Возврат акциза с топлива

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат акциза с топлива». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На полученное после 1 января 2016 года бункерное топливо в обязательном порядке начисляются акцизные сборы. Наряду с этим в документе обусловлены нюансы по возможности начисленную сумму акциза реверсировать. Коэффициент вычета может составлять 1 или 2. Претендовать на возврат акциза могут те компании, которые в установленном порядке получили Свидетельства о регистрации, обусловливающее право выполнять какие-либо операции со средними дистиллятами.

К таковым относят:

• работающие в море суда и суда смешанного типа (море-река) или курсирующим по внутренним путям, которые имеют право ходить под флагом РФ;

• стационарные морские и плавучие платформы, и другие объекты, которые хранят, реализуют и транспортируют бункерное топливо. Если акциз начисляется практически на все виды судового топлива, то возврат осуществляется при соответствии средних дистиллятов следующим характеристикам:

• плотность в диапазоне 750-930 кг/куб. м при температуре 20

• 215-360 составляет температура в конце перегонки, при этом не менее 90% объема смеси перегоняется.

Следует учитывать то, что сотрудники налоговой службы вправе при проверке потребовать подтверждение того, что данный вид топлива действительно является по характеру происхождения средним дистиллятом.

Когда средние дистилляты были использованы не для бункеровки, а для каких-либо других целей (например, для перепродажи), то в таких случаях применяется вычет с k 1. Вычет с коэффициентом 2 применяется в случаях, когда непосредственно для бункеровки использовалось судоходное топливо.

Вместе с подачей заявления в налоговую на возврат акциза (относится к обеим коэффициентам) с бункерного топлива, необходимо также подать следующие документы:

• Свидетельство (копия) о регистрации, подтверждающее право организации совершать операции с судовым топливом, в частности со средними дистиллятами;

• договор (копия) бункеровки или реализации топлива с российской компанией-поставщиком.

При вычете с коэф. 2 потребуется также документально подтвердить то, что топливо было использовано именно для бункеровочных услуг.

Нередко бывают случаи, когда компанией начислен акциз и к декларации приложен документ о вычете с к.1. Спустя некоторое время собран пакет документов для возврата с коэффициентом 2. В подобных ситуациях нужно только подать уточненную декларацию с соответственным подтверждением такой схемы.

Для такого подтверждения необходимо составлять подробный отчет о нефтепродуктах и вести специальных два реестра:

1. Реестр актов приемки-передачи топливных смесей и накладных.

2. Реестр всех бункеровочных расписок, например, ордеров, требований и др.

3. Топливный отчет, в котором указано что нефтепродукты действительно были использованы обозначенными в перечне п. 1.2 статьи 179.5 водными судами.

Если к вычету принята сумма акциза непосредственно в том месяце, в котором проводилась реализация, то по таким операциям будет равным нулю налог к оплате.

Возврат акциза с бункерного топлива при совершении операций с иностранными судовладельцами также возможен при условии включения в перечень объекта налогообложения.

Начисление акциза при реализации нефтепродуктов на экспорт совершается в следующих случаях:

• компания-продавец числится в реестре поставщиков бункерного топлива;

• товар приобретен в собственность продавцом;

• топливные смеси проданы за пределы России иностранной компании;

• продукт находится под таможенной процедурой экспорта.

Начисляется акциз непосредственно в день отгрузки нефтепродуктов. Предоставление вычета с коэффициентом 2 возможно в случаях, когда деятельность ведется на основании договора, сторонами которого выступают российская и иностранная организации.

Сумма налогообложения акциза не предусматривает двойной уплаты за одну и ту же партию бункерного топлива. Если топливные смеси были куплены, например, в 2016 году и акциз за нее уже оплачен в минувшем отчетном периоде, то уплатить нужно только разницу акцизной ставки. Для более точного понимания особенностей акцизных сборов, обратите внимание на несколько простых правил:

• если нефтепродукты передаются для дальнейшей обработки внутри предприятия, то акциз в госбюджет уплачивать не нужно;

• когда одна организация купила бункерное топливо у другой, которой по определенным причинам акциз не уплачивался, то возместить полную сумму акцизного налога обязан покупатель.

Порядок возврата акциза установлен на государственном уровне, и если все документы оформлены на должном уровне, то налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в применении вычетов акциза.

На рынке бункеровки компания «Иволга» работает официально. У нас есть все необходимые сертификаты и лицензии на приобретение, хранение и транспортировку судовых нефтепродуктов. Также компания имеет Свидетельство на право совершать операции со средними дистиллятами. Мы своевременно оплачиваем акцизные сборы и имеем право на возмещение превышающей суммы.

При необходимости оказываем квалифицированные консультации и квалифицированную помощь всем, кто столкнулся с проблемами в отношении вычета акциза на нефтепродукты.


В связи с письмом по вопросу применения вычета акциза при совершении с 1 апреля 2020 года операций со средними дистиллятами Минфин России сообщает.

Федеральным законом от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) с 1 апреля 2020 года изменены физико-химические характеристики нефтепродуктов, относящейся в целях налогообложения к средним дистиллятам, а также уточнены исключения из них.

Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с 1 апреля 2020 г. в целях обложения акцизом средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1015 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия.

Таким образом, нефтепродукты, отвечающие требованиям, установленным с 01.04.2020 для средних дистиллятов, признаются подакцизным товаром.

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса реализация на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза, признается объектом налогообложения акцизами.

Пунктом 23 статьи 200 Кодекса установлено, что вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный данным пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, и увеличенные на величины ВБ, и ВДФО, определяемые в соответствии с данным пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 Кодекса.

При этом в случае подтверждения совершения организацией операций по реализации средних дистиллятов на условиях, предусмотренных подпунктом 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, сумма вычета определяется с применением коэффициента, равного 2.

В иных случаях выбытия таких средних дистиллятов, в том числе в отношении объема реализованных средних дистиллятов, который не был вывезен за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза, предусмотрено применение коэффициента, равного 1.

При этом положения пункта 23 статьи 200 Кодекса не содержат норм, указывающих на то, что вычеты сумм акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 Кодекса, не применяются в отношении нефтепродуктов, которые до 01.04.2020 г. не признавались средними дистиллятами.

Переходных положений в отношении применения вышеуказанного вычета Федеральный закон N 255-ФЗ не содержит.

Учитывая изложенное, при совершении после 01.04.2020 г. операций, предусмотренных подпунктом 30 пунктом 1 статьи 182 Кодекса, в отношении нефтепродуктов, который до 1 апреля 2020 года не признавались средними дистиллятами, а с 1 апреля 2020 года отнесены к подакцизным товарам — средним дистиллятам при условии представления документов, предусмотренных пунктом 23 статьи 201 Кодекса, применении вышеуказанного вычета правомерно.

Согласно пункту 2 статьи 54.1 Кодекса при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Таким образом, использование вычета, предусмотренного пунктом 23 статьи 200 Кодекса возможно лишь при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 Кодекса.

Директор Департамента Д.В. Волков

Акциз на мазут и право на вычет не ранее 01.04.2020


Минфин рассмотрел вопрос о применении вычета акциза при совершении с 1 апреля 2020 г. операций со средними дистиллятами.

Отмечено, что с указанной даты изменены физико-химические характеристики нефтепродуктов, относящейся в целях налогообложения к средним дистиллятам, а также уточнены исключения из них.

Нефтепродукты, отвечающие требованиям, установленным с 1 апреля 2020 г. для средних дистиллятов, признаются подакцизным товаром.

Сумма акциза, который начислен при получении средних дистиллятов, в стоимость этих подакцизных товаров не включается (подп. 6 п. 4 ст. 199 НК РФ). Данную сумму акциза можно принять к вычету с коэффициентом 2 или 1.

Вычет с коэффициентом 2 возможен, если средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки) объектов, по которым получено свидетельство. Это водные суда, установки и сооружения, указанные в пункте 1 статьи 179.5 НК РФ.

Начислить акциз при получении средних дистиллятов нужно, если у покупателя есть свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами (подп. 29 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Этот акциз можно принять к вычету с коэффициентом 2, если выполнены требования пункта 22 статьи 200 НК РФ. Главное требование – средние дистилляты использованы для бункеровки (заправки), в частности, объектов, которые:

  • используются для судоходства или торгового мореплавания;

  • ходят под Государственным флагом РФ;

  • принадлежат организации на праве собственности или праве владения, пользования или распоряжения.

Вычет возможен, если есть документы, перечисленные в пункте 22 статьи 201 НК РФ.

Вычет с коэффициентом 1 применяют, если полученные средние дистилляты использованы не для бункеровки объектов, а для других целей. Например, при перепродаже.

На полученное после 1 января 2016 года бункерное топливо в обязательном порядке начисляются акцизные сборы. Наряду с этим в документе обусловлены нюансы по возможности начисленную сумму акциза реверсировать.

Коэффициент вычета может составлять 1 или 2.

Претендовать на возврат акциза могут те компании, которые в установленном порядке получили Свидетельства о регистрации, обусловливающее право выполнять какие-либо операции со средними дистиллятами.

К таковым относят:

• работающие в море суда и суда смешанного типа (море-река) или курсирующим по внутренним путям, которые имеют право ходить под флагом РФ;

• стационарные морские и плавучие платформы, и другие объекты, которые хранят, реализуют и транспортируют бункерное топливо. Если акциз начисляется практически на все виды судового топлива, то возврат осуществляется при соответствии средних дистиллятов следующим характеристикам:

• плотность в диапазоне 750-930 кг/куб. м при температуре 20

• 215-360 составляет температура в конце перегонки, при этом не менее 90% объема смеси перегоняется.

Следует учитывать то, что сотрудники налоговой службы вправе при проверке потребовать подтверждение того, что данный вид топлива действительно является по характеру происхождения средним дистиллятом.

Когда средние дистилляты были использованы не для бункеровки, а для каких-либо других целей (например, для перепродажи), то в таких случаях применяется вычет с k 1. Вычет с коэффициентом 2 применяется в случаях, когда непосредственно для бункеровки использовалось судоходное топливо.

Вместе с подачей заявления в налоговую на возврат акциза (относится к обеим коэффициентам) с бункерного топлива, необходимо также подать следующие документы:

• Свидетельство (копия) о регистрации, подтверждающее право организации совершать операции с судовым топливом, в частности со средними дистиллятами;

• договор (копия) бункеровки или реализации топлива с российской компанией-поставщиком.

При вычете с коэф. 2 потребуется также документально подтвердить то, что топливо было использовано именно для бункеровочных услуг.

Нередко бывают случаи, когда компанией начислен акциз и к декларации приложен документ о вычете с к.1. Спустя некоторое время собран пакет документов для возврата с коэффициентом 2. В подобных ситуациях нужно только подать уточненную декларацию с соответственным подтверждением такой схемы.

Для такого подтверждения необходимо составлять подробный отчет о нефтепродуктах и вести специальных два реестра:

1. Реестр актов приемки-передачи топливных смесей и накладных.

2. Реестр всех бункеровочных расписок, например, ордеров, требований и др.

3. Топливный отчет, в котором указано что нефтепродукты действительно были использованы обозначенными в перечне п. 1.2 статьи 179.5 водными судами.

Возврат акциза с бункерного топлива при совершении операций с иностранными судовладельцами также возможен при условии включения в перечень объекта налогообложения.

Начисление акциза при реализации нефтепродуктов на экспорт совершается в следующих случаях:

• компания-продавец числится в реестре поставщиков бункерного топлива;

• товар приобретен в собственность продавцом;

• топливные смеси проданы за пределы России иностранной компании;

• продукт находится под таможенной процедурой экспорта.

Начисляется акциз непосредственно в день отгрузки нефтепродуктов. Предоставление вычета с коэффициентом 2 возможно в случаях, когда деятельность ведется на основании договора, сторонами которого выступают российская и иностранная организации.

Сумма налогообложения акциза не предусматривает двойной уплаты за одну и ту же партию бункерного топлива. Если топливные смеси были куплены, например, в 2016 году и акциз за нее уже оплачен в минувшем отчетном периоде, то уплатить нужно только разницу акцизной ставки. Для более точного понимания особенностей акцизных сборов, обратите внимание на несколько простых правил:

• если нефтепродукты передаются для дальнейшей обработки внутри предприятия, то акциз в госбюджет уплачивать не нужно;

• когда одна организация купила бункерное топливо у другой, которой по определенным причинам акциз не уплачивался, то возместить полную сумму акцизного налога обязан покупатель.

Порядок возврата акциза установлен на государственном уровне, и если все документы оформлены на должном уровне, то налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в применении вычетов акциза.

Как вернуть акциз на судовое топливо

На рынке бункеровки компания «Иволга» работает официально. У нас есть все необходимые сертификаты и лицензии на приобретение, хранение и транспортировку судовых нефтепродуктов. Также компания имеет Свидетельство на право совершать операции со средними дистиллятами. Мы своевременно оплачиваем акцизные сборы и имеем право на возмещение превышающей суммы.

При необходимости оказываем квалифицированные консультации и квалифицированную помощь всем, кто столкнулся с проблемами в отношении вычета акциза на нефтепродукты.

Источник: https://ivolga.in/vozvrat-akciza-s-bunkernogo-topliva.html

Этот налог по принадлежности к уровню управления и власти является федеральным. Платеж считается налогом общего (нецелевого) назначения. Это означает, что средства используются без привязки к каким-то конкретным мероприятиям.

По способу изъятия акцизный платеж, как и НДС, считается косвенным. Способ обложения относит налог к неокладным, то есть обязанность по исчислению и выплате возлагается на плательщика.

Еще одним отличительным признаком акциза выступает критерий, определяющий полноту прав использования налоговых поступлений. По этому показателю он относится к категории регулирующих обязательных отчислений.

Это обуславливается тем, что его зачисление предусматривается в законодательстве как в региональные бюджеты, так и в федеральный. Список подакцизной продукции достаточно узок. В него, кроме топлива, входят:

  1. Табачные изделия.
  2. Автомобили.
  3. Алкогольная, спиртосодержащая продукция, спирт.
  4. Моторные масла.
  5. Пиво.

Акцизы на бензин и дизельное топливо исчисляются и взимаются по определенному порядку. Механизм расчета и выплаты предполагает установление суммы налога в процессе совершения операции с соответствующей продукцией и включение ее в стоимость товара.

Это значит, что каждому экономическому субъекту, участвующему в обороте подакцизных изделий, надлежит рассчитать платеж и при реализации передать эту обязанность последующему контрагенту. Такая схема действует до конечного потребителя. Он, в свою очередь, несет бремя налогообложения.

Введение акциза на топливо обеспечивает регулирование потребления ГСМ.

В качестве субъектов, обязанных отчислять акцизы на топливо, выступают индивидуальные предприниматели, организации, а также лица, перемещающие ГСМ через таможенный контроль РФ. Ст.

179 НК устанавливает, что необходимость совершения платежа возникает с момента осуществления хозяйственной операции. В этой связи, акцизы на топливо обязаны выплачивать все субъекты, их совершающие. К ним, в том числе, относят и иностранных лиц.

В качестве плательщиков налога по факту совершения хозяйственных операций выступают также и обособленные подразделения предприятий.

В качестве него ст. 182 НК устанавливает определенный перечень операций, которые совершаются с подакцизной продукцией. К ним, в частности, относят:

  1. Реализацию на территории РФ произведенных плательщиками подакцизных товаров.
  2. Получение и оприходование товаров, отдельных видов изделий, на давальческой основе в том числе.
  3. Перемещение продукции через таможенный контроль РФ.

В качестве реализации, согласно ст. 182 НК, выступает передача права собственности на товар одним субъектом другому на безвозмездной или возмездной основе, а также применение его в качестве натуральной оплаты.

Аудиторская компания «Right Ways» — все виды услуг по аудиту

Так при ввозе давальческого сырья (материалов), сырья, предназначенного для производства подакцизных товаров, предполагается возврат акциза.

Для этого требуется:

  1. предоставить документы в налоговую службу по месту регистрации фирмы, подтверждающие такие операции (расчетные документы, счета-фактуры, таможенные декларации, копии контрактов, копии транспортных документов или другие документы, которые могут подтвердить ввоз товаров). При этом к возврату принимаются только те суммы, которые были уплачены ранее при ввозе товаров;
  2. предоставить налоговую декларацию по акцизам;
  3. предоставить заявление, в котором указывается цель представления документов, реквизиты для причисления средств, которые должны быть возвращены из бюджета.
  4. ожидание решения налогового органа о возврате акциза, которое должно поступить в письменной форме через пять дней после принятия такого решения.

Мы предлагаем Вам:

  • стандартный возврат НДС
  • быстрый возврат НДС
  • возврат акциза
  • выставление счетов-фактур

Стандартный возврат НДС или быстрый возврат НДС

Почти во всех европейских странах коммерческие компании могут подать заявку на возврат НДС за приобретённые товары и услуги. Тем не менее, эта процедура требует соблюдения определённых формальностей.

Для расчета акциза на бензин нефтепродукты (за исключением прямогонного бензина) применяется следующая формула:

Акцизнефтепродукты = ПодакцизТов * Ставканефтепродукты – Вычеты,

где Акцизнефтепродукты – сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте бензина и нефтепродуктов (за исключением прямогонного бензина);
ПодакцизТов – количество подакцизного товара в тоннах;
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставканефтепродукты – ставка акциза, действующая в отношении бензина и нефтепродуктов.

Рассмотрим пример. В сентябре 2019 АО «Нефтепром» произвел автомобильный бензин и дизельное топливо. 14.09.18 «Нефтепром» передал нефтепродукты структурному подразделению для реализации:

  • автомобильный бензин 5 класса – 3 тонны;
  • автомобильный бензин 4 класса – 6 тонн;
  • дизтопливо – 8 тонн.

Рассчитаем сумму акциза для начисления и уплаты в бюджет:

  • автомобильный бензин 5 класса – 3 т * 13.100 руб. = 39.300 руб.;
  • автомобильный бензин 4 класса – 6 т * 8.213 руб. = 49.278 руб.;
  • дизтопливо – 8 т * 5.665 руб. = 45.320 руб.

Общая сумма акцизного сбора, которую «Нефтепрому» надлежит уплатить в бюджет, составляет 133.898 руб.

Согласно статьи 182-ой НК РФ, в качестве объекта обложения принимаются операции по реализации на территории России произведенных продуктов, относящихся к подакцизным. Под реализацией понимается передача права собственности на конкретный товар. Реализация же их становится объектом налогообложения в случае, когда её производят их непосредственные производители.

Бывают случаи, когда объектом обложения признается не реализация, а передача. Основное отличие этих операций в том, что при передаче собственник не меняется, однако производители все равно должны начислять сумму этого сбора (статья 182 НК РФ).

К таким операциям на территории РФ относятся:

  • передача произведенных из давальческого сырья товаров или его собственнику, или иным лицам (включая получение в собственность в качестве оплаты услуг по изготовлению). Другими словами, если что-то производится из давальческого сырья, то акциз всегда платит переработчик;
  • передача внутри организации произведенных ею продуктов с целью дальнейшего изготовления из них не облагаемых этим сбором продуктов; исключение составляют такие операции с прямогонным бензином, произведенным самой организацией, для дальнейшего изготовления нефтехимических материалов;
  • передача произведенных материалов для собственных нужд;
  • передача таким материалов, произведенных самой организацией, в свой уставный капитал, либо в паевые кооперативные фонды, либо как взнос по договору о совместной деятельности;
  • передача, при которой хозяйственное товарищество или общество произведенные им облагаемую этим налогом продукты передает своему участнику, или его наследнику (правопреемнику) в случае его выхода из этого товарищества или общества;
  • передача облагаемых продуктов, которая была изготовлена по договору простого товарищества, участнику или правопреемнику такого договора, если его доля имущества либо выделяется из общей собственности участников такого договора, либо происходит раздел этого имущества;
  • передача изготовленной на предприятии продукции в качестве давальческого сырья.

Как уже было сказано выше, плательщиками этих налоговых сборов выступают производители. Но есть одна операция, при которой их платит посредник.

Этой операцией является реализация такими посредниками товаров, которые они получают либо в качестве конфискованных решением суда, либо бесхозяйственных, либо полученных путем отказа в пользу государства (они должны быть обращены либо в государственную, либо в муниципальную собственность).

Любая сумма этого налога (в том числе при операциях импорта) рассчитывается путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку.

Согласно статье 187 НК РФ, определение налоговой базы производится по каждому виду такого продукта отдельно. Все эти виды перечислены в статье 193 НК РФ, а их количество равно количеству ставок.

Для тех видов продукции, на которые определены специфические налоговые ставки, налоговой базой является объем либо реализованных, либо переданных товаров в его натуральном выражении (например, вес в тоннах).

Порядок возмещения акциза, уплаченного поставщикам топлива

В этом случае акциз начисляет как сам производитель давальческого нефтепродукта, так и его переработчик. Налоговые вычеты в таких ситуациях позволяют исключить двойное налогообложение. Другими словами, при такой операции сумма выплаты сбора уменьшается на ту сумму, которая уже уплачена собственником давальческого сырья.

Товары, изготовленные из давальческого сырья, может и дальше служить основой для производства подакцизных товаров, причем тоже – на давальческой основе. Если результатом такой вторичной переработки является продукт, облагаемый акцизом, то налоговые вычеты принимаются при наличии следующих документов:

  • копии первичных документов, которые подтверждают факт того, что налогоплательщик предъявил собственнику сырья рассчитанную акцизную сумму по тем продуктам, которые были получены как результат первичной переработки;
  • платежные документы с банковской отметкой, которые подтверждают факт того, что собственник сырья выплатил стоимость производства с включенной в него суммой акциза.

Такими операциями являются:

  • передача облагаемой продукции между внутренними подразделениями организации, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками, с целью изготовления из них другой облагаемой продукции. Для примера можно привести операцию, при которой бензин одной марки передается в другое подразделение этой же организации с целью изготовить из него бензин другого сорта. Причем это подразделение может находиться на другой территории, но не является самостоятельным налогоплательщиком. Такая операция этим налогом не облагается.
  • от выплаты освобождаются также экспортные операции по вывозу продукции, в случае соблюдения в их процессе ряда условий. Право на освобождение от таких выплат имеет только их непосредственный плательщик, который является производителем вывозимой продукции (под эту категорию попадают изготовители продуктов из давальческого сырья). Такое освобождение регламентируется пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса РФ. Такое право остается у налогоплательщика и тогда, когда экспортная операция проводится другой организацией, на основании поручения налогоплательщика-производителя или собственника давальческого сырья. Такое поручение должно быть оформлено либо договором комиссии, либо договором поручения, либо агентским договором.

В случае, когда облагаемый сбором нефтепродукт куплен на территории РФ, а затем его покупатель перепродает его за пределы страны, то от уплаты не освобождается ни перепродавец, осуществляющий экспортную операцию, ни производитель этого товара. Также ни тот, ни другой не имеют права на возмещение ранее уплаченных сумм этих сборов.

Освобождение экспортных операций от выплаты производится на основании предоставленного в налоговые органы банковского поручительства или банковской гарантии.

Это необходимо для того, чтобы подтвердить факт обязанности банка выплатить как саму сумму акциза, так и возможные пени, если:

  • налогоплательщик в течение 180-ти календарных дней с даты реализации не предоставит в налоговые органы документы, которые подтвердят факт вывоза продукции за территорию РФ;
  • если он сам не оплатит сбор и возникшие пени.

В случае отсутствия таких банковских гарантий, налогоплательщик должен оплатить всю сумму этого сбора в установленном на внутреннем рынке порядке, а в последующем, после предоставления в налоговые органы подтверждающих экспортную операцию документов, подать эту сумму к возмещению, которое регламентируется 203-ей статьей НК РФ.

Для расчета суммы налога согласно новым акцизным ставкам используется такое понятие, как база налогообложения. Это, по сути, количество бензина, реализованное предприятием-производителем за отчетный период времени. Расчет суммы акцизов производится по следующей формуле: СУММА акциза=налогооблагаемая БАЗА*СТАВКУ.

Так, вычет акцизов делается в том случае, если, к примеру, производитель топлива купил партию бензина в 2016 году, за которую был уплачен акциз в предыдущем отчетном периоде, когда ставка была ниже. В таком случае фактической суммой для уплаты налога будет разница акцизной ставки, умноженная на количество топлива этой партии, выраженная в тоннах.

  • Не требуется уплачивать акциз в государственный бюджет, если топливное сырье передается внутри предприятия-изготовителя для дальнейшей переработки.
  • Что делать, если предприятие приобрело партию бензина у другого предприятия, которое по какой-либо причине не уплатило акциз и соответственно не предоставило покупателю документов по его уплате? В этом случае покупатель обязан в полной мере уплатить акцизный налог.
  • При операциях покупки-продажи прямогонного бензина также действуют системы вычета уплаченных акцизных сумм.
  • Система вычетов акциза действует в любой операции по перепродаже топлива, по всей цепочке от изготовителя к потребителю.

Это видео рассказывает об акцизах на топливо:

Природный газ подпадает под акцизное налогообложение согласно пп.14 п.1.ст. 181 НК РФ. Он является специфичным подакцизным товаром, поскольку для исчисления налога используется не жесткая ставка акциза, а расчет ведется согласно адвалорной налоговой ставке, то есть в процентном соотношении от налоговой базы.

Налоговая ставка за реализацию природного газа за пределы РФ рассчитывается следующим образом. От стоимости реализованного газа отнимаются таможенные расходы и расходы по транспортировке его за пределы страны. На полученную в результате чистую прибыль начисляется налог в размере 30%.

Все остальные налоговые расчеты и отчеты по операциям с природным газом такие же, как для других подакцизных товаров.

Ставка акцизов на ГСМ рассмотрены в этом видеоролике:

Подакцизный товар в процессе производства, транспортировки, хранения, перемещения и технологической обработки может быть частично утерян. Если сумму акциза, предъявленную поставщиком, по данному товару организация принимает к вычету в соответствии с положениями абзаца 1 пункта 2 статьи 200 Налогового кодекса РФ, то налог, относящийся к безвозвратно утерянному товару, также можно возместить. Но только в пределах норм естественной убыли и технологических потерь (абз. 2 п. 2 ст. 200 НК РФ).

Нормы естественной убыли утверждают отраслевые ведомства в Порядке, который установлен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814. Кроме того, организации могут пользоваться нормами, которые были утверждены до того, как Правительство РФ установило данный порядок (ст. 7 Закона от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ). Это подтверждает письмо Минфина России от 21 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/369.

Перечень действующих норм естественной убыли приведен в таблице.

Например, нормы списания этилового спирта утверждены приказом от 20 августа 2008 г. Минсельхоза России № 405 и Минтранса России № 137, а бензина – приказом от 1 ноября 2010 г. Минэнерго России № 527 и Минтранса России № 236.

Нормативы технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов организация может разработать самостоятельно. Сделать это могут специалисты организации, контролирующие технологический процесс (например, технологи). Разработанные нормативы нужно закрепить технологическими картами, сметами технологического процесса или другими аналогичными документами. Утвердить их должны лица, уполномоченные руководством организации (например, главный технолог или главный инженер). Если организация не может своими силами определить лимит потерь, то она вправе воспользоваться отраслевыми нормативными актами или государственными стандартами. При этом фактические потери сырья и материалов организация должна подтвердить первичными документами (например, при перевозке это может быть отчет транспортной компании, договор, товарно-транспортная накладная).

Указанные потери товаров должны быть зафиксированы в первичных документах. Например, в акте инвентаризации (при обнаружении недостачи), акте зачистки, акте приема-передачи товара и т. д. На производственных организациях информация о технологических потерях предоставляется сотрудниками, контролирующими процесс производства, – технологами, экономистами. Списание товара производите только на основании приказа руководителя организации.

Порядок отражения в учете операций по недостаче товаров по причине естественной убыли см. Как оформить и отразить в учете недопоставку ТМЦ, по причине технологических потерь – см. Как отразить в учете безвозвратные отходы (технологические потери).

В бухучете вычет акциза по безвозвратно утерянным товарам отразите следующим образом:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам» Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– принят к вычету акциз по товарам, безвозвратно утерянным в пределах норм естественной убыли и технологических потерь.

Акциз по сверхнормативным потерям товара отразите в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Дебет 94 Кредит 19 субсчет «Акцизы»

– отражена сумма акциза по товарам, безвозвратно утерянным сверх норм естественной убыли и технологических потерь.

Пример расчета налоговых вычетов по безвозмездно потерянным товарам

Организация приобрела 100 литров этилового спирта (в пересчете на безводный спирт) для последующей переработки. Ставка акциза составляет 102 руб. за 1 литр безводного этилового спирта. При приобретении спирта продавцу был уплачен акциз в сумме 10 200 руб. (100 л × 102 руб.).

При транспортировке по территории России 2 литра спирта было утрачено. Период транспортировки составил 10 дней. Утвержденные нормы потерь спирта вследствие естественной убыли (испарения) составляют 0,015 процента в день.

Этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, являющиеся сырьем для производства алкогольной продукции, относятся к подакцизным товарам (подп. 1–2 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Организации, совершающие операции с подакцизными товарами, вправе уменьшить сумму акциза, определенную в соответствии со статьей 194 Налогового кодекса РФ, на соответствующие налоговые вычеты (п. 1 ст. 200 НК РФ).

У покупателя подакцизного сырья для производства алкогольной продукции к вычету принимаются:

  • суммы авансовых платежей акциза, уплаченные до момента закупки этилового (в т. ч. спирта-сырца) спирта, произведенного на территории России (п. 8 ст. 194 НК РФ);
  • суммы авансовых платежей акциза, уплаченные до передачи внутри организации произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции (кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), в том числе до передачи этилового спирта-сырца для производства ректификованного спирта (подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты авансового платежа акциза (условия от освобождения уплаты аванса) установлены в пунктах 6–17 статьи 204 Налогового кодекса РФ.

Суммы авансового платежа акциза в стоимости алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции не учитываются, а принимаются к вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 199 и пунктом 16 статьи 200 Налогового кодекса РФ.

По спиртосодержащей или алкогольной продукции (кроме вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), пива и напитков, на основе пива, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного спирта) налоговые вычеты по авансовому платежу акциза производятся в пределах суммы акциза, исчисленной исходя из фактически использованного объема сырья и ставки налога на этиловый спирт.

Сумму авансового платежа по акцизу в части неиспользованного сырья примите к вычету в тех налоговых периодах, когда приобретенный этиловый спирт будет использован для производства алкогольной или спиртосодержащей продукции.

Сумму авансового платежа по акцизу, уплаченному при приобретении дистиллятов, используемых для производства алкогольной продукции, примите к вычету на дату их оприходования.

Сумму авансового платежа акциза, подлежащую вычету, уменьшите на сумму акциза, приходящуюся на объем этилового спирта, безвозвратно утраченных в процессе транспортировки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки, кроме потерь в пределах норм естественной убыли.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2, 16 и 17 статьи 200 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета суммы акциза, подлежащего вычету, при производстве алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов

В июле ООО «Альфа» приобрело 500 литров спиртосодержащего раствора. В пересчете на безводный этиловый спирт объем приобретенного сырья составил 100 литров. За раствор «Альфа» уплатила поставщику 295 000 руб. (в т. ч. акциз – 50 000 руб., НДС – 45 000 руб.). Ставка акциза по спиртосодержащему раствору равна 400 руб. из расчета на 1 литр безводного этилового спирта. В августе спиртосодержащий раствор был передан в производство для изготовления алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов. Ставка акциза на этиловый спирт составляет 102 руб. из расчета на 1 литр безводного спирта.

Сумма акциза, которую «Альфа» может принять к вычету в августе, составит:
100 л × 102 руб. = 10 200 руб.

Розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, также считается производством. Данное правило установлено пунктом 3 статьи 182 Налогового кодекса РФ.

Чтобы применить вычет по акцизу, уплаченному при покупке вина в налив, необходимо документально доказать, что приобретенный им для розлива товар является подакцизным, то есть вином, а не виноматериалом. Притом что согласно принятым в России стандартам ГОСТ Р 52335-2005 (утвержден приказом Ростехрегулирования от 2 июня 2010 г. № 86-ст) и ГОСТ Р 52404-2005 (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30 ноября 2005 г. № 303-ст) вино, проданное в налив, относится к виноматериалам.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, акциз в этом налоговом периоде не уплачивайте (п. 5 ст. 202 НК РФ). Сумму превышения заявите к возврату либо зачету (п. 1 ст. 203 НК РФ).

Например, организация в мае заплатила поставщику подакцизных товаров. Данные товары были использованы для производства подакцизной продукции в апреле. Право на вычет акциза, предъявленного поставщиком, возникает у покупателя только при фактической оплате суммы налога (п. 2 ст. 200 НК РФ). Следовательно, уменьшить сумму налога, подлежащую уплате, организация вправе только в мае, после перечисления задолженности поставщику. Если у организации в этом месяце не было других операций с подакцизными товарами или налог к уплате меньше, чем сумма вычета, данную сумму заявите к возврату либо зачету.

Порядок зачета (возмещения) суммы превышения налоговых вычетов над начисленной суммой акциза см. Когда акциз можно зачесть или вернуть из бюджета.

Отчетный период, за который происходит расчет акциза равен 1 месяцу. Как и в иные периоды, плательщики вправе получить налоговый вычет, с помощью которого происходит снижение налогового обязательства. Срок уплаты остался прежним – до 25 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо перечислить рассчитанную сумму.

Сроки и порядок представления декларации

Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.

Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.

Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.

Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.

Для подтверждения права на вычет по акцизам переработчикам нефтепродуктов необходимо подготовить следующие документы:

  • свидетельство о регистрации лица, перерабатывающего нефть и нефтепродукты (копия);
  • договор на поставку нефтесырья на правах собственности;
  • договор на оказание услуг, связанных с переработкой нефтесырья;
  • счета-фактуры от поставщика нефтесырья;
  • документы, подтверждающие передачу нефтесырья на переработку (копии накладных на передачу в производство сырья, лимитно-заборных карт и т.д.).

Перечисленные документы предоставляются в налоговый орган вместе с декларацией в положенный срок.

Когда и как акциз можно принять к вычету

В бухгалтерском учете акциз отражается на 68 счете «Расчеты по налогам и сборам». С этой целью к данному счету открывается субсчет «Расчеты по акцизам».

Отражается или нет акциз при реализации подакцизного товара будет зависеть от того, принимает ли налогоплательщик начисленный акциз к вычету или нет.

Предъявленный покупателю акциз отражается в корреспонденции со счетом, на котором отражена выручка от реализации таких товаров.

При начислении акциза в случае реализации товаров проводка будет следующей:

Д90.4 (91.2) К68 субсчет «Расчеты по акцизам».

Если продавцом сумма акциза не выставляется покупателю, то сумма налога в бухучете отражается на 19 счете «Налог на добавленную стоимость», субсчете «Акцизы». Проводка при этом будет следующей:

Д19 субсчет «Акцизы» К68 субсчет «Расчеты по акцизам» – начисление акциза при реализации товара.

В случае безвозмездной передаче подакцизных товаров начисление акциза отражается в следующей проводкой:

Д91.2 К68 субсчет «Расчеты по акцизам».

В том случае, если данные расходы для целей налога на прибыль не учитываются, то происходит возникновение налоговых обязательств. Последние в бухучете отражаются следующей проводкой:

Д99 К68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Вопрос стабильности на топливном рынке страны имеет не только принципиальное социальное значение, но во многом определяет и самочувствие разных сфер экономики, темпы роста которой до 2024 года решено довести до уровня выше среднемировых. Правительство и Центробанк в прошлом году приняли ряд эффективных мер по обеспечению макроэкономической стабильности, что позволило, несмотря на волатильность на внешнем нефтяном рынке, сохранить устойчивость национальной валюты.

Для расчета суммы налога согласно новым акцизным ставкам используется такое понятие, как база налогообложения. Это, по сути, количество бензина, реализованное предприятием-производителем за отчетный период времени. Расчет суммы акцизов производится по следующей формуле: СУММА акциза=налогооблагаемая БАЗА*СТАВКУ.

При определении суммы акциза для уплаты налога используются вычеты уплаченных ранее акцизных сумм за одну и ту же партию топлива. Делается это с тем, чтобы избежать двойного налогообложения.

Так, вычет акцизов делается в том случае, если, к примеру, производитель топлива купил партию бензина в 2019 году, за которую был уплачен акциз в предыдущем отчетном периоде, когда ставка была ниже. В таком случае фактической суммой для уплаты налога будет разница акцизной ставки, умноженная на количество топлива этой партии, выраженная в тоннах.

  • Не требуется уплачивать акциз в государственный бюджет, если топливное сырье передается внутри предприятия-изготовителя для дальнейшей переработки.
  • Что делать, если предприятие приобрело партию бензина у другого предприятия, которое по какой-либо причине не уплатило акциз и соответственно не предоставило покупателю документов по его уплате? В этом случае покупатель обязан в полной мере уплатить акцизный налог.
  • При операциях покупки-продажи прямогонного бензина также действуют системы вычета уплаченных акцизных сумм.
  • Система вычетов акциза действует в любой операции по перепродаже топлива, по всей цепочке от изготовителя к потребителю.

Это видео рассказывает об акцизах на топливо:

Горюче смазочные материалы являются подакцизным товаром, что определено в НК РФ ст.181 п.1. Ставки акцизов на ГСМ регламентированы ст. 193 НК РФ

Акциз по ГСМ должны уплачивать предприятия, занимающиеся его изготовлением и продажей. Во избежание двойного налогообложения используется система налоговых вычетов. Ее применяют, например, в случае покупки ГСМ для дальнейшей перепродажи. Чтобы воспользоваться возможностью налоговых вычетов покупатель продукции должен получить от продавца документ, подтверждающий уплату акцизного сбора по данной партии товара.

Ставка акцизов на моторные масла в 2019 году составляет 5400 рублей за одну тонну. В ближайшие 2019 и 2019 года предполагается, что ставка не будет меняться.

В соответствие со статьей 181 НК РФ прямогонный и автомобильный бензин, а также керосиновое топливо и автомобильные масла подлежат налогообложению акцизным сбором.

В статье разберем, как рассчитывается и начисляется акциз на нефтепродукты в 2019 году, как определяется дата подакцизной операции в целях начисления акцизного сбора, каковы сроки подачи налоговой декларации и уплаты акциза на нефтепродукты в бюджет.

Петербург получит почти 5 млрд рублей с акцизов на топливо

Ставки акциза зависят от вида товаров и установлены на 2018 года статьей 193 Налогового кодекса РФ. Товары, признаваемые подакцизными, перечислены в пункте 1 статьи 181 НК РФ. К подакцизным товарам относятся, в частности:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, и иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • природный газ.

Ставки акцизов на 2018 год для каждого вида подакцизных товаров установлены статьей 193 НК РФ. Однако варианты расчета акцизов в 2017 году могут быть различными. Это зависит от формы установления ставки. Приведем пояснения по разным вариантам расчета.

2018 год
Твердые ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187—191 НК РФ.
Комбинированные ставки
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

К нефтепродуктам, являющимся подакцизными товарами, относят (181 НК РФ):

  • бензин для автомобилей;
  • дизельное топливо;
  • моторное масло для дизельных или карбюраторных двигателей;
  • авиационный керосин;
  • средний дистиллят;
  • прямогонный бензин;
  • бензол, ортоксилол, параксилол.

На прямогонный бензин, бензол, ортоксилол и параксилол акциз начисляется компаниями, имеющими лицензию на переработку нефтепродуктов, в случае наступления одного из событий:

  • при получении прямогонного бензина, параксилола, бензола, ортоксилола путем покупки по договору, заключенному с российской компанией;
  • при оприходовании товара с целью дальнейшей его переработки.

На автобензин, дизельное топливо и моторные масла акциз начисляется:

  • производителем в случае передаче подакцизного товара в структурное подразделение с целью дальнейшей переработки, продажи или собственного использования;
  • продавцом по факту передачи товара на торговую точку с целью реализации.

В перечень подакцизных нефтепродуктов (статья 181 НК РФ) входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.

Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Бензиновой же фракцией считается смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

  • С 1 января 2003 года введена в действие новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами:
  • — оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов);
  • — получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельства (датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции. Получением при этом признается:
  • приобретение нефтепродуктов в собственность;
  • оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
  • получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

— передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, а также иному лицу по поручению собственника (датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов).

  1. Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам и определение объекта налогообложения зависит от того, есть ли у них свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
  2. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдаются на следующие виды деятельности:
  • производство нефтепродуктов;
  • оптовая реализация нефтепродуктов;
  • оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
  • розничная реализация нефтепродуктов.

Организация и индивидуальный предприниматель могут и не получать свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, поскольку дело это добровольное. Но следует помнить, что лицо, имеющее свидетельство, признается плательщиком акциза, а это дает ему право приобретать нефтепродукты по ценам, не включающим акциз. Если же свидетельство не будет получено, нефтепродукты придется приобретать по ценам, в состав которых включается сумма акциза.

  • Налоговая база для исчисления акциза определяется следующим образом:
  1. налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, — как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении;
  2. налогоплательщиком, имеющим свидетельство, — как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении, а при передаче нефтепродуктов — как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.

На нефтепродукты установлены следующие налоговые ставки:

  • бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно – 2190 руб. за 1 тонну;
  • бензин автомобильный с иными октановыми числами – 3000 руб. за 1 тонну;
  • дизельное топливо – 890 руб. за 1 тонну;
  • масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 2440 руб. за 1 тонну;
  • прямогонный бензин – 0 руб. за 1 тонну.

Как видно из приведенного перечня в отношении всех нефтепродуктов установлены специфические (твердые) налоговые ставки. Для прямогонного бензина установлена ставка 0 руб. за 1 тонну. Таким образом, лица, совершающие операции с прямогонным бензином, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками акциза, поэтому они обязаны представлять в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, несмотря на то, что сумма акциза на прямогонный бензин будет равна нулю. Включение прямогонного бензина в состав подакцизных нефтепродуктов позволит наладить контроль над его производством и оборотом.

  1. Сумма акциза на нефтепродукты исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, которая определяется в соответствии со статьями 187–191 НК РФ.
  2. Начислив акциз по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налогоплательщик имеет право уменьшить начисленную сумму акциза на сумму налоговых вычетов.
  3. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельства на производство, и (или) оптовую реализацию, и (или) оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство.

Организации или предприниматели, реализующие нефтепродукты за пределы России, освобождаются от уплаты акцизов при соблюдении ими следующих условий (ст.ст.183 и 184 НК РФ).

Во-первых, экспортировать нефтепродукты должны непосредственно плательщики акцизов или комиссионеры, поверенные на основании договоров комиссии, поручения либо агентского договора, заключенных с плательщиком акцизов.

Во-вторых, экспортер должен представить в налоговую инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию (ст.ст.74 и 184 НК РФ).

В-третьих, и это необходимо подчеркнуть, налогоплательщик должен вести отдельный учет операций по производству и реализации (передаче) экспортируемых подакцизных товаров.

Статья 183 Кодекса гласит: от налогообложения акцизами освобождаются операции, совершаемые с подакцизными нефтепродуктами в соответствии с пп.2 — 4 п.1 ст.182 НК РФ, если указанные нефтепродукты впоследствии реализованы на экспорт.

Таким образом, право на освобождение от уплаты акциза при экспорте подакцизных нефтепродуктов имеют практически все лица, совершающие указанные выше операции. К плательщикам относятся производители нефтепродуктов из собственного сырья независимо от наличия свидетельства, а также имеющие свидетельства оптовики и давальцы сырья, экспортирующие нефтепродукты.

Поручительство или банковскую гарантию налогоплательщик должен оформить не позднее установленного срока уплаты акцизов. То есть не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, для производителей и лиц, имеющих свидетельство на оптово-розничную реализацию. Налогоплательщик же, имеющий свидетельство только на оптовую реализацию, — не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.204 Кодекса).

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между налоговой инспекцией и поручителем, то есть банком. Это значит, что банк обязуется уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Заключая договоры поручительства, каждая сторона вправе выдвигать определенные условия. В частности, налоговая инспекция может заключить договор при условии, что:

  1. банк и плательщик акцизов состоят на налоговом учете в инспекциях одного и того же субъекта РФ;
  2. у плательщика акцизов в этом банке открыт расчетный и (или) валютный счет;
  3. отсутствуют признаки неплатежеспособности банка-поручителя.

Что же это за признаки?

Цель, которую озвучил президент России в 2018 году в своем Послании Федеральному собранию, — увеличить к 2024 году долю инвестиций до 25% от объема ВВП. Поскольку нефтегазохимия играет существенную роль в мировой экономике, оказывая значительное влияние на ключевые отрасли промышленности, строительство и сельское хозяйство, поставлена задача нарастить к 2030 году долю нефтехимии в валовом продукте России со снижением ее импортной составляющей. Простимулировать достижение поставленных целей предложено путем формирования обратного акциза на этан и СУГ. Задача оказалась не из простых.

Анализ отрасли по состоянию на 2013 год показывал значительное отставание России от стран-лидеров по объемам производства химической продукции, глубине переработки сырья, существенную зависимость внутреннего рынка от импорта.

Предприятие обладает правом на получение вычетов по акцизному налогу при соблюдении некоторых условий:

  1. Для произведения вычета необходимо предоставить один из следующих документов, доказывающих ввоз подакцизной продукции или уплату акцизного налога: расчётный документ, счёт-фактура, таможенные декларации или любые иные документы.
  2. Вычет полагается только на сумму, фактически уплаченную продавцом, или предъявленную плательщиком налога и уплаченную владельцем давальческого сырья.
  3. Вычет возможен только на ту сумму, которую уплачивает продавец товара или плательщик налога предъявляет владельцу давальческого сырья, а тот уплачивает её в бюджет.
  4. Вычетом облагается общая стоимость подакцизной продукции, используемой в виде исходного продукта, которая входит в расходы при изготовлении другой подакцизной продукции, принимаемой к вычету при расчёте налога на прибыль конкретного предприятия.

Важно:

  • В случае оплаты налога по подакцизному сырью для получения других подакцизных товаров, в документы необходимо вписать наименование организации, за которую производится данный платёж, иначе получить вычет будет невозможно.
  • Если в качестве давальческого сырья используется подакцизная продукция, за которую уже был выплачен налог на территории РФ, для получения вычета следует предоставить платёжные документы с подтверждением оплаты налога давальцем сырья.
  • Для получения вычета на этиловый спирт, используемый для изготовления неспиртосодержащей продукции, необходимо предоставить:
    • лицензию на право изготовления этилового спирта (неспиртосодержащей продукции);
    • договор с изготовителем спирта (или с налогоплательщиком, обладающим разрешением на изготовление неспиртосодержащих товаров);
    • акты приёма-передачи спирта;
    • реестровые номера счёт-фактур производителей спирта;
    • накладные документы на отпуск спирта.

По окончании налогового периода может случиться так, что общий размер вычетов окажется больше общего размера исчисленного налога. Разница в этом случае должна быть возмещена (зачтена или возвращена) в порядке, установленном ФЗ № 366 от 24 ноября 2014 года.

Правом на такое возмещение пользуются предприятия:

  • имеющие право на обработку или другие операции, связанные со следующими продуктами: бензин прямой гонки; бензол, параксилол, ортоксилол;
  • обладающие свидетельством согласно ст. 179.5 НК;
  • вписанные в реестр эксплуатантов Гражданской авиации и получившие документ об этом;
  • указанные в ст. 182, п.1, пп.30 и 31.

Решение от 11 августа 2017 г. по делу № А40-96182/2017

Для возмещения налога необходимо написать в налоговую инспекцию заявление о возмещении не позже 5 суток после сдачи налоговой декларации.

В заявлении его податель обязуется уплатить все издержки или возвратить разницу при принятии отрицательного решения или если заявление будет удовлетворено частично.

Эти обязательства должны быть подтверждены банковской гарантией. Прилагаются реквизиты счёта для перечисления средств.

Код бюджетной организации (КБК) – это классификация расходов, доходов и источников, формирующих бюджет государства. Это своеобразная форма расчётного счёта любой организации, с помощью которого можно отправить деньги по нужному адресу, в данном случае — на счёт государства, чтобы избежать пеней или штрафов при направлении выплат по некорректному адресу.

КБК указывается в любом платёжном документе на перечисление любых денежных средств. Представляет собой ряд из 20 цифр, подразделённых на 4 части, независимые друг от друга:

  • первые 3 цифры – код государственной организации;
  • следующая 1 цифра – группа, к которой относится доход;
  • следующие 2 цифры – код платежа;
  • следующие 5 цифр – статья и подстатья дохода;
  • следующие 2 цифры – уровень бюджета (бюджет региона или федеральный);
  • следующие 4 цифры – ключевые, они означают причину платежа. Таких причин всего 3: собственно налог, пеня или штраф.
  • Последние 3 цифры – виды дохода: налог, от собственности, неналоговый.
Код КБК по акцизу на полученный из исходного пищевого сырья этиловый спирт182 1 03 02011 01 1000 110;
Код пеней по нему 182 1 03 02011 01 2100 110;
Код процентов по нему 182 1 03 02011 01 2200 110;
Код штрафов по нему 182 1 03 02011 01 3000 110.

Вследствие неверного введения КБК у предприятия иногда могут возникнуть проблемы с задолженностью по одному виду выплат и переплата по другому виду. В этом случае возможен возврат излишне уплаченных сумм.

Решение об этом принимают местные налоговые службы в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика.

Так что после уплаты задолженности по определённому платежу возможно обратиться за возвратом другого платежа.

Плательщикам акцизов предлагаемая статья будет очень полезна. Автор подготовил ее с учетом норм Налогового кодекса РБ (далее – НК) в редакции, применявшейся в 2011 г.

(на момент подготовки материала к публикации изменения в НК еще не были утверждены).

Обращаем внимание, что отражение операций в бухгалтерском учете приведено с учетом норм нового типового плана счетов, вступившего в силу с 1 января 2012 г.

Инструкции по бухгалтерскому учету акцизов в Республике Беларусь нет.

NEW! КВАЛИФИКАЦИЯ «ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР»,»ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕР», «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК»- СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОФСТАНДАРТАМ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ от EICPA. Реальная экономия и защита бизнеса: более 60 законных схем. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (15-16 мая 2019 г.

1.

Суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. На основании расчетных документов и счетов-фактур, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров и уплату соответствующей суммы акциза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *