Основания увольнения с государственной гражданской службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания увольнения с государственной гражданской службы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Если рассматривать порядок увольнения по причине сокращения штата, то здесь вначале издается приказ о сокращении, затем выдается уведомление, после происходит само увольнение и выплачиваются положенные компенсации.

Здесь отсутствует уведомление органов центра занятости населения.

А если рассматривать другие виды прекращения трудовых отношений, то здесь должно быть основание для увольнения (заявление, медицинское заключение, акты), составляется приказ, отправляется в бухгалтерию.

Особенности увольнения с государственной гражданской службы

Прекращение госслужбы по личному заявлению должно носить веское и аргументированное основание. В первую очередь контракт может быть расторгнут по инициативе самого служащего, если это обусловлено невозможностью продолжения исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 36 Закона такими причинами называет:

  • зачисление в образовательную организацию;
  • выход на пенсию;
  • переход на работу по выборной должности;
  • состояние здоровья;
  • другие обстоятельства, мешающие службе.

Служащий самостоятельно сообщает своему непосредственному работодателю (представителю нанимателя) о желании прекратить службу, указывая на обстоятельства (как говорилось выше – за 14 дней).

Законом разрешено отозвать это заявление в течении двухнедельного срока, и контракт с ним расторгнут не будет.

Человеку может быть отказано в увольнении, если руководство сочтет это нужным по причине отсутствия другого служащего на данную должность.

Закон одним из оснований прекращения служебного контракта называет: увольнение в связи с утратой доверия.

По мимо вышеназванного нормативного акта, прекратить трудовые отношения по причине утраты доверия, можно руководствуясь Трудовым кодексом, пп. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 81.

А именно — увольнение за виновные действия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, что приводит к утрате доверия со стороны работодателя.

Прекратить служебные отношения становится возможным при хищениях, растратах, получении взяток, однако это не должно соприкасаться с основной служебной функцией госслужащего.

В Федеральном законе № 79 указаны основания, по которым служащий теряет доверие своего руководителя:

  1. Служащий не принял мер по урегулированию конфликтов, стороной которых он являлся;
  2. Не представил сведения о доходах, имуществе, имущественных обязательств, а равно и предоставил недостоверные сведения;
  3. Государственных гражданский служащий работал в коммерческих организациях (получав за это денежное вознаграждение);
  4. Служащий осуществляет предпринимательскую деятельность;
  5. Служащий входит в состав некоммерческих неправительственных организаций, и действующих в России (при условии, когда это разрешено нормами международного права и таковых договоров).
  6. Госслужащий или члены его семьи открывают, хранят счета за пределами РФ, а также пользуются иностранными финансовыми инструментами.

По вышеуказанным основаниям госслужащий увольняется со службы, предварительно работодателем издается соответствующий приказ о дисциплинарном взыскании и при достаточном суммарном факте вины со служащим расторгается контракт, с соответствующей записью в трудовую книжку.

Так же можно решить вопрос «миром» руководитель и служащий договариваются о прекращении служебных отношений по обоюдному согласию, т.е. прекращение контракта по собственной инициативе работника.

Это все сугубо индивидуально, все будет зависеть от степени утраты доверия и личного отношения руководителя к работнику.

Прекратить служебные отношения с госслужащим можно так же и по основанию: сокращение штата.

Штат госслужащих уменьшается количеством должностей и реорганизацией государственного органа.

При таком стечении обстоятельств отношения со служащим продолжаются, если ему предоставляется должность в упраздняемом государственном органе, либо в органе, которому переданы функции этого госоргана, с письменного согласия сокращаемого работника.

Если работников больше, чем вакантных мест, то нанимателем государства проводится внеплановая аттестация, и место службы отдается работнику чей опыт, стаж, профессиональный опыт выше, чем у других.

По требованиям трудового закона служащему выдается письменное уведомление о предстоящем сокращении выдается за два месяца до этого факта. В случае болезни или отпуска служащего, датой увольнения будет служить следующий день после выхода.

Для справки! Находящегося в декретном отпуске служащего сократить нельзя.

За два месяца до предполагаемого расторжения контракта с госслужащим, последнему вручается уведомление об этом действии. Стоит сказать о том, что сократить служащего можно и с предоставлением иной должности, и просто сократить, т.е. уволить.

Уведомление составляется на бланке органа исполнительной (государственной) власти и выглядит таким образом:

Наименование органа, плюс герб

УВЕДОМЛЕНИЕ

о сокращении должности государственной гражданской службы

Фамилия и инициалы

Уважаемый (ая)___________________________________!

Представитель нанимателя в лице руководителя ФИО, действующего на основании ________, уведомляет Вас о том, что в соответствии с приказом (наименование органа гос. власти, дата принятия и номер) должность (наименование должности) будет сокращена (точная дата).

В соответствии со статьей (№ Закона региона) Вам предлагается для замещения следующая вакантная должность государственной гражданской службы (ее наименование) с учетом уровня

Вашей квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности:

должность размер должностного оклада, рубли
Наименование должности в которой служащий трудился Его оклад

С должностным регламентом по предложенной для замещения должности, а также со Служебным распорядком, устанавливающим соответствующий режим рабочего времени и отдыха Вы можете ознакомиться в управлении государственной службы и кадров (наименование учреждения, куда госслужащий переводится).

В случае Вашего согласия либо несогласия на замещение предложенной должности, просим Вас сделать соответствующее письменное заявление в срок до (указать дату, предшествующую дате увольнения).

Отсутствие соответствующего заявления в указанные сроки будет рассмотрено как отказ от предложенной для замещения должности.

В случае Вашего отказа от предложенной для замещения вакантной должности, по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с настоящим уведомлением, Вы будете освобождены от замещаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Вам будут предоставлены все гарантии и компенсации как работнику, увольняемому в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Подписывается руководителем

С уведомлением ознакомлен: Работник ознакамливается, ставит подпись и дату.

Как и в каком порядке уволить госслужащего

Как известно, служащий должен подавать сведения о доходах ежегодно. Если служащий был уволен со службы в начале 2020 года (в связи с сокращением), он обязан подать декларацию за 2020 год. За 2020 год декларация не подается.

Законом РФ «О гос. гражданской службе» указаны не только основания заключения контракта с государственным гражданским служащим, а также прописаны основания прекращения трудовых отношений.

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.

Порядок увольнения государственного гражданского служащего будет следующим:

  1. Госслужащий предоставляет заявление с просьбой о расторжении служебного контракта.
  2. Сотрудник кадрового подразделения на основании полученного заявления готовит приказ о расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении со службы.
  3. Госслужащему выдается обходной лист, который необходимо заполнить до момента увольнения.
  4. В трудовую книжку увольняющегося лица вносится соответствующая запись.
  5. В день увольнения госслужащий знакомится с приказом о прекращении с ним служебных правоотношений.
  6. В последний день работы сотрудник должен сдать подписанный обходной лист, и получить памятку о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.
  7. В этот же день ему выдается трудовая книжка с записью об увольнении.
  8. В последний день работы представитель нанимателя производит с увольняемым окончательный расчет.

Разделение областей действия трудового договора, а также служебного контракта практически нередко затруднено. Так, ТК РФ не предусматривает подобного порядка заключения, а также расторжения трудового договора, в котором в качестве стороны выступало бы российское Правительство.

Замечание 2

Практически представляет особый интерес правового характера, к примеру, распоряжение российского Правительства от 1 апреля 2000 года № 451-р «О Малине В.В.», в котором говорится следующее: «Освободить Малина В.В. от занимаемой им должности председателя Российского фонда федерального имущества согласно пункту четвертому статьи восемьдесят третьей ТК РФ».

В первую очередь, председатель российского Правительства М. Фрадков уполномочен давать указания исключительно органам исполнительной власти, так как он глава конкретно ее, а никак не всех госорганов России; Российский фонд федерального имущества в список органов исполнительной власти на тот период не был включен. Во-вторую очередь, в этом распоряжении источником определения статуса руководителя, возможно, все-таки госоргана считается ТК РФ, а никак не служебный устав либо же закон о госслужбе. Из-за этого Правительство в данной ситуации стороной трудового договора не считается.

Настолько же трудный правовой случай показывает и постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 13.04.2005 года № 1730-ГУ ГД «О досрочном освобождении Войлукова А.В. от должности члена Совета директоров ЦБ РФ». В этом постановлении нет указания на служебный контракт либо же трудовой договор, при этом нет и указания на то, что согласно статье пятнадцатой ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» члены Совета директоров назначаются, а согласно статье пятой данного Закона и освобождаются от своей должности по представлению Председателя ЦБ, которое согласовывается с Президентом страны. Подобное же согласование с Президентом в данном случае не присутствует.

Также среди судебных казусов касательно прекращения госслужбы можно привести в пример и такой.

Пример 2

Оставив без удовлетворения жалобу Теодоровича Т.В. касательно признания не имеющим законную силу распоряжения российского Правительства от 12.02. 1998 года № 186-р об освобождении его от занимаемой должности Торгового представителя РФ в Швейцарской Конфедерации из-за достижения предельного возраста, который установлен для замещения гос. должности госслужбы, Верховный Суд страны решением от 24.08.1998 года № ГКПИ 98-56 указал, что не может быть принято во внимание утверждение данного заявителя касательно того, что освобождение от должности по представленному ранее основанию не соответствует требованиям российской Конституции о равенстве свобод и прав человека и гражданина, в том числе и подобного права на труд, так как, регламентируя правовое положение госслужащих, точный порядок поступления на госслужбу, ее прохождения, государство имеет право устанавливать в данной области с учетом ее специфики и специальные правила. К ним относится, к примеру, введение ФЗ «Об основах госслужбы РФ» требований касательно соблюдения возрастных критериев во время приема на госслужбу и увольнения по достижении предельного возраста для нахождения на гос. должности госслужбы. Верховный суд посчитал, что установление подобных правил (или же специальных требований) не способно рассматриваться в качестве нарушения права на равный доступ к госслужбе и права беспрепятственно распоряжаться собственными способностями к труду, выбирать поле деятельности и занятия. Получается, что установленный предельный возраст для нахождения на гос. должности в этой ситуации не способен расцениваться в виде дискриминационного ограничения конституционных прав индивида.

Пример 3

Значимый пример показывает и определение судьи Верховного Суда России от 16.01. 2006 года № 59-В04ПР-36, в котором делается вывод о том, что после истечения срока муниципальной службы (которая проходит по своеобразной аналогии с госслужбой) работник, который продолжает выполнять свои функции, в конкретном примере это начальник отдела труда администрации одного из районов Амурской обл. России, не может быть уволен из-за того, что судья признал то, что по истечении возраста состояния на муниципальной службе, но при продолжении реального выполнения обязанностей должности таковой службы, с ним имеет действие именно трудовой договор, а никак не служебный контракт. Получается, что по достижении индивидом предельного возраста пребывания на таковой службе на законодательном уровне возможно заключить с ним трудовой договор действием до одного года, в период действия которого на индивида распространяются абсолютно все указанные в ТК РФ и действовавшим на тот период ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» гарантии и компенсации, и конкретно препятствующие произвольному увольнению. Иными словами, за пределами госслужбы, которая оформляется контрактом, продолжаются отношения такой же службы, но они уже в силу казуистики нынешних российских законодателей превращаются в трудовые отношения с сохранением абсолютно всех благ и преимуществ, указанных в ТК РФ. Здесь проявляется неспособность последовательно применять или трудовую теорию, или же служебную теорию отношений правового характера на госслужбе.

Если служащий решил уволиться по своей инициативе, он должен предоставить заявление за 2 недели до предполагаемой даты расторжения контракта. Как выглядит процедура:

  1. Отдел кадров получает заявление в свободной форме, наниматель или его представитель решает вопрос о необходимости двухнедельной отработки.
  2. Наниматель оформляет приказ по форме Т-8 с указанием причин и знакомит работника с ним под роспись.
  3. В последний день трудовой деятельности производятся все выплаты, заполняется трудовая книжка.(О том, как правильно написать заявление об увольнении смотрите здесь⇒ Образец заявления на увольнение фгс).

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:

  • Когда служащим было допущено однократное грубое нарушение (пребывание на работе в состоянии опьянения, аморальный поступок и т.д.), данный факт должен быть зафиксирован соответствующим актом. Также сюда входят прогулы без уважительных причин.
  • Если работник появился в нетрезвом виде, требуется заключение медкомиссии.
  • Нельзя расторгнуть контракт без предварительной служебной проверки с целью сбора доказательств вины сотрудника.
  • По окончании проверки составляется приказ о прекращении контракта, он отдается на подпись служащему.

«Законодательно понятие «уважительная причина» нигде не установлено, поэтому при прогуле здесь подразумевается отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью близкого человека, коммунальными проблемами и т.д., когда уволить за отсутствие на рабочем месте не получится» – говорит Кирилин А.В., почетный профессор РАЕН и кандидат исторических наук.

Если увольнение производится по причине несоответствия занимаемой должности или недостаточной квалификации, потребуется заключение аттестационной комиссии, подтверждающее данный факт.

11.05.2016 года Госдумой был принят ФЗ №146-ФЗ, в соответствии с которым пенсионный возраст госслужащих должен повышаться по такой схеме:

Год Возраст для назначения пенсии по старости
Женщины Мужчины
2017 + 6 месяцев
2018 + 1 год
2019 +18 месяцев
2020 +24 месяца
2021 + 30 месяцев
2022 +36 месяцев
2023

2024

+42 месяца 2025 + 54 месяца 2026 +60 месяцев 2027 +66 месяцев

+60 месяцев

2028 +72 месяца 2029 +78 месяцев 2030 + 84 месяца 2031 +90 месяцев 2032 и последующие +96 месяцев

Если увольнение производится в связи с достижением служащим пенсионного возраста, готовится соответствующий приказ с указанием данной причины. Сотруднику перечисляются все выплаты и компенсации в размере нескольких должностных окладов.

Если служащий увольняется по собственному желанию, у него есть 2 недели, чтобы забрать заявление. Когда расторжение контракта уже произошло по истечении двухнедельного срока, вернуться на службу невозможно. В этом случае следует обратиться к представителю нанимателя и узнать, свободна ли интересующая должность. При положительном ответе можно снова трудоустроиться.

Если же прекращение контракта произошло по инициативе нанимателя и служащий считает это незаконным, ему необходимо обратиться в суд и исковым заявлением, где будет указаны законные основания, по которым увольнение должно быть признано неправомерным, а также все обстоятельства дела.

Вопрос №1. Кому отдавать медицинское заключение, если госслужащий собирается увольняться по состоянию здоровья?

Все документы предоставляются только в отдел кадров.

Вопрос №2. Можно ли как-то подтвердить прогул по уважительной причине, чтобы избежать увольнения?

Да, можно. Все зависит от ситуации: при попадании в ДТП при следовании к месту работы понадобится справка из ГИБДД. Если заболел родственник и потребовалась экстренная госпитализация, желательно предоставить справку из медучреждения.

Государственная служба: тонкости увольнения

Госслужащий – государственный служащий, осуществляющий трудовую деятельность на основании служебного контракта, устанавливающего его правовые обязанности и гарантии при заключении и расторжении соответствующего заключения.

Увольнение госслужащего может происходить на основании:

  1. Собственной инициативы служащего, который самостоятельно составляет заявление об увольнении.
  2. По инициативе органа власти, который принял служащего на работу.
  3. По обстоятельствам, которые не зависят ни от воли сотрудника госучреждения, ни от работодателя.

Главной особенностью увольнения такого сотрудника является приложение к трудовой книжке, которое выдается в виде памятки о соблюдении требований к служащему. В ней отражаются обязанности бывшего работника по соблюдению соответствующего поведения в обществе, а также при сохранении государственной тайны, если к ней был допуск и т.д.

В отношении гражданских государственных служащих действуют все нормы трудового законодательства с установлением небольшого количества особенностей и нюансов. В целом, все трудовые отношения и особенности их увольнения идентичны трудовым правоотношениям любых других работников негосударственной сферы.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

  • служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта

  • с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и

  • увольнением с государственной гражданской службы.

Статья 34 «Расторжение служебного контракта по соглашению сторон» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

  • государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя (руководителя государственного органа власти) в письменной форме за 2 недели;

  • в случае, если заявление государственного гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения службы:

    • зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность,

    • выходом на пенсию,

    • переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами,

    • а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта — представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении государственного гражданского служащего;

  • до истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении государственный гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение не производятся, если на его должность не приглашен другой государственный гражданский служащий;

  • по истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей;

  • в последний день исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению государственного гражданского служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные со службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет;

  • при расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа власти, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа власти;

  • по соглашению между государственным гражданским служащим и представителем нанимателя государственный гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с нее ранее срока, указанного выше;

  • по письменному заявлению государственного гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольняется с нее после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Статья 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

При неудовлетворительном результате испытания государственного гражданского служащего представитель нанимателя (государственного органа власти) имеет право:

  • до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с государственным гражданским служащим,

  • предупредив его об этом в письменной форме

  • не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого государственного гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Часть 7 статьи 27 «Испытание на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя (государственного органа власти), а государственный гражданский служащий уволен в случае:

  • его несоответствия замещаемой должности государственной гражданской службы:

    • по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

    • вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

  • утраты представителем нанимателя (государственного органа власти) доверия к государственному гражданскому служащему в случаях:

    • несоблюдения ограничений и запретов,

    • требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и

    • неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

  • неоднократного неисполнения государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим должностных обязанностей:

    • прогула — отсутствия на служебном месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение служебного дня;

    • появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

    • совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    • нарушения государственным гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

  • совершения виновных действий государственным гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя (государственного органа власти);

  • принятия государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «РУКОВОДИТЕЛИ», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа власти;

  • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «РУКОВОДИТЕЛИ», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и/или нарушение законодательства РФ;

  • предоставления государственным гражданским служащим представителю нанимателя (государственного органа власти) подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

  • прекращения допуска государственного гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

  • отсутствия на службе в течение более 4-х месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

  • сокращения должностей государственной гражданской службы в государственном органе власти;

  • упразднения государственного органа власти.

Увольнение с государственной гражданской службы по перечисленным основаниям допускается:

  • если невозможно перевести государственного гражданского служащего с его согласия на иную должность государственной гражданской службы.

Государственный гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти):

  • в период пребывания государственного гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее 4-х месяцев подряд,

  • а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

В случае расторжения служебного контракта по этим основаниям:

Увольнение с государственной службы

  • в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя (государственного органа власти) при продолжении государственным гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта;

  • об изменении существенных условий служебного контракта государственный гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения;

  • если государственный гражданский служащий не согласен на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе власти или другом государственном органе власти в связи с изменением существенных условий служебного контракта,

  • представитель нанимателя (государственного органа власти) вправе освободить его от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволить с государственной гражданской службы.

В случае письменного отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта:

  • служебный контракт прекращается.

Статья 29 «Изменение существенных условий служебного контракта» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

  • перевод государственного гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы в том же государственном органе, либо перевод государственного гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод государственного гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом:

    • допускается с письменного согласия государственного гражданского служащего;

  • государственному гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы:

    • предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность государственной гражданской службы;

  • в случае отказа государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе:

    • служебный контракт расторгается,

    • государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и

    • увольняется с государственной гражданской службы.

Не является переводом на иную должность государственной гражданской службы и не требует согласия государственного гражданского служащего:

  • перемещение его на иную должность государственной гражданской службы без изменения должностных обязанностей,

  • установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Статья 28 «Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

  • служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с:

    • призывом государственного гражданского служащего на военную службу или направлением его на альтернативную государственную гражданскую службу;

    • восстановлением на службе государственного гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность государственной гражданской службы, по решению суда;

    • избранием или назначением государственного гражданского служащего на государственную должность;

    • наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с государственной гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;

    • исполнением государственным гражданским служащим государственных обязанностей в случаях, установленных федеральным законом.

  • служебный контракт прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольняется с государственной гражданской службы в связи с:

    • осуждением к наказанию, исключающему возможность замещения должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

    • признанием полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением;

    • признанием недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    • достижением предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, за исключением случаев, когда срок государственной гражданской службы государственному гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе;

    • применением к государственному гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации;

  • в случае смерти (гибели) государственного гражданского служащего либо признания государственного гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу:

    • служебный контракт прекращается.

Статья 39 «Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

Государственный гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

  • непринятия мер по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

  • непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

  • участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

  • осуществления предпринимательской деятельности;

  • вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

  • нарушения государственным гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и/или пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Представитель нанимателя (органа государственной власти), которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов:

  • подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия им мер по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов,

  • стороной которого является подчиненный ему государственный гражданский служащий.

Сведения о применении к государственному гражданскому служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения:

  • включаются государственным органом, в котором гражданский служащий проходил гражданскую службу,

  • в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия,

  • предусмотренный статьей 15 «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия» Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции».

Статья 59.2 «Увольнение в связи с утратой доверия» Федерального закона № 79-ФЗ о государственной гражданской службе

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О государственной гражданской службе Российской Федерации

(с изменениями на 31 июля 2020 года)

1. Федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — классный чин гражданской службы Российской Федерации), или классный чин юстиции, или дипломатический ранг. Гражданскому служащему субъекта Российской Федерации присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации.

2. Классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, по которым не предусмотрено присвоение классных чинов юстиции и дипломатических рангов.

3. Классные чины юстиции присваиваются федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы, квалификационным требованием для замещения которых является наличие юридического образования, в определенных Президентом Российской Федерации федеральных государственных органах и их территориальных органах (органах), а также в аппаратах федеральных судов.

4. Дипломатические ранги присваиваются федеральным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации».

5. Классные чины — классные чины гражданской службы Российской Федерации, классные чины гражданской службы субъектов Российской Федерации, классные чины юстиции — присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

6. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы высшей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции — действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации — действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

7. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы главной группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции — государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации — государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

8. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы должностей (за исключением федеральных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги), присваивается классный чин гражданской службы Российской Федерации — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса либо классный чин юстиции — советник юстиции 1, 2 или 3 класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы должностей, присваивается классный чин гражданской службы субъекта Российской Федерации — советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ.

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1_1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 июля 2007 года Федеральным законом от 12 апреля 2007 года N 48-ФЗ).

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.

Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.

Установление таких правил (специальных требований) обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы. Часть правил предусматривает действие таких ограничений даже после увольнения гражданина с государственной гражданской службы.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к сокращению числа госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА Новости первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа. Сначала численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15%.

Порядок увольнения с государственной службы

Размер пенсии для каждого отдельного человека рассчитывается индивидуально, это зависит от множества факторов.

Стандартное пособие, которое будет назначено обычному работнику, вычисляется по всем известным правилам. А вот алгоритм начисления пенсии для отдельных категорий лиц, в том числе и бывших госслужащих, требует разъяснений.

Госслужащим называют лицо, работающее в органах гражданской власти, к примеру следующие структуры:

  • Аппарат президента;
  • Органы местного самоуправления;
  • Прокуратура;
  • Суд;
  • Министерство;
  • Различные государственные корпорации.

Отличительным признаком государственного служащего является факт получения заработной платы из бюджета страны.

Несмотря на кажущееся привилегированное положение в обществе, госслужащие такие же люди, как и все. Поэтому их также коснулся вопрос повышения пенсионного возраста.

При согласовании с более высокими инстанциями чиновник может продлить срок службы до 70 лет.

Постепенное увеличение происходит периодами раз в полгода. В 2020 году пенсионный возраст госслужащих составит:

  1. 62 года для мужчин.
  2. 57 лет для женщин.

Со временем эти цифры сравняются с общими критериями по России. Постепенное увеличение возраста выхода на пенсию продлится до 2028 года для мужчин и 2034 года для женщин.

Чтобы стать получателем пенсионного пособия по выслуге лет чиновник должен иметь стаж к 2020 году не менее определенного времени.

Пенсия по выслуге для госслужащих по новому закону с 2020 года начинается при достижении стажа 17 лет. Из них как минимум 10 должно быть отдано службе на государство.

Если госслужащий достигает соответствия указанных условий, то ему назначается доплата за выслугу. Достигнутый порог необходимого стажа не дает права на досрочный отдых, однако стаж «сверхвыслуги» может сильно повлиять на размер будущего пенсионного пособия.

В стаж для чиновника включаются периоды замещения каких-либо должностей, связанных с работой на правительство любого уровня. Перечень таких должностей закреплен в Указе Президента №1574.

Также в стаж чиновника будут засчитываться следующие периоды:

  1. Время, затраченное на приобретение знаний и навыков необходимых для работы.
  2. Если человек работал на правительство СССР, то это время также необходимо учитывать.
  3. Период прохождения воинской службы по призыву.

При этом также учитывается срок службы на аппарат, который был упразднен или переформирован по каким-либо причинам.

Замещение госслужащих, временно отсутствующих на рабочем месте в связи с декретным отпуском, длительной болезнью, прочими причинами, а также в порядке ротации, осуществляется путем привлечения к работе другого сотрудника и заключения с ним срочного трудового договора.

Порядок заключения срочного служебного контракта госслужбы и условия его расторжения – в таблице ниже:

№ п/п

Основания для заключения Выполнение определенного задания Контракт прекращает действие после выполнения госслужащим определенного задания, после чего сотрудник увольняется с госслужбы Замещение временно отсутствующего сотрудника Ротация (перевод госслужащего на другую должность в целях повышения эффективности госслужбы и противодействия коррупции) Увольнение государственного служащего при выходе основного работника: пошаговая инструкция

Увольнение государственного служащего при выходе основного работника

В соответствие с п.3 ст. 35 закона №79-ФЗ, а также на основании ст. 79 ТК РФ, срочный контракт с сотрудником, привлеченным к работе для замещения временно отсутствующего сотрудника, расторгается по факту возвращения основного работника.

Порядок документального оформления увольнения госслужащего при выходе основного работника описан в инструкции ниже.

Основания увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году

Для анализа данного вопроса целесообразно весь материал поделить на две части: 1) первоначально рассмотреть общие вопросы прекращения гражданской службы; 2) выделить наиболее важные проблемы (расторжение служебного контракта по соглашению сторон, расторжение срочного служебного контракта по инициативе гражданского служащего, по инициативе представителя нанимателя, а также вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта).

Также как и работник любой организации, государственный служащий имеет право уйти с занимаемой должности по собственной инициативе.

Для этого он должен предупредить работодателя о своих намерениях в письменной форме за две недели до предполагаемого события.

В течение этого периода служащий имеет право отозвать свое заявление и продолжить трудиться, если на его место письменно не был приглашен другой служащий.

Ухудшение состояния здоровья государственного гражданского служащего является весомым поводом для увольнения в случае, если продолжение его деятельности противопоказано медицинским заключением и влечет опасность для жизни и здоровья сослуживцев.

Служащему должна быть предложена иная должность, не опасная для его здоровья. Если таковой вакантной должности в учреждении нет, или служащий отказывается от перевода на другое место, он подлежит увольнению в соответствии со ст. 33 и 37 Закона о госслужбе и ст.73 ТК РФ.

Полностью нетрудоспособный государственный служащий в соответствии с 39 статьей Закона увольняется в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли сторон.

При увольнении служащего по причине выхода на пенсию в трудовой книжке должна быть сделана соответствующая отметка. При этом ему полагаются определенные льготы и преимущества.

Если общий служебный стаж в государственных органах составляет более пятнадцати лет, а последние двенадцать месяцев служащий имеет должность в государственном органе, ему полагается назначение пенсии за выслугу лет.

Запись об увольнении в связи со смертью может быть внесена в трудовую книжку государственного служащего, и он исключается из реестра госслужащих:

  • при смерти служащего или его гибели;
  • при признании его безвестно отсутствующим;
  • при признании его умершим решением суда.

В соответствии с 79 Федеральным законом (34 статьей) служащий в любое время может быть освобожден от должности и уволен по соглашению сторон служебного контракта.

Допускается ли увольнение беременной женщины при ликвидации предприятия? Узнайте из нашей статьи. Как написать рапорт на увольнение? Ответ — тут.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ/Глава 6

Если государственный служащий неоднократно был замечен в неисполнении своих обязанностей по службе без весомых оснований, он имеет уже дисциплинарное взыскание и может быть уволен.

Однократные грубые нарушения, приводящие к увольнению госслужащего
Прогул Отсутствие на месте службы четыре и более часа по неуважительной причине
Состояние опьянения Наркотическое, алкогольное, токсическое опьянение в служебное время
Разглашение служебной тайны Разглашение охраняемых законом сведений, известных трудящемуся по долгу службы
Хищение имущества Служащему, совершившему на рабочем месте кражу, уничтожение или растрату имущества, грозит увольнение с госслужбы. Факты недобросовестного отношения к имуществу должны быть установлены судебными органами
Нарушение норм охраны профессиональной деятельности Нарушение условий охраны труда, повлекшее серьезные последствия или создавшее угрозу возникновения несчастного случая

Поводом для увольнения госслужащего может стать и его длительная болезнь — временная нетрудоспособность сроком более четырех месяцев, если вариант более длительного сохранения должности не предусмотрен Законом о госслужбе.

Если гражданский служащий, имеющий дело с материальными ценностями или денежными средствами, совершил в отношении них виновное деяние, он может утратить доверие вышестоящего руководства.

Также увольнению подлежит служащий, предоставивший при заключении контракта ложные сведения и документы.

Утратить доверие государственный служащий может и при:

  • несоблюдении запретов;
  • разглашении конфиденциальных сведений;
  • не урегулировании конфликтов интересов;
  • не противодействии коррупции;
  • предоставлении заведомо ложной информации об имуществе и доходах государственного служащего или ее непредоставлении;
  • предпринимательстве госслужащего;
  • участии в органах управления коммерческой организации за деньги, а также в некоммерческой иностранной организации.

О предстоящем сокращении гражданские служащие и профсоюзные органы предупреждаются за два месяца до предполагаемого события в письменной форме.

Представители государственного органа могут в течение этого времени провести внеочередную аттестацию служащих и предложить наиболее достойным кандидатам переход на иную должность, возможно в другом государственном учреждении.

Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.

Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:

Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:

  • Ей не предлагались вакантные должности.
  • Она не была оповещена в письменном виде о сокращении

Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.

Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.

Вопрос №1. Кому отдавать медицинское заключение, если госслужащий собирается увольняться по состоянию здоровья?

Все документы предоставляются только в отдел кадров.

Вопрос №2. Можно ли как-то подтвердить прогул по уважительной причине, чтобы избежать увольнения?

Да, можно. Все зависит от ситуации: при попадании в ДТП при следовании к месту работы понадобится справка из ГИБДД. Если заболел родственник и потребовалась экстренная госпитализация, желательно предоставить справку из медучреждения.

Государственная и муниципальная служба

Для госслужащих существует отдельный Федеральный закон, регламентирующий все тонкости, касающиеся их увольнения. В ст. 37 данного закона прописаны основания, достаточные для расторжения служебного договора. А из ст. 39 можно узнать различия между увольнением и освобождением от служебных обязанностей.

Кроме того, отдельные положения ст. 81 ТК РФ также применимы по отношению к представителям государственной службы. Но, как правило, при увольнении работодатели опираются на Федеральный закон.

В сентябре 2010 года вышло Постановление правительства №700, а в 2013 году к этому документу была составлена дополнительная памятка. Она предназначена для помощи госслужащим, которые разрывают служебный договор и получают полный расчет.

На данный момент есть несколько примеров подобного документа. Например, памятка, изданная Министерством труда, Федеральным казначейством и Министерством природных ресурсов.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

  • Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:
    • По состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением
    • Вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации
    • Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  • Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
  • Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:
    • Прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня)
    • Появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
    • Разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей
    • Совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий
  • Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя
  • Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа
  • Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ
  • Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта
  • Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям
  • Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности)
  • В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе)

Сразу отметим, что Законом о госслужбе установлено два следующих понятия: освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной службы.

Не всегда освобождение от должности заканчивается увольнением гражданского служащего. Так, ст. 39 Закона о госслужбе предусмотрено приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т. д.

В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Документы, необходимые для расторжения контракта, зависят от основания увольнения. Например, при расторжении служебного контракта:

  • По соглашению сторон — подготовьте дополнительное соглашение (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, п. 22 Примерной формы служебного контракта, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159)
  • По инициативе госслужащего — получите от него заявление за две недели до дня увольнения. Исключения составляют отдельные случаи, например выход госслужащего на пенсию (ч. 1 и 2 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе)
  • По инициативе представителя нанимателя, например при сокращении должностей, — подготовьте и вручите уведомление об увольнении и получите от госслужащего письменный отказ от предложенных вакантных должностей в этом же и в других госорганах (при наличии таких вакансий) (ч. 2, 5 и 6 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *