Проблема отграничения контрабанды от смежных составов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблема отграничения контрабанды от смежных составов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Реферат: Проблема отграничения контрабанды от смежных составов преступлений

Юридические науки

Отграничение контрабанды, посягающей на общественную безопасность от смежных составов

Умаров Саид-Хусейн Русланович

магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

В науке уголовного права выделяется группа так называемых таможенных преступлений, во-первых, по криминалистическому критерию, то есть механизму совершения преступлений, связанных с перемещением через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС либо Государственную границу РФ, либо невозвращением предметов в РФ; во-вторых, по уголовно-процессуальному критерию, а именно по признаку производства неотложных следственных действий по данной категории дел таможенными органами.

Проведя сравнительный анализ ст. 2261 УК РФ с другими статьями, выявлены некоторые сходства рассматриваемого вида контрабанды с преступлениями, предусмотренными в статьях 189, 194, 2001, 2002, 222, 2221, 2291 УК РФ, а также административными правонарушениями, закрепленными статьями 16.1 и 16.2 КоАП РФ.[1]

Разграничение контрабанды, запрещенной ст. 2261 УК РФ, и преступлений, предусмотренных статьями 222 и 2221 УК РФ, следует проводить по объективной стороне. Сделан вывод о том, что если лицо совершает незаконные действия с оружием, боеприпасами и т.п. и нелегально перемещает их через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС либо Государственную границу РФ, содеянное будет квалифицироваться с учетом соответствующих правил совокупности преступлений. [2]

Отграничение контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ, от уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) проводится по объекту и объективной стороне. Отмечается, что действия по уплате таможенных платежей и перемещению товаров не совпадают по времени.

Выявлены различия в преступлениях, предусмотренных статьями 2261 и 189 УК РФ: в объективной стороне, в перечнях предметов, в том, что нарушаются специальные правила, установленные в разных нормативных актах.

В ВКР (магистерской диссертации) отмечается, что статьи, предусматривающие ответственность за различные виды контрабанды, разнятся как по объекту уголовно-правовой охраны (поскольку располагаются в разных главах УК РФ), так и по объективной стороне. Не совпадают в данных составах и квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки. Делается вывод о том, что некоторые понятия, а особенно квалифицирующие признаки необходимо одинаково указать во всех статьях об ответственности за контрабанду.

Литература:

1. Азаренкова Е.А. Должностное лицо как субъект контрабанды, предусмотренной ст. 226- УК РФ // Наука и практика, —№4 (65). — 2015. — С. 159-164.

2. Азаренкова Е.А. Контрабанда оружия как угроза общественной безопасности // Материалы ведомственной научно-практической конференции «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел», 27 октября 2014 г. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. — 2015. — С. 31-35.

Вопрос об объекте контрабанды, как родовом, так и непо­средственном, в юридической литературе является дискуссион­ным[3]. В значительной степени это объясняется тем, что, во-первых, в законе отсутствует прямое указание на виды обще­ственных отношении, выступающих в качестве объекта контра­банды, и, во-вторых, контрабанда, как и многие другие преступ­ления, может причинить вред одновременно нескольким видам общественных отношений, охраняемых уголовным законом (например, незаконный ввоз наркотических, сильнодействую­щих, ядовитых и т. п. веществ посягает на установленный поря­док их перемещения через таможенную границ) РФ и здоровье населения).

При определении родового объекта контрабанды тра­диционно исходят из того, в каком разделе Особенной части Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена законодателем в главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», которая, в свою очередь, является составной частью восьмого раздела УК РФ «Пре­ступления в сфере экономики».

Авторы учебного пособия «Новое уголовное право России» определяют родовой объект преступлений в сфере экономики как «охраняемую государством систему общественных отноше­ний, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономи­ки»[4]. И.А. Допашенко пишет: «…родовой объект преступлений, осуществляемых в сфере экономической деятельности,— обще­ственные отношения в сфере реализации принципов осущест­вления этой деятельности[5]. В. И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что «родовым объектом контрабанды яв­ляется совокупность общественных отношений, обеспечи­вающих нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации»[6]. В ряде учебных изданий по уголовно­му праву России можно обнаружить схожие определения данно­го понятия[7].

Таким образом, можно проследить общее мнение относи­тельно определения родового объекта преступлений в сфере экономики: что это общественные отношения по поводу осу­ществления экономической деятельности.

При решении вопроса о видовом объекте учитывается многосторонний характер экономической деятельности. В част­ности, Н. А. Лопашенко считает, что «экономическая деятель­ность — деятельность в сфере производства по созданию обще­ственного продукта, направленная на жизнеобеспечение об­щества и государства. Разумеется, что далеко не все аспекты экономической деятельности могут выступать в качестве объек­тов уголовно-правовой охраны…»[8]. Б.В. Волженкин пишет: «Определяющими для установления уголовно-правовых запре­тов в сфере экономики явились положения ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности, а также ст. 34, говорящей о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и о запрете экономической деятельности, направленной на монопо­лизацию и недобросовестную конкуренцию»[9]. Авторы работы «Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях» ука­зывают, что «видовым объектом преступлений главы 22 УК РФ являются охраняемые законом общественные отношения в сфе­ре экономической деятельности»[10]. В. И. Михайлов и А. В. Фе­доров определяют видовой объект как общественные отноше­ния в сфере государственного регулирования экономической деятельности.

Таможенная политика, а также средства ее реализации: поря­док и условия перемещения через таможенную границу Россий­ской Федерации товаров и транспортных средств, таможенного оформления, взимания таможенных платежей, таможенный контроль осуществляются в соответствии с Конституцией Рос­сии (ст. 71) в целях обеспечения единого экономического про­странства внутри государства и экономической интеграции на международном рынке. Другими словами, деятельность государства в области таможенного дела направлена на организа­цию части экономической деятельности путем установления порядка и условий ввоза и вывоза товаров с одной таможенной территории на другую. При совершении преступлений, пося­гающих на порядок и условия перемещения товаров, нарушают­ся те общественные отношения, которые связаны с организаци­ей экономической деятельности.

Приведенные выше доводы позволяют определить, что если видовой объект контрабанды составляют общественные отно­шения в сфере организации экономической деятельности, то ее непосредственным объектом является порядок пере­мещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Этой же точки зрения придер­живаются и другие авторы, в частности, И.В. Шишко считает, что «основным непосредственным объектом контрабанды стали охраняемые законом отношения по поводу перемещения това­ров и иных предметов через таможенную границу РФ».

Проанализирует практику по делам о контрабанду в Новосибирской области за 1998-2005 гг.

Характеризуя обстановку по линии борьбы с контрабандой, сложившуюся в Сибирском федеральном округе следует отметить особое внимание уделяется российско-казахстанскому участку границы, через который движутся основные потоки контрабанды наркотиков, прежде всего героина, потребление которого на территории России продолжает возрастать.

В течение последнего пятилетия наркотическая преступность значительными темпами опережает прирост общеуголовной преступности и является самой высокой в Сибирском федеральном округе. Уровень наркотизации населения г. Новосибирска увеличился в расчете на 100 тысяч в 1.5 раза за последние 5 лет. Новосибирск в силу своего географического положения, является центром авиалиний, железнодорожных, автомобильных магистралей, активно используется контрабандистами для ввоза, транзита, вывоза наркотиков во все крупные города России и стран СНГ.

Результаты изучения судебной практики Новосибирской области по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 УК РФ, за 1998-2005 гг.[34] свидетельствует о том, что предметом контрабанды в последнее время все чаще становятся наркотические вещества и психотропные средства. Так, из 36 рассмотренных уголовных дел — в 12-ти случаях предметом контрабанды были наркотики, при этом в 10 случаях перемещение через таможенную границу РФ совершалось путем помещения наркотиков в полости желудка, в доход государства было изъято и конфисковано опия — 19,1 кг, марихуаны — 497,8 кг, героина -1,925 кг. Кроме этого предметами контрабанды являлись — валюта (изъято в доход государства — 48 тыс. 400 долларов США), ТНП (изъято на сумму — 5 млн. 206 тыс. 853 руб.). Согласно изученным данным подавляющее большинство преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ, совершается гражданами государств СНГ (республика Таджикистан, Казахстан) и жителями других регионов (Кемеровская область, Алтайский край). По результатам изучения судебной практики чаще всего к виновным применяется наказание в виде условного осуждения, как по ч.1 ст. 188 УК РФ, так и по ч.ч. 2 и 3 ст. 188 УК РФ, кроме этого основная часть осужденных освобождается от наказания вследствие акта об амнистии.

Как показало изучение уголовных дел, у судов возникают трудности в толковании диспозиции ч.1 ст. 188 УК РФ, состоящей из нескольких положений — перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов совершенное:

— помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

— с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

— сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Эти положения данной части статьи судами понимаются по-разному. Органы предварительного следствия и суды путают такие понятия как, перемещение через таможенную границу РФ с сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с недекларированием, а так же перемещение помимо таможенного контроля. Они нередко указывают либо неверный способ перемещения, либо ссылаются на совокупность нескольких способов, содержащихся в диспозиции данной статьи.

Так, приговором Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 4 июня 2003 г. осужден Саидов P.P. по ч. 4 ст.228 и ч.2 ст. 188 УК РФ по совокупности преступлений к 10 годам лишения свободы. Саидов признан виновным в том, что он незаконно приобрел в целях сбыта наркотическое вещество в особо крупном размере — героин, упакованное в 84 полиэтиленовых пакета, путем проглатывания поместил его в свой желудок, на самолете из г. Душанбе перелетел с данным наркотическим веществом в аэропорт г. Новосибирска, где прошел таможенный контроль, скрыв наличие у него героина. Впоследствии он был задержан и все имевшиеся у него наркотическое вещество было изъято. Суд указал в приговоре, что своими действиями Саидов совершил перемещение через таможенную границу, совершенное с сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с недекларированием[35].

Аналогично этому примеру, действия Тагирова X., так же переместившего через таможенную границу 93 пакета с героином в своем желудке путем их проглатывания, в приговоре Новосибирского областного суда от 6 февраля 2004 г. расценены как перемещение, совершенное с сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с не декларированием[36].

Представляется, что в данных примерах в действиях виновных имело место только сокрытие от таможенного контроля, так как декларирование героина в обоих случаях не может иметь место в связи с противоправностью действий осужденных, которые незаконно приобрели данное наркотическое вещество, за что они и были осуждены, помимо ч.2 ст. 188 УК РФ, по ст. 228 УК РФ. Поэтому такой способ перемещения как недекларирование указывать в таких действиях не логично.

Однако, этот способ перемещения имеет место, наряду с сокрытием от таможенного контроля, в тех случаях, когда перемещаются товары, подлежащие декларированию.

По-разному суды указывают способы перемещения и в тех случаях, когда через таможенную границу перемещаются товары, минуя таможенный контроль (например, объездной дорогой).

В одних случаях суды указывают на наличие таких способов как перемещение через таможенную границу помимо таможенного контроля, а в других случаях при таких обстоятельствах суды признают наличие двух способов — «помимо таможенного контро��я» и «сопряженное с недекларированием».

В заключение проведенного исследования сформулируем ряд обобщенных выводов и предложений.

В процессе исследования установили, что:

– общественная опасность контрабанды определяется тем, что данным деянием причиняется существенный ущерб внешнеэкономической деятельности, имеющей важное значение для развития экономики Российской Федерации.

Кроме того, контрабанда может причинить большой ущерб общественной безопасности, нравственности населения, жизни и здоровью человека и иным правоохраняемым интересам при незаконном перемещении через таможенную границу предметов, запрещенных в гражданском обороте, например, наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих или взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и т.п.;

– контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов и веществ через государственную границу Российской Федерации;

– для состава контрабанды не имеет значения, чем было обусловлено желание виновного незаконно переместить товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации;

– контрабанда заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов;

– анализ уголовно-правового состава и квалифицирующих признаков контрабанды, представленный в работе, является весьма значимым для совершенствования борьбы с этим видом преступлений; объективная сторона преступления выражается в перемещении товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации; субъектами рассматриваемого преступления могут быть иные лица, указанные в примечании к ст. 285 УК, если они совершили контрабанду с использованием своего служебного положения; субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом; квалифицирующими признаками ч. 3 ст. 188 УК являются: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; по ч. 4 – деяния, совершенные организованной группой; уголовная ответственность за контрабанду наступает с 16 лет.

исследования. Интеграция России в мировую экономику является одним из приоритетных направлений развития страны, поскольку это один из способов насыщения внутреннего рынка товарами, привлечения инвестиций иностранных партнеров, получения валютных поступлений от реализации российских товаров за рубежом. А эти изменения, в свою очередь, должны содействовать укреплению рыночных отношений в стране и выходу ее из кризиса.

Однако расширение внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекло за собой и рост числа правонарушений в этой сфере, особое место среди которых занимает контрабанда.

Произошедший в последние годы рост числа посягательств на незаконное перемещение товаров через границу объясняется воздействием целого ряда обстоятельств: в частности, обострением в 90-ые годы социально-экономической ситуации не только в нашей стране, но и в государствах ближнего зарубежья, либерализацией цен, резким снижением уровня жизни большинства населения.

Нельзя снимать со счета и значительную активность недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые пытаются уклониться от исполнения требований таможенного законодательства, от уплаты таможенных пошлин и платежей. К тому же следует добавить резкий рост незаконного перемещения через границу Российской Федерации различных товаров, наркотических средств и оружия. В последнее время в стране наблюдается возросший интерес криминальных структур к незаконному вывозу из России природных ресурсов, цветных, редкоземельных и драгоценных металлов.

Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и обострившийся кризис, влияющий на внешнеэкономическую составляющую РФ, закономерно повышение уровня контрабанды. Количество зафиксированных таможенниками нарушений в Северо-Западном регионе увеличилось на 35%. Так, по данным Северо-Западного таможенного управления, в январе 2009 года по факту контрабанды было возбуждено на 12% больше уголовных дел и на 37% больше дел об административных правонарушениях. При этом на Санкт-Петербургской таможне в прошлом месяце было оформлено на 27% меньше грузовых деклараций, а на Балтийской таможне — меньше на 28%. Таким образом, при меньшем числе импортеров таможня зафиксировала большее количество попыток провести товары по серым схемам.

О серьезности проблем уголовно-правовой борьбы с контрабандой в РФ говорят статистические данные. Статистические сведения о количестве выявленных случаев контрабанды по данным ГИЦ МВД РФ за последние 8 лет характеризуются следующими показателями: 2001 г. — 3525; 2002 г. — 3982; 2003 г. — 4371; 2004 г. — 3860; 2005 г. — 2145; 2006 г. — 2498; 2007 г. — 2078; 2008 г. — 2288.

Анализ материалов уголовных дел за 2006;2008 гг. показывает, что большинство выявленных фактов контрабанды охватывается составом, предусмотренным ч.ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ, по ч.ч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ уголовные дела возбуждались крайне редко. Как правило, преступления, квалифицированные по ч.ч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ, выявляются органами внутренних дел и сотрудниками Федеральной службы безопасности. Во многом это обусловлено латентностью рассматриваемых преступных посягательств. Учитывая изложенное, уголовно-правовые меры противодействия контрабанде нуждаются в дальнейшем совершенствовании, что обусловливает актуальность данной темы диссертационного исследования.

Как показало наше криминологическое изучение таможенных преступлений, многие противоправные действия, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу РФ предметов, которые полностью или частично изъяты из гражданского оборота, зачастую остаются безнаказанными, так как уровень латентности контрабанды достаточно высок. В связи с глубоким экономическим кризисом государство не в состоянии должным образом финансировать правоохранительные органы, в то же время пассажирои грузопотоки увеличились в десятки раз. При таком положении трудно говорить о повышении эффективности борьбы с контрабандой. В этой связи статистические данные о выявленных таможенных преступлениях следует рассматривать скорее как итоговый показатель работы правоохранительных органов, а не фактическое число совершенных преступлений этой группы.

Однако низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой объясняется не только плачевным экономическим состоянием государства. Данные, полученные нами при изучении судебной и следственной практики, а также взятые из периодических изданий и опроса научных и практических работников, позволяют сделать вывод, что бездействие правоприменительных органов в немалой степени вызвано несовершенством уголовного законодательства об ответственности за контрабанду, что, в частности, и подтвердил Федеральный закон № 50-ФЗ от 7 мая 2002 г., которым была изменена диспозиция ст. 188 УК РФ .

Важно заметить, что трудности правоприменительной деятельности в борьбе с контрабандой вызваны и тем, что таможенное законодательство РФ, к которому необходимо обращаться за разъяснением содержащихся в уголовно-правовой норме о контрабанде признаков, находится в стадии развития, а это неизбежно сказывается на ее эффективности.

В Российском государстве существовали довольно благоприятные условия для товарного производства. Ему способствовали рост городов и внутреннего рынка, развитие таможенной политики. В связи с этим начинали складываться единые таможенные формальности, облегчающие продвижение товаров на рынок, развитие торговых отношений между русскими феодальными землями1.

В связи с процессами централизации в таможенном деле уже в начале XVI века предпринимаются попытки унификации сбора пошлин с товаров. На тот момент существовали нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров, которые нашли свое отражение в грамотах, выдаваемых московским государем таможенникам. В грамотах содержались нормы, устанавливающие меры наказания для тех, кто не выполнял их требования. Обращалось внимание на возможные ухищрения со стороны торговых людей, и устанавливался штраф за это2. В грамотах указывались штрафы за контрабанду, хотя слово контрабанда еще не употреблялось.

С 1649 г., несмотря на льготы, оказываемые Московским государством иностранным торговцам, особенно английским купцам, они не раз были изобличены в торге «подкатными товарами» (контрабанде)3.

С передачей в России таможенного дела купцу Шемякину, контрабанда получила еще большее развитие, чему способствовали злоупотребления со стороны таможенников. В своих разъяснениях Шемякин писал следующее: «Командиры делают препятствия в сборах, а таможенных служителей немилосердно бьют и держат долгое время под караулом. А тайно проезжающих с товарами людей из-за взяток пропускают через границу, оговоренных к следствию не дают»1.

Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. В годы правления Петра I был принят ряд тарифов для сдерживания внешней торговли.

В 1731 г. был принят Морской пошлинный устав, в котором устанавливались правила, в соответствии с которыми иностранные корабли могли заходить в порты2. Это способствовало более успешной борьбе с контрабандой.

В 1754 г. была учреждена пограничная стража, а на государственной границе были установлены таможенные объездчики. Для повышения качества их работы по выявлению и задержанию контрабандистов, было решено отдавать им четвертую часть конфискованных товаров.

С введением нового тарифа в 1757 г., выросли пошлины на провозимые товары, и соответственно увеличился контрабандный поток. Высокие тарифы, плохая защищенность границ государства и низкий уровень развития промышленного производства внутри страны – все это сказалось на учащении случаев контрабанды. Изменить ситуацию могло уменьшение размера таможенных пошлин, но полностью искоренить контрабанду не удалось. Граница была не защищена от контрабандистов.

В стремлении остановить контрабандный поток правительство Екатерины II издает 26 июня 1789 г. указ «О запрещении привоза, ввоза и пропуска на российскую территорию всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни по западной границе»3. Был принят ряд мер, направленных на борьбу с контрабандой. К одной из основных мер относилась система вознаграждений для «задержателей» контрабанды.

В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г.) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% – 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни1.

Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. В соответствии с определением, данным в Таможенном уставе 1819 г.2, к контрабанде относились провоз, пронос товаров через границу мимо таможни, иные действия, связанные с оформлением документов3.

Однако принятые меры не в состоянии были устранить проблему контрабанды в целом. С принятием нового тарифа, в соответствии с которым пошлины на некоторые товары возросли в несколько раз, выросла и контрабанда этих товаров. Также причиной увеличения случаев контрабандного провоза товаров являлось и то, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начиналась промышленная революция. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Все это, вместе взятое, способствовало развитию контрабанды.

В связи со сложившейся ситуацией, в 1892 г. был принят Таможенный устав4, который состоял из 1766 статей. В соответствии с уставом, контрабандой признавались товары, провозимые или проносимые за границу или из-за границы, минуя таможню, или которые не указывались в документах1. За контрабанду устанавливались санкции, которые зависели от того, были ли перемещаемые товары запрещены или разрешены к ввозу, были ли они разрешены для беспошлинного привоза.

Самым строгим из предусмотренных наказаний являлась ссылка на каторжные работы сроком от 4 до 6 лет2. Согласно ст. 1542 Устава 1892 г., такое наказание могло применяться к лицам, неоднократно судимым за контрабанду. Следующим по строгости наказанием была ссылка в Сибирь на поселение, ссылки на житье в Сибирь. Более мягким наказанием являлась ссылка в одну из отдаленных губерний, кроме сибирских, или заключение в тюрьму (за квалифицированные виды контрабанды). Ст. 1554 Устава предусматривала заключение в крепости (при задержании у северо-восточных берегов Черного моря)3. На осужденных в обязательном порядке налагалось денежное взыскание. Если лицо, провозившее контрабандный товар, доказывало, что хозяином этих предметов является конкретный человек, то первый должен был выплатить от 30 до 60 рублей, а основной штраф налагался на владельца товара. При провозе запрещенных товаров взыскивалась их стоимость в двойном размере, а за незаконный провоз беспошлинных товаров взималось 10% от их цены (ст. 1520, 1522 и 1524 Таможенного устава 1892 г.)4.

В проекте № 103558-4 Федерального закона «Об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий» от 21 апреля 2011 г., было дано следующее определение взрывчатого вещества — это конденсированное химическое вещество или смесь веществ, способных под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов.

Определение ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников дается в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». В соответствии с данным Федеральным законом, ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества – это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам (сооружениям и комплексам с ядерными реакторами) комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Федеральный закон «Об экспортном контроле» раскрывает, что под оружием массового поражения понимается ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие2. К средствам доставки оружия массового поражения относятся ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять данный вид оружия.

В Постановлении Правительства РФ «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»1 дается определение понятий вооружение и военная техника.

Вооружением признаются средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание). К военной технике относятся технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), для контроля и испытания вооружения и военной техники.

Постановление Правительства РФ «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности»2 раскрывает определение следующих понятий: — под созданием оружия массового поражения и средств его доставки понимаются научные исследования, разработка, изготовление, испытание, эксплуатация и техническое обслуживание ядерного, химического, бактериологического (биологического) или токсинного оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять такое оружие, подсистем и компонентов указанных видов оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, а также связанных с ними технологий, материалов, оборудования и программного обеспечения; — под созданием иных видов вооружения и военной техники понимаются разработка и изготовление техники, не относящейся к оружию массового поражения и средствам его доставки, предназначенной для ведения и обеспечения боевых действий, управления войсками, их обучения, проведения испытаний и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению, а также проводимые в этих целях научные исследования.

Показательным представляется следующий пример. У Старкова Д.С. возник преступный умысел, направленный на перемещение из Российской Федерации в Республику Казахстан гексафторосиликата натрия (натрия кремнефтористого), являющегося материалом, который может быть использован при создании оружия массового поражения и в отношении которого установлен экспортный контроль. Осуществляя задуманное, Старков Д.С. действуя с целью сокрытия от контролирующих органов факта перемещения через Государственную границу Российской Федерации вышеназванного материала, изготовил товарно-сопроводительный документ — счет-фактуру, содержащую заведомо ложные сведения о наименовании перевозимого в адрес ТОО «ВостокСибТранс» товара — натрия хлористого, который не является контролируемым химикатом, подлежащим экспортному контролю, заверив ее своей подписью и печатью ООО «СпецСнаб». Старков Д.С. организовал погрузку гексафторосиликата натрия, расфасованного в полипропиленовых мешков, в автомобиль, под управлением Д., также в указанное выше время передал Д. заведомо подложную счет-фактуру и, не посвящая Д. в свои преступные намерения, дал ему указание осуществить перевозку гексафторо силиката натрия в ТОО «ВостокСибТранс». На автомобильном пункте пропуска «Михайловка» сотрудниками Сибирской оперативной таможни вышеуказанный автомобиль под управлением Д. был задержан, перевозимый гек-сафторосиликат натрия обнаружен и изъят, в связи с чем Старков Д.С. свои умышленные действия, непосредственно направленные на совершение контрабанды, не довел до конца по независящим от него обстоятельствам1. Таким образом, он совершил покушение на контрабанду материалов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Контрабанда рассматриваемых предметов не часто выявляется таможенными органами. На��ример, с начала 2015 г. Алтайскими таможенниками возбуждено 3 уголовных дела по контрабанде материалов, которые могут использоваться при создании оружия массового поражения (бифторид аммония), 3 – по контрабанде ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль (стандартный образец урана ГСО 7115-94)2.

Если оба соучастника выполняли объективную сторону контрабанды (к примеру, один вносил недостоверные сведения в декларацию, а другой осуществлял перемещение предметов), при этом один из них не обладал признаками специального субъекта, в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ, его действия следует квалифицировать со ссылкой на ст. 33 УК РФ как организатора, подстрекателя или пособника, даже, несмотря на то, что данные лица не выполняют объективную сторону. 51,1 % респондентов придерживаются именно такой квалификации.

Не малая часть опрошенных (35,5 %) полагают, что действия данных соучастников можно квалифицировать по ч. 1 ст. 2261 УК РФ (как общих субъектов контрабанды), а должностного лица – по п. а ч. 2 ст. 2261 УК РФ, ссылаясь на то, что если лицо выполняло объективную сторону преступления, в его действиях не содержится признаков организации, подстрекательства или пособничества в совершении преступления.

Должностное лицо, в свою очередь, будет являться соисполнителем контрабанды в случае, если он непосредственно участвует в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу Таможенного союза ЕА-ЭС либо Государственную границу РФ, используя свое служебное положение, или в том случае, если им оказывается содействие исполнителю контрабанды.

Верин В.П. указывает, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения, является редкостью, поскольку повышается латентность данного преступления2.

В ч. 2 ст. 2261 УК РФ предусмотрен еще один квалифицирующий признак – это совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

Для начала необходимо определить, кто будет являться потерпевшим. К лицам, осуществляющим таможенный контроль, в соответствии с ТК ТС, относятся должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. То есть последние могут быть потерпевшими от действий субъекта контрабанды, совершенной с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безо-пасности»1, охрана Государственной границы является составной частью ее защиты и осуществляется пограничными органами, входящими в состав Федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Необходимо определить, какое насилие имеется ввиду – психическое или физическое. В п. 18 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о контрабанде» говорилось, что контрабанда, совершенная с любым физическим воздействием (нанесение ударов, связывание), оказываемым лицу, осуществляющему таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации должно было квалифицироваться по п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ. По мнению Васильчикова И.С., насилием признается нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причиняющих физические страдания, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также убийство лица, осуществляющего таможенный контроль. Угроза насилием, не воплощенная в действии, не дает основания для квалификации контрабанды как совершенной с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль1.

Аналогичной точки зрения придерживается Родина Л.Ю., которая считает, что уголовно-правовое значение для данного квалифицированного вида контрабанды имеет лишь физическое насилие2.

Савчишкина О.Г. считает, что угроза применения насилия необоснованно упущена законодателем при формулировании особо квалифицирующего признака контрабанды3.

Кочубей М.А. утверждает, что поскольку законодатель при формулировании квалифицированного признака контрабанды «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль», не употребил термин «а равно с угрозой его применения», то имеется ввиду лишь физическое насилие4.

  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Уголовно-правовая характеристика бандитизма: исторические тенденции и современные реалии.

§ 1. История развития уголовной ответственности за бандитизм.

§ 2. Уголовно-правовые меры борьбы с бандитизмом в современном уголовном законодательстве.

Глава II. Проблемы отграничения бандитизма от преступных посягательств, совершаемых в соучастии.

§ 1. Бандитизм и организация преступного сообщества: соотношение составов преступлений.

§ 2. Отграничение бандитизма от организации незаконного вооруженного формирования.

§ 3. Организация экстремистского сообщества и квалификация бандитизма.

Глава III. Вопросы квалификации бандитизма при отграничении от смежных составов насильственных преступлений.

§ 1. Отличительные особенности уголовно-правовой характеристики бандитизма и преступлений, совершенных организованными группами (на примере преступлений против личности).

§ 2. Соотношение бандитизма и некоторых квалифицированных составов корыстно-насильственных преступлений (грабежа, разбоя, вымогательства).

Проблема отграничения контрабанды от смежных составов преступлений

Объективная сторона заключается в мошенничестве, которым является хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Признаком мошенничества является добровольная передача потерпевшим имущества или права на имущество виновному под влиянием обмана или злоупотребления доверием.

Получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства может быть квалифицировано как мошенничество лишь в том случае, когда виновный еще в момент завладения этим имуществом имел цель его присвоения и не намеревался выполнять принятое обязательство.

С начала действия Уголовного кодекса Российской Федерации у судов возник ряд вопросов при квалификации действий лиц, виновных в совершении краж, грабежей и разбойных нападений. Пленум Верховного Суда Российской Федерации не раз обращался к этой проблеме, давая судам необходимые разъяснения по применению.

ответственности за разбой………….26 2.1 Юридический состав разбоя как уголовного преступления…………….26 2.1.1 Объективные признаки разбоя ……………………………………………26 2.1.2 Субъективные признаки разбоя ………………………………………….29 2.2 Квалифицирующие признаки разбоя и санкции за совершение преступления…………………………………………………………………….

Уголовно-правовая характеристика разбоя ………………………4 1.1 Объективная и субъективная стороны…………………………………….4 1.2 Отграничение разбоя от смежных видов преступлений…………………15 ГЛАВА 2.

Грабеж содержит все объективные и субъективные признаки хищения, поскольку является одной из его форм. В отличие от кражи при грабеже чужое имущество похищается открыто.

Для грабежа характерен сложный объект, поскольку посягательство осуществляется не только на отношения, связанные распределением и перераспределением материальных благ, но и на здоровье потерпевшего.

Объективная сторона грабежа заключается в открытом незаконном изъятии имущества в присутствии собственника или владельца, а равно посторонних лиц, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.

Под таким насилием следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы, например, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.

Под насилием, которое не представляет опасности для здоровья и жизни потерпевшего, понимаются побои и иные действия, причинившие физическую боль, либо действия по ограничению свободы потерпевшего. Весьма важно, чтобы указанные действия не представляли угрозы вреда здоровью, и не создавали такой опасности. В противном случае преступное деяние квалифицируется в качестве разбоя.

По своим конструктивным признакам оружие делится на: холодное, огнестрельное, пневматическое, метательное, сигнальное, газовое.

Грабёж – это преступление, которое в обязательном порядке должно содержать все признаки преступного деяния. Субъективный элемент преступного правонарушения в уголовном праве в обязательном порядке включает форму вины – умысел. По ст. 161 УК РФ возможно наличие только прямого умысла, а вместе с тем и конкретизированной корыстной цели. Преступником должны осознаваться следующие моменты:

  • Похищенное имущество является чужим.
  • У преступника право распоряжения этими вещами отсутствует.
  • Имущество попадает в руки виновного против воли потерпевшего.
  • Открытая форма хищения говорит о том, что и потерпевший, и преступник должны осознавать противоправность действий последнего.

Лицо, которое подговорило другого гражданина на совершение рассматриваемого вида преступления, подлежит УО (уголовной ответственности) как исполнитель. Здесь имеет место быть дополнительная квалификация по статье 150 УК РФ.

Существует большое число классификационных признаков разделения составов преступления.

Так, например, по форме виновности преступления бывают:

  • Умышленные – предполагают наличие цели противоправного деяния и осознание последствий преступления.
  • Неосторожные – поступки, не имеющие преступного умысла. Примером может выступать причинение вреда, повлекшее смерть потерпевшего (сбитый пешеход, врачебная ошибка и т.д.)

Также можно разделить составы преступлений на простые и сложные. Сложные могут разделяться на основании следующих признаков:

  • Количество объектов;
  • Сложность последствий;
  • Число форм виновности;
  • Количество преступлений и т.д.

В зависимости от наличия дополнительных признаков составы бывают трех видов:

  • Основные – без смягчающих или отягчающих обстоятельств;
  • Привилегированные – при наличии смягчающих обстоятельств;
  • Квалифицированные и особо квалифицированные – при наличии отягчающих или особо отягчающих обстоятельств.

Самая распространенная в теории уголовного права классификация основана на конструкции и количестве обязательных признаков. Она включает материальный, формальный и усеченный составы преступления.

Для определения материального состава преступления необходимо наличие опасных общественных последствий. Они могут наступать в форме халатности без отягчающих обстоятельств, иметь отягчающие или особо отягчающие обстоятельства.

Например, без наличия отягчающих обстоятельств устанавливаются последствия в форме причинения крупного ущерба или ущемления интересов и прав граждан.

Отягчающее обстоятельство может выступать в форме тяжкого вреда здоровью или смерти. Особо тяжкие обстоятельства предполагают причинение смерти нескольким лицам или лицам, не достигшим совершеннолетия.

Общая характеристика преступлений против собственности (ст. 205 – 220 Уголовного кодекса Республики Беларусь) Скачать 113560 0 0

… – имущество, характеристике которого посвящен следующий подраздел дипломной работы. В зависимости от способа посягательства, мотива и цели преступления против собственности подраз­деляются на три группы: хищение имущества: кража (ст. 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь – далее УК); гра­беж (ст. 206 УК); разбой (ст. 207 УК); вымогательство (ст.208 УК); мо­шенничество (ст. 209 УК); хищение …

Уголовная ответственность за преступления против собственности Скачать 132334 1 0

… восстановления поврежденного имущества не превышает 2500 рублей»; Любое учение требует своего дальнейшего развития, не является исключением и проблема дифференциации уголовной ответственности за преступления против собственности, учитывая ее столь многогранность. Библиография Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – …

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Требуется сделать дипломную работу, на тему: Отграничение контрабанды, посягающей на общественную безопасность от смежных составов.

Уникальность – от 90%. Проверяем работу по Антиплагиат, eTXT.

Нужно оформить дипломную работу таким образом: шрифт Times New Roman 14, границы текста (поля): слева — 2,5 см; сверху и снизу — 2,0 см; справа — 2,0 см, 1,5 интервал, выравнивание по ширине, нумерация страниц в правом нижнем углу (не включая титульный лист), сноски внизу страницы 10 -м шрифтом с указанием страниц, откуда взята информация.

Введение
Глава 1. Исторический и сравнительно-правовой
анализ контрабанды
1.1. Контрабанда и ее правовое регулирование в истории отечественного законодательства
1.2 Контрабанда в законодательстве зарубежных стран
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды
2.1. Объективные признаки контрабанды
2.2. Субъективные признаки контрабанды
2.3. Виды контрабанды (квалифицирующие признаки)
Глава 3. Отграничение контрабанды от смежных составов
и иные проблемы ее квалификации
3.1. Ограничение контрабанды от смежных составов
3.2. Иные проблемы квалификации контрабанды
Заключение
Список литературы

2. Отграничение контрабанды от смежных составов

Дипломные работы от 1200 руб.

Курсовые работы от 150 руб.

Контрольные работы от 150 руб.

Рефераты от 210 руб.

Отчеты о практике от 1200 руб.

Отчеты по НИРМ от 450 руб.

Форма хищения, в соответствии с которой преступник ставит потерпевшего в такое положение, что он не имеет возможности защитить свою собственность, имущество или денежные средства, которые передаёт преступнику под натиском морального давления, шантажа или угроз.

Хищение, которое совершается, открыто, агрессивно, с угрозами в адрес потерпевшего или с возможностью насилия. При ограблении могут быть нанесены сравнительно лёгкие травмы.

Зачастую грабитель пользуется внезапным, молниеносным нападением, не ввязываясь в последующие разбирательства, если его замысел не удался.

Грабёж не несет в себе опасности для жизни пострадавшего, чем он и отличается от разбоя.

Незаконные насильственные действия по захвату имущества, которые совершаются в открытом море, вне юрисдикции какого-либо из государств. Могут осуществляться как в отношении захвата морского судна, так и в отношении летательного аппарата.

Преступление пиратства квалифицируется также в случаях мятежа на корабле или воздушном судне. Имеет гражданскую и военную квалификацию.

 В данной статье рассматриваются некоторые аспекты уголовно-правовой характеристики грабежа, а также вопросы отграничения данного вида хищения со смежными составами. В частности, затрагиваются вопросы установления субъективной составляющей такого отграничения.

Ключевые слова: грабёж, хищение, состав преступления, квалификация, кража, разбой, субъективный критерий

Одним из распространённых преступлений против собственности является грабёж, уголовная ответственность за который предусмотрена ст. 161 Уголовного кодекса РФ.

Н. Т. Алиев [1; с. 141] выделяет несколько характерных для данного вида хищения признака, которые ставят его в разряд самостоятельных форм преступной деятельности. В качестве таких признаков автор выделяет следующее:

− основной движущей силой, побуждающим мотивом, целями этого преступления являются корысть, стяжательство, эгоистические, собственнические интересы;

− рассматриваемое деяние совершается агрессивно, с грубостью, нередко с физическим насилием.

В теории уголовного права «смежными» составами с грабежом считаются кража и разбой; данные преступления и расположены в рамках одной главы УК РФ.

Вымогательство ограничивается психологическим давлением, с применением угрозы насилия или угрозы лишения жизни.

Методы вымогателей различны, в отличие от важности и объёма вымогаемых средств.

В качестве методов может применяться шантаж или угрозы в адрес близких родственников и иных лиц.

Преступник может удерживать пострадавшего незаконно или похитить его. Все эти деяния рассматриваются самостоятельными преступлениями.

Глава 3. Проблема отграничения контрабанды от смежных составов преступлений.

Замечание 1
Бандитизм – это понятие, используемое в уголовном праве и обозначающее опасное преступление против основ государственного управления и общества. В Российском Уголовном кодексе содержатся две статьи со схожими по сути преступлениями (ст.162 – разбой, ст.209 – бандитизм). Хотя разбой и бандитизм по сущности являются схожими, агрессивными криминальными деяниями, состав преступлений у них различный.

Суть разбоя заключена в агрессивном нападении с целью завладения чужим имуществом. В процессе нападения преступниками применяется насилие по отношению к потерпевшим (или угроза применения такого насилия).

Понятие бандитизма подразумевает создание банды или устойчивой вооружённой группы с целью совершения преступлений, а также руководство таким незаконным формированием либо участие в банде. Уже одно из этих действий, предусмотренных ст. 209, образует состав преступления.

Отличия бандитизма от разбоя заключены в следующем:

  • бандой принято считать сплоченную устойчивую группу; разбой совершается группой лиц по сговору (нападение на граждан или учреждение);
  • при разбое в качестве предметов оружия могут использоваться предметы, которые оружием не являются; при бандитизме используется оружие в собственном смысле слова (предметы, которые специально предназначены для того, чтобы поразить живую цель);
  • окончание состава бандитизма — момент создания банды; окончание состава разбоя — момент нападения с намерением похитить чужое имущество, когда применено насилие, опасное для жизни или здоровья, или с угрозой использования такого рода насилия.

Кража – во всех случаях тайное хищение. Это условие обязательно, для состава данного преступления.

Во время кражи, в том числе и кражи с взломом, насилие над собственником похищаемого имущества не осуществляется.

Более того, планируя кражу, преступник не берёт с собой оружие.

Но если, собственник имущества, вернувшись, обнаруживает преступника, то характер таинственности хищения упраздняется.

Пиратство аналогично разбойным действиям, но оно всегда рассматривается исключительно в отношении преступных хищений, с возможным применением грубого насилия, совершённых в отношении морских судов.

Объектом преступления пиратских нападений являются морские суда, в некоторых случаях – воздушные.

Кроме этого, пиратство характеризуется расширенными геополитическими рамками.

Разбой, несмотря на агрессивность противоправных действий, отличается ограниченным территориальным характером.

Если в число разбойных нападений будет входить захват самолёта или корабля – преступление может быть квалифицировано в качестве пиратства.

Для начал раскроем понятие смежных составов преступлений.

Под смежными составами преступлений понимают нормы Особенной части УК РФ, которые не являются конкурирующими (не соотносятся между собой как общая и специальная или как две специальные), но одна из которых в качестве признака соответствующего преступления содержит отсутствие признаков смежного состава преступления.

Процесс квалификации преступлений принято условно делить на три этапа. На первом этапе необходимо полно и правильно установить фактические обстоятельства совершенного деяния, имеющие значение для Квалификации. Эти обстоятельства конкретного дела упорядочиваются, группируются по четырем элементам состава преступления. На втором этапе квалификации устанавливаются уголовно-правовая норма или нормы, описывающие соответствующий состав (составы) преступления. Проверяется подлинность нормы, ее точный текст, действие нормы во времени и в пространстве. Выявляются все признаки состава преступления, описанные как в Особенной части, так и в Общей части уголовного закона. Третий этап состоит в сопоставлении фактических обстоятельств совершенного деяния с признаками состава преступления, описанными в выбранной норме. По общему правилу, сначала сопоставляются обстоятельства и признаки, характеризующие объект и объективную сторону преступления, а затем — обстоятельства и признаки, характеризующие субъекта и субъективную сторону преступления. В некоторых случаях обстоятельства конкретного деяния сопоставляются одновременно с признаками двух, трех и более составов преступлений. Такие составы, сходные многими признаками, но различающиеся хотя бы одним, как, например, кража и грабеж, называют смежными составами. Если необходимо выбрать лишь один из смежных составов, то речь идет о так называемом разграничении составов. В теории уголовного права выработаны правила разграничения преступлений, охватывающие типичные ситуации, а равно сформулированы алгоритмы разграничения. Разграничение смежных составов может происходить по признакам, характеризующим объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Исходя из этого различают виды разграничения: разграничение по объекту, разграничение по субъекту, разграничение по объективной стороне (наиболее распространенное) и разграничение по субъективной стороне.

Теперь дадим характеристику, составу преступления предусмотренного статьей 290 УК (Получение взятки)

Основной объект преступления — общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Уголовный закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным понятием «взятка» и содержит указание на ее разновидности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Объективная сторона преступления состоит из признаков, к числу которых, в частности, относятся:

а) получение лицом лично или через посредника взятки;

б) получение ее за выполнение определенных действий (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[1], если имущественные выгоды предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки. При этом в приговоре суду следует указывать, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица.

Получение взятки должностным лицом, исходя из законодательной формулировки, обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):

а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

в) выражающихся в общем покровительстве;

г) выражающихся в попустительстве по службе.

Различают две формы получения незаконного вознаграждения:

а) взятка-подкуп, когда она получена виновным до совершения в интересах дающего желательного действия (бездействия) и сам факт передачи вознаграждения (или договоренность о нем) обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица;

б) взятка-благодарность, когда она вручается после совершения должностным лицом соответствующего действия (бездействия). При этом незаконная материальная благодарность-вознаграждение за уже содеянное принимается виновным при отсутствии какой-либо предварительной договоренности об этом вознаграждении, когда виновный совершает должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение[2].

Она подразделяется по типу перемещаемых через границу предметов. В отдельные группы выделяют:

  • товары и объекты интеллектуальной собственности, не подлежащие особому контролю со стороны государства;

  • денежные средства и связанные с ними инструменты;

  • алкоголь и табачная продукция;

  • наркотики и другие психотропные вещества, их составляющие;

  • контрабанда оружия и ядовитых веществ;

  • важные для экономики страны ресурсы, товары, культурные ценности.

Например, контрабандой по статье 189 УК РФ признается противоправное перемещение через границу предметов, документов и технологий, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения, вооружения и боевой техники.

Обратите внимание!

При ввозе товара моментом совершения преступления считается факт пересечения им границы, при вывозе — подача таможенной декларации.

Уголовно-правовая характеристика контрабанды

Контрабанда в России относится к числу особо опасных деяний, поэтому государство постоянно ужесточает контроль за ввозом и вывозом товаров через границу. Меры выявления, противодействия и пресечения контрабанды можно разделить на группы:

  • экономические, предусматривающие взаимодействие приграничных государств;

  • организационные, устанавливающие порядок лицензирования международных перевозок, определение квот;

  • технические, объединяющие компьютеризированные средства контроля, специальные маркировки и упаковку;

  • информационные, заключающиеся в своевременной и оперативной передаче данных сотрудникам таможенных органов.

Все эти способы борьбы с контрабандой направлены на ее обнаружение.

Когда факт совершения преступления установлен, виновному лицу грозит наказание.

Если огнестрельное оружие и запасные части к нему перевозятся через границу без соблюдения таможенных правил, виновный окажется за решеткой на срок от 3 до 7 лет и выплатит государству штраф, не превышающий 1 млн руб.

Альтернатива этому наказанию — штраф, равный доходу осужденного за 5 лет, и ограничение его свободы не более 1 года.

Если преступление совершено при исполнении должностных обязанностей или с применением насилия в отношении сотрудников таможни, срок лишения свободы увеличивается и составляет от 5 до 10 лет, а период ограничения личной свободы — до 1,5 лет.

Контрабанда, организованная несколькими лицами, карается лишением свободы на период от 7 до 12 лет или ограничением свободы до 2 лет.

Уголовное преследование виновного лица возможно, если объем перевозимых табачных изделий превышает крупный. Если указанный размер будет подтвержден заключением экспертизы, подсудимому назначат принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Их могут заменить штрафными санкциями, составляющими от 300 тыс. руб. до 1 млн руб.

Если преступление совершалось несколькими людьми или должностным лицом с использованием своих полномочий, максимальный срок заключения под стражу увеличится до 7 лет. Когда установлено, что группа лиц, участвующих в организации контрабанды, была заранее организована, ее участники могут попасть в тюрьму на срок до 12 лет.

Обратите внимание!

Партия сигарет считается крупной, когда ее стоимость превышает 250 тыс. руб.

Контрабандой признаются незаконные действия по перемещению товара, объектов интеллектуальной собственности и денежных средств через границу между государствами. По действующему законодательству РФ за такие преступления предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Вопрос применения той или иной санкции зависит от вида перевозимого груза, его стоимости или суммы перемещаемых денежных средств.

Особо выделяют предметы и вещества, находящиеся под контролем государства (алкоголь, оружие, наркотики, культурные ценности). За их контрабанду можно получить реальный срок заключения.

Бандитизм. Состав преступления. Отграничение от смежных составов.

Помимо разграничения между собой, преступления экстремистской направленности необходимо отличать от иных, смежных с ними, составов уголовно наказуемых деяний. При этом наибольшее число точек соприкосновения с иными составами преступлений имеют такие посягательства экстремистской направленности, как хулиганство (п. «б» ч. 2, ч. 3 ст. 213 УК РФ); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) и организация экстремистского сообщества (ст. 280.1 УК РФ).

Хулиганство необходимо отличать от ряда смежных с ним составов преступлений, в том числе посягающих на отношения собственности.

Под хищением законодатель понимает противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью, со-вершенное любым из девяти перечисленных в законе способов.
Родовым объектом хищений, в том числе и других преступлений, описанных в главе 24, являются общественные отношения собственности.
Отдельные составы хищений наряду с основным объектом имеют второй до-полнительный объект: здоровье потерпевшего (например, разбой, вымогательство), информационная безопасность (например, причинение имущественного ущерба без признаков хищения).
В качестве предмета хищения, как правило, не могут выступать имущественные права (лицо должно собственнику деньги или вещи) и имущественные обязательства (собственник должен определенному лицу деньги или какие-либо ве-щи).
Не могут быть предметом хищения как имущественного преступления идеи и взгляды человека, его честь и достоинство. Ввиду отсутствия вещного (физического) признака также не является предметом хищения электрическая и тепловая энергия.
Предметом хищения может быть только вещь, которая имеет определенную экономическую ценность, т.е. способность удовлетворять определенные потреб-ности человека (потребительская стоимость), и в которой в определенной мере овеществлен человеческий труд (меновая стоимость).
Предметом хищения может быть движимое и недвижимое имущество. Первый вид хищения встречается гораздо чаще.
Объективная сторона хищения состоит в посягательстве на отношения собственности. В зависимости от способа совершения преступления закон выделяет девять форм хищения: кража (ст. 205), грабеж (ст. 206), разбой (ст. 207), вымогательство (ст. 208), мошенничество (ст. 209), хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210), присвоение либо растрата (ст. 211), хищение путем использования компьютерной техники (ст. 212).
Объективная сторона семи форм хищения имущества имеет материальную, а двух (разбоя и вымогательства) — усеченную конструкцию.
Обязательным объективным признаком хищения является противоправность завладения имуществом.
К признакам хищения, характеризующим объективную сторону преступления, относится безвозмездность завладения.
Хищение признается оконченным преступлением, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность распоряжаться или пользоваться им по своему усмотрению.
С субъективной стороны любое хищение характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.
Виды хищений зависят от размера похищенного имущества. Действующий УК различает 3 вида хищения. Значительным размером (ущербом в значительном размере) в статьях главы 24 признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) – в двести пятьдесят и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Закон определяет кражу как тайное похищение имущества. Данной форме хищения присущи все признаки этой группы преступлений, рассмотренные выше. Отличие кражи от других преступлений этого круга состоит в способе завладения имуществом.. В случаях, когда потерпевший или иные лица понимали, что происходит похищение, но виновный, исходя из окружающей обстановки, считал, что действует незаметно для них, содеянное надлежит квалифицировать как кражу… Похищение имущества не является открытым, если совершено в присутствии лиц, со стороны которых у виновного не было оснований опасаться противодействия или разоблачения».
При определении тайного способа завладения имуществом необходимо учитывать два критерия: объективный и субъективный. Тайный способ хищения может иметь место в четырех ситуациях. Во-первых, завладение происходит в отсут-ствие потерпевшего или иных посторонних лиц, и виновный сознает это обстоятельство. Во-вторых, завладение имуществом осуществляется в присутствии вышеперечисленных лиц, но незаметно для них, и эта особенность сознается виновным. В-третьих, завладение имуществом происходит в присутствии указанных лиц, понимающих противоправный характер действий, но виновный, добросовестно заблуждаясь, полагает, что действует незаметно для них. В-четвертых, завладение имуществом осуществляется в присутствии других лиц, не желающих препятствовать хищению или разоблачать виновного, и преступник понимает это. Следовательно, процесс похищения в подобной ситуации происходит как бы в отсутствие других посторонних лиц, способных разоблачить и противодействовать преступной деятельности, т.е. завладение осуществляется субъективно тайно.
Кража считается оконченным преступлением с момента, когда виновный завладел имуществом и получил реальную возможность пользоваться и распоря-жаться им.
Объект: отношения собственности.
Субъективная сторона кражи характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Лицо, совершая кражу, сознает, что оно тайно, противоправно завладевает чужим имуществом, предвидит, что своими действиями причиняет ущерб соб-ственнику, и желает этого.
Субъектом кражи может быть лицо, достигшее 14 лет.
В части 2 статьи 205 названы два квалифицирующих признака: кража, со-вершенная повторно либо группой лиц либо с проникновением в жилище.
По части 3 статьи 205 квалифицируется кража, совершенная в крупном размере.
По части 4 статьи 205 квалифицируется кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере.
Кражу следует отличать от мошенничества по следующим признакам: 1) предмету преступления (при краже предметом преступления является имущество; при мошенничестве — имущество или право на имущество); 2) способу завладения (при краже имущество изымается у потерпевшего тайно; при мошенничестве потерпевший сам добровольно под влиянием обмана или злоупотребления доверием передает имущество виновному для осуществления полномо-чий по владению или пользованию либо распоряжению имуществом).

При грабеже лицо открыто похищает имущество. Открытый способ, так же как и тайный, будет иметь место при наличии двух критериев: объективного и субъективного. При этом определяющее значение имеет субъективный фактор: как лицо само воспринимает способ нарушения отношений собственности.
Открытым признается такое похищение, которое совершается в присутствии потерпевшего, лиц, которым имущество вверено или под охраной которых оно находится, либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее хищение, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий.
Грабеж будет иметь место в трех ситуациях. Во-первых, когда похищение происходит в присутствии потерпевшего либо других лиц, сознающих противоправный характер поведения виновного, и он сознает это обстоятельство. Во-вто-рых, когда похищение осуществляется в присутствии собственника или других лиц, не сознающих преступный характер действий виновного, однако похититель, заблуждаясь, полагает, что действует в условиях, когда противоправный характер известен другим лицам. В-третьих, когда имущество изымается в присутствии других лиц, не желающих препятствовать хищению или разоблачать виновного, однако похититель не сознает этого обстоятельства (например, лицо завладевает имуществом в присутствии знакомых ему лиц, не желающих препят-ствовать или разоблачать виновного, однако такой характер отношения других лиц к его поведению не сознается похитителем).
Грабеж считается юридически оконченным преступлением с момента, когда виновный завладел имуществом и получил реальную возможность пользоваться и распоряжаться им.
Объект: отношения собственности.
Субъективная сторона грабежа характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Лицо, совершая грабеж, сознает, что оно открыто, противоправно завладевает чужим имуществом, предвидит, что своими действиями причиняет ущерб собственнику, и желает этого.
Субъектом грабежа является физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В части 2 статьи 206 названы 4 квалифицирующих признака: Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, или совершенный повторно либо группой лиц, или с проникновением в жилище.
В части 3 статьи 206 предусмотрены 1 квалифицирующий признак: Грабеж, совершенный в крупном размере.
Часть 4 статьи 206 называет два квалифицирующих признака: совершенный организованной группой либо в особо крупном размере.
Грабеж следует отграничивать от разбоя по двум признакам: 1) по спо-собу нарушений отношений собственности (при грабеже — это открытое похищение чужого имущества, применение насилия либо угрозы насилием в подобной ситуации исключается; при разбое — это применение насилия либо угрозы насилием с целью непосредственного завладения имуществом); 2) конструкции объективной стороны (грабеж имеет материальную, разбой — усеченную конструкцию состава преступления).

Проблемы отграничения захвата заложников от смежных составов преступления

Вымогательство — требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне.
Объект: отношения собственности, здоровье населения.
Субъективная сторона вымогательства характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Лицо сознает, что противоправно, безвозмездно требует передачи ему имущества, права на имущество или совершения действий имущественного характера под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества потерпевших, а равно под угрозой распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, и желает совершения таких действий.
Уголовная ответственность за вымогательство наступает с 14-летнего возраста.
Часть 2 статьи 208 предусматривает ответственность за квалифицированные виды вымогательства, совершенного: Вымогательство, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо под угрозой убийства или причинения тяжкого телесного повреждения, либо соединенное с уничтожением или повреждением имущества, либо с целью получения имущественной выгоды в крупном размере.
В части 3 статьи 208 устанавливается ответственность за особо квалифицированные виды вымогательства, совершенного: Вымогательство, совершенное организованной группой, либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо повлекшее иные тяжкие последствия, либо с целью получения имущественной выгоды в особо крупном размере .
При отграничении вымогательства от грабежа или разбоя следует исходить из того, что при грабеже и разбое насилие или угроза его применения используются в качестве средства немедленного завладения имуществом. Если насилие или угроза его применения были направлены на получение имущества в будущем либо к потерпевшему предъявлено требование о немедленной передаче имущества под угрозой применения насилия в будущем, содеянное следует квалифицировать как вымогательство.
В случаях, когда насилие или угроза насилием были применены с целью немедленного завладения имуществом, но в связи с отсутствием имущества требование о его передаче было перенесено на будущее, действия виновного должны квалифицироваться в зависимости от характера угрозы или насилия как разбой или покушение на грабеж и вымогательство.

Хищение путем использования компьютерной техники (ст. 212 УК) — хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации
Хищение, предусмотренное статьей 212, отличается от других форм хищения способом нарушения отношений собственности. В законе отмечается хищение, совершаемое путем: 1) изменения информации, обрабатываемой в компь-ютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сети передачи данных; либо 2) путем введения в компьютерную систему ложной информации.
Хищение путем использования компьютерной техники возможно лишь по-средством компьютерных манипуляций. Данное хищение может быть совершено как путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, так и путем введения в компьютерную систему ложной информации.
Хищение путем использования компьютерной техники имеет материальную конструкцию состава преступления.
Объект: отношения собственности.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
В части 2 статьи 212 предусматривается ответственность за хищение путем использования компьютерной техники, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации; в части 3 статьи 212 — за действия, предусмот-ренные частями 1 или 2 этой статьи, совершенные в крупном размере; в части 4 статьи 212 — за действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 этой статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере.

Угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна — неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон).
Объект: отношения собственности.
Преступление, предусмотренное статьей 214, наряду с основным объектом — отношениями собственности, в части 3 предполагает дополнительный объект — здоровье потерпевшего.
С объективной стороны угон состоит в неправомерном завладении автодорожным транспортным средством или маломерным водным судном и поездке на нем.
Это преступление отличается от хищения по субъективной стороне. Статья 214 предполагает временное пользование угнанным транспортным средством.
Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла. Лицо сознает, что неправомерно завладевает автодорожным механичес-ким транспортным средством или маломерным водным судном и совершает по-ездку на нем, и желает этого.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В части 2 статьи 214 предусматривается ответственность за то же действие, совершенное повторно, либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере.
Угон транспортного средства или маломерного водного судна надлежит квалифицировать как совершенный повторно во всех случаях, когда лицо ранее совершило аналогичное преступление, независимо от того, было ли оно осуждено за это деяние. При этом для квалификации угона как совершенного повторно не имеет значения, являлся ли предшествующий случай оконченным преступлением или покушением на него.
В части 3 статьи 214 предусматривается ответственность за действия, перечисленные частями 1 или 2 этой статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или с угрозой его применения.


Введение.

1. Понятие и уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями и их превышения.

  • 1.1. Понятие и объективные признаки злоупотребления должностными полномочиями и их превышения.
  • 1.2. Субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями и их превышения.

2. Особенности квалификации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.

  • 2.1. Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий.
  • 2.2. Отграничение злоупотребления должностными полномочиями и их превышения от смежных составов преступлений.

Заключение.

Список источников и литературы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *