Когда будет создан единый следственный комитет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда будет создан единый следственный комитет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2011 году Следственный комитет оформился как самостоятельное ведомство, до этого с 2007 года СК работал в структуре прокуратуры.

В результате реформирования прокуроры утратили право инициировать уголовные дела, а также руководить следствием посредством обязательных указаний. Прокуроры, таким образом, потеряли позиции руководителей процесса. А Следственный комитет стал единственным следственным органом, который подчиняется напрямую президенту.

Дискуссии о причинах этой реформы сводились к обсуждению разделения функций надзора, расследования, оперативно-розыскной деятельности.

Единый следственный комитет: смысл есть

«Сегодня мир берет на вооружение модель прокуратуры в вопросах следствия именно с советской прокуратуры — то, от чего мы ушли, — подчеркнул Чайка. — Европейский Союз создает прокуратуру по образу и подобию советской прокуратуры, и с 2019 года это функционирует: прокурор возбуждает уголовное дело, прокурор расследует уголовное дело, поддерживает обвинение и направляет дело в суд — это то, от чего мы ушли, мотивируя, что надо разделить функции следствия и надзора».

«Совершили, на мой взгляд, большую глупость», — заметил генпрокурор.

«Потому что прокурорская модель, когда реализуется функция уголовного преследования, существует в двух видах: либо прокурор сам расследует уголовное дело, либо осуществляет руководство расследованием — то, чего у нас на сегодня нет», — отметил Чайка.

23 января (12 января по старому стилю) 1722 года указом Петра Первого при Правительствущем Сенате (высший орган исполнительной и законодательной власти Российской империи) была учреждена прокуратура во главе с генерал-прокурором для «уничтожения или ослабления зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым генерал-прокурором стал офицер, дипломат Павел Ягужинский.

В задачи ведомства входил контроль за деятельностью государственных органов власти и надзор за исполнением царских указов. В конце XVIII века полномочия прокуратуры были расширены, генерал-прокурору переданы контролирующие функции над органами юстиции и государственными финансами. В связи с реформой системы государственного управления в 1802 году прокуратура вошла в состав созданного Министерства юстиции, а глава министерства по должности занял пост генерал-прокурора.

В 1862-1864 годах в России была проведена масштабная судебная реформа, в результате которой под функции прокурорского надзора подпали действия органов следствия. Сотрудники ведомства стали принимать участие в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел. В таком виде прокуратура просуществовала более 50 лет. 24 ноября 1917 года все органы суда, следствия и прокурорского надзора царской России были упразднены первым нормативным актом о суде, известном как Декрет №1 Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР.

67440

17537

24720

18495

Фото 34871

Артем Кошеленко

Чайка снова выступил за создание единого Следственного комитета при прокуратуре

25287

16369

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

В апреле 1990 года на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету министров СССР было предложено внести предложения о создании союзного Следственного комитета.

После доработок и согласований текста в 1993 году проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесён на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. После роспуска Верховного Совета процесс принятия закона был остановлен.

15 января 2011 года председателем Следственного комитета Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 был назначен Александр Иванович Бастрыкин[16][17].

В январе 2011 года Бастрыкин на сайте СК России опубликовал статью с предложением о введении в уголовное законодательство Российской Федерации положения об установлении уголовной ответственности юридических лиц. При этом он ссылался на опыт ряда европейских государств (Германия, Великобритания, Испания и др.), а также США, где такая ответственность юридических лиц существует. Бастрыкин утверждал, что реализация данного предложения позволит добиваться более полного возмещения потерпевшим причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда, когда преступление связано с деятельностью юридического лица (например, авиационные, морские и железнодорожные катастрофы, повлекшие тяжкие последствия и произошедшие по вине фирмы-перевозчика).

В феврале 2012 года Александр Бастрыкин опубликовал на сайте СК России статью о совершенствовании в Российской Федерации механизма борьбы с финансовыми нарушениями, где выдвинул ряд предложений, в том числе о создании финансовой полиции (по примеру финансовой гвардии в Италии), которая объединила бы в себе функции ныне действующей в России финансовой разведки и налоговой инспекции.

В марте 2012 года Александр Бастрыкин опубликовал статью о возможности и необходимости возвращения в УПК Российской Федерации института объективной истины. Он утверждал, что, как и в ранее действовавшем уголовно-процессуальном законодательстве, в ныне действующем УПК должно быть закреплено положение о том, что целью уголовного судопроизводства должно быть полное, объективное и всестороннее установление всех обстоятельств расследуемого события, то есть достижение объективной истины по уголовному делу. Истина по уголовному делу должна устанавливаться в результате процессуальной деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда при безусловном соблюдении принципа презумпции невиновности подозреваемого, обвиняемого и подсудимого.

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, председатель СК России имеет допуск к государственной тайне[18]. По утверждению «Новой газеты», Бастрыкин настоял на том, чтобы должность именовалась аналогично с главой КГБ СССР — ​председатель[19].

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего указа президента Российской Федерации.

  • Пискарёв Василий Иванович (с 15 января 2011 г. и. о. заместителя председателя; заместитель председателя с 8 апреля 2011 г., № 422; первый заместитель председателя 9 апреля 2012 г., № 417 — 30 апреля 2016 г., № 204)[20]
  • Кабурнеев, Эдуард Валерьевич (заместитель председателя с 22 апреля 2020 г., № 281; первый заместитель председателя с 3 августа 2020 г., № 489)

У первых четырех назначенных заместителей председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента Российской Федерации после создания СК России[21].

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; 31 марта 2011 г., № 372 — 22 апреля 2020 г., № 282)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Нырков Юрий Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; 8 апреля 2011 г., № 422 — 30 апреля 2016 г., № 204)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; 8 апреля 2011 г., № 422 — 6 ноября 2018 г., № 635)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535[22])
  • Лавренко, Андрей Валерьевич (11 сентября 2013 г. — 17 марта 2016 г., № 129)
  • Лазутов, Илья Валерьевич (8 мая 2015 г., № 236 — 11 июня 2020 г., № 385)
  • Краснов, Игорь Викторович (30 апреля 2016 г., № 204 — 22 января 2020 г., № 52)
  • Рассохов, Ростислав Геннадьевич (с 12 мая 2020 г., № 319)
  • Ущаповский, Николай Владимирович (с 3 августа 2020 г., № 489)

В единую централизованную систему СК России входят:

  • центральный аппарат;
  • региональные главные следственные управления (следственные управления), приравненные специализированные (в том числе военные) СУ и следственные отделы;
  • районные, городские и приравненные к ним (в том числе военные) следственные отделы и следственные отделения, межрайонные следственные отделы, специальные подразделения;
  • образовательные учреждения Следственного комитета Российской Федерации;
  • организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.
  • 25 июля — День сотрудника органов следствия Российской Федерации[29].
  • 19 октября — День сотрудника криминалистической службы Следственного комитета Российской Федерации[30][31].
  • Московская академия Следственного комитета Российской Федерации
  • Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации (в качестве самостоятельного вуза с 13.05.2016 по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации)
  • Кадетский корпус им. Александра Невского (г. Москва)
  • МБОУ школа-интернат «Кадетский Корпус» (г. Химки)
  • Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации
  • ФГКОУ «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф.Слипченко»

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Александр Бастрыкин отказался от идеи создания в стране единого СК

Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

  • Убийства.
  • Изнасилования.
  • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
  • Похищение человека.
  • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
  • Налоговые преступления.

В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

  • Следственное управление.
  • Организационно-инспекторское управление.
  • Управление криминалистики.
  • Управление обеспечения деятельности.
  • Следственные управления по федеральным округам.
  • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • Военное следственное управление.

Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

  • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
  • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

  • Статья 151 УПК РФ: порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  • Прокуратура — это государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов. Структура и полномочия прокуратуры
  • Основные функции прокуратуры РФ
  • Дознаватель — это … Определение, функции и обязанности
  • Органы социального партнерства. Основные принципы и задачи социального партнерства
  • Основные принципы стандартизации. Цели, методы и принципы стандартизации
  • Следственно-оперативная группа: состав, сотрудники, деятельность

Основной задачей следственных органов Следственного комитета России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления — убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления — получение и дача взятки, должностные преступления — злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести — нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами — депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов.

Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренном ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами, при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

Профессиональный праздник сотрудники следственных органов отмечают ежегодно 25 июля. Сама структура существует несколько десятилетий, однако официально праздник закреплен за представительством ведомства с 2013 года. Празднование проходит на всей территории России. Каждый год в Москву по приглашению Министра Внутренних дел приезжают лучшие сотрудники, отличившиеся во время службы, для награждения и вручения благодарностей. Посещение праздничного концерта является подарком всем следователям.

Этот день отмечают все служащие в соответствующих органах исполнительной власти граждане: Следственный комитет России, подразделения Федеральной службы безопасности, а также Министерства Внутренних дел и других структур. Объединенные одним общим гражданским делом, ведомственные структурные подразделения работают солидарно, чтобы раскрыть преступление, наказать злоумышленника, обезопасить граждан страны от террористических угроз.

Празднование знаменует проведения ряда торжественных мероприятий для работников данной структуры. В столице проходит ежегодный поздравительный концерт с участием известных актеров, звезд эстрады, ведущих. Отличников службы в этот день премируют, вручают награды и производят повышение в должности или звании. Ветеранов следствия поздравляют их молодые коллеги, проводят встречи и торжественные поздравления. Доброй традицией этого дня стало проведение различных соревнований и спортивных состязаний между представителями структур следствия с награждением победителей.

После официальных поздравлений сотрудники собираются за общим столом или семейной трапезой, вспоминают интересные истории со службы, рассказывают о своих первых днях работы. Интересной традицией считается просмотр кинофильмов о следователях. Также в этот день открывают памятные доски, мемориалы, скульптуры, посвященные сотрудникам органов или их профессии.

Плановая реорганизация СК России 2019-2020 годов началась с увольнений и отставок членов руководящего состава разных подразделений комитета по следствиям. В самом начале волны этих событий можно было увидеть, что работу потерял президент Свердловского подразделения, затем «под прицел» попал Челябинский комитет, а потом Краснодарский край.

Сегодня волна смещения руководителей уже приостановилась, но ожидать того, что сокращения должностей и увольнения некоторых сотрудников в 2020-м году произойдёт, всё-таки стоит.

Откровенно говоря, реформа следственного комитета требовалась довольно давно, ведь оснований к этому было больше, чем достаточно.

Отдельного внимания заслуживает упразднение следственного комитета. Сегодня не совсем понятно, идёт ли речь о полном упразднении данной структуры, либо о его реорганизации. Дело в том, что ликвидация, как процедура, также возможна.

Однако без людей, которые сегодня работают в ведомстве СК, невозможно представить себе работу государства, то есть на месте старой структуры должна быть сформирована новая. Речь идёт о формировании Федеральной службы расследований, в рабочий штат которой войдут как раз таки сотрудники Следственного комитета. Дополнительный состав сотрудников будет пополняться из ведомств МВД и ФСБ.

На сегодняшний день расформирование следственного комитета ещё находится на рассмотрении. Однако за внедрение подобного законопроекта выступают члены совета администрации президента. В пользу подобного решения говорят то, что это позволит улучшить силовую структуру каждого субъекта федерации. При этом, ликвидация СК вполне возможна по причине того, что на эту процедуру не потребуется большое количество денег из государственного бюджета.

На самом деле предложение о расформировании СК поступило от Дмитрия Медведева, то есть от премьер-министра страны. Он подсчитал, что подобная реформа позволит не только сэкономить бюджетные средства, а и сделает уровень безопасности в государстве более высоким.

Именно такие заявления поступали в прессу сразу после новости о реорганизации структуры. Сегодня новостей по поводу того, как будет происходить реорганизация ведомства в дальнейшем, мало, поэтому приходится довольствоваться текущей информацией.

Первые независимые следственные органы были учреждены в России в ходе судебной реформы XVIII в., которая, в частности, предполагала разделение предварительного следствия и судебного процесса. Указом Петра I от 25 июля 1713 г.

была образована первая следственная канцелярия под руководством гвардии майора князя Михаила Волконского. В 1714-1717 гг. созданы еще несколько подобных органов, которые напрямую подчинялись Петру I. Они вели следствие по уголовным делам, возбужденным в отношении высокопоставленных чиновников.

Канцелярии упразднили в 1724 г., в соответствии с указом Петра I от 9 декабря 1723 г. На протяжении последующих лет предварительное следствие осуществляли административные и судебные органы – Сыскной приказ, полицмейстерская канцелярия и др. В ходе судебной реформы 1862-1864 гг.

органы следствия были выведены из состава полиции и переданы в структуру судов.

Институт судебных следователей был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1. В 1920-х гг. следственные отделы создавались при правоохранительных органах, судах, Наркомате юстиции РСФСР, военных трибуналах и др. В 1928 г. весь следственный аппарат был передан прокуратуре РСФСР.

5 ноября 1936 г. СНК СССР принял постановление “О структуре Прокуратуры Союза ССР” (образована в 1933 г.

), согласно которому следственные органы были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР. В составе прокуратуры был создан следственный отдел.

В последующие годы следственные подразделения были образованы при Министерстве внутренних дел СССР и органах госбезопасности.

В апреле 1990 г. I-й съезд народных депутатов СССР поручил Комитету Верховного Совета по законодательству и Совету Министров подготовить предложения по созданию единого союзного Следственного комитета. Однако эта инициатива не была реализована в связи с распадом СССР в 1991 г.

В 2007 г. в России был образован Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, которому передали полномочия надзорного ведомства в части возбуждения и расследования уголовных дел. 5 июня 2007 г.

соответствующие поправки были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре, а 1 августа того же года президентом РФ Владимиром Путиным подписан указ о СКП и утверждено положение о нем.

Комитет возглавил первый заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин.

СКП стал органом, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве.

К его подследственности было отнесено расследование тяжких и особо тяжких дел, а также преступлений, совершенных должностными лицами.

Вместе с тем, прокуратура сохранила некоторый контроль за следствием: уголовное преследование в ходе судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью комитета и др.

Прокуратура выступила за единый Следственный комитет

23 сентября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан новый независимый следственный орган.

Это решение было принято в связи с необходимостью четко разграничить функции прокурорского надзора и предварительного расследования. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 сентября 2010 г.

В тот же день президент подписал указ “Вопросы Следственного комитета Российской Федерации”, которым распорядился образовать его на базе СКП.

Приоритетным направлением деятельности СК является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе дела об убийствах, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, коррупция и др.

К подследственности комитета относятся все тяжкие преступления в отношении детей, или совершенные несовершеннолетними, а также уголовные дела в отношении должностных и высокопоставленных лиц различных органов власти, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Также Следственный комитет расследует дела о терактах и отдельные преступления против мира и безопасности (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны).

В систему Следственного комитета входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель ведомства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее указом президента РФ. С момента образования СК РФ пост его председателя занимает Александр Бастрыкин.

Сотрудники комитета, кроме военнослужащих, имеют специальные звания: от младшего лейтенанта до генерала юстиции. Проходящие службу в военных следственных органах СК являются военнослужащими, звания присваиваются им в соответствии с федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

Штатная численность ведомства составляет 23 245 человек, из них 2 119 – сотрудники военных следственных органов.

Следственный комитет – это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия “следственный комитет” и вовсе не существовало – всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация предварительного расследования в форме следствия. На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель – Василий Иванович Пискарев.

Следственный комитет – это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов.

Согласно статье 5 ФЗ “О Следственном комитете”, рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина.

Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

К чему приведет реформа силовых структур и зачем она понадобилась

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

15 января 2011 года исполнявший (с 4 октября 2010 г.[3]) обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин был назначен Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 Председателем Следственного комитета Российской Федерации[4][5][6].

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель Следственного комитета имеет допуск к государственной тайне.

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации (у первых пяти назначенных заместителей Председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента РФ после создания СК России).[8]

  • Сорочкин Александр Сергеевич, заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации — руководитель Главного военного следственного управления (с 15 января 2011 г. и. о.; с 31 марта 2011 г., № 372)
  • Нырков Юрий Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Пискарёв Василий Иванович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422; с 9 апреля 2012 г. назначен первым заместителем, № 417)
  • Леоненко Елена Евгеньевна (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Карнаухов Борис Михайлович (с 15 января 2011 г. и. о.; с 8 апреля 2011 г., № 422)
  • Фёдоров Александр Вячеславович (с 13 ноября 2012 г., № 1535[9])

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

  • Главное следственное управление
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
    • Управление методико-аналитического обеспечения
    • Отдел информационно-технического и документационного обеспечения
  • Главное военное следственное управление
  • Главное управление процессуального контроля
    • Управление процессуального контроля за следственными органами
    • Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции
    • Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное организационно-инспекторское управление
    • Организационно-контрольное управление
    • Информационно-методическое управление
    • Управление собственной безопасности
    • Управление оперативных служб
    • Отдел документационного обеспечения и корректуры
  • Главное управление криминалистики
    • Методико-криминалистическое управление
    • Технико-криминалистическое управление
    • Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации
    • Финансово-экономическое управление
    • Управление материально-технического обеспечения
    • Управление делами
    • Контрольно-ревизионное управление
    • Отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам
    • Отдел организационного и документационного обеспечения
  • Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу
    • Управление по расследованию особо важных дел
    • Контрольно-криминалистическое управление
    • Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Следственное управление по Центральному федеральному округу
  • Следственное управление по Северо-Западному федеральному округу
  • Следственное управление по Приволжскому федеральному округу
  • Следственное управление по Уральскому федеральному округу
  • Следственное управлениепо Сибирскому федеральному округу
  • Следственное управление по Дальневосточному федеральному округу
  • Следственное управление по Южному федеральному округу
  • Управление кадров
  • Правовое управление
  • Управление взаимодействия со средствами массовой информации
  • Управление международно-правового сотрудничества
  • Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению
  • Управление по защите государственной тайны
  • Управление физической защиты
  • Отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

Приказом Следственного комитета России от 15 июля 2011 г. № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», изданным в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Следственном комитете РФ», были учреждены ведомственные награды Следственного комитета Российской Федерации.


Похожие записи: