Порядок разработки коллективного договора и его заключение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок разработки коллективного договора и его заключение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со ст. 31, 37 и 40 ТК РФ текст договора и его положения вырабатываются в ходе заседания комиссии, состоящей из представителей первичной профсоюзной организации, выступающей от имени коллектива. Комиссия создается на условиях равноправия. Первичной можно считать ту организацию, в которую объединились более 50% сотрудников работодателя. В ее отсутствие сотрудники вправе выбрать единый коллегиальный орган. В случае когда такой орган не был создан, интересы коллектива представляет организация, объединяющая большее число сотрудников. Работники, не состоящие в профсоюзах, вправе назначить своим представителем орган избранной первичной организации.

В соответствии со ст. 36 ТК РФ проявившая инициативу к заключению договора сторона в письменной форме направляет предложение второй стороне. После его получения у второй стороны есть календарная неделя на выбор своих представителей.

В разработке текста договора со стороны коллектива не могут принимать участие представители интересов работодателя, а также организации и органы, образованные или финансируемые:

  • работодателем;
  • органами исполнительной власти;
  • органами местного самоуправления;
  • политическими партиями.

От имени работодателя вправе представительствовать непосредственно руководитель организации или иные уполномоченные им лица. Такие функции может взять на себя какое-либо объединение работодателей.

Порядок ведения переговоров рассмотрен в ст. 37 ТК РФ. Участники переговоров вправе по согласию определять все условия их проведения. При этом представители каждой из сторон должны собрать предложения представляемой стороны, консолидировать их.

Для разработки предложений стороны могут запрашивать информацию у оппонента, которому, в свою очередь, дается 2 недели на предоставление затребованной информации. Весь ход заседания и предложения сторон фиксируются письменно.

Нередко сторонам не удается прийти к соглашению в ходе первого заседания. В таком случае составляется протокол разногласий. В дальнейшем стороны могут назначить новые коллективные переговоры или применить нормы гл. 61 ТК РФ об урегулировании разногласий.

Если стороны решили урегулировать разногласия в порядке разрешения трудового спора, они не могут подвергнуться примирительным процедурам в соответствии с нормами ст. 401 ТК РФ. Стороны могут также обратиться в орган по урегулированию трудовых споров, в том числе и с электронным обращением, равно как и прибегнуть к помощи посредника. Но даже отсутствие полного согласия не отменяет обязанности по подписанию договора. Если согласие не достигнуто, то, в соответствии со ст. 40 ТК РФ, коллективный договор должен быть подписан хотя бы в той части, в которой стороны пришли к соглашению. Остальные аспекты будут внесены в договор в дальнейшем по мере достижения консенсуса между сторонами.

При заключении коллективного договора стороны не должны забывать про принципы, то есть о соблюдении законов, равноправии участников, свободе выбора, обоюдной ответственность за нарушения, добровольном принятии обязательств и т. д.

Разработка и заключение коллективного договора становится необходимостью, если:

  • коллективный договор не был заключен ранее;
  • требуется внесение изменений в действующий документ;
  • нужно урегулировать возникшие между сторонами разногласия;
  • нужно продлить срок действия договора;
  • у организации изменился собственник;
  • при реорганизации предприятия.

Для этого требуется проведение соответствующих переговоров, которые осуществляются между представителями сторон. Перед тем, как будет определена дата собрания, проводится подготовительная работа. Она необходима для того, чтобы профорганизация могла обосновать свои требования к работодателю. При этом работодателем должна быть предоставлена вся необходимая для этого информация. Порядок разработки проекта коллективного договора установлен законодательством.

Перед тем, как коллективные переговоры будут осуществлены, инициативная группа должна принять соответствующее решение об их проведении. Инициатором при этом может выступать как представитель работников, так и работодателя. Но чаще всего им выступают профсоюзные организации. Согласно общему порядку, инициаторы собрания отправляют второй стороне предложение о предстоящем мероприятии.

Предложение обязательно составляют в письменном виде.

Вторая сторона в течение недели должна начать вести переговоры и предоставить информацию о своих представителях, которые войдут в комиссию. Также оговариваются условия ведения переговоров, которых должна будет придерживаться комиссия. Началом проведения переговоров принято считать дату, следующую за днем, когда инициативная группа получила ответ от второй стороны.

Стороны не могут уклониться от ведения коллективных переговоров. Уклонение влечет за собой нарушение трудового законодательства и применение к нарушителям штрафных санкций. Поэтому отказаться от данного собрания невозможно.

Комиссия для проведения переговоров формируется согласно установленным правилам, содержащимся в нормативных актах. Действия членов этого органа также строго регламентированы. Тем не менее, трудовое законодательство не содержит информацию о том, какое количество представителей будет направлено от каждой стороны. Но для того, чтобы в процессе разработки не возникло каких-либо недоразумений, лучше, чтобы их было равное число. Такие рекомендации профсоюзам и работодателям дает законодатель.

Руководитель организации должен составить приказ о формировании комиссии для разработки и заключения коллективного договора.

Члены комиссии во время проведения переговоров освобождаются от выполнения своих трудовых обязанностей, а также не могут подвергаться материальным и дисциплинарным взысканиям, быть уволенными и т. д. Дело в том, что комиссия работает постоянно, поэтому работники не могут выполнять эти действия одновременно с осуществлением своих прямых обязанностей.

Кроме этого, комиссия, основанная для разработки и заключения коллективных соглашений, имеет следующие особенности:

  • при необходимости осуществляется замена членов комиссии;
  • участники комиссии утверждают график проведения собрания;
  • обязательным является и планирование повесток дня;
  • стороны самостоятельно разрабатывают и вносят предложения в коллективный договор.

Нередко все условия, на которых осуществляется деятельность комиссии, устанавливается внутренними нормативными актами. Например, Положением о порядке ведения переговоров. Согласно документу, все заседания собрания комиссии обязательно ведутся под протокол.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


Статья 43. Действие коллективного договора

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Соглашение подписывается представителями сторон.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
_________________________________
(полное наименование организации)
на период с «____» _______ 20___ года по «____» ______ 20___год
(указать срок действия коллективного договора)

От работодателя:
__________________
(должность, Ф.И.О. руководителя организации, работодателя – индивидуального предпринимателя или уполномоченных ими лиц, подпись)
дата
место печати

От работников:
____________________
(должность, Ф.И.О. председателя первичной профсоюзной организации или иного представителя (членов представительного органа) организации, подпись)
дата
место печати

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (у индивидуального предпринимателя) и заключенным между работниками и работодателем.
1.2. Сторонами коллективного договора являются:
работодатель -_____________________________________
(наименование организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации)
в лице ___________________________________,
(должность, Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя или уполномоченные ими лица)
действующего на основании ________________________________,
(документ, подтверждающий полномочия)
далее «Работодатель» и работники организации, представляемые (указать представителя, представляющего работников данной организации):
первичной профсоюзной организацией ____________________________,
(наименование)
далее «Профсоюз», действующей на основании ________________________________________,
(документ, подтверждающий полномочия)
в лице ее председателя ____________________________;
(Ф.И.О.)
иным представителем (представительным органом)__ ___ ___ ____________________, далее «Работники»,
(наименование)
действующим на основании _______ ___________ _________________________
(указать: избран в результате тайного голосования на общем собрании или конференции работников, протокол № от «____»____20__ года)
в лице________________,
(Ф.И.О.)
1.3. Коллективный договор заключен полномочными представителями сторон на добровольной и равноправной основе в целях:
установления социально-трудовых прав и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством;
повышения уровня жизни работников и членов их семей;
создания благоприятного психологического климата в коллективе;
практической реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
1.4. Коллективный договор заключен на срок ______(не более трех лет) и вступает в силу с момента подписания его сторонами (либо указать конкретную дату вступления коллективного договора в силу) и действует по « ___» ________ 20____ г. (указать дату).
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
1.5. По взаимному согласию сторон в течение срока действия коллективного договора в него могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном ТК РФ для его заключения.
1.6. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (индивидуального предпринимателя; действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения).
1.7.Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права и трудовые договоры работников не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим коллективным договором.
1.8. Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации.

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами (статья 41 ТК РФ).

Существует ряд особенностей коллективного договора.

ТК РФ в ст. 8 предоставляет работодателям (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) право осуществлять локальное нормотворчество, принимая локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Однако нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению.

Глава 7. Коллективные договоры и соглашения

В коллективном договоре учитываются отраслевые нормы и правила.

Статья 68 ТК РФ предусматривает обязанность ознакомления работника со всеми локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью работника, под роспись.

Например, для ознакомления с локальными актами возможно:

  • приложить к локальному нормативному акту листы ознакомления, на которых работники будут проставлять визы ознакомления, включающие в данном случае личную подпись работника (его собственную роспись), дату визирования (при необходимости — время) и расшифровку личной подписи работника (два инициала перед фамилией без скобок);
  • оформить специальный журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами (в крупной организации с большим движением кадров может быть оформлено несколько журналов по видам документов);
  • составить перечень локальных нормативных актов, с которыми должен быть ознакомлен работник;
  • довести до сведения работника каждый документ;
  • оформить визы ознакомления под названиями локальных актов.

Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).

Существуют также особенности коллективного договора, вытекающие из судебной практики.

Оплата расходов до аэропорта может быть не предусмотрена в коллективном договоре. В Определении Верховного Суда РФ от 25.01.2016 N 8-КГ15-18 суд пришел к выводу о том, что коллективный договор и локальные нормативные акты обязанности работодателя по компенсации расходов по доставки работников в аэропорт не предусматривают.

Согласно части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере и осуществляющие предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. В случае достижения соглашения между сторонами трудовых правоотношений о выплате такой компенсации ее объем может быть отличным от того, который установлен в частях первой — седьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, но в то же время учитывающим целевое назначение такой компенсации (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны).

ШАГ № 1. Подготовка к коллективным переговорам

Необходимость в проведении коллективных переговоров возникает у профорганизации в следующих случаях:

  • в организации отсутствует коллективный договор;
  • необходимо внести изменения в действующий коллективный договор;
  • в целях урегулирования возникших при заключении коллективного договора разногласий, оформленных соответствующим протоколом;
  • срок действия коллективного договора заканчивается;
  • изменяется собственник имущества организации;
  • организация реорганизуется;
  • в других случаях, когда в этом есть необходимость.

До проведения коллективных переговоров профорганизация может провести подготовительную работу, предусматривающую анализ социально-экономического положения организации с целью формирования обоснованных требований к работодателю.

Работодатель (его представитель) обязан предоставить профорганизации бесплатно полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Представители работников, получившие от работодателя информацию, отнесенную в установленном законом порядке к служебной или коммерческой тайне, не вправе её разглашать.

Действие коллективного договора

Коллективные переговоры завершаются подписанием коллективного договора.

Стороны обязаны заключить коллективный договор на согласованных условиях в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров.

Положения коллективного договора, по которым стороны не пришли к согласию, включаются в протокол разногласий, дата составления которого является моментом начала коллективного трудового спора.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством.

Коллективный договор подписывают:

  • со стороны работников – председатель первичной профсоюзной организации;
  • со стороны работодателя – руководитель организации или иное уполномоченное лицо (например, руководитель филиала юридического лица, действующий на основании соответствующей доверенности).

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока, который не может превышать трех лет. Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется в порядке установленном:

  • сторонами в форме их заслушивания на общем собрании (конференции) работников организации. При этом сроки отчета представителей сторон должны быть установлены в коллективном договоре или в решении общего собрания работников;
  • соответствующим органом по труду;

При проведении контроля представители сторон обязаны представлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

Представители работодателя, виновные в непредставлении необходимой информации при осуществлении контроля за его выполнением несут ответственность в соответствии со ст. 5.29. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Функции контроля также осуществляет комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением. Комиссия проверяет выполнение коллективного договора согласно плану своей работы и по фактам письменных обращений отдельных работников, профсоюзного комитета, работодателя.

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств коллективного договора, подвергаются штрафу в размере, установленном ст.5.31 КоАП.

Привлечение к ответственности осуществляет государственная инспекция труда (ст. 23.12. КоАП).

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год

1. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров (ст. 37 ТК).

2. Статья 37 ТК предусматривает лишь общие правила проведения переговоров; помимо них, стороны могут установить дополнительные процедуры согласования, утверждения коллективного договора. С обсуждения этого вопроса целесообразно начать работу комиссии по ведению коллективных переговоров. Она устанавливает, в каком порядке, как часто будут проводиться заседания комиссии, будет ли вестись протокол. На первом заседании комиссии может быть определен и регламент ее работы: последовательность обсуждения вопросов, порядок обсуждения и принятия решения.

По согласованию сторон решается вопрос о необходимости обсуждать проект коллективного договора в структурных подразделениях, выносить его на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) работников и т.п.

3. Соглашение о порядке разработки и заключения коллективного договора, достигнутое в рамках комиссии по ведению коллективных переговоров, является обязательным для сторон. Очевидно, его невыполнение одной из сторон может повлечь составление протокола разногласий (предъявление требований работодателю) и возникновение коллективного трудового спора.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5

      «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 09.11.2020 N 362-ФЗ

      «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020)

      «О муниципальной службе в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 06.10.2020 N 616

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20

      «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 13.05.2019)

      «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1842

      «Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

    • Распоряжение Правительства РФ от 07.11.2020 N 2887-р

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»»

    • Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681

      «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» (вместе с «Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования», «Правилами установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»)

    Все документы >>>

    В ст. 51 ТК РФ — контроль за выполнением коллективного договора, соглашения:

    Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

    При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

    Ответственность:

    Ответст­венность предусмотрена гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28-5.31 КоАП РФ.

    Гл. 9 ТК РФ: Ст. 54 ТК РФ «Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения».

    Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

    Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

    Ст. 5.28. КоАП РФ «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения».

    Статья 5.29 КоАП РФ. «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения».

    Статья 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения».

    Ст. 55 ТК РФ. «Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения».

    Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

    Ст. 5.31. КоАП РФ. «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

    Социальное партнерство — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» (ст. 23 ТК РФ).

    Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

    Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо.

    Обратите внимание! Коллективный договор не должен содержать условия, ограничивающие права работников или снижающие уровень их правовых гарантий. Если такие условия в него включены, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

    Статьей 43 ТК РФ установлено, что коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

    Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

    Коллективный договор продолжает действовать в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

    При смене формы собственности организации коллективный договор продолжает действовать в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

    Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

    Статья 12. Порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора

    Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы) (ст. 50 ТК РФ).

    Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

    Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51 ТК РФ).

    При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

    Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения. Согласно ст. 5.28 КоАП РФ уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

    Напомним, что согласно ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Датой начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

    Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Согласно ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

    Трудовая книжка

    Трудовой договор (контракт)

    Обязанности работников и нанимателей

    Наименование должностей и профессий

    Отпуска и свободные дни

    1. Методические рекомендации разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, принятию, подписанию и регистрации коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.

    2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.

    3. Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.

    4. Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.

    5. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).

    6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые Нанимателем.

    7. Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.

    8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:

    8.1. равноправие сторон;

    8.2. соблюдение норм законодательства;

    8.3. полномочность принятия обязательств;

    8.4. добровольность принятия обязательств;

    8.5. учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

    8.6. обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

    8.7. отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

    8.8. взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

    9. В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и Наниматель или уполномоченный им представитель.

    10. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

    11. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

    В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома.

    12. Представителями интересов Нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

    13. В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению и изменению коллективного договора.

    14. Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, а, следовательно, и подготовки нового проекта коллективного договора. При этом профсоюзам следует иметь ввиду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора до окончания срока действующего коллективного договора.

    15. Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок (статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь). Примерная форма требования приведена в приложении 1.

    16. Статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает для ведения коллективных переговоров создание на равноправной основе комиссии из равного числа уполномоченных представителей сторон.

    17. Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть не менее трех человек.

    18. Персональный состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюза утверждается на заседании профсоюзного комитета. Пример оформления протокола заседания профсоюзного комитета приведен в приложении 2.

    19. В случае подготовки к заключению первого коллективного договора (вновь созданная организация, профсоюзная организация или коллективный договор не заключался) и распространения его действия на всех работников полномочия на ведение переговоров профсоюзному комитету необходимо получить на собрании (конференции) работников организации.

    20. Руководитель организации в свою очередь принимает меры по созданию комиссии – издает приказ о назначении представителей Нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

    21. Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров.

    22. На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

    23. На заседаниях комиссии функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.

    24. На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.

    При этом следует иметь ввиду, что согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

    25. Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в приложении 3.

    26. Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется предусматривать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, тарифного и местного соглашений.

    27. Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:

    27.1. проведение разъяснительной работы в структурных подразделениях о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;

    27.2. организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т. д.);

    27.3. анализ и систематизация поступивших предложений работников;

    27.4. подготовка проекта коллективного договора;

    27.5. обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;

    27.6. доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;

    27.7. проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора;

    27.8. принятие коллективного договора на собрании (конференции) работников (членов профсоюза);

    27.9. подписание коллективного договора.

    Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и принятию коллективного договора приведен в приложении 4.

    28. В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Республики Беларусь проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.

    29. Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организации.

    30. Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.

    53. Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.

    54. Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания (конференции) со стороны Нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профкома.

    В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.

    55. Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.

    56. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) Нанимателя.

    57. В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь для регистрации коллективного договора Наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

    57.1. заявление в письменной форме с просьбой о регистрации
    (с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации, в том числе профсоюзной организации; наименования вышестоящего профсоюзного органа);

    57.2. коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;

    57.3. копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

    На практике встречаются случаи проставления печатей организации на подписи сторон, что не является нарушением, однако и не является обязательным требованием.

    58. Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.

    Практика выявила многочисленные факты представления на регистрацию документов профсоюзами как более заинтересованной стороной.

    59. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему должны вноситься после принятия на собрании (конференции).

    60. Согласно части первой статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор распространяется на Нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.

    61. Коллективный договор, стороной которого в организации выступает соответствующий профсоюз, получивший полномочия на его заключение от работников организации – членов профсоюза, может включать норму о распространении его только на членов профсоюза.

    62. В некоторых организациях часть работников не являются членами профсоюза или может быть не один профсоюз. Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме, а также при условии согласия сторон, подписавших данный договор (данное условие необходимо включить в коллективный договор).

    63. В соответствии со статьей 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года и вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное.

    64. Согласно статье 375 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

    65. Согласно статье 374 Трудового кодекса Республики Беларусь информирование работников об исполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие.

    66. Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению.

    67. Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, ежеквартально подводит итоги выполнения, которые рассматриваются на расширенных заседаниях профкома, а один раз в год – на собрании (конференции) работников (членов профсоюза) организации.

    68. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию. Согласно части второй статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от Нанимателя, государственных органов.

    69. Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора.

    При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда профсоюзов имеют право требовать от стороны коллективного договора устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»). О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

    При осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за выполнением коллективного договора профсоюзы вправе выдать стороне коллективного договора рекомендацию по устранению установленных нарушений коллективного договора (подпункт 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»; подпункт 15.8 пункта 15 Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, подпункт 23.12 пункта 23 Положения о правовой инспекции труда, утвержденных постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 августа 2010 г. № 180).

    О принятом решении сторона, получившая рекомендацию, обязана письменно информировать в указанный срок соответствующий профсоюз.

    70. В случае отказа Нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования профсоюзов или недостижения соглашения между ними разногласия рассматриваются в соответствии с установленным законодательством Республики Беларусь порядком.

    71. Одним из основных принципов социального партнерства является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

    72. Согласно статье 376 Трудового кодекса Республики Беларусь за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором.

    73. При разработке проекта коллективного договора профсоюзу необходимо установить в коллективном договоре конкретные меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности за невыполнение его положений. Такими мерами могут быть: привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде; лишение полностью или частично надбавок, премий и других персональных выплат; расторжение трудового договора (контракта) с руководителями, не обеспечившими выполнение обязательств коллективного договора, заслушивание Нанимателя на заседании профсоюзного комитета.

    74. Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрены определенные гарантии работникам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Республики Беларусь за работниками сохраняется средний заработок в случае участия в рабочее время в коллективных переговорах в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, а при их отсутствии – по соглашению между сторонами коллективных переговоров.

    75. Статья 24 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» предусматривает, что в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора, привлечение к дисциплинарной ответственности профсоюзных работников, уполномоченных профсоюзом на участие в комиссиях по коллективным переговорам, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа.

    76. В коллективном договоре могут предусматриваться и другие гарантии и компенсации представителям работников: в период ведения коллективных переговоров они не могут быть переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе Нанимателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа профсоюза.

    Любые трудовые отношения должны быть регламентированы. Это защищает работодателя и сотрудников. Все нюансы работы оговариваются и вносятся в специальный нормативный правовой акт, который является коллективным соглашением. Он регламентирует отношения сразу между всеми сотрудниками, а не отдельно один на один с каждым, как делает трудовой договор. Сотрудничество такого рода дает больше преимуществ для организации условий труда для обеих сторон.

    Обе сотрудничающие стороны вправе потребовать заключения коллективного соглашения, но обязательного постановления об этом в установленном федеральном законодательстве кодексе нет. Если же одна из сторон вынесла такое предложение, то вторая должна вступить в коллективные переговоры в обязательном порядке. Причины, которые могут способствовать составлению нормативного акта, могут быть следующими:

    • Усиление мотивации и обеспечение заинтересованности. Работодатель может внести в документ сведения о денежных компенсациях, доплатах, вознаграждениях и причинах им способствующих.
    • Регулирование оплаты. Это актуально при условиях постоянного роста цен, инфляции.
    • Тяжелые условия труда. В договоре может быть обговорено улучшение условий, охрана здоровья, безопасность, медицинское страхование.
    • Инициатива работодателя при желании заработать имидж надежной и прогрессивной компании, поскольку акт во многом защищает сотрудников и не может способствовать ухудшению условий труда.
    • Желание компании обеспечить стабильный климат на работе. Локальные нормы защищают от забастовок и других сбоев на производстве.
    • Стремление уменьшить количество документации, поскольку договор заключается между начальником и всеми подчиненными сразу.

    Данный акт, регулирующий трудовые и социальные отношения между работодателем и подчиненными, является взаимовыгодным партнерством. Он оглашает основные критерии соблюдения условий труда и быта работников. При этом они сами принимают активное участие в разработке этих условий. Этот правовой документ не должен содержать постановлений о каких-либо ограничениях прав или снижении гарантий работников, которые установлены трудовым законодательством.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *