Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний контроль и внутренний аудит в чем отличие». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Рассмотрим для начала специфику внутреннего контроля в госструктурах. Затем изучим его особенности в частных фирмах.

Можно отметить, что процедура, о которой идет речь, в государственных организациях официально именуется «внутренним финансовым контролем». То есть предметом проверок становятся хозяйственные операции учреждения, связанные в основном с расходованием бюджетных средств.

Внутренний контроль в государственных организациях обязателен. Необходимость его проведения законодательно закреплена в положениях Бюджетного кодекса РФ.

Внутренний аудит, как и контроль, является обязательной процедурой для государственных учреждений. Его сущность также отражена в положениях ст. 160.2-1 БК РФ. В данном источнике права указано, что внутренний аудит представляет собой:

  • проверки, которые направлены на оценку надежности осуществления внутреннего контроля;
  • выработку рекомендаций, необходимых для повышения эффективности соответствующего контроля;
  • проверки, направленные на оценку достоверности отчетности и качества ведения учета;
  • выработку предложений, направленных на повышение эффективности освоения государственных средств.

В частных фирмах, как мы отметили выше, внутренний аудит в общем случае необязателен. Но те же трейдинговые компании (в соответствии с ФЗ № 325) должны его проводить. Правда, в данном федеральном законе не раскрывается сущность внутреннего аудита. Указано только, что для его проведения финансовая компания, по аналогии с организацией контроля, должна назначить внутреннего аудитора либо учредить отдельное специализированное структурное подразделение.

Но если исходить из правовой аналогии с положениями БК РФ, то допустимо предположить, что внутренний аудит в частных компаниях, как и в государственных, может представлять собой проверки, направленные на оценку надежности внутреннего контроля, достоверности отчетности и качества учета, а также выработку рекомендаций и предложений в области финансовой политики трейдинговой компании.

Очевидно, что внутренний контроль и внутренний аудит как в государственных организациях, так и в частных компаниях — это процедуры, которые дополняют друг друга. Но есть принципиальное отличие внутреннего аудита от внутреннего контроля. Первая процедура направлена на обнаружение ошибок в хозяйственных операциях, в составлении отчетных и иных документов. В свою очередь, внутренний аудит — это, прежде всего, оценка серьезности обнаруженных ошибок и выработка рекомендаций по их устранению. Кроме того, внутренний аудит позволяет также проанализировать эффективность контроля.

Определив то, в чем разница между внутренним аудитом и внутренним контролем, отобразим основные ее критерии в небольшой таблице.

Внутренний контроль Внутренний аудит
Что между ними общего?
Проводятся одним и тем же субъектом — главным распорядителем бюджетных средств в государственных организациях, внутренним аудитором, контролером или специализированным отделом — в частных компаниях
В чем разница между ними?
Направлен на выявление ошибок в хозяйственной деятельности, в ведении отчетных документов и учета Направлен на оценку серьезности выявленных ошибок на уровне внутреннего контроля, на выработку мер по их устранению, на анализ качества контроля

Понятия внутреннего аудита и внутреннего контроля неравнозначны и несут в себе разную смысловую нагрузку. Определение внутреннего аудита следует из положений международного стандарта аудита 610, который является действующим правовым актом на территории России в силу требований приказа Минфина «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. Исходя из пункта 14 этого акта внутренний аудит — это деятельность по обеспечению уверенности при принятии хозяйственных и финансовых решений и оказанию консультативной помощи руководящим органам по оценке процессов корпоративного управления, повышению их действенности, управлению рисками.

Определение же внутреннего контроля можно вывести из положений ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и письма Минфина России № П-11/2013 (без даты). Согласно данным нормам, это вид деятельности, при котором хозяйствующий субъект контролирует совершаемые факты хозяйственной жизнедеятельности организации. Внутренний контроль обеспечивает эффективность и результативность деятельности компании, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства.

Таким образом, понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита можно разграничить как общее и частное, т. е. первое включает в себя второе.

Рассказывая, чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита, нельзя обойти и положения ст. 19 закона № 402. Исходя из этой нормы:

  • внутренний контроль должен быть организован всеми без исключения экономическими субъектами;
  • внутренний аудит — лишь теми, которые специально оговорены в законодательстве или самостоятельно приняли такое решение на основании собственных потребностей.

В частности, закон «О публично-правовых компаниях…» от 03.07.2016 № 236-ФЗ в ч. 6 ст. 16 предусматривает, что для обеспечения достаточного уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности публично-правовой компании в ее структуре должно быть создано подразделение внутреннего аудита. Соответственно, внутренний аудит обязателен не во всех организациях, а только в публично-правовых компаниях — в этом и состоит одно из наиболее существенных отличий аудита от внутреннего контроля.

Основа для сравнения Внутренний контроль Внутренняя проверка
Имея в виду Внутренний контроль относится к методам и процедурам, применяемым руководством для контроля операций, чтобы помочь в достижении бизнес-цели. Внутренний аудит ссылается на программу аудита, принятую фирмой, для проверки ее финансовой и операционной деятельности профессионалом.
Что это? система Деятельность
верификация Работа одного человека проверена другим. Каждый компонент работы проверен.
Время проверки Как только транзакция записана, выполняется проверка. Проверка производится после выполнения работы.
Задача Обеспечить соблюдение политик управления. Для обнаружения мошенничества и ошибок.

Под внутренним контролем можно понимать систему, разработанную, внедренную и поддерживаемую руководством компании для обеспечения достижения целей, касающихся:

  • Эффективность и оперативность операций,
  • Защита активов,
  • Предотвращение и выявление мошенничества и ошибок,
  • Точность и полнота финансовой отчетности,
  • Соблюдение соответствующих законов.

Он состоит из пяти элементов, которые связаны между собой и применяются ко всем фирмам, но их реализация зависит от размера фирмы. Элементами являются среда контроля, оценка рисков, контрольные мероприятия, информация и коммуникация и мониторинг.

Внутренний аудит определяется как беспристрастная, рациональная функция обеспечения и консультирования, разработанная руководством для контроля за деятельностью организации. Он включает в себя регулярный и критический анализ функций организации с целью рекомендации улучшений. Он направлен на оказание помощи членам фирмы в эффективном исполнении своих обязанностей.

Разница между внутренним контролем и внутренним аудитом

Под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерского учета для составления мнения о его достоверности, соответствию законодательству, финансовой отчетности и требованиям по ведению учета на предприятии. Это включает в себя не только контроль учета и финансовой отчетности, но и формулирование предложений по рационализации хозяйственной деятельности для увеличения прибыли.

В то же время, внутренний контроль – это анализ финансовых показателей предприятия с целью их улучшения, отслеживание эффективности и целесообразности расхода финансовых средств различного характера. Он необходим для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения дел, контроля за соблюдением политики компании, выявления и устранения проблем во внутренней структуре работы предприятия и обеспечения достоверности внутрифирменной информации.

В крупных фирмах, имеющих несколько филиалов, аудит и внутренний контроль помимо собственных выполняют задачу по обеспечению высшего руководства организации достоверной информацией по финансовым делам всей структуры в полном объеме. Для этого, согласно своему значению, аудит и внутренний контроль выполняют специфические задачи. Для аудитора они определяются договором между аудиторской фирмой и предприятием, на котором будет проводится аудит. Ключевыми задачами аудита являются:

  1. Сохранение независимости, непредвзятости и объективности при проведении проверок.
  2. Сбор и анализ максимального количества информации.
  3. Составление полезного мнения, учитывающего все имеющееся недочеты и содержащего рекомендации по их устранению.
  4. Подтверждение или не подтверждение реальности данных, представленных в отчетности.

Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки.

Так, аудит осуществляется специалистом, не являющимся сотрудником организации, в которой будет проходить аудит. Его обособленность позволяет сохранять объективность и непредвзятость, так как аудитор защищен от возможного давления со стороны организации и не имеет личных мотивов для искажения данных. Процедура обязательного аудита осуществляется один раз в год. Она определяется в соответствии с правилами аудиторской организации и законодательства РФ и не может быть изменена по желанию организации-заказчика.

В свою очередь внутренний контроль выполняет уполномоченный сотрудник организации. Процедура его работы, основные цели и задачи определяются руководством и не подлежат изменению по желанию исполнителя. Для наибольшей эффективности работы, внутренний контроль рекомендуют осуществлять беспрерывно.

В заключении отметим, что рассмотренные процессы необходимо выполнять вовремя – тогда финансовая отчетность и документация в организации будут в порядке, а исполнение бюджета будет улучшаться постоянно, способствуя рационализации расходов и увеличению прибыли.

Законопроектом предлагается закрепить определения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, приведенные в Правилах № 193[1], в положениях Бюджетного кодекса. Так, согласно новой редакции ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор бюджетных средств), финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, организующими и выполняющими процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, направленным:

  • на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур составления и исполнения бюджета этими администратором бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом;

  • на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) этими администратором бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом;

  • на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Также в положениях Бюджетного кодекса будет закреплена норма об осуществлении внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости структурными подразделениями (уполномоченными должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. При этом законопроектом вводится возможность администратору бюджетных средств передать на основе соглашения полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном этим главным администратором бюджетных средств.

В настоящее время такая передача невозможна ввиду того, что согласно ст. 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляются администратором бюджетных средств самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 30.06.2017 № 02-02-05/42411).

При этом нельзя будет передать названные полномочия главному администратору бюджетных средств местного бюджета, являющемуся органом муниципального финансового контроля. Так, предусмотрено, что главный администратор средств местного бюджета вправе внести на рассмотрение местной администрации соответствующего муниципального образования предложение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. По решению местной администрации главный администратор средств местного бюджета передает полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита другому главному администратору бюджетных средств местного бюджета, не являющемуся указанным в п. 2 и 3 ст. 265 БК РФ органом муниципального финансового контроля.

Требования к организации внутреннего финансового аудита, в том числе в части передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, будут устанавливаться Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Еще одна новация в порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – в том, что они должны будут осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, устанавливаемыми Минфином (обновленная ч. 3 ст. 160.2-1 БК РФ). Напомним, что в настоящее время порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита регламентирован Правилами № 193.

Законопроектом уточнены определения терминов «представление» и «предписание», вводится определение ранее отсутствовавшего термина «неправомерное использование бюджетных средств». Последний термин призван заменить собой термин «причиненный ущерб». Так, согласно новой редакции п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий:

  • информацию о выявленных нарушениях положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
  • требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, под предписанием будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок:

  • требования об устранении нарушений положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
  • требования о принятии мер по перечислению в доход бюджета соответствующего публично-правового образования суммы неправомерно использованных бюджетных средств.

Законопроектом предусмотрено, что срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен по мотивированному ходатайству руководителя объекта контроля в порядке, предусмотренном федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза.

Нужно отметить еще одно новшество, касающееся представлений и предписаний. Согласно вводимому п. 5 ст. 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях не должна указываться информация о нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже выявленных в ходе осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии наличия принятых мер по их устранению, мер по устранению причин и условий таких нарушений. Иными словами, законопроектом вводится прямой запрет на включение в представления и предписания нарушений, ранее выявленных в ходе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и уже устраненных проверяемой организацией.

Как мы указали выше, законопроектом предусмотрена замена не регламентированного ни одним нормативным актом термина «причиненный ущерб РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию» на более привычный как для контролеров, так и для проверяемых термин «неправомерное использование бюджетных средств». Раскрытие данного термина будет в п. 3 ст. 270.2 БК РФ. Так, под суммой неправомерно использованных бюджетных средств будет пониматься сумма средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих расходные обязательства публично-правового образования, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, либо сумма оплаты объектом контроля неисполненных обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, контрактом (договором, соглашением), заключенным в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов или договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В статье 306.2 БК РФ говорится, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения может применяться не только финансовыми органами и органами Федерального казначейства, но и органами управления государственными внебюджетными фондами. Напомним, что бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Законопроектом уточнено, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, содержащий основания для применения к объекту контроля бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств из бюджета, либо суммы средств, использованных не по целевому назначению, по каждому основанию для применения бюджетных мер принуждения.

Согласно новой редакции ст. 306.3 БК РФ финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении (отмене) Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ или муниципальных образований), копии соответствующих решений органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) исполняет решение о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в установленном финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом порядке исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения.

Уточнения коснулись и отдельных положений ст. 306.4, 306.8 БК РФ.


[1] Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.

Главный фактор внутренней проверки – подчиненность. Сотрудники выполняют проверку по приказу руководителя. Осуществление подобных работ зачастую входит в список их должностных обязанностей. Внешняя оценка проводится сторонними специализированными организациями. Работа выполняется по договору, который руководитель заключает с фирмой. Причиной проведения проверки может стать не только инициатива директора, но и требование бизнес-партнеров, собственника, налоговой службы, правоохранительных органов. Сторонние специалисты не зависят материально от проверяемой фирмы. Если основным интересом штатных аудиторов является внутренняя работа, то для привлеченных – интересы третьих лиц, например, потенциальных инвесторов, налоговой службы, покупателей.

Сотрудники из штата ориентируются на политику компании, правила, распорядки, а внешние специалисты – на законодательство, нормативные документы, международные стандарты, программу, которая разработана для компании.

Цель проверка одинакова – выявление ошибок, несоответствий, поиск способов их устранения, оценка эффективности работы предприятия, правильность ведения финансовой, бухгалтерской документации.

Специалисты независимой организации:

  • оценивают возможности сотрудников, основываясь на ключевых, дополнительных обязанностях;
  • анализируют профессионализм руководства;
  • оценивают правильность ведения финансовой, бухгалтерской документации;
  • изучают цели предприятия;
  • определяют зависимости сотрудников от руководства.

По завершении проверки составляется подробный отчет, который предоставляется руководству, контролирующим государственным органам.

При проведении внутреннего контроля эксперты передают результаты исключительно директору или собственнику компании. Основная цель – улучшение работы, выявление несоответствий, определение способов их оперативного устранения.

Данный вид системы контроля направлен на изучение внутренней документации и процессов, которые происходят в том или ином отделе компании.

Внутренний аудит не касается внешней деятельности компании, а относится к работе штата или развитию маркетинговых планов, к оценке эффективности составления отчетности и другой документации.

Для старта проверки необходимо использовать силы внутреннего штата или воспользоваться аутсорсингом. Существуют законодательные нормы, по которым регулируется процесс:

  1. Для соблюдения законодательства нужно придерживаться национальных стандартов ФСАД и международных правил МСВА.
  2. Форма № 307-ФЗ.

Проверка и внутренний контроль – одна из обязательных процедур для всех государственных учреждений. Задача этой работы заключается в изучении документации и обнаружении ошибок в разных звеньях компании.

Заказчику (им выступает управленческий аппарат) предоставляется отчет.

А внутренний аудит направлен на обнаружение ошибок и анализ методов их исправления в той или иной организации, то есть, аудиторская процедура является более глубоким понятием.

По решению менеджмента может быть открыт отдел аудита на государственном и частном предприятии. Вся информация по отчетности должна предоставляться незамедлительно по требованию. Данный контроль выполняет ряд следующих проверок:

  • состояния активов (общая ревизия, включая анализ их реструктуризации, потоков, распределения между подразделениями и другое).
  • финансовой деятельности, включая состояние задолженностей, наличие долговых обязательств, их обслуживание (предварительно разрабатываются критерии для грамотного анализа).
  • распределения финансовых потоков и прибыли (сколько средств тратится на рекламу, на сотрудников, на те или иные отделы с целью минимизации лишних затрат).

Внутренний аудит как элемент управления предприятием – это распространенное явление.

Ведь по нормативной базе данный отдел или специалист не только осуществляет проверку надежности финансовой системы организации, но и занимается решением всех возникших проблем.

Все обнаруженные недочеты передаются линейному руководству. Квалификация аудитора позволяет ему при информационном обеспечении составлять детальный план по оптимизации деятельности организации.

Ряд контрольных процедур по анализу деятельности компании может проводиться при реорганизации, банкротстве или ликвидации предприятия с целью оценки массива активов, их возможностей и влияния.

Список аудиторских мероприятий направлен исключительно на оздоровление финансового состояния компании. При банкротстве внутренний аудит направлен на изучение статей расходов, доходов с целью оптимизации трат, разработки плана продажи активов для погашения долга.

Ряд аудиторских рекомендаций поможет разработать план по сокращению расходов и выходу из финансового кризиса.

Процедура направлена на улучшение финансово-экономической деятельности предприятия. Инструмент оценки в данном случае – показатель чистой прибыли, выручки, трат.

Отдел аудита работает с целью отобразить неэффективные растраты, сократить их, направить свободные деньги из выручки на реинвестиции. Достоверность отчетности подтверждается не только опытом и знаниями команды по выявлению ошибок, но и внутренней документацией.

Ведь сущность деятельности аудиторского менеджмента заключается в анализе письменных документов, отчетов.

Поставленные управленческие задачи перед руководством должны выполняться с целью оптимизации работы компании. Для этого и проводится анализ управленческого учета, бухгалтерии, общей деятельности сотрудников. Для достижения максимальной эффективности процедура аудита делится на этапы:

  1. Подготовка стратегического плана (методы подготовки основываются на нормативной документации, соответствуют государственным нормам).
  2. Разработка стандартов.
  3. Анализ документации.
  4. Оценка активов.
  5. Проверка техники безопасности, других процессов, которые с ней связаны.
  6. Составление независимой оценки.
  7. Поиск решений возникших проблем, составления плана их исправления.

К сожалению, персонал не всегда осознает, что аудитор контролирует не исполнителей, а рабочий процесс, выявляя недостатки существующих процессов, правил и процедур и тем самым помогая компании достигать лучших результатов.

Каким должен быть специалист по внутреннему аудиту? Непременным условием является знание принципов организации и управления, а также владение базовыми знаниями в таких дисциплинах как бухгалтерский учет и финансы, право, налогобложение, продажи, логистика, информационные технологии.

Быть специалистом во всех этих областях невозможно, да и не является обязательным. Желательно, чтобы отдел внутреннего аудита имел в своем составе квалифицированного специалиста-аудитора по каждой из этих областей/дисциплин.

Никакого отдельного определения аудиту Банк России не дает.Любая деятельность внутри организации происходит в рамках двух систем. Первая — операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей.

Другая система — это система контроля, пронизывающая операционную (организационную) систему. Она состоит в общем виде из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности.

Внутренний контроль в зависимости от временных рамок его осуществления может быть текущим (оперативным) и последующим.

Текущий контроль, в том числе по операциям, требующим дополнительного контроля, осуществляется в ходе проведения (что важно!) или непосредственно по факту проведения (до закрытия операционного дня и сведения баланса) операций/сделок и отражения их в учете работниками банка, на которых возложена контролирующая функция.

Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, и как следствие, в увеличении прибыльности работы, а не в увеличении количества перепроверенных операций.

Таким образом, внутренний контроль, так же как и внутренний аудит, нацелен непосредственно на бизнес-процессы и на оценку их эффективности, и, одновременно, как контрольно-ревизионная деятельность выявляет манипулирование активами и финансовыми показателями.

Центральному же руководству необходима достоверная информация об их деятельности, для того чтобы осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом. Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению компанией.

Следует также отметить, что решение о необходимости внутреннего аудита не должно определяться наличием у компании внешнего аудитора, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

В то же время, внутренний контроль – это анализ финансовых показателей предприятия с целью их улучшения, отслеживание эффективности и целесообразности расхода финансовых средств различного характера.

Он необходим для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения дел, контроля за соблюдением политики компании, выявления и устранения проблем во внутренней структуре работы предприятия и обеспечения достоверности внутрифирменной информации.

Проанализировав оба понятия можно сказать, что аудит – это процедура проверки финансов с целью подготовки мнения об их достоверности и предложению способов увеличить прибыль предприятия, а внутренний контроль – процедура по контролю и улучшению состояния внутренних финансовых дел фирмы, с целью рационализации и сокращения расходов.

Внутренние аудиторы также осуществляют мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам (например, проект капитального строительства или программа продвижения товара на рынок), анализируют финансовую и управленческую отчетность компании, ее достоверность и своевременность. Внутренние аудиторы дают оценку разрабатываемым контрактам и выполнению сторонами своих контрактных обязательств. Внутренние аудиторы привлекаются для оценки систем контроля в рамках существующих и вновь внедряемых информационных систем. Внутренний аудит должен доказать сотрудникам компании свою необходимость и полезность в качестве услуги, которой они пока не всегда готовы пользоваться, поскольку отношение к внутренним аудиторам в компаниях неоднозначно. Многое зависит от внутренней культуры компании и готовности менеджеров к сотрудничеству с ними.

Основа для сравненияВнутренний контрольВнутренняя проверка
Имея в виду Внутренний контроль относится к методам и процедурам, применяемым руководством для контроля операций, чтобы помочь в достижении бизнес-цели. Внутренний аудит ссылается на программу аудита, принятую фирмой, для проверки ее финансовой и операционной деятельности профессионалом.
Что это? система Деятельность
верификация Работа одного человека проверена другим. Каждый компонент работы проверен.
Время проверки Как только транзакция записана, выполняется проверка. Проверка производится после выполнения работы.
Задача Обеспечить соблюдение политик управления. Для обнаружения мошенничества и ошибок.

2.1 Отличия аудита от ревизии

В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта с целью получения выводов.

Если целью ревизии является выявление, локализация и оценка недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит проводится для выявления указанных недостатков и их признания как неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности.

Основные отличия контроля от аудита

Различия аудита и ревизии можно представить следующим образом.

1) По цели: аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2) По характерцу деятельности: аудит — предпринимательская деятельность; ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

4) По виду управленческих связей: аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5) По принцип оплаты услуг: аудит — платит клиент; ревизия — платит вышестоящее звено или государственный орган.

6) По практическим задачам: аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента; ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

8) По объектам: аудит — система учета и отчетности, (порядок исчисления и уплаты налогов); ревизия — соблюдение интересов Собственника (Клиента), сохранность имущества (без учета расчетов по налогам и сборам).

9) По типу выборки: аудит — выборочная проверка, при инициативном от решения Клиента сплошная, или выборочная; ревизия — в зависимости от решения Клиента носит сплошной, или выборочный характер.

11) По обязательности: аудит носит обязательный характер при достижении определенных показателей отчетности, в иных случаях осуществляется добровольно; ревизия носит исключительно добровольный характер (инициатива Клиента).

12) По плановости: аудит всегда планируется; ревизия носит как плановый, так и внезапный характер;

2.2 Отличия аудита от внутреннего контроля

Отличия аудита от внутреннего контроля

Часто организации ставят знак равенства между понятиями внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако нельзя говорить, что это одно и то же.

В Федеральном законе № 402-ФЗ функции внутреннего контроля закреплены в ст. 19 «Внутренний контроль»: экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

По общему правилу все компании обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая подлежит обязательному аудиту, должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением, однако это правило не относится к малым предприятиям, для которых проведение аудита не обязательно (они могут организовать внутренний контроль самостоятельно).

В настоящее время законодательно закреплена необходимость проведения внутреннего контроля, а внутреннего аудита — нет.

Внутренний аудит может проводиться:

  • сторонней организацией в виде добровольного аудита или налогового консалтинга;
  • самой организацией в виде проверки своих собственных структурных подразделений.

Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации, желающей проверить достоверность своей бухгалтерской отчетности. Обосновать расходы на проведение такого аудита сложнее, однако тут на выручку налогоплательщикам пришел Минфин России. Финансовое ведомство считает, что нормы подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат ограничений в отношении учета для целей налогообложения прибыли затрат на проведение добровольного аудита. Затраты на любой аудит, проведенный в соответствии с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон № 307-ФЗ), могут быть учтены компаниями в составе расходов (письма Минфина России от 06.06.2006 № 03-11-04/3/282 «О расходах на добровольный аудит», 26.01.2006 № 03-03-04/2/17).

Внутренний контроль проводится собственными силами компании. Контроль — это объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. Поэтому именно компания самостоятельно проводит контрольные мероприятия, которые позволяют:

  • избежать или уменьшить количество ошибок;
  • избежать споров с проверяющими органами;
  • снизить вероятность несоответствия плановых показателей фактическим;
  • предпринять меры по контролю за дебиторской и кредиторской задолженностью и т. д.

При этом следует различать внутренний и внешний аудит. Особенности внутреннего и внешнего аудита представлены в табл. 1.

Таблица 1. Особенности внутреннего и внешнего аудита

Фактор

Внутренний аудит

Внешний аудит

Для целей проведения контрольных мероприятий компания может установить собственный порядок проведения внутреннего контроля. Рассмотрим некоторые рекомендации по его организации:

1. Порядок проведения внутреннего контроля необходимо закрепить в локальном акте или учетной политике для целей бухгалтерского учета.

2. Поскольку компании до введения норм о проведении внутреннего контроля должны были осуществлять инвентаризацию, которая фактически является частью внутреннего контроля, то целесообразно приурочить мероприятия внутреннего контроля к проведению инвентаризации. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен срок обязательной инвентаризации. Однако согласно Приказу Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» сроки инвентаризации должны быть определены в приказе руководителя организации о формировании инвентаризационной комиссии. Таким образом, сроки инвентаризации и внутреннего контроля необходимо указать в приказе о проведении соответствующих мероприятий.

3. Сроки проведения внутреннего контроля, ответственных лиц следует установить в приказе руководителя. Целесообразно создать комиссию, ответственную за проведение внутреннего контроля, которая будет непосредственно осуществлять проверку хозяйственной деятельности, правильности ведения бухгалтерского учета.

4. Если компания ранее не проводила мероприятия внутреннего контроля, то целесообразно применить уже разработанные методики, которые применяются, например, аудиторами.

Так, при проведении внутреннего контроля возможно воспользоваться рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г. (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

5. Оформить результаты внутреннего контроля компания может по-разному, и путем оформления акта и ведомости учета результатов, которые были выявлены по результатам внутреннего контроля.

6. Следует помнить, что нет ни одной компании, которая бы ни делала ошибок при оформлении хозяйственных операций. Это могут быть как несущественные ошибки, так и серьезные ошибки, влияющие на уплату налогов и сборов. Поэтому очень важно назначить лиц, которые будут ответственны не только за выявление таких ошибок, но и за их исправление.

Безусловно, проведение мероприятий внутреннего контроля потребует разработки специальных документов. Но существует ориентировочный перечень документов, которые целесообразно разработать для проведения внутреннего контроля:

  • приказ о создании комиссии;
  • приказ о проведении контроля (с указанием сроков и необходимых мероприятий;
  • необходимые положения в учетной политике компании в отношении проведения внутреннего контроля или отдельное положение в отношении внутреннего контроля;
  • форму акта внутреннего контроля;
  • приказ о проведении корректировочных мероприятий по результатам внутреннего контроля.

По общему правилу чем чаще проводятся мероприятия внутреннего контроля, тем меньше ошибок будет допущено. Компании могут самостоятельно выбирать последовательность проведения внутреннего аудита, вместе с тем приведем практический пример осуществления мероприятий внутреннего контроля.

Внутренний аудит не является обязательным для компаний, хотя недавно в Федеральный закон № 402-ФЗ внесли изменения в отношении проведения мероприятий внутреннего контроля. Однако компания, которая не проводит ни мероприятия контроля, ни аудита, должна осознавать значительные риски, которые могут возникнуть. По статистике, компании, которые больше внимания уделяют внутреннему аудиту, добиваются больших успехов в выполнении планов и бюджетов.

Е. В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 6, 2013.

В отличие от ревизии аудит представляет собой независимую вневедомственную проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта с целью получения выводов.

Если целью ревизии является выявление, локализация и оценка недостатков хозяйственной деятельности для их искоренения, то аудит проводится для выявления указанных недостатков и их признания как неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности.

Аудит характеризуется наличием принципа разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов. В условиях ревизии действует принцип максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также установления размера ущерба.

В процессе аудита хозяйственных операций проверяется их достоверность, законность и хозяйственная необходимость на основании документов, в которых они нашли отражение.

Отличия аудита, ревизии и внутреннего контроля

Различия аудита и ревизии можно представить следующим образом.

1) По цели: аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности; ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2) По характерцу деятельности: аудит — предпринимательская деятельность; ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

4) По виду управленческих связей: аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5) По принцип оплаты услуг: аудит — платит клиент; ревизия — платит вышестоящее звено или государственный орган.

6) По практическим задачам: аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента; ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

7) По результату: аудит — аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована; ревизия — акт ревизии — внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

9) По типу выборки: аудит — выборочная проверка, при инициативном от решения Клиента сплошная, или выборочная; ревизия — в зависимости от решения Клиента носит сплошной, или выборочный характер.

10) По частоте проведения: аудит — обязательный 1 раза в год, инициативный по усмотрению Клиента; ревизия — по усмотрению Клиента.

11) По обязательности: аудит носит обязательный характер при достижении определенных показателей отчетности, в иных случаях осуществляется добровольно; ревизия носит исключительно добровольный характер (инициатива Клиента).

1) следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств;

2) следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств;

3) следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств;

4) проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

Рассмотрим две противоположные концепции контроля:

  • контроль как функция управления (кибернетический подход);
  • контроль, осуществляемый на каждой стадии управленческого процесса, как непременное свойство управленческого процесса на каждой его стадии.

Контроль как функция управления. Это самая простая концепция контроля, «обратная связь» любого процесса управления, посредством которого управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений. Схематично любой управленческий процесс можно представить на рис. 1.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены