Как определить ребенка из семьи в детдом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить ребенка из семьи в детдом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что такое транспортная экспедиция?
  • Обслуживание государственного долга и его сущность
  • Должностная инструкция токаря. Разряды токарей
  • Спиртосодержащая продукция: закон, производство и продажа
  • Самый лучший банк для малого бизнеса
  • Методы и инструменты торговой политики
  • Федеральная собственность РФ: право, объекты

Как сдать ребенка в детдом? Можно ли сдать собственного ребенка в детдом

Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно. Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится. Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.

После получения согласия со стороны ребенка, необходимо обратиться сразу в несколько органов: ООП или органы опеки и попечительства, интернат, в который родители собираются определить ребенка, а также в районный отдел образования.

Не обязательно переводить несовершеннолетнего в интернат, если в семье возникли проблемы. Существуют дополнительные возможности.

Самый оптимальный вариант и для ребенка, и для родителей – это узкоспециализированные школы, направленные на воспитание спортсменов, кадетов или же гениев в определенной отрасли науки. Попасть в такие учреждения сложнее, чем в интернат – необходимо успешно сдать экзамены и пройти отбор. Но плюсы перевешивают:

  • обучение в таких учреждениях (если они государственные) предоставляется полностью бесплатно, как и проживание;
  • отсутствует риск лишения родительских прав;
  • ребенок чувствует себя комфортнее, так как контингент в интернате куда хуже, чем в спортивной или кадетской школе;
  • пребывание в спортивной, гуманитарной, кадетской или иной специализированной школе позволяет не просто решить проблему с дисциплиной, проживанием или материальным обеспечением, но и дает ребенку билет в успешную взрослую жизнь.

Родителям с проблемными отпрысками следует обратить особое внимание на военные училища. В них детям привьют основы дисциплины, что во многих случаях поможет справиться с тяжелым характером подростка.

Сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав можно, но, прежде чем идти на такую меру, следует взвесить все «за» и «против». Отправка интернат должна быть крайней мерой, нельзя обращаться к этой процедуре из-за небольшой провинности ребенка.

Прежде чем перевести несовершеннолетнего в учреждение постоянного пребывания, обязательно нужно провести с ним беседу, желательно с привлечением детского психолога. В период пребывания ребенка в учебном учреждении важно поддерживать с ним контакт, чтобы отношения в семье не ухудшились.

Через полгода волонтеры вновь связались с Таней и предложили усыновить 5-летнего мальчугана. Сначала она категорически отказалась. А потом подумала – а почему бы и нет? Есть один, будет и второй. Родственники поддержали, и вскоре в доме появился Семён. Появился позже Саши, но сразу стал старшим братом.

Удивительно, но когда Татьяна увидела Сёму, её сердце ёкнуло. Захотелось его забрать домой, отогреть физически и духовно. Настоящую историю Сёмы Таня узнала только спустя месяцы.

Изначально ей сказали, что мать пропала, а бабушка не может его «тянуть», вот и отказалась. На самом деле выяснилось, что это случилось несколько лет назад. А после мальчик был усыновлен и возвращен в детдом. Потом снова появилась родная бабушка и забрала его.

Но хватило ее ненадолго — вскоре она вновь привезла его в приют со словами «Не могу больше!».

Дальше – больше. Сема мог украсть машинку в магазине, на детской площадке и спрятать дома в шкафу. Стал учить этому Сашу. Таскал конфеты, а обертки умело прятал. Семе нравилось, когда младший брат плакал, расстраивался. Он специально выводил его на эти эмоции, обижал, дразнил, мог ударить.

С возрастом ситуация не менялась. В 9 лет он продолжат писать в кровать и застилать ее. Мог убежать из дома и пропасть на сутки-двое. Полиция быстро находила. А мог и сам явиться, довольный. Он просто не мог объяснить, зачем это делает.

В органах опеки мне сказали, что для возврата необходим точный медицинский диагноз, а не «предположения психологов». Иначе заберут всех детей. Сему положили в больницу на обследование.

А до того он вернулся из лагеря с чужим телефоном. В больнице Семен провел 3 месяца.

Татьяна регулярно навещала его, но все разговоры сводились к самому Семену, вопросов о ней или брате с сестрой даже не возникало, как и радости от ее визитов.

В это время Татьяна успокоилась и решила, что не отдаст Сему в детдом. Пришла и сказала об этом врачу. А он ей ответил, что не удивлен и спросил – а хочет ли сам ребенок домой.

— От своих мальчишек я получала эмоциональный заряд в виде улыбашек, благодарности, а от Любы не было никакого заряда, — говорит Светлана. — Только минус. Она только забирала. И это понятно: у брошенных детей, действительно, эмоциональная дыра. «Голод» такой, что они просто съедают тебя целиком, и все равно остаются эмоционально голодными. А родители — не бездонные.

Вместо того, чтобы принять ситуацию и спокойно заботиться, такие родители начинают стараться сильнее любить, сильнее вкладываться в это обделенное дитё. И в конце концов от них ничего не остается. Это классическое выгорание. У меня оно и случилось.

Я была как тот человек, что катит камень на гору и думает, что вот-вот всё будет хорошо, а камень срывается, катится вниз и давит тебя. У меня хорошая память.

Но те два года адаптации выпали у меня из головы: я не помню, во что одевалась, как питалась, спала ли с Любой или отдельно. Помню только тяжесть. Мне казалось, будто я в колодце и вижу жалкий клочок неба над головой — такое было суженное, измененное сознание.

И эмоциональное истощение. У меня иссякла вся жалость и эмпатия к кому бы то ни было. Наверное, включился режим самосохранения.

Отчаянный шаг: как отдать своего ребенка в детский дом временно или навсегда?

В стране 7000 усыновленных детей и 6000 семей-усыновителей. Каждый год появляется 500-600 новых. На всех приходится четыре психолога Национального центра усыновления и психологи социальных служб, идти к которым неловко, а то и страшно: «не справляетесь — значит, виноваты, значит, ребенка отберем».

«Родные люди» — сообщество родителей-усыновителей и профессиональных психологов. Специалисты проводят индивидуальные и групповые консультации, тренинги, коррекционные и развивающие занятия для детей. Опытные усыновители помогают «новичкам», подсказывают по житейски.

Работа с квалифицированными психологами, общение с единомышленниками снижают напряжение в семьях, укрепляют привязанности, доверие, взаимопонимание между усыновленными детьми и членами их новых семей.

За время работы «Родных людей» не случилось ни одной отмены усыновления среди участников проекта.

Вика Герасимова, «Имена»

Ольга Головнева, руководитель проекта «Родные люди», рассказывает:

— C 2006 года существует обязательная психологическая подготовка усыновителей. Приходит психолог, только со студенческой скамьи, а перед ним — 40-летние кандидаты на усыновление с солидным жизненным опытом. Степень доверия у них — ничтожная.

И после усыновления, если случился адаптационный кризис, семья к этому психологу вряд ли пойдет: «мы плохие, мы что-то делаем не так, а вдруг вообще ребенка отберут?».

В «Родных людях», если мы начинаем работать с усыновителем, то он с нами надолго: на наших встречах, в наших группах, в ежедневном общении и переписке. Человеку есть куда пойти, есть кому задать важные вопросы.

.Найдите моему ребенку маму лучше, чем я. Бывший психолог Центра усыновления о том, как белорусы не готовы усыновлять детей

«Имена» собирают деньги на годовую работу проекта: оплату работы директора, психологов, менеджера по развитию, бухгалтера, аренду помещения, расходные материалы. Всего нужно 46662 рубля. Жмите кнопку «Помочь» и подписывайтесь на любую сумму ежемесячно. Пусть семьи-усыновители будут вместе со своими новыми детьми — навсегда!

«Имена» работают на деньги читателей. Вы оформляете подписку на 3, 5, 10 рублей в месяц или делаете разовый платеж, а мы находим новые истории и помогаем еще большему количеству людей. Выберите удобный способ перевода — здесь. «Имена» — для читателей, читатели — для «Имен»!

Если мать и отец имеют пагубные привычки (алкогольную или наркотическую зависимость), а также способны поднять руку на свое чадо, то в таком случае детский дом для ребенка становится спасением. Из таких семьи детей забирают органы опеки.

Родители, для которых важнее всего алкоголь и наркотики, не задумываются о том, как сдать ребенка в детский дом. Зачем им об этом думать, если они и о детях своих редко вспоминают?

Очень часто возникает ситуация, когда берут из детского дома, а потом возвращают обратно. Излишне говорить о психологической травме, которую наносит детям подобное поведение взрослых. Поэтому нужно сто раз подумать и все взвесить, а уже потом принимать нового члена в свою семью.

Можно ли сдать ребенка обратно в детский дом? Усыновляют детей обычно те пары, которые не могут или не хотят заводить собственных. Забирая малыша из приюта, невозможно знать, какие черты характера он унаследовал от своих кровных родителей. Кроме того, у ребенка может развиться психологическое заболевание, которое изначально заметить невозможно. Ответственные люди пытаются корректировать негативное поведение усыновленного ребенка, который по факту уже стал родным, лечить все его болезни. Несознательные везут его обратно в детдом.

Если у супругов уже есть собственные дети, то приемный ребенок может негативно влиять на них или применять к ним физическое насилие. В таком случае здоровье кровного чада оказывается дороже, а усыновленного сына или дочь отправляют обратно в приют. Бывает и такое, что родные дети издеваются над приемным, потому что считают его чужим.

Не у всех родителей достаточно навыков и опыта, чтобы справляться с капризами и плохим поведением собственных деток. Почему ребенок стал себя вести неподобающим образом, ответить однозначно нельзя, так как причин может быть масса. Но основная – это потеря авторитета родителей. Многие папы и мамы в подобных ситуациях начинают интересоваться, как сдать ребенка в детский дом в воспитательных целях.

Обычно агрессивное поведение начинается в подростковом возрасте. Ребенок становится неконтролируемым: убегает из дома, прогуливает школу, приходит в синяках, грубит и огрызается, может начать воровать ценные вещи или продавать что-то из своих. Иногда в сторону предков могут сыпаться угрозы от такого ребенка. Некоторые родители не думают о том, что они совершили ошибку в воспитании, когда их чадо было еще совсем маленьким, не ищут других способов исправить ситуацию. Они видят выход лишь в одном – переложить ответственность за своего отпрыска на плечи других (в данном случае государства).

Как сдать ребенка в детский дом навсегда? Если родители не могут обеспечить всем необходимым собственного ребенка, то этим займутся сотрудники детского дома. В таком случае малыш останется там навсегда или до момента усыновления другими людьми.

Взрослые, которые поместили детей в детдом, могут просить о предоставлении возможности видеться с ними, если ребенок будет согласен. Однако это допустимо лишь до того момента, пока малыша не усыновят другие люди. В таком случае все свидания с ним будут запрещены. Фактически кровные родители теряют его навсегда.

Как сдать ребёнка в детдом, если он надоел?

Когда принято решение отдать детей в интернат для их же блага, то нужно знать, что для этого придется сделать. Для оформления ребенка понадобится написать заявление в соответствующие органы и предоставить им пакет документов.

В том случае, если дети достигли возраста, превышающего 10 лет, то необходимо спросить их мнение по этому поводу. Окончательное решение по оформлению ребенка в интернат принимается органами опеки. Если для помещения малыша в данное учреждение есть серьезные основания, то между ООП, родителями и интернатом заключается письменное соглашение.

В данном документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Сколько времени будет находиться ребенок в учреждении.
  2. Возможность посещений и их порядок.
  3. Обязанности сторон.
  4. Какая психологическая поддержка нужна ребенку или родителям.
  5. Ответственность сторон.

Если взрослые не будет нарушать составленное соглашение, то ребенок сможет вернуться в семью. Такой метод можно использовать для коррекции поведения детей, а также в том случае, если появилась необходимость отдать ребенка в интернат на время.

Такое тоже теоретически возможно, но данная процедура невероятно сложная. Как сдать ребенка в детский дом для профилактики на время?

Как уже указывалось выше, потребуется официально оформленный отказ от ребенка. Когда по этому вопросу будет принято решение, фактически, родители малыша уже таковыми не являются. Они могут его навещать, дарить ему игрушки и вещи, покупать сладости и так далее. Но в любой момент могут появиться люди, которые захотят взять этого ребенка в свою семью.

Кровные родители в данной ситуации ничего не смогут сделать. Если так случилось, что их малыш никому не приглянулся, а они сами уже решили все свои вопросы, забрать ребенка назад из детского дома они могут, но только после того, как их родительские права будут восстановлены.

Эта процедура еще более сложная, чем отказ. Родители должны будут предоставить справки о своем материальном положении, жилищных условиях, состоянии здоровья, психологической атмосфере в семье и так далее.

В интернаты и детдома принимают только несовершеннолетних детей (до 18). Поэтому 12- летнего ребенка сдать можно. При этом будет учитываться мнение самого чада. Важно отметить, что в приют принимают детей с любого возраста. Груднички, как правило, определяются в дом малютки, где они живут до 3 лет. Потом их переводят в детский дом. В интернаты оформляют, как правило, школьников.

Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:

  • плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
  • недостаточное материальное обеспечение родителей;
  • стесненные условия проживания;
  • график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.

Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.

Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.

Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания.

Если подросток проявляет агрессию по отношению к старшим родственникам, ворует, злоупотребляет спиртными напитками, особенно плохо учится, целесообразно будет отправить его в учреждение постоянного пребывания.

Резкая смена обстановки, отсутствие попечительства родителей, строгие правила – все это позволит улучшить уровень дисциплины. Конечно, прибегать к такому варианту следует в крайнем случае, если все другие возможности уже были испробованы.

Как определить ребёнка в детдом?

На территории Российской Федерации функционирует огромное количество интернатов, куда можно отправить своих детей. Перед тем как решиться на такой шаг, необходимо подумать над тем, действительно ли стоит это делать.

Ведь в некоторых случаях передача сына или дочери на длительный период может спровоцировать негативные последствия в виде лишения родительских прав. И никто не гарантирует того, что в будущем их можно будет восстановить.

Отечественная интернатная система позволяет передать детей на определенное время в закрытый интернат. Правда, перед тем, как отдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, настоятельно рекомендуется почитать о собственных правах и обязательствах.

Многие задаются следующим вопросом – а можно ли оформить ребенка в интернат, не лишившись при этом родительских прав. На самом деле, такая возможность действительно допускается. В общей сложности, процедура выглядит следующим образом.

  1. проведение индивидуальной беседы с малышом, психологическая его подготовка к предстоящим события;
  2. обращение в специализированные государственные органы;
  3. сбор всех необходимых документов;
  4. передача собранного пакета бумаг на проверку;
  5. получение решения;
  6. проведение индивидуальной консультации с директором интерната для согласования общих и дополнительных условий.

Далее родители могут забрать своего малыша обратно домой, если обстоятельства позволят сделать это.

Есть два учреждения, которые придется посетить в обязательном порядке – это представительство органа опеки и попечительства в вашем городе и интернат. Чтобы оформить своего сына или дочь в учреждение, надо предварительно написать заявление и приложить к нему необходимые документы. Их сначала рассмотрят представители ООП.

Если они убедятся в целесообразности помещения детей в интернат, далее родителям надо отправиться к его директору. Согласование всех условий происходит в трехстороннем порядке – между родителями, директором и сотрудниками ООП. Результатом переговоров является составление трехстороннего соглашения.

Здесь указываются такие моменты:

  • срок пребывания;
  • порядок, согласно которому родители будут встречаться с детьми;
  • обязанности учреждения и родителей;
  • особенности предоставления психологической, социальной и прочей помощи семье в случае возникновения такой необходимости;
  • меры ответственности за невыполнение требований, указанных в соглашении.

Помимо заявления в представительство органа опеки и попечительства, к нему прикрепляются дополнительные документы для оформления ребенка в интернат. В этот список входят следующие:

  • свидетельство о рождении (если возраст превышает 14 лет — паспорт);
  • медицинская карта с полным перечнем результатов проведения анализов, подтверждающих отсутствие острых проблем со здоровьем;
  • отдельное заключение от сотрудников медицинской комиссии в случае, если малыш или подросток страдает от ограниченных психических и физических возможностей;
  • программа реабилитации для инвалидов (если таковые имеются).

Дети, пережившие возврат в детдом, гораздо менее доверчивы, считает Инна Пасечник. «Самое страшное, что случается при возврате, — ребенок подтверждает свою теорию, что верить никому нельзя, — рассказывает она. — Человек пережил большое предательство, но все же думает: “Может, взрослые все-таки ничего?” Но возврат убеждает в обратном: “Я попробовал, я сходил, но сказки не бывает”».

Кроме того, «если ты ушел в семью, а потом вернулся, — это позорище внутри детского дома». «Приходится восстанавливать статус. Если я пришел с провалом, мне надо показать среди своих, что я не лыком шит, а дальше начинаются дурные способы — воровать, буянить, морды всем бить, доказывать, что я молодец», — рассказывает Пасечник.

Даже если удается найти новую приемную семью, у ребенка остается много проблем, одна из которых — нарушение привязанности. «Главное проявление — постоянная тревожность и страх, что в какой-то момент от него откажутся», — рассказывает Светлана Строганова из «Арифметики добра».

К тому времени как Елена Мачинская взяла в семью Нюру, у нее уже был опыт воспитания ребенка, дважды пережившего возврат в детдом. Аню — первую приемную дочь Елены — в опеке описывали так: «Девочка хорошая, нежная, так хочет дома жить». «Как я после поняла, они немножко слукавили, оказалось, что девочка не такая уж пушистая, ее дважды брали в приемные семьи и дважды возвращали в детский дом», — рассказывает Елена.

В России установлен «приоритет кровной семьи», который органы опеки иногда ложно трактуют, рассказывает юрист Наталья Карагодина. Особенно часто это касается случаев, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы.

«Ко мне все чаще начинают обращаться приемные родители с вопросом, что будет, когда кровные родители выйдут из тюрьмы. Опека в таких случаях говорит, что ребенка заберут [в кровную семью], но это неправильно», — считает Карагодина. По ее словам, нужно учитывать, сколько ребенок прожил в приемной семье.

Ольга с мужем никогда не думали о приемном родительстве, но, когда узнали, что двоюродный племянник оказался в детском доме, решили: «Ребенка нужно спасать». «У меня была необходимость как можно быстрее домашнего ребенка вырвать из детского дома, меньше чем через год я его выцарапала», — рассказывает Ольга.

Она заранее постаралась найти психологов, которые помогут семье и мальчику принять друг друга, в Школе приемных родителей пыталась узнать, как подготовиться к появлению нового 12-летнего члена семьи. «На занятиях упор шел на проблемы с грудничками. Я все время пыталась перевести на тему подростков, но психологи подстраивались под большинство», — вспоминает Ольга.

Когда мальчик начал жить в семье, Ольга сразу пошла в опеку и попросила назначить занятия с психологом. «Первые полгода меня кормили завтраками. А найти частного специалиста именно по приемным детям было непросто. К тому моменту, когда специалиста все-таки выделили, ситуация уже сильно обострилась», — рассказывает Ольга.

Способы поиска ребенка для усыновления (установления опеки)

Оформить чадо в интернат можно через органы опеки и районный отдел образования. Официально существует несколько поводов, достаточных для перевода ребенка:

  • плохое, неконтролируемое поведение ребенка (в данном случае основная цель перевода – перевоспитание);
  • недостаточное материальное обеспечение родителей;
  • стесненные условия проживания;
  • график родителей, который подразумевает длительное отсутствие дома, с раннего утра до позднего вечера.

Все перечисленные проблемы должны быть временными, если родители не хотят лишиться родительских прав. При обращении в ООП они должны подчеркнуть, что отдают ребенка в специальное учреждение лишь на определенный срок, по истечению которого обязуются забрать его и предоставить все необходимые условия для проживания, учебы и развития.

Если этого не произойдет, будет возбуждено судебное разбирательство с возможностью лишения родительских прав. Представителям несовершеннолетнего необходимо соблюдать осторожность, чтобы не довести до этого этапа. Впрочем, при соблюдении правил о том, что ребенка могут забрать, не стоит волноваться.

Что касается неофициальных причин сдать ребенка в интернат, чаще всего родители идут на такой шаг в целях перевоспитания.

Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Возможен и вариант семидневного пребывания, когда ученики интерната отправляются к родителям лишь 2-3 раза в месяц. Такой вариант целесообразен, если родители проживают в небольшом населенном пункте, а ближайший интернат находится в нескольких часах езды.

Важно помнить, если родители сдают ребенка в учреждение семидневного пребывания без основательных аргументов, таких как расстояние, встает вопрос о лишении родительских прав.

В период пребывания в интернате ребенок, если он уже достиг 6-7 лет, продолжает свое обучение в рамках общеобразовательной программы.

Возможно обучение и по специальным системам, если речь идет о детях-инвалидах или несовершеннолетних с отклонениями умственного и психического развития.

Детям с хроническими заболеваниями или степенью инвалидности в обязательном порядке предлагаются восстановительные меры: лечебная физкультура, занятия с психологом, логопедом и другими специалистами.

Конечно, резкая смена места жительства и временная потеря опеки родителей – это серьезный удар для ребенка. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем отправить несовершеннолетнего в интернат. После отправки отношения с родителями могут резко ухудшиться.

Чтобы сдать ребенка в интернат без лишения родительских прав, для начала необходимо обговорить этот момент с самим несовершеннолетним. Если ему уже исполнилось 10 лет, согласие ребенка обязательно.

Если несовершеннолетний в возрасте от 10 до 18 лет отказывается проживать в учреждении постоянного пребывания, отправить его в интернат, скорее всего, не получится.

Эта процедура возможна только в случае лишения родительских прав, что в рассматриваемой ситуации является нежелательным.

Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.

Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.

Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор.

Бытует мнение, что усыновить ребенка может только семейная пара, официально состоящая в браке. Это не так.

В соответствие ст.127 Семейного Кодекса РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола.

Таким образом любой совершеннолетний гражданин, здоровый, обеспеченный жильем и средствами имеет право претендовать на звание родителя.

Особенности процесса выбора ребенка

  • признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, или семьи, в которых один из четы недееспособен частично или полностью;
  • граждане, имеющие возрастную вилку с будущим воспитанником меньше 16 лет;
  • лица, судимые ранее за тяжкие преступления, совершенные преднамеренно;
  • те, кто уже был усыновителем или опекуном, и отстранен за неисполнение своих обязанностей;
  • люди, ранее лишенные родительских прав полностью или частично;
  • лица, которые не в состоянии обеспечить прожиточный уровень малышу;
  • не имеющие постоянного жилища;
  • люди, состояние здоровья которых не позволяет нести нагрузки родительского бремени;
  • те, жилище которых не соответствует санитарным нормам, установленным в данное время.

Таковы ограничения относительно личности потенциального родителя. Также будут проверяться не только условия проживания, но и личностные качества по характеристикам с мест работы и проживания.

Первое, что следует сделать, это пойти к инспектору органов опеки и усыновления по месту проживания.

Здесь и будут получены ответы на вопросы о сроках, документах, которые нужно подготовить.

Следует иметь в виду, что бумаги готовятся сразу в двух экземплярах – для отдела опеки и попечительства (далее ООП) и для суда.

Разумеется, нужно будет написать заявление в управление ООП с просьбой о выдаче заключения, что претендент не имеет препятствий и годится на роль усыновителя. Список нужных бумаг уточняется в каждом конкретном случае работником ООП.

Какие чувства возникают при чтении этого текста и ощущении себя в роли ребенка в такой ситуации?

Какие появляются мысли, ощущения?

Каково это — такой отъезд из дома с незнакомыми людьми неизвестно куда?

Каково оказаться в незнакомом месте в полной неизвестности — что будет дальше? Разлучиться по очереди со всеми близкими и не знать, где они и будет ли возможность увидеть их когда-либо еще?

Лишиться всех своих вещей, включая нижнее белье, и волос?

Чего хотелось бы в такой ситуации от окружающих взрослых?

Если уж такой переезд необходим, как бы хотелось, чтобы он происходил?

Что бы хотелось знать про своих близких? Важна ли была бы возможность видеться с ними время от времени?

Очень часто люди не дают себе труда задуматься о том, что означает для ребенка расставание с семьей. «Ну, живет ребенок в детском доме — так у него жизнь сложилась, и нечего драматизировать ситуацию». Тем не менее для ребенка эта ситуация очень драматична. Первый шаг, который взрослые обязаны сделать, когда действительно интересуются жизнью ребенка, — признать его чувства в этой ситуации и то, что подобного рода событие не может пройти бесследно, потому что, по сути, является для ребенка крушением его мира.

Разлуку с семьей ребенок расценивает как отверждение («родители позволили этому произойти»), и результатом становятся негативные представления о себе и о людях. «Я никому не нужен», «Я — плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент», — это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями.

Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я — лишенный родительских прав». Это высказывание очень верно отражает суть происходящего: ребенок — жертва обстоятельств, но в результате он теряет больше всех. Семью, близких людей, дом, личную свободу. Это приносит боль и воспринимается как наказание. Любое наказание бывает за что-то, и единственное объяснение, которое могут найти дети в такой ситуации, — это то, что они «плохие».

Безвыходность ситуации в том, что представления о себе в значительной степени определяют поведение человека. Представление о себе как о «плохом», боль от переживаемой жизненной катастрофы, обилие агрессивных поведенческих моделей в жизненном опыте (семья, социальное окружение) приводят к тому, что рано или поздно такие дети становятся социальными деструкторами.

Чтобы прервать этот «фатальный круг неблагополучия» и действительно помочь ребенку, необходимо работать и с его переживаниями в связи с утратой семьи, и с травматическим жизненным опытом, прорабатывать его актуальные жизненные проблемы, находя альтернативные модели поведения. Дать возможность успешной социальной самореализации и помочь в формировании мотивов для нее. Отдельная задача в работе с ребенком — формирование позитивной модели будущего, навык постановки целей и их достижения. Все это сложная, трудоемкая и кропотливая работа, требующая участия большого количества людей и системного подхода. Но без нее ребенок не получит «второго шанса» в своей жизни.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

«Хочу обратно в детдом!»

Анна Кузнецова: Руководители общественных организаций говорили мне, что по их данным разлучение детей с родителями в большинстве случаев не оправданно, а в отношении родителей все время действует презумпция виновности. В качестве причины нередко выступают пустой холодильник или неубранная квартира. Если ребенка забрали из семьи, его очень трудно вернуть. Семья, по сути, разрушается.

Диана Машкова: Я бы предложила во время дознавательных действий изолировать не ребенка, а взрослого, от которого исходит угроза. А если все-таки изымается ребенок, то его нужно определять в ближний круг семьи: к тете, дяде, бабушке, дедушке, друзьям. Да хоть к учителю. К любому человеку, которого ребенок знает и у которого может пожить несколько дней. Это вдвое уменьшит травму.

Елена Житомирская: Опыт подсказывает, что нужны безопасные площадки — дом, квартира, кризисный центр, куда в случае предполагаемого насилия можно было бы перевести ребенка. Но обязательно в сопровождении близко знакомого взрослого. Уже там можно начать работу со всеми участниками травматического события. Тем, кто будет разбираться в ситуации, нужна постоянная помощь психолога. Только психолог объяснит, почему ребенок именно так отвечает на тот или иной вопрос. И понять: его кивок в ответ на вопрос: «Тебя обижают?» — это правда или знак «стокгольмского синдрома».

— Семья из Зеленограда, у которой забрали 10 детей, по данным некоторых СМИ, получала ежемесячно от государства более 600 тысяч пособий на детей. Не превращается ли воспитание приемных детей в бизнес?

Диана Машкова: Не надо преувеличивать. Если ребенок усыновлен, родители получают те же выплаты, что и на родных детей. Мы одного из своих приемных детей привезли из Казани — повышенных столичных пособий мы на него не получаем. А есть еще и безвозмездная опека — все за счет родителей.

Анна Кузнецова: В среднем по стране родители приемных детей получают на ребенка около 10-15 тысяч рублей в месяц. К сожалению, понятие «многодетная семья» на федеральном уровне не регламентировано, и каждый регион трактует его по-своему. Напомню, я обращала внимание уполномоченного по правам ребенка в Астраханской области и региональных властей на проблему — там, на местном законодательном уровне не считалась многодетной семья, где было двое общих детей и еще один ребенок от прежнего брака. То есть такая семья была лишена пособий и льгот. Сейчас эту ситуацию выправили. Приемные семьи нередко тоже вынуждены бороться за льготы. Люди в ряде регионов жалуются на сокращение социальных пособий на поддержку семьи, разница в этом вопросе тоже колоссальная. Мы уже проводим анализ льгот и социальных пособий по всем субъектам, а также их динамику. На мой взгляд, экономия на детях недопустима.

Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка:

— Все истории, которые мы обсуждали, указывают на сбои в системе. Дети не должны становиться заложниками несовершенства системы или субъективизма и человеческого фактора.

Замечательная идея — сократить количество детских домов. Как бы нас ни убеждали, что ребенку в детдоме хорошо (все они там нарядные, накормленные и с кучей подарков), итог, как правило, печален — всего лишь 10 процентов детей-сирот могут найти свое место в обществе и социализироваться. Важно, чтобы рядом были любящие папа и мама, опекуны или приемные родители.

Сегодня детских домов стало меньше. А количество детей, оставшихся без попечения родителей, в общей базе данных сократилось почти вдвое — с 127 тысяч в 2010 году, до 60 тысяч в 2016. Принятые меры государственной поддержки сработали — повысили пособия, облегчили процедуру усыновления и принятия ребенка в семью. Половина детдомовских сирот нашли семьи. Но, к сожалению, практика показывает, что еще немало проблем, о чем свидетельствуют последние события. Тема семьи всегда чувствительна и болезненна для общества.

Важно искать путь системного решения проблем, а не захлебываться эмоциями в социальных сетях и в эфире ток-шоу. И это должен быть такой путь, в котором все нацелено на помощь и поддержку каждой конкретной семьи, потому что дети страдают здесь и сейчас. Они не могут ждать счастливого завтра.

Справка «РГ»

554 075 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нашли новый дом в приемных семьях.

60 162 ребенка еще остаются под надзором в организациях для детей-сирот.

Более 90 тысяч российских семей воспитывают приемных детей. Лидерами по количеству приемных семей оказались Дальневосточный, Уральский и Южный федеральные округа.

8858 детей были изъяты из семьи в соответствии со 77 статье СК РФ в 2015 году. Это, по данным МВД РФ, на 14 процентов меньше, чем в 2014 году. Наибольшее снижение наблюдается в Сибирском, Уральском и дальневосточном ФО. А вот в Крымском, Северо-Кавказком и Южном федеральных округах таких детей стало больше.

По данным МВД РФ, с 2014 по 2015 года количество семей, в отношении которых было принято решение об отобрании детей в соответствии со 77 статье СК РФ, сократилось на 13,7 процентов (до 5506 тысяч).

По данным Министерства образования и науки за этот же период количество таких семей увеличилось на 5,3 процента.

Ребенок может быть признан фактическим или социальным сиротой. В первом случае у него нет родителей вообще: они погибли, или же у ребенка есть только мать, которая умерла при родах или спустя некоторое время, а личность отца не установлена вовсе.

Статус социальной сироты ребенок получает в том случае, если его родители лишены таковых прав, отказались от него, не известны или признаны судом недееспособными.

Ребенок, который получил статус сироты официально не имеет родительского попечения, не усыновлен и может быть отдан под опеку третьим лицам, которые соответствуют законодательным требованиям.

Как определить ребенка в детский дом

Отбор кандидатов в оформление опеки проводится довольно-таки строго – одного желания взять ребенка из детского дома в свою семью будет недостаточно.

Так, к предполагаемому опекуну выдвигаются следующие требования:

  • Он должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  • Не должно быть наркотической или алкогольной зависимости.
  • Не должно быть заболеваний, которые утверждены Постановлением Правительства №117 от 14.02.2013 года.
  • Не должно быть судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, в числе которых совершенные против половой неприкосновенности, чести и достоинства человека, его жизни и здоровья.
  • Не состоит в однополом браке. В идеале предполагаемый опекун должен состоять в официальном браке согласно законам РФ.
  • Не был лишен ранее родительских прав, не было отмены усыновления по вине усыновителя.
  • Пройдены успешно курсы по специальной подготовке для опекунов.

Оформление малыша под опеку состоит из трех этапов:

  • Получение разрешения на опеку из ООП.
  • Подбор ребенка – из базы данных регионального или федерального уровня.
  • Оформление опекунства.

Теперь рассмотрим каждый этап более подробно.

Работа с органами опеки начинается, в этом случае, с первичной консультации. На ней специалист предоставить необходимую информацию относительно обучающих курсов, скажет какие документы нужно собрать и как далее будет проходить процесс оформления опеки.

Прохождение обучения для будущих усыновителей осуществляется согласно регламенту, прописанному в Постановлении Правительства №423. Однако, обратите внимание на то, что данная процедура отдана в контроль муниципалитету, так что порядок может несколько отличаться.

Важно: близкие родственники ребенка, которые хотят стать опекуном, освобождаются от прохождения обучения.

Подтверждением успешного прохождения курсов является сертификат установленного государством образца и, что еще более важно, заключение психолога – может этот человек рассматриваться как опекун или нет.

Пакет документов подается в ОПП вместе с сертификатом и заявлением установленного образца (рассмотрим его далее). Обязательно понадобится следующее:

  • Автобиография.
  • Копия гражданского паспорта.
  • Справка по форме 2-НДФЛ.
  • Свидетельство о браке, если таковой есть.
  • Характеристика с места работы, не лишней будет и с места проживания.
  • Правоустанавливающие документы на недвижимость или долгосрочный договор аренды.
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья будущего опекуна.

После того, как органы опеки дадут добро, можно приступать к самому главному – подбору ребенка из детского дома.

Здесь также придется пройти несколько этапов: от выбора, как бы цинично это не звучало, малыша и ознакомлении информации относительно него, до личного знакомства и оформления опекунства над ним.

После того, как будущие родители определились с тем, с каким ребенком они хотят познакомиться лично, работник органа опеки дает направление в социальное учреждение для личного знакомства.

Обратите внимание, что выданное направление действительно в течении 10 дней и в эти 10 дней другие потенциальные опекуны не могут знакомится с этим же ребенком, собирать о нем информацию и так далее.

После того, как вопрос с ребенком решен, будущий опекун обращается в орган опеки и попечительства с заявлением на установление опеки над конкретным ребенком. В последующие 14 дней должен быть выдан Приказ о назначении опекунства над ребенком.

Орган опеки и попечительства также должен предоставить опекуну пакет документов на ребенка:

  • Свидетельство о рождении.
  • Справка о родственниках если они есть и отказ от каждого из них в установлении опекунства.
  • Правоустанавливающие документы на имущество ребенка, если оно есть.
  • Документ, который подтверждает статус сироты.
  • СНИЛС, медицинский полис обязательного страхования.
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

После завершения всех бумажных проволочек опекун забирает ребенка из социального учреждения уже домой, в семью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *