Сотрудник полиции имеет право применять палки специальные

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сотрудник полиции имеет право применять палки специальные». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

(Из Статьи 21 Закона «О полиции»)

Статья 21. Закона о Полиции РФ. Применение специальных средств

В ФЗ «О полиции» специальные средства разделены на несколько категорий. Так, какие средства бывают:

  1. Средства активной обороны.
  2. Средства индивидуальной бронезащиты.
  3. Средства обеспечения специальных операций.

В свою очередь, все средства предназначены для нескольких целей:

  1. Отражения нападения нарушителей, ограничения их физического сопротивления, пресечения неповиновения.
  2. Защиты сотрудников от воздействия холодного и огнестрельного оружия, ударов металлическими прутами, палками, метательными предметами.
  3. Психофизиологического воздействия на нарушителей посредством акустических и световых импульсов.
  4. Активного воздействия на правонарушителей путем раздражения верхних дыхательных путей и слизистой оболочки глаз.
  5. Внезапного разрушения преград и открывания дверей.
  6. Вынужденной остановки транспортных средств средней и малой грузоподъемности с пневматическими шинами.

Что же еще написано в ФЗ «О полиции» о специальных средствах? Даны определения каждой категории.

Согласно закону «О полиции», применение специальных средств направлено на кратковременное лишение возможности оказывать сопротивление. Как видите, смысл средств несколько отличается от того, какой принят в обществе.

Такие приспособления называют оружием физического особого назначения. Название как бы подразумевает, что сотрудники не могут физически уничтожать людей или причинять телесные повреждения нарушителям. Используют их лишь в худшем случае, когда ненасильственные способы воздействия не дали никаких результатов.

Статья 21. Применение специальных средств

К этой группе можно отнести водометы, бронетранспортеры, разведывательная боевая дозорная машина, специальная машина.

Из этого перечня специальных средств на вооружении полиции, некоторые из них могут применяться только с непосредственного разрешения начальника органа УВД или криминальной полиции. Важно, чтобы в течение суток с момента проведения операции был уведомлен прокурор. Кстати, это правило касается только водометов и бронемашин. Первые применяют, если нужно разогнать участников массовых беспорядков или потушить пожар. Спецсредства такого рода нельзя применять при минусовой температуре, даже если на улице -1.

Годами раньше для этих целей использовали пожарные машины, но в 1994 году вышел закон «О пожарной безопасности», который отменил использование пожарной техники для разгона нарушителей.

Бронемашины пускают в ход тогда, когда нужно задержать бесчинствующие массы или вооруженных преступников. Спецсредство используют и для блокировки движения, расчистки прохода в труднодоступные места или доставки сотрудников в малодоступное место.

Закон «О полиции» специальные средства делит на несколько категорий, в одну из них включены химикаты. Это спецчернила, раствор фенолфталеина, тетрациклина, риванола, люминесцентные карандаши. Некоторые окрашивающие средства могут устанавливаться на объектах собственности, но для этого нужно, чтобы владелец был согласен.

Служебные собаки

Как ни странно, но в перечне специальных средств полиции указаны служебные собаки. Животных можно содержать как в намордниках и на поводках, так и без них.

Те ситуации, когда могут быть задействованы собаки, прописаны в отдельных пунктах и положениях нормативных актов. Важно понимать, что в законе указаны все случаи.

Специальные средства, применяемые сотрудниками полиции, должны быть использованы таким образом, чтобы не нарушить права задержанных.

Что касается наручников, то время заключения в них нигде не прописано. Правда, в некоторых нормативных актах можно встретить двухчасовой срок. Чаще всего это касается ареста за мелкое хулиганство.

Полицейский обязан зафиксировать момент использования наручников в установленной форме. Например, в протоколе задержания обязательно должно быть упомянуто о том, что наручники были одеты на нарушителя и сняты. Кстати, время обязательно нужно фиксировать. В протоколе необходимо указать и основания для применения специального средства.

Если наручники использовали сотрудники патрульно-постовой службы, то они обязаны составлять рапорт в письменном виде. Это прописано в уставе.

Конечно, закон предписывает соблюдать правила, но в жизни не все так гладко получается. Обычно представители закона не акцентируют внимание на таких мелочах или просто забывают отразить их в документации.

Написать комментарий

Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых — оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.

Что же подразумевается под применением специальных средств сотрудниками полиции? МВД располагает арсеналом порядка тринадцати их наименований и видов со множеством модификаций. Речь идет о слезоточивом газе, наручниках, резиновых палках, а также резиновых пулях непроникающего (ударного) действия, отвлекающих светозвуковых средствах. Кроме того, ведется использование бронемашин, водометов, служебных собак, электрошоковых устройств, а также средств, предназначенных для разрушения преград и принудительных остановок транспорта. Есть у полицейских и материалы для специальной окраски, о чем речь ниже.

Сотрудник полиции обязан перед применением специальных средств получить на это разрешение. Кто же уполномочен его выдавать? Относительно наручников, резиновых палок, аэрозольных распылителей и бронезащитных индивидуальных средств такое разрешение выдается оперативным дежурным (старшим дежурным смены). Когда речь идет о патронах и выстрелах непроникающего действия, распылителях высокого давления, специальных палках, ручных гранатах с раздражающим (слезоточивым) действием, газовых средствах (пистолетах и генераторах), отвлекающих светозвуковых средствах и прочих перечисленных абзацем выше материалах, разрешение исходит от начальника МВД либо его заместителя.

Существует правовая основа применения сотрудниками полиции специальных средств, включенных в утвержденный Правительством РФ Перечень. Разрешение их использовать может быть выдано министром внутренних дел РФ, его заместителями, начальниками ГУВД, МВД субъектов РФ либо их заместителями.

Решение о количестве и типах спецсредств, которые требуются на проведение той или иной конкретной операции, принимается ее руководством. В случае индивидуальных действий сотрудника МВД подобное решение он принимает самостоятельно, отчитавшись впоследствии путем рапорта-доклада перед непосредственным начальством.

При проведении спецоперации ими обязан быть произведен осмотр места действия, чтобы обнаружить возможных пострадавших, собрать либо уничтожить оставшиеся невостребованными предметы и вещества, выявить потенциальные повреждения и возгорания, а также устранить прочие негативные последствия. Спецсредства запрещается использовать в случае их технической неисправности либо те, у которых истек срок хранения.

Имеются определенные правила применения специальных средств сотрудниками полиции, соблюдение которых обязательно. Российским законом «О полиции» регламентировано использование силовых методов вкупе с огнестрельным оружием должностными лицами в процессе поддержания правопорядка, если имеется вероятность чрезмерно тяжелых ранений (речь идет о неоправданном риске).

Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.

В распоряжении органов МВД в настоящее время имеются в наличии резиновые палки разных модификаций (например, ПР-89, ПР-73, ПР-90 и т. д.) Они предназначены для применения в определенных условиях сотрудниками различных подразделений — от ГИБДД и участковых уполномоченных до патрульно-постовой службы (включая отряды особого назначения).

Резиновые палки можно назвать основным видом оружия полицейского. Применяется данный предмет в тех ситуациях, когда требуется отразить нападение на полицейских или мирных граждан, пресечь оказываемое сопротивление либо групповое действие, ведущее к нарушению работы транспорта, различных организаций и связи.

Существуют специальные правила, которые сотрудник полиции обязан при применении специальных средств выполнять. Резиновыми палками запрещается вести нанесение ударов по шее, голове, области ключиц, живота и половым органам. Но следует учесть, что данные ограничения касаются лишь случаев применения их по собственной инициативе (т. е. наступательного характера). Когда же палку используют в виде средства защиты при необходимой обороне, все зависит от расстановки сил и сложности ситуации. То есть в подобных экстремальных условиях удары разрешается наносить по любым органам.

Теоретически по закону обязаны учитываться любые обстоятельства, влияющие на реальный расклад сил сторон конфликта — число участвующих в драке с той и другой стороны, их возраст и степень физического развития, отсутствие или наличие у преступников оружия, время и обстоятельства совершаемого действия. Если посягательство совершается группой лиц, имеются основания применения сотрудниками полиции специальных средств и мер пресечения к любому из нападающих сообразно степени опасности, исходящей от всей преступной группы.

Специальные средства полиции: виды и порядок применения

На вооружении в органах МВД имеются наручники типов БР и БР-С. Когда сотрудник полиции имеет право использовать их по назначению? В случае необходимости пресечь оказываемое ему сопротивление, задержать гражданина, застигнутого при совершении серьезного преступления и пытающегося скрыться. Имеется в виду преступление против здоровья, жизни либо собственности.

Также наручники требуются в случае доставки задерживаемого в полицию, конвоирования арестованных (в том числе в случае административного ареста), если те собственным поведением демонстрируют склонность к побегу, причинению вреда окружающим либо возможности противодействия полицейским.

Если в конкретной ситуации у сотрудника полиции наручники отсутствуют, он имеет право пользоваться для связывания рук другими вспомогательными средствами, так как это не нарушает главной цели применения — ограничения опасных либо противоправных действий нарушителя.

Сотрудник полиции обязан при применении специальных средств в виде наручников периодически проверять (каждые пару часов или чаще) состояние фиксации их замков. Цель проверки — предотвратить возможное расстегивание замков либо, напротив, чрезмерное их затяжение, ведущее к травмам рук.

Из самого названия «наручники» видно, что они предназначены для застегивания на руках. В реальных условиях порой нарушителя требуется пристегнуть к неподвижному предмету (дереву, батарее), надеть указанный предмет на ногу либо пристегнуть вместе руку с ногой. С юридической точки зрения это антигуманно и в общем случае обязано расцениваться в качестве превышения полномочий.

Часть сотрудников полиции в свое оправдание при использовании подобной формы фиксации приводит необходимость эффективного пресечения буйного сопротивления задержанного. Но в целом подавляющее большинство случаев позволяет применять в таких случаях обычный способ связывания.

Применение таких средств без получения соответствующего разрешения строго запрещено. Кто должно выдавать такте разрешения? Если мы говорим о наручниках, резиновых дубинках и легких аэрозольных распылителях, то приказа старшего по смене будет достаточно.

А вот на использование ручных гранат со слезоточивым действием, резиновых пуль, слезоточивого газа и других светозвуковых средств нужно разрешение начальника МВД или его заместителя.

Как уже упоминалось ранее, у сотрудников полиции есть право применять огнестрельное оружие. Что именно к нему относится?

  1. Устройство для выстрелов тонкими стрелами с проводами – они подсоединяются к телу и вызывают нейромышечный паралич.
  2. Пластиковые пули.
  3. Средство, которое стреляет пластиковыми снарядами, размер которых равен теннисному мячу. Только это устройство разгоняет снаряд до такой степени, что его удар по телу может соперничать с ударом боксера.
  4. Пистолет с шариками краски. Это оружие больше применяется не как усмирительное, а для выделения граждан нарушителей, чтобы они не смогли слиться с толпой. Краска из таких шариков очень трудно смывается.

Этот перечень также не является исчерпывающим и по необходимости может быть дополнен.

Наручники – это самое частое специальное средство, которое применяют сотрудники правоохранительных органов к задержанным. Итак, когда сотрудник МВД имеет право применить наручники? Во всех случаях, когда задержанный оказывает какое-либо противодействие и мешает задержанию. Также сотрудник полиции должен применить наручники, если понимает, что преступник может скрыться. Еще это специальное средство используется в моменты перевозки задержанного, даже в случае административного правонарушения, опять же, если в этом есть необходимость. Например, задержанный пытается оказать воздействие на сотрудника полиции или применяет попытки к побегу.

Применение спецсредств сотрудниками полиции.

Это специальные средства, которые также применяются сотрудниками полиции с целью уменьшить агрессивные действия граждан в процессе высвобождения заложников или в случае массовых беспорядков. Применять такие средства разрешается на расстоянии не менее 2 метров от людей.

Также особенностью таких средств является то, что их можно применять для остановки транспорта. Например, если водитель нарушил правила дорожной безопасности, не останавливается, то его транспортное средство останавливают путем громкоговорителя, жезлом и с помощью специальных светозвуковых сигналов.

В применении полиции есть и другие специальные средства, такие как бронетранспортеры и водометы.

Для того чтобы использовать эти специальные средства, обязательно необходимо разрешения начальника УВД или криминальной полиции. Также перед введением их в действие необходимо уведомить прокурора. Нужно также соблюсти сроки, поскольку разрешение в надлежащей форме на применение этих средств необходимо получить не менее чем за сутки до его использования.

Для чего используют эти специальные средства? Водомёты чаще всего необходимы, чтобы уменьшить массовые беспорядки, а также если необходимо уменьшить или убрать возгорание. Также нужно знать, что водометы нельзя применять, если температура воздуха ниже 0 градусов.

Специальные средства — это средства, состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Федеральный закон «О полиции» в отличие от Закона РФ «О милиции» конкретизировал и увеличил основания применения специальных средств, предусмотрел такие основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширил запреты, связанные с их применением.

В настоящее время на вооружении ОВД состоит 14 видов специальных средств: палки специальные, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности (наручники), специальные окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебные животные (собаки, лошади), световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения (сети), водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (спирали), средства разрушения преград.

Однако этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен подзаконными актами Правительства РФ. Так, в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345, вошли не указанные в законе резиновые пули ударного непроникающего действия.

Анализ ст. 21 Федерального закона «О полиции» позволяет выделить следующие признаки специальных средств :

  1. в качестве специальных средств Закон допускает применение химических веществ (газов, окрашивающих и маркирующих средств), технических устройств и приспособлений, а также служебных животных;
  2. они представляют повышенную опасность для человека;
  3. прежде чем поступить на вооружение ОВД, эти средства должны пройти специальную процедуру допуска в целях определения характера их воздействия 1 Так, в соответствии с приказом МВД России, ФСБ России, Минюста России, Минздравсоцразвития России от 3 марта 2010 г. «О создании Межведомственной экспертной комиссии» специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран, по результатам экспертного заключения и комиссионного рассмотрения материалов могут быть включены в утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации перечни образцов огнестрельного оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, а также специальных средств и иных видов вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, органов ФСБ и ФСИН. ;
  4. эти средства используются только в ситуациях, прямо разрешенных законом в целях борьбы с правонарушениями.

В ряде случаев специальные средства могут быть применены только посредством производства выстрела из огнестрельного оружия. Например, пули травматические ударного непроникающего воздействия «Волна-Р» (пуля резиновая сферической формы); пули ударного комбинированного останавливающего действия «Волна-1», «Волна-2»; патроны со светозвуковой гранатой для имитации взрыва и психического воздействия «Звезда» и фанатами раздражающего действия «Черемуха-7», «Черемуха-7М», «Сирень-7». В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» для применения перечисленных специальных средств сотрудники полиции вправе применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.

Применение специальных средств допустимо и законно только в случае активных насильственных действий. Пассивное поведение правонарушителя (неповиновение) не является основанием для их применения.

Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, когда безуспешно использованы все ненасильственные способы воздействия на правонарушителя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях:

  1. отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Кроме т��го, Федеральный закон разрешает работникам полиции использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.

Согласно п.6 ч.1 ст.21 ФЗ “О полиции” сотрудник полиции имеет право применять специальные средства (наручники) для пресечения попытки причинения вреда окружающим или себе.

Вопрос в следующем, есть ли документ регламентирующий правила применения (инструкция), в которой описано на какое время, в каком положении и на каком уровне (высоте) можно применять наручники?

Наручники применяли за спиной на уровне лопаток, человек стоял наклонившись.

Ответы юристов ( 2 )

Наручники могут быть одеты на противника в положении стоя, лежа, на коленях.

При надевании наручников независимо от положения противника необходимо соблюдать ряд правил:
перед тем как надеть наручники, следует, используя меры силового воздействия или угрозу применения силы, заставить вашего противника принять положение, удобное для их применения и затрудняющее возможность его нападения на вас
противник должен быть плотно прижат грудью и животом к земле, стене и т. п.
для надевания наручников руки поочередно заводятся за спину, и на них оказывается болевое воздействие
при надевании наручников необходимо, чтобы замковое устройство примыкало к внутренней поверхности запястья, и сектор поворачивался в таком направлении, чтобы исключить возможность его зацепления за одежду или тело
Надевая наручники, необходимо находится сбоку противника, вне пределов досягаемости ног. Опасно надевать наручники только на одну руку задержанного, держа другую в своей руке, так как он может использовать такое положение для нанесения удара.
Для более надежного ограничения движения применяются следующие положения рук при надевании наручников (связывании):
руки за спиной, кисти одна над другой
руки за спиной, кисти прижаты одна к другой тыльной стороной

Прокуратура и следственный комитет, говорят что за то что наручники нельзя одевать за спиной и на уровне плеч (человек наклонен вперед), за это гоаорят п.б ч.3 ст.286 УК РФ.

ФЗ О полиции порядок применения наручников не регламентируется. В законодательстве указано лишь на этот порядок для военной полиции согласно приложению к Уставу военной полиции:

30. При применении наручников руки военнослужащего, содержащегося на гауптвахте, удерживаются за спиной.
Наручники снимаются по указанию начальника караула на время приема пищи, отправления естественных потребностей, при возникновении опасности для жизни (пожар, наводнение и т.п.), а также в случае заболевания военнослужащего, содержащегося на гауптвахте. Во избежание нарушения кровообращения их фиксация проверяется не реже чем через каждые два часа. При отсутствии наручников должностные лица караула вправе использовать подручные средства связывания.

31. Во всех случаях применения физической силы, специальных средств или подручных средств связывания составляется акт о применении физической силы (специальных средств) и проводится телесный осмотр лица, в отношении которого применена (применены) физическая сила (специальные средства). Телесный осмотр проводится медицинским работником военно-медицинской организации.
По результатам проведения телесного осмотра и в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, медицинским работником выдается справка о телесном осмотре лица, в отношении которого применена (применены) физическая сила (специальные средства), которая прилагается к акту о применении физической силы (специальных средств).

Прокуратура и следственный комитет проводит проверку по применению наручников, говорят что за спиной и на уровне плечь (человек наклонился) применять наручники нельзя и за это будет п. Б ч.3 ст.286 УК РФ.

Сотрудник полиции имеет право применять палки специальные

Если основной целью применения оружия является физическое уничтожение противника либо причинение ему такого вреда, который на длительное время выведет его из строя (чем создаст нагрузку на тыловые подразделения), то применение спецсредств преследует цель кратковременного выведения противника из строя без причинения серьёзного вреда с обязательным сохранением жизни.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможностью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 7. Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, прошедшие специальную подготовку и проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Факт применения наручников должен быть зафиксирован в рапорте сотрудника или протоколе об административном задержании, где указываются факт применения наручников, время их надевания и снятия. При этом следует непременно указывать основания, которые послужили причиной применения наручников.
Сегодня рассмотрим тему — интересную и подчас весьма актуальную — о тех технических приспособлениях и предметах (официально именуемых специальными средствами), которые полицейские используют для усмирения граждан, пресечения беспорядков и т. п. О чем именно пойдет речь?

Надевая наручники, необходимо находиться сбоку противника, вне пределов досягаемости ног. Опасно надевать наручники только на одну руку задержанного, держа другую в своей руке, так как он может использовать такое положение для нанесения удара.

Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых — оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.

Наручники снимаются по указанию начальника караула на время приема пищи, отправления естественных потребностей, при возникновении опасности для жизни (пожар, наводнение и т.п.), а также в случае заболевания военнослужащего, содержащегося на гауптвахте. Во избежание нарушения кровообращения их фиксация проверяется не реже чем через каждые два часа. При отсутствии наручников должностные лица караула вправе использовать подручные средства связывания.

Даже имея право на применение оружия в определенной ситуации, сотрудники полиции обязаны соблюсти процедуру применения, описанную в действующем законе. Почему это так важно? Прежде всего потому, что один из главных принципов применения полицейским оружия, силы и спецсредств – минимизация причиняемого ущерба – зависит от этого в немалой степени.

На практике в большинстве случаев, когда наручники применяются во время задержания, конвоирования и доставки пешим порядком либо в автомобиле, обходится это все без составления документов.

Другая причина необходимости соблюдения порядка, установленного законодательством – ответственности за причинение любого вреда при применении оружия, спецсредств и силовые действия полицейский не несет исключительно при условии соблюдения порядка применения всего вышеперечисленного (п. 9 ст. 18 закона «О полиции») .
Согласно п.6 ч.1 ст.21 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять специальные средства (наручники) для пресечения попытки причинения вреда окружающим или себе.

В каких случаях сотрудник полиции имеет право применить физическую силу?

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

(Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» ст.21)

Ст. 19 Федерального закона «О полиции»:

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Ст. 20 Федерального закона «О полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Ст. 21 Федерального закона «О Полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные;

2) специальные газовые средства;

3) средства ограничения подвижности. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства;

5) электрошоковые устройства;

6) светошоковые устройства;

7) служебных животных;

8) световые и акустические специальные средства;

9) средства принудительной остановки транспорта;

10) средства сковывания движения;

11) водомёты;

12) бронемашины;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

14) средства разрушения преград.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим законом разрешено применение огнестрельного оружия.

  • Понятие и признаки преступления. Состав преступления.

Применение спецсредств в Росгвардии допускается для достижения следующих целей:

  • Отражение физического нападения со стороны злоумышленников, как на самого сотрудника ВНГ, так и на других лиц.
  • Обеспечение защиты охраняемого объекта или оцепленной территории от незаконного проникновения.
  • Пресечение массовых беспорядков, правонарушений и преступных действий, если добиться этого иными способами не получается.
  • Задержание правонарушителя, пресечение его попыток к сопротивлению или к бегству.

Список специальных средств, принятых на вооружение войсками Росгвардии, дан во внутреннем приказе командования ВНГ №285 от 2017г. В него входят нижеперечисленные категории.

Палки резиновые (резиновые дубинки):

  • Специальные – модели ПР-73, ПР-89 и ПР-90, оснащённые подвесными устройствами для крепления на амуниции бойца.
  • Универсальные – модели ПУ, ПУС-1, ПУС-2, ПУС-3.

Аэрозольные распылители (газовые баллончики раздражающего действия):

  • «Контроль-М» и «Контроль-ММ».
  • «Зверобой-10», «Зверобой-10М», «Зверобой-10Б». Первые две модификации предназначаются для индивидуального использования, а «Зверобой-10Б», газобаллонная установка – для пресечения массовых беспорядков.
  • «Страж» в модификациях А, С, АС, П-65 и П-100.

Спецсредства, предназначаемые для ограничения подвижности задержанного лица (наручники): БР-С, БКС-1, БОС.

Устройства для принудительной остановки движущегося автомототранспорта:

  • Дорожные ленты с шипами – «Ёж», «Диана», «Гарпун».
  • Приспособление заградительное «Лиана».

Электрические шокеры:

  • Электрошокеры контактные –АИР-107, ЭШУ-100,200,300.
  • Электрошокеры дистанционного действия – ДЭК.

Бронежилеты различных степеней защиты «Кора», «Модуль», «Редут», «Корунд», «Штурм».

Защитные шлемы «Маска», СШ, СШШ, ЗШ, ЛШЗ, «Джета», «Колпак».

Служебные животные, предназначенные для охранно-розыскной деятельности, и для обнаружения оружия, взрывчатки, запрещённых веществ.

Получение, ношение и хранение устройств, относящихся к специальным средствам, осуществляется в соответствии с приказом командующего ВНГ №128. Боец допускается к получению спецсредств только после сдачи им нормативов по знанию и умению их использования, хранения и ношения. Проверку осуществляется специально создаваемая комиссия, состоящая из представителей ведомства нацгвардии.

Сотрудник получает только те спецсредства, что закреплены за ним. Непосредственно во время выдачи, или перед ней ответственное лицо (командир, старший подразделения) производит дополнительный инструктаж. Вместе с самими средствами, сотрудник получает необходимые для их ношения предметы экипировки, и приспособления для ухода за ними.

Выдаваться спецсредства могут в двух случаях:

  • Для непосредственного выполнения оперативной задачи, поставленной перед конкретным бойцом, или всем подразделением.
  • Для постоянного ношения, в целях обеспечения личной безопасности.

В последнем случае выдача производится на основании подаваемого сотрудником рапорта. Он рассматривается командованием в десятидневный срок, после чего принимается решение о выдаче спецредств, или отказывается в этом.

Получая специальные средства, сотрудник расписывается в особом журнале, тем самым принимая на себя ответственность по их хранению и использованию в экстренных случаях. Храниться спецсредства по месту постоянного жительства сотрудника должны в условиях, не допускающих доступа к ним других лиц.

В случае их утери или кражи, следует незамедлительно известить об этом непосредственного командира.

Непосредственно порядок применения специальных средств в Росгвардии регламентируется положениями ФЗ №226. Использовать их допускается в следующих ситуациях:

  1. В целях отражения физического нападения, защиты своего здоровья и жизни от преступных посягательств.
  2. Для защиты от нападения злоумышленников иных граждан, в том числе других сотрудников, действующих в одном подразделении, или исполняющих общую задачу.
  3. При отражении попыток нападения на лиц, или объекты, охраняемые сотрудниками ВНГ.
  4. Применение спецсредств в Росгвардии допускается для пресечения совершаемого нарушения закона. Использовать их следует, если нарушитель игнорирует требования нацгвардейца, и иного способа воздействия на него не остаётся.
  5. При аресте преступника, когда он пытается оказывать сопротивление сотруднику. В данной ситуации мера воздействия на нарушителя специальными средствами – вплоть до прекращения им активного физического сопротивления.
  6. С целью прекратить активные действия нарушителя, даже если сотрудник ВНГ не ставит перед собой целью его задержание. Например, когда некие лица пытаются проникнуть в оцепленный район, или прорвать временные заграждения во время массовых беспорядков.
  7. При задержании нарушителя, если он не оказывает активного сопротивления. Но у бойца нацгвардии при этом имеются веские основания полагать, что злоумышленник намерен это сделать.
  8. Применение спецсредств в Росгвардии разрешено для пресечения возможного нападения. Например, преступник держит в руках оружие, или некий предмет, который может использоваться в качестве такового, и совершает действия явно угрожающего характера.
  9. Для предотвращения бегства задержанного правонарушителя, во время этапирования его в отделение полиции.
  10. При операции по освобождению лиц, захваченных преступниками в заложники.
  11. Для остановки автотранспортных средств, в которых предположительно находятся преступники, либо перевозятся запрещённые предметы – оружие, взрывчатка, наркотики, контрабанда. Используются, если находящееся за рулём лицо, отказывается подчиниться требованиям прекратить движение.
  12. Использовать специальные средства войсками нацгвардии РФ допускается для пресечения, или предотвращения массовых беспорядков.
  13. С целью недопущения проведения неких общественных акций, запрещённых, или не согласованных с властями.
  14. Для прекращения незаконных попыток со стороны правонарушителей блокировать работу административных органов, объектов жизнеобеспечения, автомобильных и железнодорожных путей сообщения, прочих важных объектов и коммуникаций.
  15. Использование специальных средств допустимо для обеспечения неприкосновенности охраняемых объектов и спецгрузов. Использовать их можно, если злоумышленники пытаются, не реагируя на предупреждения бойца нацгвардии, проникнуть на охраняемую территорию.

Регламент и порядок применения специальных средств в Росгвардии прописан в гл. III ФЗ №226.

Перед непосредственным использованием, сотрудник ВНГ обязан потребовать от правонарушителя прекратить противоправные действия, сдаться, или прекратить сопротивление.

В случае игнорирования этих требований, преступник предупреждается о возможности применения к нему мер физического воздействия. Если действует группа бойцов, то подобные предупреждения делает один из них, как правило, старший подразделения.

Использовать спецсредства можно без предварительного уведомления, если имеется непосредственная угроза его жизни и здоровью.

Или подобная опасность грозит другим лицам – сторонним гражданам, охраняемому лицу, бойцам его подразделения.

После применения специального средства, сотрудник обязан убедиться, что причинённые злоумышленнику повреждения не носят опасного характера. В противном случае он должен оказать ему первую помощь и вызвать группу медиков.

Статьи, которые раскрываются в тексте:

  1. Право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицейским (18);
  2. Порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия полицией (19);
  3. Применение физической силы полицией (20);
  4. Применениие спецсредств (21);
  5. Запреты и ограничения, связанные с пользованием спецсредствами (22);
  6. Правильное применение огнестрельного оружия полицейским (23);
  7. Гарантия безопасности вооруженного работника полиции (24).

Вопрос № 3. Основания применения специальных средств.

В этой статье идет разъяснение о правильном применении физической силы, пользовании спецсредствами и огнестрельным оружием полицейскими.

Об этом трактуется так:

  • полицейскому разрешается применить физическую силу, спецсредство или огнестрельное оружие только в том случае, если он числится в составе полиции в порядке, указанном Федеральным законом России либо ФЗ Конституции страны;
  • огнестрельное оружие, спецсредства и боеприпасы назначаются для вооружения полиции только самим Правительством РФ;
  • если ситуация заставляет полицейского принять необходимую оборону, а у него не оказалось спецсредства или огнестрельного оружия, то ему разрешается воспользоваться любым подручным предметом либо оружием, даже если оно не состоит на вооружении в полиции;
  • каждый полицейский должен проходить спецподготовку для работы в органах. Затем периодически проходить проверку на профессиональную готовность в различных опасных ситуациях с использованием огнестрельного оружия;
  • программу подготовки работников полиции составляет и утверждает Федеральный орган власти по внутренним делам;
  • право на пользование световыми и акустическими средствами для снесения различных преград получает только тот полицейский, который имеет на это разрешение;
  • если полицейский не прошел профпроверку на способность действовать в тяжелых условиях, он будет проходить аттестацию на другую должность. Пока будет готовиться это решение полицейский, будет отстранен от выполнения всех обычных обязанностей в органах;
  • за нарушение либо превышение полицейским своих полномочий он будет нести ответственность перед ФЗ России,
  • работник полиции не будет нести ответственности за причиненный вред гражданину или же организации, если все его действия были осуществляемы на основании федерального закона РФ.

Каждый полицейский должен знать о порядке применения боевых средств и оружия при исполнении своих обязанностей:

  • перед применением физической силы либо оружия полицейский должен дать предупреждение преступникам о намерении и возможность им выполнить законные требования полицейского. Если же ситуация вынуждает применять меры, то выполняет их один полицейский;
  • другие случаи предоставляют право полицейскому применять физическую силу и оружие, если ситуация экстренная и создается угроза для жизни и здоровья гражданина или полицейского;
  • какая бы ни существовала опасность ситуации, полицейский должен стремиться к сведению к минимуму ущерба;
  • полицейский обязан оказать медицинскую помощь прострадавшему, получившему повреждение при применении спецсредств и огнестрельного оружия;
  • во всех случаях полицейский обязан в течение 24 часов информировать родственников пострадавшего;
  • в случае смерти пострадавшего после применения физической силы, спецсредств или оружия необходимо уведомить об этом прокурора в кратчайшие сроки;
  • полицейский обязан обеспечить сохранение места, где было совершено преступление, без изменений (в случаях нанесения ранения либо смерти гражданина);
  • во всех ситуациях полицейский обязан предоставлять рапорт начальнику на продолжении 24 ч.

1. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

2. Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

1. Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Применение наручников закон о полиции

1. Финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на указанные цели осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Средства, получаемые полицией по договорам об охране имущества и объектов граждан и организаций и о предоставлении иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.

4. Тарифы на оказываемые полицией услуги по охране имущества граждан и организаций, а также на иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество – в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Нормы иных видов материально-технического обеспечения полиции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Обеспечение подразделений полиции, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.

5. Для организации охраны объектов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, полиция использует каналы связи, предоставляемые операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи. Помещения (части помещений) в сооружениях связи, используемые для размещения аппаратуры охранной сигнализации, арендуются у операторов связи на договорной основе.

6. Транспортные организации предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

7. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещения для работы на обслуживаемом административном участке. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

1. Полиция до передачи соответствующим органам и организациям обязанностей по осуществлению административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, по организации работы медицинских вытрезвителей, по проведению технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним, по конвоированию задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, по розыску должника, его имущества, по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц продолжает выполнять указанные обязанности, но не позднее 1 января 2012 года.

2. До принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее – Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.

4. Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий.

5. Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

6. Федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальным органам, организациям, входящим в систему указанного федерального органа, разрешается использование служебных удостоверений, бланков, печатей и штампов милиции до 1 января 2012 года.

7. Сотрудникам полиции разрешается ношение форменной одежды сотрудников органов внутренних дел до утверждения Правительством Российской Федерации образцов форменной одежды сотрудника полиции и установления сроков обеспечения соответствующим вещевым имуществом.

8. Финансирование деятельности полиции до 1 января 2012 года осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности полиции, в том числе на дополнительные выплаты сотрудникам полиции сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Обслуживание указанных расходов осуществляется на лицевых счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства в установленном порядке.

9. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

11. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за исключением положений, предусмотренных статьями 14, 18 – 24 и 29 настоящего Федерального закона. Порядок реализации положений, предусмотренных статьями 18 – 24 и 29 настоящего Федерального закона, сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *