Должен ли водитель выходить из машины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должен ли водитель выходить из машины». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • #
  • Найти ответ
  • Что нового?

  • Автомобиль весной
  • Безопасность
  • Автомобиль и закон
  • Обзоры авто
  • Экономим!
  • Будь здоров!
  • Я чайник!
  • Инструкции
  • Инфографика
  • Как ездить?
  • Как парковаться?
  • Коды регионов
  • Правда или нет?
  • Ухаживаем за авто!
  • Электромобили
  • Новый автомобиль

Ни один инспектор не имеет права приказать вам выйти из машины. Он может только предложить выйти при наступлении определенных ситуаций:

  • Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;

  • Нарушение правил перевозки грузов;

  • Наличие у водителя признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения, а так же при наличии болезненного состояния;

  • При сверке номеров агрегата;

  • Во время проведения осмотра, досмотра или личного досмотра;

  • Для оказания помощи пострадавшим;

  • При возникновении ситуации, когда жизни инспектора кто-то или что-то угрожает;

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

Выйти из транспортного средства в случаях:

— наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Допустим, вы действительно что-то нарушили. Или не нарушали, но инспекторы уверены в обратном и дело так или иначе дошло до составления протокола. Где обычно находятся водители в момент составления протокола инспектором ДПС? Конечно в патрульной машине ДПС, а почему?

Вы наверняка думали, что на сей счет есть какой-то закон или регламент. Но нет – место для оформления протокола вообще никак не оговорено законодательством. Просто в патрульной машине непорядочному инспектору будет проще оказывать на вас давление, да и свидетели в вашей машине ему не нужны. Существует такой психологический прием — «игра на чужом поле».

Допустим, вас остановили инспектор и какие-то люди в форме с автоматами, и говорят, что у них план-перехват или еще какая-нибудь спецоперация. Ведите себя с ними спокойно и вежливо попросите предъявить документы – представиться они обязаны по Закону о полиции.

Если столкнулись с открытой агрессией, выполните требования силовиков, но затем постарайтесь все-таки выяснить их имена и звания, чтобы затем отразить их нарушения в протоколе, а возможно – в жалобе в прокуратуру.


По законодательном нормам водитель обязан покинуть транспортное средство по предложению автоинспектора в следующих ситуациях (согласно пункту 93.1 Приказа МВД № 664):

  1. Сверка номерных указателей транспортного средства с документальными сведениями.
  2. Проведение личного досмотра гражданина либо осмотра транспортного средства.
  3. Предложение участвовать в разбирательстве в качестве понятого или свидетеля (действует по согласию гражданина).
  4. Автоинспектор предлагает устранить замеченную им неисправность или обнаруженные нарушения при перевозке груза.
  5. Если водитель находится под подозрением в употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ.
  6. Предложение покинуть авто в случае, когда водитель несет угрозу окружающим.
  7. Инспектор может предложить выйти из машины, при странном поведении водителя, болезненном виде или для оказания ему медицинской помощи.

ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.

Предложение от инспектора выйти из транспортного средства может стать обязательным в следующих ситуациях:

  • когда водитель нарушил ПДД, и требуется оформить штраф;
  • когда водителя остановили и просят выйти для составления на него протокола административного задержания согласно статье 27.4 КоАП РФ с указанием причин задержания;
  • когда требуется провести досмотр автотранспорта согласно статье 27.9 КоАП;
  • когда автоинспектор потребует водителя прекратить управление авто и отстранит гражданина согласно протоколу нарушений по статье 27.12 КоАП.

ВАЖНО! В некоторых случаях, если водитель уверен в ненарушаемости им правил, то приглашение выйти из автомобиля и перейти в патрульную машину для составления протокола, может иметь основания для недобросовестных инспекторов разжиться денежными средствами. В своей машине патрульным легче надавить на гражданина и развести того на деньги, чем при свидетелях в личном авто или за рулем.

Если водитель откажется выполнять требование инспектора ДПС при наличии грубого нарушения ПДД, то сотрудник автоинспекции вправе оформить гражданина по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. В этом случае гражданину назначается штраф на сумму в 1 000 рублей либо арест до 15 суток.

Ситуации, когда водитель может остаться в автомобиле

На практике водитель остается на месте, если инспектор проверяет только документы, в остальных случаях требуется покинуть свое место. Если законных оснований и нарушений нет, то автомобилист может остаться на месте. Ситуации, когда водитель может остаться в автомобиле:

  • проверка документов;
  • незаконность просьбы автоинспектора (если его требование не похоже на перечисленное выше).

Инспектор просит выйти из машины. А если я откажусь?

  • Цены
  • Характеристики
  • Тест-драйв
  • Багажник
  • Фото
  • Видео обзор
  • Дата выхода
  • Новости

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Часто от автоинспекторов водитель слышит аргумент “Я — закон здесь”. Данное утверждение неверно. Сотрудник Госинспекции уполномочен пресекать нарушения и выявлять потенциальных правонарушителей. Деятельность полиции регламентируется исключительно федеральным законодательством и подзаконными актами министерств и ведомств. Наиболее важные из них:

  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Федеральный Закон “О полиции”;
  • Административный регламент — дублер КоАП.

Причина необходимости покинуть машину должна быть прописана в одном из этих документов. Сотрудник ГИБДД не имеет права мотивировать её интересами службы, экономической составляющей или незаконными приказами начальства. Контроль за законностью и соблюдением нормативных документов возложен на федеральные и региональные управления Службы исполнения наказаний.

В том случае, если требование сотрудника ГИБДД является законным, водитель, в свою очередь, несет обязательство выполнения такого действия. Определение такого обязательства устанавливается на основании действующего регламента ГИБДД, вступившего в силу в октябре 2017 года, где четко определены права и обязанности автоинспекторов, в том случае и установлены четких границы должностных полномочий. При озвучивании требования выйти из транспортного средства полицейский не имеет права превышать имеющиеся у него полномочия и, кроме того, каким-либо образом подстрекать или побуждать (даже в косвенной форме) к совершению водителя или его пассажиров действий противоправного характера.

К запрету принуждения выйти из машины также относится положение закона, в соответствии с которым любое ограничение прав граждан допускается исключительно при наличии сопутствующих обстоятельств, отдельно предписанных в нормативно-правовых актах. При отсутствии таких обстоятельств сотрудник автоинспекции не имеет права ссылаться на любые интересы (службы, государства), целесообразность, распоряжения вышестоящих должностных лиц. Стоит отметить, что в настоящий момент любой автомобилист имеет право осуществлять видеосъемку общения с автоинспектором и любое превышение полномочий, которое будет им допущено, повлечет за собой негативные последствия для него. В связи с этим выполнение такого действия водителями иногда помогает наладить общение на дороге исключительно в правовой форме с соблюдением всех прав водителя.

В общем понятии существует 5 административно-процессуальных действий, для выполнения которых автомобилист несет обязательство покинуть свое транспортное средство. К ним, в частности, относятся такие, как досмотр автомобиля, проведение личного досмотра водителя, задержание лица, управляющего транспортным средством, его отстранение от эксплуатации авто или доставление в организацию (отделение полиции, медицинское учреждение).

В свою очередь перечень данный причин, которые побуждают от автоинспектора требовать от водителя выйти из авто также должны иметь под собой законные основания. При общении с сотрудником ГИБДД стоит четко различать границу между просьбой выйти и требованием покинуть авто – в случае требования (при наличии оснований) автомобилист должен это выполнить, если же озвучена просьба, то водитель может действовать по своему усмотрению и в зависимости от ситуации, поскольку принуждать его никто не имеет права. Согласно пункту 93.1 действующего регламента ГИБДД основаниями для выхода из машины могут стать следующие ситуации:

  • Если водитель имеет болезненный или утомленный вид (поскольку такой фактор может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие);
  • Если у автомобилиста, управляющего транспортным средством, имеются характерные признаки алкогольного и наркотического опьянения, в связи с чем возникает необходимость проведения медицинского освидетельствования и, возможно, отстранения его от автомобиля;
  • Проведение досмотра или осмотра. Такой ситуации должна предшествовать объявленная ориентировка, план-перехват, при котором сотрудник ГИБДД несет обязательство проверять всех перемещающихся по данной дороге водителей или с учетом определенных характеристик или описаний (фоторобота, марки и цвета авто и т.д.);
  • Для проверки государственного номера авто или номеров его составляющих частей (при наличии оснований полагать, что документы поддельные или машина числится в угоне);
  • При наличии необходимости оказать содействие другим участникам дорожного движения (для их транспортировки в медицинское учреждение) или привлечения водителя в качестве свидетеля или понятого;
  • Если имеется необходимость немедленного устранения технического несоответствия машины ее характеристикам;
  • В ситуациях, когда поведение автомобилиста, находящегося за рулем, угрожает безопасности окружающих или самому сотруднику ГИБДД.

За невыполнение требования автоинспектора выйти из транспортного средства, которое основано на положениях действующего регламента, автомобилист может быть привлечен к ответственности. Мера ответственности будет определяться исходя из пунктов Статьи 19.3 Кодекса административных правонарушений (части 1). Стоит отметить, что четкая градация меры ответственности в зависимости от действий автомобилиста отсутствует. В связи с этим наказание, которое понесет гражданин, не выполнивший требование автоинспектора, будет определяться в зависимости от показаний сотрудника ГИБДД и решения суда. В большинстве ситуаций за такое правонарушение назначается штраф в размере 500 рублей или административный арест сроком на 15 суток.

Обязан ли водитель выходить из авто по требованию инспектора

Из — за того, что инспектора получают отказ покинуть транспортное средство, зачастую возникает конфликт. Инспектора ГИБДД пытаются «повесить» на водителя такое нарушение, как «Неповиновение сотруднику полиции». Дело в том, что это нарушение будет действительно только в том случае, если распоряжение инспектора будет законным. А, так как водитель по закону из автомобиля выходить не обязан, то и считать его отказ нарушением нельзя.

Даже если вы не обязаны подчиняться требованию инспектора, вам все равно может потребоваться в некоторых ситуациях покинуть машину. Инспектор может просить вас выйти в следующих случаях:

  • Если во время осмотра автомобиля была обнаружена видимая неисправность или нарушение;
  • Необходимо устранить какую — либо небольшую поломку;
  • Для помощи пострадавшим в ДТП;
  • Для проверки габаритов груза или сверки государственных номеров автомобиля;
  • Для прохождения освидетельствования;
  • Для того, чтобы проследовать в машину инспектора.

Опять же отдельно отметим то, что он может именно предложить покинуть автомобиль. Выходить или нет — решать уже водителю.

В некоторых случаях инспектор ГИБДД действительно может требовать от вас того, чтобы вы покинули автомобиль. При этом вам придется подчиниться, иначе отказ будет расценен как сопротивление сотруднику полиции. Всего существует три возможных случая, когда требование инспектора необходимо выполнить в любом случае:

  • Водителя задерживают за правонарушение;
  • Если требуется досмотр транспортного средства;
  • Если водителя отстраняют от управления транспортным средством.

Однако и в этом случае не стоит торопиться выйти из машины. Обязательно дождитесь понятых и составления протокола. Пока эти действия не выполнены, покидать автомобиль не обязательно. Но если уж все условия будут выполнены, то требование инспектора будет полностью законно.

  • При обнаружении во время осмотра автомобиля устройства, не предусмотренного конструкцией автомобиля или ГОСТом. В этом случае штраф будет проще оспорить;
  • Для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Следует помнить, что неоказание помощи или намеренное оставление человека в беде может расцениваться как уголовно наказуемое преступление;
  • Для медицинского освидетельствования. Отказ от него при наличии серьезных оснований для проверки может привести к огромному штрафу, лишению прав и даже аресту;
  • Для участия в досмотре в качестве понятого.

Ответ: С большой долей вероятности действия инспектора были незаконными.

При осуществлении деятельности по контролю за безопасностью дорожного движения, инспектор обязан руководствоваться положениями вступившего с 20 октября 2017 года административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Пункт 93.1 данного регламента устанавливает перечень ситуаций, когда инспектор вправе предложить водителю покинуть автомобиль.

  • В их числе:
  • Если подозревает у водителя наличие признаков опьянения или же полагает его находящимся в болезненном состоянии;
  • Для досмотра машины, груза, личного досмотра самого водителя или осмотра автомобиля;
  • Для сверки номерных агрегатов автомобиля, проводимого в присутствии водителя;
  • Для оказания помощи пострадавшим в ДТП, иным участникам движения или для проведения процессуальных действий;
  • С целью устранения технических неисправностей автомобиля или нарушений при перевозке грузов;
  • В случаях, когда поведение водителя представляет угрозу безопасности инспектора ГИБДД.

Формулировка в административном регламенте очевидна – «вправе предложить», но никак не заставить, поэтому предложение нельзя считать «законным распоряжениям сотрудника полиции», за неисполнение которого может наступить ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. В этой связи ответственности за отказ выходить из машины не наступит.

Законом не установлено перечня ситуаций, когда водитель обязан выйти из машины. Однако следствием исполнения законного распоряжения требований сотрудника полиции, выйти из машины придется, если:

  • Сотрудником полиции составлен протокол административного задержания на основании ст. 27.4 КоАП РФ;
  • Водитель отстранен от управления транспортного средства с составлением соответствующего протокола в присутствии понятых (ст. 27,12 КоАП РФ);
  • О досмотре транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ).

При этом, повторимся, этот перечень не прописан в законе, а обязанность водителя покинуть автомобиль вытекает из сути применяемых к нему процессуальных мер.

data-full-width-responsive=»true»>

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Прежде чем выйти из машины по требованию сотрудника ГИБДД, необходимо убедиться в его подлинности. В период летних отпусков, зимних каникул или крупных мероприятий на загородных дорогах можно встретить фальшивых работников дорожной полиции. Поэтому бдительность никогда не помешает. Настоящий инспектор ГИБДД одет в форменную одежду от иссиня-чёрного до тёмно-чёрного оттенков и светоотражающий жилет зелёного цвета с аббревиатурой ДПС на спине. Куртка и брюки обязательно совпадают по цвету. На груди расположен жетон, который не должен создавать бликов и хорошо читаться даже на камере. Инспектор обязан сразу или по требованию водителя предъявить служебное удостоверение. Водитель не может брать его в руки, но у него должно быть достаточно времени, чтобы определить его подлинность по следующим признакам:

  • Левая часть. Содержит цветную фотографию инспектора в форме с печатью МВД в правом нижнем углу. Справа от фото в верхней части располагается государственный герб Российской Федерации. В нижней части опубликован трёхбуквенный код региона прохождения службы и номер удостоверения. Между гербом и этими данными расположено обозначение МВД РОССИИ большими красными буквами. В нижней строчке левого поля находятся личный номер сотрудника и срок действия документа.
  • Правая часть. На ней размещено название управления МВД с полной расшифровкой региона. Далее идёт надпись “Служебное удостоверение” с его номером. Комбинации на обеих половинах корочки обязательно совпадают. Под ним значатся личные данные инспектора – звание, ФИО, подробное название должности. Под ними находится виза начальника отдела или командира отряда. Нижняя строчка содержит сведения о праве сотрудника на личное оружие. Ближе к левому нижнему краю располагают дату выдачи документа.

Если хотя бы один из этих пунктов не выполняется, водитель имеет право игнорировать команды такого инспектора. Стоит автомобилисту покинуть автомобиль, как им завладеет подельник.

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток. Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово. Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.

Обязательно ли водителю выходить из машины по требованию инспектора ГИБДД?

Одним из самых спорных моментов в законодательстве, которое касается дорожного движения, является процедура осмотра транспортного средства. Такая ситуация часто связана с тем, что многие, ориентируясь достаточно поверхностно в законодательстве об осмотре и досмотре, сразу же подают на административный арест. Но сами инспекторы ДПС такие процедуры не всегда применяют в рамках действующих законов. Хотя данные действия, по сути, нарушают права граждан. Учитывая этот факт, крайне важно быть осведомленным в вопросах, когда именно и при каких обстоятельствах проводится досмотр автомобиля.

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола. Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств. Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин. Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования. Подпишите протокол и можете ехать дальше».

В таких случаях инспектор ГИБДД вправе потребовать следовать за ним и даже может при необходимости применить предварительное административное задержание в отношении водителя. Обратите внимание: о таком задержании протокол может быть составлен непосредственно после задержания и препровождения его в отделение полиции. В этом случае не является обязательным участие понятых. Все полученные во время процедуры материалы, а также фиксация вещественных доказательств к соответствующем протоколу прилагаются.

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Если вы полагаете, что инспектор грубо нарушил ваши права – вы можете обжаловать его действия в суд. Для этого обратитесь к нашим юристам за консультацией или поручите им составление жалобы.

Нужна помощь юриста? Заполните форму ниже!

Полезно знать:

  • За прогрев двигателя во дворе штраф в 1500 рублей!?
  • Когда можно сесть за руль после выпитого пива?
  • Как получить водительские права в 2020 году
  • Как выиграть суд у автосалона за некачественное авто?
  • Попал в яму, повредил машину. Как взыскать ущерб?
  • Штраф за техосмотр в 2000 руб. ежедневно, проверка 3 раза в месяц и другие новшества реформы

Ситуации, когда водитель бывает обязан покинуть свое транспортное средство, четко прописаны в законах Российской Федерации. Так, подобной ситуацией является составление в отношении водителя протокола об отстранении от управления и запрещение дальнейшей эксплуатации автомобиля по каким-либо причинам. Помимо этого, выйти из машины водитель обязан при его задержании или необходимости досмотра автомобиля или самого водителя лично. Любое из рассматриваемых действий инспектора должно быть подтверждено соответствующим протоколом, оформленным по всем правилам составления подобных документов.

Помимо обязательного выхода водителя из собственного автомобиля, закон рассматривает и ситуации, когда инспектор вправе предложить водителю выйти. Стоит заметить, что законодательными актами приводится именно формулировка «предложить выйти», а не «потребовать покинуть автомобиль». Такими ситуациями является необходимость устранения мелких технических неисправностей, ответственность за которые предусматривает наложение административного штрафа или устранение их на месте с вынесением предупреждения. В таких случаях водитель вправе отказаться устранять неисправность, однако после этого он будет подвергнут наложению административного взыскания. Помимо этого, инспектор может предложить покинуть автомобиль для совместной проверки номерных узлов и агрегатов при подозрении на криминальную историю автомобиля, для оказания помощи пострадавшим в ДТП, при необходимости быть понятым или свидетелем, при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение водителя.

Стоит заметить, что в описанных ситуациях водитель теоретически вправе отказаться выходить из автомобиля. Однако отказ может негативно отразиться на нем самом (случай с мелкими неисправностями и штрафом за них). Помимо этого, законы, действующие на сегодняшний день, предписывают водителю выполнять требования сотрудника полиции. При этом необходимость законности этих действий в законе не оговорена. В случае незаконных действий сотрудника водитель вправе подать на него жалобу в управление собственной безопасности, полицию или прокуратуру. Однако требование инспектора на момент его вынесения должно быть выполнено. Разумеется, требование должно отвечать здравому смыслу. Маловероятно, что на водителя может быть наложена ответственность за отказ в выполнении откровенно абсурдных действий дорожной полиции.

В случае остановки автомобиля сотрудником дорожной полиции водитель обязан предъявить инспектору документы, подтверждающие его право на управление автомобилем. Однако сделать это необходимо только после того, как инспектор представится, назовет цель остановки и предъявит требования.

Стоит заметить, что целенаправленно заставлять инспектора предъявлять удостоверение, нагрудную бляху, записывать его работу на видеорегистратор и диктофон законом не запрещается. Однако делать это следует только при откровенном нарушении инспектором законных прав водителя. Дело в том, что подобные действия, несмотря на полную их законность, могут восприниматься инспектором как скрытая провокация конфликта. Разумеется, адекватный и уравновешенный полицейский на подобную провокацию не отреагирует. Однако человеческий фактор никто не отменял. Инспектор может быть уставшим, разозленным общением с нарушителями, у него могут быть личные проблемы. Поэтому столь демонстративное поведение может превратить обычную проверку документов в длительную процедуру проверки всего подряд, что только может проверить инспектор на дороге. Кому это нужно?

Согласно административному регламенту МВД, дорожный полицейский может только предложить водителю, которого он остановил, покинуть автомобиль. Но в большинстве случаев автомобилист сам определяет, хочет ли он выходить или готов общаться с инспектором в собственной машине. Но когда он говорит об этом гаишнику, его порой начинают пугать «неповиновением» по статье 19.3 КоАП. Она предполагает за это не только штраф от 500 до 1000 руб., но и арест на 15 суток.

Разумеется, после этого многие водители выходят из машины, испуганные грядущим наказанием. Но это скорее психологический прием, нежели реальная опасность получить наказание на пустом месте.

Помните, что полицейский вам вправе предложить, а вы вправе отказаться покинуть автомобиль. Но и предлагать это сделать он может только в определенных случаях:

  • когда полицейский увидел неисправность, и нужно ее устранить;
  • когда на машине перевозят груз и нарушают правила — например, если он групногабаритный, а опознавательных знаков нет;
  • если инспектор видит у шофера признаки, что он пьян или находится под воздействием запрещенных препаратов;
  • если требуется сверить номера кузова, мотора с документами на авто;
  • чтобы помочь пострадавшим в ДТП, или стать понятым, или свидетелем;
  • чтобы пройти осмотр или досмотр авто;
  • когда поведение водителя опасно для самого инспектора.
  • #тест
  • #дтп в нижнем новгороде
  • #гибдд
  • #происшествия
  • #дтп в нижегородской области
  • #осаго
  • #лайфхак

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать “требую” или “прошу” — он просто скажет: “Выйдите, пожалуйста, из машины“. Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона. Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.

1. Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.

Статья 27.4 КоАП РФ:

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

2. Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.

3. Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.

Инспектор ДПС попросил вас выйти из машины. Обязаны ли вы сделать это?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

Во всех остальных случаях, не перечисленных в Приказе МВД РФ, гражданин имеет право отказаться выходить из транспортного средства. Однако делать это нужно грамотно, чтобы не нарваться на еще большие проблемы.

Разговаривая с сотрудником ГАИ, следует оставаться вежливым и спокойным. В первую очередь, необходимо попросить его представиться и объяснить причину остановки.

Например, сразу после вступления регламента в законную силу в Сети начали активно обсуждать, что теперь автолюбителям могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует пункт, разрешающий участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру действия сотрудников ГИБДД. Но это не так.

Некоторые СМИ сообщили, что теперь водителям придется выходить из машины по первому требованию инспектора. Однако на самом деле пункт, где разъясняются случаи, когда инспектор ГИБДД может предложить водителю выйти из транспортного средства, остался без изменений. То есть выходить не нужно. Инспектор лишь может предложить выйти в следующих ситуациях:

Новый Приказ №664 породил множество мифов. Точнее сказать, породил не он, а разного рода информационные ресурсы, копирующие сообщения, не проверяя фактически соответствие их действующему на 2020 год законодательству. Одним из таких мифов стала законность требования сотрудника полиции пройти с ним в патрульный автомобиль для составления административного материала. Обязан ли водитель садиться в служебную машину для составления протокола или постановления по новому Приказу № 664 и законно ли требование инспектора ДПС пройти к нему в патрульную машину? Давайте разбираться!

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием — «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.

Последний пункт самый загадочный. Видимо, он придуман на случай, когда водитель попытается задавить инспектора или, возможно, покалечить служивого резко открываемой дверью. После просьбы полицейского он, конечно, наверняка прекратит безобразничать! Так или иначе, но все это — не более чем пожелания полицейского, которые водитель имеет полное право проигнорировать. Даже сакраментально предложение продуться на предмет алкоголя.

Вы сидите в машине, неторопливо покуривая, и ждете, пока инспектор принесет протокол. А он в то время заполняет протокол об отказе в прохождении медицинского освидетельствования. И даже вопрос с понятыми в таком случае решается достаточно просто: инспектор останавливает проезжающие машины, говорит, что там, в машине сидит человек, который не хочет проходить медицинское освидетельствование. «Понятые» подписываются и уезжают.

Также сохранилась следующая формулировка: инспектор «вправе предложить». Это не подразумевает требования со стороны инспектора, а значит, водитель может отказаться выходить из машины. «В административном судопроизводстве все сомнения, которые возникают в той или иной ситуации, трактуются в пользу гражданина. В данном случае „вправе предложить“ необходимо трактовать как право водителя выходить или не выходить из автомобиля, — отмечает юрист Сергей Кормилицин. — А вот должен ли водитель выйти из автомобиля в той или иной ситуации, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Например, для определения признаков состояния опьянения водитель может не выходить, т. к. „дышать в трубочку“ можно и сидя в автомобиле. Или другой случай из регламента: „для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах“. Очевидно, в данной ситуации водитель вправе выбирать, хочет ли он, чтобы инспектор ГИБДД сверял номера под капотом его автомобиля сам или с участием водителя (чтобы исключить злоупотребления). В итоге можно прийти к выводу, что выход из автомобиля является правом, но не обязанностью водителя».

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Если инспектор указал на вашу машину, то он также укажет и на место для остановки. Остановка авто по требованию – обязанность водителя, иначе он становится нарушителем. Для остановки авто водителю нужно включить правый поворот и прижаться к обочине (если водитель из-за волнения включит другой поворотник, то ему грозит штраф).

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий Приказ МВД №185 утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует Приказ МВД №664 от 2017 года. Существенных изменений в 2020 году не произошло.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *