Законна оплата электроэнергии по нормативу в 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законна оплата электроэнергии по нормативу в 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.

Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.

Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.

Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.

Нормы потребления электроэнергии на 2020 год

Цель государства призвать потребителей к экономному расходованию электроэнергии. Тех же, кто не намерен снижать объёмы, заставить платить за услугу по более высокой цене. В итоге, частник покупает электричество за небольшие деньги за счет того, что бизнес оплачивает ресурс по завышенной ставке.

В настоящее время граждане платят за энергопотребление в полтора-два раза ниже, чем предприятия. Для домохозяйств, не превышающих пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить 3-10 %.

Каким должен быть норматив расходования электроэнергии в 2020 году? Среднюю норму невозможно установить одинаковой повсеместно. На объём потребления влияет множество факторов.

Там, где есть природный газ, электричество тратится меньше. В северных холодных районах его нужно больше. Учитывают оснащенность домов электрическими котлами, лифтами, электропечами. На квартиру с газовой плитой норма меньше, чем на квартиру с электроплитой. Имеет значение, распложено ли домохозяйство в городе или в деревне.

Если нет счетчика, оплата за потреблённую электроэнергию рассчитывается по формуле:

П=Л*Н*Т, где:

  • П – конечная сумма платежа;
  • Л – число проживающих в квартире людей;
  • Н – установленный в регионе норматив на одного человека;
  • Т – стоимость 1 кВт*час по тарифному плану.

Помимо этого, при отсутствии прибора учета, применяют повышающий коэффициент.

Не применяют коэффициент, если установка счетчика не возможна по причине ветхого жилья, либо в случае неприспособленности сетей для монтажа устройства контроля.

Оплата по нормативам может насчитываться на объекты потребления с установленным электрическим счетчиком, если:

  • электрический счетчик неисправен;
  • отсутствует своевременная передача показаний прибора учёта поставщику электроэнергии;
  • представителям контроля не предоставляется доступ к счетчику;
  • прибор преднамеренно испорчен.

По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.

Оплата за свет по нормативу 2020

Сперва давайте определимся – что значит «не пускают»? Часто счетчики электроэнергии установлены непосредственно в квартире или же в тамбуре, доступ в который со стороны лестничной площадки закрыт «хорошей железной дверью» (с).

То есть постороннему лицу проникнуть к счетчику не так-то просто. При этом инспектора энергосбытов имеют привычку посещать абонентов в рабочее время. По ночам или ранним утром они не ходят. Значит, шансов пересечься с обитателями квартиры у них немного.

Как раз на такой случай в Правилах предоставления коммунальных услуг подробно расписана процедура, которой должен следовать представитель энергосбыта, чтобы согласовать с хозяином квартиры время проверки.

Представители организации – поставщика электроэнергии обязаны заблаговременно уведомить хозяев проверяемой квартиры. Те, в свою очередь, должны подтвердить, что в предлагаемое время будут дома.

Они не подтверждают? Значит, исполнитель коммунальной услуги обязан отправить повторное уведомление. Если и на второй раз согласовать дату визита не получается (или же проверяющие пришли в согласованное время, а дома все равно никого нет), то составляется специальный документ — Акт об отказе допуска исполнителя к приборам учета.

Каждая итерация этой непростой процедуры подробно описана в п. 85 Правил. Если вам действительно необходимо точно знать — кто, что и в какой последовательности должен делать? – обязательно почитайте.

С даты, когда оформляется Акт об отказе в допуске, потребителя переводят на оплату по среднемесячному потреблению. Если вопрос с проверкой счетчика не решается в течении трех месяцев, то вам начнут приходить платежки за свет, рассчитанные по нормативу.

Чуть выше об уже писалось. Эта ситуация самая неприятна для потребителя. Способ расчета за электроэнергию в таких обстоятельствах описывает п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Электросчетчики — это, конечно, не счетчики на воду, массово устанавливать которые начали только в последнее десятилетие.

Счетчиками электроэнергии квартиры начали оборудовать в обязательном порядке еще во времена СССР. И, тем не менее, во многих квартирах (один из наиболее частных случаев – квартиры в бывших общежитиях) и частных домах счетчиков до сих пор нет. Плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается по нормативу.

Норматив в данном случае – это расчетная величина потребления электроэнергии в жилом помещении, которая привязывается к количеству комнат в квартире и типе ее благоустройства(газовая плита или электрическая).

В Правилах предоставления коммунальных услуг вопрос платы за электроэнергию по нормативу разбирается в пункте 42. Давайте по нему пройдемся.

Итак, берется три показателя:

  • количество граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении
  • норматив потребления электроэнергии, он определяется для каждого региона отдельным решением местных властей
  • тариф на электроэнергию, действующий для данного типа потребителя

Эти три цифры перемножаются и получается стоимость электроэнергии, которая указывается в платежке.

К этому стоит добавить следующее:

Первое: если в квартире никто официально не зарегистрирован (ни постоянно, не временно), то плата по нормативу рассчитывается исходя из количества собственников жилья

Второе: власти сильно хотят, чтобы во всех домах и квартирах были установлены счетчики электроэнергии, поэтому если жилое помещение не оборудовано прибором учета электроэнергии, то плата по нормативу начисляется с коэффициентом 1,5 (без коэффициента взимается плата по нормативу в тех случаях, когда счетчик есть, но его показания не передаются).

Часто спрашивают – а как выгоднее платить за свет? По нормативу или, все же, по счетчику, потратившись не его покупку и установку?

Если говорить в «общем», то ответ будет такой:

  • если в квартире фактически проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, то платить по нормативу может оказаться выгоднее,
  • а если наоборот – зарегистрировано больше, чем проживает, то, конечно, по счетчику оплачивать электроэнергию будет дешевле.

Ну а если вас интересует конкретика, надо поискать решение тарифного органа вашего региона, которым утверждены нормативы потребления. Дальше вооружаетесь калькулятором и считаете.

Но все-таки, рискнем предположить, что в большинстве случаев все-таки выгоднее будет поставить прибор учета.

  • актом о непроживании по адресу учета электричества с предъявлением паспортных данных и подтверждения трех соседей;
  • документом о временной регистрации по другому адресу;
  • копией командировочного удостоверения;
  • справкой о прохождении лечения в стационарном медицинском учреждении;
  • проездными документами или заверенными копиями;
  • счетами за проживание в другом месте.

Чтобы узнать, сколько необходимо платить за потребление электричества с учетом нормативного коэффициента, полученный результат умножают на действующий тариф. Например, в регионе норматив равен 2,75 кВтч на 1 кв.м площади. Взяв условные данные по размерам площадей, получают:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них.

Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.

  1. В Новосибирской области с 1 января 2020 года зафиксирован обновленный норматив потребления электроэнергии по ОДН на 1 кв.

    м для 3-этажных многоквартирных домов величиной 0,907 кВт/ч в месяц, для 5-этажных 2,210 кВт/ч, 12-этажных 4,411 кВт/ч, 13-этажных в зависимости от наличия индивидуального отопительного пункта – от 6,128 до 7,014 кВт/ч.

  2. В Ростовской области если многоэтажка оборудована только лампочками, придется оплачивать 0,6 кВт/ч в месяц на ОДН.

    Если есть лифт, норматив расходования электроэнергии увеличивается до 1,7 кВт/ч. Насосное оборудование в доме требует оплаты по расходованию света плюс 0,9 кВт/ч.

  3. В Саратове жильцы многоквартирного дома в 2 этажа оплачивают потребление ресурса при осветительных приборах в подъездах 0,59 кВт/ч за месяц, этажность в 4 этажа увеличивает размер до 0,84 кВт/ч, а при наличии насосного устройства норматив достигает 0,97 кВт/ч.

    В 9-этажке норматив ОДН по свету в 2020 году составляет 1,82 кВт/ч по минимуму, есть лифт – оплатите 2,4 кВт/ч, насос – 2,10 кВт/ч, силовые установки – 2,72 кВт/ч.

Общедомовые нужды по электроэнергии – часть ресурса, что уходит на поддержание и обеспечение освещением многоэтажки, вне той доли электричества, которую использует владелец в пределах своей жилой собственности. То есть в величину ОДН по электроэнергии входит такой перечень затрат:

Нормы потребления электроэнергии на одного человека рассчитаны для тех потребителей, которые установили учет прибора в своей квартире. По состоянию на сегодняшний день, норматив на 2020 год в Российской Федерации увеличится в соответствии с принятым коэффициентом, который составит 1,2.

В начале 2020 года для собственников жилья, которые не обзавелись счетчиками, начали действовать скорректированные нормы потребления электроэнергии, рассчитанные на одного человека – по сравнению с прошлым 2020 годом они выросли на 10%.

Скидки и преференции устанавливает местная власть. Из-за этого тоже бывает путаница. К примеру, в столице к льготникам относятся одинокие пенсионеры. А в области таким людям никаких скидок на электроэнергию не установлено.

  1. Если израсходовано менее указанной нормы, то оплатить придется 50% использованной электроэнергии. Когда показания счетчика 60, то считается так: :60 кВт х 50% = 30 кВт.
  2. Если израсходовано более нормы (пусть это будет 130 кВт), то подсчет иной. Необходимо для начала вычесть из общих показаний норматив: 120 — 80 = 50. По льготе будет 50%. Следовательно, платить на общих основаниях придется за 40 кВт из 80 кВт. К ним следует присовокупить потребление, превышающее норму. 40 кВт + 50 кВт = 90 кВт.
  3. В деньгах на март 2020 года:

Нормы могут отличаться в зависимости от того, в каком регионе проживает гражданин. Многое зависит и от типа жилья – является ли оно частным или многоквартирным домом, какова общая площадь объекта недвижимости, количество квартир в здании и текущая нагрузка приборов.

  1. Если вышел из строя электрический счетчик.
  2. Не был обнаружен узел учета.
  3. Прибор действует неправильно и передает сведения с опозданием.
  4. Сотрудник управляющей компании не получает от домовладельцем сведений для расчета оплаты.
  5. Была обнаружена преднамеренная порча прибора.

Нормативное значение рассчитывается исходя из потребления электроэнергии одним человеком, достаточного для нормальной жизни. Реально эта цифра отличается от фактической, и за этот коммунальный платеж все равно часть придется платить из собственного кошелька.

Например, если человек израсходует электроэнергии меньше нормы, то это не значит, что из государственного бюджета будет компенсирована вся сумма, и льготнику не нужно будет тратиться вообще. В таком случае оплачивается ровно половина от потребленной энергии. Допустим, что ветеран труда проживает в помещении один, в его квартире никто больше не прописан, а потребил он меньше нормы, тогда:

Для квартир, имеющих схожие вышеуказанные параметры, и вносится понятие «единые минимальные нормы потребления электроэнергии». Устанавливаются они путем вычисления формулы или по методу аналога. В роли единицы измерения электроэнергии всегда выступает кВт/ч.

Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.

В случае если жилой дом не оборудован общедомовым счетчиком, рассчитать ОДН можно по тем же коэффициентам: берем нормативный коэффициент потребления на 1 кв.м для вашего региона, умножаем на площадь (кв.м) помещений общего пользования в доме, умножаем на площадь вашего собственного жилья, и делим на показатель суммарной площади жилых помещений в доме.

Курс на то, чтобы обеспечить более выгодным тарифом всех, кто поставил счетчик, был взят правительством еще в 2013 году. Тогда предполагалось, что те, кто поставил приборы, сразу же ощутят его выгоду, а те, кто нет — захотят иметь такой же. Но на деле оказалось все гораздо сложнее.

  • основной льготный тариф для фиксированной нормы потребления – до 300 кВт·​ч в месяц;
  • повышенный тариф для семей, «сжигающих» ежемесячно более 300 кВт·​ч;
  • «экономически обоснованный» для потребителей, расходующих более 500 кВт·​ч в месяц.

По словам представителя «Сообщества потребителей энергии» эффект от введения социальной нормы анализировался еще в 2013 году. Эксперты пришли к выводу, что это мероприятие невыгодное, сложно реализуемое с административной точки зрения. По мнению представителя СПЭ существует другой выход: надо ввести отдельную индексацию для промышленных предприятий и населения. Дело в том, что общий объем электропотребления производителей, являющихся членами ассоциации, составляет около ½ от совокупного объема энергопотребления промышленности РФ.

Многоквартирные дома, оборудованные двумя и (или) тремя лифтами, приходящимися на один подъезд, и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

Многоквартирные дома, жилые дома, общежития квартирного типа, оборудованные в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Нормы могут отличаться в зависимости от того, в каком регионе проживает гражданин. Многое зависит и от типа жилья – является ли оно частным или многоквартирным домом, какова общая площадь объекта недвижимости, количество квартир в здании и текущая нагрузка приборов.

  • участникам ВОВ. В эту группу входят не только ветераны Великой Отечественной войны, а и люди, работавшие в тылу, пережившие блокаду города Ленинграда, побывавшие в концлагерях, инвалиды ВОВ, некоторые другие категории;
  • инвалидам. Сюда относятся инвалиды всех групп и люди, получившие статус инвалида от рождения. Льготы распространяются на всю семью;
  • другим категориям. Это малоимущие, многодетные семьи, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, ветераны труда пенсионного возраста, участники боевых действий;
  • детям-сиротам, героям России или СССР, гражданам, имеющим орден Трудовой славы.

Например, если человек израсходует электроэнергии меньше нормы, то это не значит, что из государственного бюджета будет компенсирована вся сумма, и льготнику не нужно будет тратиться вообще. В таком случае оплачивается ровно половина от потребленной энергии. Допустим, что ветеран труда проживает в помещении один, в его квартире никто больше не прописан, а потребил он меньше нормы, тогда:

Если точную дату установить не получается, то считать будут с того месяца, когда прибор учета был сломан. В таком случае первоначально пользователя переводят на оплату по среднемесячному тарифу, исходя из ранее предоставленных данных за последние полгода. Через 3 месяца, если прибор учета не восстановлен, применяется оплата по нормативу.

  • индивидуальный счетчик электрической энергии сломан, вышел из строя или никогда не устанавливался;
  • работник компании по учету расходов электроэнергии не получил свободного доступа к прибору учета;
  • преднамеренная порча прибора;
  • сведения с прибора учета переданы с опозданием;
  • не обнаружен узел учета.

Нормативы По Электроэнергии Для Населения На 2020 Год

Перед тем, как получить льготный тариф на электроэнергию, следует собрать небольшой пакет документов:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий наличие статуса льготника;
  • справку о составе семьи с обозначением площади помещения;
  • квитанцию об оплате.

Предположим, одинокий ветеран труда использует однотарифный счетчик и при норме 80 кВт⋅ч расходует 135 кВт⋅ч. Тариф составляет 3,28 руб. Льгота насчитывается исключительно на 80 кВт⋅ч, остаток (55 кВт⋅ч) оплачивается по полной стоимости.

Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.

Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.

Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии.

2. Установить, что используемые на дату вступления в силу настоящего постановления приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

3. Рекомендовать гарантирующим поставщикам электрической энергии не позднее одного месяца с даты вступления в силу настоящего постановления разместить в центрах очного обслуживания потребителей (покупателей) и на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о порядке оснащения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии приборами учета электрической энергии, порядке снятия и передачи показаний приборов учета электрической энергии, лицах (наименовании организаций), на которых возложены обязанности по обеспечению осуществления указанных функций, об иных вопросах организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением.

4. Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службе обеспечить проведение мониторинга реализации настоящего постановления и о его результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 1 июля 2021 г.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2020 г. N 554

Оказывается необходимости в этом нет. Теперь все обязанности по электроэнергии перейдут к гарантирующему поставщику или сетевой организации.

Так что именно они должны заменить счетчик в случае, если прежний выйдет из строя. К таким случаям относятся: истечение срока межповерочного интервала или срока эксплуатации (они указаны в техпаспорте счетчика), а также поломка счетчика или его утрата, или же первичное подключение жилого объекта к энергосетям.

Отсутствие счетчика также предусмотрено в числе этих обстоятельств.

Так что с июля потребитель может потребовать от энергокомпании поставить ему новый счетчик, если такового нет в его жилом помещении. А пока ни одно из указанных обстоятельств не наступило, у нас должны принимать показания имеющихся счетчиков.

Для замены счетчика нужно будет подать заявку в энергокомпанию с этого момента у нее есть 6 месяцев на то, чтобы ее исполнить.

За нарушение этого срока компания заплатит неустойку потребителю: в первые 3 месяца 50% от стоимости своих услуг, далее в размере 100% (т. е. можно рассчитывать на снижение платы за электричество).

Однако неустойка начисляется с месяца, в котором получена претензия от потребителя поэтому очень важно своевременно направить ее в адрес энергокомпании.

За период до того, как энергокомпания поставит новый счетчик, плата за электричество будет начисляться по т. н. замещающей информации.

Это прошлогодние показания счетчика за тот же месяц, а при отсутствии таковых за ближайший месяц, когда были показания.

Обратите внимание, что установка электросчетчиков с июля должна проводиться за счет энергокомпаний, т. е. мы, потребители, не обязаны платить ни за счетчик, ни за ввод его в эксплуатацию. Наша обязанность лишь обеспечить доступ в жилое помещение для установки счетчика.

Обязанность по установке интеллектуальных систем учета электроэнергии (т. е. «умных счетчиков») возлагается на энергокомпании с 2022 года.

До этого времени они вправе ставить такие счетчики, а могут поставить и обычный прибор. А вот в новостройках «умные счетчики» должны быть уже с 2021 года.

3. Как теперь передавать показания счетчиков?

До установки «умного электросчетчика», собственник жилья обязан снимать и передавать показания своего прибора учета.

Сроки и порядок передачи показаний определяются договором с энергокомпанией. А вот в отношении «умных счетчиков» вся ответственность за снятие показаний переходит на энергокомпанию. Снятие данных происходит дистанционно. Собственник жилья вправе требовать, чтобы ему предоставили информацию о снятых показаниях и начислении платы за электричество.

Плановые поверки будут проводиться в отношении старых приборов учета, для «умных электросчетчиков» предусмотрены только внеплановые поверки.

Основанием для внеплановой поверки является поступивший сигнал индикаторов «умного счетчика» о том, что произошло внешнее вмешательство в его работу.

В ходе поверки счетчика будет проводиться фото-и видеосъемка. Если собственник не участвовал в поверке, материалы съемки должны прилагаться к составляемому акту.

Собственник жилья вправе привлечь к участию в поверке аккредитованного эксперта в области метрологии.

Если будет установлено вмешательство в работу счетчика (в т.ч. одного из компонентов системы интеллектуального учета), составляется акт о безучетном потреблении электричества.

Это является основанием для доначисления платы с учетом 10-кратного штрафного коэффициента. Если собственник дважды не обеспечит допуск в свое жилое помещение для поверки счетчика, плата будет начисляться по нормативу, повышенному в 1,5 раза.

Иными словами, после установки «умного счетчика» значительно сокращается круг обязанностей.

Нужно будет только обеспечить целостность и сохранность счетчика, а также вовремя предоставлять энергетикам доступ к нему для поверок. Снятие показаний, поверки и замена все это становится заботой энергокомпаний.

Всем здоровья и благополучия!

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране.

Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов.

Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Рекомендуем: Законна ли установка электросчётчика на столбе

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Нормы потребления электроэнергии для особых случаев

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Справка! Если согласно техприсоединению у объекта нет возможности установить электросчётчик, то повышающий коэффициент не применяется. Это правило также относится к ветхому и аварийному жилью.

В некоторых ситуациях энергоснабжающие компании на законных основаниях могут отключать жилые объекты от электричества. Ограничение потребления электроэнергии для физических лиц может произойти в следующих ситуациях:

Если ранее данные передавались, то оплата происходит по среднемесячному потреблению на основе ранее переданных показателей. Если прибор учета сломался, то необходимо установить, когда это произошло. Это может быть пожар, кража счетчика, механическая поломка, технические неполадки в работе.

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Использование норматива возможно только в том случае, если в квартире или доме не установлен счетчик, т.е. нет возможность определить точный расход электроэнергии. В границах данной социальной нормы оплата за услуги ЖКХ проводится по одному тарифу. Вся использованная энергия сверх нормы оплачивается по другому тарифу.

Это исключительно региональная цифра, которая отличается в зависимости от нескольких факторов. Если рассматривать наиболее крупные города РФ, то на 2019 год показатели следующие:

Город Один проживающий с газовой плитой Один проживающий с электроплитой Семья с газовой плитой Семья с элеткроплитой
Москва 50 80 45 70
СПб 78 111 48 63
Челябинск 100 180 90 130
Ростов 113 182 82 90
Владимир 100 190 75 130
Краснодар 97 147 60 95
Екатеринбург 102 160 63 100

Кроме того, имеется коэффициент, который отличается в зависимости от причины расчета тарифов по нормативу. Самый большой коэффициент в случае, если счетчик умышленно сломан или электроэнергия подключена так, что минует прибор учета.

Без повышенного коэффициента могут платить только небольшие категории граждан, у которых есть уважительная причина не устанавливать счетчик или нет возможности передавать данные с него.

Платить за электроэнергию с применением показателей норматива необходимо в следующих случаях:

  • индивидуальный счетчик электрической энергии сломан, вышел из строя или никогда не устанавливался;
  • работник компании по учету расходов электроэнергии не получил свободного доступа к прибору учета;
  • преднамеренная порча прибора;
  • сведения с прибора учета переданы с опозданием;
  • не обнаружен узел учета.

Если счетчик есть, то нужно вовремя передавать его показатели, чтобы не пришлось платить по нормативу. Передать показания необходимо или в энергосбытовую компанию, которая является поставщиком электричества, можно в управляющую организацию, или в городской расчетный центр. Оплата по нормативу начинается с 4-го месяца отсутствия данных.

Если ранее данные передавались, то оплата происходит по среднемесячному потреблению на основе ранее переданных показателей. Если прибор учета сломался, то необходимо установить, когда это произошло. Это может быть пожар, кража счетчика, механическая поломка, технические неполадки в работе.

Если точную дату установить не получается, то считать будут с того месяца, когда прибор учета был сломан. В таком случае первоначально пользователя переводят на оплату по среднемесячному тарифу, исходя из ранее предоставленных данных за последние полгода. Через 3 месяца, если прибор учета не восстановлен, применяется оплата по нормативу.

Если при осмотре прибора учета было выявлено несанкционированное вмешательство, то составляется специальный Акт. Есть несколько признаков, что прибор сломан намеренно. Их в обязательном порядке указывают при составлении Акта. На основании данного документа и с даты его составления происходит перерасчет электроэнергии оп нормативу, который увеличен в 10 раз.

Перерасчет производится за последние 3 месяца, которые предшествовали составлению акта. По такому тарифу пользователь будет платить до тех пор, пока нарушения не будут устранены. Чаще всего это происходит с заменой счетчика. Что касается не допуска работников коммунальной компании к счетчику, то здесь есть определенная процедура.

Если в рабочее время не удается попасть к прибору учета, работник обязан отправить уведомление и согласовать свой визит с владельцем квартиры. Если после двух уведомлений, попасть к счетчику не удается, или после согласования хозяев нельзя застать дома в указанное время, составляется акт.

С этой даты потребителя переводят сначала на среднемесячную оплату, а затем на норматив потребления. Поэтому в интересах домовладельцев допустить работника коммунальных служб к прибору учета, чтобы не пришлось платить по нормативам, да еще и с повышенным коэффициентом.

Чтобы снизить потребление электроэнергии, необходимо следовать нескольким правилам:

  • при покупке техники руководствоваться классом энергопотребления, самый экономичный из них с маркировкой А;
  • кондиционер в доме должен работать только при плотно закрытых окнах;
  • избавиться от накипи в электрочайнике;
  • лучше приобрести энергосберегающие лампы.

В таком случае можно легко уложиться в норматив, предусмотренный законодательством и не придется переплачивать за потребление электроэнергии.

Расчет электроэнергии по нормативам производится в случае, если в доме нет счетчика или он сломан. Норматив зависит от количества прописанных человек, количества комнат, географического положения (город или село), а также от наличия или отсутствия электроплиты.

В большинстве случаев установить прибор учета намного выгоднее, чем платить по нормативу. При расчете суммы оплаты необходимо учитывать повышающий коэффициент. Его не оплачивают только те, кто по техническим причинам не могут установить счетчики. Особо большие суммы оплачивают те, кто намеренно сломал счетчик или пустил электричество мимо прибора учета.

Учет расхода электричества может вестись двумя способами. Первый из них производится с помощью снятия показаний электросчетчика, установленного в жилом помещении и опломбированного.

Второй – в том случае, если счетчика нет, учет производится по установленному законодательством нормативу, а именно пункта 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013, которая гласит: «При отсутствии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению к объему потребления электрической энергии, определенному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, социальная норма применяется с понижающим коэффициентом «К», за исключением случаев предоставления потребителем акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета в соответствующем жилом помещении.

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2020 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Для простого учета потребления электроэнергии необходимо взять данные показаний закрепленного за своим объектом электросчетчика, отнять от них показания прошлого месяца и получить данные по расходу в целом.

Полученные данные по потребленным киловатт-часам необходимо умножить на ставку за 1 киловатт в регионе потребителя.

Важно! На большинстве счетчиков в окошке с показаниями есть отображение долей квт-ч. При фиксации показаний вашего прибора учета необходимо отмечать лишь целую часть, иначе счет за «потребленную» электроэнергию будет неадекватным.

В том случае, если счетчика нет, обращаемся к Постановлению Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6.05.2011 №354 в действующей редакции.

В данном документе в Приложении №2 в пункте 4а указана формула расчета расхода электроэнергии для квартир и домов, не оборудованных приборами учета. Учитывается количество граждан, проживающих в квартире, норматив потребления и тариф на коммунальный ресурс. Если есть техническая возможность установки прибора учета, но не установлен, то к расчетам прибавляется поправочный коэффициент.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Кроме общепринятых нормативов, при расчете за потребленную энергию учитываются и другие нюансы: наличие автономного отопления, льготные и социальные платы.

В доме или квартире, где установлено электрическое отопление, во внимание берут нормативную мощность бытового прибора (котла), указанную в технических условиях, а также количество часов работы системы. Чтобы определить для конкретного жилища нормативы потребления э/э, суммируют затраты на бытовые нужды и на отопление.

Государство устанавливает тарифы на потребление электроэнергии для льготных категорий граждан. Если в квартире проживает семья, то данный тариф начисляют только на льготника, к остальным жильцам применяются нормативы на общих основаниях.

Социальная норма действует не по всей стране – только часть регионов ввела ее, как пилотный вариант. В программе во внимание берется 2 тарифа: один – социальный норматив (на среднестатистическое потребление энергии), другой – за плату сверхнормы.

Действие проекта можно рассмотреть на конкретном примере. Для жителей Алтайского края социальная норма потребления равна 131 кВтч, за каждый киловатт которой начисляют по 2,70 рубля. Все, что наматывают приборы учета сверх норматива, оплачивают по повышенному тарифу – 3,66 руб./кВтч.

Допустим, за месяц потребленная энергия составляет 170 кВтч, то расчеты будут выглядеть таким образом:

  • 170 – 131 = 39 кВтч;
  • 131 * 2,70 = 353,70 руб.;
  • 39 * 3,66 = 142,74 руб.;
  • 353,70 142,74 = 496,44 руб. к оплате.

170 * 2,90 = 493 рубля.

Жилищный кодекс РФ четко прописывает такую ситуацию. На основании 4 пункта 154 статьи ЖК РФ при отсутствии прибора учета стоимость за потребленные энергоресурсы рассчитывается по нормативам потребления.

С нормативами можно ознакомиться в интернете либо узнать их в местном филиале предприятия, поставляющего электроэнергии, контролирующего ее расход и взимающего плату за свои услуги.

На сумму оплаты будет влиять несколько факторов:

  • количество граждан, временно или постоянно проживающих на данной жилплощади;
  • наличие льгот;
  • применяемый тариф;
  • наличие или отсутствие электроплиты;
  • регион нахождения потребителя;
  • возможность установки ИПУ с технической стороны;
  • место проживания потребителя – в пределах либо вне городской черты.

Но в любом случае, установка счетчика в большинстве случаев позволит платить несколько меньше денег, чем оплачивается по нормативу, если, конечно расходовать электроэнергию экономно.

На законодательном уровне была разработана методика расчета тарифов потребления электричества.

В России действует определенный тариф для каждого региона, однако существует и общий показатель. На одного человека в семье должно расходоваться не более 350 кВт. В данном случае стоимость одного кВт будет составлять 3 рубля.

Правительство вводит нормативы, придерживаясь мнения о том, что социальные нормы ниже среднего являются стимулами для граждан к экономии.

Этот показатель был внедрен в 2013 году в систему ЖКХ лишь в некоторых регионах, но сегодня он действует по всей стране.

Перед тем, как определять показатели по регионам, следует учесть, какие еще факторы могут влиять на величину оплаты по ЖКХ:

  1. Использование прибора, потребляющего много энергии.
  2. Наличие специальных норм в регионе.
  3. Тип местности — городская или сельская.
  4. Вид плиты – электрическая или газовая.

Действующие нормативы по регионам:

Город Газовая плита Электрическая плита
Москва 50 80
Санкт-Петербург 78 111
Новосибирск 156 213
Пермь 185 263
Владимирская область 50 90
Забайкалье 65 96
Ростовская область 96 156

В Москве для одиноко проживающих граждан установлены определенные нормативы, при этом во многом имеет значение, какое оборудование используется в жилом доме.

В случае, если в квартире имеется газовая плита, то общий показатель использования энергии не должен быть выше, чем 50 кВт.

В ином случае показатель увеличивается до 80 кВт, но это данные на 2020 год. Позднее они будут изменены.
В Орловской области показатель достаточно низкий по сравнению с другими регионами.

На одного человека допускается расход 190 кВт. При этом показатель возрастает, если гражданин пользуется мощным дополнительным оборудованием, таким как бойлер или плита, которая потребляет много энергии.

Для лиц, проживающих в сельской местности, действуют особые условия. Обычная норма в данном случае увеличивается до 90 кВт.

Пенсионер, который проживает один, имеет право оплачивать электричество в течение года по заниженному тарифу. При расчете за основу будет принят социальный норматив.

Если дача имеет подключение к общедомовой сети, но датчик не был установлен, выполняется расчет оплаты поставляемых услуг на одно человека.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *