Указы по льготам для чернобыльцев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Указы по льготам для чернобыльцев». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 июля 2020 года вступил в силу федеральный закон от 29.12.2020 № 388-ФЗ в части, касающейся размера «чернобыльских выплат» до 3 лет и категорий лиц, которым они положены. Всю интересующую информацию уточняйте в органах Соцзащиты населения по месту жительства! С основными изменениями по «чернобыльскому пособию» можно ознакомиться в следующем обзоре:

Закон, касающийся льгот для чернобыльцев, последние изменения претерпел в октябре 2014 года. Эта часть законодательства формулирует статус чернобыльца и перечень положенных льгот гражданам, получившим данный статус. Целями существующего закона можно назвать обеспечение компенсаций и социальной поддержки тех граждан, которые вследствие проживания либо в ходе устранения последствий катастрофы подверглись влиянию вредных факторов. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущими годами произошла отмена некоторых льгот.

Авария на Чернобыльской АЭС, случившаяся в 1986 году, стала трагедией для многих стран, так как радиоактивное облако нанесло катастрофический вред здоровью огромного количества граждан. Пострадали от этой трагедии и многие жители России, поэтому, чтобы хоть частично возместить ущерб здоровью, правительственный аппарат предлагает льготы чернобыльцам.

Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

  • люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
  • специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
  • граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
  • получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
  • доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
  • проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.
  • улучшение жилищных условий;
  • оплата половины стоимости жилья, а также такой же доли коммунальных услуг (отопление, газ, электричество);
  • оплата половины стоимости топливных ресурсов, потребляемых гражданином на отопление, если нет центрального отопления;
  • преимущество при сокращении численности и штата сотрудников по его основному месту работы (не имеет значение стаж и выслуга);
  • возможность стать членом жилищного или гаражного кооператива, равно как и садоводческого товарищества вне общей очереди;
  • возможность вне очереди получить земельный участок для строительства жилища;
  • оказание медицинских услуг вне очередности, а также отпуск медицинских препаратов в аптеках в таком же порядке;
  • возможность получить для своего ребенка место в дошкольном учреждении, санатории или лечебном учреждении вне очередности;
  • возможность получить рабочее место по новому месту проживания согласно основной профессии и квалификации чернобыльца.

Гражданам РФ присваивают статус «чернобылец» в зависимости от самого факта проживания в определенной чернобыльской зоне и иных важных факторов. В ст. 7 ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. установлены 4 категории подобного места:

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.

Внимание! Во всех 4 вышеприведенных зонах ведут регулярный мониторинг уровня радиации. По результатам принимают окончательное решение об изменении конкретной категории определенных районов и переводе граждан РФ в другую менее опасную зону.

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения — предусмотренные пунктами 3 — 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения — предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:

Это интересно: Какую сумму получают ветераны труда на проезд в транспорте

6) компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;

Указы по льготам для чернобыльцев

Потерпевшим предусмотрены как единовременные или постоянные денежные компенсации, так и льготы, а также привилегии в виде дополнительных отпусков и внеочередного (или бесплатного) обслуживания в различных организациях, в том числе образовательного и медицинского типа.

Перечень льгот, положенных чернобыльцам:

  • предусмотрено право на улучшение условий проживания, в том числе и внеочередное;
  • половину стоимости коммунальной оплаты берет на себя государство;
  • в случае отсутствия централизованного отопления, пострадавший получает 50-ти процентную скидку на приобретение топлива (как местных видов, так и нефтепродуктов) на отопление своего жилья;
  • право сохранить свое рабочее место при сокращении (не относится к случаям увольнения за нарушение трудовой дисциплины);
  • дети пострадавших имеют право на зачисление вне конкурса в учебные заведения (как дошкольные, так и школьные, а также специализированные – ССУЗы и ВУЗы);
  • зачисление вне очереди в дома престарелых, инвалидов и ветеранов;
  • внеочередное получение работы через центр занятости населения при переезде на новое место жительства, с сохранением непрерывного трудового стажа и прежней заработной платы в течение 4-х месяцев;
  • дополнительный трудовой отпуск на рабочем месте (14 суток).

Про дополнительные отпуска следует упомянуть, что хоть они и предоставляются работодателем (время предоставления выбирается заявителем), их оплата осуществляется исключительно за счет средств государственного бюджета. За получением финансовых средств следует обратиться в службу социальной защиты населения. На получение дополнительного отпуска могут рассчитывать не только пострадавшие, но и дети, которые проживают в зоне отселения, и на момент катастрофы еще не появились на свет. Они могут рассчитывать на дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 14 суток.

Статус «чернобылец» присваивают нижеприведенным основным 4 категориям льготников:

  1. Первая — подобную категорию присваивают чернобыльцам—ликвидаторам различных последствий аварии на реакторах ЧАЭС, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу;
  2. Вторая — в эту льготную категорию включают ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Однако, при нахождении гражданина в этом месте с 26 апреля до 1 июля 1986 г. время пребывания на этой территории не учитывают;
  3. Третья — такую категорию дают ликвидаторам различных последствий аварии на ЧАЭС и гражданам, которые жили в г. Чернобыле и г. Припяти как минимум 1 мес. в период 1988-1990 г. или занимались санобработкой этого места в 1986 г. не менее 2 недель;
  4. Четвертая — к подобной категории относят тех льготников, которые живут в зоне радиационного контроля и до конца 1992 г. жили в этом месте на протяжении 4 лет и более после ЧП на АЭС.

Внимание! Граждан РФ относят ко 2 категории льготников, если они жили в районе аварии ЧАЭС 1 июля-31 декабря 1986 г. 5 дней как минимум. Для ликвидаторов различных последствий чернобыльской катастрофы такой минимальный срок равен 2 неделям.

Примечание. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 — 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В разделе Право социального обеспечения на вопрос Выход на пенсию для граждан проживавших и постоянно работавших в зоне с льготным социально-экономическим статусом 10лет? заданный автором стоеросовый лучший ответ это Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом дает право на снижение пенсионного возраста на 1 год проживания/работы, но не более 3 лет в совокупности. Кроме того, снижение на 1 год дает проживание/работа в данной зоне с 26.04.1986г. по 30.06.1986г. В описанной ситуации необходимо было получить удостоверение российского образца. Таким образом, при соблюдении перечисленных выше условий у Ваше мамы право на пенсию по старости было в 52 года.

Добровольно покинувшими чернобыльскую зону отселения считают лиц, которые самостоятельно уехали отсюда. К таковым местам относят территории с повышенной радиацией, при наличии которой жильцов принудительно не выселяют с постоянного места жительства.
Чернобыльцам, выехавшим из чернобыльской зоны отселения, предоставляют такие льготы:

  • первоочередная покупка надела под ИЖС;
  • внеочередное зачисление детей в местный детский сад;
  • первоочередное вступление в ГСК или садоводческое товарищество.

На заметку! Детей подобных льготников вне очереди по бесплатной путевке отправляют в детские специализированные организации лечебного или санаторного типа.

Какие льготы тем кто проживает в чернобыльской зоне

Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

  • жилищный сертификат;
  • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
  • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • 18.05.2019 г. Силовикам-чернобыльцам могут дать новые льготы

    Госдума рассмотрит в третьем окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, касающиеся налогообложения отдельных категорий работников правоохранительных органов.

  • 23.04.2019 г. Дачников в России ждет несколько налоговых льгот

    Участники под ЛПХ, садоводства, огородничества будут облагаться налогом по ставке 0,3. В случае, если земли используются в качестве источника дохода, а их владелец –предприниматель, то ставку увеличится до 1,5.

  • 27.03.2019 г. Пенсии чернобыльцам в 2019 году

    Последствия катастрофы в Чернобыле — это не только покинутая людьми зараженная зона. Это еще и многие тысячи тех, кто пострадал, будучи местным жителем или помогая устранять последствия аварии. Чернобыльцы поделены на несколько категорий, и абсолютное большинство из них является в России льготниками….

  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам
  • Меры социальной поддержки и льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Меры социальной поддержки и льготы инвалидам
  • Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
  • Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Меры социальной поддержки граждан из подразделений особого риска
  • Меры социальной поддержки граждан, имеющих особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Меры социальной поддержки и льготы донорам
  • Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям
  • Меры социальной поддержки и льготы семьям с детьми
  • Меры социальной поддержки и льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
  • Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам
  • Меры социальной поддержки и льготы малоимущим семьям
  • Меры социальной поддержки пожилых граждан (льготы пенсионерам)
  • Меры социальной поддержки и льготы студентам
  • Меры социальной поддержки безработных граждан
  • Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера
  • Меры социальной поддержки вынужденных переселенцев
  • Меры социальной поддержки и льготы беженцам
  • Меры социальной поддержки и льготы детям войны
  • Меры социальной поддержки и льготы ветеранам боевых действий
  • Меры социальной поддержки и гарантии предпенсионерам
  • Меры социальной поддержки и льготы сельским жителям

Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

  • 24.11.2020 г. Индексация страховых пенсий с 1 января почти в два раза обгонит инфляцию

    Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о бюджете Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

  • 23.11.2020 г. Мишустин объявил о пилотном проекте по определению нуждающихся семей

    До конца года стартует пилотный проект по определению нуждающихся семей на основе данных государственных информационных систем и оказанию им адресной поддержки, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

  • 21.11.2020 г. Мишустин: В России нужна по-настоящему социальная адресная поддержка

    В России необходимо перейти к по-настоящему адресной системе социальной поддержки населения, развивая механизмы «социального казначейства», уверен премьер-министр Михаил Мишустин. «У нас огромное число льгот и пособий, которые направлены на то, чтобы выровнять материальное положение семей,…

Основными нормативными документами, которые определяет меры поддержки государства людей, пострадавших от радиационного заражения, являются:

  • закон РФ №1244-1, принятый 15 мая 1991 года;
  • Постановление Правительства № 1582, какое было утверждено 18 декабря 1997 года и Постановление Правительства РФ №1074, принятое 08.10.2015 года.

Льготы также могут предоставляться дополнительно на региональном уровне согласно нормативным актам регионов, например, Москвы, Санкт-Петербурга и т.д.

Закон №1244-1 определяет основные права лиц, отнесённых к чернобыльцам:

  • Право на получение компенсаций по возмещению урона здоровью и материального ущерба имуществу.
  • Право на получение социальной поддержки от органов государственной власти.
  • Право на возмещение ущерба из-за риска здоровью в результате проживания в опасной зоне.
  • Право на возмещение ущерба здоровья из-за риска участия в работах по ликвидации последствий аварии.

Льготы от государства участникам ликвидации аварии на чаэс 1986 г устанавливаются законодательными актами. Также положены льготы чернобыльцам выехавшим добровольно из зоны отселения.

Данный статус позволяет чернобыльца получать либо скидку 50 % на оплату услуг по коммунальным платежам, либо компенсацию 50% произведенных ими расходов.

Распространяется на оплату водоснабжения, вывоза мусора, газоснабжения, отопления, электроснабжения, канализации. Данное право распространяется и на стоимость приобретаемого топлива, для отопления жилища.

Меры социальной поддержки и льготы для чернобыльцев в 2020 году

Налоговый кодекс предусматривает для чернобыльцев личный вычет по подоходнему налогу (НДФЛ) в размере от 500 до 3000 рублей в зависимости от категории ликвидатора.

Льготы чернобыльцам по имущественным налогам переданы на региональное усмотрение. Поэтому, каждый субъект разрабатывает свои меры поддержки чернобыльцев.

К примеру, ему может предоставляться льгота по количеству лошадиных сил на автомобиль по транспортному налогу, либо на один выбранный объект недвижимости.

В последнем случае, если у льготника, к примеру, две квартиры, он может сам выбрать, какую их них освободить от уплаты налога.

Закон предусматривает получение чернобыльцем жилищного сертификата на приобретение жилья.

Для этого необходимо исполнение нескольких условий:

  • Льготник должен встать в очередь на улучшение жилищных условий;
  • Он должен нуждаться в этом (жилье не соответствует нормам, оно ветхое, аварийное и т. д.).

Как правило, субсидия выдается на руки в виде именного сертификата. Его стоимость рассчитывается исходя из социальной нормы на одного члена семьи, умноженной на среднюю стоимость 1 кв. м. в регионе.

Сертификат можно использовать на оплату жилья на первичном либо вторичном рынке. Либо как первоначальный взнос на ипотеку. В случае, если стоимость желаемой квартиры больше, чем сумма по сертификату, льготник доплачивает недостающие средства самостоятельно.

Согласно действующему закону, чернобыльцы имеют право на получение путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение. Предоставляется она не чаще 1 раза в год и при наличии у льготника медицинских показаний. Желаемый для посещения санаторий при этом выбрать нельзя.

Для получения путевки необходимо пройти врачебную комиссию и получить на руки справку с рекомендацией пройти лечение.

Помимо непосредственно путевки, оплачивается также проезд до места лечения и обратно железно-дорожным либо автомобильным транспортом.

Поскольку предоставление путевки и проезд входят в ЕДВ, то данная выплата должна быть назначена, а также от этих услуг не должен быть оформлен отказ (монетизация). В противном случае в предоставлении бесплатной путевки может быть отказано.

В соответствии с причиной облучения и полученной дозы закон о чернобыльских льготах разделяет граждан на такие категории:

  • Первая – к ней относят чернобыльцев, которые являлись ликвидаторами последствий аварии и подверглись воздействию радиации, в результате чего получили группу инвалидности, соответствующую нарушениям здоровья и проценту потери трудоспособности;
  • Вторая. К участникам ликвидации последствий аварии 2 категории относят лиц, которые присутствовали определенное количество дней по соответствию с периодом времени после аварии. Так, если лицо находилось в зоне облучения с момента аварии до 1 июля 1986 года, то количество дней пребывания не устанавливается. Если речь идет о периоде от 1 июля до 31 декабря 1986 года, то количество дней, проведенных там, должно быть не менее пяти. Если ликвидатор или другое лицо находился в зоне облучения, то минимальное количество дней, проведенное там, для присвоения статуса чернобыльца должно быть не менее 14. Кроме лиц, пребывавших в качестве ликвидаторов, на присвоение такой категории имеют и те, кто находился оговоренное законом количество дней в качестве гражданских лиц, в том числе и в утробе матери;
  • Третья – ликвидаторы последствий аварии и те лица, которые являлись жителями зон добровольного переселения, пребывавшие на территории радиоактивного загрязнения меньшее количество дней и не имеющие оснований на получение второй категории. Также такую категорию могут получать граждане, пребывавшие в зоне не менее одного месяца в период с 1988 по 1990 год или работавшие в зоне санитарной обработки в 1986 году не менее, чем 14 суток;
  • Четвертая – к такой категории относятся граждане, которые постоянно проживают на территории, относящейся к зоне радиологического контроля, осуществляющегося в особом, усиленном режиме. Отдельным требованием в данном случае является то, что до окончания 1992 года они пробыли там в течение четырех и более лет в общей совокупности.

В Минсоцполитике Крыма разъяснили льготы для чернобыльцев

Гражданам, имеющим статус чернобыльца предусмотрено предоставление налоговых льгот, которые заключаются в следующем:

  • Чернобыльцы, имеющие статус инвалидов ВОВ или являющиеся участниками боевых действий, имеют возможность произведения налогового вычета – уменьшения величины дохода на определенную сумму, которая не будет учитываться при расчете НДФЛ. На данный момент такая сумма составляет 3000 рублей, таким образом чернобылец дополнительно имеет право ежемесячно возвращать 390 рублей;
  • Чернобыльцы, являющиеся Героями СССР, РФ, инвалидами 1 или 2 группы, могут рассчитывать на уменьшение облагаемой налогом базы на 500 рублей.

Основным нормативным документом, регламентирующим статус чернобыльца, является Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Законодательный акт направлен на осуществление социальной поддержки гражданам, пострадавшим после чернобыльской катастрофы, он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам. Согласно закону чернобыльцы имеют право на:

  • возмещение вреда здоровью и имущества;
  • на социальную поддержку;
  • возмещение вреда за риск, который возник в результате проживания в местности, подвергшийся заражению радиацией;
  • возмещение вреда за риск, который возник в результате выполнения работ на территории с радиоактивным заражением.

Зона, попавшая под воздействие негативной радиоактивности, разделена на четыре территории:

  1. Зона отчуждения. Земли, расположенные вокруг здания АЭС, находящиеся в непосредственной близости от 4-х энергоблоков. На данной территории проживание граждан запрещено, также как и ограничена возможность ведения хозяйственной деятельности и природопользования.
  2. Зона отселения. Население было отселено с данной территории до момента понижения риска радиационного ущерба. Лица, выехавшие с загрязненной радиацией области, могут полностью рассчитывать на возмещение вреда и социальную поддержку.
  3. Область, где проживающие лица имеют право на отселение. В данной зоне осуществляется постоянный медицинский контроль за здоровьем каждого человека, а также проводятся различные мероприятия, направленные на снижение риска заболеваемости населения. Из данной области граждане также имеют право переехать и пользоваться льготами, предусмотренными Законом.
  4. Зона с допустимым уровнем радиации. Жители этой территории также имеют право на социально-экономические льготы и поддержку государства.

Для оформления льгот заявителю в первую очередь необходимо подтвердить статус пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы получить «Удостоверение чернобыльца», которое в последующем нужно предъявлять по месту требования, например в ЖКХ для получения льготы по коммунальным платежам.

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
  • документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖКХ о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д);
  • если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.

Льготы чернобыльцам в 2019 году

Те категории граждан, которые имеют право на льготы для чернобыльцев (не все категории чернобыльцев имеют право на дополнительный отпуск), могут воспользоваться правом на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, при этом самостоятельно назначить дату начала этого отпуска. Дополнительный отпуск длится не более 14 дней и его оплата осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Следует отметить, что не только Российская Федерация осуществляет социальную поддержку лицам, имеющим статус чернобыльца, но и другие страны поддерживают своих граждан:

  1. Украина положение чернобыльца регулируется отдельным законодательным документом Законом Украины №796-XII от 28.02.1991 г. «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы». Законодательный акт мало чем отличается от российского аналога, льготники делятся на категории, согласно которым назначаются выплаты и компенсации.
  2. Белорусь социальная защита чернобыльцев обеспечивается за счет норм Закона Республики Беларусь № 9-З от 06.01.2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Документ имеет в себе список категорий лиц, кому полагается социальная поддержка, а также полный перечень льгот и компенсаций.
  3. Казахстан отдельного законодательного акта, регламентирующего права и социальную защиту чернобыльцам, в республике нет, однако в стране существует ряд социальных гарантий, на которые могут рассчитывать ликвидаторы чернобыльской аварии, например, на предоставление жилья в первую очередь, налоговый вычет, льготное медицинское обслуживание и другое.

Изменения в акты Правительства по вопросам деятельности Минтруда Изменения в Правилах компенсаций для чернобыльцев Изменения в законе о социальной поддержке чернобыльцев

В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества;

Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца;

Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Правила выплаты ежемесячной компенсации на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Установить, что:

финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

3. Ответственность за достоверность представленной информации о потребности в бюджетных ассигнованиях для реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возлагается на орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения правил, утвержденных настоящим постановлением.

5. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации с участием Фонда социального страхования Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о порядке выплаты гражданам, указанным в пункте 7 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в двойном размере.

Привилегии предоставляются всех гражданам, которые пострадали от радиации. К ним относятся лица, которые проживали на территории близлежащей к ЧАЭС. А также пострадавшие во время аварии, получившие увечья или инвалидность из-за облучения. Кроме того, к льготникам относятся лица, которые, получившие облучение, выехали за территорию техногенной катастрофы.

Доноры, которые жертвовали частью костного мозга для пострадавших, имеют право на преференции вне зависимости от места проживания. Жены и дети, погибших спасателей и жителей зоны отчуждения также внесены в список.

Право на получение льгот чернобыльцами прописано на законодательном уровне. В 1994 году был принят закон N 1244-1 о том, что граждане, пострадавшие от радиации, а также их дети имеют право на получение преференций. В этом же нормативном акте указан полный перечень льгот, основания для получения статуса и категориального деления пострадавших.

В Федеральном Законе N 166 указаны принципы получения выплат, необходимые документы и основания для их получения. А в Федеральном законе N 124 расписаны преференции детям и вдовам пострадавших от радиации граждан.

Чтобы официально оформить статус пострадавшего от радиационного облучения в зоне ЧАЭС, следует обратиться в орган социальной поддержки по месту жительства, многофункциональный центр, либо отправить документы по почте.

В труднодоступных населенных пунктах приемом документов занимается уполномоченное лицо, которое передает все документы в ближайшее отделение УТЗН.

Перед отправкой ценных бумаг следует перепроверить наличие всех документов. Заявление допустимо предоставлять как письменном, так и в печатном виде. Документы следует отсылать заказным письмом. Ответ придет по указанному адресу, либо по номеру телефона.

Кто имеет право подавать заявление

Подать заявление на право получения статуса чернобыльца может сам пострадавший, его родственники, либо доверенное лицо. В случае подачи документов третьим лицом, к примеру, опекуном, следует предоставить нотариально заверенную доверенность о том, что он может осуществлять юридические деяния с согласия инвалида.

Для того чтобы подтвердить статус, следует предоставить паспорт и документ, подтверждающий проживание либо работу в опасной зоне, справка с места работы или из центра занятности. В случае если документы подают дети либо вдова пострадавшего, следует приложить документ подтверждающий родство, т.е. свидетельство о рождении либо браке.

В правом верхнем углу указывается орган и имя начальника, куда направлен документ. Ниже пишется ФИО и адресные данные заявителя.

Посередине указывается тип документа. С красной строки пишется прошение о предоставлении удостоверения пострадавшего от радиационного излучения. Ниже списком указываются приложенные документы, с указанием серийного номера и даты выдачи.

Во втором абзаце пишется согласие на обработку данных указанным органом социальной защиты. В конце листа документ подкрепляется личной росписью с правой стороны. Слева указывается дата подачи.

Заявление о предоставлении статуса рассматривается в течение 10 рабочих дней. В случае подачи через МФЦ и почту, сроки могут продлиться на 3-5 дней. Уведомление о получении или отказе будет предоставлено по месту жительства, либо по телефону.

Причины для отказа

Отказать в получении удостоверения чернобыльца могут, в случае если в документах или заявление имеются ошибки, а также, если нет документа, подтверждающего проживание или работу в опасной зоне.

В случае необоснованного отказа нужно пойти к начальнику УТЗН и попробовать урегулировать конфликт мирно. Если разговор не решит проблему, то необходимо подать исковое заявление в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *