Кто имеет полномочия возбуждать уголовное дело

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет полномочия возбуждать уголовное дело». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Микрофинансирование или микрокредитование, это не наше (отечественное) изобретение. Однако, появилась эта схема только в 70-х годах прошлого столетия. Всё началось с Граминского банка, который был создан профессором из Бангладеша. Именно тогда появилась идея о том, что бедное население тоже может быть закредитовано, вопрос лишь в объемах. Ведь стандартный кредит многие просто «не потянут» в силу сложившейся банковской практики:

  1. Системы проверки.
  2. Кредитная история.
  3. Крупные суммы денег.

А спрос на кредитные или если угодно, заемные деньги есть даже среди бедняков. Поэтому вопрос появления системе микрофинансирования плавал буквально на поверхности. И к 2005 году, уже существовало более 7 000 микрофинансовых предприятий и кредитных организаций по всему миру.

Кстати, именно в Бангладеше первыми изобрели дополнительные услуги. В частности, изначально беднякам предлагали только микрокредиты. Это стандартный банковский продукт, с урезанными условиями и сниженными требованиями. Естественно, и сумма кредита на самом старте этого направления, была чрезвычайно низкой. Уже позднее появятся страховки по микрокредитам. А потом и вовсе, всё перетечёт в микрозаймы. Кстати, в некоторых странах на базе микрокредитования выросли даже отдельные продукты, вроде микро-депозитов. В России эта практика начала появляться лишь после 2015 года, и мошенники не заставили себя долго ждать. Но это отдельная тема, которую мы тоже рассмотрим в сегодняшней публикации.

В принципе «хороши» были все. И те организации, что начали выдавать займы под такой высокий процент. И сами заемщики, не читающие кредитные соглашения. Но рынок МФО начал постепенно схлопываться как раз в тот момент, когда на арену вышли первые мошенники. Именно тогда в новостных публикациях начали появляться сообщения людей о том, что им звонят коллекторы по кредиту, о котором «заёмщик» даже ничего не знает. Это дело рук мошенников. Потому что в онлайн-МФО кредит можно было взять предоставив:

  1. Реальные данные о регистрации и месте жительства.
  2. Рабочую банковскую карточку.
  3. Сканированные копии паспорта и других документов.

А учитывая то, сколько утечек у нас из социальных сетей и банковских организаций, вопрос этот плавал на поверхности. Некоторые работодатели в сфере закладки наркотиков даже специально запрашивали у своих «работников» данные паспорта и другую информацию. Потом эта информация продавалась в виде баз. Впоследствии на «закладчике» появлялся очередной оформленный кредит.

Но и обычные граждане начали получать «письма счастья». Потому что 1 неправильное действие порой приводило к тому, что на человека вешали микрозайм. А доказать МФО что ничего вы у них не занимали, становилось всё сложнее. С коллекторами и вовсе было бесполезно разговаривать, так как у них интеллект это черта, которая мешает работе. Поэтому любые логичные объяснения игнорировались, а незадачливый гражданин вынужден был через суд доказывать свою непричастность.

Регуляцией микрофинансовых организаций начали заниматься вплотную начиная с 2017 года. Именно тогда уже начали появляться нормативно-правовые акты, жестко ограничивающие полномочия коллекторов. Сегодня рынок МФО регулируется несколькими нормативно-правовыми актами:

  1. 152 ФЗ (вопросы хранения персональных данных).
  2. 230 ФЗ (ограничивает МФО в контексте методов возврата долгов).
  3. 115 ФЗ (почти не используется в контексте микрофинансирования).
  4. 353 ФЗ (определяет общий порядок кредитования).
  5. 151 ФЗ (устанавливает общую правовую базу для существования и работы МФО).

Уже начиная с 2019 года Центробанк начал вводить массу новых ограничений:

  1. Ежедневная ставка не больше 1.5 процентов.
  2. Больше 2.5 эквивалентов займа требовать нельзя.

Уже к середине 2019 года максимальная ставка была снижена до 1%. Таким образом, по новым правилам, больше 365% годовых микрофинансовая компания получить не может. А уже начиная с 2020 года, максимальный эквивалент по требованиям снизили до 1.5. И это очень невыгодно, поэтому рынок МФО стал стремительно сокращаться.

Но такие жесткие требования сильно запоздали. Потому что мошенничество и микрофинансовые займы это одно. Теперь вы можете взять кредит в микрофинансовых организациях по более выгодным условиям. Но уже с 2015 года существует другая проблема. Ведь МФО уже 5-6 лет начинают мимикрировать под типовой инвестиционный фонд. Иными словами люди начали активно вкладывать деньги в МФО, и с этим связано огромное количество скандалов и разбирательств. Если вопрос кредитования потихоньку снимается с текущей повестки, то вопрос о том, что МФО создаются специально для привлечения инвестиционных средств, только начали озвучивать. А до его решения (на уровне действующей нормативно-правовой базы) еще очень далеко.

Вся информация представленная ниже актуальна для конца 2020/начала 2021 года. И начнем с деления. После появления государства и нормативно-правовых актов, на рынке МФО, все компании разделились на:

  1. МФК (микрофинансовые компании).
  2. МКК (микрокредитные компании).

Соответственно, МФО это обобщенное название для всех организаций. А уже внутри начинается собственное деление. Начнем с МФК. Микрофинансовые компании постоянно контролируются Центробанком РФ. Они должны каждый год проводить независимый аудит и отчитываться по его результатам перед ЦБ РФ. Микрофинансовые компании не имеют права заниматься торговой или промышленной деятельностью. Минимальный порог входа для МФК это 70 миллионов рублей. Если собственный капитал компании снизился, то ее тут же исключают из реестра, выдавать займы она больше не имеет права.

Фактически, в кластер МФК попали лишь самые крупные игроки на рынке МФО. Тогда как самые мелкие компании стали классифицировать по категории МКК (микрокредитные организации). У них преимуществ больше:

  1. Регуляцией занимается СРО.
  2. Центробанк не занимается жестким регулированием и надзором.

Требований по размеру капитала МКК сначала не было, но впоследствии появились первые нормативно-правовые акты, устанавливающие подобные условия работы.

В отличие от микрофинансовых компаний, микрокредитные не имеют возможности привлечения денежных средств у населения. Кстати, МФК еще могут и размещать облигации (некоторые пользуются этой возможностью). Что до привлечения инвестиций у частных лиц, то эта сумма не может быть больше 1.5 миллионов рублей. Правда и здесь мошенники нашли потенциал для работы, но об этом чуть позже. Микрокредитные организации не могут привлекать инвестиции у граждан вовсе. Потому что это прописано на уровне действующего законодательства.

Но это всё в теории и по закону. На практике многие столкнулись с тем, что люди начали путать МФО и кредитный потребительский кооператив. Закон об МФО жестко ограничивает возможность привлечения инвестиций, но на деле, привлекать таким образом деньги начали все кому не лень. А россияне начали вкладывать деньги бездумно, подписывая недействительные договора и отдавая денежные средства чуть ли не наличными. Всё это привело к тому, что уже начиная с 2017 года, в России был отмечен первый всплеск уголовных дел по мошенничеству. Впрочем, результатов это не дало. Давайте разберем эту тему отдельно.

Кто имеет право возбуждать уголовное дело

Нижеизложенная схема актуальна и по сей день. Создается несколько юридических лиц, объединенных:

  1. По учредителям.
  2. По номинальным директорам.

Так как по закону, микрофинансовые компании должны иметь капитал в 70 миллионов, а МКК вообще права на привлечение инвестиций не имеют, то используют несколько юридических лиц. Это или микрокредитная организация, или общество с ограниченной ответственностью. Иронично и то, что в судебной практике были случаи, когда создавалась компания вида ООО «МКК (название)». Или ООО «МФО (название)». Или ООО «КПК (название)».

Ирония тут в том, что учредительная форма все-равно остается как у общества с ограниченной ответственностью. Но первой частью названия создатели подобных компаний вводят своих клиентов в заблуждение. Потому что не всем свойственно проверять реальный статус юридического лица. Люди думаю о том, что раз в названии МФО, значит привлекать деньги могут и всё законно. Аналогичная схема работает и с теми обществами с ограниченной ответственностью, где в названии есть упоминания кооперативов.

Но это лишь одна из схем. Есть масса кредитно-потребительских кооперативов, которые созданы в реальности. Их увязывают с микрофинансовыми организациями. После чего начинается деление:

  1. МФО кредитуют население.
  2. КПК привлекают инвестиции от вкладчиков.

Ирония в том, что под видом КПК, вам представляют совершенно другую компанию, которая по закону то и инвестиции привлекать не может. Потому что привлекать инвестиции могут только МФК. И только до 1.5 миллионов рублей. Если статуса МФК у компании нет, они не имеют права привлекать средства у населения.

Если у компании есть статус КПК, то это отдельная тема для разговора. Ведь КПК это не инвестиционный фонд, а кредитовать по закону можно только своих пайщиков. Но никого это не останавливает. По оценкам из независимых источников, более 90 процентов рынка МФО и КПК, работающих с инвестициями, в той или иной мере являются мошенническими. И это данные на конец 2019 года. В 2020 в силу естественных причин многие компании начали закрываться, а другие просто перенесли свой нелегальный бизнес в интернет.

Однозначно нет. Если вы не можете убедиться в том, что компания имеет статус МФК, даже и думать забудьте. Аналогичное отношение формируется и к кредитно-потребительским, или любым другим кооперативам. Та процентная ставка, что сейчас обещается, это слишком низкий доход (если учитывать риски). Компании и кооперативы, обещающие доходность на уровне 40-50% не могут давать гарантий. Потому что они нарушают действующее законодательство одним своим существованием. А 40-50% годовых это та прибыль, которую вы можете получить и на рынке ценных бумаг.

Можно с уверенностью сказать о том, что рынок инвестиций в МФО и КПК практически мертв. Те проценты, что они предлагают, сопрягаются с такими рисками, что по сравнению с ними, акции казино попадают в консервативный портфель инвестиций.

К сожалению, законодательных ограничений на инвестиции оказалось маловато. Потому что законы нужно еще и исполнять. А в регионах этим заниматься просто никто не хочет. Мы знаем массу примеров, когда создатели мошеннических кооперативов и микрофинансовых организаций заручались поддержкой местных правоохранителей. И до сих пор, этот рынок нормально не зарегулирован. А если опереться на практику работы кредитно-потребительских кооперативов за последние 10 лет, можно сделать однозначный вывод. Такую учредительную форму как КПК уже давно пора аннулировать и убрать из действующего законодательства. Потому что контроля за кооперативами практически нет. А мошенники на этом поле в буквальном смысле «окопались».

Статья 144 УПК РФ обязывает уполномоченных сотрудников правоохранительных органов проверять все заявления о совершённых преступлениях. В случае выявления фактов, подтверждающих нарушение уголовного права, будет возбуждено уголовное дело. Это первая стадия уголовного процесса.

На возбуждение дела или отказ в этом по факту рассмотрения заявления законом отводится 3 дня. При наличии важных причин, срок рассмотрения заявления может быть продлён до 10 дней. Для этого дознаватель или следователь должны подать соответствующее ходатайство. В некоторых случаях срок продляют до 30 суток, но при условии необходимости проведения экспертиз и иных оперативно-розыскных мероприятий.

Порядок возбуждения дела зависит от полномочий конкретного должностного лица, а также от должности подозреваемого и вида его преследования.

В 50 статье Конституции РФ сказано, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела приводит к признанию всех последующих действий недействительными.

Источники получения сведений о преступлении считаются достаточными поводами для возбуждения дела, если доказан факт нарушения закона.

Статья 140 УПК РФ выделяет 4 повода для возбуждения уголовного дела:

  • Заявление потерпевшего или свидетеля о совершённом или готовящемся преступлении.
  • Явка преступника с повинной.
  • Иные сообщения о преступлении.
  • Постановление прокурора о направлении материалов дела в компетентные органы для принятия ими решения об уголовном преследовании.

Рассмотрим эти основания подробнее.

Помимо заявления о преступлении от потерпевшего или свидетеля, возможно возбуждение уголовного дела на основании информации о нарушении закона, которая была получена правоохранителями из иных источников.

Таким источником могут быть даже сообщения в СМИ о совершённом или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сообщения не подаются в следственные органы и прокуратуру, эти учреждения обязаны проверить факты, о которых заявляют авторы сообщений.

Если в сообщении будут найдены факты, формирующие состав преступления, то проверившее их должностное лицо обязано составить рапорт. На основании этого рапорта, в соответствии со статьёй 143 УПК РФ, возбуждают уголовное дело.

Порядок возбуждения уголовного дела

Основаниями считаются данные о совершении преступления, которые обоснованы какими-либо доказательствами.

При определении оснований для возбуждения уголовного дела учитывают:

  • Обстоятельства, о которых появилась информация.
  • Уровень знаний о них. На его основании определяют вероятность совершения преступления подозреваемым.

В первую очередь, основаниями для уголовного дела считаются данные об объекте и объективной стороне преступления.

Данные о произошедшем нарушении закона нужно рассматривать с учётом их объёма и характера. При достаточном количестве данных, доказывающих обстоятельства, важные для квалификации преступления, возбуждают уголовное дело. Но нужно понимать, что квалификация преступления в постановлении о возбуждении дела основана на предположениях. В процессе расследования дела они могут измениться.

Если при проверке заявления или иных источников фактов о совершении преступления оказывается, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, то уполномоченные лица должны принять постановление об отказе в его возбуждении.

Согласно 24 статье УПК РФ основаниями для отказа являются:

  • Отсутствие состава преступления.
  • Отсутствие подтверждения факта преступления.
  • Истечение срока давности, установленного в отношении этого преступления.
  • Смерть обвиняемого или потерпевшего. Но если необходимо возбудить дело для реабилитации умершего человека, то данное основание не применяется.
  • Отсутствие заявления потерпевшего.
  • Отсутствие судебного заключения о наличии признаков преступления в действиях лиц, перечисленных в статье 448 УПК РФ.

Отказав в возбуждении уголовного дела следственные органы прекращают уголовное преследование. Заявитель и прокурор получают копию постановления об отказе в возбуждении дела в течение 24 часов.

Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

  1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
  2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
  3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
  4. адвокат потерпевшей стороны;
  5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

Особенностью уголовных дел публичного обвинения является их повышенная общественная опасность, в связи с которой возбудить дело об уголовном правонарушении можно даже при отсутствии заявления от потерпевшего.

Возбудить дело можно по одному из четырех оснований:

  • заявление о совершенном преступлении;
  • добровольная явка преступника и сообщение о совершенном им деянии;
  • сообщения об уголовных правонарушениях, полученных из других источников (к ним можно отнести сведения, которые были получены при проведении оперативно-розыскных мероприятий);
  • прокурорское постановление о передаче материалов проверки в орган, осуществляющий предварительное расследование, чтобы решить вопрос о целесообразности заведения дела об уголовном правонарушении.

Компетенция следователей из российского Следственного комитета по возбуждению уголовных дел публичного обвинения включает полномочия на рассмотрение дел в отношении следующих категорий преступлений:

  • преступления, указанные в статьях Уголовного кодекса: 105-110.2, части четвертой статьи 111 (часть четвертая), 120, 126, 127 (части вторая и третья), 127.1 (части вторая и третья), 127.2 (части вторая и третья), 131-149, 172.1, 128, 151.2, 170.1, 169, 171.2, 194 (части третья и четвертая), 185-185.6, 199.4, 198, 200.4, 200.5, 205, 201.1, 201, 204.1, 204, 205-205.5, 215.1, 215, 208-212.1, 216, 217.2, 235.1, 227, 237, 238.1, 238, 240.1, 239, 242.2, 242.1, 250, 246-249, 251 (части вторая и третья), 252 (части вторая и третья), 254 (части вторая и третья), 255, 258.1 (части вторая и третья), 263.1, 263, 270, 269, 271.1, 271, 282-282.3, 279, 284.1, 292-293, 285-291.1, 294 (части вторая и третья), 296, 295, 298.1-305, 318, 317, 321, 328, 320, 330.1, 327.2, 332-354.1, 330.2, 356-361;
  • преступления, совершенные лицами, в отношении которых ведется особый процесс производства по статье 447 процессуального кодекса, исключая седьмую часть указанной статьи, а также по преступлениям, связанным с профессиональными обязанностями гражданина;
  • преступления, которые были совершены лицами, занимающими должности в Следственном комитете, органам службы федеральной безопасности, внешней разведывательной службы, службы Федеральной охраны, органов по внутренним делам, органов и учреждений системы исполнения наказания, органов таможни, военнослужащих, лиц на военных сборах и т. п.;
  • преступления тяжкой или особо тяжкой степеней, которые были совершены несовершеннолетними или по отношению к несовершеннолетним.

О возбуждении дела следователь обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Компетенция дознавателей по осуществлению уголовного преследования по делам публичного обвинения включает в себя расследование следующих категорий дел:

  1. Преступления, в отношении которых можно не проводить следствие предварительного характера (включая дела по третьей части статьи 150 и третьей части статьи 151 УПК РФ).
  2. Преступления, по которым производство следствия предварительного характера обязательно, но дознание можно проводить при необходимости проведения следственных неотложных действий перед передачей в отдел следствия.

О возбуждении дела дознаватель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Компетенция руководителя органа следствия при расследовании уголовных дел публичного обвинения включает следующие категории дел:

  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является руководителем группы следствия;
  • преступления, определенные пятой частью статьи 146 и пятой частью статьи 447 УПК;
  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является дознавателем.

О возбуждении дела руководитель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения включает вынесение постановления.

Его составляющими являются следующие элементы:

  1. Место, время и дата вынесения документа.
  2. Указание на должностное лицо, вынесшее Постановление.
  3. Поводы, а также основания для расследования дела.
  4. Указание статьи с подпунктами УК РФ, на основании которой возбуждалось дело.

Прокурор незамедлительно, при первой возможности, получает уведомление о проводимом расследовании в следующих случаях:

  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено капитаном судна (речного или морского) в дальнем плавании;
  • если дело было возбуждено руководителем геологоразведочных зимовок или партий, которые удалены от мест, имеющих органы дознания;
  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено главой представительства дипломатического типа или учреждения консульского типа.

Прокурор имеет право на отмену вынесенного постановления в течение суток с момента его получения, если признает его необоснованным или незаконным. В этом случае он должен вынести мотивированное ответное постановление и направить его копию лицу, которое возбудило дело об уголовном правонарушении.

Кто имеет полномочия возбуждать уголовное дело

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

Правоохранители обязаны принять поступившее сообщение и рассмотреть его в течение 3 суток с момента регистрации, однако при исключительных обстоятельствах этот срок может продлить начальник отделения, но не более чем на 7 суток — в общей сложности до 10 суток. Соответствующее правило содержится в ст. 124 УПК.

Продление допускается, если для проведения объективной оценки действий сотрудника следственного подразделения или отдела дознания нужно поднять дополнительные материалы или принять другие необходимые меры. При этом закон закрепляет норму, согласно которой заявителя в обязательном порядке следует уведомить о подобных пролонгациях.

Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

  1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
  2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

  • капитанов судов;
  • руководителей экспедиций;
  • начальников антарктических станций;
  • начальников сезонных баз;
  • глав дипломатических представительств;
  • глав консульских учреждений.
  • Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

    В чем же состоят различия между этими двумя должностями. Из сравнения, что было описано чуть выше, можно сделать такие выводы:

    1. Следователь и дознаватель занимаются различными категориями дел. У дознавателей – мелкоуголовные и административные, у следователей – более значимые с точки зрения общественной безопасности.
    2. Следователь может делегировать дознавателю в письменном виде некоторые, необходимые для выполнения, действия, отнимающие много времени.
    3. Дознаватель не имеет права заниматься делом следователя, в то время как следователь может заниматься делом дознавателя.
    4. Следователь обладает большей самостоятельностью в возбуждении и ведении дела, вплоть до передачи материалов уголовного дела в суд. Дознаватель же должен получить разрешения на свои действия у руководителя органа дознания.
    5. Следователь может работать исключительно в следственном комитете и прокуратуре. Статус дознавателя можно получить, работая и в иных ведомственных учреждениях.
    6. Следователь может самостоятельно возбуждать дела, закрывать их или приостанавливать. Дознаватель такими полномочиями не обладает.

    Норильского судебного пристава заподозрили в халатности, связанной с несвоевременным арестом имущества должника на сумму более 31 000 000 рублей. Подробнее об этом рассказали в региональной прокуратуре.

    В ходе ведомственно проверки выяснилось, что в межрайонный отдел судебных приставов по Норильску в конце 2014 года поступило заявление ЗАО «Эльтон» о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника денежных средств в размере более 49 000 000 рублей, в котором взыскатель просил наложить арест на имущество должника и его супруги. Пристав возбудил исполнительное производство, но ходатайство взыскателя о наложении ареста на имущество должника в установленный срок не было рассмотрено. «В результате должник после возбуждения исполнительного производства продал 4 квартиры, гараж и 2 автомобиля», — уточнили в ведомстве.

    Затем ЗАО «Эльтон» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России о взыскании убытков в размере 16 107 428 рублей. Исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

    «Из резолютивной части указанного судебного решения следует, что должником и его супругой с момента возбуждения исполнительного производства реализовано недвижимое имущество общей стоимостью 30 960 000 рублей, транспортные средства общей стоимостью 1 098 500 рублей. Должник с момента возбуждения исполнительного производства распорядился денежными средствами в размере 156 356 рублей 50 копеек», — отметили в прокуратуре. По мнению прокуратуры, бездействие судебного пристава повлекло невозможность исполнения судебного акта.

    С 1 февраля судебные приставы получат право на уголовное преследование неплательщиков алиментов или банковских должников.

    Вступающие в силу поправки расширяют полномочия судебных приставов. Если общая сумма задолженности превышает 500 минимальных размеров оплаты труда ( нынешний расчетный МРОТ для штрафных санкций — 100 рублей) для граждан или 2 тысячи МРОТ для юридических лиц , то в этом случае заводится уголовное дело. До сих пор уголовными делами по кредиторам и неплательщикам алиментов занимались исключительно структуры МВД , но процедура расследования была очень долгой. С февраля всем этим будет заниматься исключительно служба приставов , что , по замыслу чиновников , позволит значительно ускорить процесс расследования.

    Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

    Есть ли полномочия у прокурора возбудить уголовное дело?

    В соответствии с законодательством РФ уголовное преследование, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

    Возбуждение уголовного дела публичного обвинения, осуществляет на основании ч.1 ст. 146 УПК РФ орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, в приделах своей компетенции, при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое незамедлительно должно быть направлено прокурору. В случае если прокурор признаёт постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов послуживших основанием для возбуждения уголовного дела выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

    Возбуждение уголовных дел частного обвинения имеет свою специфику — уголовное преследование возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего (либо его законного представителя), который выступает в качестве обвинителя с определенным набором процессуальных прав и обязанностей, позволяющих принять активное участие в уголовном преследовании. Волеизъявление потерпевшего является движущей силой уголовного судопроизводства по делам данной категории. Дела частного обвинения в отличие от дел частно-публичного обвинения могут быть прекращены в связи с примирением сторон. Парфенова М.В. «К вопросу о возбуждении уголовных дел частного обвинения» // Мировой судья, №3, 2007.

    К делам частного обвинения законодатель отнес дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ч.1 ст. 116 УК РФ (побои); ч. 1 ст. 129 УК РФ (клевета); ч. 1 ст. 130 УК РФ (оскорбление). Все они относятся к преступлениям небольшой тяжести. Это исчерпывающий перечень, и он не подлежит расширительному толкованию.

    В данном случае, право возбуждения уголовного дела предоставляется: руководителю следственного органа, следователю, а также дознавателю с согласия прокурора ( ч. 4 ст.20 УПК РФ). Что касается , частно- публичного обвинения, то органы и должностные лица имеющие право возбуждать уголовное дело точно, такие же, что и в первом случае.( ч. 4 ст.147 УПК РФ).

    Следователь это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

    Следователь уполномочен:

    — возбуждать уголовное дело;

    — принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по последственности;

    — иные полномочия регулируемые ч.2 ст.38 УПК РФ.

    К органам дознания относятся:

    1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

    2) органы Федеральной службы судебных приставов;

    3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

    4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

    А также другие лица указанные в ч.3 ст. 40 УПК РФ.

    Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, является исчерпывающим. Никакие другие органы государства таким правом не обладают, а их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Отдельные виды противоправных деяний предусматривают наступление уголовной ответственности для виновного лица. Многие граждане знают, что незнание закона не освобождает от ответственности за определенное деяние, поэтому важно знать, какие действия будут расцениваться должностными лицами как преступление и какие правила необходимо соблюдать при начале разбирательства.

    Есть группы лиц, которые в разбирательстве уголовного дела участия принимают, но исполнять действия, направленные на его возбуждение, не вправе. Здесь можно указать таких лиц, как:

    • дежурные сотрудники, принимающие жалобы от потерпевших;
    • оперуполномоченные, выполняющие непосредственные розыскные мероприятия;
    • частные обвинители и адвокаты пострадавшего лица;
    • судьи, не имеющие таких полномочий.

    Таким образом, можно отметить, что закон устанавливает строго регламентированный спектр лиц, имеющий право на инициацию судебного разбирательства при наличии конкретных оснований.

    В конце изложенного материала можно сделать несколько заключений:

    1. Только определенные лица могут возбуждать уголовные дела, и это зафиксировано в законодательных актах.
    2. Прокурор одобряет вынесенное дознавателем постановление, но не может самостоятельно принять такое решение.
    3. В отдельных случаях возбудить дело может судья, но с соблюдением условий, описанных в законодательстве. Такого права лишен участковый, и после проведения необходимых мероприятий он обязан передать дело дознавателю.

    Согласно действующим нормам УКП России (статья №145), в результате рассмотрения письменного обращения о совершенном преступлении уполномоченные органы принимают только одно из представленных ниже решений:

    1. Возбуждение судебного делопроизводства на основании полученных информационных данных и вещественных доказательств;
    2. Отказ в возбуждении судебного делопроизводства по причине отсутствия достаточного количества информации или по причине предоставления ложной информации;
    3. Передача уголовного правонарушения на основании подсудности или же подследственности.

    Возможностью на возбуждение уголовного дела, а также на публичное или частно-публичное обвинение официально наделены только правоохранительные государственные органы и лишь при условии, что они осуществляют процессуальные функции по преследованию. Также правом на проведение данного вида деятельности наделен следователь, дознаватель, а также орган дознания.

    При возникновении любых споров, так или иначе связанных с действием или бездействием вышеперечисленных должностных лиц или органов, самым правильным вариантом действий будет обращение к квалифицированному юристу. Профессиональный юрист, имеющий опыт работы в данной области, сможет помочь как юридической консультацией, так и личным представительством в рамках проведения судебного делопроизводства по факту совершенного преступного правонарушения уголовного характера.

    В том случае, если дознавателем, прокурором или же следователем принимается обоснованное решение по возбуждению правонарушения уголовного характера, должно будет вынесено соответствующее постановление согласно порядку, предусмотренному статьей №145 УПК России. В частности, в вынесении дела должны быть отмечены такие моменты, как:

    1. Место и время вынесения постановления;
    2. Уполномоченное лицо или же уполномоченный орган, которым было вынесено постановление;
    3. Основание и повод для вынесения решения;
    4. Квалификация совершенного правонарушения. Другими словами, в обязательном порядке должна быть отмечена та статья кодекса, согласно которой было совершено преступное деяние.

    Следует отметить, что это постановление должно быть вместе со всеми имеющимися материалами дела передано в органы прокуратуры. Органы прокуратуры должны проверить их и дать или согласие на то, чтобы возбудить уголовное дело, или отказ в этом. Во втором случае прокуратура вернут материалы для того, чтобы определить моменты, которыми и чем регулируется уголовное дело, а также для того, чтобы была организована дополнительная проверка всех имеющихся и относящихся к делу вещественных материалов.

    Важный момент: для того, чтобы провести одну или несколько проверок, у органов следствия есть не более 5 дней.

    Если, согласно статье 140 УПК России, есть достаточные основания и аргументированные законно поводы для рассмотрения дела, следователю или дознавателю необходимо получить согласие прокуратуры, а прокурору, в свою очередь, необходимо в рамках своей компетенции возбудить дело о правонарушении уголовного характера. Обо всех этих действиях выносится соответствующее и правильно оформленное постановление.

    В соответствии со статьей 186 УПК при наличии повода и основания, дознаватель, орган дознания, начальник следственного органа, следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, должны возбуждать уголовные дела.

    По делам о преступлениях, досудебное производство по которым осуществляется органами дознания, начальник органа дознания контролирует своевременность и законность действий дознавателей и вправе: Следователь также имеет право возбуждать уголовные дела.

    Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие или упрощенное досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции: специальный прокурор, следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции.

    Вместе с этим прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за его действия, иск в защиту интересов.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания .

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов , но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу. Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации.

    по какой статье закона может быть квалифицировано преступное деяние;

    В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т. е. отказ в возбуждении уголовного дела. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

    содержит ли эта информация (заявления, сообщения и т. д.) признаки преступления;не следует ли по обстоятельствам содеянного провести осмотр места происшествия;не установлены ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела;

    Показать полностью

    0

    В правоприменительной практике нередки судебные разбирательства о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. Одним из таких дел занимались юристы компании «Гаврюшкин и партнеры».

    ООО «АЭ» (далее – общество) и гражданин К. обратились в Суд по интеллектуальным правам (СИП) с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака.

    Показать полностью

    юристам удалось права товарный знак отстоять

    0

    Авторское право на товар и на упаковку, для многих производителей и продавцов существенный момент. Поэтому, многие защищают свои права.

    Показать полностью

    юридические аспекты защиты упаковки товара как защитить свой товар

    0

    О диспансеризации можно услышать в медицинских поликлиниках, на телевиденье и на других ресурсах. Но далеко не все представляют, что же, это за понятие и чем же это отличается от обычного похода в больницу.

    Традиционно граждане не привыкли обращаться к терапевту без надобности. Обращение только по причине возникновения жалобы. И только после этого терапевт назначает обследование и направляет к коллегам.

    По медицинским показаниям человека обследуют все медицинские работники разной направленности на основании наличия симптомов.

    На каком основание участковый может отказать в возбуждение уголовного дела

    Такими полномочиями обладают:

    •Прокурор; • Судья; •Органы дознания или следователь.

    Права у всех должностных различные. Например, прокурорские работники могут ходатайствовать о возбуждении прокурором уголовного дела применительно к любой категории преступлений. Права государственного лица в данном случае не ограничены ввиду того, что прокурор обладает возможностью уголовного преследования.

    Представители дознания имеют несколько ограниченные права по открытию дел, взаимосвязанных с раскрытием уголовных преступлений. Процедура может проходить как при обязательной поддержке предварительного следствия, так и без такового. В конечном итоге материалы следствия направляются в суд.

    Говоря о том, кто вправе возбудить уголовное дело, нельзя не отметить роль следователя. Его права ограничены его подследственностью. Обстоятельством для открытия дела может послужить получение материалов. После изучения данных, следователь принимает решение о вынесении решения на возбуждение уголовного дела. Последующим этапом является предварительное следствие. О своих действиях следователь уведомляет своего прокурора.

    К числу лиц, кто имеет право возбудить уголовное дело, относятся судьи. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ предусматривает максимально ограниченные полномочия, которые заключаются в обвинении только частного характера. Изменение прав судей основано на том, что эти должностные лица не могут инициировать как обвинение, так и защиту (то есть должны быть беспристрастными).

    Статья 146 УПК РФ даёт право возбуждать дела публичного обвинения:

    • Следователю.
    • Руководителю следственного органа.
    • Дознавателю.
    • Органу дознания.
    • Капитанам речных и морских судов дальнего плавания.
    • Руководителям разведывательных экспедиций.
    • Начальникам сезонных и антарктических баз.
    • Руководителям дипломатических и консульских представительств России в других странах.

    В обязанности этих должностных лиц входит приём сообщений о совершении преступления. Но возбуждать дела по ним они могут только с согласия прокурора. Это правило было введено в УПК РФ в 2020 году для борьбы с необоснованным и беспричинным уголовным преследованием.

    Уголовное дело возбуждают на основании постановления следователя или иного уполномоченного на это должностного лица. В постановлении указывают:

    • Место, время и дату возбуждения дела.
    • Данные составителя постановления.
    • Основание для возбуждения дела.
    • Статью УК РФ, по которой возбуждено дело.

    Копию постановления направляют прокурору. Без его решения дело возбудить нельзя. Отказ прокурора в возбуждении дела можно обжаловать в вышестоящих инстанциях.

    Источники получения сведений о преступлении считаются достаточными поводами для возбуждения дела, если доказан факт нарушения закона.

    Статья 140 УПК РФ выделяет 4 повода для возбуждения уголовного дела:

    • Заявление потерпевшего или свидетеля о совершённом или готовящемся преступлении.
    • Явка преступника с повинной.
    • Иные сообщения о преступлении.
    • Постановление прокурора о направлении материалов дела в компетентные органы для принятия ими решения об уголовном преследовании.

    Рассмотрим эти основания подробнее.

    К рассматриваемой статье имеется немало комментариев. Каждый комментарий к ст 140 УПК РФ имеет огромное значения с точки зрения правильности применения данного положения уголовно-процессуального значения на практике:

    • Статья 140 УПК составлена таким образом, что в ней указаны не только определенные поводы, то есть явка с повинной и заявление, но и обобщающие положения, охватывающие практически все возможные ситуации, при наступлении которых представители правоохранительных органов могут узнать о противоправном действии.
    • Вторая часть рассматриваемой статьи содержит в себе основания. Ими является достаточность данных, указывающих на признаки преступного деяния. Такая формулировка оснований была сформирована еще при разработке УПК РСФСР от 1960 года. Согласно апробированной 60-летней следственно-прокурорской практикой формулировке, для возбуждения не требуется наличие данных о лице, совершившем противоправное действие. Они могут отсутствовать полностью. Достаточно лишь факта наличия информации о преступлении. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения уголовно-правового учения, то становится понятно, что для возбуждения дела нужно наличие фактических данных, относящихся к объекту и объективной стороне преступления.
    • Чтобы констатировать наличие веских оснований, не нужно иметь достоверной информации о том, что произошедшее событие имеет признаки преступного деяния. В законе сказано не о факте преступления, а о его признаках. Например, при обнаружении трупа, имеющего признаки насильственной смерти, должно быть возбуждено дело по факту его обнаружения, а не из-за предполагаемого совершения убийства. Уголовное дело возбуждается не тогда, когда установлен факт преступления, а для того, чтобы установить имело ли оно место.
    • Один из поводов – это выделение материалов прокурором и их направление в органы предварительного следствия для принятия решения о возможности возбуждения дела. С точки зрения должностной инструкции представителя органа юстиции, он имеет одну важную отличительную особенность от прочих поводов. Следователь не имеет право отказать в возбуждении дела без наличия соответствующей санкции начальника следственного органа.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *