Льготы По Ипотеке Для Участников Чернобольской Аэс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы По Ипотеке Для Участников Чернобольской Аэс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопрос определения статуса лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, регулирует Закон от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон № 796) и постановление КМУ от 11.07.18 г. № 551 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан» (далее – Постановление № 551).

Участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (категория 1, 2, 3) считаются граждане, которые непосредственно принимали участие в устранении Чернобыльской аварии, ее последствий, в том числе в проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направленные в командировку в зону отчуждения, включая военнослужащих: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других воинских формирований, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал в 1986 году на пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве;

Пострадавшими от Чернобыльской катастрофы (категория 1, 2, 3) считаются лица, которые подверглись влиянию радиационного облучения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая детей.

Основанием для определения статуса являются:

  • для участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – справка о периоде работы (службы) в зоне отчуждения, которая выдается предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами);
  • пострадавших от Чернобыльской катастрофы – справка о периоде проживания, работы на этих территориях, выданная органом местного самоуправления.

Какие предоставляют льготы чернобыльцам

Категория

Определение статуса

Категория 1

Лицо с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные в результате Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью

Категория 2

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения:

– с момента аварии до 01.07.86 г. – независимо от количества рабочих дней;

– с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – не менее 5 календарных дней (далее – к. д.);

– в 1987 году – не менее 14 к. д., а также пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

– эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения (в том числе лица, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, после достижения ими совершеннолетия);

– лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении

Категория 3

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали:

– в зоне отчуждения с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – от 1 до 5 к. д.;

– в зоне отчуждения в 1987 году – от 1 до 14 к. д.;

– в зоне отчуждения в 1988–1990 годах – не менее 30 к. д.;

– на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не менее 14 к. д. в 1986 году

Категория 4

Лица, которые постоянно проживают или постоянно работают либо постоянно учатся на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали либо постоянно учились в этой зоне не менее четырех лет

Льготы для «чернобыльцев» подразделяются на: медицинские; трудовые; жилищно-коммунальные; транспортные; образовательные; налоговые; социальные услуги и сфера обслуживания.

Полный перечень льгот опубликован на сайте Минсоцполитики, а мы рассмотрим подробнее трудовые льготы (см. табл. 2).

«Чернобыльские» выплаты: основания и компенсация

  • тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
  • лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
  • на 2 года – для получивших право на отселение из соответствующей зоны, плюс за каждые 3 года проживания в этой местности добавляется 1 год, но без превышения 5 лет;
  • на 1 год – для живущих в особой по статусу социально-экономической зоне с дополнительным вычетом 1 года за каждые 4 постоянного проживания, не переходя в целом границы 3 лет;
  • на 3 года был уменьшен возраст для тех, кто был переселен из зоны отселения, дополнительно вычитается за год проживания по полгода, но без превышения 7 лет.

Льготы чернобыльцам могут отличаться в зависимости от региона их проживания и назначения. Например, в Москве за данной категорией сохранилась привилегия на проезд в транспорте общественного предназначения. Стоит знать, что отмена данного пункта не коснулась тех, кто пользовался им до 2005 года.

Гражданка С. обратилась в ПФ с заявлением о досрочном выходе на пенсию. Она имеет статус чернобыльца и возраст в 51 год.

Фонд рассмотрел пакет документов, предоставленный заявителем, и отказал гражданке. Хотя С.

в общем и подходит под нормы, оговоренные в законе 1244-1 от 1991 года, но не соблюдалось одно из основных требований – наличие стажа не менее пяти лет.

Пенсионное пособие рассчитывается по стандартной формуле с учетом всех коэффициентов и льготного стажа.

Для исчисления выплаты гражданин должен обратиться в ПФР по месту своего жительства и представить удостоверяющие бумаги, в список которых обязательно должна входить справка о периоде проживания или работы в аварийной зоне.

Предоставляется пенсия по чернобыльскому удостоверению, которое оформляется в ПФР. Чтобы оформить бланк необходимо подать обязательный пакет документации, и дождаться решения специальной комиссии.

14 июня 2020 года была анонсирована и запущена новая пенсионная реформа повышения пенсионного возраста. Согласно программе пенсионный возраст для мужчин будет увеличен до 65 лет, а женщин до 63 лет. Возраст выхода на пенсию будет повышаться через год на один год, начиная с 1 января 2020 года. Для чернобыльцев мера повышения пенсионного возраста не коснется.

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

Сроки выплат не ограничены. То есть до тех пор, пока данное лицо имеет инвалидность и входит в категорию «чернобыльцев», оно будет получать государственную субсидию. Индексируются эти суммы каждый год 1 февраля. Коэффициент индексации назначается Правительством РФ сразу после Нового года, а основой для его расчета служит индекс роста потребительских цен за предшествующий год.

Если гражданин имеет официальный статус чернобыльца, подтвержденный соответствующим удостоверением, то он вправе выйти на пенсию досрочно. Для этого потребуется подтвердить стаж работы от 5 лет, а также наличие 30 баллов. Возраст выхода на пенсию у мужчин – 50 лет, у женщин – 45 лет.

Льгота для чернобыль цен ипотека

Такая категория россиян также имеет выгодные условия при покупке жилья. Для учителей существует особенная программа оформления льготного ипотечного кредита. Примкнуть к ней может молодой (до 35 лет включительно) специалист, отвечающий следующим критериям:

Быть в этой программе — выгодное решение для россиян. Поэтому вопрос, как получить льготную ипотеку, волнует многих граждан. Стать участниками программы могут работники бюджетных организаций, а также некоторые категории россиян. Прежде чем принять участие в программе финансирования льготной ипотеки, претендент должен совершить определенные действия. Ему необходимо обратиться в региональный административный центр с заявлением и полным набором необходимых документов, подтверждающих это право.

Закон, касающийся льгот для чернобыльцев, последние изменения претерпел в октябре 2014 года. Эта часть законодательства формулирует статус чернобыльца и перечень положенных льгот гражданам, получившим данный статус. Целями существующего закона можно назвать обеспечение компенсаций и социальной поддержки тех граждан, которые вследствие проживания либо в ходе устранения последствий катастрофы подверглись влиянию вредных факторов. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущими годами произошла отмена некоторых льгот.

  1. Зона отчуждения. Это территория, которая непосредственно окружает ЧАЭС. На этом участке прямо запрещено поселение и/или использование природных ресурсов, ведение хозяйственной деятельности. Также запрещено распространение или использование продуктов хозяйственной деятельности, произведенных в области отчуждения.
  2. Зона отселения. Переселение граждан, проживающих на территории данной категории, осуществляется в другие области до максимального снижения ущерба от радиоактивного поражения. Лицам, решившим покинуть зараженную область, по закону положена соц. помощь.
  3. Зона права на отселение. Территория постоянно проверяется специалистами, ведется медицинский мониторинг жителей, также проводятся мероприятия, направленные на улучшения здоровья местного населения. Лица, выезжающие с этой области, где показатели заражения превышены, могут рассчитывать на получение компенсаций и льгот.
  4. Зона граждан, которым положены социальные экономические льготы.

То есть, при желании получить 50-процентную скидку на оплату коммуналки чернобыльцу следует отправиться в управляющую компанию, а, например, при необходимости отправиться в дополнительный отпуск удостоверение предоставляется работодателю.

К слову, описанный перечень льгот не является окончательным для чернобыльцев. В зависимости от места проживания льготника или рассматриваемой сферы прав для получения послаблений список таковых может быть существенно расширен.

Вторая зона – это область отселения. С этой территории жители покинули свои дома, но сюда можно будет вернуться, когда уровень радиации вернется в норму. Жителям этой территории назначены льготы, предусмотренные законом №1244-1 от 1991 года. Те, кто не решился покинуть территорию, могут в любой момент оттуда уехать, воспользовавшись правом на получение льгот. В третьей и четвертой зонах уровень радиации находится в пределах нормы. Несмотря на это, каждому гражданину назначены льготы.

4) Компенсация оплаты за жилплощадь, услуги ЖКХ и потребление материалов на обогрев жилища в размере 50% вне зависимости от типа помещения. Скидки действуют для всех членов семьи, которые являются чернобыльцами.

В 2018 году семьи, которые были вынуждены покинуть предыдущее место проживания из-за аварии на атомной станции, могут получить компенсационные выплаты за потерю скота, урожая и принадлежавшей им территории. Размер таких выплат устанавливается индивидуально по каждому чернобыльцу.

Льготы и компенсационные выплаты чернобыльцам

Можно ли расчитывать на то что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных ЖК РФ, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям можно применять положения ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; если же лицо до 1 марта 2005 года не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Я псле окончания Уральского Госсударственного Университеа Путей Сообшения был распределен в г.Сургут в 2004 г как устроился встал на очередь как нуждающийся в жилье получил служебное жилье в мае 2005 г как молодой специолист по настоящее время проживаю в служебном жилье с супругой и двумя несовершеннолетними детьми по договору который пролонгируется каждый год. В прошлом году наш дом передали в Муниципалитет города но служебное жилье не передали так как в 2007 году данные квартиры вошли в специализированный жилой фонд РЖД. Так-же у меня имеется удостоверение Чернобыльца добровольно выехавшего с загрязненной зоны в 1994 году.

Пример. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Москве
Для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в г. Москве льгота по земельному налогу предоставляется в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на 1 млн руб. (пп. 5 ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74).

2) на 5 лет — принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства).

Как это работает: пенсионеры, по мнению отдельных финансовых учреждений, имеют стабильный месячный доход в виде неплохой пенсии, они имеют в собственности некое движимое и недвижимое имущество, поэтому они могут взять ипотеку для улучшения своих жилищных условий. Другое дело, что в пенсионной ипотеки есть свои особенности:

Дети всех участников имеют право вне очереди поступать в детские сады или отправляться в детские лагеря и санатории, а государство при этом ежедневно выделяет 90 рублей на их питание в этих заведениях. Все участники могут поступить на бесплатное бюджетное обучение в различные учебные заведения, причем вне конкурса. Денежные средства на их обучения выделяются из государственного бюджета. Также эти люди обладают определёнными преимуществами перед другими лицами во время вступления в гаражные или садоводческие кооперативы. Также все участники могут становиться на учет для того, чтобы улучшить свои условия проживания. Каждый ликвидатор ЧАЭС может выбрать один раз в год время для отпуска, которое может не совпадать с графиком отпусков, созданном на предприятии, где он работает. Также предусматриваются льготы вдове ликвидатора ЧАЭС и его детям.

  • паспорт (для детей свидетельство о рождении);
  • документы, доказывающие, что вы действительно проживали или проходили воинскую службу на загрязнённой радиоактивным выбросом территории (записи в военном билете, справки из ЖЭКа, домовые книги, выписки из архивов и тому подобное);
  • в случае с родственниками может понадобиться подтверждение, как родственных связей, так и факта нахождения на иждивении.

Страшная катастрофа произошла в апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС. До сих пор за последствия происшествия отвечает Правительство РФ. Помощь заключается в предоставлении ежемесячных льгот и пособий пострадавшим.

  1. собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
  2. документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
    написать соответствующее заявление;
  3. дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
  4. забрать удостоверение лично под роспись.

Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике. Трудоустроенные чернобыльцы пользуются увеличенным ежегодным оплачиваемым отпуском, который дольше обычного на 14 суток. На него также вправе рассчитывать дети, родившиеся до Помимо этого чернобыльцы вне очереди получают медицинскую помощь, обслуживаются в аптеках, получают работу, при необходимости — место в доме престарелых.

Данная выплата будет производиться при условии постоянного проживания или работы получателя ежемесячного пособия непосредственно перед датой рождения ребенка, по уходу за которым назначается ежемесячное пособие. А именно: в зоне отселения — не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.

Законом № 796 установлены гарантированные государством компенсационные выплаты, доплаты, различные виды пособий и льготы, касающиеся всех пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан в соответствии с определенными категориями.

Статьей 14 этого Закона для установления льгот и компенсаций четко определены основные категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди которых выделены участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (граждане, непосредственно участвовавшие в выполнении работ по ликвидации аварии и ее последствий, в зависимости от срока и периода работы в зоне отчуждения) и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (граждане, подвергшиеся воздействию радиоактивного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы). Кроме того, ст. 27 Закона № 796 определены категории несовершеннолетних граждан, относящихся к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • снижение пенсионного возраста на 5 — 10 лет и льготы при назначении пенсий;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Если на предприятии работают чернобыльцы, то работодатель должен учитывать ряд льгот, предусмотренных для этой категории лиц. Такой работник должен иметь соответствующие документы, подтверждающие его статус и предоставляющие право пользования льготами, установленными Законом № 796. К таким документам относятся удостоверения «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС», «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи», выданные в соответствии с Порядком № 51.

Работник-чернобылец имеет право использовать очередной ежегодный отпуск в удобное для него время, а также получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для категорий 1 и 2 пострадавших, для одного из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы).

Дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в календарном году, то есть принятый на работу работник, относящийся к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней даже в первый месяц работы. Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом об отпусках к ежегодным дополнительным отпускам, а определен как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы. Этот отпуск не продлевается на период праздничных дней и в случае временной нетрудоспособности не делится на части, не переносится на следующий год, а также за него не выплачивается денежная компенсация.

Отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (для категорий 1 — 4 чернобыльцев).

Чернобыльцам, отнесенным к категориям 1 — 3, предоставлено право преимущественного оставления на работе при увольнении работников. Кроме того, им предоставлено не только право преимущественного оставления на работе в случае увольнений на основаниях, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ, но и право преимущественного трудоустройства, то есть работу таким категориям работников следует предлагать в первую очередь исходя из их опыта трудовой деятельности и в пределах их квалификации.

Работники-чернобыльцы категорий 1 — 3 из участников ликвидации последствий аварии имеют право на пособие в размере трех среднемесячных заработных плат в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращения численности или штата работников, кроме выходного пособия, предусмотренного ст. 44 КЗоТ.

Для категорий 1 — 4 чернобыльцев предусмотренополучение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.

Пострадавшие категорий 1, 2 имеют право на получение налоговой социальной льготы в размере 150% общей суммы льготы.

Имеют ли право на налоговую социальную льготу лица, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы? Если да, то в каком размере и какие документы нужно представить работодателю?


В соответствии с пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, отнесенный законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта. Указанным подпунктом установлено, что плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере 100% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

При этом ст. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что до 31.12.2014 г. для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 573,50 грн.).

Вместе с тем в пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи определено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не выше суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 грн. (в 2013 г. — 1610 грн.).

Таким образом, при условии соблюдения требований ст. 169 Налогового кодекса лица, отнесенные к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 указанной статьи (в 2013 г.860,25 грн.).

Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 этой статьи плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).

Кроме того, п. 5 Порядка № 1227 установлено, что для применения льготы на основании, предусмотренном в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, кроме заявления о применении льготы лица, отнесенные законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют копию удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:

  • гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
  • участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации;
  • гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
  • гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.

Лица, награжденные Грамотой Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют ее копию.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 Порядка № 1227 периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренной, в частности, в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.

Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплата пособия пострадавшему вследствие аварии на ЧАЭС категории 1 (пособие выплачивается согласно ст. 20 Закона № 796), предоставленного при увольнении в связи с сокращением штата? Как рассчитать такое пособие?


Порядок осуществления плательщиком налога трудовой деятельности и порядок начисления, выплаты ему вознаграждения вследствие осуществления такой деятельности регулируются КЗоТ, Законом об оплате труда и другими законодательными и нормативными актами, в том числе Инструкцией № 5.

При увольнении работников ст. 44 этого Кодекса предусмотрена выплата выходного пособия. При этом выходное пособие выплачивается работникам при их увольнении на основаниях, предусмотренных этим Кодексом, а также коллективными договорами (соглашениями).

Законом № 796 установлено, что при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников им, в частности, выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.

Исчисление среднемесячной заработной платы для начисления сумм выходного пособия при увольнении осуществляется в соответствии с Порядком № 100, п. 2 которого предусматривает, что исчисление среднемесячной заработной платы для расчета выходного пособия при увольнении осуществляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором состоялось увольнение.

При этом работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации меньше двух календарных месяцев, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.

В соответствии с п. 8 Порядка № 100 начисление выплат, которые исчисляются из среднемесячной заработной платы за последние два месяца работы, осуществляется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса заработная плата для целей раздела IV этого Кодекса — это основная и дополнительная заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, определенный ст. 165 Налогового кодекса, в которой, в частности, отсутствует отдельная норма об освобождении от налогообложения выходного пособия, выплачиваемого работникам при их увольнении.

Таким образом, выходное пособие в связи с увольнением работника, в том числе выплачиваемое в соответствии с Законом № 796, для целей Налогового кодекса считается доходом, получаемым в виде заработной платы, налогообложение которого осуществляется на общих основаниях с применением ставки 15 и/или 17% (в зависимости от полученных доходов в отчетном месяце).

Мужчина в 1986 г. был эвакуирован из г. Припяти. В 1988 г. работал в зоне отчуждения почти два месяца. Имеет ли он право на досрочный выход на пенсию?


Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, работавшим в зоне отчуждения в 1988 г. не меньше 30 календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Пенсионный возраст по желанию лица может быть снижен только на одном основании, предусмотренном этой статьей, если не обусловлено другое. То есть пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет как лицу, эвакуированному из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. Право на пенсию по возрасту он приобретет по достижении 50-летнего возраста.

К работам по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы мужчина привлекался трижды: в сентябре 1986 г.два дня работы в зоне отчуждения, в мае 1987 г.пять дней и в сентябре 1989 г.15 дней. В каком возрасте ему будет назначена пенсия по возрасту?


В соответствии со ст. 55 Закона № 796 участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней и с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет. Лицам, которые в период с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. работали в зоне отчуждения от одного до пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшим в 1987 г. в зоне отчуждения не меньше 14 календарных дней, пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста на восемь лет, а участникам ликвидации, работавшим в 1987 г. от 10 до 14 календарных дней, — на пять лет.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение одного месяца в 1989 г. и в течение пяти дней в 1987 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

То есть за работу в зоне отчуждения в течение двух дней в сентябре 1986 г. пенсионный возраст снижается на пять лет, следовательно, право на назначение пенсии по возрасту мужчина приобретет по достижении 55-летнего возраста (605).

Из предусмотренных расходов в бюджете этого года на социальную защиту чернобыльцев (1,98 млрд грн) больше всего отводится на компенсацию стоимости продуктов для пострадавших первой и второй категорий — 0,9 млрд грн, или 45%. Государство обязано компенсировать им соответственно 50% и 25% стоимости продуктов по медицинским нормам. В прошлом году этот вид компенсации получили 264 876 человек. Но получили они ее не в полном объеме, а лишь частично — на 38%, так как Министерство социальной политики определяет из года в год размер выплат хитро, без учета роста цен на продукты.

Например, с 2016 года размеры компенсаций не менялись. Так, в минувшем году государство возмещало чернобыльцам первой категории от 391,8 грн до 456 грн в месяц (в зависимости от области), а для второй категории — от 195,9 грн до 228 грн. Как отражено в акте аудита Счетной палаты, в 2018 году размер компенсационных выплат был занижен в 2,9 раза (в 2017 году — в 2,6 раза). И только за прошлый год, идя на такую хитрость, чиновники «сэкономили» на выплатах чернобыльцам 1,6 млрд грн. То есть за год государство недоплатило на продукты каждому чернобыльцу первой и второй категорий в среднем 5946 грн.

Но размер компенсации Минсоцполитики не увеличило и на этот год. А так как цены на продукты выросли, то сумма недоплаты в этом году увеличится. И в результате 265 140 чернобыльцев получат от государства лишь третью часть суммы, предусмотренной законом.

Почти год назад Конституционный суд признал изменения в закон по сокращению соцгарантий чернобыльцам неконституционными. Но власть не выполняет решение суда, до сих пор не восстановила льготы и не возобновила выплаты. В бюджетном запросе Минсоцполитики чиновники приводят данные, что в этом году дополнительные расходы на выплаты по восстановленным судом льготам чернобыльцам составляют 12,4 млрд грн. То есть именно столько власть не выплатит чернобыльцам, игнорируя закон.

Но это еще не все. Ведь даже после частичной отмены льгот на социальные гарантии с 2015 года власть выделяла лишь половину необходимых средств. Ежегодно при утверждении бюджета страны депутаты определяют объем финансирования на чернобыльцев и их семьи. И несмотря на то что с 2014 года гривня обесценилась, а доходы бюджета выросли в три раза, объем финансирования на их социальную поддержку на протяжении пяти лет не рос и находился в пределах 2 млрд грн. Но даже по скромным расчетам Министерства социальной политики, для финансирования программы по чернобыльцам необходимо было выделить из бюджета в два раза больше денег. Так, в 2016 году из необходимых, по расчетам чиновников, 3,6 млрд грн, выделили 1,86 млрд грн; в 2017 году из предусмотренных 3,8 млрд грн — лишь 2 млрд грн; в 2018 году из положенных 4,1 млрд грн — только 2,1 млрд грн. Исходя из этих данных за 2016–2018 гг., власть выплатила чернобыльцам на 5,54 млрд грн. меньше, чем получалось по их же (чиновников) расчетам.


Правда и обман в сериале «Чернобыль»

Законом предусмотрено 5 категорий граждан, которые могут претендовать на льготы по инвалидности:

  • инвалиды 1 группы А;
  • инвалиды 1 группы Б;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • дети-инвалиды.

С марта 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым инвалидам первой группы больше не нужно проходить ежегодную комиссию МСЭ. Статус присваивается пожизненно. То же касается и детей инвалидов.

Для остальных категорий граждан потребуется регулярное подтверждение того, что их состояние здоровья не улучшилось.

Согласно действующему законодательству к участникам боевых действий относятся военнослужащие, которые проходили срочную или контрактную службу в горячих точках и фактически принимали участие в вооруженных столкновениях.

Те же правила относятся и к участникам АТО. Для получения льгот обязательным условием является нахождение на линии фронта. Штабным работникам и прочим военнослужащим, которые не принимали фактического участия в конфликте льготы не положены.

Факт подтверждается выпиской из части, в которой служило лицо. В документе указываются годы службы, звание и характеристика.

Поскольку в 2014 году произошел конфликт, перевернувший историю современной Украины, появилось понятие «участник АТО». Фактически оно тождественно закрепленному в законодательстве термину УБД. Отличие в том, что расширен перечень лиц, которые могут претендовать на льготы.

К ним относятся:

  • военнослужащие регулярной армии;
  • служащие национальной гвардии;
  • участники добровольческих батальонов;
  • сотрудники СБУ и МВД.

Для этого необходимо подтвердить, что лицо находилось в АТО более 30 дней или принимало непосредственное участие в бою.

Полный исчерпывающий перечень закреплен в Законе Украины «О статусе ветеранов войны»:

  • бесплатная юридическая помощь;
  • первоочередное обеспечение жильем в случае, если лицо имеет право на улучшение жилищных условий;
  • бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте;
  • 75% скидка на коммунальные платежи;
  • бесплатный проезд на самолете, корабле или поезде 1 раз в два года, или ежегодно со скидкой 50%;
  • бесплатные лекарства по рецепту лечащего врача;
  • бесплатные путевки в санаторий 1 раз в год.

Более подробно проконсультироваться по вопросам льгот можно в районном департаменте социальной политики и защиты населения.

Процедура получения достаточно проста:

  • обратится в госдепартамент по делам ветеранов войны и участников АТО, запись по телефонам (044) 281-08-50, (044) 281-08-48);
  • предоставить паспорт, копии приказов о назначении, выписки из части;
  • дождаться решения комиссии и получить удостоверение.

При наличии необходимых документов процедура занимает не больше недели времени. Пользоваться льготами можно с момента получения удостоверения.

При этом, лицо обязано уведомить коммунальные службы об изменении своего правового статуса либо обратится в управление социальной защиты, чтобы специалисты конторы передали данные коммунальщикам.

Закон Украины «О социальной защите детей войны» определяет, что к данной категории относятся все лица, которым к 09.05.1945 не исполнилось 18 лет. Не сложно подсчитать, что самому молодому представителю данной категории сейчас 74 года.

Впервые вопрос льгот для данной категории был рассмотрен в 2004 году и на тот момент принятые меры были актуальны. Пересмотр нормативно-правового акта последний раз проводился в 2018 году, но каких-либо серьезных изменений внесено не было.

По закону детям войны положены следующие льготы:

  • преимущественное право на рабочее место при сокращении;
  • возможность использовать отпуск на свое усмотрение в удобное время года;
  • помощь в случае временной нетрудоспособности в размере 100% оклада;
  • право на получение земельного участка вне очереди;
  • скидка 25% на коммунальные;
  • бесплатное лечение в военных госпиталях.

Фактически, кроме двух последних пунктов у детей войны льгот нет. В 2019 году ситуация по вопросу также не будет пересматриваться.

Социальная защита граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС

  • сохранение права на внеочередное улучшение жилищных условий;
  • возможность во внеочередном порядке устроить детей в детсад (касается это не только детей чернобыльцев, но и их внуков и даже правнуков);
  • сохраняется право на скидку в 50% на оплату квартиры и коммунальных услуг;
  • трудоустроенные дети чернобыльцев, согласно законодательным правилам, сокращаются работодателем в самую последнюю очередь;
  • официально трудоустроенным родственникам граждан, пострадавших от последствий ЧАЭС, положен дополнительный отпуск, который работодатель должен оплатить.

компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества.

  • компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
  • компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
  • денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
  • компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.

Фактически остаются без изменения все льготы чернобыльцев в 2020 году. Так, например, по-прежнему будет выплачиваться доплата из бюджета, если гражданин был переведен на другую работу по состоянию здоровья. Доплата будет производиться до момента восстановления здоровья либо до признания гражданина инвалидом. Пособие по временной нетрудоспособности чернобыльцу выплачивается в 100% размере и ежемесячно каждому пострадавшему выделяется пособие в виде денежной компенсации, размер которого определяется в соответствии с категорией граждан, например, инвалиды первой группы получают компенсацию размером в 5000 рублей, второй – 2500рублей, третьей – 1000 рублей.

Сериал не поможет. Как чернобыльцев хитро лишили льгот

Судебная власть Челябинска в похожей ситуации приняла сторону пострадавшей от радиации семьи и потребовала поставить ее на жилучет как переселенцев. Однако администрация Ленинского района г. Челябинска стала оспаривать это решение, ссылаясь на все тот же пункт 7 статьи 17. И тут облсуд увидел, что эта норма противоречит Конституции, и обратился с запросом в КС.

  • возмещение вреда здоровью и имущества;
  • на социальную поддержку;
  • возмещение вреда за риск, который возник в результате проживания в местности, подвергшийся заражению радиацией;
  • возмещение вреда за риск, который возник в результате выполнения работ на территории с радиоактивным заражением.

Предоставление льгот чернобыльцам

В третьей зоне «проживания с правом на отселение» — нахождение на ней граждан не ограничивается, но граждане этих территорий проходят систематическое медицинское освидетельствование. Даже в случае переселения жители этих регионов не лишаются права на получение льгот от государства.

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *