Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Каталог садоводств
  • Схемы садоводческих массивов и СНТ
  • Добавьте сведения о своем садоводстве
  • Агроконсультация
  • Форум

Передача инженерных сетей на городской баланс

  • Ответы юриста на типовые вопросы
  • Лениградское УФАС России — дачникам
  • Добавить своё садоводство
  • Заказать план-схему своего садоводства
  • Юридическая консультация по вопросам СНТ

НЕ «ЗАБЫВАЙТЕ» СВОИХ ПИТОМЦЕВ НА ДАЧАХ!

Имейте совесть!

  • Документы
    • Садоводу — члену СНТ
    • Председателю СНТ
    • Федеральные законы
    • Законы Санкт-Петербурга
    • Законы Ленинградской области
    • Постановления, решения и приказы
    • Нормы и правила РФ
    • СНТ — судебная практика
    • Оформление земельного участка

3.1. КЭиИО определяет специализированную эксплуатирующую организацию на основании обращения государственного заказчика (на стадии проектирования объекта для государственных нужд Санкт-Петербурга), либо на основании обращения лица, осуществляющего фактическое владение и пользование объектом инженерной инфраструктуры (далее — заказчик), либо после получения Уведомления об учете объектов казны в Реестре движимого (недвижимого) имущества Санкт-Петербурга, направленного КИО в соответствии с распоряжением КИО от 28.03.2006 N 115-р «Об организации учета имущества Санкт-Петербурга и порядке ведения Реестра собственности Санкт-Петербурга».

3.2. Заказчик и специализированная эксплуатирующая организация согласовывают схемы объекта инженерной инфраструктуры, готовят акты приема-передачи не менее чем в четырех экземплярах, по форме согласно приложению N 1 к Порядку и направляют их в КЭиИО.


Если объект инженерной инфраструктуры не может быть принят по основаниям, указанным в п.1.2. настоящего Порядка, специализированная эксплуатирующая организация направляет уведомление в письменной форме с обоснованием отказа в КЭиИО.

3.3. КЭиИО рассматривает представленные документы и принимает одно из решений:

— о согласовании акта приема-передачи объекта инженерной инфраструктуры;

— об отказе в передаче объекта инженерной инфраструктуры с мотивировкой отказа;

— о направлении документов на повторное рассмотрение в эксплуатирующую организацию в случае несогласия КЭиИО с мотивировкой отказа специализированной эксплуатирующей организации в приеме объекта инженерной инфраструктуры.

3.4. В случае принятия решения о согласовании передачи объекта инженерной инфраструктуры КЭиИО направляет в КИО следующие документы, подготовленные заказчиком:
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 18 марта 2015 года N 22-р.

— обращение передающей стороны (заказчика);

— письменное согласие специализированной эксплуатирующей организации на приемку;

— справку об имущественной принадлежности и стоимости объекта инженерной инфраструктуры согласно приложению N 2 к Порядку (далее — справка) в двух экземплярах;

— схемы объектов инженерной инфраструктуры;

4.1. Лицо, которому объекты инженерной инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью принадлежат на вещном праве, либо имеющее объекты инженерной инфраструктуры в фактическом владении и пользовании, направляет заявку в КЭиИО и в специализированную эксплуатирующую организацию для согласования передачи указанных объектов в государственную собственность Санкт-Петербурга.

4.2. КЭиИО совместно со специализированной эксплуатирующей организацией рассматривает вопрос целесообразности приемки объектов инженерной инфраструктуры в государственную собственность Санкт-Петербурга и в случае принятия положительного решения о приемке объектов инженерной инфраструктуры, направляет письменное уведомление о принятом решении в КИО и заявителю.

5.1. Объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в частной собственности, передаются в государственную собственность Санкт-Петербурга в дар по представлению КЭиИО на основании обращения собственника объекта инженерной инфраструктуры в КЭиИО.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 18 марта 2015 года N 22-р.

5.2. КЭиИО на основании обращения собственника объекта инженерной инфраструктуры определяет специализированную эксплуатирующую организацию.

Определение КЭиИО специализированной эксплуатирующей организации не требуется в случае передачи в государственную собственность Санкт-Петербурга объекта инженерной инфраструктуры, строительство (реконструкция) которого осуществлялась в соответствии с техническими условиями, выданными владельцем сетей инженерно-технического обеспечения, при наличии у собственника передаваемого объекта инженерной инфраструктуры акта о подключении (технологическом присоединении) объекта недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения соответствующего владельца.
(Абзац дополнительно включен распоряжением КИО Санкт-Петербурга от 24 мая 2018 года N 61-р)

В случае, установленном абзацем вторым настоящего пункта, собственник объекта инженерной инфраструктуры непосредственно обращается к владельцу сетей инженерно-технического обеспечения, выдавшему акт о подключении (технологическом подключении), для оформления акта приема-передачи, указанного в пункте 5.3 Порядка.
(Абзац дополнительно включен распоряжением КИО Санкт-Петербурга от 24 мая 2018 года N 61-р)

5.3. Собственник объекта инженерной инфраструктуры и специализированная эксплуатирующая организация согласовывают схемы объекта инженерной инфраструктуры, готовят акты приема-передачи не менее чем в четырех экземплярах по форме согласно Приложению N 1 к Порядку.

Собственник объекта инженерной инфраструктуры оформляет справку об имущественной принадлежности и стоимости объекта инженерной инфраструктуры по форме согласно Приложению N 2 к Порядку и предоставляет ее специализированной эксплуатирующей организации.

Специализированная эксплуатирующая организация направляет в КЭиИО согласованные схемы объекта инженерной инфраструктуры, подписанные сторонами акты приема-передачи не менее чем в четырех экземплярах по форме согласно Приложению N 1 к Порядку, и справку об имущественной принадлежности и стоимости объекта инженерной инфраструктуры по форме согласно Приложению N 2 к Порядку.

Если объект инженерной инфраструктуры не может быть принят, специализированная эксплуатирующая организация направляет уведомление в письменной форме с обоснованием отказа собственнику объекта инженерной инфраструктуры и в КЭиИО.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением КИО Санкт-Петербурга от 24 мая 2018 года N 61-р.

Приложение N 1
к Порядку передачи
объектов инженерной
инфраструктуры специализированным
эксплуатирующим организациям



Акты приема-передачи нефинансовых активов по форме 0504101, утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением КИО Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 года N 226-р.

В случае если объект инженерной инфраструктуры подлежит передаче на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Санкт-Петербурга (далее — ГУП), акт приема-передачи дополняется реквизитами «Организация сдатчик — государственный заказчик», «Организация получатель — сдатчик имущества казны Санкт-Петербурга — Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга», «Организация получатель — ГУП».

В случае если объект инженерной инфраструктуры подлежит передаче на обязательственных правах негосударственной эксплуатирующей организации, акт приема-передачи дополняется реквизитами «Организация сдатчик — государственный заказчик», «Организация — получатель имущества казны Санкт-Петербурга — Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга», «Организация получатель — эксплуатирующая организация».

На третьей странице формы акта приема-передачи в графе «Принял» необходимы подписи уполномоченных лиц эксплуатирующей организации о приеме имущества».

Приложение N 2
к Порядку передачи
объектов инженерной
инфраструктуры специализированным
эксплуатирующим организациям


N п/п

Наименование объекта, адрес

Год постройки (ввода)

Протяженность, п/м

Диаметр труб

Границы балансовой принадлежности

Первоначальная (балансовая) стоимость, руб.

Износ, руб.

Остаточная стоимость на _____,
руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Передача инженерных сетей на баланс эксплуатирующим организациям

Приложение N 3
к Порядку передачи
объектов инженерной
инфраструктуры специализированным
эксплуатирующим организациям



Перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации


*Полное наименование организации

Адрес места нахождения организации*, ИНН организации

Наименование имущества

Адрес места нахождения имущества

Индивидуализирующие характеристики имущества**

1.

2.

Приложение N 4
к Порядку передачи
объектов инженерной
инфраструктуры специализированным
эксплуатирующим организациям
(в редакции, введенной в действие
распоряжением КИО Санкт-Петербурга
от 13 ноября 2015 года N 67-р, —
см. предыдущую редакцию)

Договор дарения объекта инженерной инфраструктуры

____________________________________________________________________
Приложение исключено — распоряжение
КИО Санкт-Петербурга от 13 декабря 2017 года N 226-р. —
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Ни одно строительство не обходится без прокладки инженерных сетей – канализации, водопровода, теплосетей, газопровода и т.д. Все эти сети по окончании строительства должны стать частью единой городской сети. Чтобы это произошло, требуется передача инженерных сетей на баланс соответствующей коммунальной службе, которая и будет в дальнейшем заниматься обслуживанием и эксплуатацией данных коммуникаций.

Для водопровода и канализации, например, обслуживающей их организацией является ГУП Водоканал, ему на баланс и передаются сети водоснабжения и водоотведения.

Схема передачи инженерных сетей на баланс до сих пор не изменилась, несмотря на то, что в 2009 году начал действовать Хозяйственный кодекс, который должен был определить, каким образом начисляются возмещаемые затраты, как они должны быть компенсированы.

«Главбух». Приложение «Учет в строительстве», N 3, 2004

Получив от подрядчика построенный объект, заказчик должен подготовить его к эксплуатации, передав внешние коммуникации и инженерные сооружения (инженерные сети) на обслуживание территориальным или другим эксплуатационным организациям. Причем это нужно сделать до того, как объект будет принят госкомиссией.

Теперь рассмотрим порядок налогообложения операции по передаче внешних коммуникаций и инженерных сооружений в государственную собственность.

Если организация безвозмездно передает объекты жилищно-коммунального назначения государственным органам или органам местного самоуправления (или по их решению — специализированным организациям, использующим и эксплуатирующим указанные объекты), то такая операция не облагается НДС. Так установлено в пп.2 п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ. При этом «входной» НДС, уплаченный контрагентам и подрядчикам при строительстве переданных объектов, включается в их стоимость (пп.4 п.2 ст.170 Налогового кодекса РФ).

А если передаются имущественные права на внешние коммуникации и инженерные сооружения? Тогда такая передача не будет освобождаться от НДС. Ведь в пп.2 п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ речь идет только о передаче объектов жилищно-коммунального назначения, а не имущественных прав на них. При этом передача имущественных прав подпадает под налогообложение в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ. Правда, в Налоговом кодексе РФ не указано, как рассчитывать налогооблагаемую стоимость передаваемых имущественных прав на объекты. Налоговые органы в подобных случаях обычно ссылаются на п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ, в котором в том числе установлен порядок исчисления НДС при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) .

О спорных вопросах уплаты НДС при передаче имущественных прав читайте в рубрике «Советы коллег» на с. 26.

В такой ситуации инвестор может предъявить к вычету из бюджета «входной» НДС на основании сводного счета-фактуры — его заказчик-застройщик выписывает по окончании строительства на стоимость услуг всех подрядчиков. А также на основании отдельного счета-фактуры , который заказчик-застройщик выписывает на стоимость своих услуг. Это следует из пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ, который разрешает налоговый вычет по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, облагаемых НДС.

Даже если инвестор зарегистрировал право собственности на коммуникации и сооружения, которые он собирается передать государству, учитывать их в составе основных средств нельзя. Ведь эти сооружения инвестор не будет использовать в своих производственных целях. Иными словами, не выполняются все условия, необходимые для того, чтобы в бухгалтерском учете объект можно было включить в состав основных средств. Напомним, что эти условия перечислены в п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.

Поскольку в Плане счетов не предусмотрен счет, на котором можно учитывать объекты, не используемые в производственных целях и находящиеся у организации на праве собственности, в рабочий план счетов организации можно включить новый, например 06. Однако не забудьте, что, согласно требованиям Инструкции по применению Плана счетов, введение нового синтетического счета нужно согласовать с Минфином России. Но чтобы избежать этого, можно отразить зарегистрированный объект на отдельном субсчете к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Например, на субсчете «Прочие внеоборотные активы».

Пример 1. На сооружение внешних коммуникаций и инженерных сооружений инвестор перечислил заказчику-застройщику 2 714 000 руб. После того как строительство было завершено, стороны подписали все необходимые документы, а заказчик-застройщик выставил инвестору сводный счет-фактуру на 2 714 000 руб. (в том числе НДС — 414 000 руб.). За регистрацию права собственности на внешние коммуникации и инженерные сооружения инвестор заплатил 7500 руб. А затем он безвозмездно передал эти объекты администрации города.

В учете инвестора бухгалтер отразит данную операцию проводками:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

  • 2 714 000 руб. — перечислены заказчику-застройщику деньги на сооружение внешних коммуникаций и инженерных сооружений;

Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком»

  • 2 300 000 руб. (2 714 000 — 414 000) — получены коммуникации и инженерные сооружения от заказчика-застройщика;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком»

  • 414 000 руб. — отражен НДС;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с заказчиком-застройщиком» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

  • 2 714 000 руб. — зачтен аванс, ранее перечисленный заказчику-застройщику;

Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 76 субсчет «Расчеты по государственной регистрации объектов недвижимости»

  • 7500 руб. — отражены расходы по государственной регистрации прав на внешние коммуникации и инженерные сооружения;

Дебет 08 субсчет «Прочие внеоборотные активы» Кредит 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»

  • 2 307 500 руб. (2 300 000 + 7500) — отражен зарегистрированный объект в составе прочих внеоборотных активов;

Дебет 08 субсчет «Прочие внеоборотные активы» Кредит 19

  • 414 000 руб. — учтен «входной» НДС в стоимости внешних коммуникаций и инженерных сооружений, подлежащих безвозмездной передаче государственным органам власти;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 08 субсчет «Прочие внеоборотные активы»

  • 2 721 500 руб. (2 307 500 + 414 000) — переданы безвозмездно администрации города внешние коммуникации и инженерные сооружения.

При этом 2 721 500 руб. не уменьшают налогооблагаемую прибыль инвестора.

А теперь рассмотрим случай, когда инвестор передает государственным органам власти имущественные права на внешние коммуникации и инженерные сооружения (то есть передает эти объекты до момента госрегистрации права собственности на них).

Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, что инвестор не зарегистрировал право собственности на построенные сооружения и сразу передает их администрации города.

В данном случае речь идет о передаче имущественных прав при посредничестве застройщика.

Тогда в учете инвестора бухгалтер сделает такие проводки:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

  • 2 714 000 руб. — перечислены заказчику-застройщику деньги на сооружение внешних коммуникаций и инженерных сооружений;

Строительство и монтаж сетей НВК – ответственный этап при строительстве любого объекта со значительными вложениями технических и финансовых средств. По окончании строительства и подписании актов о сдаче-приемке возникает необходимость передачи сетей коммунальной службе, которая будет заниматься их обслуживанием и эксплуатацией, т.е. Водоканалу. Вполне естественно, у застройщика возникает вопрос, как передать сети водопровода и канализации на баланс Водоканала?

Любые вновь построенные инженерные коммуникации (канализация, водопровод, сети теплоснабжения, газопроводы и т.д.) должны стать частью единой системы. Для этого они передаются на баланс эксплуатирующей организации. Эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения занимается Водоканал. Поэтому, по окончании строительства обязательно производится передача наружных сетей водопровода и канализации на баланс Водоканала.

4.1. Руководители специализированных эксплуатационных организаций местных Советов народных депутатов в соответствии с указанием заместителя председателя Совета министров АССР, исполкома краевого (областного), Московского или Ленинградского городского Совета народных депутатов, совместно с руководителями передающей организации, на основании ранее составленных рабочих документов, составляют акты приемки — передачи ведомственного жилищного фонда и отдельно объектов коммунального хозяйства в отраслевом разрезе на баланс местных Советов народных депутатов (Приложение 17).

4.2. Передача зданий и сооружений министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР местным государственным органам производится по решению этих министерств, государственных комитетов, ведомств СССР, предварительно согласованному с Советом Министров РСФСР (или по его поручению с иным государственным органом республики).

Передача зданий и сооружений министерствами, государственными комитетами и ведомствами РСФСР советам министров автономных республик и исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов производится по решению этих министерств, государственных комитетов, ведомств РСФСР, предварительно согласованному соответственно с советами министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Мосгорисполкомом, Ленгорисполкомом.

4.3. Жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства считаются принятыми на баланс местных Советов народных депутатов после издания Советом министров АССР или исполкомом краевого (областного), Московского, Ленинградского Совета народных депутатов соответствующего распоряжения о приемке (Приложение 18).

Распоряжения принимаются после утверждения всех документов на передачу и получения городскими финансовыми и плановыми коммунальными (жилищно-коммунальными) органами уведомлений от Министерства финансов СССР или союзной республики о передаче соответствующим советам министров АССР или исполкомам местных Советов народных депутатов лимитов по труду, материальных и денежных ресурсов.

4.4. Документы о приемке ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства служат основанием для списания объектов жилищно-коммунального хозяйства с баланса министерств или ведомств и прекращения финансирования их по всем вопросам эксплуатационной деятельности жилищно-коммунального хозяйства, а также зачисления на баланс соответствующих организаций местных Советов народных депутатов оформленного к передаче жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, открытия финансирования на его эксплуатационные нужды, выделения дополнительных капвложений, внесения соответствующих изменений в планы по трудовым, материальным и денежным ресурсам.

4.5. Жилищные и коммунальные организации местных Советов народных депутатов, принявшие в эксплуатацию жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства, несут полную ответственность за их правильную и своевременную техническую эксплуатацию и обслуживание.

Предприятие или организация полностью освобождается от всех видов работ на переданных домах и объектах.

Исполкомы городских, районных, поселковых Советов народных депутатов обязаны обеспечить предоставление жилой площади, освобождающейся в этих домах, в первую очередь работникам предприятий и организаций, передавших этот жилищный фонд.

4.6. Для организации эксплуатации принятых от ведомств жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства советы министров АССР (исполкомы краевых, областных, Московского, Ленинградского городских Советов народных депутатов) используют функционирующие органы управления жилищным и коммунальным хозяйствами или могут возбудить ходатайство перед Советом Министров РСФСР о создании на хозяйственном расчете новых жилищных или коммунальных организаций.

На покрытие численности административно-управленческого персонала вновь создаваемых жилищных или коммунальных органов, а также на увеличение аппарата существующих органов может быть использована, только с разрешения Совета Министров РСФСР, численность административно-управленческого персонала передаваемых жилищно-коммунальных отделов (контор) предприятий, организаций и учреждений. Численность административно-управленческого персонала управлений домами, передаваемых местным Советам, в этом случае не учитывается.

Штаты хозрасчетных жилищных и коммунальных органов утверждаются советами министров автономных республик, край(обл)исполкомами, райисполкомами в пределах, установленных им Советом Министров РСФСР, численности и фонда заработной платы органов государственного управления с учетом переданной численности работников, фонда заработной платы и предельных ассигнований.

Городские (районные) органы управления жилищным (жилищно — коммунальным) хозяйством могут создавать новые тресты жилищного хозяйства, ЖЭУ, другие коммунальные организации, используя для этих целей по согласованию с соответствующими исполкомами численность административно-управленческого персонала, фонд заработной платы и предельные ассигнования, передаваемые местным Советам.

Как правильно передать ТСЖ имеющейся на балансе водопровод?

Утверждаю Заместитель Министра ________________________ ______________ (подпись) «___» _________ 19__ г. Утверждаю Заместитель Председателя Совета министров АССР, край(обл)исполкома, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома Совета народных депутатов ___________________________ (подпись) «___» _________ 19__ г. АКТ ПЕРЕДАЧИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

В связи с передачей _________________________________________ (наименование передаваемых объектов __________________________________________________ на баланс _____ жилищно-коммунального хозяйства, их объем и адреса) __________________________________________________________________ (наименование организации, принимающей жилищный фонд или объекты ________________________ предприятие (организация) _______________ коммунального хозяйства) (наименование __________________________________________________________________ предприятия, передающего объекты жилищно-коммунального хозяйства) передает _________________________________________________________ (МЖКХ АССР, край(обл)упркомхозу, ______________________ основные производственные фонды в следующих рай(гор)упркомхозу) размерах:

1. Ремонтно-строительные базы с годовым объемом работ на сумму ___________ тыс. руб., расположенные по адресу (перечислить наименование цехов, участков, указать объем работ или мощность по каждому из них).

2. Производственные мастерские, расположенные по адресу (указать площадь и назначение каждой мастерской).

3. Машины и механизмы, предназначенные для эксплуатации и технического обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства (перечислить типы, марки, год выпуска и количество). Руководитель предприятия, передающего жилищный фонд, объекты коммунального хозяйства _______________ (подпись) «___» _________ 19__ г. Руководитель организации, принимающей жилищный фонд, объекты коммунального хозяйства гор(рай)исполкома Совета народных депутатов ________________ (подпись) «___» _________ 19__ г.

Приложение 13

Утверждаю Руководитель вышестоящей передающей организации _____________ (подпись) «___» _________ 19__ г. Утверждаю Заместитель Руководителя МЖКХ АССР, край(обл)упркомхоза, горупркомхоза, ГЖУ Мосгорисполкома, ЖУ Ленгорисполкома Совета народных депутатов _____________ (подпись) «___» _________ 19__ г. АКТ ПЕРЕДАЧИ СЛУЖЕБНОЙ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ

В связи с передачей __________________________________________ (жилищного фонда, объектов коммунального ______________________________________________________ предприятие хозяйства, указать объем и адрес) (организация) ____________________________________________________ (наименование передающей организации) передает _______________________________________________ служебную (наименование принимающей организации) жилую площадь, заселенную работниками, занятыми эксплуатацией объектов жилищно-коммунального хозяйства, в количестве _____ кв. м (адресный список прилагается).

Одновременно предприятие (организация) _______________________ (наименование _________________________ гарантирует выделение недостающей передающей организации) служебной жилой площади во вновь вводимом(ых) в эксплуатацию в 19__ г. жилом(ых) доме(ах) по адресу _____________________________ в количестве _______________ кв. м.

Передал: Руководитель предприятия (организации), передающей жилищный фонд, объекты коммунального хозяйства _______________ (подпись) «___» _________ 19__ г.

Принял: Руководитель организации, принимающей жилищный фонд, объекты коммунального хозяйства ________________ (подпись) «___» _________ 19__ г.

Приложение 16

Утверждаю Заместитель Руководителя министерства, ведомства _____________ (подпись) «___» _________ 19__ г. Утверждаю Заместитель Председателя Совета министров АССР, край(обл)исполкома, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома Советов народных депутатов _____________ (подпись) «___» _________ 19__ г. АКТ ПРИЕМКИ — ПЕРЕДАЧИ ВЕДОМСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА (ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА) НА БАЛАНС МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

________________________

(город, рабочий поселок)

Комиссия, назначенная по указанию Совета министров АССР (исполкома краевого, областного, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома Советов народных депутатов), в составе ___________________________ (руководителя принимающей _____________ тов. ______________________________________________, организации) (фамилия, и., о.) __________________________________________________________________ (руководителя передаваемого предприятия, организации) тов. ___________________________________________________, главного (фамилия, и., о.) (старшего) бухгалтера передающей стороны тов. ___________________, (фамилия, и., о.) главного (старшего) бухгалтера принимающей стороны тов.__________ ________________ и тов. тов.____________________________ составила (фамилия, и., о.) (должности, фамилии, и., о.) настоящий акт о нижеследующем: жилищный фонд (объекты коммунального хозяйства) __________________ (наименование _________________________________________________________ в объеме предприятия с указанием министерства по принадлежности) (перечислить количество строений, сооружений, их объемная характеристика) __________________________________________________ __________________ балансовой стоимостью ____________ тыс. руб. передается на баланс _____________________________________________ (наименование принимающей организации) исполкома Совета народных депутатов _________. (город) Приемка произведена на основании распоряжения (письма) ___________ __________________________________________________________________ (министерства, ведомства) от «___» _________ 19__ г. и по указанию _________________________ (Совета министров АССР, __________________________________________________________________

край(обл)исполкома, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома Совета __________________________________________________________________ народных депутатов) «___» _________ 19__ г. ПРИЛОЖЕНИЕ К АКТУ «ПРИЕМКИ — ПЕРЕДАЧИ»

1. Список передаваемых жилых зданий, сооружений и других коммунальных объектов.

2. Акты технического состояния передаваемых жилищного фонда или объектов коммунального хозяйства.

3. Финансовый план.

4. Акт передачи лимитов по труду.

5. Акт передачи основных производственных фондов.

6. Акт передачи оборотных средств.

7. Акт передачи капитальных вложений и плана подрядных работ.

8. Акт передачи служебной жилой площади.

9. Акт передачи технической документации.

От передающей стороны: Руководитель передающей организации _______________ (подпись) Главный (старший) бухгалтер _______________ (подпись) «___» _________ 19__ г.

От принимающей стороны: Руководитель принимающей организации _______________ (подпись) Главный (старший) бухгалтер _______________ (подпись) «___» _________ 19__ г.

Приложение 18

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2013 года N 388

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ФИНАНСИРОВАНИЕ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

(в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 04.10.2013 N 453, от 19.11.2013 N 526, от 21.02.2014 N 58, от 09.02.2015 N 48, от 17.08.2015 N 308, от 01.12.2016 N 399, от 26.12.2017 N 467)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 30.01.2018 N 22.
____________________________________________________________________

В целях установления процедуры списания и передачи затрат по объектам незавершенного строительства Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок списания и передачи затрат по объектам незавершенного строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
2. Образовать Межведомственную комиссию по списанию и передаче затрат по объектам незавершенного строительства и утвердить ее прилагаемый состав.
3. Утвердить прилагаемое Положение о межведомственной комиссии по списанию и передаче затрат по объектам незавершенного строительства.
(п. 3 введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19.11.2013 N 526)

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ

Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 8 августа 2013 года N 388

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2017 N 467)

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру принятия и согласования решений о списании и передаче затрат по объектам, строительство которых завершено, не закрепленным на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета (далее — объекты незавершенного строительства).
2. В состав затрат по объектам незавершенного строительства входят виды работ услуг, установленных разделом F «Строительство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, а также сопутствующие им предпроектные, проектные, проектно-изыскательские работы, изыскательские работы, технико-экономические обоснования, оборудование, прочие работы и затраты, входящие в сметы строек, затраты по реконструкции и капитальному ремонту.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2017 N 467)
3. Решение о списании затрат по объектам незавершенного строительства принимается в отношении объектов, отвечающих одному из следующих требований:
а) строительство объема прекращено более 5 лет назад;
б) объект не является предметом действующих договоров строительного подряда и отсутствует экономическая целесообразность его дальнейшего строительства;
в) возведенные строительные конструкции и элементы конструкций в результате длительного перерыва в строительстве частично или полностью разрушены и не пригодны для дальнейшего использования;
г) проектная документация объекта не соответствует установленным требованиям в связи с изменениями нормативно-правовой базы, регулирующей требования к проектной (предпроектной) документации, и (или) истек срок действия документации.
4. Решение о передаче затрат по объектам незавершенного строительства принимается в отношении объектов, по которым затраты по дальнейшему строительству объекта или объект завершенного строительства числятся на балансе другого юридического лица.

Приложение
к Порядку списания и передачи затрат
по объектам незавершенного строительства,
финансирование которых осуществлялось за счет
средств республиканского бюджета
Республики Калмыкия, утвержденному
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 8 августа 2013 года N 388

ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ ПО ОБЪЕКТАМ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

N п/п

Наименование объекта

Характеристика объекта

Сроки строительства

Предполагаемые к списанию/ передаче затраты (руб.)

Предложения

местонахождение

Сметная стоимость строительства (руб.)

Стоимость незавершенного строительства, числящаяся на балансе

(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 04.10.2013 N 453, от 21.02.2014 N 58, от 09.02.2015 N 48, от 17.08.2015 N 308, от 01.12.2016 N 399, от 26.12.2017 N 467)

Бадинов Г.К.

заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия, председатель комиссии;

Ботов К.И.

Министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, заместитель председателя комиссии.

Мучаев В.А.

начальник отдела Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия;

Мушараева И.С.

главный специалист отдела Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, секретарь комиссии;

Раров С.В.

заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия;

Эрднеева В.В.

эксперт-консультант управления Аппарата Правительства Республики Калмыкия;

Члены комиссии:

Малышев С.А.

начальник отдела Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия;

Муев Б.Б.

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

В соответствии с ч.6 ст.15 № 190-ФЗ при выявлении бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента их выявления должен определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозяйными. Федеральная служба по тарифам обязана включить затраты на обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей в тарифы РСО на последующий период регулирования.

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом. Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

Поделитесь с коллегами и друзьями

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Передача инженерных сетей в муниципальную собственность

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

от 19 марта 2002 года N 1034

Об утверждении Порядка передачи инженерных сетей в муниципальную собственность и в собственность эксплуатирующих организаций

Рассмотрев представленные документы «О порядке передачи инженерных сетей в муниципальную собственность и в собственность эксплуатирующих организаций в г. Липецке» и учитывая особенности имеющейся практики передачи инженерных сетей в муниципальную собственность и в собственность эксплуатирующих организаций, постановляю:

1. Утвердить Порядок передачи инженерных сетей в муниципальную собственность и в собственность эксплуатирующих организаций в г. Липецке (приложение 1).

2. Рекомендовать заказчикам (застройщикам) заключение договоров с долевиками (инвесторами) по передаче объектов благоустройства (тротуары, проезды, игровые площадки, малые архитектурные формы, озеленение) в муниципальную собственность по аналогии с Порядком передачи в муниципальную собственность инженерных сетей.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации г. Липецка — начальника Главного управления жилищно — коммунального хозяйства Глебова В.М.

4. Постановление главы администрации г. Липецка N 5118 от 19.11.01 «Об утверждении Порядка передачи инженерных сетей в муниципальную собственность и в собственность эксплуатирующих организаций в г. Липецке» отменить.

Глава администрации
города Липецка
А.С.КОРОБЕЙНИКОВ

Постановление позволит организовать работу на административных территориях по выявлению, учету и передаче эксплуатирующим организациям бесхозяйных сетей.

Об этом сообщает пресс-служба Правительства.

Как пояснил министр строительства и ЖКХ Сергей Наумец, проблема бесхозяйных наружных инженерных систем начала постепенно появляться после развала СССР.

Когда речь заходит о передаче имущества, то такое понятие как «безвозмездно», не находит понимания. Инженерные коммуникации должны быть созданы – это неоспоримо. Кто должен оплачивать их создание? А вот тут возможны варианты. Это могут быть:

* дольщики строящегося жилья;

* застройщик;

* сетевая организация.

Последний вариант отпадает сразу. Коммунальные предприятия настолько инертны и неэффективны, что каких-то активных действий, направленных на развитие собственной инфраструктуры, от них ожидать не приходится.

Можно было бы заключить договор и признать застройщика подрядчиком, которому поручено создание инженерных сетей, но и в этом случае мимо. Безвозмездная передача электрических сетей на баланс сетевой организации, уже может встретить враждебное отношение.

Говорить о желании вложить в строительство собственные средства не приходится вовсе.

Остаются дольщики строящегося жилья и застройщик, которые должны вложить личные средства в инженерные коммуникации, чтобы затем произошла безвозмездная передача газовых сетей на баланс эксплуатирующей структуры. Такое положение дел не вызывает оптимизма.

Дополнительные затраты естественным образом увеличивают себестоимость квадратного метра.

Если строится большой жилой комплекс, когда общую сумму можно «раскинуть» на несколько сотен дольщиков, то ситуация может не оказаться критической, особенно если протяженность коммуникаций относительно невелика.

По другому принципу происходит передача сетей СНТ на баланс электросетевых компаний.

И формально, и практически на балансе эксплуатирующих организаций находятся только ЛЭП, доходящие до границ участка СНТ. Оборудование на самом участке лежит в зоне ответственности товарищества.

Нет законных оснований принудить электросетевую компанию принять на свой баланс электрические сети садовых некоммерческих товариществ.

Передача сетей СНТ на баланс «МОЭСК», например, может происходить исключительно при желании последней. Министерство энергетики РФ разработало ряд рекомендаций по передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Svetishe 30.11.

2007, 10:48 В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Я чего то не догоняю?Я не знаю, как это лучше объяснить, но если строго следовать этой фразе, то окна и двери тоже нужно оформлять отдельным объектом, а здание это единый комплекс именно с отоплением, водоснабжением, электричеством и т.д….

Не существует водопровод отдельно от здания, и никогда вы не будете продавать отдельно здание, отдельно водопровод.

Важно Затраты учтены необоснованно Если же стоимость строительства сетей отнесена в стоимость строительства дома необоснованно, то такие затраты застройщик должен списать за счет собственных источников. Варианта два. 1.

Данные расходы списываются в дебет счета 20 (в себестоимость услуг застройщика) и учитываются для целей обложения налогом на прибыль как расходы, экономически обоснованные и связанные с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Такое решение может быть принято после анализа условий заключенных контрактов, когда у организации есть уверенность, что она сможет его обосновать.
2.

Передача инженерных сетей эксплуатирующим организациям

При этом порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности).

В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее — Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.

2000 N 921 «О государственном учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», первичной технической инвентаризации подлежат все объекты капитального строительства, техническая инвентаризация которых не проводилась.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект… Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Я чего то не догоняю? Алина78 30.11.2007, 10:29 Статья 130. Недвижимые и движимые вещи 1.
Внимание Ни Инструкцией N 157н, ни Инструкцией N 174н прямо не предусмотрен порядок отражения операций по выделению из самостоятельного инвентарного объекта основных средств нескольких инвентарных объектов. Поэтому учреждению желательно определить подробный порядок организации бухгалтерского учета в подобной ситуации в рамках учетной политики и при необходимости согласовать с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя (п. 4 Инструкции N 174н). Порядок разделения суммы амортизации, начисленной в учреждении на дату выделения отдельных инвентарных объектов с момента принятия к учету объекта недвижимости, определенный учреждением, также целесообразно согласовать с учредителем и закрепить локальным актом.

Автоматизированная система беспроводной диспетчеризации позволяет решить ряд сопутствующих задач:

  • контролировать баланс энергопотребления в режиме «реального времени»;
  • выявлять очаги технологических потерь и хищения энергоресурсов;
  • прогнозировать объёмы будущего потребления энергоресурсов на основе автоматизированного анализа передаваемых данных;
  • автоматизировать выписку счетов за потреблённые коммунальные услуги.

Мы помогаем внедрить автоматизированный учет ресурсов ЖКХ для УК / ТСЖ. Система построена на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов.

Чтобы безвозмездно передать имущество кому-либо в собственность, нужно заключить договор дарения. Правила заключения таких договоров прописаны в гл.32 Гражданского кодекса РФ.

Естественно, что дарителем может быть лицо, у которого имущество находится в собственности или которому принадлежат на него имущественные права. А собственник объектов капитальных вложений или результатов инвестиционной деятельности — инвестор. Поэтому только он может быть дарителем внешних коммуникаций и инженерных сооружений, даже если передачей занимается заказчик. И если заказчик и инвестор являются разными юридическими лицами, то заказчик будет выступать в такой сделке в качестве посредника. Для этого с ним нужно заключить договор поручения.

Правда, можно сделать иначе: внести в инвестиционный договор, заключаемый между инвестором и заказчиком, условие о том, что заказчик по заданию и от имени инвестора должен передать государству внешние коммуникации и инженерные сооружения или имущественные права на них.

Передача инженерных сетей в муниципальную собственность

Даже если инвестор зарегистрировал право собственности на коммуникации и сооружения, которые он собирается передать государству, учитывать их в составе основных средств нельзя. Ведь эти сооружения инвестор не будет использовать в своих производственных целях. Иными словами, не выполняются все условия, необходимые для того, чтобы в бухгалтерском учете объект можно было включить в состав основных средств. Напомним, что эти условия перечислены в п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.

Почему оформляется списание имущества организации или передача собственности на владение другой компании? Поводом для перевода может служить:

  • реорганизация фирмы;
  • переоформление отдельного объекта муниципального предприятия;
  • решение учредителей;
  • формальное банкротство объекта;
  • внесение собственности в уставной капитал;
  • договор купли-продажи.

Компания, выступая как юридическое лицо, может передать собственность на баланс только другого юридического лица. Физические лица не имеют права заключать подобные сделки.

Передавать на баланс можно малоценное имущество (стулья, офисную мебель, старые компьютеры), а также объекты, обладающие высокой стоимостью. Требуется выписка из федерального реестра имущества, если предполагается перепоручить владение ценной собственность.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №447 предоставляется выписка:

  • если передается имущество высокой ценности;
  • в пользование будут отходить крупные участки земли, торговые площади;
  • если компания оформляет перевод движимой собственности, стоимость которой не составляет более 500 000 рублей.
  • при оформлении недвижимости (например, требуется передача здания с баланса на баланс).

Если выделено имущество, не подходящее к использованию из-за физического или морального износа, его следует списать. Списываются основные средства, в ценовой категории от 3000 до 40 000 рублей и те, которые числятся на балансе предприятия, но относятся к федеральному бюджету. С бюджетного счета можно списывать актив, стоимость которого превышает 40 000 рублей.

Переоформление собственности проводится с указанием основных реквизитов сдающего и принимающего юридического лица. Кроме того, в период передачи имущества на баланс необходимо предоставить данные о передаваемых объектах.

Предприятие, планирующее передать собственность, указывает:

  • Обоснования перепоручения владения имуществом (например, нет необходимости использовать активы дальше, объекты устарели морально или не функциональны для данного предприятия);
  • Данные предприятия, готового принять сдаваемое имущество;
  • Данные о передаваемой федеральной собственности (вид: недвижимость, активы высокой ценности, движимые объекты);
  • Если во владение передается недвижимость, указывается место его расположения, квадратура;
  • Для принятия в пользование участка земли необходимо представить данные: место расположения земельного надела, размеры площади, номер, зарегистрированный в кадастровых документах.

В обязательном порядке указывается общая балансовая стоимость передаваемого актива.

Как передать имущество от одной организации другой, если оно составляет не один объект, а несколько? Следует указывать все позиции, перечисляя не только объекты, но и данные о них.

Прописываются:

  • наименование;
  • инвентарный номер;
  • кадастровый номер;
  • балансовая стоимость.

При этом, по распоряжению Правительства № 447 от 2007 года, принимающая компания должна письменно обосновать, что объекты собственности, отправляющиеся к ней в пользование, ей необходимы. Например, бухгалтерский состав нуждается в новых компьютерах, директору требуется новое кресло, организации не хватает складских помещений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены