Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия федерального суда общей юрисдикции субъекта рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В судах общей юрисдикции вводят апелляционные инстанции
Одобрен Государственной Думой 28 января 2011 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции
1. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»), Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции
1. Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.
2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
4. Общая численность судей Верховного Суда Российской Федерации и судей иных федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции
1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Суды общей юрисдикции рассматривают:
1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
2) все уголовные дела;
3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.
Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.
Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации
Субъектом государства является республика, край, область, город, автономная область, округ.
В статье 5 Конституции РФ указано, что все субъекты равноправны. Суды субъектов РФ образованы и функционируют во всех субъектах. Их название происходит от вида субъекта РФ, где он действует (верховный, областной, краевой). Необходимо отметить, что на функции судов разных по наименованию субъектов РФ не влияет вид субъекта, количество проживающих на данной территории людей, число судей и прочие факторы.
У Брянского областного суда те же самые организационно-правовые полномочия, что и у Верховного суда Татарстана.
Суды субъектов РФ – это федеральные суды общей юрисдикции, функционирующие на территории определенного государственного субъекта, а также вышестоящие судебные инстанции по отношению к судам районов, действующих на территории конкретного административного образования.
Но подобные взаимоотношения не похожи на отношения начальства и подчиненных. Районный суд, осуществляя правосудие, действует самостоятельно. При этом у суда субъекта РФ нет права вмешиваться в процесс, раздавать указания, предлагать те или иные решения и еще каким-либо образом влиять на судейство. Под инстанционностью процесса понимается возможность суда субъекта РФ отменять/изменять решения районного суда, обжалованные сторонами, их представителями или те, по которым внес представления прокурор. Решения суд субъекта РФ выносит от собственного имени и несет за это ответственность.
Полномочия суда субъекта РФ реализуются посредством подразделений. Этот суд функционирует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Помимо этого, с целью приближения правосудия к месту расположения либо месту жительства участников дела, которые находятся или живут в отдаленных краях, в состав суда субъекта РФ может быть включено постоянное судебное присутствие (по статусу оно выступает обособленным подразделением суда и осуществляет его функции).
Главой суда субъекта РФ является председатель соответствующего суда. Кроме того, в состав судебного органа входят заместители председателя суда. Судебная коллегия содержит в своем составе должности председателей конкретных коллегий. У всех перечисленных должностных лиц есть общий статус федерального судейства.
Деятельность суда субъекта РФ выполняется посредством аппарата соответствующего суда (помощник председателя суда, помощники заместителей председателя суда, помощники судей, сотрудники отделов). В структуру аппарата суда государственного субъекта входят следующие отделы:
- кодификации и систематизирования законодательства, обобщения судебной практики;
- судебной статистики и правовой информатизации;
- делопроизводства;
- обеспечения судопроизводства гражданских дел;
- обеспечения судопроизводства уголовных дел;
- обеспечения деятельности президиума суда.
Порядок работы аппарата суда регламентируется в Инструкции по судебному делопроизводству в республиканских Верховных Судах, краевых, областных, судах автономных округов и областей.
В компетенцию суда государственного субъекта входит:
- рассмотрение согласно подсудности дел в виде суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
- обращение в российский Конституционный Суд с запросом о конституционности закона, который подлежит использованию в определённом деле;
- исследование и обобщение судебной практики, анализирование судебной статистики;
- выполнение прочих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.
Обозначенные функции суд государственного субъекта выполняет посредством собственных структурных подразделений.
Коллегия судей субъекта РФ по гражданским делам и коллегия по уголовным делам составляется из количества судей этого суда. В каждую из них входит председатель и его члены.
Коллегии судей субъекта РФ в пределах собственной компетенции рассматривают:
- в виде суда 1-й инстанции дела, относящиеся федеральным законодательством к подсудности этого суда;
- в виде суда апелляционной инстанции дела с жалобами, представлениями на решения районных судов, принятые ими судом 1-й инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные постановления суда государственного субъекта, принятые при производстве по делу в качестве суда 1-й инстанции;
- в виде суда кассационной инстанции с жалобами, представлениями на промежуточные судебные решения суда государственного субъекта, вынесенные при производстве по уголовным делам в качестве суда 1-й инстанции;
- дела по новым либо только что возникшим обстоятельствам по отношению к вступившим в законную силу решений.
На специфику полномочий судебных коллегий влияет то, какие именно дела (гражданские/правовые) они рассматривают. В особенности эти различия заметны, когда судебная коллегия действует, как суд 1-й инстанции.
По гражданским отношениям судебная коллегия рассматривает дела о(об) :
- государственной тайне;
- приостановлении работы либо ликвидации регионального отделения, иного структурного подразделения политпартии, межрегиональных и региональных общественных организаций;
- ликвидации местных религиозных компаний, централизованных религиозных объединений, состоящих из местных религиозных организаций, которые находятся в пределах 1-го государственного субъекта;
- запрете работы не являющихся юридическими компаниями межрегиональных и региональных сообществ и местных религиозных организаций, централизованных религиозных объединений, включающих местные религиозные организации, находящиеся в пределах 1-го государственного субъекта;
- приостановке либо прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых в основном на территории 1-го государственного субъекта;
- оспаривании решений избирательных комиссий государственных субъектов, избирательных комиссий округа;
- присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки либо права на выполнение судебного акта в разумные сроки по делам, подсудным мировым и районным судам;
- оспаривании решений экзаменационных комиссий государственных субъектов по приёму квалификационного экзамена на судейскую должность и об оспаривании действий/бездействия экзаменационных комиссий, вследствие чего кандидата на должность судьи не допустили к сдаче квалификационного экзамена.
Как апелляционная инстанция, коллегия судей по гражданским делам выступает, когда апелляционные жалобы заинтересованных личностей либо апелляционное прокурорское представление поданы на решения районных судов по гражданским вопросам, не ставших законными.
Коллегии суда по уголовным вопросам суда согласно УПК РФ подсудны следующие уголовные дела:
- о самых тяжких преступлениях и дела о некоторых правонарушениях против правосудия;
- переданные в суд государственного субъекта согласно с правилам о подсудности;
- в материалах которых имеются информация, составляющая государственную тайну.
Помимо этого, в Судебную коллегию по уголовным вопросам суда государственного субъекта РФ передаются дела, по общему правилу рассматриваемые судебным органом с участием присяжных заседателей. Причем председательствующим выступает 1 из судей, входящий в состав этого суда.
В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.
Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.
Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.
Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы РФ.
Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.
Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта РФ.
Функции аппарата суда общей юрисдикции определены в ст. 39 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ».
Аппарат суда общей юрисдикции:
- принимает и выдаёт документы;
- удостоверяет копии судебных документов;
- производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
- контролирует уплату пошлин и сборов;
- осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
- оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;
- обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
- ведёт учёт движения дел и сроков их прохождения в суде;
- обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
- осуществляет хранение дел и документов;
- участвует в обобщении данных судебной практики, ведёт судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству РФ и иную работу;
- осуществляет приём граждан.
Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Положение об аппарате мирового судьи утверждается в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
Суд общей юрисдикции это в соответствии с ФКЗ №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» представляет собой орган судебной власти осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского
, административного
и уголовного
судопроизводства. Что такое Суд. Справочно: Список районных судов города Москвы.
Согласно 1 статьи конституционного федерального закона государства «О судах общей юрисдикции» систему таких судов составляют 2 группы судов: суды общей юрисдикции субъекта и федеральные суды общей юрисдикции. В основе такой дифференциации лежит способ для формирования судебных органов разного рода.
К федеральным судам относятся правовые органы, созданные при помощи федерального законодательства, а к судам субъектов РФ — суды или судебные должностные лица, назначение которых осуществляется в установленном законодательством порядке того или другого субъекта государства.
- все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
- все уголовные дела;
- иные дела, отнесенные
Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
- военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
- специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта рф
Это судебный приказ, решение мирового судьи, решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции, постановление суда кассационной инстанции, определение кассационной инстанции суда общей юрисдикции, постановление (определение) суда надзорной инстанции и др. — всё это наименования судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые приняты в терминологии законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок судебного производства в этих судах.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1995 г. №1268 установлено, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют ТОЛЬКО предприятия, имеющие соответствующие сертификаты (п.1 Постановления) на основании разработанного и принятого Госстандарта (п.2 Постановления). Более того, перечень таких предприятий строго определен (п.3 Постановления).
При этом все инструкции, приказы и прочие нормативно-правовые акты органов власти, министерств и ведомств регламентируют порядок изготовления и использования печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в строгом соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 г. №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и ГОСТ Р 51511-2001.
Государственный герб Российской Федерации также может помещаться на печатях мировых судей в Российской Федерации (Указ Президента РФ от 29.05.2006 г. № 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации»).
Оказывается практически любой «суд», на основании решения которого изготовлен исполнительный лист (и заверенный не надлежащей печатью), согласно требованиям законодательства РФ… НЕ СОЗДАН. Смотрим законы:
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. (п.1, ст.2 ФКЗ от 07.02.2011 №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», п.1 ст.4 ФКЗ от 31.12.1996 г. №1 «О судебной системе Российской Федерации»)
Федеральные суды создаются и упраздняются только Федеральным законом и никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации. (п.1, п.3, ст.3, ст.32, ст.35 ФКЗ от 07.02.2011 №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст.17 ФКЗ от 31.12.1996 г. №1 «О судебной системе Российской Федерации»)
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и настоящим Федеральным конституционным законом. (п.3 ст.1, п.1, ст.2 ФКЗ от 07.02.2011 №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»,
Обращаю Ваше внимание, что использованный союз «И» в данных правовых нормах, подразумевает, что правоспособный судебный орган должен быть учреждён в соответствииИ с Конституцией РФ, И с ФКЗ, что имеет отличный смысл от союза «ИЛИ», а слово «ТОЛЬКО» исключает другую возможность создания судебного органа.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. (п.3 ст.4 Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации)
Судопроизводство формируется посредством ряда функций:
- обеспечения правосудия;
- контроля правопорядка и работы других представителей закона;
- разъяснения действующего законодательства с помощью процесса судопроизводства;
- обращения в Конституционный суд Российской Федерации при необходимости удостовериться в том, что закон или нормативный акт отвечает всем нормам права.
Суды с подобными полномочиями могут наделяться иными функциями, если это предусматривает действующее законодательство. Таким образом и формируются полномочия.
- Как вы уже поняли, данные судебные структуры осуществляют процесс рассмотрения уголовных правонарушений. Существует четко отработанная структура ведения судебного процесса, судебного следствия, прений и пр. Фактически, в законодательстве четко установлено, как именно суд должен проводить ведение уголовных дел, и на основании чего принимается окончательное решение;
- Осуществляется рассмотрение гражданских прецедентов. Нужно сказать о том, что суды общей юрисдикции в своем составе содержат коллегии, которые рассматривают дела по четко определенному направлению права. То есть, все гражданские дела рассматривает исключительно гражданская коллегия;
- Также судебная инстанция осуществляет рассмотрение всех административных дел. Становится понятно, что в данном случае, дела рассматриваются на основании исковых заявлений или же предоставленных документов от государственных структур;
- Суды общей юрисдикции осуществляют ведение статистики. То есть, фактически, формируется обязательство каждой судебной структуры осуществлять обобщение и ведение статистки;
- Формируется право на проведение процедуры создания разъяснений норм законодательства. Данным правом обладают высшие судебные структуры;
- Также формируется обязательство на обобщение и ведение судебной практики.
Федеральные суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации
Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
1) Конституционный Суд Российской Федерации
2) Верховный Суд Российской Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам — Верховный Суд Российской Федерации.
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики — Верховный Суд Российской Федерации.
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции — Верховный Суд Российской Федерации.
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти — Конституционный Суд Российской Федерации.
Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации — Конституционный Суд Российской Федерации.
Найдите в приведённом списке полномочия Конституционного суда РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
2) надзор за деятельностью судов общей юрисдикции
3) толкование Конституции Российской Федерации
4) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации
5) рассмотрение дел в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций
6) обобщение судебной практики, анализ судебной статистики
1) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации — да, верно.
2) надзор за деятельностью судов общей юрисдикции — нет, неверно.
3) толкование Конституции Российской Федерации — да, верно.
4) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации — да, верно.
5) рассмотрение дел в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций — нет, неверно.
6) обобщение судебной практики, анализ судебной статистики — нет, неверно.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст.1 ФКЗ РФ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года №1-ФКЗ, систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед ними задачи:
К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:
Судебная система Российской Федерации: суды общей юрисдикции
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра «Уголовного процесса»
Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»
РЕФЕРАТ
по теме : «Суды общей юрисдикции»
рядовой милиции
Ловин В.А.
Белгород — 2008
План:
Введение
1. Система судов общей юрисдикции.
2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия.
3. Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия.
4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия.
5. Военные суды: структура и компетенция.
Заключение
Литература основная:
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 2002. Гл. 5-9.
2. Правоохранительные органы РФ: Учебник./ Под ред. Э.П. Григониса. – СПб., 2004. Гл. 6-8.
3. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2004 .
Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.
Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ.
Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющими государственную власть в нашей стране.
В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:
- Конституционного суда РФ;
- судов общей юрисдикции;
- арбитражных судов.
Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.
Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:
- осуществлении правосудия;
- конституционном контроле;
- контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;
- обеспечении исполнения приговоров;
- разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;
- разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;
- участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.
Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.
Судебная власть в Российской Федерации:
- осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей (статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»). Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
- самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
- осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 5.02.2014 № 5-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Состав Верховного Суда Российской Федерации:
- Пленум Верховного Суда Российской Федерации
- Президиум Верховного Суда Российской Федерации
- Апелляционная коллегия
- Судебная коллегия по административным делам
- Судебная коллегия по уголовным делам
- Судебная коллегия по гражданским делам
- Судебная коллегия по экономическим спорам
- Судебная коллегия по делам военнослужащих
- Дисциплинарная коллегия
- Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
- Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации
Пленум Верховного Суда Российской Федерации (лат. plenum — полное) — орган Верховного Суда Российской Федерации, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. Пленум Верховного Суда Российской Федерации правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный прокурор Российской Федерации. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации могут участвовать Министр юстиции Российской Федерации, судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды и система военных судов.
К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ создается Специализированный суд по интеллектуальным правам[1]. В концепции развития судебной системы предусматривается также создание административных, ювенальных и миграционных судов.
Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).
(Кассационные суды России)
Рассматривают в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов.
(Апелляционные суды России)
Являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для соотвествующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.
Районный суд — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно-территориальных образований (тогда это межрайонный суд, например, юрисдикция Советского районного суда Республики Марий-Эл распространяется на территории следующих административно-территориальных образований: Куженерского, Новоторъяльского и Советского районов) либо в судебном районе, когда этот судебный район составляет один административный район, районах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. До тех пор пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судебные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.
В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т. д.). Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98 % от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.
Судебная система Российской Федерации — система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации устанавливается следующими актами:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
- Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»
Федеральные суды РФ полномочия
Основная статья: Кассационные суды общей юрисдикции
Рассматривают в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[6]
Основная статья: Апелляционные суды общей юрисдикции
Являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты названных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[7]
Основная статья: Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации
Действуют в составе:
- президиума суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по административным делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
Являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным, межрайонным и городским судам, рассматривают апелляционные жалобы на решения районных и приравненных к ним судов и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.
Рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, дела о признании решений иностранных судов и третейских судов (арбитражей)[8], о признании забастовки незаконной[9], о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования[10], о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии[11], и иные дела отнесённые федеральными законами к подсудности судов субъектов Российской Федерации. Обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[12]
Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»
Основная статья: Районный суд
Районный суд — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно-территориальных образований (тогда это межрайонный суд, например, юрисдикция Советского районного суда Республики Марий-Эл распространяется на территории следующих административно-территориальных образований: Куженерского, Новоторъяльского и Советского районов) либо в судебном районе, когда этот судебный район составляет один административный район, районах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. До тех пор, пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судебные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.
В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т. д.). Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98 % от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.
Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь гос. власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.
Правосудие в РФ как важнейшая функция судебной власти осуществляется от имени государства судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и др. дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие строится на закреплённых в Конституции РФ демократических принципах, отражающих сущность и задачи правового государства. Один из важнейших принципов правосудия в РФ – осуществление его только судом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.
Cовокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ. Она устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (1996). Судебная система РФ едина. Это единство обеспечивается путём соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды (созданные в 10 судебных округах, на которые разделена вся территория РФ), арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Еще не родился тот суд который вправе судить
Суды общей юрисдикции рассматривают дела трёх категорий: уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела о некоторых административных правонарушениях.
Система судов общей юрисдикции – единая система, состоящая из звеньев и инстанций. Звено судебной системы – определённое законом положение суда в системе судов с учётом его компетенции (подсудности и т. п.). Инстанция – это элемент в системе стадий судопроизводства. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций (напр., областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции).
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, – также и в качестве суда первой инстанции (дела об особо тяжких преступлениях, а также в отношении отдельных категорий лиц – депутатов, судей и др.). Верховный суд РФ – вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов. Верховный суд РФ даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам; являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности судов всех звеньев устанавливаются федеральными конституционными законами.
Нижнее звено судебной системы субъекта РФ составляют мировые судьи. Они рассматривают в первой инстанции несложные гражданские дела и уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 3 лет лишения свободы. Мировые судьи назначаются (избираются) на срок до 5 лет с правом переизбрания (повторного назначения). Порядок организации и деятельности мировых судей определён Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» (1998).
Военные суды относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, проходящими военную службу в составе рос. войск, членами их семей, другими гражданами РФ, если преступление совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах РФ» (1999). Военные суды не привязаны к системе военных формирований, что обеспечивает их независимость от военного командования. Гарнизонные военные суды приравнены по компетенции к районному, а окружные (флотские) – к краевому, областному судам.
Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, об отказе в гос. регистрации, споры между акционером и акционерным обществом и др. Порядок организации и деятельности арбитражных судов определён Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» (1995).
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший арбитражный суд РФ. Это – вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным кассационным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ. Высший арбитражный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В каждом судебном округе действуют по два апелляционных суда, которые пересматривают в апелляционном порядке решения арбитражных судов субъектов РФ.
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – суды субъектов РФ, рассматривающие в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Высшего арбитражного суда РФ. На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Особое место в системе судебной власти занимает Конституционный суд РФ. Порядок его образования и принципы деятельности определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ» (1994). Конституционный суд РФ осуществляет контроль за конституционностью законов и др. нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ. Он не вправе решать вопрос о конституционности нормативных актов по собственной инициативе, принимает к рассмотрению только запросы соответствующих гос. органов, должностных лиц, судов и жалобы отдельных граждан в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде. В действующей правовой системе не предусматривается право Конституционного суда РФ начать производство по делу без соответствующего обращения со стороны управомоченных субъектов (т. н. связанная инициатива).
Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ; договоров между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами гос. власти, между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, между высшими гос. органами субъектов РФ. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный суд РФ проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ он даёт толкование Конституции РФ.
Постановления Конституционного суда РФ обжалованию не подлежат и исполняются немедленно. Признавая ту или иную норму права неконституционной, Конституционный суд РФ, в сущности, её отменяет, и это его решение имеет бо́льшую юридическую силу, чем закон, признанный неконституционным.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный суд РФ и конституционные суды (уставные) субъектов РФ (там, где они созданы) не образуют единую систему. Конституционный суд РФ не контролирует законодательство субъектов РФ, относящееся к их исключительному ведению. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют конституционность законов только этих субъектов.
Все судьи РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (см. Закон «О статусе судей в РФ» 1992, в ред. 2001). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Судьи неприкосновенны, гарантии неприкосновенности судей устанавливаются законом.
Федеральные судьи, судьи субъектов РФ, а также судьи, прекратившие полномочия в связи с почётным уходом в отставку, образуют судейское сообщество РФ, призванное содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защите прав и законных интересов судей, участию в организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ. В Высшую квалификационную коллегию входят представители Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, судов субъектов РФ, военных судов; 10 членов коллегии – представители общественности, избираемые Советом Федерации, один член – представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии принимают решения о назначении судей на должность, о приостановлении и прекращении полномочий судей, о наложении на судей дисциплинарных взысканий, о согласии на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого, о согласии на заключение судьи под стражу или производство у него обыска, о присвоении судьям квалификационных классов, о представлении судей к гос. наградам и др.
Судебная власть функционирует при деятельном участии прокуратуры и адвокатуры.
Адвокатура – институт, предназначенный для защиты прав человека в суде, других государственных и иных учреждениях. Адвокатура не входит в систему органов гос. власти и местного самоуправления. Порядок её организации и деятельности определён Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (2002). Статус адвоката может приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет (кроме стажёров). Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате после сдачи абитуриентом вступительного экзамена. На основании решения комиссии территориальный орган Мин-ва юстиции РФ выдаёт адвокату удостоверение и вносит сведения об адвокате в региональный реестр. В течение 6 мес после получения удостоверения адвокат должен выбрать ту или иную форму адвокатского сообщества, где он намерен работать. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов – некоммерческую организацию со своим уставом и учредительским договором – юридическое лицо, которое может иметь свои филиалы; они вправе учредить адвокатское бюро, действующее на основании партнёрского договора. Если на территории одного судебного округа общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, которая является некоммерческой организацией в форме учреждения. Лицо получает статус адвоката пожизненно, но может быть лишено его в случаях совершения преступления или недостойного поведения, порочащего честь адвокатуры.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокат осуществляет защиту и представительство на основании соглашения с клиентом, а в случаях, когда, согласно закону, защита по данному делу является обязательной, он назначается следователем, прокурором или судом (напр., участие защитника в уголовном деле обязательно, если обвиняемый несовершеннолетний или в силу физических или психических недостатков не может осуществлять защиту самостоятельно, и др.). Защитник должен быть назначен за счёт государства, если обвиняемый просит об этом. Адвокат участвует в уголовном деле на основании ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием, а в гражданском деле – на основании доверенности.
В рамках субъекта РФ всё адвокатское сообщество объединено в адвокатскую палату – негосударственную некоммерческую организацию, создающуюся в целях организации бесплатной юридической помощи для граждан РФ и для защиты социальных и профессиональных прав адвокатов. Решения адвокатской палаты обязательны для её членов. Адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ – федеральный орган адвокатского самоуправления. Высший орган Федеральной палаты адвокатов – Всероссийский съезд адвокатов, созываемый не реже одного раза в два года.
- Федеральные суды:
- суды общей юрисдикции (в том числе военные суды);
- арбитражные суды
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Суды субъектов федерации:
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
- мировые судьи
Суд общей юрисдикции — это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.
К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ нет специализированных судов, хотя концепция развития судебной системы предусматривает в частности создание административных, ювенальных и миграционных судов.
Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.
Похожие записи:
- Как найти человека по инн физического лица
- Получить участок под ижс в перми бесплатно
- Вологда снесли несущую стену 2021