Возмещение транспортных расходов покупателем проводки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение транспортных расходов покупателем проводки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Про составление проводок по возмещению транспортных услуг, оказанных специализированными перевозчиками, мы уже писали в статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Поэтому сейчас мы на простом примере рассмотрим проводки, отражающие порядок возмещения только собственных транспортных услуг.

Пример

За август произведены следующие операции:

  1. Реализован товар:
  • для способа 1 — на сумму 96 740 руб. (в т. ч. НДС 16 123,33 руб.), из них стоимость транспортировки товара с учетом НДС — 19 965,60 руб.;
  • для способа 2 — на сумму 76 774,40 руб. (в т. ч. НДС 12 795,73руб.).
  1. Списана покупная стоимость реализованного товара — 56 420 руб.
  2. Выставлен счет на оплату транспортных услуг на сумму 19 965,60 руб. (в т. ч. НДС 3 327,60 руб.). Примечание: это условие для способа 2.
  3. Расходы на транспортировку товара составили 17 740 руб. (в т. ч. НДС по погрузочным работам, оказанным сторонней организацией, — 820 руб.).

Операция

Способ 1

Стоимость транспортировки включена в стоимость товара по договору поставки

Способ 2

Стоимость транспортировки выделена в отдельный договор (дополнительное соглашение)

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

Продан товар

62

90-1

96 740

62

90-1

76 774,40

90-3

68

16 123,33

90-3

68

12 795,73

Списана покупная стоимость товара

90-2

41

56 420

90-2

41

56 420

Оказаны транспортные услуги

62

90-1

19 965,60

90-3

68

3 327,60

Учтены расходы, связанные с оказанием транспортных услуг

44

02, 10, 60, 69, 70, 76

16 920

= 17 740 – 820

44

02, 10, 60, 69, 70, 76

16 920

= 17 740 – 820

Выделен и принят к вычету НДС по погрузочным услугам сторонней организации

19

60, 76

820

19

60, 76

820

68

19

820

68

19

820

Порядок возмещения транспортных расходов покупателем

Возмещение транспортных расходов покупателем может быть произведено двумя способами. Первый: покупатель сам организует и оплачивает доставку купленного товара. Второй: покупатель только оплачивает доставку, а организует ее продавец. При первом способе продавец вообще не производит учет возмещаемых затрат. При применении второго способа бухучет возмещаемых транспортных расходов зависит от того, каким способом продавец производит транспортировку товара: сам или через специализированного перевозчика.

Прежде всего, отметим: если цена договора (о каком бы из них ни шла речь) сформирована с учетом «покрытия» дополнительных расходов поставщика (исполнителя), базой по НДС будет договорная цена услуг (работ). При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется.

Соответствующие разъяснения (со ссылкой на п. 1 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС устанавливается как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых по ст. 105.3 НК РФ, и без включения в них налога) представлены в многочисленных письмах Минфина (некоторые из них перечислены в таблице ниже).

Реквизиты писем Минфина

Тема: об определении налоговой базы по НДС…

Письмо от 16.02.2018 № 03-07-14/9856

…при оказании услуг по организации отдыха и оздоровления детей

Письмо от 30.03.2017 № 03-07-11/18544

…при реализации транспортных средств плательщиком НДС, уплачивающим утилизационный сбор в отношении данных товаров

Письмо от 06.02.2017 № 03-05-05-04/6115

…при оказании услуг по предоставлению в аренду автотранспорта налогоплательщиком, уплачивающим плату в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения грузовыми автомобилями массой свыше 12 т

Письмо от 06.06.2016 № 03-07-11/32518

…в отношении услуг по перевозке, оказываемых налогоплательщиком, уплачивающим плату за нанесение ущерба трассам грузовыми автомобилями массой свыше 12 т

Письмо от 27.05.2016 № 03-07-11/30606

…при компенсации покупателем самоходных машин и (или) прицепов утилизационного сбора, уплаченного продавцом

Письмо от 19.08.2015 № 03-07-11/47815

…при оказании услуг по перевозке грузов, цена которых формируется с учетом стоимости специального разрешения на право проезда по платным автомобильным дорогам

Письмо от 01.02.2016 № 03-07-08/4466

…при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа авиационным транспортом

Письмо от 11.11.2015 № 03-07-11/64840

…при оказании арендодателем услуг, цена которых включает затраты на уплату земельного налога

Письмо от 05.02.2013 № 03-07-10/2415

…в отношении строительно-монтажных работ, цена которых формируется с учетом страховых выплат, осуществленных подрядчиком в соответствии с договором

Вместе с тем часть расходов продавца (исполнителя) может дополнительно компенсироваться (возмещаться) покупателем (заказчиком). Эти средства включаются в базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Согласно данной норме налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 – 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При получении таких сумм величина НДС устанавливается расчетным методом с использованием ставки 18/118 либо 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ). В таблице ниже – разъяснения чиновников, тому свидетельствующие.

Реквизиты писем Минфина

Тема: об обложении НДС…

Письмо от 23.11.2015 № 03-07-11/67917

…возмещения расходов по перевозке работников при вахтовом способе организации работ

Письмо от 22.04.2015 № 03-07-11/22989

Стороны заключили договор на оказание услуг, связанный с перевозкой нефтепродуктов и продуктов газопереработки на АЗС. Согласно договору заказчик обязан возмещать перевозчику дополнительные расходы, связанные с условиями перевозок (плата за проезд платных мостов, участков дорог, весовой контроль, пропуски и т. п.), по фактическим затратам на основании документов, подтверждающих произведенные расходы.

Спор возник из-за не возмещенных перевозчику расходов по актам на возмещение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами (максимальная масса которых свыше 12 т). Акты составлялись на основании выписок системы взимания платы «Платон». Заказчик не подписал акты в связи с включением в задолженность сумм НДС.

К сведению: само по себе перечисление платы в счет возмещения вреда, причиненного большегрузами федеральным трассам, не связано с определением базы по НДС (Письмо Минфина России от 06.10.2015 № 03-11-11/57133). Иными словами, возмещение вреда, причиненного дорогам, не является реализацией товаров (работ, услуг), признаваемых объектом обложения НДС. Это значит, что при перечислении платы «входной» НДС перевозчику не предъявляется.

Поскольку обозначенные суммы перевозчик не получил, он обратился в суд. Все три инстанции (Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2017, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 № 15АП-5374/2017 и АС СКО от 14.12.2017) поддержали налогоплательщика. Суды указали, что суммы возмещения дополнительных расходов исполнителя образуют цену договора на оказание транспортных услуг, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании ст. 146 и 154 НК РФ и возмещаются заказчиком с включением налога.

Доводы ответчика о том, что такие расходы не включены в стоимость договора и возмещаются отдельно (по предъявленной «первичке»), следовательно, сумма компенсации не является выручкой от реализации (определяется по итогам каждого месяца как произведение количества перевезенного нефтепродукта на размер согласованного тарифа), а также объектом обложения НДС, не были приняты судом кассационной инстанции.

К сведению: довольно странно, что Письмо Минфина России № 03-11-11/57133 не принято судьями (мол, таковое относится к вопросам применения УСНО). В кассационной жалобе налогоплательщик акцентирует внимание на том, что названным письмом плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и автомобильным дорогам субъектов РФ не отнесена к услугам для целей обложения НДС для налогоплательщика и плательщика «упрощенного» налога. Согласно выпискам операций перевозчика с ООО «РТИТС» с 01.11.2015 по 31.07.2016 НДС на оплату в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения «двенадцатитонниками», не начислялся. Данные платежи не являются услугами для целей обложения НДС, так как установлены органами государственной власти, и взыскание таких платежей нельзя отнести к услугам, облагаемым НДС, поскольку отсутствует признак реализации, установленный ст. 39 НК РФ.

Суды указали, что по договору заказчик обязался возместить фактические затраты, связанные с перевозкой грузов заказчика. Плата в счет возмещения вреда автодорогам федерального значения большегрузами является дополнительным расходом перевозчика, связанным с выполнением им услуг по договору. Данный расход учитывается им в составе собственных расходов, а доходы в виде сумм возмещения – в составе выручки.

Обозначенные суммы связаны с оплатой реализованных заказчику услуг и в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу по НДС у исполнителя.

С учетом условий договора перевозки и ст. 431 ГК РФ суды, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, обоснованно указали, что в данном случае суммы возмещения дополнительных расходов исполнителя образуют цену договора, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании названных норм НК РФ и подлежат возмещению заказчиком с включением налога.

Об учете транспортных расходов

Начнем с первого из названных. Налогоплательщик – арендодатель земельных участков не включал в налоговую базу денежные средства, поступившие от компании-арендатора на основании заключенных с ней договоров долгосрочной аренды земли. Данные суммы (что прямо предусмотрено договорами аренды) являются возмещением затрат арендодателя по уплате им земельного налога и (как связанные с оплатой реализованных услуг) подлежат учету в налоговой базе по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Налогоплательщик с позицией контролеров не согласился. По его мнению, спорные выплаты не являются компенсацией и не входят в арендную плату. Счета-фактуры на указанные выплаты не выставлялись. Иными словами, основание для начисления НДС отсутствует.

К тому же, не облагая спорные выплаты НДС, налогоплательщик (по аналогии с коммунальными платежами) руководствовался п. 2 Письма ФНС России № ШС-22-3/86@.

Однако попытки доказать свою правоту не увенчались успехом: все судебные инстанции (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2015, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 № 09АП-60736/2015 и АС МО от 05.05.2016 № Ф05-5070/2016) поддержали налоговиков. Более того, Определением ВС РФ от 12.08.2016 № 305-КГ16-10312 налогоплательщику отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Данный судебный акт включен в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения (позиция 9), направленных для использования в работе Письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@.

С учетом представленного дела принято решение по схожей ситуации и по делу № А40-144012/15 (рассмотрение дела завершено второй инстанцией суда). Приведем цитату из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 № 09АП-35703/2016. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что произведенный арендатором платеж в адрес налогоплательщика по возмещению земельного налога является именно составной частью арендной платы, обратное противоречило бы как нормам гражданского, так и налогового законодательства. Следовательно, денежные средства, полученные от арендатора земельных участков в виде возмещения дополнительных расходов арендодателя (земельного налога), непосредственно связанных с оказанием услуг по предоставлению в аренду земельных участков, подлежат включению получателем таких средств в налоговую базу по НДС. Аналогичную позицию занимает УФНС по г. Москве (Письмо от 18.03.2015 № 16-12/024298@).

* * *

В консультации представлены примеры относительно исчисления НДС при возмещении дополнительных расходов продавца (исполнителя) по различным договорам (поставки, транспортной перевозки, аренды) покупателем (заказчиком). Обращено внимание на то, что, как бы ни было сформулировано условие о компенсации этих расходов (в составе цены договора или сверх таковой), данные суммы имеют прямое отношение к договорам и подлежат включению в налоговую базу по НДС. Причем вне зависимости от присутствия «входного» НДС по таким расходам.

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

  1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
  2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
  3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
  4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете: проводки и примеры

Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.

Организация заключила с покупателем ООО «Архитектурная мастерская» договор на реализацию офисной мебели на сумму 354 000 руб. (в т. ч. НДС 18%). По условиям договора доставка осуществляется за счет продавца и входит в стоимость товаров.

Для этого Организацией был заключен договор с перевозчиком ООО «МТК Линия» на транспортировку реализуемого товара до склада покупателя.

11 октября товар доставлен и принят покупателем. Стоимость доставки составила 2 360 руб. (в т. ч. НДС 18%).

12 октября Организация погасила задолженность перед перевозчиком.

  • Пошаговая инструкция
  • Отражение в учете услуг по доставке товаров до покупателя
    • Нормативное регулирование
    • Учет в 1С
    • Проводки по документу
  • Регистрация СФ поставщика
    • Проводки по документу
    • Декларация по НДС
  • Перечисление оплаты перевозчику
    • Проводки по документу
  • Признание транспортных затрат в полном объеме в составе расходов на продажу в конце месяца
    • Проводки по документу
    • Контроль
    • Декларация по налогу на прибыль

К возмещаемым относят расходы, которые один из участников сделки производит в интересах другой стороны.

Пример

При аренде недвижимости арендатор компенсирует собственнику объекта затраты, связанные с его обслуживанием. Это могут быть коммунальные платежи, страховки и т.п.

Часто возмещаемые расходы связаны с транспортными услугами. Многие договоры купли-продажи предусматривают, что поставщик сам организует доставку товара покупателю. Если у продавца нет транспортных средств или их использование в данном случае невыгодно (маленькая партия товара, неудобная логистика и т.п.), он может воспользоваться услугами сторонней компании-перевозчика.

В итоге все расходы, связанные с доставкой, конечно, ложатся на покупателя. Но то, каким образом возмещение затрат облагается НДС, будет зависеть от документального оформления этих операций.

Далее на примере транспортных услуг рассмотрим различные варианты оформления возмещаемых затрат и их налоговые последствия.

Рассмотрим распространенный вариант, когда поставщик перевыставляет сумму транспортных расходов, используя отдельный счет-фактуру, или же выделяет ее специальной строкой в отгрузочных документах.

Поставщик в этом случае включает в облагаемую базу всю сумму реализации, в том числе и «перевыставленные» услуги. Сумму налога, уплаченную перевозчику, продавец может взять к вычету на общих основаниях (письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 03-07-09/44156).

А вот покупатель, по мнению чиновников, в данном случае не имеет права возместить НДС по транспортным услугам (письмо Минфина РФ от 21.03.2013 № 03-07-09/8906). Специалисты Минфина ссылаются на то, что сам поставщик не оказывает услуги по перевозке, следовательно — у него нет оснований для включения соответствующих сумм в счет-фактуру.

Пример

Стоимость реализованных товаров — 120 тыс. руб., в том числе НДС (20%) — 20 тыс. руб. Кроме того, поставщик отдельной строкой выделил в счете-фактуре расходы по их доставке, произведенной транспортной компанией, в сумме 12 тыс. руб., в том числе НДС (20%) — 2 тыс. руб. Общая сумма НДС по счету-фактуре составит 20 + 2 = 22 тыс. руб. Но возместить, по мнению чиновников, покупатель в данном случае может только 20 тыс. руб., относящиеся непосредственно к товару.

При таком варианте оформления документов явно страдает покупатель. Но и для поставщика это невыгодно, ведь покупатель может не захотеть продолжать сотрудничество, приводящее его к дополнительным потерям.

Правда, нужно отметить, что суды в подобных ситуациях обычно встают на сторону налогоплательщиков. Примером может служить Постановление ФАС Центрального округа от 01.07.2009 по делу № А54-3828/2008С8. Суд указал, что для возмещения НДС не существенно, кем именно оказывались услуги по перевозке — непосредственно поставщиком или сторонней организацией.

Но далеко не каждый бизнесмен захочет спорить с налоговиками и участвовать в судебных разбирательствах.

Как оформить возмещение затрат, чтобы избежать конфликтов с проверяющими — рассмотрим далее.

Заявительный порядок возмещения НДС 2019

Принцип свободы договора, отраженный в ст. 421 ГК РФ, применим и в данном случае. Стороны свободны в своих действиях, в том числе и при согласовании правил определения цены. Поэтому они могут установить плавающие расценки, которые зависят от порядка получения товара поставщиком.

Пример

Цена единицы товара составляет:

  • при самовывозе со склада Поставщика — 1000 руб. без учета НДС;
  • при доставке Покупателю железнодорожным транспортом — 1100 руб. без учета НДС;
  • при доставке Покупателю автомобильным транспортом — 1150 руб. без учета НДС

В этом случае у обеих сторон сделки не возникает проблем. Поставщик выставляет счет-фактуру, включающую только сведения о товаре (или товарах) без каких-либо упоминаний о транспортных расходах. Поэтому покупатель без проблем может взять всю выделенную сумму НДС к вычету.

Для поставщика, в свою очередь, услуги перевозчика будут являться расходами на продажу. Поэтому и продавец возмещает «транспортный» НДС на общих основаниях.

В связи с исчислением (и особенно — возмещением) НДС часто возникают споры с проверяющими. Особенно много проблем с налоговиками появляется, если вычеты по декларации превышают сумму начисленного налога.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2019 году

Мы способны в любой ситуации помочь бизнесменам выбрать наиболее выгодный вариант расчета и отстоять свои права. Если при подготовке декларации по НДС мы определяем, что налог подлежит возмещению, то предлагаем клиенту выбор: получить возврат из бюджета или перенести вычеты на следующий период.

Если клиент выбирает возмещение — завершаем работу над декларацией и сдаем ее в ИФНС. Далее мы проводим полное сопровождение всей процедуры возврата. В рамках камеральной проверки предоставляем необходимые документы и даем обоснованные ответы на запросы налоговиков. В случае необходимости — готовим документы для суда и принимаем активное участие в ведении дела.

Для нас возврат НДС из бюджета — стандартная процедура, успешно проведенная много раз. В этом преимущество 1C-WiseAdvice перед штатными бухгалтерами, которые нечасто сталкиваются с возмещением налога и воспринимают его, как форс-мажор.

Высокая квалификация и разносторонний опыт сотрудников компании позволяет аргументированно ответить на вопросы проверяющих, и в итоге — наши клиенты получают возмещение всех заявленных сумм.

  1. Дополнительные затраты поставщика, связанные с исполнением договора, подлежат возмещению покупателем (заказчиком).
  2. Начисление и возмещение НДС в этом случае зависит от положений договора и оформления счетов-фактур.
  3. При простом перевыставлении поставщиком услуг сторонних организаций налоговики могут отказать покупателю в праве на вычет НДС.
  4. Избежать этого можно, если заключить договор оказания агентских услуг или комиссии. Однако в этом случае нужно оформлять дополнительные документы. Кроме того, возможны споры с проверяющими по поводу цены услуг агента (комиссионера).
  5. Оптимальный вариант — включение всех сторонних услуг в договорную цену. В этом случае требуется минимальное количество документов, и у обеих сторон сделки не возникает проблем, связанных с расчетом НДС.

Заказать услугу

Здесь используются в основном два счета затрат – это 26 и 91.2.

Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет – называется методом директ-костинг.

А 91.2. счет – это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.

На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.

Бухгалтерский счет 91.2 счета, иногда и 26, также присутствуют в торговле. Все же, основным бухгалтерским счетом затрат в торговле является 44 счет «Расходы на продажу». Посмотрите на его характеристики.

Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета. Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91. 2 счета затрат.

Самые распространенные статьи расходов торговых фирм – это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) – тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.

Если фирма, помимо торговли, еще оказывает услуги, или имеется производство, тогда заработная плата главного бухгалтера, руководителя, шофера руководителя, аренда и электроэнергия в главном офисе и т.д. – все это пойдет на 26 счет. Уловили смысл?

Особые виды затрат. В торгующих организациях есть особые виды затрат: транспортные и коммерческие расходы на продажу. Что же в них интересного? Давайте разберемся.

Транспортные расходыПокупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.

В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:

Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.

И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.

Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.

В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь – будет с остатком.

Коммерческие расходы. К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.

Возмещение дополнительных расходов по договору: НДС-вопросы

Документальное оформление отгрузки готовой продукции (товаров) зависит от того, какой из этих вариантов оплаты расходов на доставку предусмотрен договором.

Если затраты на доставку включены в стоимость продукции (товаров), то отдельно продавец счет не выставляет.

Если расходы на доставку выставляются покупателю сверх цены продукции (товаров), счет на услуги доставки выставляет продавец, который, как правило, и оказывает услуги по доставке продукции (товара) до склада покупателя.

Третий вариант – продавец оказывает дополнительные услуги покупателю, связанные с организацией доставки. При этом сам продавец не доставляет продукцию (товар). Такие услуги должны быть подтверждены отчетом (актом об оказании услуг). Счет выставляет транспортная компания.

Если расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю включены в стоимость готовой продукции (товаров), то в бухучете поставщика они отражаются следующими проводками:

Дебет 44 Кредит 23 (60, 02, 10, 70, 69…)

– учтены расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю;

Дебет 62 Кредит 90-1

– отражена выручка от реализации готовой продукции (товаров), в цену которых включена оплата доставки;

Дебет 90-2 Кредит 44

– расходы на доставку включены в затраты отчетного периода.

Такие правила установлены пунктом 214 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н и Инструкцией к плану счетов.

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, расходы на доставку готовой продукции (товаров) не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Расходы на доставку готовой продукции (товаров) покупателю могут учесть организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами. При расчете налоговой базы признавайте только те затраты, которые перечислены в пункте 1 статьи 346.

16 Налогового кодекса РФ (например, оплату услуг сторонних транспортных компаний, зарплату водителя при доставке собственным транспортом и т. Подробнее о порядке учета расходов организацией на упрощенке см.

Датой признания расходов является дата их оплаты, если для них не установлен особый порядок признания (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). О порядке признания отдельных расходов см. таблицу.

Платить ЕНВД при доставке готовой продукции (товаров) покупателям не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

Если реализация готовой продукции (товаров) подпадает под ЕНВД, то расходы на их доставку на расчет единого налога не влияют, так как при определении единого налога в расчет берется только вмененный доход организации (ст. 346.29 НК РФ).

Рассчитывать ЕНВД по отдельному виду деятельности – перевозке грузов – не нужно. Подробнее об этом см. Какие услуги автомобильных перевозок подпадают под ЕНВД.

  • Налоговое планирование
  • Аудит налогов
  • Организация налогового учета
  • Учетная политика
  • Возврат налогов
  • Налоговая нагрузка
  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов
  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки. Хотя возможно и заключение договоров по отдельности на сам товар и на его перевозку.
Вариантов на практике может быть несколько.

Во-первых, покупатель может купить товар на условии самовывоза. Тогда никакой лишней головной боли у поставщика не возникнет: ему нужно будет лишь передать товар со своего склада (или иного места его нахождения) непосредственно покупателю или работнику организации-покупателя либо представителю сторонней организации-перевозчика, которую нанял покупатель. При этом все расходы, связанные с перевозкой товара, покупатель несет самостоятельно, а продавец к транспортным расходам никакого отношения не имеет.

Во-вторых, поставщик может заложить стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть товар изначально продается на условии его доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку — собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов (издержек обращения) и подлежат отнесению в дебет счета 44 «Расходы на продажу». А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

В-третьих, поставщик может осуществлять одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. В этом случае покупатель, оплачивающий стоимость товаров и их доставки, фактически приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и «смешанные» договоры. В любом случае поставщик должен учитывать раздельно доходы (выручку) и расходы по двум видам деятельности, и стоимость доставки обязательно выделяется отдельной позицией в первичных документах (или на оказание транспортных услуг составляется отдельный акт, помимо товарной накладной или иного документа, подтверждающего передачу товара, продукции и иных ценностей).

И наконец, четвертый вариант: поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически оплачивает покупатель. Однако обычно покупатель в таких случаях перечисляет необходимую сумму продавцу, а уже продавец производит расчеты с перевозчиком (или логистической компанией).

Именно такую ситуацию прокомментировали финансисты в рассматриваемом Письме.

Если заключать посреднический договор не хочется, а перевыставлять счета-фактуры кажется слишком сложным и хлопотным, можно оформить отношения и по-другому.

Действующее гражданское законодательство не запрещает сторонам самостоятельно определять принципы формирования цены товара в договоре купли-продажи или поставки. В частности, договором может быть предусмотрено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.д.) (п. 3 ст. 485 ГК РФ).

В такой ситуации имеет смысл также прописать и конкретный способ пересмотра цены.

А это значит, что вполне допустимо зафиксировать в договоре, что цена товара состоит из двух частей. Первая — это постоянная часть, соответствующая «базовой» цене товара, определяемая исходя из условия поставки «франко-склад поставщика» (т.е. на условиях самовывоза). Вторая — переменная часть, которая рассчитывается исходя из расходов на транспортировку товаров до места, указанного покупателем (исходя из тарифов сторонних перевозчиков с учетом дальности и других факторов).

В таком случае обе части цены будут формировать единую конечную цену, по которой будет определяться полная стоимость реализованного товара, то есть выручка от его реализации.

При такой схеме получается, что, с одной стороны, покупатель фактически компенсирует продавцу реальные расходы на транспортировку товара, но, с другой стороны, вся уплачиваемая сумма является ценой (стоимостью) товара, а потому ни о каких «посреднических» услугах речи вообще не идет.

То есть учет и налогообложение будут осуществляться точно так же, как и в случае, когда поставщик организует доставку товара покупателю за свой счет, закладывая транспортные расходы в конечную цену товара.

Иными словами:

  • у поставщика вся сумма, предъявляемая покупателю, признается «единой» выручкой от реализации товаров как в бухгалтерском, так и в налоговом учете;
  • покупателю выставляется один счет-фактура (на реализованные товары), в котором о транспортных услугах даже не упоминается, при этом цена каждого товара, естественно, сформирована уже с учетом заложенной в переменной части стоимости транспортных расходов;
  • НДС в счете-фактуре выделен единой суммой — с полной стоимости товара (в которую включены транспортные расходы);
  • всю эту сумму на основании данного счета-фактуры покупатель спокойно может предъявить к вычету;
  • перевозчик в рамках данной схемы выставляет на поставщика счет-фактуру на транспортные услуги, а также акт об оказании транспортных услуг. На основании этих документов поставщик спокойно относит стоимость транспортных услуг на свои коммерческие расходы (на счет 44 «Расходы на продажу») и предъявляет «входной» НДС по транспортным услугам к вычету, уменьшая тем самым сумму НДС, которая была предъявлена покупателю.

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании «оригинального» счета-фактуры транспортной компании.

Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

Декабрь 2012 г.

При учете услуг по перевозке товара в его стоимости поставщик выписывает товарную накладную. Стоимость транспортных услуг не должна указываться отдельно от стоимости товара. Это связано с тем, что товарная накладная предназначена для подтверждения реализации ТМЦ. А услуги к ТМЦ не относятся.

  • заключенное правоотношение с местными органами самоуправления. Здесь важно, чтобы было учтено условие, что выплаты предоставляются только субъектам РФ средствами, выделенными на финансирование одноименных программ по возмещению затрат мелкому или среднему бизнесу;
  • данные о возможном субсидировании ранее;
  • дата и схема выдачи документации, отчетности, которые подтверждают выполнение обязательств уполномоченными организациями;
  • выписка-подтверждение того, что в бюджете заложены денежные средства на выдачу субвенции;
  • отчеты о расходах, которые были понесены предприятием и на которые оно планирует получить субсидирование (в обязательном порядке должны быть обговорены Министерством РФ);
  • отчет, который подтвердит, что запланированное предприятием развитие было достигнуто путем использования кредитных средств.

ООО «ВЕСНА» реализует товар покупателю товар на общую сумму 885 000,00 руб, в т.ч. НДС 135 000,00 руб. Согласно учетной политике стоимость транспортных услуг включена в цену товара. По условиям договора ООО «ВЕСНА» должна доставить товар покупателю. Для доставки товара заключен договор с транспортной компанией. По условиям договора стоимость услуг по доставке товара покупателю составляет 35 400,00 руб, в т.ч. НДС 5 400,00 руб.

ООО «ВЕСНА» закупила товары на общую сумму 413 000,00 руб, в т.ч. НДС 63 000,00 руб. Транспортные расходы составили 20 060,00 руб, в т.ч. НДС 3 060,00 руб. Согласно учетной политике транспортные расходы включаются в состав расходов на продажу. Формирование себестоимости производится на счете 41.

При документальном подтверждении сделки по организации перевозки, которое позволит отнести ее к договору комиссии или агентскому, в целях налогообложения прибыли в составе доходов организации учитывается только агентское (комиссионное) вознаграждение (п. 1 ст. 249 НК РФ). Транспортные расходы, возмещаемые организацией-покупателем, в этом случае не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов на основании пп.
9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 НК РФ.

Таким образом, продавая товар, поставщик может быть признан посредником по приобретению транспортных услуг при условии включения в договор поставки всех необходимых элементов посреднического договора. И это позволит организации-поставщику воспользоваться нормами пп.
9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 НК РФ в отношении транспортных расходов, тем самым минимизировать риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Департамент общего аудита по вопросу возмещения расходов по доставке

  • — отразить эти затраты на счете 41 «Товары» в составе фактической себестоимости приобретенных товаров;
  • — учесть их на счете 44 «Издержки обращения», а в конце месяца списать на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» пропорционально стоимости реализованных товаров.

В соответствии с Положением о составе затрат расходы, связанные со сбытом товаров, включаются в издержки обращения [5]. К таким затратам, в частности, относятся расходы по доставке реализуемых товаров до пункта, обусловленного договором. Следовательно, если расходы по транспортировке товаров осуществляются за счет поставщика и не возмещаются покупателем, то они относятся поставщиком на счет 44 «Издержки обращения». При этом поставщик учитывает транспортные расходы при определении себестоимости товаров и не выделяет их отдельной строкой в счете-фактуре и других товаросопроводительных документах. Затраты по доставке участвуют в формировании отпускной цены товаров и соответственно покрываются выручкой от их реализации. А в учете поставщика делаются проводки:

При условии, что товар не имеет отклонений по стандартам качества, деньги, потраченные потребителем за оплату доставки, ему не вернут. В подобных ситуациях возвращается только сумма, уплаченная за сам товар при условии сохранения упаковки, комплектации и товарного вида продукции.

Если покупатель ехал за конкретным товаром из другого города в магазин, а затем решил вернуть его обратно, требовать возмещения транспортных расходов он не может (за переезд из одного населенного пункта в другой).

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Но если по условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы, никакой реализации транспортных услуг продавцом не осуществляется, поскольку их оказывает перевозчик. В связи с этим финансисты пришли к выводу, что в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.

Отметим, что существует вариант оформления отношений по возмещению транспортных расходов покупателем, позволяющий избежать начисления НДС продавцом на сумму полученной компенсации и избавляющий покупателя от проблем с вычетом НДС. Для этого надо всего лишь прописать в договоре поставки (приложении к договору) условие о том, что продавец при организации транспортировки товаров действует от своего имени по поручению и в интересах покупателя. Тогда договор поставки будет содержать в себе элементы агентского договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), и взаимоотношения продавца и покупателя в части транспортных услуг будут строиться по агентской схеме.

Продавец (агент) получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю (принципалу). Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет).

Учет расходов на доставку товаров при их реализации

  1. Цена доставки включена в стоимость товаров – оплата происходит в момент перечисления денег за товар.
  2. С продавцом заключают посреднический договор, по которому возмещается стоимость транспортных услуг.
  3. В договоре поставки отдельным пунктом прописаны транспортные расходы, которые оплачиваются покупателем отдельно.
  4. Оплачиваются услуги транспортной компании, с которой заключают соглашение транспортировки товаров.
  5. Компания может осуществить транспортировку товаров собственными силами.

Таким образом, на наш взгляд, во избежание претензий со стороны налоговых органов, как поставщику товаров, так и покупателю перевыставление услуг доставки товара целесообразно оформить в рамках агентской услуги, так как порядок налогообложения таких операций и порядок выставления счетов-фактур в рамках агентских договоров четко установлены законодательством.

При учете услуг по перевозке товара в его стоимости поставщик выписывает товарную накладную. Стоимость транспортных услуг не должна указываться отдельно от стоимости товара. Это связано с тем, что товарная накладная предназначена для подтверждения реализации ТМЦ. А услуги к ТМЦ не относятся.

Департамент общего аудита по вопросу возмещения расходов по доставке

Суммы, перечисленные транспортной организации, отражаются у Поставщика в составе дебиторской задолженности Покупателя на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

В письме от 13.04.2020 № 03-07-09/21127 Минфин России разъяснил, нужно ли указывать в счете-фактуре на отгрузку товаров транспортные услуги, если договором поставки предусмотрено, что продавец организует доставку товаров, а покупатель компенсирует ему понесенные транспортные расходы. При этом ряд важных вопросов, связанных с исчислением НДС в такой ситуации, остался «за кадром».

Компенсация транспортных расходов покупателю

Расходы поставщика по транспортировке товара до покупателей, в соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99), относятся к расходам по обычным видам деятельности.

В соответствии с п.7 ПБУ 10/99, расходы по обычным видам деятельности формируют, в числе прочего, расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров.

Порядок списания транспортных расходов по доставке товара до покупателей четко в законодательстве о бухгалтерском учете не определен. Но, исходя из уже упоминавшегося принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности, списание этих расходов должно осуществляться в момент их фактического осуществления, во взаимосвязи с фактом реализации товаров, которые при этом транспортируются. Фактически это означает, что списание в бухгалтерском учете транспортных расходов по доставке товаров до покупателей осуществляется в момент подписания акта оказания транспортных услуг.

Важно Если товар некачественный, то основания для его возврата закреплены в ст.
475 Внимание ГК РФ, при условии, что иное не прописано в договоре купли-продажи.
Что может потребовать организация-покупатель?

  • Уменьшить стоимость продукции;
  • Предложить устранить дефекты товара в короткие сроки, устраивающие компанию;
  • Самостоятельно исправить недостатки, а расходы возложить на продавца.

Причины возврата товара надлежащего качества юридическим лицом юридическому лицу:

  • При приеме товара в нем были обнаружены производственные или иные дефекты;
  • Возврат по причинам, которые описаны в торговом договоре;
  • Возврат комиссионных товаров.
  • Претензия по договору поставки: в каких случаях оформляется и как это нужно делать
  • Возврат товара надлежащего качества между юридическими лицами компенсация транспортных расходов
  • Возврат товара юридическим лицом юридическому лицу

Претензия по договору поставки: в каких случаях оформляется и как это нужно делать Когда компания, которая является покупателем, выявляет поставку некачественного товара, этот факт необходимо оформить документально. Порядок оформления зависит от того, в какой момент была выявлена бракованная продукция –в момент приёмки или уже на складе.

Согласно Гражданскому кодексу РФ п. 1 ст. 779 суть договора поставки заключается в том, что заказчик обязан оплатить услуги, а исполнитель – оказать услуги.

Если отдельный договор не был составлен, доказательством проведения торговых операций служат счета-фактуры, кассовые ордера по приходу и расходу, товарные накладные.

Возврат товара сопровождает составление документов, которые описывают причины и основания возврата.

Среди них:

  • Претензия организации-поставщику о ненадлежащем выполнении условий договора по конкретному товару (требуется указать его подробные реквизиты);
  • Счета-фактуры на товар;
  • Акт, который подтверждает факт недостаточного количества поставленного товара или его низкого качества. Составляется в свободной форме или по стандарту ТОРГ-2;
  • Возвратная накладная на основании акта, по форме ТОРГ-12.

Кто оплачивает транспортные расходы при возврате товара ненадлежащего качества Подскажите, пожалуйста, кто оплачивает транспортные расходы при возврате товара ненадлежащего качества? Договора нет, закупка разовая, по счету.

lin/tit

Местный Сообщений: 751 Re: Кто оплачивает транспортные расходы при возврате товара ненадлежащего качества Если условие о том, на какую сторону относится обязанность по оплате транспортных расходов по доставке товара ненадлежащего качества не согласовано (нет договора или в договоре нет такого условия), то согласно ст.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены