Как оформить землю по свидетельству о праве бессрочного пользования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить землю по свидетельству о праве бессрочного пользования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бессрочное пользование земельным участком — это право, которое появилось в СССР и являлось тогда единственной формой землепользования как для юридических лиц, так и для простых граждан.

Само название подразумевает возможность пользоваться земельным участком без установления сроков такого пользования. Именно в этом отличие этого права от временного безвозмездного пользования.

Как оформить землю из бессрочного пользования в собственность?

Часто дачный участок бывает в бессрочном пользовании без наличия документов у гражданина.

Если ситуация именно такая, то первый ваш шаг – это получить выписку из распоряжения местного исполкома о передаче участка в постоянное пользование непосредственно дачному сообществу.

Правом бессрочного постоянного землепользования могут обладать только привилегированные категории собственников. Такие земли могут использоваться:

  • центрами, сохраняющими историческое наследие бывших президентов РФ;
  • органами государственной и местной (администрациями, муниципальными управлениями) власти;
  • предприятиями, управляемыми государством (заводами, фабриками, исследовательскими институтами);
  • учреждениями социального назначения (школами, ВУЗами, детскими садами, больницами, музеями и т.д.).

В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.

Если же на таком участке нет построек, то передать его по наследству будет еще сложнее: только при оформлении права собственности на эту территорию.

Еще один вариант решения проблемы — это договориться с администрацией о продолжении права БП уже на наследника, потому как для него действует переуступка прав аренды.

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

Как перевести в собственность земельный участок в бессрочном пользовании?

Оформление и структура документов на ЗУ установлена специальными регламентами. Например, документы, выданные в Советском Союзе, являются действующими и не ограничены по сроку давности как устанавливающие факт передачи земли в бессрочное пользование. Провести имущественную сделку по таким бумагам не получится, так как они теряют свою юридическую силу и требуют переоформления в Росреестре.

Срок действия документов устанавливается для того, чтобы знать в течении какого периода времени они будут юридически дееспособными. Действующий регламент установил необходимость менять документы с внесенными изменениями каждые 5 лет. За это время государственный кадастровый учет проводит ревизионные работы.

Для собственников же срок имеет значение при проведении имущественных сделок. Если последнее обновление документации было больше 5 лет назад или не проводилось вообще, то предстоит процедура перерегистрации.

Важно: план межевания участка не имеет срок давности, но чтобы его подтвердить нужна перерегистрация с добавлением информации.

Срок действия правоустанавливающих документов признается регламентом бессрочным и не подлежит проведению перерегистрации.

На основании Закона о государственной регистрации прав документы старого образца являются действительными и на сегодняшний день. Обменивать их на новые не нужно. Это правило действует только для тех документов, которые являются основанием имущественного права гражданина или организации на ЗУ.

При утрате документов нужно обратиться в Росреестр за восстановлением либо получением выписки из кадастра, что равно по юридической силе оригиналу свидетельства. Если сведения в Росреестре не найдены, то нужно сделать запрос в архив муниципалитета через главу администрации. Истребование данных происходит не бесплатно.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Как оформить землю из бессрочного пользования в собственность

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Чтобы упростить процедуру перевода недвижимости в частную собственность, лучше руководствоваться пошаговой инструкцией.

Для выполнения мероприятия нужно осуществить следующие действия:

  • Получить постановление. Их составлением занимается местная администрация. Оформить можно только участок, который находится на кадастровом учете.
  • Подготовить кадастровую документацию. Для выполнения манипуляции потребуется вызвать инженера, специализирующегося на проведении необходимых работ.
  • Обзавестись копией кадастрового плана. Для этого потребуется обратиться в местную администрацию.
  • Выполнить составление акта согласования границ. Бумага оформляется вместе с соседями, с которыми граничит участок земли. Если в процессе проведения работ с соседями возникли конфликты, стоит попытаться найти компромисс. Если достигнуть соглашения невозможно, эксперты советуют обратиться в арбитражный суд.
  • Предъявить подготовленный пакет документации в местное отделение кадастра и картографии. Специалисты государственного органа поставят землю на учет и оформят на нее кадастровый паспорт. Из данных документов нужно взять выписки.
  • Посетить районную администрацию и предоставить полученные бумаги.
  • Дождаться вынесения постановления. Если на земле находятся постройки, принадлежащие гражданину, сумма, взимаемая за передачу, будет льготной. Ее точный размер зависит от индивидуальных особенностей процедуры.
  • Получить свидетельство о праве собственности. Для этого потребуется обратиться в Росреестр. Сотрудники государственного органа будут заниматься подготовкой документа в течение месяца.

Подавая заявку, человек должен подготовиться к ожиданию. Длительность ее рассмотрения составляет 30 дней. За этот срок работники государственных органов принимают решение о предоставлении участка или об отказе на поступившую заявку. Если вердикт положительный, составляется договор купли-продажи объекта и отправляется на подпись заявителю. Манипуляция выполняется в соответствии со статьей 36 ЗК РФ.

Государственные органы не всегда выносят положительное решение по заявке. Они могут отклонить прошение или предложить гражданину взять участок в аренду. В сложившейся ситуации заявитель имеет право попытаться обжаловать принятое решение, обратившись в суд. Чтобы начать разбирательство, нужно составить исковое заявление. В нем необходимо указать требование об обжаловании принятого решения. Право на подобные действия закреплено Конституционным судом в Определении №187-0.

Как оформить право постоянного или бессрочного пользования земельным участком

Право постоянного, или как его называли – вечного пользования землями, определяет неограниченный срок принадлежности земли к его владельцу. В юридической терминологии он определяется «бессрочное».

Соответственно, многие собственники, получив участки и оформив их в соответствии с требованиями того времени, утратили интерес к документационному обеспечению.

Однако, документы на землю должны меняться в соответствии с новыми политическими, экономическими и регламентирующими тенденциями, чтобы правомочие собственности на участок не вызывало сомнения.

Пакет документов, определяющих статус собственника, состоит из документов:

  • правоустанавливающих;
  • правоудостоверяющих.

К правоустанавливающим документам относятся первичные документы, в соответствии с ст. 17 ФЗ от 21.07.97 г., № 122 ФЗ о государственной регистрации прав. Они отражают историю возникновения права собственности у гражданина, в отношении участка.

Без их наличия, собственность земель устанавливаться не будет. Эти документы регламентированы нормативами, установленными на момент принятия права пользования участком в соответствии с тем регионом, к которому устанавливается принадлежность участка.

Правоудостоверяющие документы оформляются на основании наличия правоустанавливающих документов и удостоверяют все изменения, происходящие в отношении истории участка, и включают в себя учётную деятельность, проводимую на землях и отражённую в кадастровых записях.

Пакет правоустанавливающих документов обязательно должен содержать первичный документ, независимо от срока его давности, посредством которого земля была получена в постоянное пользование.

В число документов входят те, что подтверждают основания возникновения или перехода прав на землю, ими могут быть:

  • всевозможные решения, постановления, распоряжения муниципальных органов о выделении земельного участка;
  • акты органов государственной власти о предоставлении земель;
  • документ о праве наследования;
  • решение суда.

Кроме этого, к числу документов этого вида будут относиться договора, определяющие право собственности:

  • купли-продажи участка или дома, расположенного на участке;
  • дарения дома, дачи и т. п., расположенного на участке;
  • мены отчуждённого имущества на земельный участок;
  • приватизация земли.

Остальные документы, определяющие первичные характеристики участка (устаревшие учётные записи, справки БТИ и прочие), не дают установления прав, но относятся к этой категории.

Пакет правоудостоверяющих документов состоит из тех, что для современного землевладельца являются важнейшими, и без которых невозможно осуществить ни одной имущественной операции.

Однако они должны иметь предшествующую основу в качестве правоустанавливающих документов, только при наличии, которых выдаются свидетельства, подтверждающие право пользования землёй. К ним могут относиться свидетельства:

  • о собственности;
  • на право пожизненного наследуемого владения землёй;
  • о праве бессрочного пользования землёй;
  • государственные акты на право пользования или право собственности.

Требования к документам устанавливаются в соответствии с существующим регламентом.

В частности, те документы, которые хранятся у граждан ещё со времён Советского Союза, на территории нашей страны остаются действительными, без ограничения срока давности.

Они юридически дееспособны, но лишь в качестве правоустанавливающих документов.

В том случае, когда с земельным имуществом требуется проведение имущественной сделки – эти документы утрачивают свою силу. Для их последующей правомочности будет необходимо пройти перерегистрацию в Росреестре.

Очень важно, чтобы учётные записи старой регистрации соответствовали новым записям, внесённым в государственный кадастр. Если за этот период произошли те или иные изменения, их необходимо оформить, в соответствии с установленными требованиями. Поэтому при перерегистрации будут затребованы акты согласования границ участка и межевой план.

Основным требованием, определяющим статус надлежащей правовой обеспеченности участка, является совокупность правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов при совпадении всех учётных записей, которые в них отражены.

При этом, при проведении межевых работ может быть произведено изменение размеров участка в сторону расширения, если такая возможность существует в соответствии с примыкающими к участку, свободными землями.

Срок правомочности документов определяется периодом, в результате которого документы остаются юридически дееспособными. По существующему регламенту, документы необходимо менять, с внесением произведённых изменений, каждые 5 лет.

Этот срок установлен как для проведения ревизионных работ государственного кадастрового учёта, так и для собственников.

Естественно, не все собственники следуют этому правилу.

Поэтому, перед проведением имущественной сделки, необходимо уточнить сроки получения правоудостоверяющих документов.

Если они не обновлялись более 5 лет – то необходимо пройти перерегистрацию. При этом, такой документ как межевой план срока давности не имеет, но для его подтверждения также нужна перерегистрация с внесением дополнительных данных.

Что касается правоустанавливающих документов – то их правомочность остаётся бессрочной.

Как было рассмотрено ранее, старые документы обладают правовой силой и юридически дееспособны на основании статей 6, 14, 17 Закона о государственной регистрации прав.

Их обмен не требуется, даже если они выданы до формирования Федерального хозяйствующего субъекта. Но это положение распространяется лишь на ту документацию, которая обосновывает возникновение имущественных прав.

Старые учётные записи в настоящее время представлены в новом формате, соответствующем удобству их применения, где фиксируются все права на собственность и объекты имущественной собственности. Поэтому все свидетельства о праве пользования должны иметь регламентированный вид.

Восстановление утерянных документов осуществляется в управлении Росреестра, куда можно обратиться с заявлением о восстановлении утраченного документа. При внесении данных об участке в кадастровые записи, здесь регистрируются все правоустанавливающие документы.

Соответственно, в случае их утраты, можно получить выписку из государственного кадастра, которая полноценно заменит утраченный документ.

Если же по какой-либо причине, в Росреестре не окажется нужных данных – их следует искать в архивах муниципалитета.

Для этого нужно обратиться с заявлением к главе местной администрации и просить выдачу архивных данных, отражающих сведения об участке.

С полученной выпиской и приложенным актом, которым будут сопровождаться сведения об участке, нужно подойти в Росреестр для регистрации участка и получения необходимых документов.

Выдача документов и их регистрация должна осуществляться в срок не более 20 рабочих дней. Получение архивных данных – услуга платная. Постановка земель на кадастровый учёт также оплачивается государственной пошлиной.

Для того чтобы пакет документов на земельный участок был готов к применению в любой момент и мог бы совершенно беспрепятственно участвовать в различных правовых операциях, необходимо укомплектовать его в соответствии с нормативными требованиями.

Если документы на право владения (пользования) были выданы очень давно – это не имеет значения, так как они не обладают сроком давности. А если свидетельство на право пользования из государственного кадастра было выдано более 5 лет назад, его придётся заменить. Все документы, отражающие учётные данные земли, должны соответствовать реальному положению вещей.

Образец заявления на предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Бессрочное пользование землёй в 2018 году

Право бессрочного пользования (далее — БП) земельным участком (его ещё называют постоянным пользованием) — возможность владеть и использовать земельный участок (далее — ЗУ). Владеть — значит, определять ЗУ как свой, говорить «это мой участок»; использовать — извлекать полезные свойства ЗУ — строить на нём, выращивать и т. д.

Особенности права БП:

  • пользователь и собственник участка — не одно и то же лицо; тот, кто получил участок на праве БП — просто пользователь, но не собственник, собственником остаётся муниципалитет, который выдал участок;
  • пользователь не может свободно распоряжаться участком, т. е. определять его судьбу: продавать, закладывать, дарить, сдавать в аренду и тому подобное; всё это закон запрещает, даже если собственник разрешил распоряжаться участком;
  • право БП не ограничено во времени — пользоваться ЗУ можно постоянно;
  • за право БП не нужно платить (пользователь платить лишь земельный налог);
  • ограничен круг лиц, которые могут получить ЗУ на праве БП;
  • особый порядок получения ЗУ на этом праве.

До 2001 года участки на этом праве мог получить кто угодно, в том числе граждане и организации. Но в 2001 году приняли ЗК РФ. Этот кодекс лишил частников права БП: в 2018 году участки на праве БП дают только органам власти (федеральным, региональным, местным), государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям. Причины этому две:

  1. Право БП — пережиток Советского Союза, где не было частной собственности. В той системе право БП стало возможностью законно владеть землёй. Но в современной России частная собственность есть, и почему бы ею не пользоваться. Тем более что пользователи участком на праве БП ограничены в правах по сравнению с собственником (например, не распоряжаются ЗУ).
  2. Создать единообразие в российской системе отношений по поводу земли. Одни владеют участками на праве БП, потому что получили его до 2001 года, другие — на праве собственности, так как в 2002 году уже не было права БП.

Соответственно, сейчас гражданам и организациям откажут в предоставлении участков на праве БП. Но тот, кто до 2001 года получил участки на праве БП, не потерял свои права и ЗУ. Однако новый кодекс обязал переоформить право БП на право собственности или аренды. В идеале, к 2018 году у частников не должно было остаться участков на праве БП, ведь за 17 лет можно успеть не только переоформить участок, но и построить там дом, посадить дерево и вырастить сына. Но до сих пор находятся те, кто по разным причинам переоформлением не занимались: проблемы с документами на ЗУ, некогда или просто не знали.

Мои знакомые — супружеская пара — жили в дальнем Подмосковье (Воскресенск) и захотели перебраться поближе к Москве (в Железнодорожный). Для этого они решили продать свой ЗУ, а вырученные деньги использовать на покупку квартиры (без кредита не обошлось, но деньги за участок тоже пригодились). Они подали объявление, вскоре нашёлся покупатель. Заключили договор, взяли деньги и пошли в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца. А в Росреестре выяснилось, что участок у моих знакомых находился на праве БП, а значит, продавать они его не имели права. Договор аннулировали, а участок пришлось переоформить в собственность. Только после этого участок продали.

Права пользователя ЗУ на праве БП:

  • использовать ЗУ в полной мере, но не нарушать закон;
  • использовать водоёмы (карьеры с водой, пруды) и некоторые распространённые полезные ископаемые (песок, глина), находящиеся на участке;
  • строить здания или сооружения, если эта возможность предусмотрена в документах на ЗУ;
  • заниматься сельским хозяйством, если это разрешено;
  • собирать и использовать урожаи — все плоды от работы на грядках принадлежат пользователю ЗУ.

На данный момент информация о получении права БП нужна только органам власти и государственным, муниципальным учреждениям, т. к. они до сих пор получают ЗУ на этом праве. Частные лица с 2001 года приобретают ЗУ только в собственность и аренду, но не на праве БП.

Схема получения права БП для частников и гос.органов с учреждениями была похожа (для последних она такая и сохранилась).

Желающий получить участок обращался в орган власти (обычно в муниципалитет, владеющий ЗУ) в том населённом пункте, где хотел получить участок, с просьбой его предоставить. Орган эту просьбу рассматривал и выносил вердикт: да или нет. Если да, то орган принимал специальный документ — решение о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас для гос.органов и учреждений такое решение принимает вышестоящий гос.орган. Это решение — основание, которое даёт право использовать участок.

С юридическими лицами, которые запрашивали ЗУ, после принятия решения заключался договор о бессрочном пользовании (сейчас заключается с гос. и муниципальными учреждениями и предприятиями). В договоре прописано:

  • кто и кому передаёт ЗУ;
  • какой ЗУ передаётся:
    • размеры,
    • границы,
    • адрес,
    • категория земель;
  • для чего будет использоваться ЗУ;
  • права и обязанности сторон.

В идеале после оформления решения и (или) договора это право ещё и регистрировалось за новым человеком, но в 90-е с регистрацией сложно было, поэтому когда как получалось. Сейчас право БП обязательно регистрируется за органом власти или учреждением. Проводит регистрацию Росреестр.

Продажа объекта с участка в бессрочном пользовании

Единственное отличие — сроки. Граждане могут переоформить право БП в любой момент — строгих сроков для этого закон не устанавливает.

Для того чтобы юр.лица переоформили право БП, государство определило срок — до 1 июля 2012 года. Если на участке есть линейные объекты (дороги, трубопровод, ЛЭП) — срок до 1 января 2016 года. Если до сих пор юр.лицо не переоформило ЗУ, то его могут оштрафовать до 100 тыс. руб. (ст. 7.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Исключения — дачные, садоводческие, гаражные кооперативы граждан. Для них срок переоформления не устанавливался.

Пропуск срока не означает, что юр.лицо не может переоформить право БП. Просто придётся заплатить штраф перед тем, как заниматься переоформлением.

Орган власти отказывает пользователю ЗУ в нескольких случаях:

  • право БП не оформлено — в реестре недвижимости нет информации, что этот участок принадлежит пользователю на праве БП;
  • не оформлены строения, расположенные на участке, например, пользователь не зарегистрировал дом и не указал себя как собственника;
  • по поводу участка идёт разбирательство в суде;
  • у переоформителя нет прав на участок, например, пользование оформлено на родителей, а переоформить пытаются дети.
  • Земля в бессрочном пользовании все равно остается собственностью своего владельца. Значит, только он имеет полное право эксплуатировать землю по-своему усмотрению (но в рамках видов разрешенного использования).
  • Когда проходит регистрация передачи земельных площадей в пользование, составляется договор. В этом документе должна быть указана сумма, которую новый пользователь земли должен выплачивать ее собственнику. Следует учесть, что такая площадь часто находятся в собственности муниципалитета или она государственная.
  • Передача земельных площадей их собственником другому лицу на бессрочное постоянное пользование должна выполняться по строго установленному порядку.
  • Чаще всего выполняется переход в бессрочное пользование муниципалитету или государству. Имеются в виду различные казенные учреждение, органы госвласти, другие инстанции государственного типа.

В 2008 году (13 мая и 22 июля) были внесены в Земельный Кодекс РФ важные изменения, касающиеся прав постоянного пользования. Согласно этим изменениям субъектом является (постоянного пользования), помимо других, и каждый центр исторического наследия, имеющие отношения к бывшим президентам страны.

Также в эту категорию включены и земли государственных академий наук, созданных ими, других учреждений.

После вступления в силу Земельного Кодекса с существенными изменениями нельзя оформлять землю в бессрочное пользование физическим или юридическим лицом. Суды могут выдать решение на прекращение права бессрочного постоянного пользования, даже если бессрочная аренда земельного участка уже была оформлено.

Есть указания по этому вопросу и в Гражданском Кодексе. В статье 13 указано, что земельные участки не могут быть переданы в постоянное пользование. Если процедура была осуществлена, ее действие прекращается, участники наказываются штрафом. При существовании таких законодательных норм не нужно даже искать основания прекращения договора о передаче.

Постоянное бессрочное пользование землей и его переоформление

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), наряду с правом собственности выделяют вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ и статье 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Бухгалтерский (бюджетный) учет земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, регулируется Инструкцией N 157н в следующем порядке.

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Таким образом, земельные участки, в отношении которых государственный орган уполномочен в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Пунктом 71 Инструкции N 157н для отражения учреждениями земельных участков, используемых на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), предусмотрен счет 0 103 13 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

В отношении земельных участков, права пользования на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, документом — основанием для принятия к учету непроизведенных активов (земельных участков), является, по мнению Департамента, Свидетельство о государственной регистрации права или сделки, в отношении иных земельных участков — иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования земельным участком.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Таким образом, результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Инструкции N 157н, субъект учета (учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией N 157н, вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Учитывая изложенное, при вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры государственной регистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

В части вопроса, касающегося отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщаем.


Минфин России дал разъяснения по вопросам о порядке учета земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Так, земельные участки, в отношении которых госорган уполномочен принимать распорядительные документы о предоставлении их в пользование, подлежат отражению таким уполномоченным органом в бюджетном учете на счете 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Результаты отражения в бюджетном учете операций с земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, связанными с наделением учреждения права постоянного (бессрочного) пользования, не должны приводить к уменьшению активов баланса публично-правового образования.

При вовлечении учреждением земельного участка в хозяйственный оборот на основании распорядительного документа о выделении ему земельного участка до завершения оформления процедуры госрегистрации права, такой земельный участок может быть отражен на обособленном забалансовом счете Рабочего плана счетов учреждения, утвержденного им в рамках учетной политики.

По вопросу отражения нефинансовых активов при реорганизации путем присоединения, сообщается следующее. В бухгалтерскую отчетность правопреемника, в состав которой включены показатели такой отчетности присоединяемого учреждения, показатели по счету 0 103 11 000 «Земля — недвижимое имущество учреждения» включаются на общих основаниях. При этом в период оформления госрегистрации перехода права в постоянное (бессрочное) пользование земельным участком от реорганизуемого учреждения к правопреемнику, земельные участки, учитываемые на счете 0 103 11 000, списанию с балансового учета не подлежат.

  • Гражданское право (80)
  • Защита прав потребителей (22)
  • Жильё и земля (50)
  • Семейное право (16)
  • Трудовое право (28)
  • Административное право (27)
  • Налоги (14)
  • Исполнение решений (13)
  • Судебный процесс (7)
  • Прочие вопросы (27)
  • Уголовное право (3)

Рано или поздно у каждого человек появляется желание оформить только что приобретенный или уже используемый участок в собственность. Однако, как показывает практика, порядок оформления земельного участка в собственность знают далеко не все.

Попадая в такую ситуацию, люди спускают огромные деньги на услуги консультантов и еще надолго остаются в так называемой «бюрократической кабале». В нашей статье мы расскажем вам про оформление права собственности на землю и дадим четкую инструкцию на прохождение этой процедуры.

  1. В процессе приватизации;
  2. В результате наследования;
  3. По гражданско-правовому договору: мена, дарение, купля-продажа;
  4. В порядке использовании участка по договору ренты.

Первое, что нужно сделать прежде, чем приступить к действиям, — определиться со способом оформления и подготовить перечень необходимых документов. Учтите, что в Российской Федерации не все земли можно переводить в частную собственность.

Эксперт: Земля В Бессрочном Пользовании Как Оформить В Собственность

Согласно пункту 4 статьи 27 Земельного кодекса и пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001, если именуемая земля ограничена по использованию или снята с оборота, она не может быть передана в частную собственность.

Перечень таких земель:

  • Территории кладбищ;
  • Земли общего пользования;
  • Особо охраняемые объекты и земли из лесного и водного фонда;
  • Земли, находящиеся под объектами, принадлежащими Вооруженным Силам РФ, а также другим Воинским формированиям, военным судам;
  • Государственные национальные парки, заповедники.

Необходимо пройти государственную регистрацию права на земельный участок после подписания договора о купле-продаже. Чтобы сделать это, нужно подать заявление в отделение Росреестра района, где находится приобретенный участок.

Документы, которые нужны для оформления земельного участка в собственность:

  1. Заявление единого образца (его вам выдадут в приемной)
  2. Кадастровый паспорт на землю;
  3. Акт приема-передачи земельного участка;
  4. Договор купли-продажи;
  5. Документ, удостоверяющий личность или доверенность на представителя (нужен документ, удостоверяющий его личность);
  6. Оплаченная госпошлина в размере 350 рублей, если собираетесь оформлять участок под личное хозяйство, в другом случае – 200;
  7. Заверенное у государственного нотариуса соглашение отчуждающей стороны на совершение сделки;
  8. Документы личности, подтверждающей отчуждение земельного участка: паспорт и документ на собственность.

Заранее подготовьте следующие документы:

  • Паспорт;
  • Свидетельство о получении участка в собственность (как его получить мы описали выше);
  • Кадастровый план или паспорт на участок;
  • Декларацию всех жилых и не жилых построек, находящихся на участке;

Далее действуем так:

  1. Для начала вам необходимо оплатить госпошлину, цена которой будет 1000 рублей за каждый отдельный объект. Как правило, в каждом учреждении такого типа есть кассы.
  2. Подписать документы о получении свидетельства, которые должен заполнить работник учреждения.
  3. Получить расписку о том, что вы отдали свои документы, кроме паспортов, для регистрации. В такой расписке должна быть написана дата выдачи свидетельства.
  4. В назначенный день прийти и забрать свидетельства о собственности для каждого собственника.
  • Если наследодатель тоже получил участок в наследство – справку из налоговой инспекции;
  • Если наследование осуществляется по факту наличия завещание – само завещание, подтвержденное нотариусом;
  • Если земельный участок находится в дачном кооперативе – его Устав. То есть, необходимо предоставить документ из ЕГРЮЛ – можно взять в налоговой службе по месту нахождения участка.

После 6 месяцев ожиданий вы можете забрать у нотариуса свое свидетельство о наследовании и приступить к процедуре государственного регистрации права собственности на землю. Для этого вам нужно прийти в Росреестр и предоставить следующий пакет документов:

  1. Паспорт;
  2. Свидетельство о смерти наследодателя;
  3. Свидетельство о наследовании от нотариуса;
  4. Кадастровый паспорт;
  5. Оплаченную госпошлину в размере 2000 рублей, если у вас нет льгот по инвалидности.

После всех этих процедур работник Росреестра назовет вам срок, когда можно будет приходить за документом на право собственности.

Сразу скажем: оформление бесхозной земли в частную собственность достаточно трудный и долгий процесс. Самый простой вариант решения данного вопроса – найти владельцев или прямых наследников и договориться с ними.

Можно написать обращение в органы местного управления, чтобы они помогли вам в поисках. Если владельцы нашлись – вопрос практически решет, действовать в этом случае нужно как в случае купли-продажи. Если собственников земли так и не удалось отыскать — готовьтесь к затяжному процессу.

Для начала следует подать документы в государственный орган управления районом. В нем нужно уведомить власти о вашем намерении стать владельцем бесхозной земли. Настоятельно рекомендуем вам приложить к письму копии ваших обращений, которые вы делали во время поисков владельцев. Так вы докажете, что на самом деле искали собственника.

Как оформить право собственности на земельный участок в этом году?

Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица.

Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное безвозмездное использование или аренду.

На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.

Правом на эксплуатацию без ограничений по срокам наделяются лишь некоторые организации и предприятия только с разрешения на то органов местной власти.

К ним относятся:

  • казенные предприятия;
  • больницы, школы и т. д.;
  • центры исторического наследия РФ.

Гражданам не дают приобрести такое право, но им предоставляется возможность арендовать тот или иной участок, купить и зарегистрировать на него права. Физические лица, получившие привилегию до 2001 года, не теряют ее.

Плюс можно приватизировать такую территорию. Но разрешается это лишь единожды.

У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.

Причинами для этого обычно становятся:

  • неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
  • если имеет место порча почвы;
  • если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.

Надел можно использовать для:

  • получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
  • создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.

Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком?

Наделенные возможностью пользоваться территорией на пожизненной безвозмездной основе физические лица могут производить на них действия разного рода, а затем передавать по наследству.

В наследственную массу входят земельная площадь, на которую распространялось указанное право наследодателя, плюс объекты недвижимости, построенные на наследуемом куске земли. После смерти наследодателя родственники получают права на все постройки, находящиеся на территории надела.

Стоит сразу упомянуть про исключения, связанные с наследованием:

  1. Наследники могут претендовать лишь на имущество, находящееся ранее в собственности умершего. Землю рекомендуется приватизировать или сделать собственностью иным образом, чтобы пользоваться ею в дальнейшем на законных основаниях и распоряжаться.
  2. Если наследодатель до смерти начал процесс оформления надела в собственность, но не хватило времени завершить его, наследники могут сами закончить процедуру.

Лицам, получившим привилегию на использование надела на бесплатной постоянной основе ранее 2001 года не стоит волноваться, что эту привилегию отберут. Исключительные случаи – когда нарушается регламент применения.

И поскольку больше право пожизненного пользования участком не отводится физическим лицам, последним необходимо воспользоваться правом единовременной приватизации и оформить надел на себя. Это даст владельцу ряд преимуществ, недоступных при бесплатном бессрочном пользовании. Например, право распоряжаться землей.

Правоудостоверяющими документами считаются те, которые подтверждают факт государственной регистрации в реестре недвижимости.

К ним относятся различные свидетельства и акты о регистрации.

Несмотря на то, что собственником в подобных свидетельствах числятся другое лицо или организация, в них есть запись о правах обременения и лицах, которые их создали. К ним относятся:

  • Свидетельства федеральных и муниципальных органов о передаче земли в пользование (временное, пожизненное).
  • Свидетельства о пожизненном наследовании, пожизненного пользования (бессрочного, временного).
  • Государственный акт на право вечного пользования или наследования.
  • Свидетельство о собственности в случае установления прав пользования собственника.

Далее на фото вы можете увидеть как выглядит государственный акт на право пользования землей:

А так выглядит свидетельство свидетельство на право пользования землей:

Данный класс документов объединяет необходимость регистрации в росреестре и платность их получения. В отличие от правоустанавливающих, свидетельства и акты можно восстановить при помощи запроса. Вся информация, которая в них содержалась, останется неизменной, что гарантирует сохранность права пользования даже при утере формальных бумаг.

Однако, правоудостоверяющие документы всегда идут комплектом к правоустанавливающим. Важно обеспечить сохранность обоих.

Данный документ подтверждает право пользования до тех пор, пока с землей не будет совершена последующая операция — продажа, дарение или передача.

Если в нём стоит запись о том, что участком пользуется не только собственник, например, в случае аренды, еще и другое лицо, права могут быть оспорены в зависимости от условий правоустанавливающих документов. Купить такой участок захочется не каждому.

Передача государственных земель в бессрочное пользование ограничена, начиная с 2001 г., а для частников и вовсе прекращена. Однако, право использовать такие земли по актам Советского Союза (от лица колхозов, сельских поселений) и договорам с местными властями (заключенным до 2001 г.) до сих пор не ограничивается.

Кроме того, земля по свидетельству может быть бесплатно оформлена как собственность пользователя при наличии оснований, например, при использовании земли по назначению без нарушений в течение минимум 15 лет.

Эти документы также подтверждают факт пользования землей, но с некоторыми оговорками. По закону РФ вся недвижимость, в том числе, ЗУ, должна регистрироваться с момента появления прав собственности. Т.е., по факту регистрируется только право собственности, а не право пользования.

Собственники, которые заключают сделки с землей, отражают операции в специальных реестрах, тем самым, декларируя отчуждение земли на праве пользования сторонним людям или организациям. Поэтому такие документы являются правоудостоверяющими и в большинстве случаев не требуют регистрации в высших инстанциях со стороны пользователя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *