Срок государственной регистрации права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок государственной регистрации права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной регистрации недвижимости

(с изменениями на 31 июля 2020 года)
(редакция, действующая с 1 октября 2020 года)

См. Сравнительный анализ действовавшего и нового законов о госрегистрации прав на недвижимость

Сроки регистрации права на недвижимое имущество

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении Единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

  • В случае приостановки из-за отсутствия нужного документа — сразу после поступления этого документа государственному регистратору. Общий срок регистрации продолжает исчисляться с даты подачи этого документы в Росреестр. Дата указана в расписке приеме этого документа.
  • В случае приостановки по заявлению Продавца или Покупателя, регистрация возобновляется сразу после поступления заявления о возобновлении государственному регистратору ведущему Ваше дело. Общий срок регистрации продолжает исчисляться с даты подачи этого документы в Росреестр. Дата указана в расписке приеме этого документа.


1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Cроки государственной регистрации права на недвижимость

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

  1. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
  2. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

    Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

    Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

    Книги учета документов содержат данные о:

    принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
    выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;
    выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

  3. Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.

    Дело правоустанавливающих документов идентифицируется тем же номером, что и соответствующий раздел Единого государственного реестра прав.

    В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области юстиции.

    Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

  4. Разделы Единого государственного реестра прав, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов подлежат постоянному хранению. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается. Порядок и сроки хранения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, разделов Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов и книг учета документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется Правительством Российской Федерации.

    Если разделы Единого государственного реестра прав, документы, хранящиеся в делах правоустанавливающих документов, и книги учета документов признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь, прокурор должны возвратить указанные разделы и документы в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

  5. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством Российской Федерации.

    Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

  6. Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

    Разделы Единого государственного реестра прав располагаются в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества. Разделы, содержащие информацию о зданиях, сооружениях и об иных объектах недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком, располагаются непосредственно за разделом, содержащим информацию о данном земельном участке. Разделы, содержащие информацию о квартирах, помещениях и об иных объектах, входящих в состав зданий и сооружений, располагаются непосредственно за соответствующим разделом, относящимся к зданию, сооружению.

    Каждый раздел состоит из трех подразделов.

    В некоторых случаях Росреестр может отказать в регистрации сделки с недвижимостью. Это возможно по ряду причин:

    • наличие незаконной перепланировки;
    • отсутствие согласия одного из бывших владельцев или их супругов на продажу квартиры;
    • отсутствие статуса сданного дома (при покупке жилья в строящемся доме).

    В случае нехватки одного или нескольких документов вы можете подать заявку заново, дополнив комплект бумаг.

    Если это не поможет, выходом может стать подача в суд на Росреестр. В этой ситуации вам понадобится опытный в гражданских делах адвокат, который поможет составить заявление в суд и представит ваши интересы во время процесса. Оплата услуг юриста может составлять от 10 тыс. руб. за судебный процесс.

    Обратите внимание!

    При желании вы в любой момент можете прекратить судебное разбирательство и заключить мировое соглашение.

    Законодательство дает Росреестру 3 месяца на регистрацию права собственности. Но в ряде случаев этот срок может быть продлен. Причиной может стать статус здания как объекта культурного наследия или другие факторы, осложняющие проверку документов.

    В случае судебного разбирательства при отказе в регистрации владения жильем решение вопроса может быть отложено на несколько месяцев. Запишитесь на консультацию к нашим юристам и задайте все вопросы по процедуре регистрации права собственности.

    ЖСК — жилищно-строительный кооператив, предоставляющий гражданам квартиры в новостройках. Но собственниками жилья являются пайщики, которые своевременно вносят взнос в строительство дома. Это подтверждает выданная структурой справка о переходе недвижимости к дольщику-покупателю. С выданной кооперативом справкой необходимо обратиться в Росреестр, где начнется оформление законных полномочий на данный вид жилья. Время регистрации при оформлении имущества затягивается на месяц.

    Покупка квартиры с участием строительных кооперативов рискованна. Кто-то из пайщиков захочет выйти из жилищного кооператива или не сможет выплатить свою часть денег. Тогда строительство многоквартирного дома остановится или обанкротится. Вернуть вложенные в многоквартирный дом средства будет нелегко.

    Выдача женщинам сертификата о материнском капитале побуждает приобретать жилплощадь. Суммы капитала бывает недостаточно для приобретения имущества, но в качестве первоначального взноса на ипотеку хватит. Оформления длится в промежутке от 1 до 5 дней, как при ипотеке.

    После составления договора купли-продажи, где обязательно отмечается покупка дома за счет средств семейного капитала с доплатой (или без нее), пакет документов отправляются в регистрационную палату. Рассматриваются они 5 дней. Доплату за жилище необходимо перечислить продавцу сразу. А деньги по сертификату поступят на счет не скоро. Они перечисляются в течение двух месяцев: в первом Пенсионный фонд рассматривает все предоставленные справки, сертификат капитала, копии и оригиналы бумаг, во втором — перечисляют средства на банковский расчетный счет продавца (от 10 до 30 дней).

    Два месяца жилье находится под залогом в федеральном органе, как в случае с ипотекой.

    После устранения причины задержки оформления свидетельства регпалата продолжает рассмотрение деловых бумаг сразу после аналогичного заявления от одной из сторон договора. Время оформления начинается заново и длится до 10 дней.

    Налогообложение

    Стоимость государственной пошлины на проведение перехода полномочий на имущество составляет 2 тысячи рублей для физических лиц и 22 тысячи рублей для юридических. Обычно при составлении договора купли-продажи госпошлину продавец и покупатель платят поровну — по 1 тысяче рублей.

    Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

    Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

    Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

    Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

    Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

    Можно выделить следующие особенности:

    • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
    • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
    • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
    • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

    Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

    Действующий порядок строится на следующем:

    • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
    • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
    • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

    Регистрация права собственности на недвижимость

    Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

    • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
    • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

    Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

    Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

    Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

    Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

    Регистрация сделки не предусматривает сроки на представление документов. Считается, что бывший обладатель стремится поскорее передать свой объект, а покупатель оформить все бумаги. По этой причине они сами заинтересованы завершить процедуру в кратчайшие сроки.

    Уполномоченным федеральным органом является Росреестр. Стороны сделки могут отправиться в любое его подразделение. Альтернативой будет многофункциональный центр. Их количество увеличивается и сдача документации таким способом может оказаться удобнее. Предусматривается и назначение сдачи бумаг на определенное время.

    Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

    • паспорта сторон сделки;
    • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
    • квитанция об уплате госпошлины;
    • кадастровый паспорт.
    • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

    Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

    Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

    Гражданский кодекс РФ в качестве самостоятельного основания возникновения, изменения, прекращения гражданских прав и обязанностей называет судебное решение (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

    Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

    С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации).

    Согласно ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них осуществляются одним органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальными органами.

    Переход права на недвижимость нужно зарегистрировать, если заключен договор купли-продажи, мены, дарения либо другой договор об отчуждении недвижимости.

    Заявление и документы можно подать удобным для вас способом. Проведенная регистрация подтверждается выпиской из ЕГРН и регистрационной надписью на договоре.

    Для регистрации перехода права нужно заполнить заявление, подготовить комплект документов и подать их на регистрацию.

    В соответствии с ч. 1 ст. 14 федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

    Порядок регистрации сделок с недвижимостью: пошаговая инструкция

    К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:

    • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
    • документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
    • иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

    Размер госпошлин регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3), его можно посмотреть заранее в любом открытом источнике. Однако рекомендуется на месте уточнить у специалиста, какую точно сумму и в какой пропорции участники сделки должны уплатить.

    Законодательство постоянно претерпевает изменения, в связи с чем привычный размер стандартной госпошлины за ту или иную процедуру может изменяться.

    С марта 2013 года была отменена необходимость государственной регистрации договора купли-продажи жилой недвижимости, соответственно, пошлина в этом случае взимается только за регистрацию перехода права собственности.

    Квитанцию об оплате пошлины заявитель предоставляет, если сам сочтет нужным. Закон не требует включения данного документа в общий пакет (п. 7 ст. 18 закона №218-ФЗ).

    Все документы и их реквизиты, переданные специалисту Росреестра, должны быть перечислены в расписке, которую сотрудник регистрационной службы выдает на руки каждому из участников сделки в качестве подтверждения их приема (пп. 1 п. 17 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

    В ней проставляются подписи заявителей и принимающего специалиста, дата и время приема. Желательно проверять содержимое такой расписки, не отходя от обслуживающего окна. При сдаче документов в МФЦ, по почте или посредством электронных сервисов способы направления уведомления установлены приказом Минэкономразвития «Об установлении порядка и способов уведомления…» от 15.03.2016 г. № 127 (п. 2):

    • на электронную почту заявителя в виде ссылки на электронный документ, доступный для скачивания в течение месяца;

    • бумажным письмом по почте, если документы представлены почтой без указания электронного адреса.

    Периодически возникают случаи, когда документы теряются в процессе их перемещения между специалистами Росреестра, и доказать, что они вообще были сданы на регистрацию, можно будет только с помощью полученной расписки (уведомления). В противном случае возможны не только приостановка или отказ во внесении сведений в ЕГРП, но и проблемы с восстановлением утраченного документа.

    На осуществление госрегистрации права собственности отводится максимум 9 рабочих дней при приеме документов в МФЦ (ст. 16 закона № 218-ФЗ). По прошествии этого срока, если государственным регистратором не было выявлено никаких ошибок в полученных документах и не возникло спорных ситуаций при анализе заявляемых и уже зафиксированных федеральной службой прав, заявитель приходит в Росреестр забирать документы. С 1 января 2017 года также реализована платная услуга доставки документов курьером (если соответствующий выбор сделан при подаче документов).

    Как показывает практика, процесс сбора документов не бывает особо трудозатратным и длительным по времени, т. к. обычно у заявителя на руках имеются все документы. Исключение составляют случаи, когда требуется официальное согласие уполномоченного органа (например, опеки) или залогодержателя (часто такие письма готовит головной офис банка, и срок пересылки в регионы порой достигает нескольких недель).

    Чтобы у сотрудников Росреестра не было к вам вопросов, и они не остановили процедуру регистрации, заранее проверьте все документы. А лучше, еще до начала сделки купли-продажи проверьте саму квартиру и ее владельца. Особенно это касается приобретения жилья на вторичном рынке.

    Чтобы проверить добросовестность продавца и убедиться в подлинности всех документов, вам понадобится все та же выписка из ЕГРН. Как ее заказать проще и быстрее, мы упоминали выше. А теперь давайте рассмотрим возможные ситуации, которые можно избежать и не попасть к недобросовестному продавцу квартиры.

    Срок регистрации права собственности на недвижимое имущество

    По текущему законодательству регистрация сделок с недвижимостью, то есть регистрация договоров, как правило, не проводится. В правовом смысле правильнее говорить, что происходит:

    • регистрация самой недвижимости, как объекта;
    • либо регистрация перехода права на основании представленного договора или другой сделки (например, при дарении, ДКП, наследовании);
    • либо регистрация обременения, например ипотеки при банковском кредите.

    Однако регистрация сделки аренды недвижимости, то есть самого договора, все же необходима в ряде случаев. Например, когда договор заключен на срок более года или если в аренду передается предприятие.

    В ЕГРН в отношении каждого объекта недвижимости включаются данные и о правах на него. Чаще всего речь идет о собственности, но регистрируется также и аренда. Реестр содержит сведения о людях и организациях, которые владеют недвижимостью, а также хронологию изменений ее принадлежности. Поскольку информация в Реестре хранится вечно, можно узнать полную историю передачи прав на конкретную квартиру, дом, землю и так далее.

    Кадастр недвижимости содержит технические сведения:

    • назначение объекта (участок, квартира, дом жилой или нет и так далее);
    • кадастровый номер и предыдущие учетные данные;
    • площадь и как минимум одна ключевая характеристика (например, высота);
    • местоположение в пространстве.

    Как правило, изменение технических данных требует участия специалиста – кадастрового инженера, который фиксирует изменения в специальных документах. Но заявление в Росреестр все равно подает владелец.

    После объединения реестров в ЕГРН регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости можно сделать одновременно.

    Вид регистрации Когда необходима
    Только регистрация прав Если недвижимость уже стоит на учете и у нее есть кадастровый номер. Применяется, например, при регистрации ДКП, ипотеки
    Только кадастровый учет Изменились характеристики недвижимости – поменялись границы, изменилась площадь, уточнили адрес; а также если объект уничтожен (например, сгорел). Правообладатель остается прежним
    Регистрация прав + кадастровый учет Если сведений об объекте недвижимости еще нет в ЕГРН, например, завершено строительство дома или из одного участка путем построения новых границ создано несколько

    Документы на государственную регистрацию недвижимости принимают все отделы МФЦ по стране. Подойти можно в порядке живой очереди или взять талон заранее. Как правило, удобнее записаться на прием, выбрав день, удобный всем сторонам сделки. С собой нужно взять только подтверждающие документы, а заявление на регистрацию заполнит принимающий специалист МФЦ.

    Росреестр в ряде регионов полностью закрыл прием, а в некоторых субъектах принимает документы напрямую, но в порядке предварительной записи и только по территориальному принципу.

    Каков срок регистрации права собственности на квартиру через МФЦ?

    Регистрация недвижимости обязательна при сделках, изменениях правового статуса, перемене собственника. Уточнить список документов для своей ситуации можно в территориальном отделе Росреестра или ближайшем офисе МФЦ. Процедура приема документов по одному объекту не превышает 30 минут. Редакция портала Реновар.ру рекомендует записываться на подачу документов заранее – так проще и быстрее.

    ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

    Чем мы можем Вам помочь?

  7. ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  8. ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  9. ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    После создания Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) филиалы Росреестра занимаются внесением записей, связанных с изменением статуса владения, ограничения права и иных учетных операций. С 2013 года была отменена процедура регистрации договоров купли-продажи, которые являлись основанием смены собственника (переход от одного лица к другому). По действующему законодательству все сделки с недвижимыми объектами подлежат рассмотрению и внесению сведений о них в реестр. А именно, происходит учет перехода права. Многие все еще думают, что необходимо получить одобрение касательно заключаемого договора.

    Оформление перехода права на недвижимость – это функция Росреестра. Обращаться туда можно напрямую, посетив территориальное отделение по месту нахождения объекта, или путем направления электронного заявления. Дополнительно запущен механизм приема документов в офисах «Мои документы». При этом применительно к способу подачи варьируются сроки регистрации недвижимости в Росреестре:

    1. Через отделения «Мои документы» заявители подают заявление и пакет необходимой документации, вносить записи в реестр данные филиалы не могут. Они являются посредниками в процессе учета права владения.
    2. Так как при приеме бумаг в Росреестре опускается ступень передачи заявления, период рассмотрения устанавливается в стандартном диапазоне.

    Государственная регистрация недвижимости

    Регистрации квартиры в Росреестре по срокам занимает в среднем неделю (варьируется в зависимости от вида услуги). При этом не играет роли формы предъявляемых документов (электронные заявки или прямое обращение). Федеральный закон № 16 регламентирует временное ограничение для оказания услуги:

    • 1 неделя с даты приема – для сделок по переходу права (при подаче через МФЦ- 9 суток).
    • 5 дней – осуществление кадастрового учета (для МФЦ неделю с учетом рабочих суток).
    • 3 рабочих дня – при наличии печати нотариуса, предъявлении бумаг о вступлении в наследство, долевом владении в общем имуществе (многофункциональный центр отводит на рассмотрение 5 суток).
    • 5 рабочих дней – для ипотеки (до семи через МФЦ).

    Следует учитывать, что при одновременном проведении кадастрового учета и направления заявления о регистрирующих операциях, ведомство обрабатывает данные в течение 10 суток. Если заявитель приходит в МФЦ для получения данной услуги, стоит приплюсовать двое суток.

    Когда имеется решение об ограничении с визой судебной инстанции, наложении ареста или запрете в совершении операций по внесению записей, отсчитывается три дня на выполнение действий. Обратная процедура по снятию запретных операций занимает такой же срок. Залоговое имущество подлежит рассмотрению в период до 3 рабочих дней как на пресечение, так и на возврат залогодателю или при отчуждении в госсобственность.

    При подаче заявления через МФЦ срок регистрации недвижимости обычно увеличивается на 2 дня, но в случае выявления ошибок или недостаточности сведений ведомство приостанавливает процесс. Федеральный закон № 218 описывает подобные ситуации с указанием оснований.

    Кроме Росреестра, заявить о прекращении сделки или приостановке, может ее участник. Когда действия возобновляются, начинается новый отсчет срока выполнения регистрирующих операций. Обычно указываются несоответствия, которые необходимо устранить для доведения процедуры до конца.

    Рекомендуется при направлении заявления в органы указывать электронную почту, куда поступают уведомления о его приеме, возврате, приостановлении или отказе.

    Сделки с недвижимостью осуществляются в сроки не более 12 суток, если все установленные к документации требования соблюдены. Стандартный период государственной регистрации прав составляет неделю. При выборе МФЦ он удлиняется. Для ипотеки характерно проведение документальной процедуры в течение 5 дней через ведомство или недели при посещении многофункционального центра. Сократить сроки не получится, следует просто поготовиться к процедуре.

    Приостановка регистрации права автоматически продлевает суммарную продолжительность процедуры. Это означает, что владелец объекта не сможет им распоряжаться, а дальнейшее завершение сделки будет отложено. Могут возникнуть еще более серьезные проблемы. Если не исправить нарушения, перечисленные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав, будет вынесено отказное решение. При таких обстоятельствах всю процедуру придется проходить заново, либо отказаться от сделки.

    Узнать, почему приостановили регистрацию права собственности, можно из уведомления Росреестра. Регистратор может указать только те основания, которые прямо указаны в ст. 26 Закона № 218-ФЗ. Если будут отражены другие причины, действия специалиста Росреестра можно обжаловать. Помощь в устранении нарушений или обжалования приостановок вы можете получить в нашей компании.

    Госрегистрацию могут приостановить по решению должностного лица Росреестра. По обращению заявителей (собственника, сторон сделки) допускается только прекращение регистрационной процедуры. Это указано в ст. 31 Закона № 218-ФЗ. Если представить заявление в Росреестр о приостановлении регистрационных действий, оно останется без удовлетворения.

    Порядок прекращения регистрации прав или сделки заключается в следующем:

    • заявление обязаны подать все заявители (приостановка сделки в Росреестре по одностороннему заявлению продавца или покупателя не допускается);
    • если документы на регистрацию подавались через нотариуса, такой же способ применяется при обращении на прекращение процедуры;
    • если регистрационные действия проводятся по заявлению пристава, т.е. в рамках исполнительного производства, прекращение процедуры допускается только по судебному акту.

    Прекращение влечет возврат документов. Соответственно, какие-либо сведения в ЕГРН не вносятся.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    В ст. 26 Закона № 218-ФЗ перечислено 63 основания для приостановки регистрации права собственности. Большинство из них связаны с реестровыми или техническими ошибками, которые возникают при оформлении межевых планов, техпланов. По этой причине рекомендуем внимательно отнестись к выбору кадастровых инженеров. В нашей компании работают только опытные и квалифицированные специалистами, чьи документы успешно проходят учет и госрегистрацию в Росреестре.

    Вот наиболее распространенные причины приостановки регистрации недвижимости, с которыми могут столкнуться граждане или организации:

    • отсутствие прав на объект, полномочий на сделку или подписание документов;
    • выявление несоответствий и противоречий с зарегистрированными правами;
    • отсутствие обязательных документов, без которых регистрация невозможна;
    • выявление поддельных документов, недостоверной информации;
    • наличие арестов, запретов и обременений, при которых регистрационные действия невозможны;
    • признание сделки или нормативного акта недействительными по решению суда;
    • отсутствие нотариального заверения документов, если это является обязательным требованием закона;
    • реестровые и технические ошибки в документах и сведениях;
    • отсутствие признаков изолированности и обособленности для вновь образуемых помещений;
    • множество иных оснований.

    Приостановку Росреестр обязан аргументировать и обосновать. Для этого в уведомлении указывается суть нарушения со ссылкой на норму закона. Уведомление всегда оформляется в письменном виде, направляется заявителям.

    Комментарий эксперта. Возможны случаи, когда регистратор выявит сразу несколько обстоятельств и причин для приостановки. Они могут указываться в одном уведомлении. Сроки приостановления регистрации права собственности не могут увеличиваться, если Росреестр выявил несколько указанных причин.

    Уведомление о приостановлении государственной регистрации Росреестр направляет всем заявителям. Это сделают по почте, либо через электронные сервисы Госуслуг, Росреестра. Если неустранение причин будет связано с ненадлежащим направлением уведомления, необходимо подавать жалобу в суд. Можно самостоятельно обратиться к регистратору, если вышел законный срок на регистрационную процедуру. Если на этот момент уведомление уже вынесено, его выдадут на руки.

    Разберем механизм действий заявителя, если Росреестр приостановил регистрацию права собственности. Не имеет смысла подавать жалобу, если решение регистратора полностью соответствует закону. Зачастую проще и быстрее устранить нарушение, подать дополнительную документацию и информацию. Возобновление регистрации права собственности после приостановки оформляется отдельным решением.

    Получив уведомление из Росреестр и установив причину приостановки, необходимо приступить к устранению нарушений. Могут потребоваться следующие действия:

    • изготовление новых межевых или технических планов, если в первоначально представленной документации выявлены ошибки, несоответствия;
    • устранение реестровых ошибок, в том числе в отношении координат границ;
    • надлежащее оформление доверенностей на представителей сторон;
    • снятие запретов, арестов и обременений через суд или ФССП;
    • изменения в договоры, если в них выявлены нарушения закона;
    • представление недостающих документов.

    Чтобы устранить причины приостановления регистрации права собственности и продолжить процедуру, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты знают, на какие моменты обращают внимание регистраторы, как быстро снять претензии регпалаты.

    1. Определение дееспособности не является обязательным. Нотариус, у которого заверяется договор на куплю-продажу квартиры, лишь «на глаз» может понять, дееспособны ли стороны сделки или нет.
    2. Получить самостоятельно информацию о вменяемости какого-либо гражданина нельзя, такого рода справки не выдаются по запросу.
    3. Выписка из ЕГРП может содержать некоторую информацию об ограничении дееспособности владельца квартиры, но далеко не всегда.
    1. Объектом сделки может быть квартира, частный или дачный дом.
    2. Если по одному договору купли-продажи продается несколько квартир или домов, при составлении количество объектов недвижимости и их характеристики указываются в документе.
    3. Если жилье находится не в новостройке, указывают сведения о доме, в котором квартира находится: год возведения, материалы, из которых выполнена крыша, перекрытия.
    4. Записывается дата последнего капитального ремонта здания.
    5. Этажность указывать также необходимо.
    6. Относительно помещения указываются такие данные: общая и жилая площадь, количество комнат, смежные они или раздельные.
    7. Прописывается стоимость недвижимости.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *