Кто решает вопросы гражданства рф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто решает вопросы гражданства рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон относит к органам, принимающим решения по вопросам гражданства РФ, специальную комиссию, сформированную при президенте. Он же делегирует ей комплекс прав и обязанностей в предоставлении иностранным гражданам и апатридам российского правового статуса. Гражданская комиссия является государственным органом. В ряд её основных полномочий входит:

  • подготовка проектов, предложений, законопроектов по делам гражданства для подачи их президенту;
  • осуществление единой политики государства в вопросах предоставления гражданства;
  • контроль за соблюдением законодательства и исполнения определённых решений, касающихся единого правового статуса;
  • рассмотрение заявлений и ходатайств о получении обычного и двойного гражданства РФ, прекращении гражданско-правовой связи.

Органы, уполномоченные решать вопросы гражданства РФ

ГУВМ МВД контролирует, наблюдает и принимает решение по вопросам гражданства лиц, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. Территориальные подразделения данного органа власти правомочны:

  1. Оформлять гражданство упрощенным способом, если заявитель имеет на это право. Упрощённая схема действует, если:

    • по праву рождения;
    • апатридами, ранее гражданами СССР, проживающими на территории одной из республик бывшего Советского Союза;
    • детьми граждан России;
    • детьми или недееспособным лицами, над которыми установлена опека российского гражданина;
    • бывшими гражданами СССР, которые родились в пределах РФ или имеют статус ветерана ВОВ;
    • лицами, состоящими в браке с российскими гражданами не менее трёх лет;
    • нетрудоспособными лицами, имеющими взрослого ребёнка – гражданина РФ.
  2. Принимать ходатайства к президенту, если гражданство получается не по упрощенной схеме.
  3. Проверять правильность поданных документов и сведений в них.
  4. Проводить собеседования для приобретения статуса носителя русского языка.

МИД, консульские и дипломатические учреждения выполняют вышеуказанные функции относительно лиц, проживающих за пределами России.

Комиссия при Президенте РФ является специальным консультационным органом, помогающим Президенту выполнять свои конституционные полномочия по вопросам гражданства. Президент назначает главу комиссии, а затем по его рекомендации – членов данного органа, работающих на общественных началах.

Главными задачами комиссии являются:

  • Содействие Президенту в рассмотрении вопросов по гражданству. Комиссия рассматривает ходатайства о получении или отказе от него, о возможности иметь двойное гражданство, предоставляя свои рекомендации главе государства.

    Важным аспектом является рассмотрение спорных ситуаций, например в случае выдачи российского паспорта без должного соблюдения всех необходимых процедур оформления гражданства, как это нередко происходило в начале девяностых годов.

  • Разработка единой политики по делам гражданства. Данный орган вносит на рассмотрение Президенту проекты решений по реформированию правовой базы, касающейся гражданства.
  • Контроль за выполнением данной политики.

Детальный анализ законодательной базы позволяет сделать вывод, что к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве РФ, относятся:

  • Президент Российской Федерации и созданная при нем Комиссия;
  • Министерство внутренних дел РФ в лице Главного управления по вопросам миграции (включая все территориальные отделения);
  • Министерство иностранных дел РФ, а также дипломатические представительства РФ за рубежом;
  • Федеральная служба безопасности.

Что касается последнего ведомства: оно не относится к тем, кто решает вопросы о приеме в гражданство РФ непосредственно. Однако в разъяснительных документах указывается, что ФСБ осуществляет проверку всех поданных документов и дает заключение по каждому иностранцу, который желает стать россиянином на общих основаниях или в упрощенном порядке.

Далее рассмотрим конкретные полномочия каждого государственного института в процессе решения вопросов приобретения статуса.

Гражданство Российской Федерации

Гражданам, которые ходатайствуют об изменении гражданского статуса из-за рубежа, все вопросы миграции и гражданства следует решать в дипломатических представительствах Российской Федерации в стране своего проживания: консульствах или соответствующих отделах посольств.

Именно на них, согласно российскому законодательству возложены такие функции:

  • прием и проверка заявлений и пакета документов от лиц, которые хотят получить российское гражданство или отказаться от него;
  • выдача заключений на ходатайство и отправка в МИД России для дальнейшего рассмотрения;
  • исполнение решений в отношении изменения статуса;
  • определение и засвидетельствование российского гражданства;
  • отмена своих решений, если всплывают дополнительные факты, подтверждающие неправомерность вынесенных вердиктов.

Что касается Министерства иностранных дел РФ, оно выполняет промежуточную функцию между теми, кто занимается вопросами российского гражданства непосредственно: передает дела от диппредставительств в Комиссию при Президенте РФ, а также ведет учет всех обратившихся лиц.

Изменение гражданского статуса – процесс хлопотный и отнимающий немало времени. Поэтому у граждан возникает соблазн обратиться в частные юридические фирмы, которые обещают помочь с решением этого вопроса. Реклама таких организаций, как правило, пестрит словами «быстро», «недорого», «гарантированно».

В таких случаях важно помнить, что дела о гражданстве Российской Федерации уполномочены рассматривать только государственные органы, описанные нами выше в данной статье и только – в оговоренные законом сроки. И никакая частная организация не может повлиять на решение чиновников или на скорость прохождения конкретного пакета документов по всем инстанциям.

Единственный плюс – работники этих фирм берут на себя организационные хлопоты по оформлению документов и посещению государственных ведомств. Таким способом экономится время иностранного гражданина, но не деньги, ведь услуги таких «помощников» стоят очень даже недешево.

Знание описанных нами полномочий государственных органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства, поможет иностранцу сориентироваться в основном алгоритме прохождения его заявления.

Заявления и документы соискателей рассматривают Министерство внутренних дел РФ (в лице Главного управления по вопросам миграции) и Министерство иностранных дел РФ (через дипломатические представительства). Решения о приеме в российское гражданство принимают территориальные органы ГУВМ и Президент РФ.

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), а также Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона № 62-ФЗ):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 62-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке. Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений и компетенцией принятия решения.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, в упрощенном порядке – до трех месяцев (в случаях необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявлений, предусмотренных пунктами «а» – «в», «е» части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца).

По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории Российской Федерации по виду на жительство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания сокращается до одного года или это условие снимается для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 62-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 62-ФЗ и указами Президента Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии условий и оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ). При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях второй.2 – восьмой данной статьи). В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 62-ФЗ в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство следующие категории лиц:

• лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, и не получившие гражданство этих государств.

Кто осуществляет решение вопросов гражданства РФ

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) считается недействительным со дня принятия такого решения.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 – 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 – 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Лица, проживающие на территории России по временной регистрации, ограничены в правах и возможностях по сравнению с теми, кто решил вопрос получения гражданства РФ.

Преимущества граждан России:

  • Получают среднее образование на территории государства, имеет право на бесплатное обучение в вузах России.
  • Дети посещают бюджетные ясельные группы, детские сады, специализированные учебные заведения (спортивные, музыкальные, художественные школы).
  • Могут получать бесплатную медицинскую и социальную помощь.
  • Имеют право на участие в выборах на региональных и федеральных уровнях.
  • Не имеют ограничений в трудоустройстве, могут работать в любой российской компании.
  • Могут открыть свой собственный бизнес без ограничений, в рамках существующего законодательства.
  • Получают все полагающиеся социальные выплаты и льготы.
  • Имеют право на приобретение в собственность земель и сельскохозяйственных угодий.
  • Проживают на территории России без ограничений по срокам, беспрепятственно возвращаются в страну после выезда за границу.

Существует ряд компаний, занимающихся помощью в оказании услуги получения гражданства. Обращение к представителям этих фирм может быть связано с определенными рисками, поэтому при выборе компании следует тщательно проверить ее историю и документы, подтверждающие законность такой деятельности и полномочий.

Посредники предоставляют прайс на свои услуги, куда следует отнести сбор и оформление документации, обращение во все необходимые инстанции от имени заявителя, решение дополнительно возникающих вопросов.

Сроки рассмотрения вопроса не зависят от того, кто обращается с заявлением, и являются едиными для всех регионов РФ:

  • участники специальной государственной программы переселения и носители русского языка — 3 месяца;
  • оформление по упрощенной схеме — полгода;
  • стандартная процедура — от одного года.

Стоимость услуг зависит от региона и цен, заявленных конкретной фирмой-посредником (при обращении к ней).

Статья 89. Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства…

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-779, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 1999 г. № 600 он был помилован путем замены смертной казни на пожизненное лишение свободы. Осуществление помилования в силу пункта «в» статьи 89 Конституции Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации…
  • Решение Верховного суда: Определение N КАС10-209, Кассационная коллегия, кассация Правом помилования в отношении лиц, осужденных судом к наказанию в виде смертной казни, Президент Российской Федерации наделен п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации. Будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации (ст.ст. 50, 71, 89 Конституции Российской Федерации) и не связано с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения наказания, которые регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом…
  • Решение Верховного суда: Определение N КАС09-84, Кассационная коллегия, кассация Правом помилования в отношении лиц, осужденных судом к наказанию в виде смертной казни, Президент Российской Федерации наделен п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации. Будучи институтом конституционного права, помилование входит в сферу исключительной компетенции Президента Российской Федерации (ст.ст. 50,71,89 Конституции РФ) и не связано с вопросами привлечения к уголовной ответственности и применения наказания, которые регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства и разрешаются судом…

Российское гражданство предполагает равноправие всех его носителей не зависимо от оснований получения.

На права и свободы подданных РФ не влияет расовая принадлежность, исповедуемая религия и национальность.

Россия не выдает своих граждан другому государству и не лишает гражданства в принудительном порядке. Обладатели паспорта РФ пользуются покровительством и защитой своей страны на территории другого государства.

Человек может отказаться от гражданства РФ и принять другое гражданство.

Гражданство – это прочная юридическая взаимосвязь между человеком и государством.

Она влечет за собой появление обоюдных прав, обязанностей и ответственности. Подтверждается выдачей человеку паспорта государства.

Страна берет на себя следующие обязанности перед гражданином:

  • гарантирует соблюдение прав и интересов;
  • защищает за пределами своей страны.

Человек в свою очередь обязуется перед государством:

  • соблюдать внутренние законы;
  • исполнять возложенные на него обязанности.

Бывает, что иностранец или лицо без гражданства подвергаются гонениям со стороны определенного государства. В этой ситуации Россия может предоставить политическое убежище и свое гражданство.

Важный момент – российское правительство не должно иметь с другой страной дипломатические отношения.

Если же между государствами заключен договор, то Россия должна выдать лицо, объявленное в международный розыск.

Так, в соответствии с Венской конвенцией экстрадиция возможна по запросу Швейцарии, Германии, Франции, Литвы, Латвии, Польши и других стран.

Как правило РФ предоставляет вид на жительство.

Человек попадает под юрисдикцию нашей страны. У него появляются права, свободы и обязательства на территории России.

Заявление о политическом убежище рассматривается:

  • Федеральной службой безопасности;
  • Министерством иностранных дел.

Документы передаются из главного управления по вопросам миграции или российских дипломатических представительств.

Временное убежище дается на длительное время. В каждой ситуации срок устанавливается индивидуально.

Это дает возможность человеку работать в России и в дальнейшем оформить гражданство.

Чаще всего применяется общая процедура. Упрощенный способ не всегда допустим, поскольку требуется прожить 5 лет на территории РФ после въезда и получения политической защиты.

Государство лояльно относится к беженцам. Вместе с тем сведения о них тщательно проверяются ФСБ.

У лиц, получивших политическую защиту, появляются обязанности перед государством:

  • необходимо устроиться на официальную работу;
  • предоставлять в компетентные органы информацию о себе и своей деятельности;
  • приходить в миграционную службу и отмечаться;
  • получить вид на жительство или разрешение на временное пребывание;
  • платить налоги;
  • не выезжать за пределы страны;
  • соблюдать российские законы.

Человек вправе перемещаться в пределах территории России и получать Госуслуги наравне с российскими гражданами.

В законе 62-ФЗ четко прописано, кто решает вопросы гражданства.

Рассмотрением документов и принятием решений занимаются следующие властные структуры:

  • президент (создана специальная комиссия);
  • главное управление по вопросам миграции МВД России (в том числе подразделения на уровне субъектов);
  • МИД России и дипломатические представительства за границей.
  • приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 «Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке» Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

  • восстановления в гражданстве РФ в общем порядке в соответствии со статьей 15 «Восстановление в гражданстве Российской Федерации» Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

  • выхода из гражданства РФ в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 «Выход из гражданства Российской Федерации» и частью первой статьи 26 «Гражданство детей при усыновлении (удочерении)» Федерального закона о гражданстве РФ;

  • отмены решений по вопросам гражданства РФ в соответствии со статьей 23 «Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены» Федерального закона о гражданстве РФ.

С 29 марта 2019 года Президент РФ получил законодательное право:

  • в гуманитарных целях определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке,

  • а также порядок подачи ими соответствующих заявлений и перечень представляемых документов.

В соответствии со статьей 29 «Полномочия Президента Российской Федерации» Федерального закона о гражданстве РФ Президент РФ:

  • утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ;

  • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ;

  • издает указы по вопросам гражданства РФ.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «г» — «и» части первой статьи 16 «Основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации» Федерального закона о гражданстве РФ:

  • Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 -15 Федерального закона о гражданстве РФ.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 507-ФЗ, от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ, от 18.07.2019 N 188-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.07.2019 N 236-ФЗ, от 18.03.2020 N 58-ФЗ, от 18.03.2020 N 63-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

1. Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

Президент Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы;

федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

Статья 29.

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

1.1. Президент Российской Федерации в гуманитарных целях вправе определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также порядок подачи ими соответствующих заявлений и перечень представляемых документов.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «г» — «и» части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13 — 15 настоящего Федерального закона.

Статья 30.

Органы, решающие вопросы гражданства. Процедура решения этих вопросов

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а также от лиц, временно пребывающих на территории Российской Федерации, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью седьмой или восьмой статьи 14 настоящего Федерального закона;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях;

в.1) запрашивают и получают для проверки фактов, указанных в пунктах «е» — «и» части второй статьи 14 настоящего Федерального закона, соответствующие сведения, в том числе составляющие налоговую тайну, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах и государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Пенсионном фонде Российской Федерации, у профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, указанными в пункте «б» настоящей статьи, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

ж.1) ведут учет поступивших от граждан Российской Федерации уведомлений о наличии у данных граждан гражданства иного государства. Правила осуществления такого учета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

к) рассматривают заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, поданные иностранными гражданами, признанными носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона.

Статья 31.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Необходима квалифицированная помощь для составления искового заявления в суд?

Требуется составить претензию, жалобу или правильно оформить необходимые документы?

Нужно урегулировать спор в досудебном порядке или восстановить и защитить нарушенные права в суде?

Хотите взыскать в суде свои деньги? Возникли затруднения в исполнительном производстве?

Подробно о том, кто осуществляет решение вопросов получения гражданства в РФ

Глава государства:

  • отвечает за работу и координирует органы, которые занимаются делами гражданства;
  • издаёт указы по вопросам приёма, восстановления, выхода и отмены решений о гражданстве;
  • утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства;
  • в определённых случаях может предоставить гражданство лицам, которые не могут его получить из-за правонарушений или иных обстоятельств.

Главное управление по вопросам миграции и его территориальные подразделения:

  • проверяет наличие гражданства у проживающих на территории России людей (о том, как подтвердить гражданство, если утерян паспорт, можно узнать здесь);
  • принимает заявления по вопросам гражданства и оформляет его;
  • проверяет правдивость информации, предоставленной в заявлении;
  • ведёт учёт лиц, в отношении которых принято решение об изменении гражданства;
  • исполняет принятые президентом указы в области гражданства.

Все эти функции управление по вопросам миграции осуществляет на территории страны. Аналогичные функции за пределами России выполняют подразделения министерства иностранных дел. Они же предоставляют гражданство новорождённым за пределами РФ при соблюдении необходимых условий.

Производство по вопросам о гражданстве начинается с подачи заявления в миграционный отдел МВД лицами, проживающими на территории России, либо в представительства министерства иностранных дел для лиц, проживающих за границей.

Также необходимо предоставить документы, подтверждающие знание русского языка, наличие законного дохода, проживание на территории России необходимое время и обязанность соблюдать Конституцию.

Обычно всё подаётся лично, но при наличии документально подтверждённых особых обстоятельств допускается подача документов по почте или третьими лицами. В таком случае потребуется заверять документы у нотариуса. За детей и недееспособных граждан могут подать документы родители или законные представители (подробнее о гражданстве РФ для детей читайте тут). При подаче заявления взимается государственная пошлина или консульский сбор.

  • Скачать бланк заявления на получение гражданства РФ
  • Скачать образец заявления на получение гражданства РФ

После принятия заявления и предоставления необходимых документов, их рассмотрение может занимать до одного года, если вопросы рассматриваются в общем порядке, и до трёх/шести месяцев, при рассмотрении в упрощённом порядке (зависит от того, какие документы для упрощённого рассмотрения используются).

После принятия решения уполномоченным органом, повторная подача заявления допускается не ранее чем по истечению одного года с даты предыдущего решения.

Важно: необходимые документы и срок их рассмотрения при подаче в общем порядке и в упрощённом отличаются.

Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 562 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325» Изменение в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ

Во исполнение Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
2. В целях координации действий по исполнению Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации до 1 декабря 2002 г. разработать совместную инструкцию об их взаимодействии при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 952);
Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1993 г. N 2299 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 4, ст. 302);
Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 2007 «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2854);
Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 865 «О внесении дополнений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992г. N 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 21, ст. 2167).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Настоящим Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (далее именуется — Федеральный закон), устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

I. Порядок оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется — заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя:
лицом, проживающим на территории Российской Федерации, — в министерство внутренних дел республики, главное управление или управление внутренних дел края, области, города федерального значения, автономной области либо автономного округа, являющиеся территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (далее именуются — органы внутренних дел);
лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
2. Заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации (приложения N 1 — 7).
3. Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров). При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.
4. При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется — должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.
Не принимается к рассмотрению заявление лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка.
В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется — полномочный орган), представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.
5. Вместе с заявлением (приложения N 1 — 6) представляются документы (в одном экземпляре), подтверждающие наличие установленных Федеральным законом оснований и соблюдение условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, три фотографии заявителя либо лица, в отношении которого подается заявление (размером 3×4 сантиметра), а также квитанция об оплате государственной пошлины или консульского сбора.
Перечни документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, прекращения или оформления гражданства Российской Федерации, приводятся в разделах II, III и VI настоящего Положения.
В случае изменения гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.
Должностное лицо обязано ознакомить заявителя, имеющего детей, с положениями статей 24 и 25 Федерального закона и выяснить его мнение об изменении гражданства детей.
6. Оригинал предъявляемого заявителем документа, удостоверяющего его личность (паспорт и (или) вид на жительство), подлежит возврату. К заявлению приобщается копия этого документа, соответствие которой оригиналу проверяется должностным лицом и заверяется его подписью и печатью полномочного органа.
В случае представления заявителем копий других необходимых документов они должны быть удостоверены в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
7. Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.
8. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. В случаях, предусмотренных статьей 33 Федерального закона, заявление по просьбе заявителя может быть подписано другим лицом, подлинность подписи которого должна быть удостоверена нотариальной записью.
Если в силу обстоятельств, указанных в статье 32 Федерального закона и подтвержденных документально, заявитель передает заявление и необходимые документы через другое лицо либо направляет их по почте, заявление считается принятым к рассмотрению со дня его получения полномочным органом при условии, что это заявление и прилагаемые к нему документы оформлены надлежащим образом.
9. Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю.
Представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.

Стать россиянином можно несколькими способами.

Мы перечислим лишь некоторые из них:

Для сегодняшних иностранцев, пожалуй, самый распространенный способ – натурализация. Процесс может проходить по общему и упрощенному алгоритму.

По первому пути – оформить гражданство на общих основаниях – может пройти любой желающий, нужно лишь выполнить предписанные законом условия:

  • квалификационный период (5 лет по ВНЖ);
  • знания языка и законов РФ;
  • отказ от предыдущего гражданства;
  • наличие легального дохода в РФ.

Второй вариант подходит для этнических русских, которые, например, имеют в России родственников или эмигрировали когда-то и теперь желают вернуться на родину. Это далеко не полный перечень категорий граждан, которые имеют право на упрощенную процедуру.

Когда иностранный гражданин выполнил все установленные законодательством требования, он может обращаться в государственные органы с заявлением и комплектом документов.

Иностранцам следует знать, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ГУВМ – МВД РФ).

Подача ходатайства и пакета бумаг – первый этап на пути к российскому паспорту. Далее дело передается в соответствующие органы в зависимости от процедуры приобретения гражданского статуса – общей или упрощенной. В первом варианте решение принимает Президент РФ, во втором – территориальные органы ГУВМ МВД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *