До какого возраста детские кресла

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «До какого возраста детские кресла». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если ребёнок едет в автомобиле с родителями, в 2020 году применяются классические правила перевозки. Несовершеннолетний должен находиться в автокресле, подходящим ему по росту и возрасту. Перевозка детей младше 12 лет на переднем сиденье автомобиля не запрещена, если используются специальные удерживающие устройства. Подбор подходящего приспособления родители должны осуществлять самостоятельно.

Правила перевозки детей в автомобиле в 2020 году

Рассмотрим несколько важных фактов, относящихся к перевозке всех детей:

1. Если конструкцией автомобиля (или одного из его сидений) не предусмотрены ремни безопасности, то в данном автомобиле (на данном сиденье) ребенка можно перевозить без детского кресла и не пристегивать его. Однако это небезопасно.

2. Ранее ПДД требовали, чтобы в автомобиле использовались только детские удерживающие устройства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Однако современные детские кресла пристегиваются по стандарту ISOFIX, который не требует использования штатных ремней. Обновленные правила учитывают данный вопрос. Теперь водители, использующие кресла с системой ISOFIX, могут не опасаться штрафов ГИБДД.

3. Ранее в пункте 22.9 речь шла про транспортные средства, к которым относятся не только автомобили, но и, например, мопеды и трактора. Т.е. и на мопедах, и на тракторах нужно было устанавливать детские удерживающие устройства при перевозке детей. В обновленных правилах речь идет только про легковые автомобили и кабины грузовых автомобилей. В прочих транспортных средствах детские удерживающие устройства использовать необязательно.

10 июля 2017 года (действует до сих пор) в России вступили в силу новые правила перевозки детей в автомобиле.

Поправки в правила перевозки детей содержатся в Постановлении Правительства №761, которое 28 июня 2017 года подписал Дмитрий Медведев.
Основные изменения:

• Для перевозки детей теперь разрешены только автокресла (термин «иные устройства» исключены из ПДД)

• Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье можно возить как автокресле, так и пристегивать обычными ремнями

• Детей до 7 лет можно возить только в автокресле, без исключений

• На переднем сиденье автомобиля детей до 12 лет можно перевозить только в автокресле

• Детей младше 7 лет запрещено оставлять одних в машине

Постановление официально опубликовано на сайте Кабмина 3 июля 2017 года. По закону, оно вступает в силу через 7 дней после официальной публикации, то есть — с 10 июля 2017 года.

В 2007 году в нашей стране была введена ответственность за отсутствие или неисправность детского автокресла, штраф составлял 500 рублей.
Начиная с 01.09.2013 и по сегодняшний день за несоблюдение правил безопасности (статья 12.23, часть 3) во время перевозки детей водитель обязан будет выплатить штраф размером в 3 тысячи рублей.

  1. Перевозить детей до 7 лет можно только в автокресле.
  2. Выбирайте автокресла с сертификатом и оранжевой наклейкой — это гарантия безопасности ребенка, за такое не выпишут штраф.
  3. Штраф за перевозку ребенка в легковом авто не по правилам — 3000 рублей.
  4. Если нарушить правила перевозки группы детей, водитель получит штраф 3000 рублей, перевозчик — до 200 000 рублей.
  5. Не оставляйте ребенка одного в машине — это небезопасно для него самого. За такое штрафуют на 2500 рублей в Москве и Петербурге, на 500 рублей — в остальных городах России.

Правила перевозки детей по ПДД в машине в 2020 году

Грудных детей рекомендуется перевозить в специальных автолюльках. Они бывают разных категорий (до 10 килограмм, до 15 или до 20). В такой автолюльке ребенок находится полностью в горизонтальном положении, и едет он спиной к движению. Дело в том, что костно-мышечная ткань грудного ребенка еще не развита, а вес его головы составляет около 30% от общей массы тела. Так вот, в таком лежачем положении мышцы шеи находятся в расслабленном состоянии, и поездка для ребенка будет безопасной, и даже при резком торможении ему ничего не угрожает.

Возникает вопрос – можно ли поставить детское удерживающее устройство (автолюльку) на переднее сидение? Прямого запрета в правилах дорожного движения на это нет, но учтите, если у вас имеется пассажирская подушка безопасности, то при установке детского кресла на переднее сиденье эту подушку необходимо отключить. Если она не отключается, то и устанавливать кресло вперед запрещено.

Понятно, что впереди ребенку интереснее, ему видно дорогу, но это не самое безопасное место в автомобиле.

Вообще, по статистике, самое безопасное место в автомобиле – это место за водителем, потому что в случае угрозы столкновения водитель будет инстинктивно защищать свою сторону. Однако если ребенка посадить за водителем, то водителю будет достаточно сложно за ребенком уследить, поэтому оптимально посадить ребенка сзади посередине или сзади справа.

Дети до 7 лет в легковом или грузовом автомобиле, которые оборудованы ремнями безопасности, либо системой крепления isofix должны перевозиться в детских удерживающих устройствах, которые соответствуют весу и росту ребенка.

Здесь все понятно и никаких исключений нет.

Перевозить детей после 7 лет на заднем сиденье можно либо с помощью детских удерживающих устройств, либо с помощью ремней безопасности.

На переднем же сиденье, по-прежнему необходимо иметь детское удерживающее устройство.

Это значит, что ребенка после 7 лет на заднем сиденье можно перевозить просто пристегнув его ремнем безопасности.

После 12 лет обо всяких удерживающих устройствах для ребенка можно забыть, но при одном условии, если ваш ребенок выше полутора метров. Если не дорос, то по-прежнему рекомендуется использовать детские удерживающие устройства.

Довольно часто возникают конфликтные ситуации, когда инспекторы ГИБДД настаивают, что нужно использовать только кресло, а не бескаркасные устройства, бустеры и другие приспособления.

Если инспектор хочет вас оштрафовать, то откройте правила дорожного движения (пункт 22.9) и попросите инспектора найти в нем слово «кресло» и он не найдет.

Если инспектор все-таки составляет протокол, то в протоколе вы вправе указать, что не согласны с предъявляемым нарушением, а устройство соответствует всем необходимым требованиям.

Кстати, устройство действительно должно быть сертифицировано соответствующим образом, поэтому при покупке требуйте сертификат (ЕЭК ООН № 44-04; ГОСТ Р 41.44-2005) и тогда у вас все будет в порядке.

За неправильную перевозку детей в автомобилях предусмотрен штраф в размере 3000 рублей, причем его выпишут не только, если у вас нет детского удерживающего устройства, а даже если оно есть, но не имеет сертификата или если ребенок в нем неправильно пристёгнут, или не пристёгнут вовсе.

  • Новые требования к родителям, которые перевозят детей
  • Как правильно перевозить грудничков, дошкольников и школьников?
    • Как перевозить новорождённых?
    • О перевозке детей до 7 лет
    • Как транспортировать детей 7-12 лет?
    • Как возить детей старше 12 лет?
  • Вопросы, которые вызывают сомнения
  • Советы по выбору удерживающего устройства
  • Что ждёт водителей за нарушение новых требований?

Грудничков до 1 года жизни разрешено перевозить в детской автолюльке. Её можно купить отдельно или в комплекте с детской коляской. Это специальные устройства, рассчитанные на новорождённых детей. Они укомплектованы дополнительными ремнями и могут выдерживать детей весом до 10 кг (возраст примерно до 6-7 месяцев).

Малышей перевозят в положении лёжа на спинке, пристегнув их внутренним 5-точечным ремнём автолюльки. Когда их перевозят на заднем сиденье, автолюльку размещают перпендикулярно по отношению к ходу движения. Учитывайте её размещение при перевозке нескольких пассажиров, потому что в перпендикулярном положении она занимает почти 2 места. Также груднички могут находиться на переднем сиденье, но в таком случае они должны быть спиной к ходу движения.

Автолюльки разработаны под особенности неокрепшего тела новорождённых. У детей слабо развиты мышцы и кости, поэтому любые резкие движения авто опасны для их здоровья и жизни. После рождения основная поза ребёнка — горизонтальная. Леёа на спинке, он не повредит скелет, в частности шейный отдел. Если его держать на руках, то резкое торможение приводит к высокой нагрузке в области шейных позвонков. В первые месяцы жизни мышцы шеи слабые, притом голова весит почти 1/3 массы тела, из-за чего малышам сложно её держать. В момент торможения тело подается вперёд, а из-за слабости мышц происходит резкий кивок — движение головой, которое может привести к непоправимым последствиям.

Новые правила перевозки детей в автомобилях в 2020 году

Правила перевозки детей не устанавливают возрастные рамки. Дети могут находиться рядом с водителем с рождения, но все, кому младше 12 лет, обязаны сидеть на нём в автокресле. Если нет необходимости пересаживать детей вперёд, перевозите их на заднем сиденье. Детей садят впереди, если на заднем сиденье нет ремней безопасности. На переднем пассажирском автолюлька для малюток должна быть спинкой против хода движения. Не выезжайте на дорогу, не отключив фронтальную подушку безопасности.

Устройство можно использовать, если:

  • оно соответствует весу и росту ребенка;
  • его конструкция соответствует ГОСТ Р 41.44-2005.

Детские удерживающие устройства могут быть двух типов: цельные и нецельные.

Цельные удерживающие устройства. Представляют собой комплект всех элементов, необходимых для фиксирования ребенка в устройстве. Примеры: люльки, автокресла.

По статистике самым безопасным местом является среднее сиденье заднего ряда. Самым опасным – переднее пассажирское кресло. Учитывайте эти данные при расположении удерживающих устройств в своем автомобиле.

Автомобильные кресла можно устанавливать как на переднем пассажирском сиденье, так и на заднем.

Если вы устанавливаете кресло спереди обязательно учитывайте конструкцию вашего автомобиля. Если в нем есть передняя пассажирская подушка безопасности, её необходимо отключать для детских кресел, обращенных назад.

Перевозить детей в автомобиле можно при условии обеспечения их безопасности. При этом должны быть учтены особенности конструкции транспортного средства.

Перевозить детей до 12 лет в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, можно только с использованием детских удерживающих устройств, которые соответствуют весу и росту ребенка, а также иных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка ремнем безопасности, предусмотренным в автомобиле.

На переднем сиденье легкового автомобиля перевозка разрешена только с использованием детских удерживающих устройств (пункт 22.9 ПДД РФ).

По статистике, детское кресло уменьшает вероятность детской травмы более чем на 70%. При возникновении аварийной ситуации, вес ребенка возрастает многократно. Из-за этого, малыша никто не сможет удержать на месте.

  • автомобилист спокойно ведет транспортное средство, будучи спокойным за своего малыша;
  • надежно удерживает на месте, не сковывая движений;
  • позволяет спать надежно закрепленному ребенку;
  • препятствует укачиванию;
  • большое количество видов кресел, что позволяет выбрать самое оптимальное и удобное для каждого случая;
  • основное условие сохранения здоровья и жизни маленького попутчика;

Самое главное, обеспечивает выполнение законодательства Российской Федерации (в частности, постановлением Правительства РФ 14.12.2005 г. #767).

В разделе 22, пункт 22.9 постановления #767 говорится, что возить детей до 12 летнего возраста можно только в ТС, оборудованных специальными средствами безопасности. Такими, как ремни безопасности и удерживающие средства (детские кресла).

Специальное средство надо использовать спереди и сзади салона автомобиля. Но следует иметь в виду, что автомобильное кресло должно подбираться согласно возрасту и весу ребенка. Согласно этому закону, запрещено возить ребенка на заднем сидении мотоцикла, пока ему не исполнилось 12 лет.

Многих автовладельцев у которых есть дети, волнует вопрос, с какого возраста нужно детское автомобильное кресло. По закону, ребенка в автомобиле нужно возить в нем до 12 лет. Но если достигнув этого возраста, ребенок не весит еще 36 кг или его рост меньше 150 см, следует и дальше использовать автомобильное кресло или можно воспользоваться специальной накладкой на ремень безопасности. Только при росте 150 см ремень защищает должным образом. А детей, которые ниже ростом, не защитит. Поэтому закон так строг в этом плане.

Рекомендуется использовать для перевозки маленького пассажира только детское кресло. Врачи утверждают, что оно значительно снижает риск летального исхода при аварии. Плюс к этому, ребенку в нем будет удобней сидеть или спать. Так же, следует внимательно прочитать инструкцию по установке правильного положения кресла. Но следует помнить, что по закону запрещено ездить в детском кресле, если превышен возраст и вес ребенка одновременно.

Нововведения вступили в силу с 09.01.2017 года. Теперь дети до семи лет должны ездить только на заднем сидении. Так же, более строгими стали нормы характеристик детских кресел. Должны быть учтены вес и возраст пассажира. Закон обязывает перевозить детей до семи лет, только в фиксирующих приспособлениях. А если на переднем сидении, то используется фиксирующее средство с 6 до 12 лет.

Существенным изменением является то, что разрешается использовать только детским автомобильные кресла. Другие средства, после многочисленных исследований, показали свою не пригодность в препятствовании детского травматизма.

Такие изменения направлены на борьбу с родительской беспечностью. Были прецеденты, когда дети травмировались по вине родителей, поэтому были внесены значительные изменения в законодательство.

1 — Немецкое производство;

2 — Французское производство;

3 — Итальянское производство;

4 — Голландское производство и т. д.

А числа в самом низу обозначает официальное признание.

Удерживающие средства и в том числе кресла, утверждаются официальным ГОСТом Р 41.44-2005. Но дело в том, что сейчас в России нет соответствующей организации, которая бы проверяла надежность этих товаров. Но выход есть. Сейчас проводятся испытания независимыми лабораториями, которые выяснили надежность всех видов. И они заявили, что стоимость самых надежных средств начинается с 10 тысяч рублей.

Как говорилось ранее, можно купить средство и дешевле. Стоимость кресла стартует с 1000 рублей, но никто не даст гарантий безопасности здоровья или жизни ребенка. Поэтому лучше выбрать товар соответствующий всем нормам и сертифицированный соответствующими органами.

Выезжая на дорогу, автомобилист становится участником дорожного движения. Он обладает как правами, так и обязанностями, которые должен соблюдать. Одной из обязанностей, является обеспечение безопасности своей и других участников. Тем более, ребенка. Поэтому, он должен оборудовать свой автомобиль специализированным детским автомобильным креслом и знать четко все правила и рекомендации до какого возраста нужно детское кресло и для чего оно нужно. Ведь он несет не только моральную, но и административную ответственность.

Дети — самое дорогое в жизни каждого человека и экономить на них нельзя. Кроме того, это очень удобно для поездки самому ребенка. Ведь в нем можно спать без риска упасть, крепко заснув. Счастливого пути!

В ПДД практически каждый год вносят какие-то поправки, поэтому водителям рекомендуется периодически мониторить новую информацию, чтобы не нарушать закон. Согласно правилам, к перевозке детей предъявляют более строгие требования, чем к поездке в автомобиле взрослых. Если мужчине или женщине достаточно быть пристёгнутыми штатными ремнями безопасности, причём это обязательно только для пассажиров, которые едут на переднем сиденье, то детей таким образом перевозить нельзя.

Закон гласит, что детей с рождения и до двенадцати лет перевозить в автомобиле можно только с помощью специального удерживающего устройства.

Использование автокресле, прежде всего, гарантирует более безопасную перевозку ребёнка в машине

Чаще всего под термином «удерживающее устройство» родители подразумевают специальное автокресло, модель которого учитывает особенности возраста, роста и веса младенца. Сотрудники ГИБДД предупреждают родителей, что законом установлен штраф за неправильную перевозку ребёнка. Сколько придётся заплатить? Например, если взрослый пассажир в машине не будет пристёгнут ремнём безопасности, водитель лишится 500 рублей. А вот если нарушаются правила нахождения в автомобиле маленького пассажира, то родителей, или другого человека, находящегося за рулём машины, ждёт штраф в размере 3 тыс. рублей.

Некоторые родители предпочитают рискнуть и уплатить штраф, но продолжают возить малыша без удерживающего устройства. Однако специалисты предупреждают, в первую очередь взрослые подвергают риску здоровье и жизнь своего ребёнка. Ведь от аварии, резкого торможения или сильного удара не застрахованы даже самые опытные водители. Ситуации на дороге могут быть разными, поэтому лучше перестраховаться.

Группа автокресла Вес ребёнка, кг Возраст ребёнка Правила установки автокресла в машине
0 с рождения до 10 с первых дней жизни и до полугода Можно зафиксировать только сзади, с помощью ремней-переходников прищёлкивается к штатным ремням безопасности автомобиля, изголовьем от двери машины, чтобы малыш не пострадал в случае бокового столкновения.
0+ с рождения до 13 с первых дней жизни до полутора лет Можно устанавливать на любое сиденье против хода движения машины. Крепятся с помощью штатных ремней авто, в том числе и с помощью базы, или на систему Isofix.
0+/1 с рождения до 18 с рождения до четырёх лет Можно перевозить малыша на переднем или заднем сиденье авто. Для ребёнка до года кресло фиксируют против направления движения, после его устанавливают по ходу движения. Крепятся с помощью штатных ремней авто, в том числе и с помощью базы, или на систему Isofix.
1 от 9 до 18 с 9–12 месяцев до четырёх лет Такие модели устанавливают в машину на любое сиденье, но только по направлению движения авто. Следует знать, что в креслах категории 1 малыш фиксируется с помощью специальных пятиточечных ремней автокресла, а категории 2,3 — штатным ремнём машины, если ребёнок достиг нужной весовой категории и роста.
2 от 15 до 25 с трёх до семи лет. Но родители должны учитывать и рост ребёнка: он должен быть не менее одного метра
3 от 22 до 36 для детей с шести и до двенадцати лет

В продаже можно найти универсальные модели автокресел, которые рассчитаны для детей весом от 9 до 36 кг и совмещают в себе категории 1,2 и 3. Эти удерживающие устройства пользуются большой популярностью у водителей,так как позволяют сэкономить средства и не покупать новое автокресло довольно часто по мере взросления ребёнка.

Специалисты обращают внимание родителей, что при выборе автокресла главное правило — руководствоваться весом малыша, а не его возрастом. Дело в том, что при ударе вес ребёнка увеличивается в несколько раз, и если модель устройства не рассчитана на такую нагрузку, это может повысить риск травмирования малыша. Например, если крохе полтора — два года, но он весит более 18 кг, пора поменять автокресло и купить модель категории 2.

В последнее время среди водителей и специалистов часто обсуждаются предложенные поправки в закон о перевозке в авто детей до 12 лет. В частности, это касается использования автокресел для детей в возрасте до 7 лет. После того как малышу исполнится семь, родители вправе самостоятельно решать, нужно ли удерживающее устройство ребёнку или можно перевозить его в авто без него.

Специалисты, которые предложили такие изменения, мотивируют своё решение тем, что дети одного возраста могут значительно отличаться по весовой категории и росту. Бывает девятилетний малыш больше двенадцатилетнего и просто не помещается в автокресло.

Однако насчёт езды на переднем сиденье все правила оставили в силе: до 12 лет — только в автокресле.

То есть новые правила предусматривают избежание штрафа для водителей, если ребёнок старше семи лет находится на заднем сиденье автомобиля и пристегнут штатными ремнями безопасности. Некоторые эксперты предлагали заменить критерий возраст на вес и рост малыша, но не пришли к решению: как сотрудники ГИБДД смогут проверить эти параметры.

Однако на сегодняшний день эти поправки не приняты и действуют старые правила перевозки детей в машине. Поэтому водителям рекомендуется тщательно следить за изменениями в законодательстве, чтобы не нарушать закон. Но вопрос многих родителей остаётся открытым: как себя вести, если физически ребёнок больше средних норм по весу и росту для своего возраста и не помещается в автокресло. Дело в том, что если машину останавливает патруль, то они ориентируются только на возраст ребёнка: ему менее 12 лет — должен быть в удерживающем устройстве. Если это правило не выполняется — водителю грозит штраф в 3 тыс. рублей.

Часто родители, даже имея автокресло, могут попасть в ситуацию, когда штрафа им не избежать. Это касается случаев, когда удерживающее устройство неправильно эксплуатируется. Дело в том, что безопасная перевозка ребёнка зависит не только от наличия автокресла: малыш должен быть надёжно зафиксирован в нём. А само устройство крепится на сиденье автомобиля несколькими способами. Поэтому штраф в три тысячи рублей грозит водителям, если:

  • неправильно зафиксировали автокресло в автомобиле: есть несколько вариантов установки модели. Можно закрепить кресло штатными ремнями безопасности или использовать систему крепления Isofix. Эксперты рекомендуют второй вариант, т. к. он практически на сто процентов исключает вероятность неправильной установки удерживающего устройства. Если в машине не установлена система Isofix, нужно тщательно проверять правильность крепления кресла. Если автокресло зафиксировано неправильно, пассажир может получить травму лица или головы, ударившись о спинку переднего сиденья во время удара или торможения;
  • неправильно установили: разные модели автокресел крепятся на сиденье по-разному. Например, если автолюлька стоит не параллельно сиденью или автопереноска группы 0+ закреплена по направлению хода движения авто, водителю не избежать штрафа;
  • автокресло категории 0 — автолюлька — находится на переднем сиденье, а по инструкции это запрещено. Стоит знать, что нельзя в бескаркасных креслах и других удерживающих устройствах перевозить ребёнка на переднем сиденье;

    В моделях группы 1–2-3 есть возможность убрать спинку кресла и использовать его в виде автобустера. Если родители предпочитают возить малыша впереди, то разрешается это делать только в автокресле полной комплектации. Как только его трансформируют в бустер, пассажир должен сидеть в нём сзади.

  • малыш не пристёгнут к креслу или пристёгнут не так, как нужно: если малыш весит менее 15 кг, то его фиксируют в кресле с помощью пятиточечных ремней безопасности. Как только вес малыша станет больше этой цифры, его пристёгивают штатными ремнями автомобиля. Если родители используют бустер или ФЭСТ, то кроха фиксируется только ремнями машины, поэтому следует обращать внимание, чтобы ремень не проходил через шею ребёнка. Для этого требуется специальный ограничитель.

    Малыша не достаточно просто садить в кресло, его обязательно нужно пристегнуть ремнями. Если этого не сделать или сделать неправильно, водитель в любом случае заплатит штраф в 3 тыс. рублей.

Согласно закону, водитель обязан оплатить штраф в течение шестидесяти дней с момента его получения. У него также есть десять дней, в которые водитель может обжаловать это решение инспектора в суде.

Во многих случаях родители предпочитают перевозить малыша именно в каркасном автокресле. Но согласно закону, они могут выбрать и другие удерживающие устройства:

  • бескаркасное автокресло — крепится на заднее сиденье автомобиля с помощью специальных ремней кресла. Такие модели регулируются в зависимости от роста и веса ребёнка. Однако эксперты предупреждают, что такие устройства не защищают детей ни от лобовых, ни от боковых ударов. А многочисленные краш-тесты показывают: во время удара часто рвутся ремни безопасности, они просто не выдерживают увеличившейся нагрузки веса пассажира в момент столкновения;
  • автобустер — специальное приспособление, которое представляет собой сиденье без спинки. Его роль довольно проста: приподнять малыша, чтобы его можно было пристегнуть штатными ремнями автомобиля не передавливая шею. Но во время аварии бустеры очень часто сдвигаются с места, а ремень без ограничителя может сдавить малыша в области шеи;
  • адаптер ремня ФЭСТ — это изобретение используется для фиксации штатного ремня машины. Рост пассажира ещё слишком мал, чтобы пристегнуть его обычными ремнями, а адаптер фиксирует их в таком положении, чтобы они не сдавливали шею крохи. Однако статистика утверждает, что в момент резкого торможения, удара или столкновения адаптеры часто смещаются. А это может привести к удушению малыша.
Название удерживающего устройства Вес ребёнка Рост ребёнка
Адаптер ремня ФЭСТ
  • для детей от 9 до 18 кг, используется адаптер вместе с лямкой для обхвата бёдер;
  • от 18 до 36 кг.
Более 110 см
Автобустер от 15 до 36 кг Не менее 120 см
Бескаркасное автокресло от 9 до 36 кг Не имеет ограничений по росту

Некоторые родители полагают, что грудничков можно провезти в люльке-переноске или прогулочном блоке от коляски. Однако это совершенно противоречит закону. Так перевозить малыша в машине запрещается: инспектор обязан выписать штраф за несоблюдение правил дорожного движения. А также в этом случае родители подвергают здоровье и жизнь ребёнка большой опасности.

Правила перевозки детей в автомобиле

Давайте разберёмся, до какого же возраста нужно возить ребёнка в детском автомобильном кресле.

Все требования и правила прописаны в пункте 22.9 ПДД.

1. До 7 лет включительно детское автомобильное кресло обязательно. Никаких исключений нет.

«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет … должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».

2. С 7 до 11 лет включительно (пока не исполнилось 12) можно перевозить детей без кресла. Но только на заднем кресле и с пристёгнутыми ремнями.

«Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) … должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности…».

3. На переднем сидении легкового авто детское кресло обязательно до 11 лет включительно.

«Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) … а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка»

То есть, до 7 лет детское кресло в автомобиле ОБЯЗАТЕЛЬНО, а после 7 и до 12 на усмотрение родителей — либо на переднем сидении с креслом, либо без кресла, но на заднем сидении и с ремнями безопасности.

Бывают автомобили, в которых конструкцией не предусмотрены ремни безопасности (именно конструкцией, а не вы их сами сняли). Согласно ПДД детей можно перевозить в таких автомобилях без автокресел, но только на заднем сидении.

И хотим ещё раз напомнить. Уровень безопасности автомобиля ориентирован в большей степени на взрослых людей — подушки безопасности, ремни, эргономика, поэтому не пренебрегайте детскими креслами. Берегите себя и детей!

Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Наши классы в Москве:

автошкола на Калужской
автошкола в Некрасовке
автошкола в Новокосино
автошкола на Первомайской

Ребенок должен быть в детском кресле — это правило существует не ради придирок и взяток, это не формальность. Это реальная защита ребенка от смертельной опасности. По закону без кресла можно перевозить детей старше 7 лет на заднем сидении, и старше 12 — на переднем. Подростки (если рост выше 150 см) могут ездить, пристегнутые штатным ремнем безопасности.

Когда закон недостаточно строг

Вас не оштрафуют, если увидят 10-летнего пацана на заднем сидении, все в рамках закона. Но нужно понимать, что пристегнутый штатным ремнем ребенок может пострадать во время ДТП. Дело в том, что лямка ремня проходит аккурат по шее, и сильный рывок может стать причиной серьезной травмы позвоночника. В данном случае ремень безопасности несет больше рисков, чем его отсутствие. Перевозите детей в специальном устройстве, которое подходит возрасту и комплекции — это в ваших же интересах.

Детское кресло, которое соответствует возрасту до 1 года, — это автолюлька, в нем ребенок располагается горизонтально. Существуют конструкции для малышей до 10 кг, до 15, до 20. Само собой, необходимо использовать кресло, которое подходит вашему малышу. Важно, чтобы люлька была установлена перпендикулярно движению транспортного средства — на заднем сидении она занимает 2 пассажирских места. Можно установить и на переднее, но спиной к движению.

Почему горизонтальное положение? Дело в том, что у младенцев тяжелая голова относительно туловища, а также уязвимая шея. Она не может удерживать голову при сильных кивках. Если грудничок находится в сидячем положении, то эти кивки возможны не только при ДТП, но даже просто при резком торможении.

Перевозите детей в автокресле и будьте спокойны об их здоровье.

Для новорожденных рассчитана особая авто люлька с креплением Isofix. Это устройство специального типа с внутренними ремнями безопасности. Весит от 10 до 20 кг — бывают модели и легче. Малыш до года в таком кресле лежит удобно, обязательно ортогонально движению машины — то есть, спиной. При этом вовсе не обязательно сажать его на заднем сиденье.

Почему именно автолюлька? Кости и мышцы грудничка ещё недостаточно сформированы. Голова ребёнка этого возраста большая и тяжёлая — составляет около 30% от общей массы туловища, поэтому при ускорениях или торможениях шейные мышцы неспособны удержать голову малыша. А в положении лёжа поездка для малолетки наиболее безопасна.

Детские автокресла: новые правила перевозки детей 2017. Разбираем все нюансы

Что такое бустер и можно ли его использовать? Бустером называется удерживающее устройство в виде небольшого сидения с подлокотниками, без каркаса, спинки и внутренних мягких фиксаторов. Применять его можно, если устройство соответствует ГОСТ/РСТ. Оно не сможет заменить полновесное детское автокресло, а лишь дополнить.

Бустер не имеет спинки и боковой защиты для головы. Поэтому маленьких детей перевозить с его помощью запрещено. Разрешено только с 7 до 12 лет. Выбор бустера должен основываться на нескольких нюансах. Материал должен быть качественным, желательно 4-слойным: каркас, пластик, мягкий наполнитель, тканевая обшивка.

Самыми дорогими являются пенопластовые модели — они стоят 300-400$. Касательно параметров нужно отдавать предпочтение широким и высоким креслам. Наконец, крепления могут быть традиционными или типа Isofix, Latch.

Каким должен быть качественный бустер:

  • жёсткий каркас — пенопластовые конструкции сразу отметаем, так как они небезопасны, лучше выбрать пластиковые модели;
  • наличие корректора — обычно представляет собой универсальную скобу, фиксируемую на штатный ремень безопасности;
  • настраиваемые по высоте подлокотники — чем они выше поднимаются, тем лучше и мягче садятся ремни на тело ребёнка;
  • мягкое, но не слишком сиденье — тут важна золотая середина;
  • гипоаллергенный чехол — такая накидка плотно сядет на бустер, её легко снимать и очищать.

За не соблюдение правил по перевозке детей предусмотрены следующие взыскания в рублях:

  • рядовой гражданин РФ — 3 тыс. руб.;
  • чиновник — 25тыс. руб.;
  • юрист, правовед — 100тыс. руб.

Если ребёнку старше семи, то за отсутствие детских бустеров (кресел, накладок) налагается взыскание в размере 50% от сумм, написанных выше. На оплату штрафа даётся 2 месяца и 10 дней с начала составления акта.

Требования к перевозке несовершеннолетних могут реформировать в любой момент. Поэтому надо смотреть на последнюю дату обновления, чтобы избежать неприятных дорожных ситуаций. Пока с 12 июля 2017 касательно перевозки детей в автомобиле изменения не введены.

Ниже представлены несколько вопросов, которые часто задают родители.

  1. Разрешено ли по правилам перевозить несовершеннолетних детей на переднем, а не на заднем сиденье? Безусловно, ему необязательно сидеть сзади. Даже грудничка можно возить спереди, если установить автолюльку или бустер.
  2. Со скольких лет можно перевозить ребёнка впереди без кресла? Это разрешено с 12 лет, но рост малыша должен быть не ниже 1,5 метра. Кроме того, его надо обязательно пристёгнуть ремнями безопасности.
  3. Что означает ДУУ? Это специальная ограничивающая конструкция, состоящая из нескольких компонентов. Гибкие фиксаторы, регулировки, крепежи, съёмные части — всё это должно в ней предусматриваться. Удерживающие устройства принято классифицировать 5-ю группами, рассчитанными на детей от 10 до 36 кг.
  4. Что означает Isofixи Latch? Это системы фиксации детских автокресел. Latch разработана в США, отличается от Isofix наличием ремешков с карабинами по бокам сидения вместо металлических элементов.

Новые правила перевозки детей в автомобиле, вышедшие с уточнениями 3 года назад, действуют по всей территории РФ. Главное — обеспечить безопасность. Теперь карапуза можно фиксировать стандартными ремнями безопасности (исключение груднички). Даже специалистами НАМИ, проведшими ряд тестов, было доказано, что другие приспособления, используемые вместо штатных ремней, серьёзно повышают риски получения травм. А вот применение обычных креплений предпочтительнее, так как их конструкция намного продуманнее и надёжнее.

В соответствии с Правилами дорожного движения, перевозка детей допускается только при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции автомобиля.

Перевозить детей, не достигших 12-летнего возраста, в автомобилях, оборудованных ремнями безопасности, можно только с использованием детских удерживающих устройств (ДУУ). Причем эти устройства должны соответствовать весу и росту ребенка. Вместо ДУУ можно использовать также иные средства, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Но это можно сделать только на задних сиденьях автомобиля. На переднем сиденье легкового автомобиля детей можно перевозить только с использованием ДУУ.

В случае если вес и рост ребенка не позволяют пристегнуть его ремнями безопасности, необходимо использовать ДУУ (их неофициальное название — детские кресла). Такие кресла могут крепиться в салоне автомобиля или специальными ремнями, или просто ремнями безопасности автомобиля, или с помощью удерживающей системы ISOFIX. При посадке в кресло ребенок пристегивается штатными ремнями самого кресла.

Перевозка детей в возрасте до достижения ими 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться только с использованием ДУУ (детских кресел), соответствующих весу и росту ребенка.

Какой штраф за отсутствие детского кресла

Как следует из сказанного выше, для перевозки детей обязательно должны использоваться детские кресла или другие устройства (например, бустеры). Конструкции используемых кресел и бустеров зависят от роста, веса и возраста ребенка.

На переднем сиденье ребенка можно перевозить только в кресле.

При любом способе перевозки детей надо обязательно надлежащим образом использовать ремни безопасности.

Водителей автомобилей и родителей чаще всего по-крупному интересуют два вопроса:

  • какие существуют устройства для перевоза детей, и
  • до какого возраста ребенка нужно использовать детское кресло.

Ниже мы попробуем найти ответы на эти вопросы.

На рынке есть много различных устройств для детей, которые можно использовать при их перевозке. Прежде всего, это – детские кресла. Но помимо них есть и другие устройства, такие как бустеры, направляющие лямки (адаптеры) ремней безопасности, бескаркасные сиденья, адаптеры и т.п. Все их можно отнести к детским удерживающим устройствам (ДУУ). Логично в связи с этим предположить, что все, что продается, то и разрешено Правилами дорожного движения (ПДД). То есть, все, что надо сделать, это выбрать модель, соответствующую весу и росту ребенка.

Но в жизни не все так просто. Во-первых, в ПДД отсутствует понятие «Детские удерживающие системы (устройства)». Во-вторых, ПДД допускает использование только детских удерживающих систем (устройств). Детскими удерживающими устройствами являются только конкретные типы товаров. Из того, что есть на рынке, удерживающими устройствами могут именоваться только люльки для самых маленьких детей, автокресла нескольких групп (для детей постарше), а также бустеры.

Конструкции детских удерживающих устройств определяются государственным стандартом ГОСТ Р 41.44-2005. Пунктом 2.1.3 указанного стандарта предусмотрено два вида конструкций:

  • цельная конструкция. Она включает в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или защищающий от ударов экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
  • нецельная конструкция, которая включает в себя частичное удерживающее устройство или удерживающее устройство, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте. Частичное удерживающее устройство — это устройство, например, дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте. Дополнительная подушка (бустер) — упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых.

В соответствии с пунктом 2.1.1 ГОСТ Р 41.44-2005 детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

  • группа 0 — для детей весом менее 10 кг;
  • группа 0+ — для детей весом менее 13 кг;
  • группа I – для детей весом от 9 до 18 кг;
  • группа II – для детей весом от 15 до 25 кг;
  • группа III – для детей весом от 22 до 36 кг.

Действующее в настоящее время законодательство не регламентирует классификацию ДУУ в зависимости от роста ребенка. Данные параметры, как правило, содержатся в инструкции по эксплуатации или в технической документации на ДУУ.

Кроме того, в инструкции по эксплуатации ДУУ должны быть указаны весовые группы детей, для которых предназначено устройство. Если устройство можно применять совместно с ремнем безопасности для взрослых, то в инструкции указывается, что устройство подходит только для использования в конкретных транспортных средствах, оснащенных поясными ремнями, с указанием их вида.

В связи с отсутствием четкого определения в ПДД, какие все-таки устройства относятся к ДУУ, у водителей и родителей возникают вопросы. Например, к какому виду устройств относятся бескаркасные кресла: к детским креслам или адаптерам? Нет полной ясности с бустерами для групп II и III (см. выше). Такие изделия на рынке есть, но Правила ЕЭК ООН 44-04 в настоящее время разрешают сертифицировать такие устройства только по группе III. Это означает, что на любом бустере можно перевозить ребенка весом от 22 до 36 кг.

Есть серьезные противоречия между ПДД и Правилами из ГОСТ Р 41.44-2005. Упомянутый ГОСТ никак не делит ДУУ на кресла, бустеры и адаптеры. Откуда можно сделать вывод о том, что в тех случаях, когда ПДД требуют применение ДУУ, использовать можно любое устройство соответствующей весовой группы.

12 июля 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, изменяющее Правила дорожного движения в части применения ДУУ при перевозке детей. Пункт 22.9 ПДД изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».

Что касается детей более старшего возраста, то в настоящее время, в частности, в 2020 году можно перевозить детей в возрасте от 7 до 11 лет, включительно, в автомобиле, конструкцией которого предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Иными словами:

  • детей до 6-летнего возраста, включительно, надо перевозить в ДУУ, а точнее, — в детских креслах;
  • детей возрастом от 7 до 11 лет, включительно, на заднем сиденье автомобиля можно перевозить либо в ДУУ, либо с использованием только ремней безопасности, а на переднем сиденье – только с использованием ДУУ, соответствующих весу и росту ребенка.

При этом для всех случаев перевозки детей установка ДУУ (детских кресел, бустеров) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных устройств.

При нарушении правил перевозки детей (в том числе, за отсутствующее детское кресло, бустер и т.п.) на водителя накладывается административный штраф в размере 3 000 рублей. При этом имеются в виду следующие нарушения:

  • перевозка ребенка в возрасте младше 7 лет без ДУУ;
  • перевозка ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, включительно, без ДУУ на переднем сиденье легкового автомобиля;
  • перевозка ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, включительно, без ДУУ или ремней безопасности.

Больше информации о штрафах при неправильной перевозки детей можно найти здесь.

Обращаем внимание на то, что ответственность родителей за нарушение правил перевозки их ребенка (штраф за отсутствие ДУУ) российским законодательством не предусмотрена. Это означает, что наказанию в виде штрафа за перевозку ребенка без ДУУ может быть подвергнут только водитель автомобиля. Это выглядит немного странно. Ведь в некоторых странах ответственность в таких случаях установлена не только для водителя, но и для родителей этого ребенка.

ДУУ должны соответствовать весу и росту ребенка. Их размещение в автомобиле должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации.

При уплате штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении его размер уменьшается вдвое. То есть в этом случае водитель уплатит только 1 500 рублей.

После 12 лет детей уже можно перевозить без использования автокресла, но только если ребенок выше 1,5 метров. Если его рост не превышает указанную отметку, то стоит применять удерживающие приспособления. Также с 12 лет ребенок может ездить на переднем сиденье без специальных удерживающих устройств, пристегнувшись только ремнями безопасности для взрослых.

Я рекомендую ориентироваться на результаты независимых краш-тестов, которые проводит крупнейшая в Европе общественная организация автомобилистов — немецкий автоклуб ADAC. Их методика более жесткая, чем та, что применяется при тестах для сертификации детских автокресел. А еще на официальной странице ADAC можно найти массу полезной информации, включая отзывные кампании по некоторым моделям детских кресел и люлек.

В ноябре 2019 года ADAC провел очередной тест 18 детских автокресел. Два из них провалились, потому что материалы, примененные при изготовлении, содержат слишком много вредных веществ. А самым безопасным в случае лобового и бокового удара, по мнению немецких экспертов, оказалось кресло BeSafe iZi Kid X3 i-Size (для детей от 1 до 4 лет). Эта модель имеет лучший рейтинг безопасности за всю историю тестов с 2015 года. Не удивительно, что такое кресло стоит очень дорого (более 40 000 рублей на момент публикации). Результаты испытаний — здесь. Там же можно подобрать и более доступную модель. Большинство протестированных немецкими специалистами кресел официально представлены и на нашем рынке.

Правила перевозки детей в автомобиле: изменения и нюансы

Многие родители считают, что ребенку неудобно сидеть в кресле, ориентированном назад, из-за ограниченного пространства для ног. Имейте в виду, что скелет ребенка еще не сформирован. Дети могут удобно сидеть в положениях, которые взрослым кажутся некомфортными. Пока ребенок соответствует по росту и весу параметрам автокресла, беспокоиться не о чем: он находится в безопасности, и ему удобно.

Однако есть пара общих рекомендаций, которые помогут определить, что ваш ребенок вырос из кресла, обращенного назад:

  1. Расстояние от головы ребенка до верхнего края пластикового каркаса (а не мягкой обшивки) менее 2,5 см.
  2. Ноги ребенка упираются в спинку штатного сиденья автомобиля.

Если ребенок вырос из кресла, обращенного назад, кресло нельзя просто развернуть вперед (некоторые модели кресел устанавливаются в обоих положениях). Следует приобрести кресло, которое подходит ребенку по росту и весу.

Автокресла разных производителей подразделяют на несколько групп опираясь на возраст и массу тела ребенка:

  • 0+ – для детей с рождения до 13 кг (до 1-1,5 лет);
  • 1 – используется детьми с массой тела от 9 до 18 кг;
  • 2 – для детей с массой тела 15-25 кг;
  • 3 ­– для детей с массой 22-36 кг;
  • смешанная группа, автокресла которой предусматривает перевозку детей разного возраста и веса.

Каждая категория автокресел известных производителей всегда учитывает анатомию малыша, возраст и вес которого попал в ту или иную категорию. Например, автокресла группы 0+ имеют положение лежа и крепятся в машине лицом против хода движения авто. Автокресла 1 группы имеют несколько положений: от положения полулежа до положения сидя. Это сделано для максимального комфорта маленького пассажира. Третья группа кресел зачастую представляет собой бустер, который имеет только ограничения по бокам. Ребенок в таком бустере пристегивается в машине ее ремнем безопасности. Все модели кресел имеют инструкцию по установке сидения в машине и перевозке маленького пассажира. Нужно строго соблюдать все пункты инструкции. Говоря о том, детское кресло в автомобиле до скольки лет необходимо использовать, нужно всегда учитывать рост и массу ребенка. Если ребенку больше 12 лет, но его рост и вес не достигли 135 см и 36 кг соответственно, то перевозить его следует только при использовании автокресла его группы.

Смотрите видео ниже, как правильно выбрать автокресло для ребенка.

Говоря об использовании детского автомобильного кресла, речь идет, в первую очередь, о том, чтобы защитить пассажира в случае, если произойдет ДТП. Штатные ремни не дают возможности пристегнуть правильно маленького пассажира. Маленькие вес и рост приведут к выскальзыванию малыша из-под ремня и получению им травм. Кроме того, ремень при низком росте ребенка проходит по шее, поэтому получение травм возможно не только при ДТП, но и от резкого поворота, торможения.

Детское автокресло подбирается по возрасту, но в первую очередь следует учитывать вес ребёнка. Его возраст и рост тоже важные показатели, но имеют второстепенное значение, потому что все дети разные. Если есть возможность, возьмите малыша с собой в магазин. Детские автомобильные кресла делятся на несколько категорий, в зависимости от возраста, веса и роста ребёнка.

Детское автомобильное кресло – это устройство для перевозки детей в автомобилях. Оно устанавливается на стационарное сидячее место и фиксируется штатными ремнями безопасности. На некоторых автокреслах предусмотрены дополнительные ремни безопасности.

Это устройство относится к детским удерживающим устройствам (ДУУ).

В зависимости от веса и роста ребёнка, ему нужен тот или иной вид детского кресла. Дети младенческого возраста ездят в люльках, в положении полулёжа, а дети постарше – сидя.

Кроме того, в зависимости от возраста ребёнка и ДУУ становится несколько проще. Например, дети в возрасте 10 – 12 лет могут ездить на бустерах.

Это такое специальное сиденье, не имеющее спинки, но также крепящееся к стационарному сиденью ремнями безопасности.

Ездить в машине с ребёнком, который ещё не достиг 12-летнего возраста, можно только при помощи детского удерживающего устройства.

С какого возраста необходимо ребёнку автокресло?

С рождения, если его планируется перевозить на машине.

В зависимости от возраста ребёнка и его веса, установлены определённые правила перевозки детей с помощью ДУУ.

Это:

  • если ребёнок весит менее 10 кг, то детское кресло – люлька должны стоять в машине боком к ходу движения;
  • если вес ребёнка не превышает 13 кг, то кресло необходимо ставить против движения авто;
  • если вес ребёнка до 18 кг, то кресло должно стоять по ходу движения машины;

    Существуют такие автокресла, которые трансформируются в ДУУ для более старших детей. Как правило, это группа 0/1, которая подходит для детей от 0 до 4 лет (то есть, от 3-ёх до 18 кг). Эти кресла могут устанавливаться как против движения, так и по ходу.

  • кресла, предназначенные для детей от 9 до 36 кг, устанавливаются только по ходу движения автомобиля.

При перевозке детей в автомобиле с помощью автокресла. Стоит учитывать некоторые нюансы. В первую очередь, это вес и возраст ребёнка.

Детские кресла разрабатывались так, чтобы было комфортно детям всех возрастов. Например, если необходимо везти новорожденного (например, выписка из роддома), то ему необходимо специальное кресло – люлька, которое отвечает всем анатомическим особенностям малыша.

Аналогичная ситуация и более старшими детьми. В силу своего веса, роста и анатомических особенностей, они могут ездить в машине на бустерах, а не в полноценных креслах.

Выбирая автокресло, нужно обязательно руководствоваться не возрастом ребёнка, а его весом, так как именно в зависимости от веса разрабатываются те или иные категории ДУУ.

Разработаны следующие категории детских кресел:

  • О нужно использовать для детей в возрасте от 0 до полугода. Но такие кресла мало кто покупает, так как срок использования их совсем невелик;
  • О+ предназначаются для детей с рождения и до года (вес примерно 13 кг). Эти кресла пользуются популярностью. Сейчас даже стали выпускать детские коляски, в которые уже встроено такое автокресло;
  • категория 1 предназначается для детей в возрасте от 1 года до 4-ёх лет. Максимальный вес – 18 кг;
  • категория 0+ / 1 – это самая популярная категория автокресел;

    Предназначается для детей с рождения и до 3 лет, иногда до 4 лет (вес примерно от 3 кг до 18 кг). Модели таких ДУУ стоят несколько дороже всех предыдущих, но они позволят использовать их 4 года. Это значительно экономит денежные средства родителей.

  • категория 2 предназначается для детей от 15 до 25 кг (возраст примерно от 3 лет, иногда от 5 лет до 7 – 9 лет);
  • категория 3 предназначаются для детей более старшего возраста весом от 22 до 36 кг (возраст примерно 8 – 12 лет);
  • категория 0+/ 1 / 2 / 3 – самые дорогие и самые «неходовые» автокресла. Предназначается такое автомобильное детское кресло от 0 до 12 лет (вес примерно от 3-ёх до 26 кг).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *