Требования земельного законодательства к границам земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования земельного законодательства к границам земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отсутствие в ЕГРН (ранее — в ГКН) сведений о границах зе­мельных участков не препятству­ет собственникам таких участков предъявлять негаторные иски в защиту своих прав. Эта пра­вовая позиция сформулиро­вана в Определении ВС РФ от 20.10.2015 No 14-КГ15-7, в кото­ром Судебная коллегия по граж­данским делам ВС РФ указа­ла, что исходя из ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 45 старого Закона о кадастре земельные участки, кадастро­вый учет которых был проведен до вступления в силу указанно­го закона, и земельные участки, в отношении которых кадастро­вый учет не проводился, но пра­во собственности зарегистри­ровано, считаются учтенными, а их границы — определенными в соответствии с требования­ми законодательства, действо­вавшего на момент образова­ния этих участков. И тот факт, что границы земельных участков не установлены в соответствии с действующим законодатель­ством, не препятствует, по мне­ нию ВС РФ, собственникам за­щитить свои права, предъявив иск об устранении препятствий в пользовании земельными участками.

В этом деле суд отклонил дово­ды Росреестра, отказавшего за­явителю в регистрации права соб­ственности на земельный участок, об отсутствии сведений о коорди­натах характерных точек границ этого участка. Суд обратил вни­мание, что отметка в кадастро­вой выписке от 2015 г. о неуста­новлении границы земельного участка в соответствии с требова­ниями земельного законодатель­ства (при наличии описания мес­тоположения границ земельного участка) свидетельствовала лишь о том, что сведения о границах уч­тены в новой системе координат, притом что в кадастровом плане от 2005 г. сведения о координатах характерных точек границ этого земельного участка содержались.

Таким образом, суд признал пра­вомерным описание границ, ко­торое существовало до введения старого Закона о кадастре. Довод Росреестра о возможности в дан­ном случае отказать в госреги­страции в силу абз. 14 п. 1 ст. 20 старого Закона о госрегистрации суд отклонил.

Когда вы ставите землю на кадастровый учет нужно подать ряд документации, среди которой должен быть акт согласования границ участка, который подписывается при межевании в вашем присутствии. Но иногда этот документ забывается, либо нарочно не фиксируется (а вы не располагаете знаниями об обязательном получении этого документа) – в таком случае вы и получаете «Граница земельного участка не установлена в соответствии с законом», потому что в Росреестре нет ваших установленных границ.

Проще говоря, эта формулировка встречается в случае, если ваша земля не прошла межевания (может она и проходила его, но акта согласования границ участка подтверждающего это нет. В случае, если есть, но и запись есть – читайте пункт «Что делать, если запись есть, но межевание точно проводилось и акт на руках?» данной статьи). Соответственно, в Росреестр не передавались сведения о ЗУ. Это означает, что сведения о наделе отсутствуют, и любая сделка оформляться не может.

Как происходит установление границ земельного участка

Сведения в Росреестр передаются согласно установленным нормативам. Заказчик получает межевое дело, в котором обязательно должен содержаться акт о согласовании межевых границ с соседями. В этом случае акт подписывается по просьбе собственника или кад. инженера.

После постановки ЗУ на кадастровый учет можно:

  • уточнить границы ЗУ;
  • изменить границы (расширить или уменьшить).

В любом случае, еще раз прочитайте пункт данной статьи «Какие требования предъявляются к установке чтобы этой записи не было?» – там обозначены все моменты, с которыми вы должны закончить процедуру установки краев земли.

В этом случае потребуется переслать заказное письмо с уведомлением о том, что требуется подписать акт о согласовании границ.

Если через месяц ответ не будет получен, то на основании полученных в почтовом отделении документов, требуется подойти в нотариальную контору и зарегистрировать отказ от подписания.

При отказе можно провести межевание без согласования с соседями.

Если реакция на подписание оказалась негативной или при заведомо возникшем споре о территории наделов, требуется подавать исковое заявление в суд по месту расположения ЗУ. В этом случае кадастровый инженер может выступить со стороны истца в качестве эксперта по вопросу.

Исковое заявление об установлении границ земельного участка.

Иногда такое случается даже при наличии акта согласования у вас на руках. Скорее всего где-то произошла «канцелярская» ошибка. Не стоит пугаться. Обращаемся в орган кадастрового учета, показываем документацию и прочим исправить ошибку.

Реже, но, к сожалению, тоже случаются ситуации, в которых межевание было проведено полностью в соответствии с требованиям земельного законодательства, а вот в самый последний момент, когда происходило оформление межевого плана – были допущены какие-либо ошибки. Тут мы обращаемся к пункту данной статьи, где написано как провести установку границ земли, потому что это единственный выход из сложившейся ситуации. Такую ошибку никак не исправить, только заново межевать землю. Ну либо обращаться в суд. По опыту вам скажем – лучше еще раз определите границы.

Зачастую неопределенные границы земельных участков становятся камнем преткновения при согласовании этих параметров с соседями. Межевание позволяет предупредить данную проблему, поскольку если дойдет до судебных прений, решение суда будет опираться преимущественно на факт проведенного обозначения характерных точек, т.к. по ним можно отследить возможные нарушения прав третьих лиц.

Границы земельного участка. Требования к установлению. Пересечение границ

Перед постановкой на кадастровый учёт своей собственности владелец земельного участка должен предоставить в уполномоченный орган целый пакет документов. Одним из важных приложений к заявлению при регистрации земли является акт согласования земельных границ с другими землепользователями. Этот документ составляется во время замеров при межевании. Однако бывают случаи, когда по невнимательности землевладельцев или кадастровых инженеров данный акт упускается из виду. Как результат оплошности, земельный участок остается без надлежащим образом оформленных границ.

Во время продажи земельного участка со всеми правоустанавливающими документами, оформленными в надлежащем порядке, вполне могут возникнуть непредвиденные сложности. Подавая документы для регистрации, собственник земли может получить отказ от сотрудника кадастрового органа. Поводом для отказа в регистрации договора купли-продажи в данном случае может выступить факт отсутствия определённых и оформленных границ участка.

Неудивительно, что подобные проблемы могут вызвать разногласия и споры с определением общих границ участков с соседями. Каждому гражданину в соответствии с Конституцией и процессуальным законодательством гарантируется судебная защита его прав.

Но, отсутствие в кадастровом паспорте объекта отметки о правомерно оформленных границах сильно снижает шансы выиграть дело о защите своего права собственности на спорном участке.

В силу отсутствия элементарных знаний по землеустройству многие землевладельцы попадают в такие невыгодные ситуации. В каждом кадастровом паспорте указывается детальная схема земельного участка. Однако для определения четких границ земли этого мало. Установление границ подразумевает, в первую очередь, их однозначную идентификацию, привязку к географическим координатам и определение положения по отношению к смежным участкам. Соблюдение указанных трёх требований считается достаточным.

Если у землевладельца нет споров с соседями насчет границ и если нет желания совершать сделки с землёй (купля-продажа, дарение, аренда и т.п.), то факт отсутствия ведомости границ в кадастровом паспорте не будет создавать какие-либо неудобства для собственника. Однако такое положение дел не считается правомерным, так как земля считается собственностью, и вся документация на неё должна быть в полном порядке.

Причиной обсуждаемой проблемы больше всего выступает элементарная невнимательность человека. Если прежние землепользователи провели процедуру кадастрового учета собственности без проведения межевания, то проблемы возникнут у нынешнего владельца земли.

Чтобы не дать старт бесконечным спорам с собственниками соседних участков, следует провести межевание в установленном законом порядке. Порядок проведения межевания и юридические требования к этому мероприятию отражены в ФЗ №78 «О землеустройстве».

Итак, каков же порядок действий для легального установления границ земельного участка? Решение обсуждаемой проблемы – обращение в лицензированную геодезическую фирму для проведения межевания границ. Проведению геодезических работ будет предшествовать заключение договора, в котором будут обговорены все условия работы специализированной фирмы. Результатом работы специалистов-геодезистов будет межевое дело. Именно на основе данных этого документа орган, регистрирующий права собственности на земельные участки, внесёт поправки в кадастровый паспорт объекта.

После завершения всего комплекса измерений на участке геодезисты составляют межевое дело в двух экземплярах. Если один из них надо будет направить в кадастровый орган, то второй оригинальный экземпляр собственник должен хранить у себя. Межевой план должен полностью соответствовать установленному государством образцу. Указание на дату проведения процедуры определения границ обязательно.

Если между соседями нет разногласий по поводу границ, то составляется акт согласования. При этом следует отметить, что согласие соседей при составлении акта согласования должно быть письменным. Устное согласие соседей на установленные границы не будет считаться действительным и повлечет за собой ничтожность межевого плана. Но если имеется спор, то решать проблему придётся через суд. Из-за того, что доказательственная база по спорам по установлению границ очень скудная, то судебные тяжбы могут продлиться довольно-таки долго.

Если границы земли не оформлены, то в кадастровый паспорт будут внесены записи именно с такой формулировкой – границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Это означает, что межевание границ не проводилось. Приказ Минюста от 18 февраля 2008 года №32 законодательно закрепил, что указанная выше формулировка должна быть внесена в графу 17 кадастрового паспорта объекта в случае отсутствия информации в государственном реестре учета земель о границах.

Но такая запись может быть закреплена в правоустанавливающих документах на недвижимую собственность и даже если имеется межевой план участка с четко определёнными границами. Вероятнее всего в таких случаях допущена кадастровая ошибка. Сотрудники кадастровой палаты могут по невнимательности перепутать данные и внести ошибочные сведения. ФЗ от 24 июля 2007 года №221 гласит, что кадастровая ошибка будет исправлена, если будут предоставлены документы, указывающие на надлежащее оформление границ (в нашем случае, это межевое дело с подробной схемой границ земли).

Запись в пункт 17 кадастрового паспорта может быть внесена, если межевое дело составлено неверно и с отклонением от установленного образца. В подобных ситуациях органы кадастрового учёта не будут вносить изменения в паспорт объекта.

Ввиду этого, всем собственникам настоятельно рекомендуется внимательно ознакомиться с межевым делом. Недвижимость без установленных границ подобна «коту в мешке» — высок риск возникновения споров по поводу общей площади земельного надела.

Что такое границы земельного участка и какими они бывают

Неустановленные границы земельного участка не препятствуют защите права собственности 20 октября 2015 года судебной коллегией Верховного суда РФ было вынесено определение по гражданскому делу о споре по неустановленным земельным участкам. Судебный орган пришел к выводу, согласно которому собственник земельного участка без установленных границ вправе требовать устранения нарушения своих законных прав от любых лиц.

Лицо подало в суд иск с требованием обязать ответчика перенести забор и устранить препятствия в пользовании землёй. В качестве обоснования своих требований он указал, что он является собственником спорного земельного участка.

Ответчик по делу имел в собственности смежный земельный участок. Ответчик незаконным образом перенёс по левой межевой границе забор на 1,5 метра и установил ограждения на участке истца.

Суд первой инстанции требования истца удовлетворил. Однако вышестоящая инстанция прежнее решение отменила. Мотивировкой для принятия данного решения выступило положение, что границы земельных участков истца и ответчика не установлены в соответствии с требованиями закона. Ввиду этого, решение суда первой инстанции признано необоснованным и незаконным.

Далее Верховный суд аргументы апелляционного суда не принял и вернул дело для рассмотрения заново в апелляционный суд.

Обоснованием для такого вывода высшей судебной инстанции послужили следующие доводы.

В соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для следующих категорий земель границы считаются установленными согласно законодательству:

Установление границ представляет собой процедуру, которая требуется для постановки участка на кадастр. Работа заключается в сопоставлении с градостроительным планом, определении поворотных точек и сверке с другими объектами.

Если замеры выполнены без нарушения требований законодательства, надел индивидуализируется и формируется в качестве полноценного недвижимого объекта. Для определения внешней границы используются географические координаты, установленный адрес и местоположение земли.

В первую очередь, необходимо подать документы и заявление установленного образца. Далее требуется акт согласования расположения границ. Он заключается в присутствии всех соседей по участку, с наделами которых он может граничить. Действующий порядок предполагает наличие отметок о их согласии с проведением межевания.

Выполняются следующие этапы:

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит согласование работ и обсуждается их стоимость. Осуществляются проверка документов заказчика и подготовка проекта межевания.
  2. Геодезические работы. Участок требуется межевать на месте. Осуществляются полный замер территории, геодезическая съемка и определение границ в соответствии с представленными документами и расположением соседних наделов.
  3. Камеральные работы. Для их выполнения приглашают кадастрового инженера. Он составит план и согласует полученные сведения со сведениями из документов.

Кадастровый инженер заранее назначает дату, когда можно забрать готовый документ. В этот день необходимо явиться и получить его. Если все в порядке, подписывается акт приема-передачи выполненных работ. О готовности документа собственнику сообщат по телефону, который он оставляет во время согласования работ.

В результате работы можно оформить план, который необходимо предоставить в территориальный отдел Росреестра или МФЦ. Необходимо написать заявление и оплатить госпошлину.

Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

  • на геодезическую съемку около 10 дней;
  • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
  • на предоставление документов – 5 дней;
  • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

В соответствии со статьями Земельного кодекса РФ под границей участка понимается линия, определяющая расположение конкретной площади (единицы), которая включает в себя все имеющиеся недра, а также непосредственно почвенный слой.

Таким образом, эта линия ограничивает право собственности определенного физ. или юр. лица, одновременно устанавливая его и на все постройки территории, а также природные объекты.

Установление межей осуществляется в соответствии с координатами местности, а также характерными точками, которые еще называют поворотными.

При определении межи земельных участков может широко использоваться такое понятие, как многоконтурность, то есть единое владение состоит из нескольких выделенных частей, которые могут даже не пересекаться.

При этом они представляют собой единое целое, имеющее промежуток между собой, спровоцированный прохождением других земельных участков, расположенными природными объектами.

Под фактическими границами понимаются те линии, которые проводятся непосредственно на месте расположения участков.

Вынесение границ на местность производится в процессе составление межевого плана, когда кадастровый инженер выезжает на местность и после осуществления процедуры согласования устанавливает поворотные точки надела.

Впоследствии проведенная между ними линия образует контур замкнутого типа, который и будет выступать в роли фактической границы.

В процессе формирования межи и установления поворотных или характерных точек кадастровый инженер должен учитывать те требования, которым она должна соответствовать.

Так, потребуется соблюдать следующие правила:

  • Межа надела не должна пересекаться с любыми территориальными границами муниципальных поселений или населенных пунктов;
  • Контур участка (границы надела) по возможности должен быть простым. То есть идеальная форма представляет собой четырехугольник. Разумеется, в связи с природными характеристиками, конфигурациями соседних участков и прочими факторами не всегда удается достичь минимальной изломанности;
  • Контур участка не должен пересекать смежные наделы. В такой ситуации произойдет наложение одного участка на другой (частично или даже полностью);
  • Определение межей должно осуществляться таким образом, чтобы участок имел выход к проезжей части и все коммуникации, проходящие в данной местности, были бы ему доступны.

Отсутствие установленных межей у земельного участка накладывает массу ограничений на действия с ним. При необходимости ее определения собственник или другое заинтересованное лицо должно выполнять ряд действий в установленном порядке ЗК РФ и ФЗ, регулирующем кадастровую деятельность.

Фактически приглашение инженера становится начальным этапом процесса межевания, когда собственник участка заключает договор на определение межей надела.

Выбирая геодезическую организацию, необходимо обращать особое внимание на то, чтобы у инженера, выполняющего работу, было разрешение (лицензия) на подобный вид деятельности, в противном случае составленный план не будет иметь юридической силы.

При определении межей надела не менее важной процедурой становится выезд инженера на местность для определения установления поворотных точек и прохождения границ. Такая процедура необходима для того, чтобы учесть все особенности рельефа местности, а также фактического расположения соседних участков.

После того, как границы установлены, и межевой план официально оформлен, собственник надела имеет возможность обратиться в кадастровую палату. Такое обращение осуществляется с целью внесения данных о наделе в единый общегосударственный реестр.

Параллельно с таким действием владелец имеет возможность получить кадастровый паспорт, на основании какого возможно получение права собственности.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Смежная граница представляет собой линию, которая накладывается поверх фактической границы в тех местах, где линии участка проходят по границе соседнего надела. В отличие от основной границы участка, которая строится по характерным точкам, такие линии определяются промежутком совмещенности со смежным земельным наделом.

Граница смежного участка на плане отображается снаружи (за основной линией) и перед своим отображением также требует предварительного согласования с непосредственным собственником примыкающего надела.

Под изломанностью понимают специфическое размещение поворотных точек надела, которое образовано имеющимися смежными наделами, спецификой имеющихся почв, а также условиями рельефа и ландшафта участка.

В идеале участок должен иметь всего 4 характерных точки и, как следствие 4 границы. На практике же земельные участки не всегда представлены в такой форме и чем больше будет таких поворотных точек, чем больше получается изломанность границы участка.

Высокая изломанность значительно осложняет геодезические, картографические и топографические работы.

В связи с этим инженеры, определяя межи участка, стараются достичь минимальной изломанности (насколько это возможно в конкретной ситуации).

Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:

  • Правоустанавливающий документ на участок;

    Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности. В общем, любой документ, доказывающий право собственности или пользования.

    Исходные данные:

    К проблемным вопросам уточнения границ ЗУ следует отнести 2 момента:

        • требование подтверждения границ на местности 15 и более лет при наличии правоподтверждающего документа.
        • требование уточнения всего контура смежного с объектом кадастровых работ земельного участка — ч.2 ст.43 ФЗ-218.

    Проведя всесторонний анализ действующего законодательства, считаем необходимым обратить внимание на необоснованность требования подтверждения существования границ на местности при наличии правоустанавливающего документа, превышение пределов правовой экспертизы документов со стороны государственного регистратора и, как следствие, — незаконность решений о приостановлении (отказе).

    1. В соответствии с частью 4.2. ст.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее – Закон о кадастровой деятельности) установлено, что при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
    2. В соответствии с частью 1. ст.35 Закона о кадастровой деятельности, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства договора подряда на выполнение кадастровых работ.
    3. КИ наделен правом определять местоположение границ объекта кадастровых работ, но не устанавливать их. В чем разница? Правообладатель и только он знает пределы границ своего земельного участка. Исключительно волей правообладателя обязан руководствоваться КИ при определении границ земельного участка на местности.
    4. В соответствии с частью 1. ст.29.2 Закона о кадастровой деятельности, кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
    5. Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) определены пределы осуществления гражданских прав. Так, в частности, согласно пункту 1 названной статьи не допускаются действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); при этом, как указано в пункте 5 статьи 10 ГК, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

    Можно выделить три таких варианта:

    1. формировать межевой план строго в соответствии с площадью, указанной в правоустанавливающем документе;
    2. формировать межевой план по фактическим границам земельного участка, закрепленных объектом исскусственного происхождения — забором;
    3. формировать межевой план по границам, указанным заказчиком кадастровых работ, с указанием в ЗКИ, что в фактические границы земельного участка, закрепленных объектом исскусственного происхождения (забором) превышают установленный законом предельный размер и подлежат оформлению (перераспределение) в установленном законом порядке.

    Границами называются искусственно установленные пределы, обозначающие конфигурацию и величину (площадь) надела. Подобная процедура осуществляется путем проведения работ, которые выполняет государственный земельный кадастр (ОPrav _ 147). Определяющей характеристикой границ является наличие поворотных точек с расположенными на них знаками, которые называются межевыми.

    Фактической межой участка является та черта, которая определяется в результате проведения работ геодезического характера и осуществляется по отношению к конкретному участку.

    Фактическая черта выделенного надела имеет определенные типовые характеристики, применимые к нему независимо от расположения надела, его назначения и других отличительных особенностей – она имеет координаты точек (те места, в которых прямая линия, ограничивающая площадь, изменяет сое направление) и обозначается топографическими знаками.

    Отдельно выделяется понятие границ смежных участков – к ним относятся линии, определяющие конкретный участок и являющиеся прилегающими к тем, которые соприкасаются или граничат с ним.

    Черты смежных участков имеют существенное отличие от фактических – в отличие от них они определяются не поворотными точками, имеющими координаты, а длительностью межи, которая совмещается с соседними.

    Также особенностью их является то, что их можно устанавливать только после определения фактической межи и предварительной операцией является проведение согласования для того, чтобы интересы собственников прилегающих участков не были затронуты.

    Выделение смежных границ осуществляется инженером и может проводиться как только для одного участка, так и сразу нескольких – чаще всего такие случаи бывают при распределении большого количества участков из одной площади.

    Стоит отметить, что в обязательном порядке при таких действиях приглашаются все лица, которые заинтересованы в установлении смежных пределов, какие должны поставить свою подпись под занесенными в документы данными.

    Расположение участка, определяемое на основании выделенных границ, устанавливается по наличию его межевых знаков. В связи с таким фактором месторасположением рубежей является прохождение линии, которая отдельно фиксируется установленными в результате топографических и геодезических работ координатами и своим наличием разделяет участки, которые либо принадлежат разным лицам, либо выделены на основании иных правовых действий.

    Разметка рубежей участка определяется проведением процедуры, которая носит название «вынос границ в натуру». Отдельным моментом его осуществления является необходимость наличия оформленного и утвержденного плана, который фиксируется на бумажном носителе и представляется в виде чертежа.

    Независимо от того, какие особенности ландшафта и специфика свойств почвы присуща конкретному участку, осуществление действий по разметке межей выполняется непосредственно на местности – таким образом тот чертеж, который определяет границы его существования переносится как бы в реальные условия.

    При установлении пределов территории широко используется такое понятие, как их изломанность. Под ним понимается определенное (уникальное) расположение точек, являющихся поворотными. На показатель изломанности границ существенное влияние может оказывать специфика грунта, расположенного на территории надела, а также условия ландшафта, с корректировкой на какие осуществлялось выделение границ.

    Нормативным расстоянием называется определенный стандарт, какой относится к расположению следующих объектов:

    • Конструкций жилого и хозяйственного назначения;
    • Сооружений линейного типа;
    • Прокладки коммуникаций;
    • Установки заборов;
    • Высадки деревьев.

    Такие нормы устанавливаются в рамках правильной организации и расположения объектов на территории и по отношению к смежным с ним. Кроме того отдельно выделяются нормы противопожарной безопасности, разработанные и внедренные с целью обеспечения минимальных рисков при возгорании отдельных строительных объектов, а также обеспечения возможности подъезда пожарной техники к месту возгорания.

    Услуги по установлению границ земельного участка предоставляются различными организациями, формирующими цены на свои услуги исходя из особенностей региона и категории земли. Раньше стоимость уточнения границ надела земли на местности рассчитывалась как произведение цены за единицу площади (сотка) участка, где необходимо произвести уточнение, на стоимость такого уточнения по региону.


    Оспаривается отдельное положение приказа Минюста России об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории.

    Согласно данному положению при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы участка указывается, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    По мнению заявителей, оспариваемое положение противоречит Закону о кадастре, поскольку границы ранее учтенных земельных участков являются установленными, несмотря на отсутствие в государственном кадастре недвижимости (ГКН) координат характерных точек таких участков.

    ВАС РФ не согласился с заявителем, пояснив следующее.

    В соответствии с Законом о кадастре правообладатели ранее учтенных участков вправе уточнить их границы путем составления межевого плана.

    Границы участков вносятся в ГКН только в виде описания координат характерных точек.

    В случае если правообладатели участков не уточнили границы, то в ГКН отсутствуют сведения о координатах характерных точек.

    Если ГКН не содержит сведений о координатах ранее учтенных участков, границы таких участков не могут считаться установленными.

    В связи с этим правообладателям выдается кадастровая выписка с внесением записи о том, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

    Таким образом, оспариваемое положение не противоречит Закону о кадастре.

    Комментируемая статья закрепляет требования, которые должны быть соблюдены при образовании земельных участков в результате их раздела, объединения, перераспределения или выдела. Эти требования являются критериями оценки правомерности образования земельных участков.

    Особо нужно отметить, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами. Никаких иных требований, кроме указанных в комментируемой статье 11.9 Земельного кодекса России и имеющих весьма общий характер, в законодательстве нет. Действующие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., предусматривают, что при образовании земельных участков должны учитываться следующие требования:

    каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

    размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

    в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;

    в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;

    раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

    границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории;

    не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

    Границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами). Образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

    Фактическая граница земельного участка – это существующие на местности объекты искусственного происхождения (заборы, столбы, стены домов или хозяйственных построек, дороги, проезды и т. д.) или естественного происхождения (лесополосы, овраги, реки и т. п.), которые визуально отделяют один участок от других и позволяют определить его на местности.

    Под координатами межей земельного надела фактически понимается четко конкретизированное указание расположения проходящих контурных линий, определяющих межи участка и выделяющих его из общей массы земель.

    Рассматривая определение «координаты границ», стоит отметить, что кадастровые инженеры чаще применяют понятие координат поворотных точек межи.

    Это связано с тем что сами границы участка по сути выступают линиями, которые проводят между установленными опорными пунктами – то есть определяется расположение участка, его межа, далее устанавливаются точки, где прямая линия прекращается и начинается другая.

    Формулировка, применимая к земельному наделу «без координат границ» фактически значит, что относительно данного участка не проводилась процедура межевания и установленные границы надела являются лишь приблизительными.

    То есть те поворотные точки, которые определяют проходящую межу, могут быть ошибочны и требуют процедуры определения в установленном законом порядке. Такие ситуации могу возникать, когда на участок не оформлено право собственности, надел является частью земли общего пользования (к примеру, в составе какого-либо товарищества и т.д.).

    Параллельно с этим отсутствие координат может быть связано с применявшейся процедурой определения межей по упрощенному принципу в ходе дачной амнистии. Таким участкам в обход требуемых законом процедур присваивались кадастровые номера без координат поворотных точек.

    Независимо от того, по чьей вине было допущено такое нарушение, частичная ответственность будет лежать и на собственнике участка, в результате чего может последовать необходимость оплаты штрафа.

    Принцип установления границ земельного участка заключается в сборе имеющейся документации, обработке полученных данных, при необходимости проведении расчетов, выезде непосредственно на участок для осуществления измерений и в итоге определение тех значений, которые и будут являться координатами границ.

    При этом могут несколько отличаться методы и принципы определения в зависимости от того, какие данные по участку уже имеются или какие характерные показатели проходящих межей установлены.

    Вариант определения проходящих межей по соседним участкам может выступать не самым лучшим вариантом в плане достоверности, но иногда оказывает существенную помощь кадастровому инженеру в вычислении координат.

    В такой ситуации за основу берутся границы наделов, смежных с данным участком, при условии, что такие участки имеют составленный межевой план, то есть что именно таким значениям можно доверять.

    Остальные границы, которые не являются общими с другими участками, определяют на основании проведенных расчетов и замеров при непосредственном выезде на местность.

    Земельный участок без границ и сложности при установлении границ

    Следующим способом установления действительных координат границ участка становится их определение по кадастровому номеру объекта. Кадастровый номер объекта при обращении к общегосударственной базе, позволяет получить подробную информацию по участку.

    Даже в том случае, если поворотные точки были указаны без соблюдения процедуры межевания и прохождения всех необходимых в таком случае этапов, специалист при определении точных координат границ может опираться на такие данные.

    В тех ситуациях, когда какие-либо вспомогательные обстоятельства, посредством которых можно определить точные координаты проходящих границ, отсутствуют, установление значений поворотных точек осуществляется кадастровым инженером.

    В такой ситуации он запрашивает все имеющиеся данные по той местности, где непосредственно расположен участок, проводит необходимые расчеты, определяя координаты.

    Впоследствии выезжает на место расположения участка, где может провести корректировку с учетом особенности ландшафта или расположенных природных объектов.

    В некоторых ситуациях, когда мирным путем собственник земельного участка даже посредством помощи кадастрового инженера не смог установить координаты границ, единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд.

    В общих ситуациях, когда собственник имеет возможность обращаться в судебную инстанцию, могут рассматриваться такие случаи:

    • Если в процессе согласования проходящих границ с кем-либо из соседей не удалось достичь непосредственного согласия. Такая ситуация может быть связана с тем, что кто-то из собственников имеет другое мнение относительно того, как должна проходить межа;
    • Если в процессе межевания были определены границы, а впоследствии собственник пересмотрел свое согласие и принял решение оспорить имеющиеся результаты;
    • Если уже после установления межей оказалось, что проходящие линии ошибочны. Такие ошибки могут заключаться в пересечении границ, наложении участков и прочих неточностей, которые возникли по причине неверно проведенных расчетов, неправильно установленных межах, использовании устаревшего оборудования и т.д.;
    • Если процедура межевания произошла без участия непосредственного собственника участка. Такие ситуации случаются достаточно редко, но могут иметь место.

    Процедура решения дела в судебном порядке будет заключаться в подаче заявления, приложении к нему необходимой документации, а впоследствии назначении слушании дела и вынесении решения.

    В процессе определения координат земельных участков нередко возникают ситуации, при каких имеют место кадастровые ошибки различного характера, о них вы более подробно можете узнать из нашей статьи.

    В итоге такие ошибки приводят к тому, что составленный межевой план требует исправления таких ошибок одним из возможных способов.

    В общем по своему характеру неточности могут быть техническими и кадастровыми.

    Техническая ошибка межевания выражается в имеющемся противоречии между общегосударственным реестром (базой кадастра) и непосредственно кадастровой документацией.

    Фактически такие ошибки могут выражаться в неточности отображения цифр точек межей, а также любых обозначений, когда все расчеты и замеры проведены верно и ошибка допущена практически на последнем этапе занесения данных.

    Министерство экономического развития Российской Федерации
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

    ПИСЬМО

    от 7 октября 2014 года N 10-3202-КЛ

    О применении норм пункта 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре



    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) рассмотрело обращение филиала Учреждения по Владимирской области от 05.09.2014 N исх/06157 по вопросу осуществления уточнения местоположения границ ранее учтенного земельного участка (занятого автодорогой, линией электропередачи, газопроводом или участками лесного фонда), в случае пересечения таких границ с границами муниципального образования, и в рамках своей компетенции сообщает.

    Исходя из положений пункта 3 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

    Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

    Образуемые и уточняемые земельные участки (в том числе многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 ЗК РФ.

    Пунктом 7 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что в случае, если одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета такого земельного участка.

    Дополнительно необходимо отметить, что границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *