Дтп повлекшее тяжкий вред здоровью статья ук рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дтп повлекшее тяжкий вред здоровью статья ук рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

За тяжкие телесные повреждения при ДТП статья 264 УК РФ разделяет по пунктам каждую возможную ситуацию. Самое строгое наказание ждёт водителя, который был за рулём в нетрезвом виде. Хотя наказание за повреждения и нанесение вреда здоровью человека рассматривается статьями 111,112,115,118 УК РФ, при ДТП основой служит статья 264. В 2018 году утратила силу ст. 265 «Оставление места ДТП».

Нетрезвый водитель – это человек, который употребил спиртное. В юридический термин «в состоянии опьянения» входят не только выпившие люди, но и принимающие наркотики, психотропные, опьяняющие вещества. Все эти лица, употребившие подобные средства и управляющие в таком виде транспортным средством наказываются тюремным заключением до 9 лет. Условного срока для них не полагается. Кроме этого, человек лишается водительского удостоверения на срок от 1,5 до 3 лет и ему назначается штраф 30 – 50 тыс. руб.

Наказание за причинение тяжких телесных повреждений при ДТП

При ДТП с тяжкими телесными повреждениями следует знать, что грозит водителю в материальном отношении, кроме санкции в виде лишения свободы:

  1. Восстановление повреждённого транспорта, грузов, финансово-экономического ущерба (по ОСАГО страховая компания возмещает потерпевшей стороне страховой случай, но не более 500 тыс. руб.).
  2. Компенсация морального вреда. Измеряется степенью психологического состояния близких родственников и последствий гибели, тяжкого травмирования пострадавшего. Потерпевшие могут затребовать несколько миллионов рублей. Но чтобы их требование было обоснованным, виновному разумнее будет требовать возмещения ущерба через суд. Например, человек сбил дедушку 75 лет, переходящего улицу ночью в неположенном месте. Родственники потерпевшего требуют 3 млн руб. за моральный ущерб. Оправдывают требование тем, что очень любили покойного и его утрата ничем незаменима. Виновный не в состоянии выплатить такую сумму, даже если продаст своё жильё. Он потребовал, чтобы потерпевшие взыскали с него компенсацию за моральный ущерб через суд. В ходе судебного разбирательства, были выяснены обстоятельства того, что пожилой человек ночью скитался один по дорогам, потому что его выгнали из дома родные. Кроме того, старик страдал болезнью Альцгеймера. Исходя их всех данных, суд постановил выплатить за моральный ущерб сумму, покрывающую расходы на ритуальные услуги, годовщину и надгробный камень – в общей сложности 300 тыс. руб. Сам виновный получил условный срок 1,5 года.
  3. Оплата всех расходов на лечение и реабилитацию пострадавшего. Если человек выжил, но находится в критическом состоянии, то виновный компенсирует расходы на лекарства, стационар, лечебный комплекс, инвалидное кресло и т. д. Но только, если есть подтверждающие документы (чеки, квитанции), направления, рецепты, заключения судебных медиков, лечащих врачей о том, что заболевание – это последствие аварии.

Мировое досудебное соглашение во многом упрощает судебный процесс. Если стороны между собой договорились о возмещении морального или другого ущерба, то факт передачи денег нужно зафиксировать в нотариально заверенном документе.

Для подсудимого это важно – вдруг родственники потерпевшего скажут, что им ничего не дали. Доказать обратное будет очень трудно.

Уголовный кодекс устанавливает несколько видов возмещения ущерба пострадавшим со стороны виновного:

  1. Материальный ущерб – стоимость разбитой машины, повреждённых ценных грузов и предметов, потери семьи в финансовом отношении в связи с травмой или гибелью человека.
  2. Ущерб здоровью – стоимость лечения, реабилитации компенсируется/оплачивается виновным в том объёме, который необходим. Но это не означает, что потерпевшая сторона может пользоваться этим и заменять дешёвое лечение дорогим без назначения врача и подтверждения судмедэксперта. То есть, осуждённый покрывает расходы на лечение в разумных пределах.
  3. Моральный ущерб – его степень определяют обычно судебные психологи, судмедэксперты. Проводят тесты с каждым из потерпевшей стороны. После чего пишут заключение в доступной для понимания суда форме.

Он характеризуется неопасным для жизни продолжительным расстройством здоровья или стойкой утратой трудоспособности не менее чем на 1/3. Период нахождения потерпевшего на больничном – от 21 дня и более.

Здесь также предусмотрена административная ответственность. По ч. 2 ст. 12.24 КоАП водителю грозит штраф в сумме 10 000–25 000 рублей или временное изъятие водительского удостоверения на 1.5-2 года.

Нередко бывает так, что в результате дополнительного медицинского обследования средние телесные повреждения трансформируются в тяжкие. Тогда возбуждается уголовное дело по первой или второй части ст. 264 УК РФ с одновременным закрытием административного производства.

ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью, характеристика, наказание

Его причинение уже оборачивается уголовной ответственностью. Субъектом преступления является виновный водитель автомобиля, другого транспорта, на управление которым требуется получать права.

В п. 6.1 Приказа № 194н тяжкие телесные повреждения характеризуются как травмы, создающие прямую угрозу жизни. Сказанное касается и увечий, вследствие которых опасное для человека состояние развивается со временем. В свою очередь, в ст. 111 УК РФ содержится еще один признак вреда – стойкая потеря трудоспособности более, чем на треть.

Наличие тяжкого вреда здоровью, источники его происхождения устанавливает экспертиза. Полученные результаты затем описывает суд в своем приговоре.

Некоторые из них обозначены в ст. 111 УК РФ. В ней, в частности, упоминается о потери речи, зрения либо слуха. Сказанное также касается утраты органа в организме или его основных функций. К тяжким телесным повреждениям также относятся прерывание беременности или получение стойкого психического расстройства.

Более подробно список травм приведен в Приказе № 194н. Все их перечислять нет необходимости. Поэтому остановимся только на основных из них.

Внешние увечья:

  • раны головы;
  • утрата зрения на один или оба глаза;
  • частичная глухота;
  • потеря конечности;
  • обезображивание лица.

Однако зачастую тяжелые травмы невидны невооруженным глазом. Не менее опасны те, которые возникли изнутри. Об их наличии соответствуют крики пострадавшего, потеря им сознания.

Повреждения внутренних органов:

  • переломы черепа, его костей;
  • внутричерепные травмы;
  • проникающие ранения шеи, щитовидной железы;
  • переломы в шейном отделе позвоночника;
  • проникающие раны грудной клетки, живота;
  • многочисленные переломы ребер;
  • разрыв крупных кровеносных артерий;
  • обильная кровопотеря;
  • острая сердечная недостаточность.

Одним из критериев тяжкого вреда здоровья является стойкая утрата общей или полная профессиональной трудоспособности. Степень ее потери определяется по правилам, утвержденным правительственным постановлением № 789 от 16.10.2000 г.

Когда ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью стало следствием умысла, то виновнику в силу п «в» ст. 111 УК РФ грозит до 10 лет лишения свободы. Помимо этого, суд может назначить ограничение свободы в пределах двух лет.

Стоит подробнее остановиться на санкциях, которые содержатся в ст. 264 УК. Представить их проще всего в виде приведенной ниже таблицы. Строгость наказания зависит от конкретной части статьи, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Нередко суды заменяют фактическое лишение свободы условными сроками для обвиняемых. И такие приговоры далее по тексту материала будут проиллюстрированы случаями из судебной практики.

Кроме того, есть множество примеров, когда по ч. 1 ст. 264 УК уголовное дело вообще прекращается. Основание – примирение обвиняемого и потерпевшего, а также возмещение ущерба от ДТП.

Часть

статьи

Квалификация Ограничение свободы Арест Принудительные работы Лишение свободы
Тяжкие телесные повреждения
1 Без квалификации до 3 лет до 6 месяцев до 2 лет до 2 лет
2 Алкоголь, наркотики, оставление места ДТП _ _ до 5 лет от 3 до 7 лет
Летальный исход
3 Без квалификации _ _ до 4 лет до 5 лет
4 Алкоголь, наркотики, оставление места ДТП _ _ _ от 5 до 12 лет
Смерть двух и более лиц
5 Без квалификации _ _ до 5 лет до 7 лет
6 Алкоголь, наркотики, оставление места ДТП _ _ _ от 8 до 15 лет

Дополнительным наказанием для водителя является лишение прав на период до 3 лет. Если гражданин обвиняется по ч. 1 ст. 264 УК РФ, то вопрос с удостоверением решается на усмотрение суда.

Относительно свежие прецеденты свидетельствуют о том, что при отсутствии отягчающих обстоятельств суды лояльно относятся к виновникам ДТП. Зачастую реальные сроки лишения свободы заменяются условными. В некоторых случаях даже применяется судебный штраф.

Когда обвинение предъявлено по ч. 1 ст. 264 УК РФ, во многих ситуациях уголовное преследование прекращается. Этому способствуют примирение и полная компенсация вреда.

Что касается лишения водительских прав, суды нечасто прибегают к максимуму в 3 года. Во внимание берется и взаимосвязь управления машиной с трудовой деятельностью. Для ознакомления далее приводится несколько судебных прецедентов.

Дунаев вследствие неосторожного маневра допустил опрокидывание автомобиля. Находившийся там пассажир вследствие полученных травм скончался.

Назначая наказание по ч. 3 ст. 264 УК РФ, Курганинский районный суд Краснодарского края учел в отношении Дунаева смягчающие обстоятельства. Это совершение преступления впервые, признание вины и раскаяние, а также частичное возмещение ущерба родным потерпевшего.

Приговором от 27.05.2020 г. по делу № 1-120/2020 Дунаев осужден на 2 года лишения свободы условно. На такой же период времени его избавили от водительских прав.

Статья 264 УК РФ: нарушение ПДД

1. Вопросы квалификации комментируемого преступления разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25.

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность использования дорожных транспортных средств (основной непосредственный объект). Безопасность жизни и здоровья человека выступает в качестве дополнительного объекта преступления.

3. Предметом преступления являются механические транспортные средства.

Механические транспортные средства должны быть самоходными, т.е. иметь автономный двигатель. В ч. 1 комментируемой статьи 264 УК РФ указаны некоторые из них: автомобили и трамваи, а в примеч. к статье названы дополнительно также троллейбусы, тракторы и мотоциклы.

Транспортным средством признаются и иные самоходные машины и механические транспортные средства. В частности, к ним относятся специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Это машины сельскохозяйственного назначения (например, комбайны), дорожные (автогрейдеры, асфальтоукладчики и др.), погрузочные (автопогрузчик, автокран) и др.

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Ответственность за тяжкий вред здоровью при ДТП

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Положения ст. 264 УК РФ предполагают заведение уголовного дела на водителей, виновных в ДТП, при наличии последствий, рассматриваемых в статье. Но они должны вызываться именно нарушениями Правил дорожного движения либо ненадлежащей эксплуатацией транспортного средства. То есть суду потребуется установить причинную связь данных событий с возникшими последствиями.

Объекты преступления в данном случае – жизнь человека, его здоровье, безопасность движения и управления транспортным средством. Предметами преступления выступают только механические средства передвижения, работающие от двигателя. К ним относят машину, трактор, трамвай, самоходный автомобиль. Остальные виды ТС, не относящиеся по определённым параметрам (скорость, объём двигателя, мощность двигателя) к механическим видам транспорта в таком качестве в статье не рассматриваются.

Суды считают субъектом преступления только лицо, которое достигло 16-летнего возраста. Если оно стало виновником ДТП, управляя механическим ТС, то полностью отвечает за его последствия, предусмотренные в статье 264.

Субъектами преступления считаются следующими лица:

  1. Получившие водительское удостоверение на законных основаниях.
  2. Не имеющие удостоверения, но управляющие ТС.
  3. Лишённые документа в результате его изъятия за предыдущие нарушения.

Таковыми признаются также инструкторы, которые обучают вождению на учебном автомобиле с двойным управлением. При обучении на машине, где не предусмотрено двойное управление, наказанию за нарушение ПДД подвергается лицо, фактически управляющее ТС.

Водители военной техники не отвечают за последствия аварии, наказуемые по статье 264 УК. Если же они при управлении механическим (не военным) средством передвижения нарушают ПДД, то привлекаются к ответственности по этой статье на общих основаниях.

Какая ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП?

Приговоры в отношении преступлений, рассматриваемых в статье 264 Уголовного Кодекса, могут быть отменены и возвращены прокурору в следующих случаях:

  1. Отсутствие в обвинительном документе ссылок на соответствующие пункты ППД, правила эксплуатации ТС, несоблюдение которых привели к печальным последствиям.

Важно! Основанием к отмене приговора апелляционным судом будет отсутствие указаний на конкретные пункты Правил.

  1. Отсутствие в приговоре прямого указания, в чём состоит нарушение.
  2. Наличие в обвинительном приговоре пунктов Правил, где нарушения не соответствуют реальным обстоятельствам дела. В соответствии со статьёй 237 УПК РФ судья может самостоятельно либо по настоянию ответчика возвратить дело в прокуратуру. Сторона обвинения должна конкретно указать пункты Правил, которые были нарушены и вызвали последствия, описанные в ст. №264.

К главным причинам, приводящим к нарушению водителями Правил передвижения по дороге, относятся:

  • повышенная скорость передвижения;
  • проезд водителя на красный сигнал светофора;
  • управление ТС в пьяном состоянии;
  • невнимательность при вождении;
  • сознательное нарушение Правил (неправильный обгон, выезд на встречную полосу, несоблюдение дистанции);
  • неоправданно рискованное вождение;
  • неправильное поведение при возникновении экстренных ситуаций.

Основные нарушения при использовании транспортного средства: стоянка в неположенном месте, эксплуатация неисправного ТС.

Самой распространённой причиной ДТП является несоблюдение скоростного режима.

Интересно! Согласно судебной практике, из-за превышения скорости происходит 40% всех дорожных происшествий.

Виновность лица определяется по тому, насколько он придерживается требований ПДД (п. 10.1). В этом пункте сформулированы правила безопасности, которых водители должны выполнять при управлении ТС:

  • движение со скоростью не выше установленных ограничений;
  • учёт его интенсивности;
  • погодные условия (видимость и др.);
  • состояние и особенности ТС, перевозимого груза.

При обнаружении водителем опасности передвижения по дороге ему следует снизить скорость ТС, при необходимости – до полной остановки. Статья 264 УК РФ предполагает введение уголовной ответственности для водителя, который организовал ДТП. Но это осуществимо, если установлено, что он имел техническую возможность не допустить такую ситуацию. Также должна быть установлена связь между действиями нарушителя и их последствиями.

Аварийная ситуация может возникнуть при технической неисправности средства передвижения, не дающей шансов избежать столкновения. Определяя меру наказания водителя в каждом конкретном случае, судьи учитывают, какова была обстановка на дороге перед ДТП.

Если ДТП случилось в тёмное время дня из-за плохой видимости, то принимая решение о наказании нарушителя движения, судьи учитывают его действия до аварии. Согласно пункту 10.1 Правил водитель должен в критической ситуации выбирать скоростной режим, который бы позволял ему контролировать движение своего ТС. Соблюдение этого пункта помогает смягчить ему приговор в суде.

По преступлениям, предусмотренным в ст. 264 УК РФ, обязательно проводят автотехническую экспертизу. Она должна ответить на вопросы, значимые при расследовании происшествия на дороге. Например, определить скорость и тормозной путь автомобиля (другого ТС) во время ДТП, возможность его остановки.

Важно! Автоэксперты решают лишь специальные вопросы, которые связаны с техническим проблемами.

Обращение к ним судебных органов с вопросами, которые не входят в их компетенцию, не допустимо. Нередко судьи пытаются добиться от экспертов ответа на правовые вопросы (например, определение степени вины участников движения). В этом случае заинтересованные лица вправе просить о назначении повторной экспертизы.

Анализ заключений автоэкспертизы позволяет судить об обстоятельствах, при которых действовали участники движения. При активности адвокатов и профессионально выполненной экспертизе виновной стороне нередко удаётся добиться требуемого результата.

Статья 264 часть 1 УК РФ: нанесение тяжкого вреда, компенсация и ответственность

Если после аварии на дороге человеку были причинены травмы, в результате которых органы или части тела пострадавшего могут перестать функционировать, подобные последствия называются тяжкими телесными повреждения, полученные в ДТП. Действующий приказ Министерства здравоохранения от 2008 года №194-н содержит перечень телесных повреждений, относящиеся к данной группе. Примеры травм из этого перечня:

  • существенные ранения;
  • ожоги большой области тела;
  • переломы конечностей, которые могут стать причиной нарушения их работы;
  • частичная или полная потеря зрения, слуха;
  • потеря органов или частей тела;
  • другие травмы с тяжелыми последствиями для здоровья.

Когда пострадавший в ДТП получает одновременно несколько видов травм, то степень тяжести определяется по самой существенной.

При расследовании подобных ДТП, назначается проведение специальной экспертизы с привлечением медицинского персонала. В процессе её проведения устанавливается:

  1. в результате чего были полученные травмы;
  2. степень потери работоспособности каждого их пострадавших.

Медицинский эксперт, являющийся членом комиссии, фиксирует все полученные повреждения, и устанавливает наличие психологических расстройств у пострадавшего. Указанный выше приказ Минздрава позволяет классифицировать полученные человеком травмы по следующим параметрам:

  • как полученные повреждения могут сказаться на жизнедеятельности гражданина;
  • могут ли травмы оказать влияние на работоспособности пострадавшего;
  • время, которое необходимо человеку для полного восстановления здоровья от травм;
  • процент потери слуха, зрения других органов чувств;
  • потеря частей тела или внутренних органов.

В случае нанесения тяжкого вреда здоровью при ДТП статья УК РФ наказание предусматривает довольно серьезные. Но избежать этого можно, если до момента принятия судом решения по данному делу, произойдет примирение сторон. К подобным мерам часто прибегают стороны процесса при наличии родственных связей.

Обязательное условие примирения — это полная компенсация причиненного вреда пострадавшему со стороны виновника ДТП. В этом случае сумму компенсации устанавливает сам потерпевший. Если виновник ДТП не согласен с ней, он может не примиряться с пострадавшим, а дождаться решения суда. Если необходимая сумма была выплачена пострадавшему в полном объеме, то он должен подписать специальный документ. В нем изложены разъяснения и пояснения того, что он не имеет к виновнику ДТП никаких претензий и готов с ним примириться. Подобная мера возможна, если гражданин, совершивший ДТП, не имел судимости

Существует три степени вреда здоровью: легкая, средняя и тяжелая. Легкий вред — это повреждения, которые не являются значительными и не влияют на здоровье в целом: порезы, ссадины, синяки, вывихи и прочее. Средний вред здоровью — любые повреждения, которые заживают длительный период или в незначительной степени сказываются на здоровье в целом: переломы, растяжения, иные подобные травмы.

Существует три ситуации, при которых дорожно-транспортное происшествие расценивается как уголовно наказуемое преступление:

  • В результате аварии был причинен вред здоровью средней тяжести;
  • Авария закончилась тяжким вредом здоровью для участника дорожного движения;
  • В результате аварии один или несколько участников дорожного движения погибли.

Таким образом, причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП считается уголовно наказуемым преступлением независимо от обстоятельств. Однако наказание за него может и не последовать — все зависит от обстоятельств, как отягчающих вину, так и оправдывающих водителя, ставшего виновником аварии.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

  • Алкогольное опьянение. Самый главный фактор, влияющий на вину водителя. Если он был пьян, то отделаться штрафом или работами будет практически невозможно. При этом степень алкогольного опьянения не имеет никакого значения. Так же при алкогольном опьянении водитель гарантированно лишается прав;
  • Скрытие с места ДТП. Если водитель покинул место аварии, то это не только увеличит наказание за причиненный вред здоровью при ДТП, но и повлечет за собой дополнительное наказание за оставление пострадавшего и неоказание медицинской помощи.
  • Помощь пострадавшему. Если водитель оказал своевременную первую пострадавшему в аварии (а тем более спас ему жизнь), то это крайне положительно скажется на мнении суда и позволит в значительной мере снизить степень вины;
  • Примирение с пострадавшим. Если у пострадавшего нет каких — либо претензий к виновному (например, если он понимает, что ДТП стало неудачным стечением обстоятельств), то с виновного могут снять все обвинения;
  • Обстоятельства самого ДТП. Смягчить вину может огромное множество факторов: видимость на дороге, качество дорожного покрытия, отсутствие необходимых ограничительных знаков, неисправность автомобиля и многое другое.

Первое, что стоит упомянуть при рассмотрении наказания за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП это то, что такой поступок полностью попадает под Уголовный Кодекс РФ. Таким образом, кодекс од Административных Правонарушениях не имеет никакого отношения к причинению тяжкого вреда здоровью при ДТП.

Второе важное дополнение заключается в том, что УК РФ указывает максимальные сроки наказания. Само же наказание должен будет установить судья, исходя из обстоятельств самой аварии. Поэтому оно может быть значительно снижено или отменено вовсе.

Наказание за причинение тяжкого вреда здоровью:

  1. 3 года ограничения свободы;
  2. 2 года принудительных работ;
  3. 6 месяцев ареста;
  4. 2 года лишения свободы;
  5. Лишение прав на 3 года.

Наказание за причинение тяжкого вреда здоровью в том случае, если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения:

  1. 3 года принудительных работ;
  2. 4 года лишения свободы;
  3. 3 года лишения прав.

Наказание за ДТП, в результате которого был причинен вред, повлекший гибель пострадавшего:

  1. 4 года принудительных работ;
  2. 5 лет лишения свободы;
  3. 3 года лишения прав.

Наказание за ДТП, в результате которого был причинен вред, повлекший гибель пострадавшего, в том случае, если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения:

  1. 7 лет лишения свободы;
  2. 3 года лишения прав.

Наказание за аварию, в результате которой был получен ущерб, повлекший гибель двух и более человек:

  1. 5 лет принудительных работ;
  2. 7 лет лишения свободы;
  3. 3 года лишения прав.

Наказание за аварию, в результате которой по вине пьяного водителя погибло более одного человека:

  1. 9 лет лишения свободы;
  2. 3 года лишения прав.

Существует так же две дополнительные меры наказания, которые могут быть назначены судом в случае ДТП с тяжелыми последствиями:

  • Компенсация лечения и реабилитации пострадавшего;
  • Компенсация морального вреда.

Первый вид компенсации назначается самим судом. Размер будет зависеть от той суммы, которую нужно будет потратить на лечение пострадавшего. При этом её назначение не обязательно должно проходить в судебном порядке — виновник аварии и пострадавший вполне могут договориться самостоятельно на добровольной основе.

Со вторым видом компенсации все намного сложнее. Моральный вред достаточно сложно оценить, так как он зависит от самого пострадавшего и его характера и особенностей личности. В связи с этим судом он самостоятельно не назначается — разбирательства по моральному ущербу инициируются самим потерпевшим посредством подачи искового заявления. При этом указанная в заявлении сумма может многократно изменяться.

Решение Верховного суда: Определение N 9-КГ16-13 от 21.11.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N АПЛ16-570 от 10.01.2017 Апелляционная коллегия, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 18-КГ17-113 от 01.08.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Постановление N 45-АД17-6 от 03.10.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД17-9 от 03.04.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от 06.03.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Постановление N 45-АД14-10 от 17.07.2014 Судебная коллегия по административным делам, надзор Решение Верховного суда: Определение N 26-ДП09-13 от 16.12.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, надзор Решение Верховного суда: Определение N 73-АПУ17-10 от 05.07.2017 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 80-О11-7 от 19.05.2011 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • »
  • Последняя
  • Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
  • Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности
  • Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию
  • Статья 265. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
  • Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
  • Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
  • Статья 267.1. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств
  • Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
  • Статья 269. Утратила силу. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ.
  • Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
  • Статья 271. Нарушение правил международных полетов
  • Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации
  • Общая часть. Общая часть
    • Раздел I. Уголовный закон
      • Глава 1. Задачи и принципы уголовного кодекса российской федерации
      • Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве
    • Раздел II. Преступление
      • Глава 3. Понятие преступления и виды преступлений
      • Глава 4. Лица, подлежащие уголовной ответственности
      • Глава 5. Вина
      • Глава 6. Неоконченное преступление
      • Глава 7. Соучастие в преступлении
      • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
    • Раздел III. Наказание
      • Глава 9. Понятие и цели наказания. виды наказаний
      • Глава 10. Назначение наказания
    • Раздел IV. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания
      • Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
      • Глава 12. Освобождение от наказания
      • Глава 13. Амнистия. помилование. судимость
    • Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних
      • Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
    • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
      • Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
      • Глава 15.1. Конфискация имущества
      • Глава 15.2. Судебный штраф
  • Особенная часть. Особенная часть
    • Раздел VII. Преступления против личности
      • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
      • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
      • Глава 18. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
      • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
      • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
    • Раздел VIII. Преступления в сфере экономики
      • Глава 21. Преступления против собственности
      • Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности
      • Глава 23. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
    • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
      • Глава 24. Преступления против общественной безопасности
      • Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
      • Глава 26. Экологические преступления
      • Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
      • Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации
    • Раздел X. Преступления против государственной власти
      • Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
      • Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
      • Глава 31. Преступления против правосудия
      • Глава 32. Преступления против порядка управления
    • Раздел XI. Преступления против военной службы
      • Глава 33. Преступления против военной службы
    • Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества
      • Глава 34. Преступления против мира и безопасности человечества

Степень причинения тяжкого вреда здоровью при ДТП классифицирует при осмотре потерпевшего работник медучреждения. Он это делает на основании следующих признаков, обнаруженных у потерпевшего:

  • психическое расстройство;
  • прерывание беременности;
  • обезображивание лица, которое можно исправить лишь с помощью хирургического вмешательства;
  • потеря органа или снижение его функциональных возможностей;
  • сложный перелом, ставший причиной утраты трудоспособности;
  • состояние, находясь в котором потерпевший может умереть, если ему не будет оказана медпомощь (сильное кровотечение, кома, болевой шок);
  • сильный ожог частей тела;
  • повреждение крупного кровеносного сосуда;
  • закрытое повреждение внутреннего органа;
  • проникающая рана таза, живота, грудной клетки;
  • травма спинного мозга либо позвоночника;
  • рана шеи, головы.

Законодательством предусмотрено наказание лицам, признанным виновными в ДТП. Оно будет разным, если в роли виновного выступит пешеход или водитель.

Для пешехода, ставшего по неосторожности виновным в ДТП, статьей № 268 УК РФ, предусмотрено следующее наказание:

  • лишение свободы на 2 года, арест на 120 дней, 2 года принудительных работ, ограничение свободы на 3 года (вариант наказания определяется судом) – если в результате ДТП здоровью пострадавшего нанесен тяжкий вред (п. 1, ст. 268 УК РФ);
  • лишением или ограничением свободы, принудительными работами на период до 4 лет – наказание применяется, если пострадавший гражданин в результате ДТП умер (п. 2, ст. 268 УК РФ);
  • лишением свободы на семь лет или принудительными работами на протяжении пяти лет – так наказывается виновный пешеход в случае, если среди пострадавших зафиксировано 2 или больше летальных исходов (п. 3, ст. 268 УК РФ).

В случае если пострадавшая сторона получила тяжкий вред здоровью при ДТП, но не подала сразу же в суд иск на компенсацию полученного ущерба, она может сделать это позже. Такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом РФ.

В пункте 1, статьи 196 ГК указано, что срок исковой давности равняется трем годам. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что срок давности не может превышать более 10 лет.

Внимание: в статье 208 ГК указано, что срок давности не распространяется на требование о возмещении материального ущерба, за действие, послужившее причиной получения потерпевшим тяжких увечий. А размер компенсации не может быть больше средств на лечение и восстановление от тяжких травм, потраченных потерпевшим на протяжении трех лет, перед подачей иска в суд.

Граждане, получившие тяжелую травму в ДТП, обладают правом на получение компенсационных выплат. Они могут требовать компенсацию за полученный ущерб от нескольких лиц и организаций:

  • РСА (союз автостраховщиков РФ) – если виновный гражданин не имеет страховки;
  • страховой компании – на основании п. 1, ст. 18, ФЗ № 40 от 25.04.2002;
  • виновного гражданина – если страховая выплата не покрыла размер понесенного ущерба.

Для получения компенсации пострадавшей стороне потребуется подготовить следующие документы:

  • справку, с указанной величиной утерянного заработка по причине получения травм – выдается организацией, где работает пострадавший;
  • квитанцию, подтверждающую оплату лекарств или услуг, полученных в медучреждении;
  • заключение эксперта медучреждения об уровне потери трудоспособности;
  • чеки, подтверждающие затраты, на погребение – если умер кто-либо из потерпевших в ДТП.

Законом № 40 «Об ОСАГО» (п. 2, ст. 19) установлен размер возможной компенсации – до 500 тысяч рублей, в случае получения тяжких травм. А п. 7, ст. 12 этого же закона, предусмотрена компенсация затрат, понесенных на погребение умершего от тяжких травм, полученных в результате ДТП.

Человек, получивший тяжелую травму в результате аварии, обладает правом рассчитывать на компенсацию полученного морального вреда. Это право предусмотрено в статье 1100 ГК (абзац 2).

Пострадавшая сторона может требовать компенсацию за моральный вред в следующих случаях:

  • лицо, получившее тяжелую травму, частично и полностью утратило трудоспособность, что послужило причиной появления длительной депрессии;
  • полученные пострадавшим увечья полностью не устранены после пройденного курса лечение;
  • у потерпевшего, после аварии, развилось душевное заболевание или нарушено его психологическое состояние;
  • увечье, полученное в ДТП, регулярно причиняет потерпевшему сильную физическую боль (травма позвоночника);
  • в ходе случившегося ДТП погиб человек, принявший участие в происшествии – в этом случае требовать возмещение морального вреда получают близкие родственники погибшего.

Размер компенсации за моральный вред устанавливает судебный орган. В среднем он может колебаться в пределах 50-500 тысяч рублей (по состоянию на 2019 год).

Примирение сторон – это оптимальная возможность избежать уголовной ответственности, предусмотренная статьей 76 Уголовного кодекса. Для достижения примирения потребуется составить документ, в котором виновник признает себя виновным в случившемся ДТП.

Примирение сторон возможно при выполнении сторонами аварии нескольких условий:

  • виновная сторона совершила преступление не умышленно;
  • виновное лицо стало впервые участником ДТП с тяжкими последствиями для здоровья пострадавшей стороны;
  • пострадавшие граждане согласны на примирение;
  • нанесенные телесные повреждения относятся к категории легкой либо средней тяжести;
  • виновный гражданин загладил вину перед пострадавшими – возместил моральный ущерб, оплатил лечение.

Справка. Примирение сторон происходит по следующему алгоритму:

  1. Виновная сторона обращается к потерпевшему в ДТП с просьбой заключить мировое соглашение.
  2. Пострадавший соглашается на примирение и указывает желаемый размер материальной компенсации.
  3. Стороны аварии составляют и подписывают документ.
  4. Виновник выплачивает пострадавшему оговоренную сумму.

1. Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения или эксплуатации транспортного средства. Дополнительным объектом выступают по ч. ч. 1 и 2 здоровье человека, по ч. ч. 3, 4, 5 и 6 — жизнь человека или многих людей.

2. Объективная сторона имеет свою специфику. Ответственность фактически наступает за причинение указанных в законе последствий, но при установлении причинной связи между наступившими последствиями и предшествующим им нарушением правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Для правильной квалификации необходимо уточнить, какие конкретные правила были нарушены, а для этого в обязательном порядке надо изучить Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196 «О безопасности дорожного движения» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873; 2002. N 18. Ст. 1721) (в ред. от 28.07.2012), Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 19.07.2012). В Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 куб. см и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.

Под транспортными средствами, о которых говорится в ст. ст. 264 — 268 УК, наряду с автомобилями следует понимать автомототранспортные средства, подлежащие регистрации в ГИБДД, пассажирские и грузовые трамваи и троллейбусы, все виды тракторов, а также строительные, погрузочные (автопогрузчик, автокран), уборочные, дорожные (автогрейдер, асфальтоукладчик и др.), сельскохозяйственные (например, комбайны) и тому подобные специальные самоходные машины, мотоциклы, мотоколяски, мотонарты и иные механические средства, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные. В связи с тем что учебные машины сохраняют свойство повышенной опасности, при управлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление.

Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения как водитель транспортного средства, пешеход, пассажир. Организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Порядок эксплуатации регламентируется как указанными Правилами, так и другими нормативными документами, устанавливающими, например, требования к техническому обслуживанию и осмотру машин, транспортировке отдельных грузов, допуску водителей к управлению транспортом, хранению и сбережению машин и т.д.

Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости движения, в выезде на встречную полосу движения, в игнорировании дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств — в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. По ст. 264 УК не могут квалифицироваться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных работ и т.д. В этих случаях посягательство направлено на иной объект — нормальные безопасные условия труда и т.д.

Для определения тяжести вреда здоровью, причиненному потерпевшему или потерпевшим, обязательно назначение судебно-медицинской экспертизы. Кроме того, обязательным признано проведение автотехнической экспертизы для определения исправности транспортного средства.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23

      «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    • Обзор судебной практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа (статья 76.2 УК РФ)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.07.2019)

    Все документы >>>

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23

      «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18

      «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией»

    Все документы >>>


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *