Как в учете коммерческой организации отразить казначейское обязательство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в учете коммерческой организации отразить казначейское обязательство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Платежный документ потребуется заказчику при казначейском или банковском сопровождении. Законодатели установили ряд условий, когда использовать КОО обязательно.

Если исполнение контракта предусматривает использование целевого финансирования, то сопровождение Казначейства обязательно. В 2020 г. сопровождение ТО ФК предусмотрено в отношении средств, указанных в ч.

2 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ, с учетом исключений, установленных в ч. 3 ст. 5 закона № 459-ФЗ.

Например, казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении обязательно:

  • бюджетные инвестиции и субсидии организациям, кроме бюджетных и автономных учреждений, предоставляемые по ст. 80 БК РФ;
  • авансы по государственным (муниципальным) контрактам на сумму, превышающую 100 миллионов рублей (исключение — гособоронзаказ);
  • расчеты по договорам, заключаемым с единственным поставщиком (п. 2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ), и по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения;
  • средства, получаемые организациями и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Если закупка требует КОО, то предусмотрите условие об аккредитиве Казначейства на этапе формирования проекта государственного контракта. Кроме того, КОО придется включить в договоры и соглашения, которые заключаются в рамках исполнения госконтракта.

Средства бюджета перечисляются для оплаты принятых обязательств только после получения КОО. Обеспечение поступает на счет исполнителя только в той сумме, которая подтверждена документально. Например, при предъявлении исполнителем документов, подтверждающих фактическую поставку или отгрузку товара, оказание услуги, выполнение работы.

Как в учете коммерческой организации отразить казначейское обязательство

Условия обязательного применения банковского сопровождения установлены в п. 3 постановления № 963. К примеру, при исполнении контракта, начальная цена которого превышает 15 миллиардов рублей, допускается привлечь банк для обеспечения банковского сопровождения. Банк привлекают, если в условиях реализации государственной целевой программы предусмотрено такое условие.

Алгоритм работы с КОО, подробная инструкция для заказчика и исполнителя:

Шаг 1. Заказчик или ГРБС формирует проект контракта, в котором предусмотрено КОО.

Шаг 2. После подписания госконтракта заказчик обращается в ТО ФК с заявкой о предоставлении казначейского аккредитива. Вместе с заявкой подается контракт с исполнителем, подтверждающий сумму закупки и порядок расчетов.

Шаг 3. Работники Федерального казначейства проверяют полученную заявку и заказчика. Проверяются наличие открытого счета в ТО ФК, сумма и ИКЗ госконтракта, сумма казначейского сопровождения и т. д.

Шаг 4. При положительном результате проверки Федеральное казначейство блокирует лимиты бюджетных обязательств на счетах заказчика. Создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в территориальное отделение ФК по месту регистрации исполнителя.

Шаг 5. Представители ФК направляют уведомление заказчику о создании обеспечения по госконтракту.

Шаг 6. По факту исполнения госконтракта исполнитель направляет в УФК заявку на перечисление денежных средств. Вместе с заявкой подаются документы, подтверждающие факт исполнения госконтракта.

Шаг 7. Работники Казначейства проводят аналогичную проверку заявки исполнителя.

Шаг 8. По завершению проверки ФК переводит денежные средства на специальный счет исполнителя, открытый в УФК.

Шаг 9. По окончанию расчетов ФК уведомляет заказчика, что деньги переведены.

Сначала определимся с терминологией. Под казначейским сопровождением понимается контроль за целевым расходованием бюджетных средств со стороны территориальных органов Федерального казначейства (ТОФК).

Возможность контроля обеспечивается обязанностью получателей бюджетных средств открывать лицевые счета в ТОФК, даже если они не являются участниками бюджетного процесса.

Сам же контроль заключается в санкционировании (разрешении) операций расходования бюджетных средств и только по предоставлению документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам.

Казначейское сопровождение и казначейское обеспечение – понятия не тождественные. Полный перечень случаев обязательного казначейского сопровождения установлен Федеральным законом от 05.12.

2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (ч. 2 ст.

5) (далее – Федеральный закон № 362-ФЗ), который распространяет свое действие на расходование средств федерального бюджета.

Особенности расходования средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливаются нормативными документами и законами о бюджете соответствующего уровня, они же определяют обязательность казначейского сопровождения в своих случаях, но отметим, что общий порядок, установленный на федеральном уровне, сохраняется.

Так, п. 6 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 362-ФЗ закреплено обязательное применение казначейского сопровождения при расчетах авансовыми платежами по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн руб.

и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в ТОФК, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие им на указанные лицевые счета.

Полагаем, что среди таких учреждений будут и учреждения образования.

Бюджетным и автономным учреждениям уровня субъекта РФ и муниципалитетов ориентироваться нужно на пределы, установленные нормативным документом соответствующего уровня.

Казначейское обслуживание с 2021 года

Казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении целевых средств осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минфина РФ № 239н (далее – Порядок).

Предоставление казначейского обеспечения обязательства при казначейском сопровождении происходит по следующей схеме:

1. Государственный заказчик (ГРБС) на основании заключенного договора (соглашения) о предоставлении субсидии или государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг представляет в свой ТОФК заявление на выдачу казначейского обеспечения в размере, указанном в контракте.

2. ТОФК государственного заказчика проверяет заявление:

  • на наличие у организации – исполнителя по государственному контракту (соглашению) лицевого счета, открытого в ТОФК для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса;
  • на наличие в заявлении идентификатора государственного контракта (соглашения);
  • на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой операций по казначейскому обеспечению обязательств всего, с учетом ранее осуществленных по данному государственному контракту (соглашению) операций по казначейскому обеспечению обязательств;
  • на непревышение суммы, указанной в заявлении на выдачу, над суммой неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом государственному заказчику (главному распорядителю средств федерального бюджета), с учетом ранее выданных казначейских обеспечений обязательств.

3.

В случае успешного прохождения проверки ТОФК заказчика формирует казначейское обеспечение обязательств, направляет его в ТОФК исполнителя (головного исполнителя) и блокирует лимиты бюджетных обязательств по соответствующему бюджетному обязательству на лицевом счете заказчика на сумму казначейского обеспечения обязательств.

4. ТОФК исполнителя (головного исполнителя) информирует его о предоставленном ему казначейском обеспечении.

В свою очередь, головной исполнитель может заключать договоры (контракты) с соисполнителями, если такие условия были включены в основной государственный контракт, и тогда контракты с соисполнителями также будут содержать требования о казначейском обеспечении.

5. Головной исполнитель представляет в свой ТОФК заявление на перевод казначейского обеспечения обязательств соисполнителю.

6. ТОФК исполнителя проводит проверку заявления на перевод, аналогичную проверке, указанной в п. 2.

7. В случае успешного прохождения проверки ТОФК исполнителя формирует переведенное казначейское обеспечение, направляет его в ТОФК соисполнителя и направляет копию переведенного казначейского обеспечения в ТОФК государственного заказчика для предоставления ему этой копии.

8. ТОФК соисполнителя информирует его о предоставленном ему переведенном казначейском обеспечении.

9. Соисполнитель заключает договор с поставщиком товаров, работ, услуг.

Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные

Публичные нормативные обязательства – публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные

по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России ), далее — Инструкция по применению ЕПСБУ, распространяет это положение на все государственные (муниципальные) учреждения, независимо от их типа:

«денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения»

. Согласно «денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных

При этом кредитовый показатель по этому счету отражает сумму обязательств, принятых бюджетным учреждением на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году; — счет 0 502 02 000 — для обобщения информации о принятых бюджетным, автономным учреждением денежных обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Кредитовый показатель по этому счету отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году. Изменениями, планируемыми к внесению в инструкции N 174н и 183н, определен перечень обязательств, которые включаются в показатели принятых обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

Эта гарантия выдается в форме платежного документа, формируемого ТОФК. В 2020 году этот документ называется казначейским обеспечением обязательств, и его форма утверждена , но более привычное его название – казначейский аккредитив. , как платежный инструмент, в настоящее время применяется при казначейском сопровождении бюджетных средств как полная или частичная замена авансовых платежей.

Иными словами, казначейское обеспечение представляет собой гарантию со стороны Федерального казначейства, которая подтверждает обязанность данного получателя бюджетных средств оплатить обязательства исполнителя (соисполнителей) государственного контракта или соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу при выполнении определенных условий (при подтверждении факта поставки товара, выполнения работ, оказания услуг и др.). Эта гарантия выдается в форме платежного документа, формируемого ТОФК. В 2020 году этот документ называется казначейским обеспечением обязательств, и его форма утверждена Приказом Казначейства РФ № 10н, но более привычное его название – казначейский аккредитив.

, как платежный инструмент, в настоящее время применяется при казначейском сопровождении бюджетных средств как полная или частичная замена авансовых платежей.

Рациональная организация бухучета основывается на применении, в первую очередь, общепринятых предпосылок, а именно:

  • изучение структуры учреждения, организации его деятельности;
  • организация учетного аппарата и труда учетных работников;
  • организация учетного процесса (определение объема учетных работ);
  • организация совершенного владения главным бухгалтером и работниками бухгалтерской службы действующей законодательной базой по вопросам ведения бухгалтерского учета.

Весь учетный процесс бюджетного учреждения с теоретической точки зрения состоит из трех этапов его осуществления, а именно: первичный учет, текущий учет и итоговый учет.

Первым в процессе бухгалтерского учета является этап первичного учета, который характеризуется следующей совокупностью операций:

  • выявление информационных данных по объектам учета;
  • измерение на базе системы показателей, применяемых в бухгалтерском учете (денежные, натуральные, трудовые);
  • фиксирование информации в соответствующих носителях учетных данных – документах.

Второй этап – текущий учет – состоит из следующих операций:

  • регистрация информации, полученной в результате первичного учета, в системе счетов бухгалтерского учета;
  • регистрация информации в носителях информации данного этапа учета – учетных регистрах;
  • группировка и перегруппировка показателей информационных данных.

И, наконец, третий этап учетного процесса, который имеет название итогового, включает следующие операции:

  • обобщение информационных данных текущего учета в виде соответствующих форм отчетности;
  • передача результативных данных внешним и внутренним пользователям;
  • хранение информационных данных первичного, текущего и итогового учета, формализованных в виде учетных документов, реестров и отчетности.

То есть разделение учетного процесса на этапы отображает его последовательность как во времени, так и в пространстве. Эти этапы свойственны всем объектам учета. В практике хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и организаций определены следующие общие объекты учета: необоротные активы; запасы; денежные средства; расчеты; обязательства по векселям и кредитам; доходы; расходы; собственный капитал.

Следует обратить внимание, что согласно нормам ч. 6 ст. 6 Закона № 996 регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляется централизованно Минфином, а отраслевые особенности применения НП(С)БУГС в форме методических рекомендаций по их применению могут устанавливаться министерствами, другими центральными органами исполнительной власти.

Однако вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии в соответствии со ст. 8 Закона № 996 относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. То есть вопросы организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений относятся к полномочиям их руководителя.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях должна осуществляться с момента их создания, поскольку она в дальнейшем непосредственно влияет на эффективность бухгалтерского учета. Рациональная организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, аналогично как и в учреждениях частного сектора экономики, предусматривает применение и соблюдение общепринятых принципов бухгалтерского учета. Практику применения бюджетными учреждениями принципов бухгалтерского учета рассмотрим далее.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 56 БК, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с НП(С)БУГС и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином.

Для обеспечения отражения в бухгалтерском учете операций и обобщения и накопления информации по хозяйственным операциям применяется План счетов.

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

  • «Порядок учета бюджетных обязательств»;
  • «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Источники:

  • Бюджетный кодекс
  • приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н

Виды ценных бумаг и их классификация Скачать 39306 0 0

… бумагой, так как срок его действия определен законодательством и составляет 10 дней с момента выписки. Чеки могут быть именными, ордерными и предъявительскими. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ Ценные бумаги подразделяются на отдельные виды по различным классификационным основаниям. 2.1. Государственные ценные бумаги. Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральным правительством, …

Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:

  • Платежное поручение.
  • Государственный контракт.
  • Прочие бумаги, подтверждающие обязательства (к примеру, накладные).

ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.

Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.

Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:

  • Закупка строительных материалов.
  • Закупка инструментов.
  • Выплата зарплаты сотрудникам.
  • Найм строительной бригады и прочее.

Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:

  • Внесение средств в уставной капитал.
  • Приобретение собственности для нужд компании.
  • Перевод денег на банковский счет подрядчика (за рядом исключений).

Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.


Вы получили государственный заказ с казначейским сопровождением или субсидию. Все хорошо! Вас интересует только одно: «Как поскорее открыть лицевой счет в казначействе?» А должно бы: «Как забрать деньги с лицевого счета в казначействе?» Потому что, чтобы в дальнейшем благополучно перечислить средства с казначейского счета, необходимо продумать схему оплаты поставщикам и включить определенные формулировки в контракт с вашим заказчиком еще на этапе его согласования. Расскажем обо всем по порядку.

Организация бухучета в бюджетних учреждениях

Средства с лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса разрешается расходовать в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 02 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Но для начала надо точно знать какими средствами вы на самом деле распоряжаетесь, это гособоронзаказ или просто госзаказ. В контрактах обычно есть ссылка на постановление:

Госзаказ (ГОС),
единственный поставщик, субсидия
Гособоронзаказ (ГОЗ)
2020 год
Постановление от 23 декабря 2019 г. N 1765. Постановление от 25 декабря 2019 г. N 1819
2019 год
Постановление от 30 декабря 2018 г. N 1765. Постановление от 28 декабря 2018 г. N 1702
2018 год
Постановление от 30 декабря 2017 г. № 1722 Постановление от 28 декабря 2017 г. № 1680

Правила работы в сфере гособоронзаказа гораздо жестче, подробнее здесь

Бюджетные средства нельзя использовать в качестве взноса в уставный капитал, размещать в депозиты или иные финансовые инструменты (если это не является целью контракта).

В 2020 году по договорам, заключенным на сумму, более 300 тыс. рублей, зачислять и списывать средства можно только на такие же лицевые счета в Казначействе, за исключением:
— оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
— возмещения произведенных расходов (части расходов);
— оплаты обязательств по накладным расходам;
— выплат в соответствии с валютным законодательством РФ;
— расчетов по оплате труда;
— расчетов по социальным выплатам;
— приобретение услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки, аренды, работ по переносу инженерных сетей, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
— перечисления прибыли.

Порядок санкционирования в 2020 году прописан в Приказе от 10 декабря 2019 г. № 220н.
Для санкционирования текущих платежей в ТОФК предоставляются:
1. Контракт или выписка из контракта (гостайна). Контракт можно не предоставлять, если он был представлен при открытии лицевого счета.
2. Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213 (далее — Сведения).

Утверждает сведения заказчик (исполнитель предыдущего уровня) или сам исполнитель, в случае, если это разрешено заказчиком предыдущего уровня.

3. Копии первичных (сводных) учетных документов (подтверждающие документы).
4. Платежное поручение.
5. Иные документы.
Дополнительно могут потребоваться:
— справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике);
— выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.).

Для выплат при завершении сторонами государственного контракта применяются коды:
— 0999 «Выплата прибыли»
— 0991 «Выплаты по окончательным расчетам …», но только если получено Уведомление о полном исполнении контракта головным исполнителем. При этом стоимость фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не включается в сумму выплат по коду 0991.

Как получить денежные средства? Что делать? Можно перечислить остаток средств по трем направлениям расходования средств:
1. Как прибыль.

Для контрактов ГОЗ в размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ.

2. Как возмещение произведенных расходов.
3. Как оплату фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг).

НО! По первым двум статьям расходов можно сделать оплату с лицевого счета в Казначействе только при наличии определенных формулировок в контракте. И вот здесь вам захочется вернуть время вспять и переделать договор с заказчиком. Но увы, будет поздно.

Возможность применения третьей статьи расходов тоже ограничена.

Закрытие лицевого счета в казначействе осуществляется в случае:
а) реорганизации (ликвидации) юридического лица, прекращения деятельности ИП, КФХ;
б) при исполнении (расторжении) государственного контракта, договора, соглашения и (или) отсутствия операций на лицевом счете в течение трех лет;
в) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При наличии на закрываемом счете остатка денежных средств, в ТОФК предоставляется заявление, а также расчетный документ на перечисление остатка средств по назначению.

Бухгалтерский учет казначейского обеспечения

Этот вопрос для бухгалтеров-бюджетников является новым и имеет определенные особенности. К особенностям мы привыкли, поэтому не следует напрасно ломать над этим голову. Если охарактеризовать принцип ведения учета обязательств в общем, то, например, в предложенном новом Плане счетов специально отведены для этого два класса счетов — пятый и шестой. В старом Плане бухгалтеры пользовались одним классом, и, казалось, не возникало никаких проблем. Однако на самом деле они были, и самым главным из них было отсутствие прозрачности в операциях бухгалтерского учета, а с учетом экономических изменений в построении государства и требований мирового содружества станет понятным, для чего нам нужны эти два класса счетов.

По нашему мнению, особое внимание здесь необходимо уделить особенностям отражения операций на балансовых счетах, поскольку от их правильности зависит реальность и достоверность отчетности. Также необходимо учесть и то, что в этом году, в отличие от предыдущего, — переходного, за нарушение новых правил в ведении бухгалтерского учета предусмотрена административная ответственность.

Поэтому прежде всего напомним, что такое «обязательство» и его разновидности.

Финансовые обязательства — это обусловленные финансово-договорными отношениями обязательные платежи, расчеты учреждения или организации. В бюджетных учреждениях обязательства возникают по договорам (соглашениям, заказам), согласно которым распорядители средств бюджета в качестве потребителей товаров, работ, услуг должны уплатить надлежащую сумму исполнителю.

Кроме того, для бюджетных учреждений разделяют обязательства на долгосрочные и краткосрочные, из которых долгосрочными являются те обязательства, погашение которых состоится после завершения текущего бюджетного года, а краткосрочные (текущие) — это обязательства, погашение которых ожидается в течение текущего бюджетного года.

Теперь конкретнее по классам и по видам обязательств.

Пятый класс — «Долгосрочные обязательства», предназначенный для учета обязательств учреждения, не возникающих при обычной деятельности (под обычной деятельностью подразумевается период выполнения сметы доходов и расходов), погашение которых происходит после завершения текущего бюджетного года, не характерен для бюджетных учреждений. Заметим только, что к этому классу относятся счета, на которых учитываются «Долгосрочные займы», «Долгосрочные векселя выданные», «Прочие долгосрочные финансовые обязательства». На сегодняшний день данный класс счетов для бухгалтера бюджетного учреждения совершенно новый, а с точки зрения практического применения — рассчитан на «завтрашний день».

Использование в качестве основы юридической или экономической трактовки дебиторской и кредиторской задолженностей, прежде всего, определяет подходы к их оценке в бухгалтерском учете.

Юридический подход базируется, прежде всего, на принципе номинализма, в соответствии с которым сумма обязательства определяется исключительно волей сторон договора, нормой закона или объемом возмещения деликтного ущерба, и, следовательно, именно сумма задолженности, определяемая согласием воли должника и кредитора или действием норм законодательства, и только она, может служить основой бухгалтерской оценки обязательств. Отсюда, с позиций юридических, обязательства должны отражаться на счетах учета расчетов в суммах, причитающихся на конкретный момент времени к получению или выплате. При этом, независимо от сроков погашения задолженности, на ее оценку в учете не должны оказывать влияние такие, не связанные с условиями сделки или действием закона, факторы как инфляция, норма банковского процента, процент рентабельности хозяйствующего субъекта и т.п. Переоценка обязательств, отражаемых в бухгалтерском учете, в этом случае допустима только при изменении суммы его номинала обязательства. Это может иметь место при начислении процентов, изменении условий договора, изменении трактовки сделки законом (налоговые пени) и т.п.

Организация реализовала партию товаров по цене 120 000 руб. В бухгалтерском учете организации-продавца делается запись:

Дебет 62 Кредит 90.1 «Выручка»
— 120 000 руб.

Допустим, товары будут оплачены через три месяца. За этот отрезок времени инфляция и упущенные возможности по использованию этих денег в обороте значительно обесценят эту сумму, т.к. «рубль сегодня — это всегда больше, чем рубль завтра». Однако, эти, с экономической точки зрения, фактически полученные за период ожидания платежа убытки на временной ценности денежных средств не найдут никакого отражения в бухгалтерском учете.

При получении спустя три месяца значительно обесценившихся 120 000 руб. в учете на эту сумму будет сделана запись:

Дебет 51 Кредит 62
— 120 000 руб.

Однако, если в силу, например, пересмотра условий договора, сторонами будет изменена сумму обязательства по оплате товаров, данный факт, с момента изменения величины долга найдет отражение как в учете продавца (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»), так и в учете покупателя (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») товаров.

Экономический подход определяет совершенно иные правила оценки обязательств хозяйствующих субъектов, построенные на принципе временной ценности денег. Расчет оценочной величины здесь предполагает либо исчисление «сегодняшней» суммы в «завтрашних» деньгах — это так называемая процедура наращения, либо расчет «завтрашней» суммы в «сегодняшних» деньгах — процедура дисконтирования. Такой подход (естественно с определенной степенью относительности) позволяет увидеть, насколько за период с даты возникновения обязательства до даты его погашения обесценится причитающаяся к получению сумма.

Обесценение денег во времени относительно деятельности конкретного хозяйствующего субъекта определяется двумя факторами: инфляцией и процентом прибыли предприятия. При этом следует учитывать, что если методология бухгалтерского учета не предполагает введение поправок на инфляцию при отражении прибыли, то процент бухгалтерской прибыли уже учитывает фактор инфляции с распределением его влияния относительно периода расчета.

Отсюда, при введении допущения сохранения нормы прибыли, мы можем рассчитать сумму, которую предприятие могло бы заработать за период с даты возникновения задолженности до даты ее погашения, получи оно эти деньги сразу, умножим сумму долга на процент бухгалтерской прибыли за предыдущий отчетный период. В качестве нормы прибыли мы можем использовать и ее планируемую величину. Однако, в этом случае, следует учитывать, что используемый процент должен отражать фактор инфляции.

Логика рассуждений в этой ситуации предельно проста.

Предприятие продает партию своей продукции за 300 000 руб. Согласно условиям договора, счет будет оплачен покупателем через 2 месяца. Процент прибыли, используемый в расчете, составляет 20%. Следовательно, если бы предприятие, не ожидая два месяца, получило бы эти деньги сразу, то смогло бы дополнительно заработать 60 000 руб. прибыли.

Данный подход приводит к потрясающим выводам при оценке прибыльности деятельности предприятия. Исходя из средней нормы прибыльности в 20%, мы можем предположить, что себестоимость реализованной за 300 000 руб. продукции составила 250 000 руб.

Соответственно при отражении продажи в бухгалтерском учете была показана прибыль в 50 000 руб. Были сделаны следующие записи:

Дебет 62 Кредит 90/1 «Выручка»
— 300 000 руб.;
Дебет 90/2 «Себестоимость продаж» Кредит 43
— 250 000 руб.;
Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99
— 50 000 руб.

Однако, с учетом установленного срока оплаты продукции, потери предприятия на временной ценности денег составят 60 000 руб. И, следовательно, с экономической точки зрения результатом данной конкретной сделки для предприятия является не прибыль в 50 000 руб., а убыток в 10 000 руб. (60 000 — 50 000 = 10 000).

На основании этого мы можем сделать вывод о том, что, либо при сохранении данной нормы прибыли предприятию следует пересмотреть условия заключаемых договоров о сроках оплаты продукции, либо, при сохранении условий о сроках оплаты, пересмотреть условия о цене.

Попытки отразить в учете обязательства предприятия, исходя из принципа временной ценности денег, наталкиваются на методологические трудности, обусловленные границами информативности двойной записи.

Идея заключается в том, чтобы показать рост суммы обязательства в денежном выражении относительно фактически причитающейся к получению суммы. При этом разница между номиналом долга — суммой, причитающейся к получению согласно договору, и суммой обязательства, переоцененной с учетом срока его погашения и нормой прибыли хозяйствующего субъекта, должна быть показана в учете как расход, образовавшийся за счет фактора временной ценности денег.

Учет операций с казначейскими обязательствами

В теории учета наиболее распространены два подхода к трактовке валютных операций и, соответственно, валютных статей отчетности предприятия.

Идея первого заключается в том, что иностранным валютам, как и «национальной валюте, в которой ведется учет», с точки зрения бухгалтерской методологии вменяется роль денежных средств. В этом случае не важно, имеет ли предприятие на счете рубли, доллары, евро или фунты. На счете деньги. И если мы хотим выразить количество этих денег в какой-то одной валюте, мы просто должны сделать пересчет по соответствующему курсу. Отсюда, учет валютных сделок и выявление финансовых результатов по ним, прежде всего, определяется динамикой курсов валют по отношению к валюте, в которой ведется учет. Это предполагает перманентную переоценку валютных статей баланса, в том числе и долгов в иностранной валюте.

Стремление хозяйствующих субъектов к заключения сделок на максимально выгодных условиях вводит в договоры ряд условий, делающих возможным изменение величин обязательств по ним в течение срока их исполнения. Более того, величина обязательства может изменяться в результате фактов хозяйственной жизни, относимых законодательством к источникам возникновения обязательств: действия договора, закона или деликта.

Изменение величины обязательства может иметь место в силу действия договора, если стороны обусловили сумму долга результатами ожидаемых к совершению после даты заключения сделки фактов хозяйственной жизни. Сюда следует отнести так называемую оговорку о валютной привязке цены сделки, условие о предоставлении скидок, соглашение о коммерческом кредите и т.п.

Закон может изменить величину обязательства, путем установления нового порядка ее исчисления, имеющего обратную силу. Так, например, изменения в законодательстве о налогах и сборах могут повлечь изменения величин уже существующих у предприятия обязательств по уплате налогов в бюджет.

Изменение величины обязательства в силу деликта возможно, например, при несоблюдении сроков исполнения долга. Так, п. 1. ст. 395 ГК РФ специально устанавливает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Наиболее частым вариантом изменения сумм денежных обязательств являются изменения, обусловленные согласованной волей сторон договора. В российской хозяйственной практике наибольшее распространение получили факты изменения величины денежных обязательств вследствие установления валютной привязки цены договора; предоставления (непредоставления) скидок и заключения дополнительного соглашения о коммерческом кредитовании.

Как мы уже отмечали выше, в условиях инфляции многие поставщики несут убытки из-за существования временного разрыва между датами отгрузки и оплаты товаров, т.к. «рубль сегодня всегда больше, чем рубль завтра». Одним из способов устранения потерь на «временной ценности денег» является установление цен на товары в какой-либо иностранной валюте или условных денежных единицах.

В п. 3 ст. 317 ГК РФ указывается, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом. При этом п. 1 названной статьи гласит: «денежные обязательства должны быть выражены в рублях». Вместе с тем в п. 2 ст. 317 ГК РФ говорится, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах. В этом случае сумма, подлежащая уплате в рублях, определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлена законом или соглашением сторон.

Установление цены в договоре в виде рублевого эквивалента валютных средств или условных денежных единиц (далее валюта) не меняет валюты денежного обязательства, (т.е. той валюты, в которой оно выражено). Обязательство (п. 1 ст. 317 ГК РФ) и, соответственно, цена приобретаемых (продаваемых) по договору товаров (работ, услуг) остаются выраженными в рублях. Отличительной чертой сделок, цена которых имеет валютную привязку, является только специфика определения стоимости предмета сделки, как суммы в рублях, эквивалентной определенной сумме в валюте на установленную дату. В связи с тем, что между датами реализации товаров (работ, услуг) и оплаты их покупателем (заказчиком) у поставщика (подрядчика), с одной стороны, и датами приобретения (оприходования) товаров и оплаты их поставщику (подрядчику) у покупателя (заказчика), с другой стороны, образуется временной лаг, возникают разницы между рублевыми суммами, эквивалентными указанным в договоре величинам в валюте на эти даты.

У поставщика (подрядчика) — это разница между суммой в рублях, эквивалентной указанной в договоре сумме в валюте по курсу на дату реализации, и суммой на дату оплаты товаров (работ, услуг) покупателем.

У покупателя (заказчика) — это разница между сумой в рублях, эквивалентной указанной в договоре сумме в валюте по курсу на дату оприходования товаров (работ, услуг), и суммой на дату оплаты их поставщику (подрядчику).

Для целей бухгалтерского учета определяющее значение имеет установление характера возникающих суммовых разниц с точки зрения норм гражданского права. Как уже отмечалось, цена товаров в подобных договорах есть сумма в рублях, эквивалентная определенной сумме в валюте, исходя из курса на дату платежа или иную установленную сторонами дату (далее — дата платежа). Таким образом, цена товаров, приобретаемых по таким договорам, определяется как сумма в рублях на дату платежа за товар. Следовательно, указанные суммовые разницы представляют собой изменение цены приобретения (продажи) товаров.

Таким образом, если стоимость товаров в договоре установлена в виде суммы в рублях, эквивалентной определенной сторонами сумме в валюте по курсу на дату платежа, то для покупателя (заказчика) стоимостью приобретения товаров (работ, услуг) будет сумма в рублях, фактически уплаченная поставщику (подрядчику), а для поставщика эта сумма будет представлять оборот по реализации товаров.

Важно отметить также, что изменение стоимости реализации товаров в рублях в связи с изменением курса валюты не является в этом случае произвольным изменением цены продавцом. Стороны договариваются об установлении ими цены товара в рублях как эквивалента определенной сумме в валюте по курсу на день оплаты товаров. Следовательно, цена товара — это сумма в рублях, уплачиваемая за него. Условия договора предполагают корректировку ее в сторону увеличения или снижения в связи с изменением курса рубля. Отсюда изменение цены в рублях (суммы обязательства покупателя) не выходит за рамки условий договора и предписаний законодательства (ст. 317 ГК РФ). Здесь следует отметить также, что курс рубля по отношению к валюте при оплате товаров в рублях, согласно ст. 317 ГК РФ, может быть самостоятельно установлен сторонами договора.

Данное положение определяет и порядок бухгалтерского учета суммовых разниц у организаций поставщика (подрядчика) и покупателя (заказчика) как фактов изменения величин денежных обязательств по оплате товаров (работ, услуг).

Если курс рубля по отношению к валюте, указанной сторонами в договоре, с момента отгрузки до момента оплаты товаров снижается, то возникают положительные суммовые разницы, увеличивающие величину оборота по реализации проданных товаров.

Погашение покупателем долга за товары отражается записью по дебету счета учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты» с покупателями и заказчиками» на фактически полученную сумму. Таким образом, на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» выявляется разница между фактически полученной суммой денежных средств и величиной задолженности покупателя, отраженной в бухгалтерском учете при реализации товаров. Ее величина отражается в бухгалтерском учете дополнительной записью по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

В случае повышения курса рубля, суммовые разницы будут носить отрицательный характер. После отражения оплаты товаров покупателем на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в виде дебетового сальдо выявится сумма, на которую фактическая цена реализации товаров будет меньше цены реализации, отраженной в учете при их отгрузке.

На сумму разницы следует уменьшить зафиксированный ранее в учете оборот по реализации товаров посредством составления сторнирующих записей.

Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки

Алгоритм работы с КОО, подробная инструкция для заказчика и исполнителя:

Шаг 1. Заказчик или ГРБС формирует проект контракта, в котором предусмотрено КОО.

Шаг 2. После подписания госконтракта заказчик обращается в ТО ФК с заявкой о предоставлении казначейского аккредитива. Вместе с заявкой подается контракт с исполнителем, подтверждающий сумму закупки и порядок расчетов.

Если в контракте предусмотрены субподрядчики, то расчеты с ними проводятся в аналогичном порядке. Если в рамках исполнения госконтракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств, заключаются другие договоры, соглашения, контракты, то в них обязательно предусмотреть требование об обеспечении.

Если сумма обеспечения меняется, допускается изменить сумму аккредитива от Казначейства. Для этого заказчик или ГРБС подает в территориальное отделение Федерального казначейства заявку с требованием об изменении суммы обеспечения. Изменяют казначейский аккредитив в 2020 году только при выполнении двух условий:

  • если новая сумма гарантии не превышает сумму аккредитива, установленную государственным контрактом;
  • если новая сумма гарантии не превышает объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на исполнение госконтракта.

Если условия не выполнены, то сумму обеспечения не изменят. Казначейство направит в адрес заказчика отказ в установленной форме.

С помощью КС можно повысить степень контроля над порядком расходования бюджетных денег, т. к. казначейство осуществляет полноценную проверку на предмет соответствия нормам контракта, законодательства и рациональности использования. Силами казначейства осуществляется регулирование расходования бюджетных денег, предоставление которых происходит по таким основаниям:

  • государственные соглашения на сумму от 100 млн. р.;
  • договоры о предоставлении субсидий и инвестирования бюджетного характера;
  • контракты по взносам в уставный фонд;
  • акты, содержащие указание прав на получение субсидий и порядок, в котором происходит их выдача;
  • любые другие бумаги, оформление которых произошло в ходе реализации сделки;
  • государственные заказы, связанные с работой оборонного комплекса.

Со стороны казначейства контролируется перечень выполненных обязательств, соблюдение сроков по ним, соответствие стоимости. Выполняется эта работа в соответствии с положениями Постановления Правительства №1552 от 30.12.2016 г. В нем прописан полный порядок действий, которого нужно придерживаться, чтобы не отклоняться от действующих норм законодательства.

Открытие КС осуществляется в порядке, прописанном в Приказе №21н от 17.10.2016 г. Оно подразумевает подачу в компетентный орган ряда документов. Это ходатайство, заявление, карточка образцов подписей, а также дополнительные бумаги.

Читайте так же: Что такое КБК в «платежке»

Его составление требуется в случае открытия КС для обособленного филиала организации. Подается оно со стороны центрального офиса и содержит просьбу о создании КС. Составление бумаги происходит в свободной форме. Однако она требует заверения у управляющего лица организации и главного бухгалтера.

Как правило, в документе указывается наименование и имя обратившегося лица, текстовая часть, в которой содержится просьба о предоставлении казначейского счета, а внизу проставляется подпись и дата. Т. е. бумага оформляется в классическом порядке и не требует каких-либо специальных шаблонов.

Эксперты разъяснили нюансы учета казначейских аккредитивов

Бумага оформляется в соответствии с шаблоном 05311753. Карточка требуется для предоставления работникам казначейства.

С ее помощью можно уведомить представителей о подписях участников предприятия, а также показать печать фирмы.

Ведь государственные контракты подразумевают использование в работе крупных денежных сумм, и такой шаг является важной мерой предосторожности. Документ требует заверения у нотариуса.

Выше был приведен базовый список документов. Однако при необходимости со стороны казначейства могут быть запрошены некоторые вспомогательные бумаги:

  • отксерокопированная версия государственного договора, на базе которого происходит открытие казначейского баланса;
  • выписка из Единого государственного реестра ЮЛ или ИП;
  • копия Устава, действующего в организации;
  • ксерокопия свидетельства о постановке плательщика на налоговый учет;
  • справочный документ из Федеральной страховой службы, который подтверждает факт внесения страховых выплат.

Подложные бумаги будут выявлены на первых шагах их предоставления, ведь представители казначейства сверяют данные копий с информацией в оригиналах, хранящихся в специализированных структурах.

На самом последнем этапе открытия КС сотрудники казначейства сверяют поданные бумаги с образцами, поступающими от различных государственных учреждений, чтобы выявить ошибки, опечатки, недочеты и факт сокрытия информации заявителем.

На принятие окончательного решения по согласию или отказу отводится 5 рабочих дней. Когда этот срок истекает в компанию, выступающую в качестве потенциального исполнителя государственного контракта, поступает соответствующее извещение.

Чем же является казначейский счёт? Начнём с определения.

Счёт в казначействе – это лицевой реквизит, имеющий предназначением получение выплат из бюджета.

В чём состоит отличие от расчётного счёта, и есть ли разница вообще? Да. Если расчётным счётом юридические лица имеют право пользоваться в свободном режиме, то в случае с казначейским всё несколько иначе.

Реквизит создаётся при необходимости выполнения разных работ в рамках действующих госзаказов. Перечисляются сюда только деньги из бюджета. Каких-либо других примечательных моментов нет.

Создание этого реквизита необходимо для обеспечения контроля со стороны госорганов. Что именно контролируется? Соответствие использования денег заявленным целям.

Основные задачи казначейства в данном контексте – контроль за:

  • следованием контрактным договорённостям;
  • соблюдением актуальных положений законодательства;
  • целесообразно организованным применением бюджетных денег.

Теперь подробнее рассмотрим отдельные положения.

Порядок открытия и закрытия лицевых счетов Процедура открытия в ОФК лицевого счета учреждению состоит из несколько этапов: 1.

Включение организации в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета;

Вправе ли орган федерального казначейства требовать при производстве платежа от своего клиента — владельца лицевого счета в обязательном порядке заключение двухстороннего договора, на основании которого должно быть подготовлено платежное поручение?

Письмом Минфина России от 18 марта 2003 г. N 03-01/12-78 разъясняется, что документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств, являются:

— при оплате за поставленные товары — накладная либо акт приемки-передачи основных средств, в случае приобретения их за плату у других организаций;

— при оплате за выполненные работы, оказанные услуги — акт выполненной работы или счет (либо счет-фактура, учитывая, что счет-фактура также является документом, подтверждающим факт оказания услуги).

На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: — Как дальше работать со специальным счетом? , а: — Как работать с государственным оборонным заказом (далее — ГОЗ)?

Статья 14. 49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) – штраф до одного миллиона рублей. Статья 15. 14.

Нецелевое использование бюджетных средств — штраф от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Вопрос-ответ по теме

Фирма в соответствии с условиями Договора открыла лицевой счет в УФК. Вопрос. Какими нормативно-правовыми актами регулируется порядок, основания и цели снятия денежных средств с лицевых счетов, открытых в УФК?

В чем их основные отличия от отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках в соответствии с ФЗ № 275-ФЗ.

Дополнительно открытие лицевого счета в УФК необходимо, когда речь идет о бюджетных средствах, даже если сопровождаться будут счета коммерческой организации.

В соответствии с положениями ст. 220. 1 БК РФ в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) открываются лицевые счета для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).

В самих органах Федерального казначейства могут открываться лицевые счета, в том числе, юридическим лицам, которым в соответствии с положениями ст. 5 Закона о бюджете на 2017 для выполнения установленных целей и задач могут предоставляться средства из федерального бюджета.

Указанные лицевые счета открываются при казначейском сопровождении государственных контрактов. При этом перечисление из федерального бюджета средств осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ.

Ключевое отличие только в том, что контролирует расходы непосредственно УФК, а не банк.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация. Когда включают в госконтракт условие о его казначейском сопровождении

Заказчик включает в контракт условие о казначейском сопровождении, если одновременно соблюдены условия:

  • контракт оплачивают за счет средств федерального бюджета, целевых субсидий или субсидий на капвложения из федерального бюджета;
  • стоимость контракта – больше 100 млн руб. ;
  • контракт предусматривает авансовый платеж.

Если исполнитель по контракту привлекает соисполнителей, их отношения тоже будет сопровождать Казначейство России. * Кроме того, Правительство РФ вправе установить и другие случаи обязательного казначейского сопровождения.

Об этом сказано в пунктах 2–5 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

Условие о казначейском сопровождении не включайте в контракты, которые:

  • заключаете по гособоронзаказу;
  • сопровождает банк. *

Такие правила установлены в пункте 2 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ.

2. Федеральный закон от 19. 12. 2016 № 415-ФЗ

«Статья 5. Особенности использования средств, получаемых отдельными юридическими лицами из федерального бюджета

1. Установить, что в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в части 2 (с учетом положений части 3) настоящей статьи, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств (далее — целевые средства).

При казначейском сопровождении целевые средства перечисляются на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Операции по зачислению и списанию целевых средств на счетах, указанных в абзаце втором настоящей части, отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам, получающим целевые средства, в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Операции по списанию целевых средств по расходам юридических лиц, отраженных на лицевых счетах, указанных в абзаце третьем настоящей части, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по указанным расходам, источником финансового обеспечения которых являются указанные целевые средства, после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

При казначейском сопровождении целевых средств территориальные органы Федерального казначейства осуществляют санкционирование операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса.

В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.

  • Государственные контракты стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Договоры о выдаче субсидий и бюджетных инвестиций.
  • Соглашения о взносах в уставной капитал.
  • Нормативные акты, в которых указываются право на субсидии и порядок их выдачи.
  • Государственные контракты, оформляемые с бюджетными или автономными субъектами, стоимостью свыше 100 000 000 рублей.
  • Любые соглашения, которые были оформлены в рамках реализации госконтракта.
  • Госзаказы, касающиеся оборонного комплекса.

Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями.

Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.

  • Проверка соответствия объема реально выполненных обязательств тому, что прописано в документах.
  • Контроль над соблюдением сроков, указанных в контракте.
  • Проверка фактической поставки товара.
  • Соответствие указанной стоимости товара его реальной стоимости.


Похожие записи: