Порядок проверки органами опеки и семьи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проверки органами опеки и семьи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон предусматривает возможность для специалистов отдела опеки по посещению семей граждан, воспитывающих детей. Однако данные визиты не осуществляются в произвольном порядке.

Закон строго регламентирует категории семей, которые необходимо держать на контроле:

  • семьи опекунов;
  • семьи приемных родителей;
  • социально опасные семьи;
  • семьи с детьми (по запросу суда, по жалобам третьих лиц).

Что проверяет опека при осмотре квартиры

Не нужно думать, что для положительного исхода проверки в квартире необходимо иметь стерильную чистоту и вагон продуктов. Оценка проводится исходя из объективных показателей. Рассмотрим, на что смотрит опека.

Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должно соответствовать установленным требованиям.

№ п/п Требования
1 Условный порядок в доме
2 Наличие спального места для несовершеннолетнего
3 Наличие продуктов питания
4 Наличие сезонной одежды в соответствии с возрастом и размером
5 Наличие приготовленной пищи
6 Наличие детской смеси (при наличии в семье ребенка соответствующего возраста)
7 Наличие места для приготовления домашнего задания (не кухонный стол)

Если в органы опеки поступила жалоба о проблемах в семье, где проживают несовершеннолетние граждане, сотрудники данного учреждения обязаны отреагировать на такое заявление в течение трёх суток. Проверять могут не только семьи с приёмными детьми, но и те, где родители родные.

Причинами для проверки жилищных условий ребёнка могут стать следующие ситуации:

  • уклонение от воспитания ребёнка;
  • дети болеют на протяжении длительного периода;
  • родители пренебрегают своими обязанностями касательно ребёнка;
  • в семье складывается ситуация, которая несёт угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего;
  • родители или опекуны отсутствуют в течение нескольких дней.

Чтобы получить информацию о семье и условиях проживания ребёнка, сотрудникам соответствующих органов необязательно посещать его дом. Они могут сделать следующее:

  • провести личную беседу со всеми членами семьи по отдельности, включая несовершеннолетних детей;
  • провести опрос среди людей (педагоги, врачи), которые могу со стороны описать обстановку в семье;
  • изучить ряд определённых документов;
  • наблюдать за ребёнком в садике или другом образовательном учреждении;
  • совершать иные действия, которые помогут понять модель отношений внутри семьи.

Органы опеки и попечительства не могут проводить проверки жилищных условий ребёнка по своей инициативе. Есть отдельные категории семей, которые необходимо держать на постоянном контроле. Проверка условий проживания детей возможна в таких случаях:

  • семья относиться к категории социально опасных;
  • ребёнок, которого воспитывает семья, взят под опеку;
  • в семье есть приемный ребёнок;
  • на любую семью, где воспитывается несовершеннолетний гражданин, поступила жалоба от третьих лиц.

Основная цель посещения семей сотрудниками органов опеки заключается в проверке соблюдения прав и интересов ребёнка.

После проверки составляется документ, в котором будут прописаны результаты обследования жилищных условий несовершеннолетнего гражданина.

Такие проверки могут проводиться как сотрудниками органов опеки, так и специальной комиссией (представители учебного заведения ребёнка, социальной защиты и другие уполномоченные лица).

Процедура проверки жилья органами опеки

При проведении проверки условий проживания несовершеннолетнего ребёнка есть правила и полномочия для обеих сторон, которые они должны соблюдать. Родители или опекуны малыша не имеют права грубить или выставлять за дверь проверяющих, а те обязаны действовать исключительно в рамках своих полномочий.

Сотрудники органы опеки или комиссия при такой проверке имеют право на:

  • проведение осмотра жилья в присутствии его хозяев;
  • проведение осмотра условий, в которых учиться, и отдыхает ребенок. Если для него не успели приобрести необходимую мебель, родителям просто нужно рассказать о своих планах на такие покупки;
  • просьбу касательно проверки продуктов питания и места хранения для вещей ребёнка;
  • задавание вопросов о способе жизни семьи, привычках, традициях, проведении досуга, других жильцов квартиры, планах по поводу воспитания ребёнка и т.д.

В приказе Минобрнауки №334 регламентирован процесс обследования условий проживания ребенка. Сотрудники ООП или комиссия должны провести проверку по следующим пунктам:

  • внешний вид ребёнка (опрятность и ухоженность его одежды, волос, кожи и т.д.);
  • здоровье малыша;
  • уровень социальной адаптации ребёнка;
  • уровень воспитания и образования (ходит ли ребёнок в учебные учреждения и есть ли у него пропуски);
  • уровень безопасности условий, в которых живет и развивается малыш;
  • состав семьи (особое внимание уделяется проверки законного представителя малыша и того, как часто он проводит с ним время);
  • санитарное состояние жилья (как часто проводиться уборка, наличие хлама в квартире и т.д.);
  • основания, которые подтвердят наличие угроз здоровью и жизни ребёнка, факт нарушения его прав;
  • финансовое положение семьи (средний уровень доходов на каждого домочадца).

Есть ряд условий, которые могут отнести к категории опасных для жизни, прав и здоровья ребёнка:

  • наличие большого количества насекомых;
  • неудовлетворительный вид ребёнка и других членов семьи;
  • наличие неприятных запахов, которых могут подтвердить неудовлетворительное состояние жилья;
  • грязь и бардак в помещении;
  • отсутствие сезонной одежды для ребёнка, нормального постельного белья и других, жизненно необходимых вещей;
  • отсутствие достаточного количества продуктов питания;
  • отсутствие условий для обучения и отдыха ребёнка;
  • доступ детей к опасным местам в доме (газовая плита, режущие предметы и т.д.);
  • аварийное состояние электропроводки, газовой плиты, духовки;
  • сомнительное поведение детей;
  • присутствие мусора, который свидетельствует о наличии вредных привычек у домочадцев;
  • присутствие большого количества животных, которые портят санитарное состояние помещения.

Если родители или опекуны ребёнка знают, что к ним придут с проверкой, всех домочадцев необходимо привести в опрятный вид. На это будут обращать внимание в первую очередь: состояние и чистота одежды, опрятность всех проживающих граждан в квартире.

Принимающей стороне не стоит лишний раз грубить членам комиссии и вступать с ними в споры.

Стоимость ремонта и вещей в помещении для проверки не будет иметь никакого значения. Им важно показать чистую квартиру, без следов погрома и с исправной бытовой техникой.

Общие требования к условиям проживания ребёнка выглядят следующим образом:

  • поддержание порядка в помещении;
  • наличие у ребёнка отдельного места для сна;
  • присутствие достаточного количества еды для нормального питания всех домочадцев;
  • наличие чистой сезонной детской одежды, которая будет подходить по размеру;
  • наличие отдельного места для занятий ребёнка.

Принимающей стороне не нужно ссориться с сотрудниками ООП. Чтобы сложить о себе хорошее впечатление, представители ребёнка могут спокойно поинтересоваться о том, что именно стало причиной такой проверки. В процессе проверки стоит четко и спокойно отвечать на все поставленные вопросы, а также не препятствовать изучению продуктов питания для ребёнка и его вещей. Лучше самостоятельно всё дружелюбно представить членам комиссии.

Проверка условий проживания ребенка может проводиться как по сигналам от третьих лиц, так и планово. Во втором случае, есть периодичность, с которой совершают такие обследования. Обычно плановые проверки организовывают в семьях, где проживает приемный ребёнок.

Периодичность обследований условий жизни ребенка в опекунских семьях следующая:

  • первая проверка осуществляется через 30 дней после того, как была назначена опека;
  • в первый год проживания в новой семье проводятся ежеквартальные проверки;
  • далее обследование осуществляется раз на полгода.

Если в органы ООП поступил сигнал о нарушении прав и условий жизни ребенка, то сотрудники данного учреждения имеют право провести внеплановую проверку с наличием соответствующего приказа.

Семьи, где проживает усыновленный ребенок, также периодически проверяют, а именно:

  • первая проверка осуществляется через 5-7 месяцев после усыновления;
  • вторая проверка проводится через 11-13 месяцев после усыновления;
  • следующая – через 23-25 месяцев;
  • далее, через 35-37 месяцев.

Периодичность последующих проверок будет определятся индивидуальной для каждой семьи.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Подать прошение о проверке семьи могут как должностные лица, так и обычные граждане, которые выявили признаки нарушения прав ребенка. Чаще всего это бывают люди, которые регулярно наблюдают несовершеннолетнего:

  • один из родителей;
  • работники образовательных и медицинских учреждений;
  • родственники;
  • соседи;
  • сам ребенок.

В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

Законодательство не запрещает ООП рассматривать анонимные жалобы, и на практике чиновники часто принимают решение все-таки провести проверку, чтобы избежать риска причинения вреда ребенку.

Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решение по заявке принимается в течение 1 месяца, но в некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц.

По прошествии срока уполномоченные лица должны оповестить заявителя о вынесенном решении.

Проверка опекунов прямо предусмотрена законодательством. Данные мероприятия осуществляются с целью проверки исполнения ими своих обязанностей и выяснения условий жизни, воспитания несовершеннолетнего. Проверка опеки проводится регулярно в зависимости от продолжительности опеки над несовершеннолетним.

Можно выделить несколько основных периодов, от которых зависит частота проверочных мероприятий:

Без оснований и положенных документов, органы опеки не просто не имеют права забирать ребенка, но даже и заходить в Ваш дом. Защиту жилища от такого рода посягательств гарантирует статья 25 Конституции РФ.

Органы опеки имеют право зайти только по решению суда или при случаях, которые установлены законом. Без решения суда могут быть допустимы только случаи экстренного вызова, когда ребенку угрожает опасность (он кричал, звал на помощь, соседи вызвали полицию). В соответствии с законом о полиции, сотрудники именно полиции имеют право заходить в квартиру при подозрении в совершении преступления, но никак не органов опеки и попечительства.

В ночное время (22.00 — 06.00) по экстренному вызову органы опеки также не могут приходить одни, а только в сопровождении с полицейскими. Без полиции можно сразу отказать впускать, сославшись на то, что у ребенка режим, в данное время он спит.

Если полиция также бесцеремонно пытается попасть в дом, нужно обязательно выяснить «на каком основании», а также уведомить прокурора. Нужно также иметь ввиду, если в доме пытаются провести обыск, он может быть осуществлен только если возбуждено уголовное дело.

Родители могут пустить сотрудников органов опеки только по решению суда или добровольно. Иные приказы и распоряжения не имеют юридической силы.

Органы опеки и попечительства не могут проводить проверки жилищных условий ребёнка по своей инициативе. Есть отдельные категории семей, которые необходимо держать на постоянном контроле. Проверка условий проживания детей возможна в таких случаях:

  • семья относиться к категории социально опасных;
  • ребёнок, которого воспитывает семья, взят под опеку;
  • в семье есть приемный ребёнок;
  • на любую семью, где воспитывается несовершеннолетний гражданин, поступила жалоба от третьих лиц.

Основная цель посещения семей сотрудниками органов опеки заключается в проверке соблюдения прав и интересов ребёнка.

После проверки составляется документ, в котором будут прописаны результаты обследования жилищных условий несовершеннолетнего гражданина.

Такие проверки могут проводиться как сотрудниками органов опеки, так и специальной комиссией (представители учебного заведения ребёнка, социальной защиты и другие уполномоченные лица).

Без предварительного предупреждения органы опеки могут заявиться в дом на основании статьи 77 СК РФ, если ребенку угрожает опасность жизни и здоровью.

Органы опеки могут прийти в любую квартиру, где живет ребенок, на основании заявления от участкового педиатра, школы или детсада, а может даже от тех, кто живет по-соседству, чтобы проверить, не нарушаются ли права малыша. Могут обратить более пристальное внимание на семью, в которой ребенок родился дома без врачебного наблюдения беременной и продолжает оставаться не зарегистрированным. Уполномоченные лица могут запросто в этом увидеть желание детоубийства и попытаются забрать несовершеннолетних детей.

Ювенальная юстиция — позиция, направленная на то, чтобы не позволять жестокого обращения с детьми, к уменьшению детской смертности в семье. Однако, субъективный взгляд со стороны может быть губителен для семьи, которая просто невнимательно отнеслась к законным требованиям касательно воспитания детей. Лучше заранее позаботиться о социальных нормах и выполнять определенные требования, установленные российским законодательством.

Но проникать в дом они вправе только в двух обстоятельствах:

  • есть решение суда;
  • взрослые жильцы сами впускают в дом проверяющих.

Есть еще один случай, не предусмотренный Семейным кодексом, но который активно используется контролерами в своей деятельности – это привлечение сотрудников полиции (по делам несовершеннолетних или участкового). У правоохранителей такого ранга есть право проникать в домовладение при подозрении на правонарушение. Однако даже одного присутствия человека в погонах достаточно, чтобы дверь открывалась.

Прийти сотрудники органа опеки могут и ночью – с 22 до 6 утра, обязательно в сопровождении полицейских и только в экстренных случаях (например, по поступлении сообщений от соседей о криках ребенка).

Если же вы категорически против посещения, и нет судебного решения – воспротивиться проникновению имеете полное право. Но следует учитывать, что в таких обстоятельствах навлекаете на себя подозрения в неблаговидных делах. В следующий раз проверяющие придут с санкцией суда и совсем с другим настроением.

В первую очередь требуется определить перечень полномочий представителей ООП – он содержится в «Об опеке и попечительстве». В соответствии с данной статьей к ключевым полномочиям органов опеки относят:

  1. Выявление лиц, которые нуждаются в попечительстве или опеке. Проведение мероприятий, направленных на установление попечительства или опеки над такими лицами.
  2. Обращение в судебный орган в целях признания гражданина ограниченно или же полностью недееспособным, или напротив – дееспособным, если ранее было установлено обратное.
  3. Контроль за деятельностью попечителей и опекунов, а также организаций, где находятся недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица.
  4. Принудительное отстранение или же освобождение в добровольном порядке попечителей и опекунов от возложенных на них обязанностей.
  5. Выдачу разрешений на совершение сделок с имуществом, принадлежащим подопечным.
  6. Оформление договоров доверительного управления имуществом подопечных.
  7. Представление интересов недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан и несовершеннолетних лиц, в случае, если действия попечителей или опекунов противоречат нормам действующего законодательства (в том числе – если они отказывают осуществлять защиту интересов своих подопечных).
  8. Подбор опекунов из числа граждан, выразивших соответствующее желание.
  9. Проведение проверки в целях выявления условий, в которых содержатся подопечные, а также соблюдения их прав и законных интересов со стороны попечителей/опекунов.

Плановые проверки опекунов: как часто проходят и на что уделяют особое внимание?

Из полномочий представителей ООП следует, что они вправе выявлять лиц, нуждающихся в опеке (в том числе – не достигших совершеннолетия), и осуществлять контроль за соблюдением их прав и интересов. В соответствии со , если речь идет о реальной угрозе жизни и здоровью ребенка, то он может быть отобран незамедлительно – как у родных родителей, так и у усыновителей или опекунов.

Как правило, сигналы о наличии угрозы жизни и здоровью поступают от неравнодушных соседей, участкового, а также представителей медицинских и образовательных учреждений.

В этом случае работники опеки имеют право посетить дом, где проживает ребенок в целях определения условий его проживания (и фактов, указанных в жалобе), а если они окажутся неудовлетворительными, то будет приниматься решение об отобрании.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559, от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622, от 15.11.2019 N 1458, от 10.02.2020 N 114)

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

Дома присутствовать при разговоре с сотрудниками органа опеки могут любые лица, которых законные представители ребенка сочтут нужным пригласить. Потому что это их дом. На территорию органа опеки провести большую «группу поддержки» не удастся.

Полезнее всего пригласить на встречу юриста, специализирующегося на вопросах семейного или имущественного права.

Если претензии органа опеки связаны с вопросами медицинского характера, можно попросить о поддержке лечащего врача ребенка.

Врач нужен еще и в тех случаях, когда состояние здоровья несовершеннолетнего может ухудшиться в момент общения с представителями органа опеки. Например, если у ребенка паллиативный статус.

Официальное общение родителей с сотрудниками органа опеки может быть запротоколировано.

Вести аудио или видеозапись разговора может любое присутствующее при этом лицо.

Информация, полученная в результате аудио или видеорегистрации, может быть использована в суде, даже если участников беседы не предупреждали о записи заранее.

Существует такое расхожее мнение, что представители ООП посещают семьи, чтобы изымать детей за любые «нарушения порядка» вроде грязной посуды, поломанных игрушек, детского плача. Однако это не так.

Причиной посещения представителя ООП почти всегда является уведомление, поступившее в устной или письменной форме, от граждан (родственников, соседей, случайных свидетелей происшествия) или работников государственных учреждений (школ, детских садов, поликлиник, больниц).

Угроза жизни или здоровью ребенка может быть вызвана:

  • жестоким обращение матери или отца с ребенком;
  • злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  • посягательством на половую неприкосновенность ребенка;
  • неблагоприятными жилищными условиями (холод, сырость, насекомые или крысы, отсутствие спального места для ребенка, грязь);
  • отсутствие продуктов питания;
  • отсутствие сезонной одежды.

Иногда уведомление поступает безосновательно, вследствие ссоры родителей при разводе, недоразумения с соседями, родственниками, и даже посторонними гражданами, ставшими свидетелями подозрительного происшествия.

Пример

В ООП поступил телефонный звонок от гражданки Б., которая сообщала, что ее бывшая невестка злоупотребляет алкоголем и не заботится о двоих дочерях. По словам Б., в доме нет продуктов питания, вода и электричество отключены за неуплату, дети ходят в школу грязные и неухоженные, часто плачут.

Работники ООП посетили квартиру, в которой проживает мать с дочерями. По результатам проверки оказалось, что сообщение от Б. было ложным. Женщина, с которой после недавнего развода остались проживать две дочери, не имеет признаков алкогольной зависимости, в жилом помещении порядок, продукты питания и чистая сезонная одежда для детей – в наличии. Женщина рассказала, что ложное сообщение от свекрови вызвано недовольством из-за развода и несогласием с проживанием внучек с матерью.

Получив уведомление, представители ООП обязаны провести проверку в течение 3 дней.

Что касается семей усыновителей, ООП проводит проверки места жительства только в том случае, если усыновлен или удочерен ребенок, оставшийся без родительского попечения. Если ребенок усыновлен или удочерен внутри семьи (например, отчимом или мачехой – после вступления в брак с матерью или отцом), проверки не проводятся.

Плановые проверки ООП проводятся после вступления в законную силу судебного решения об усыновлении/удочерении:

  • в течение первых полгода;
  • в течение следующих полгода;
  • в течение каждого следующего года.

По истечении 3 лет после вынесения судебного решения, плановые проверки проводятся только по необходимости. Внеплановые проверки проводятся в том случае, если в ООП поступило уведомление о нарушении прав усыновленного/удочеренного ребенка.

Проверка или вторжение: сколько лет контролируют усыновителей?

Осмотр жилого помещения, в котором Вы проживаете с родным или подопечным ребенком, должен проводиться при строгом соблюдении законодательства. Цель его проведения – не нарушать права ребенка и его родителей, попечителей или опекунов, а удостовериться, что никакой угрозы жизни или здоровью — нет.

Визит представителей ООП редко происходит внезапно и безосновательно. Как правило, ему предшествуют конфликты с соседями или родственниками, воспитателями, школьными учителями или врачами, а также письменные предупреждения или беседы с представителями ООП. Это позволяет подготовиться к предстоящей встрече, изучить собственные права и обязанности должностных лиц.

Обязательный этап процедуры – составление Акта проведенного осмотра, и предоставление документа для ознакомления или оспаривания не позже чем через 3 дня (10 дней).

Закон предусматривает возможность для специалистов отдела опеки по посещению семей граждан, воспитывающих детей. Однако данные визиты не осуществляются в произвольном порядке.

Закон строго регламентирует категории семей, которые необходимо держать на контроле:

  • семьи опекунов;
  • семьи приемных родителей;
  • социально опасные семьи;
  • семьи с детьми (по запросу суда, по жалобам третьих лиц).

Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Проверка осуществляется специалистом отдела опеки самостоятельно или в составе комиссии (представители школы, социальной защиты, КЦСОН, ПДН). Результатом обследования является оформление акта.

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи регламентирован Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4.

В процессе проверки специалисты должны установить:

  1. Состояние здоровья несовершеннолетнего. Ребенок не должен выглядеть истощенным, болезненным. На нем не должно быть следов побоев.
  2. Внешний вид. Несовершеннолетний должен быть одет в одежду, соответствующую возрасту, сезону и размеру. Внешний вид должен соответствовать гигиеническим нормам (чистая одежда, лицо, волосы).
  3. Социальная адаптация. Адекватность поведения ребенка в общении с родными и посторонними гражданами, наличие навыков общения.
  4. Воспитание и образование. Посещает ли несовершеннолетний учебное заведение, соответствующее возрасту и состоянию здоровья. Отсутствие пропусков без уважительной причины.
  5. Уровень безопасности. Наличие в свободном доступе потенциально опасных предметов (бытовой химии, ножей, уксусной кислоты, медикаментов).
  6. Состав семьи. Проживает ли с ребенком законный представитель, причины его отсутствия, данные людей, которые проживают совместно с несовершеннолетним.
  7. Отношения в семье. Круг общения ребенка, семейные традиции и ценности.
  8. Жилищные условия. Площадь квартиры, место для ребенка (комната, спальное место, место для приготовления уроков).
  9. Санитарное состояние. Уровень чистоты в квартире.
  10. Финансовое состояние семьи. Доходы всех членов семьи.
  11. Обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении детских прав, причинении вреда жизни и здоровью.

Не нужно думать, что для положительного исхода проверки в квартире необходимо иметь стерильную чистоту и вагон продуктов. Оценка проводится исходя из объективных показателей. Рассмотрим, на что смотрит опека.

Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должно соответствовать установленным требованиям.

№ п/пТребования
1 Условный порядок в доме
2 Наличие спального места для несовершеннолетнего
3 Наличие продуктов питания
4 Наличие сезонной одежды в соответствии с возрастом и размером
5 Наличие приготовленной пищи
6 Наличие детской смеси (при наличии в семье ребенка соответствующего возраста)
7 Наличие места для приготовления домашнего задания (не кухонный стол)

Понятие порядка является субъективным. Конечно никто не будет выговаривать за пару грязных чашек и пыль на журнальном столике. Специалисты не будут ходить по квартире в роли «Ревизорро». Иначе обстоит ситуация с грудой немытой посуды, ворохом грязного белья, пробегающими стайками тараканов, отсутствием спального места для ребенка и отключенным электричеством.

В соответствии с Постановлением Правительства от 2009 года № 423, специалисты отдела опеки обязаны посещать по месту проживания всех подопечных.

Документ предусматривает следующую периодичность посещения:

  • в течение 30 дней с момента назначения опеки– 1 раз;
  • в течение 12 месяцев с момента назначения опеки – ежеквартально;
  • по истечение 12 месяцев с момента назначения опеки – 1 раз в полугодии.

Проверки, которые указаны в нормативном акте, являются плановыми. Они устанавливаются заранее, на следующий календарный год.

Однако отдел опеки имеет право посетить дом опекуна в любое время при наличии сигнала о нарушении детских прав. В этом случае специалист обязан предъявить приказ о проведении внеплановой проверки.

Проверки холодильников и шифоньеров: открывать или не стоит?

Проверки семей усыновителей проводятся в случае усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения. Не предусматривается контроль за семьями, которые прошли внутрисемейное усыновление.

Специалисты отдел опеки посещают семью опекуна со следующей периодичностью (срок исчисляется с момента вступления в силу решения суда):

  • в период от 5 до 7 месяцев;
  • в период с 11 до 13 месяцев;
  • в период с 23 до 25 месяца;
  • в период с 35 до 37 месяца.

По истечение 3 лет, необходимость проведения плановых проверок устанавливается, исходя из конкретной ситуации.

Бытует мнение, что специалисты опеки посещают семьи, чтобы отобрать детей. Однако почти всегда кровные семьи готовы к посещению специалистами отдела опеки.

Родители прекрасно знают причины появления комиссии на пороге:

  • конфликт с супругом при разводе;
  • конфликт с педагогами;
  • проблемы с соседями;
  • отказ от прививок или альтернативное лечение ребенка;
  • сигнал от организации или от посторонних граждан.

Зачастую внезапное посещение вызвано сигналом от соседей или третьих лиц. Не реже обследование провоцируют недовольные родственники.

Пример. В отдел опеки поступил сигнал от гражданки Д., что бывшая жена ее сына находится в состоянии алкогольного опьянения уже 3 дня, в доме нет еды, дети после школы приходят к ней. Забрать из дома чистую одежду для школы и учебники невозможно. С матерью находится новорожденная дочка. Специалисты отдела опеки выехали по сигналу.

При посещении жилого помещения выяснилось, что информация не соответствует действительности. Женщина не имеет признаков алкогольного опьянения, жилье находится в порядке, продукты для детей в наличии. Как пояснила мать детей, они с супругом находятся в стадии развода. Свекровь желает, чтобы дети остались с отцом.

Поэтому неоднократно делала такие сообщения в разные органы.

Просто соблюдая привычные нам социальные правила можно легко избежать визита органов опеки:

  • не покидать роддом без официальной выписки с получением справки для ребенка,
  • вовремя получить свидетельство о рождении и другие необходимые документы,
  • если ребенок постарше и занимается в кружках, где можно получить синяки и ушибы, например, борьбой, уведомить об этом классного руководителя,
  • если вместо участкового педиатра обращаетесь в платные клиники, оставить заявление с уведомлением об этом в своей поликлинике,
  • делать вовремя прививки, или также уведомить о своем отказе у педиатра в виде отказной, если на то есть причины.

Все эти процедуры надо проводить в отведенные на то сроки, тогда можно не думать, что к Вам нагрянет проверка от опеки. Целиком и полностью ответственность за ребенка возложена на родителей, и на сколько они будут выполнять качественно свои обязанности, на столько можно быть уверенным в невмешательстве в семью проверяющих органов.

Чтобы представить себе ориентиры работников опеки, вспомните акт обследования жилищных условий, который они составляли, когда вы готовились стать кандидатом в усыновители. Для опеки принципиально, чтобы в доме или квартире было чисто. Поэтому не мешает сделать генеральную уборку, если ребенок ежеминутно разносит весь дом в процессе игры. Также положительно действует наличие в квартире или доме современной мебели и бытовой техники — это свидетельствует о достаточном материальном уровне семьи.

У ребенка должно быть свое место (это естественно, но напоминаем). Это значит, отдельная кровать, место для игрушек и одежды, а у школьника — письменный стол. Все это должно выглядеть очевидно обжитым.

У ребенка должны быть игрушки по возрасту и одежда по размеру. Вы вовсе не обязаны наряжать ребенка как на новогоднюю елку, никто не будет переживать, если одежда недорогая. Хотя если вы пользуетесь бывшей в употреблении одеждой, необходимо, чтобы она была в хорошем состоянии и подходила ребенку.

В доме должна быть еда. Работники ООП иногда инспектируют холодильник. Поэтому идеальная картина — заполненный холодильник, полная кастрюля на плите и даже ваза с фруктами на столе.

Ребенок должен быть оформлен в поликлинике. Если он по возрасту должен посещать сад и посещает его, работники ООП будут довольны. По их логике, «если что — оттуда сообщат».

Как ни странно, конфликты с ООП чаще возникают у довольно благополучных семей, и причина этого — в разнице менталитетов. Во многих семьях не готовят дома, заказывая еду из кафе, спят не на кроватях, а на матрасе, позволяют ребенку стоять на голове и делать уроки, лежа на полу, не обращаются в детскую поликлинику, а водят ребенка к гомеопату и занимаются закаливанием. Некоторые придерживаются теории сыроедения; есть религиозные семьи, которые предпочитают жить в жесткой аскетичной обстановке, некоторые работают дистанционно или не работают, получая доход, скажем, от сдачи в аренду жилья… Словом, бывают семьи с твердыми убеждениями, из-за которых образ их жизни довольно ощутимо отличается от большинства людей и от жизни того социального круга, к которому принадлежат работники ООП. И вот эта ситуация может привести к конфликту, ибо «непорядок».

Если все, что я написала — про вас, помните, что сотрудник опеки не всегда является человеком широких взглядов. Вы в стене, на которой малыш рисовал пальцами, видите искусство, а сотрудники опеки — грязь и отсутствие ремонта. В данной ситуации важно не вставать в позу «противодействия режиму», не рвать на себе рубаху, проповедуя собственные убеждения. С точки зрения ООП это будет «неадекватность». Будьте вежливы и приветливы. И по возможности старайтесь соответствовать их требованиям и при необходимости ссылайтесь на рекомендации врачей (к примеру, если речь пойдет о том, почему ребенок ходит по квартире босиком).

Не стесняйтесь упоминать о достижениях ребенка, об улучшениях в его здоровье. Не обязательно замалчивать проблемы, если они есть, но сотрудникам ООП должно быть очевидно, что вы над ними работаете.

Могут ли органы опеки прийти без предупреждения: что проверяют, как себя вести

Если ребенок не совсем кроха, то визит работников ООП может вызвать у него стресс и неадекватное поведение. Во-первых, он может остро отреагировать на вашу тревожность. Во-вторых, дети, побывавшие в сиротском учреждении, очень остро чувствуют «представителей власти» и ни за что не спутают их с «обычными людьми». А если ребенок пережил изъятие из семьи, то он будет тревожиться вдвойне, даже если на сознательном уровне об этом травмирующем эпизоде уже не помнит.

Постарайтесь сохранять спокойствие. Ведь на самом деле ничего страшного не происходит. Маленькому ребенку можно объяснить, что придет тетя посмотреть, как он живет, что он может показать ей свои игрушки. Более старшему ребенку можно сказать примерно то же самое, но с деталями, которые ему понятны. Главное, чтобы у ребенка не закралось впечатление, что тетя может его забрать и т.п. Но несмотря на подготовительный разговор, ребенок может выдать весьма своеобразную реакцию на визит сотрудника ООП.

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Если представители ООП все-таки пришли, то граждане имеют право не впускать их в свой дом, т. к. неприкосновенность жилища закреплена Конституцией. Однако если граждане уверены в себе (в их доме порядок, дети накормлены и одеты в чистую одежду, а родители находятся в полностью вменяемом состоянии), они могут (по своему желанию) не препятствовать посещению. Если было принято решение впустить представителей ООП, то важно учесть, что они не имеют права осуществлять досмотр вещей, заглядывать в шкафы – более того, оставлять сотрудников без присмотра в помещении также не рекомендуется.

Как уже говорилось выше, граждане вправе не впускать в свой дом (квартиру) представителей опеки, однако если будут иметь место веские основания (к примеру, жизни ребенка угрожает реальная опасность), то сотрудники опеки могут уведомить представителей правоохранительных органов, которые и выполнят необходимые мероприятия, т. к. именно они уполномочены на данные действия.

Таким образом, опека не может самостоятельно без согласия граждан проникать в их жилище, если последние не выразят соответствующего согласия, а если в этом существует острая необходимость, все мероприятия проводятся с привлечением правоохранительных органов.

Требования к квартире или к жилому дому, в котором проживает ребенок, определены Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан, утвержденным Приказом Министерства Просвещения № 4 от 10.01.2019 года.

Согласно п.п. 6.1 — 6.4 данного документа, жилое помещение, в котором проживает ребенок, должно соответствовать таким требованиям:

  • жилое состояние квартиры или дома;
  • площадь и количество комнат в квартире или доме (согласно количеству жильцов);
  • благоустройство жилого помещения, наличие ремонта, мебели, бытовой техники, коммуникаций, электро- и водоснабжения, тепла;
  • порядок и чистота во всех помещениях, отсутствие сырости, посторонних запахов, паразитов (крыс, клопов, мух, тараканов), наличие свежей постели и чистой посуды;
  • безопасность (согласно возраста ребенка: отсутствие риска падения или травмы, отсутствие доступа к электроприборам, газу, острым предметам инструментам, медикаментам);
  • наличие отдельного места (комнаты или меблированной зоны) для сна, досуга, игры, обучения подопечного ребенка;
  • наличие продуктов питания и/или готовой еды (согласно возраста подопечного ребенка);
  • наличие гигиенических принадлежностей (подгузников, мыла, стирального порошка).

Семейное законодательство РФ постоянно дополняется – так государство стремится защитить права детей и родителей, устранить проблему беспризорности, усовершенствовать процесс передачи под опеку и попечительство.

Основные законодательные акты, касающиеся проверок Органами опеки и попечительства (ООП) по месту проживания детей:

  • Семейный кодекс РФ (например, п.2 ст. 78 обязывает ООП осмотреть место проживания ребенка или семьи, в которую он передается на воспитание, и составить акт по результатам проведенной проверки, п. 1 ст. 122 устанавливает 3-дневный срок для осмотра места проживания ребенка, оставшегося без родительской заботы);
  • ФЗ «Об опеке и попечительстве» №48 от 24.04.08 (п.11 ст. 8 устанавливает полномочия ООП проверять условия жизни подопечных, ст. 24 обязывает всех, кому стало известно о злоупотреблении со стороны опекуна или попечителя, о нарушении прав подопечного ребенка, угрозе его жизни и здоровья – сообщать в ООП);
  • Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, утвержденный Приказом Министерства Просвещения № 4 от 10.01.2019 года.
  • Правила проверки органами опеки и попечительства условий жизни несовершеннолетних подопечных, утвержденные Постановлением Правительства РФ №423 от 18.05.2009).
  • Правила подбора и подготовки опекунов и попечителей, утвержденные Постановлением Правительства № 423 от 18.05.2009 года.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423

Принимающая сторона имеет право открыто снимать процедуру осмотра на видео, а также пригласить свидетелей, например, соседей.

Это поможет доказать, что проверяющие нарушили правила осмотра или превысили объем своих полномочий. Однако лучше решать вопросы мирно, так как указанные методы могут спровоцировать возникновение напряженной обстановки.

Если инспекция прошла, то составление акта осмотра должно быть незамедлительным. Дело в том, что принимающая сторона расписывается в нем и имеет право на ознакомление.

Составление его в «закрытом» режиме или отказ сотрудников от представления результатов проверки – незаконны. Именно поэтому при возникновении сомнений в том, что осмотр проходит с соблюдением законодательства можно пригласить свидетеля. Необязательно сделать это демонстративно, достаточно, чтобы в гостях была соседка или иное лицо.

В результате проведение осмотра жилого помещения при усыновлении или других вопросах, связанных с детьми, должно осуществляться с соблюдением законодательства.

Но проникать в дом они вправе только в двух обстоятельствах:

  • есть решение суда;
  • взрослые жильцы сами впускают в дом проверяющих.

Есть еще один случай, не предусмотренный Семейным кодексом, но который активно используется контролерами в своей деятельности – это привлечение сотрудников полиции (по делам несовершеннолетних или участкового). У правоохранителей такого ранга есть право проникать в домовладение при подозрении на правонарушение. Однако даже одного присутствия человека в погонах достаточно, чтобы дверь открывалась.

Прийти сотрудники органа опеки могут и ночью – с 22 до 6 утра, обязательно в сопровождении полицейских и только в экстренных случаях (например, по поступлении сообщений от соседей о криках ребенка).

Если же вы категорически против посещения, и нет судебного решения – воспротивиться проникновению имеете полное право. Но следует учитывать, что в таких обстоятельствах навлекаете на себя подозрения в неблаговидных делах. В следующий раз проверяющие придут с санкцией суда и совсем с другим настроением.

Правила передачи детей-сирот в семьи россиян

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3926).

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через средства массовой информации информирует граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, о возможности стать опекунами и ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами.

(с изменениями на 19 декабря 2018 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474.

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
(Абзац дополнительно включен с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
(Абзац дополнительно включен с 26 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2012 года N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1586.

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 года N 423

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *