразу после его получения владельцем по почте. Это было одно из ключевых отличий от бумажного документа, который получал законную силу только спустя 3 дня после выдачи.

Теперь такие же правила действуют и для е-полиса. Раньше многие водители ездили без страховки, а в случае автопроисшествия быстро заказывали ОСАГО в электронном формате с помощью смартфона.

Теперь подобная возможность исключена. Е-полис также становится действительным только через 72 часа после оформления.

Самостоятельный заказ е-полиса связан с риском ошибок при ведении данных. А это, в свою очередь, приводит к необоснованному снижению стоимости страховки. Ранее подобные неточности обнаруживались в ходе судебного разбирательства, и договор признавался незаключенным. В результате потерпевшие оставались без компенсации.

После внесения поправок СК обязаны производить выплаты, но могут возместить их путем выставления регрессных требований виновнику, указавшему недостоверные данные. Если же ошибка будет обнаружена до наступления страхового случая, автовладельцу нужно лишь внести корректировки и доплатить разницу в сумме.

Если у страховщика выявлено три и более нарушений в организации восстановительных работ (но не менее 1% от общего числа отремонтированных машин), ему будет запрещено возмещать ущерб в натуральном виде.

Для использования такого варианта компенсации необходимо, чтобы:

  • СТО была расположена не дальше, чем за 50 км от места происшествия или адреса регистрации водителя;
  • ремонт был полностью закончен в течение 30 дней.

Европротокол – вариант оформления происшествия без привлечения дорожной полиции. Его составление возможно, если:

  • с обстоятельствами ДТП согласны оба водителя (у них нет разногласий по поводу виновности в автопроисшествии);
  • оба имеют полис ОСАГО;
  • размер вреда составляет не более 50 тыс. рублей.

В результате последних корректировок «Закона об ОСАГО» объем финансовых средств к выплате по Европротоколу повышен до 100 тыс. рублей, т. е. в 2 раза. Данное правило стало действительным 1 июня 2018 года.

В новых полисах обязательной страховки есть небольшой QR-код, выполняющий две важные функции:

  • дает возможность проверить бланк на подлинность;
  • предоставляет базовую информацию о владельце документа.

Теперь можно сканировать данный код с помощью любого смартфона (при условии, что на нем установлено соответствующее приложение) и попасть на страницу РСА. На ней можно найти такие данные, как:

  • название компании страховщика;
  • реквизиты ОСАГО;
  • сведения об автомобиле;
  • период действия заключенного соглашения.

Еще одна важная функция данного кода – возможность проверить подлинность полиса другого водителя при автопроисшествии.

Обратите внимание! Получение бланка с QR-кодом возможно только в офисе страховщика. При оформлении электронного ОСАГО на почту придет стандартный документ.

Также на новом бланке имеется таблица классов водителей, что делает прозрачным расчет стоимости страховки и предотвращает риск мошенничества со стороны СК.

Таким образом, изменения, внесенные в правила автострахования в 2018 году, действительно являются существенными.

Несмотря на количество уже внесенных корректировок, правила автострахования продолжают меняться. В 2019 году также планируются существенные поправки ОСАГО.

С начала года вступило в силу Указание Центробанка о корректировке тарифного коридора. Он увеличился на 20% в каждую сторону, что поменяло как минимальные, так и максимальные показатели.

После таких поправок базовая цена полиса для легковых автомобилей колеблется от 2746 до 4942 рублей, тогда как раньше это был диапазон от 3432 до 4118 рублей.

Будет введена новая должность омбудсмена, которой до сих пор не было в стране. В его задачи будет входить решение споров между автовладельцами и страховщиками в досудебном порядке. Результатом должно стать уменьшение нагрузок на суды.

На должность будет назначен Виктор Климов, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Такой вариант решения конфликтов сделают бесплатным для физических лиц. Имущественные споры будут направляться в новую инстанцию независимо от суммы ущерба и обстоятельств происшествия. В остальных случаях досудебное решение возможно, если размер требований составляет до 500 тыс. рублей.

1.1. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) заключается на один год, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами.

Владелец транспортного средства для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными его владельцем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей, включающие в себя информацию и сведения, которые должны содержаться в заявлении о заключении договора обязательного страхования и документах, необходимых страховщику для заключения договора обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

1.2. В случае ограниченного использования транспортного средства в заявлении о заключении договора обязательного страхования указываются период использования транспортного средства, а также водители, допущенные к управлению транспортным средством.

Владелец транспортного средства при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования не заполняет строку «Государственный регистрационный знак», если к моменту заключения договора обязательного страхования данное транспортное средство не прошло государственную регистрацию.

1.3. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных делает соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования).

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, а в случае заключения договора обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

1.4. Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, должен являться страховой полис обязательного страхования. Страховой полис обязательного страхования должен оформляться страховщиком по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Положению. Двухмерный штриховой код (QR-код размером 20 x 20 мм), содержащийся в страховом полисе обязательного страхования, должен содержать сведения, используемые для прямого доступа посредством официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») к следующим сведениям о договоре обязательного страхования: наименование страховщика; уникальный номер и дата выдачи страхового полиса; даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования; марка, модель транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства и его государственный регистрационный знак.

Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации. Пункт 9 формы страхового полиса обязательного страхования (приложение 3 к настоящему Положению) и пункт 3 примечания указанной формы не являются обязательными.

Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров и перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, содержащий информацию о месте нахождения и почтовых адресах страховщика, а также всех представителей страховщика, средствах связи с ними и времени их работы (за исключением случаев заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа). Извещение о дорожно-транспортном происше��твии составляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдается страховщиком бесплатно по обращению страхователя. Страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».

2.1. Страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если в соответствии с настоящими Правилами страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.

Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных владельцем транспортного средства в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска.

Владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от владельца транспортного средства.

2.2. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора обязательного страхования единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

3.1. При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; N 40, ст. 4549; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, ст. 404; N 24, ст. 2999; N 31, ст. 4218; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487), а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с настоящими Правилами.

3.2. Водитель — участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.

3.3. Участники дорожно-транспортного происшествия должны уведомить страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, о наступлении страхового случая в случаях и сроки, установленные настоящими Правилами.

3.4. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия сотрудника страховщика или иного уполномоченного страховщиком лица. Для этого водитель — участник дорожно-транспортного происшествия сообщает страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, любым доступным способом о месте и времени дорожно-транспортного происшествия, а также об обстоятельствах, его повлекших, для принятия страховщиком решения о необходимости выезда на место дорожно-транспортного происшествия.

3.6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе или в случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, могут составить его в виде электронного документа (далее — электронное извещение).

Извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе заполняется обоими водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, при этом обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. Каждый водитель подписывает оба листа извещения о дорожно-транспортном происшествии с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем самостоятельно.

Электронное извещение составляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ) по форме, установленной приложением 5 к настоящему Положению (далее — форма электронного извещения), посредством программного обеспечения, указанного в абзаце десятом настоящего пункта. Каждый водитель транспортного средства, причастного к дорожно-транспортному происшествию, направляет электронное извещение страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

В случае отображения в полях пункта 6 формы электронного извещения в автоматическом режиме сведений из ЕСИА по решению водителя причастного к дорожно-транспортному происшествию транспортного средства указанные сведения могут быть использованы для составления электронного извещения.

В случае отображения в полях «Марка, модель ТС», «Идентификационный номер (VIN) ТС», «Государственный регистрационный знак ТС» пункта 4, полях «Страховщик», «Страховой полис», «Действителен до» пункта 7 формы электронного извещения в автоматическом режиме сведений из автоматизированной информационной системы обязательного страхования по решению водителя причастного к дорожно-транспортному происшествию транспортного средства указанные сведения могут быть использованы для составления электронного извещения.

6.1. Предельный срок осуществления восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

Датой окончания срока осуществления восстановительного ремонта является дата подписания потерпевшим акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства, составляемого в трех экземплярах станцией технического обслуживания или страховщиком в случае организации транспортировки транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Один экземпляр подписанного акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства передается потерпевшему, по одному экземпляру — страховщику и станции технического обслуживания.

6.2. Максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, по выбору потерпевшего от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.

В случае организации и (или) оплаты страховщиком транспортировки поврежденного транспортного средства указанная в абзаце первом настоящего пункта максимальная длина маршрута исчисляется до места передачи такого транспортного средства страховщику.

6.3. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.

Пакет изменений, касающихся страхования автогражданской ответственности, вступает в силу с первого января этого года. Цель таких изменений — очередной шаг в развитии института страхования, который необходим с целью корректировки правовых норм с практикой правоприменения. Новые изменения позволят точнее отразить общественные процессы и отрегулировать институт.

Сегодня вступили в силу поправки к Закону об ОСАГО

Изменения в законодательстве представляют возможность предъявления требований застрахованному лицу, которое при заключении договора предоставляет страхователя заведомо ложные сведения или недостоверные документы.

Ответственность возникает тогда, когда предоставление таких сведений стало причиной уменьшения стоимости страхования.

Новая редакция закона также предоставляет возможность получения более широкой информации о водителе благодаря новой системе межведомственного взаимодействия. Другие государственные органы, помимо МВД, смогут использовать данную информацию для осуществления своей деятельности (например, служба судебных приставов при розыске должника).

Изменения касаются закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Законодатель вводит следующие нововведения в законодательный акт:

  • первоначальная цель страховки отныне — восстановление транспортного средства при ДТП. Отныне пострадавшее лицо будет получать не денежные средства, а направление, в соответствии с которым будет производиться ремонт в сертифицированной станции технического обслуживания. Деньги будут выплачиваться только тогда, когда ремонт невозможен;
  • увеличивается размер платежей по европротоколу. Теперь он составляет сто тысяч рублей;
  • вводится штраф за отсутствие «зелёной карты» при выезде за пределы РФ;
  • пешеход, виноватый в ДТП, не должен возмещать вред;
  • информация из РСА теперь доступна водителям. Ранее это было несколько ограничено;
  • электронный полис теперь должен выдаваться всеми страхователями.

Все изменения, включенные в законодательство с 2020 года оставляют неизменными основные принципы автострахования, однако заполняют некоторые пробелы, существовавшие ранее. Однако не все проблемы разрешены. Некоторые вопросы так и не нашли отражения в данном пакете изменений, но возможно будут отражены в дальнейшем.

Некоторые изменения, необходимость которых уже давно обсуждается как представителями страховых компаний, так и автовладельцами, не нашли своего отражения. Возможно, они будут включены позже, когда законодатель полностью проанализирует ситуацию и рассмотрит их необходимость.

К таким вопросам можно отнести:

  • повышение стоимости полиса страхования. Компании давно говорят о необходимости увеличения стоимости полиса, но водители считают иначе. Вопрос противоречивый и требует тщательного анализа со стороны законодателя;
  • отмена учёта мощности транспортного средства. Данный вопрос ставится давно, но иного реального варианта разграничения стоимости предложено не было;
  • включение нового коэффициента, который будет отражать нарушение правил ДТП;
  • введение многоуровневой системы страхования. Предполагается, что страхователь сможет получать разный размер возмещения в зависимости от типа приобретённого им полиса;
  • введение коэффициента, отражающего опасность вождения;
  • возможность выдачи полиса на более длительный срок (например, на три года);
  • отмена региональных коэффициентов и приведение цен по всей стране к единому размеру.

Многие из этих нововведений не нашли отражения по той причине, что механизм их применения пока неясен. Возможно, законодатель включит их в последующие поправки.

Законодатель давно предусмотрел возможность приобретения полиса посредством сети Интернет, то есть электронного полиса. Ещё в 2015 году такая возможность была закреплена в правовых нормах.

Несмотря на введение в этом году обязанности всем компаниям выдавать электронные полисы, фактически такая возможность не всегда может быть осуществлена.

Ранее во многих случаях оформление полиса через интернет затруднялось всяческими «техническими ошибками». Оформление такого полиса было практически невозможно. Теперь страховые компании обязаны извещать о возможных неполадках ЦБ РФ и устранять их в кратчайшие сроки.

Если возможность оформить электронный полис не появится, то на компанию может быть наложен штраф в размере трехсот тысяч рублей.

Многие компании утверждают, что сознательно отключали возможность оформления электронного полиса в связи с большим количеством мошеннических действий. С января 2020 года любое препятствование оформлению электронной страховки будет наказываться соответствующей санкцией.

Правила ОСАГО в 2020 году — изменения в страховании

В изменениях на 2020 год планируется важное нововведение. Многие водители (планируется, что это будет большая часть) станут получать от компании-страхователя не денежную компенсацию выплат, а направление на ремонт.

Данная мера, по мнению многих специалистов, направлена на противодействие автоюристам, которые добивались увеличения страховых выплат за счёт проведения независимых экспертиз. Теперь же обращаться за экспертизой до оценки транспорта страхователем будет незаконно.

Данный шаг имеет как плюсы, так и минусы:

  • с одной стороны, недобросовестные «пострадавшие» проводили схему, в соответствии с которой размер выплат значительно увеличивался. При этом часто стоимость становилась явно завышенной относительно реальной стоимости ремонтных работ и приобретения деталей;
  • с другой стороны, страховые компании стремятся минимизировать выплаты, даже несмотря на то, что часто ремонтные работы стоят значительно дороже. Учитывается износ деталей, тогда как их фактическое состояние оценивается редко. К тому же отремонтированный автомобиль значительно теряет в цене, независимо от качества произведённого ремонта.

В 2020 году также увеличился размер выплат по европротоколу. Ранее он составлял пятьдесят тысяч рублей, отныне от равен ста. Однако предел сумм по данному протоколу для Москвы, а также Санкт-Петербурга останется на прежнем уровне — четыреста тысяч рублей.

Новые изменения в ОСАГО с 1 января 2020 года предполагают включение в правовое поле нового порядка возмещения ущерба. Теперь транспорт будет направляться на ремонт в сертифицированное СТО, а выплаты будут осуществляться лишь в крайнем случае. Это нововведение можно считать основным.

Также важным моментом считается обязанность страховых компаний обеспечить клиентам возможность приобретения электронного полиса, что должно препятствовать навязыванию дополнительных услуг со стороны таких организаций и уменьшить очереди в офисы страхователей.

Система обязательного автострахования нуждается в некотором реформировании. Она несовершенна и имеет множество изъянов и пробелов. Однако развитие её происходит в верном направлении.

ОСАГО представляет собой систему обязательного страхования возмещения вреда в рамках автогражданской ответственности.

Полис ОСАГО – документ, подтверждающий, что автолюбитель застраховал свою материально-имущественную ответственность в случае автокатастрофы или иного ДТП. Характерной чертой полиса можно назвать компенсацию вреда и повреждений, нанесенных иному транспортному средству, жизни и здоровью лиц, находившихся в машине в момент аварии. Размеры платежей по автострахованию вводят органы власти. Без соответствующего полиса управлять машиной не дозволяется.

Основное, что следует иметь в виду касательно документа страхования гражданской ответственности автолюбителя – это то, что полис дает право на компенсацию денежных расходов и вреда, которые его владелец нанес посторонним людям или вещам – автомобилю, жизни и здоровью граждан, которые были в автомобиле в момент автокатастрофы. При оформлении обязательной страховки имущественной ответственности, если будет доказана вина владельца полиса, он не станет испытывать затруднений касательно компенсации причиненного вреда. Расходы, которые по вине застрахованного лица, понес пострадавший, обязана возместить страховая организация.

Контракт на оформление обязательной страховки материально-имущественной ответственности хозяев автомобилей, как правило, заключается на 12 месяцев, причем самый маленький период составления контракта, в соответствии с положениями нормативно правовых актов способен достигать лишь 3-х месяцев. Если человек является хозяином транспортного средства, которое прошло регистрацию за границей, но задумывает использовать его в России, то документ ОСАГО есть возможность получить на период временной эксплуатации автомобиля, но не меньше пятнадцати суток.

В настоящее время Минфин предлагает разрешить продажу ОСАГО на более длительный срок, а не только на 1 год. Многие автовладельцы достаточно положительно воспринимают эту инициативу.

Обязанность предоставлять по требованию сотрудникам дорожной полиции печатный вариант страхового документа могут упразднить в следующем году. Таких изменений в ОСАГО в 2019 году ждут многие автомобилисты.

Такие корректировки в проект нормативного акта об увеличении лимита по европейскому протоколу предложено внести в отечественном Министерстве финансов. Второе лицо ведомства А.Моисеев объявил, что в структуре предложено сформировать целиком электронный документ страхования гражданской ответственности автолюбителей, который станут требовать для проверки сотрудники правоохранительных органов.

Сама процедура контроля за наличием полиса станет осуществляться посредством особого оборудования. Заместитель главы Минфина рассчитывает, что новый нормативный акт о страховании имущественной ответственности автовладельцев сможет вступить в законную силу до конца текущего года.

Электронный полис ОСАГО и сейчас очень удобен, поэтому мы приглашаем вас оформить его у наших партнеров. Заполните поисковую форму и узнайте обо всех предложениях в вашем регионе. С помощью этого сервиса удается сэкономить до нескольких тысяч рублей по сравнению с визитом в офис страховой компании!

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

Поменяться значительно может и стоимость страховки для водителей. Минфин прорабатывает систему, исключающую зависимость стоимости страховки от мощности автомобиля.

По предложениям ведомства, предлагается устанавливать взаимосвязь со стилем вождения конкретного водителя. Чем больше у него нарушений ПДД и чем больше ранее совершенных ДТП – тем дороже для него будет стоить ОСАГО.

Страховые компании нейтрально отозвались на такую инициативу, а вот водители крайне недовольны – жители крупных городов, где нарушения ПДД не редкость даже при очень аккуратном вождении, возмущены.

На основании указания ЦБ РФ, с 1 сентября 2019 года отменяется коэффициент мощности автомобиля, а с 1 сентября 2020 года — коэффициент по региону регистрации.

Кроме того, с 09 января 2019 года вступили в силу новые порядки определения КБМ и стажа.

  1. Коэффициент стажа и возраста водителя отныне будет иметь свыше 50 ступеней, тогда как до этого имел лишь 4. Итого каждый водитель с каждым полном голом вождения будет получать значительное снижение стоимости страховки.
  2. При наличии спорных сведений о КБМ, будет взят наиболее выгодный для водителя коэффициент.

Новый порядок расчетов начнет действовать уже с 9 января 2019 года. Любой вариант возможных корректировок в настоящее время находится исключительно на этапе скрупулезного продумывания или законопроекта. Их претворение в жизнь возможно в период ближайших нескольких лет. Однако конкретных сроков не способны сообщить даже чиновники. Помимо прочего, можно предположить, что реформы станут проводить постепенно, разбив весь процесс изменений на несколько стадий.

В число трудностей входит и то, что инициаторы не способны предсказать то, какова будет реакция на изменения в страховой системе гражданской ответственности самих автолюбителей. Причем для страховщиков выгодным является отнюдь не каждое нововведение. В результате получается, что в текущий период времени представители государства не спешат с проведением реформ в системе страхования материально-имущественной ответственности автовладельцев.

Если у вас остались вопросы по изменениям ОСАГО в 2020 году – задайте их нашим юристам совершенно бесплатно, направив запрос в чат или форму обратной связи.

2 января 2020 года вступили в силу поправки, которые разрешают водителям не возить с собой бумажную распечатку электронного полиса ОСАГО. Теперь водитель имеет право предъявить водителю полис в виде распечатки или электронный вариант на экране любого устройства: смартфона, планшета и т.д. Автоинспектор, в свою очередь, может «пробить» полис по базе данных РСА, и убедиться, что он не поддельный и действительно выдавался.

Сразу несколько изменений в ОСАГО вступили в силу 24 августа 2020 года. Так, теперь страховые компании получили право применять индивидуальные тарифы ОСАГО. К примеру, стоимость полиса ОСАГО может быть повышена для злостных нарушителей ПДД. Кроме того, страховщики получили право при расчёте цены ОСАГО учитывать ряд дополнительных факторов, которые характеризуют индивидуальные особенности автовладельца и его автомобиля: возраст, семейное положение, пол, год выпуска автомобиля и т.д. Каждая страховая компания может устанавливать свой перечень факторов, от которых будет зависеть конечная стоимость полиса ОСАГО.

Также в случае самостоятельной организации проведения независимой экспертизы после 24 августа 2020 года потерпевший в ДТП обязан не позднее чем за 3 дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения. Это необходимо для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *