Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет. Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.
Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):
Республиканские |
Местные |
Особые режимы налогообложения |
|
---|---|---|---|
Налоги |
— НДС и акцизы — налог на прибыль — налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство — подоходный налог с физических лиц — налог на недвижимость — земельный налог — экологический налог — налог на добычу (изъятие) природных ресурсов |
— налог за владение собаками |
— налог при упрощенной системе налогообложения — единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц — единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции — налог на игорный бизнес — налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности — налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр — единый налог на вмененный доход |
Сборы (пошлины) |
— сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь — офшорный сбор — гербовый сбор — консульский сбор — государственная пошлина — патентные пошлины — таможенные пошлины и таможенные сборы — утилизационный сбор — сбор на финансирование государственных расходов |
— курортный сбор; — сбор с заготовителей |
— сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:
Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);
Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Пример расчета пеней:
Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб.
Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.
Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога:
25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366)
24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)
Формула расчета пеней:
(100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.
Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.
В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.
Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ). При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности. Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.
Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).
Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:
- 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
- 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).
В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.
В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).
Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).
Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.
Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:
- Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
- Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
- Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
- С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.
Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).
За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов (то есть если в отношении плательщика 01.03.2016 составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 01.09.2016).
Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой налогов, могут рассматривать органы Комитета госконтроля Республики Беларусь и налоговые органы.
При обнаружении факта неуплаты налогов составляется протокол об административном правонарушении. Он вручается под роспись лицу, в отношении которого составлен. В случае неявки лица для подписания копия протокола направляется этому лицу по почте.
Дальше назначается дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем извещается плательщик, который вправе присутствовать при рассмотрении этого дела со своим защитником или представителем. И по итогам рассмотрения дела в случае признания плательщика виновным уполномоченным лицом налогового органа или органа Комитета госконтроля уже выносится постановление о наложении административного взыскания.
Уголовная ответственность за неуплату налогов
К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.
Это:
- физические лица — плательщики;
- индивидуальные предприниматели;
- руководители (директора) ЮЛ-плательщиков;
- бухгалтеры и другие должностные лица ЮЛ-плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;
- лица, которые фактически осуществляли руководство ЮЛ-плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.) при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;
- лица, организовавшие или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п., такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.
Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:
- в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
- в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.
Правоохранительные органы не обладают полномочиями для самостоятельного возбуждения уголовных дел против граждан, организаций, нарушивших налоговое законодательство.
Уголовное дело может быть возбуждено только на основании запроса налогового органа, который в результате проверки выявил нарушения определенного характера.
Лайф разбирался, долго ли продлится затишье на валютном рынке, стоит ли сейчас покупать доллары и кто рискует потерять сбережения.
— Если речь идёт об уплате НДФЛ для официально неработающих граждан, то целенаправленно налоговая вряд ли будет отслеживать каждого, чтобы проверить, не утаил ли он три рубля, но иногда выборочно такие проверки проводятся, — говорит Полина Гусятникова.
По её словам, чаще всего основанием для проверок становится рассказ «доброжелателей» о ведении незаконной предпринимательской деятельности.
У физического лица уголовная ответственность наступает:
-
при наличии у него задолженности по налогам в сумме более 900 000 рублей за три года подряд и при условии, что доля долга за три года составляет более 10% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет;
-
общая сумма задолженности по налогам составляет более 2 700 000 рублей.
Статьей 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации для граждан определены следующие виды наказания:
-
штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от 1-го года до 2-х лет;
-
принудительные работы сроком до 1-го года;
-
арест сроком до 6-ти месяцев;
-
лишение свободы сроком до 1-го года.
Если за последние три года подряд сумма долга по уплате налогов составит более 4 500 000 рублей и при условии, что доля долга за три года составляет более 20% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, либо если общая сумма задолженности по налогам составляет более 13 500 000 рублей, то в отношении физического лица будут применяться следующие виды наказаний:
-
штраф в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от полутора до трех лет;
-
принудительные работы сроком до 3-х лет;
-
лишение свободы сроком до 3-х лет.
Граждане, которые впервые совершили данное нарушение и полностью оплатили суммы налогов, пени и штрафы, освобождаются от уголовной ответственности.
В помощь бизнесу. Как могут наказать организацию и ИП за неуплату налогов
У организации уголовная ответственность наступает:
-
при наличии у компании задолженности по налогам в сумме более 5 000 000 рублей за три года подряд и при условии, что доля долга за три года составляет более 25% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет;
-
общая сумма задолженности по налогам составляет более 15 000 000 рублей.
Статьей 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации для представителей компаний определены следующие виды наказания:
-
штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от 1-го года до 2-х лет;
-
принудительные работы сроком до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет или бессрочно;
-
арест сроком до 6-ти месяцев;
-
лишение свободы сроком до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет или бессрочно.
Если за последние три года подряд сумма долга организации по уплате налогов составит более 15 000 000 рублей и при условии, что доля долга за три года составляет более 50% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, либо если общая сумма задолженности по налогам составляет более 45 000 000 рублей, а также если будет выявлен преступный сговор, то в отношении представителя организации (должностных лиц, участвующих в сговоре) будут применяться следующие виды наказаний:
-
штраф в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от полутора до трех лет;
-
принудительные работы сроком до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или бессрочно;
-
лишение свободы сроком до 6-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или бессрочно.
Если компания впервые совершила данное нарушение и полностью оплатила суммы налогов, пени и штрафы, то представители организации освобождаются от уголовной ответственности.
- Как вернуть уплаченный работодателем налог на доходы физических лиц (НДФЛ)?
- Когда и куда сдавать бухгалтерскую отчетность?
- Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов?
- Квартира была в общей собственности: как поделить имущественный вычет при ее продаже?
- Родителя лишили родительских прав: может ли другой родитель получить двойной вычет по НДФЛ?
- Какую отчетность и когда сдает ИП?
- Работник поехал в командировку прямо из отпуска — будут ли затраты на проезд его доходом, нужно ли платить НДФЛ?
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
Действующее законодательство страны говорит о том, что физические и юридические лица в обязательном порядке должны платить установленные налоги. Если по каким-то причинам они частично и полностью не выплачивают их, то будут привлекаться к административной или уголовной ответственности.
Важно! Уголовная ответственность предусмотрена только по отношению к физическим лицам. Юридические лица отвечают по Административному кодексу.
Если физическое лицо обвиняется в неуплате налогов в первый раз, уголовная ответственность не наступает. Ему достаточно полностью погасить задолженность. К тому же, дела рассматриваются по УК только если суммы имеют крупные или особо крупные размеры. В остальных ситуациях за основу берется Административный кодекс, предусматривающий наложение штрафа за нарушение.
Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает при выполнении ряда условий:
- физическое лицо намеренно не выплатило в срок сумму, превышающую 10% от общих налоговых начислений за последние 3 года, размер которой больше 600000 рублей. Если долг больше 1,8 млн. рублей, уголовная ответственность наступает независимо от периода и пропорционального соотношения. Это условие прописано в 198 и 199 статьях УК РФ;
- наблюдается особо крупная сумма долга. Это больше 20% от общих налоговых начислений за 3 последних года при условии, что речь идет про сумму более 3 млн. рублей. Если долг больше 9 млн. рублей, временные и пропорциональные рамки не применяются;
- если говорить про уполномоченных должностных лиц, то они признаются виновными, если долг составляет больше 10% от общих налоговых начислений юридического лица, насчитанных за последние 3 финансовые года. Сумма должна быть больше 2 млн. рублей. Если она превышает 6 млн., временные рамки не учитываются. Особо крупным долгом считается сумма 10 и 30 млн. соответственно.
Здесь предполагается ответственность за неуплату НДС и других видов налоговых сборов. Их типы не разграничиваются, а решающую роль играет общая сумма задолженности. Именно по ее размеру впоследствии и определяется степень ответственности человека, принятая по отношению к нему мера наказания.
Если выполняются перечисленные условия, ответственность за неуплату налогов рассматривается в соответствии с Уголовным кодексом. Он предполагает серьезное наказание, обязательное к исполнению.
Физическим лицам и частным предпринимателям, задолжавшим крупную сумму, может грозить такое наказание:
- штраф до 300000 рублей. Также его размер может высчитываться как общая сумма дохода за 1-2 года;
- арест до полугода;
- лишение свободы до 1 года.
Когда рассматриваются особо крупные размеры долга, штраф может увеличиваться до 500000 рублей или суммарного дохода за 3 года. Лишить свободы могут на срок до 3 лет.
По Административному кодексу наказание за неуплату налогов более лояльное. Здесь все ограничивается штрафом и пеней. Лишить свободы по рассматриваемому документу не могут.
Важно! Ответственность по УК наступает при умышленных действиях, направленных на уклонение от уплаты налогов или уменьшение их насчитанного размера, в частности, подаче заведомо ложных сведений в налоговую службу для снижения размеров выплат.
Для того, чтобы могла быть применена уголовная статья за неуплату налогов, должен иметь место состав преступления. Признаками последнего могут стать:
- подача заведомо ложных показателей в налоговой декларации для снижения размеров выплат. Такие ситуации случаются очень часто, являются распространенным способом уклонения от полноценного выполнения налоговых обязательств;
- непредоставление налоговой декларации в случаях, когда оно является обязательным условием. Здесь может иметь место банальное незнание, но в этом вопросе разбирается суд;
- невыполнение налоговым агентом собственных обязанностей по удержанию и начислению налогов в своих личных интересах. Обычно такие махинации проворачиваются редко;
- сокрытие части денежных средств или имущества, подлежащих налогообложению.
Далее оценивается размер недоплат, в соответствии с которым дело относят к административному правонарушению или уголовному.
Важно понимать, что статья УК предусматривает за неуплату налогов несколько мер наказания, которые определяются судебным органом в каждой ситуации отдельно. Таким образом, обвиняемое лицо, если считает, что обвиняется незаслуженно, имеет полное право на обращение к адвокату. Специалист в данной области юриспруденции сможет оказать помощь в исключении или смягчении вероятных мер наказания. Для этого он должен знать все обстоятельства дела, чтобы иметь возможность оперировать необходимыми фактами и материалами.
Чтобы наказание за неуплату налогов было смягчено или вовсе опровергнуто, необходимо искать адвоката, который специализируется именно в этом направлении, имеет большой опыт в рассмотрении подобных дел. Специалисты широкого профиля могут не знать всех тонкостей, что повлечет неполноценное представление интересов клиента, как следствие – недостаточно качественное выполнение своих профессиональных задач.
Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.
Индивидуальные предприниматели несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.
Для налогоплательщиков — физических лиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.
Для налогоплательщиков — юридических лиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.
Подчеркиваем, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.
До 12.04.2020 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс.руб. для физических лиц и ИП и 5 млн.руб. для юридических лиц), но только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % — для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком.
С 12.04.2020 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем)по ст. 198 УК РФ или юридическим лицомпо ст. 199 УК РФ. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере»(п. 3 ст.32 НК РФ) — 6 лет.
И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.
Важно! Новые изменения 2020 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2020, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.
Например, если по состоянию на 12.04.2020 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс.рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.
За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.
Суммы неисполненных обязательств налогового агента, с превышения которых возникает уголовная ответственность, предусмотрены те же, что указаны выше для налогоплательщиков — юридических лиц (независимо от того является налоговый агент юридическим или физическим лицом). Максимальный срок лишения свободы по данной статье составляет 6 лет.
Субъект преступления в статье 199.1 УК РФ четко не определен — это может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Обычно это бухгалтер, в соответствии с должностной инструкцией именно на него чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.
Ключевой момент — наличие мотива (личная заинтересованность).
Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Доказательством наличия такого мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в ситуации неперечисления налога
— бухгалтер и/или директор получают премию;
— произведена оплата контрагенту — аффилированному лицу;
— выплачена заработная плата сотрудникам (в данном случае, по мнению судов, интерес директора может состоять в том, что он хочет укрепить авторитет в глазах подчиненных).
Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ – доказать полное отсутствие финансовой возможности для выполнения функции налогового агента на предприятии.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.
Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов,(ст. 199.2 УК РФ) то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба.(ст. 76.1 УК РФ) Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.
Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.
В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.
Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.
Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.
№ |
Статья |
Крупный размер, млн. руб. РФ |
Особо крупный, млн. руб. РФ |
1 |
194 |
1 |
3 |
2 |
198 |
0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 1,8 |
3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 9 |
3 |
199 |
2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 6 |
10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 30 |
4 |
199.1 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Налоговое преступление – это виновное противоправное общественное деяние в сфере налогообложения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. В Уголовном кодексе РФ есть три статьи, которые касаются неуплаты налогов компаниями и ИП – ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ, ст. 199.1 УК РФ. Также УК РФ предусмотрена еще одна статья о сокрытии имущества от взыскания налоговых долгов – ст. 199.2 УК РФ. Наказывают за налоговые преступления, как правило, директоров и тех, кто фактически руководит компаниями. Реже к ответственности привлекают главного бухгалтера, однако и такое на практике полностью исключить нельзя (подробнее об ответственности главного бухгалтера читайте в статье: «Когда налоговые долги компании взыщут с бухгалтера?»). Юриста компании тоже могут наказать, но при наличии доказательств, что именно он разрабатывал налоговые схемы. Но на практике такое доказать крайне сложно.
Так же вам может быть полезна статья: «Неуплата налогов — ответственность директора и учредителя после закрытия компании».
Наказание за налоговое преступление неизбежно, если у компании или ИП выявлена налоговая недоимка в крупном размере. Если размер недоимки менее установленного законом минимальной суммы налоговой задолженности в крупном размере (это 15 млн. руб.), такое деяние не является налоговым преступлением, а признается налоговым правонарушением. Это не одно и то же. (Подробнее о налоговых правонарушениях вы можете узнать из статьи: «Сроки давности по налоговым правонарушениям (Ст. 113 НК РФ, ст. 120 НК РФ, ст. 122 НК РФ)»).
Если организация не подала декларацию или приложения к ней. Либо указала ложные сведения в этих документах (ст. 199 УК РФ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особые условия | Сколько налогов не доплатили | Какое наказание может быть | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупный размер недоимки
(ч. 1 ст. 199 УК РФ) |
От 15 млн. руб. до 45 млн. руб. | Штраф до 300 тыс. руб.
Лишение свободы до двух лет и в дополнение могут запретить занимать руководящие должности в организациях до трех лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Особо крупный размер недоимки
(п. «б» ч. 2 ст. 199 УК) |
Более 45 млн. руб. | Штраф до 500 тыс. руб.
Лишение свободы до шести лет и в дополнение могут запретить занимать руководящие должности в организациях до трех лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Если ИП не подал декларацию или приложения к ней. Либо указал ложные сведения в этих документах (ст. 198 УК РФ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупный размер недоимки
(ч. 1 ст. 198 УК РФ) |
От 2 млн. 700 тыс. руб. до 13 млн. 500 тыс. руб. | Штраф до 300 тыс. руб.
Лишение свободы до одного года |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Особо крупный размер недоимки
(ч. 2 ст. 198 УК РФ) |
Более 13 млн. 500 тыс. руб. | Штраф до 500 тыс. руб.
Верховный суд сказал, что неуплата налогов должна иметь прямой умысел. Если нет умысла – это не преступление (п. 4, 8, 9 Постановления № 48). Но такое разъяснение сбивает с толку – кажется, что за ошибки компанию могут только оштрафовать по НК и преступления не будет. Например, если компания применяла упрощенную систему, когда это было нельзя. На самом деле такие ошибки – это тоже преступления. Суды посчитают уклонение неумышленным, если имеют место обстоятельства, исключающие вину. Это стихийные бедствия, психические болезни и т. п. (ст. 111 НК РФ). Таким образом, ошибку расценивают как умышленное уменьшение налогов. Сведения в декларации сочтут заведомо ложными, если (п. 10 Постановления № 48):
Важно! Если в течение трех лет из за ошибок накопится недоимка в крупном размере, это признают налоговым преступлением. Пропуск срока уплаты налогов на один день является налоговым преступлением Преступление считается совершенным, если компания пропустила срок для уплаты налогов (п. 4, 11 Постановления № 48). В этот момент возникает общественная опасность, так как деньги не поступили в бюджет или в фонды. Общественная опасность – необходимый элемент для привлечения к ответственности. Срок сдачи декларации и срок уплаты налогов могут различаться, но вам важен второй срок. Срок давности тоже считайте с даты, в которую нужно было заплатить налоги, но компания не заплатила.
|