Виды налогов для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды налогов для юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

✔ Общая система налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Системы налогообложения Юридических лиц

  • Фиксированный сельскохозяйственный налог
  • Неприбыльные организации

Данную систему налогообложения избирают все юридические лица, которые добровольно не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ограничения относительно выбора системы налогообложения.

Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят согласно налогового кодекса следующие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:

  • налог на прибыль предприятий 18%;
  • налог на добавленную стоимость 20%;
  • военный сбор 1,5%;
  • акцизный сбор;
  • экологический налог;
  • таможенная пошлина;
  • плата (налог) на землю;
  • сбор за первую регистрацию транспортного средства;
  • прочие налоги и сборы, в соответствии с законодательством Украины.

Общая система налогообложения самая сложная в ведении бухгалтерского и налогового учета, она имеет множество спорных вопросов, пробелов, не решенных на законодательном уровне.

Существует еще один специальный режим налогообложения: налогообложение юридических лиц, которые имеют статус «неприбыльных организаций». Неприбыльными являются определенные виды учреждений и организаций, которые по своей сущности имеют право на получение льгот по налогу на прибыль. Такие юридические лица осуществляют свою деятельность без цели получения прибыли.

К неприбыльным организациям традиционно относят:

  • органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления, а также созданные ими учреждения и организации, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов;
  • благотворительные фонды (организации);
  • общественные организации, созданные в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан» для проведения экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы, политические партии и общественные организации инвалидов;
  • научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III-ІV уровня аккредитации (внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства), заповедники, музеи-заповедники;
  • кредитные союзы и пенсионные фонды;
  • иные, нежели указанные в абзаце «б», юридические лица, деятельность которых не предусматривает получения прибыли в соответствии с нормами соответствующих законов (например, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества);
  • союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, созданные для представления интересов учредителей, которые не ведут хозяйственную деятельность и содержатся за счет взносов учредителей;
  • религиозные организации;
  • жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов;
  • профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов.

Для реализации права на применение льготного порядка налогообложения уставные документы перечисленных учреждений и организаций должны соответствовать не только законам, в соответствии с которыми они созданы («Об объединениях граждан», «О благотворительности и благотворительных организациях», «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома» и др.), но и всем требованиям Налогового Кодекса Украины.

Нельзя сказать, что вступление в силу Налогового Кодекса Украины не внесло изменения в режим налогообложения неприбыльных организаций. Главное нововведение заключается в требовании к неприбыльным организациям и учреждениям облагать налогами средства и имущество, использованные не по целевому назначению (п. 157.14 НКУ).

НКУ не дает определения термина «нецелевое использование средств». На данный момент формализованных в нормативных документах критериев определения соответствия или несоответствия использования средств уставным целям не существует. Неприбыльные организации во время осуществления своей деятельности обычно несут сопутствующие расходы на аренду офиса, оплату коммунальных услуг, приобретение автомобиля, заработную плату работникам, оплату услуг юристов и аудиторов и т.п. Поэтому без установления четких критериев организации будут принимать решения относительно таких расходов на свое личное усмотрение, рискуя при этом, что их исключат из Реестра неприбыльных организаций и учреждений и обложат налогом доходы. А налоговые органы будут оценивать соответствие расходов уставным целям на основании лишь своего субъективного понимания. И все, кто хоть однажды сталкивался с проверками налоговых органов, могут ясно себе представить, к чему это приведет. Единственной спасательной палочкой для организаций остается обращение в налоговый орган за письменной налоговой консультацией каждый раз, когда у них появляются сомнения относительно правомерности использования имущества и средств.

Учитывая это, неприбыльным организациям лучше избегать использования средств и имущества как не на уставные цели, так и не по целевому назначению. Рекомендуем обращаться в налоговую службу за налоговыми консультациями в случаях, когда возникает сомнение относительно правомерности их использования.

По сравнению с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» Налоговый кодекс ввел новые правила налогообложения неприбыльных организации и учреждений, которые состоят в следующем:

  • неприбыльные организации не могут применять льготы по налогообложению до момента их включения в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (абз. 2 п. 157.12 НКУ);
  • виды деятельности, которые включаются в уставные документы неприбыльных организаций, не должны предусматривать получение прибыли согласно нормам законов, регулирующих их деятельность (последнее предложение абз. 4 п. 157.15 НКУ);
  • налоговый орган может исключать организацию из Реестра неприбыльных организаций и учреждений в случае использования ею освобожденных от налогообложения средств на цели, не предусмотренные уставом (п. 157.14 НКУ);
  • средства и имущество, использованные не по целевому назначению (или не на уставные цели), считаются доходом и подлежат налогообложению (п. 157.14 НКУ).

Основным налогом РІ этой системе является налог РЅР° прибыль. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ отличие такой системы является РІ том, что налогооблагаемой базой (С‚.Рµ. базой СЃ которой платится налог РЅР° прибыль) является прибыль — СЃСѓРјРјР°, которая вычисляется путем отнимания РѕС‚ величины всех РґРѕС…РѕРґРѕРІ (выручки) СЃСѓРјРјС‹ понесенных расходов. Такая модель налогообложения предусматривает более кропотливую систему бухгалтерского учета. Заказав комплекс бухгалтерских услуг РІ Киеве вам РЅРµ Р·Р° что будет переживать.

Ставка налога РЅР° прибыль — РІ 2020 РіРѕРґСѓ составляет 18% (ставка РІ 2018 РіРѕРґСѓ составляла 18%). Р’ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ СЃСЂРѕРєРѕРІ оплаты налога законодательство разделяет предприятия РЅР° РґРІРµ категории РІ завсисмости РѕС‚ размера РіРѕРґРѕРІРѕР№ выручки:

Р°) менее 20 млн. — такие предприятия платят налог раз РІ РіРѕРґ РїРѕ итогу подачи РіРѕРґРѕРІРѕР№ декларации;

Р±) более 20 млн. — такие РћРћРћ оплачивают налог РЅР° прибыль ежеквартально.

Следует также отметить, что ООО на общей системе дополнительно уплачивают такие виды налогов:

Налог РЅР° дивиденды – 5% для предприятий РЅР° общей системе налогообложения (9% для единоналожников). РЎ 2015 РіРѕРґР° начисленные дивиденды дополнительно подпадают РїРѕРґ начисление Рё удержание военного СЃР±РѕСЂР° (1,5%)

НДС — ставка – 20% подробнее РѕР± НДС РІ Украине

ЕСВ Рё налог РЅР° прибыль физлиц, военный СЃР±РѕСЂ — налоги, связанные СЃ начислением заработной платы Рё подобных платежей.

экологический налог — для некоторых предприятий, например, Р·Р° выбросы РІ атмосферу вредных веществ Рё С‚.Рї.

и прочие налоги, описанные в нашем материале налоги в Украине.

В отличие от общей системы налогообложения, базой для начисления налога является единый весь доход (выручка и пр.).

Единый налог начисляется по фиксированной ставке, размер которой засисит от группы налогоплательщика. Группа плательщика единого налога зависит от таких показателей ООО:

3-СЏ РіСЂСѓРїРїР° — введены РґРІР° критерия:

  1. граничный лимит такого ООО не превышает 7 млн. грн. дохода в год
  2. годовое среднестатистическое количество наемного персонала не ограничено

4-СЏ РіСЂСѓРїРїР°

Плательщиками 4-ой группы могут быть исключительно предприятия, которые ранее платили фиксированный сельхозналог

С введением в действие НК, законодатель предусмотрел ряд льгот для предприятий:

  1. Для малого бизнеса — ставка налога РЅР° прибыль 0%. Детальнее читайте РІ нашем материале регистрации безналогового РћРћРћ.
  2. Для субъектов программной индустрии. Ставка налога РЅР° прибыль — 5% Рё свобождение РѕС‚ уплаты НДС.

Расширенное описание читайте в нашем материала Единый налог в Украине

Общая система

Единый налог 3 группа

ставка 18% от прибыли 5% 3% + НДС
ограничения по кол-ву работников нет нет
ограничение размера выручки нет выручка не более 7 млн. в год
ограничения по видам деятельности нет

Упрощенное налогообложение ООО не применяется при таких видах деятельности:

  • организация, проведение азартных РёРіСЂ
  • обмен валюты
  • производство, СЌРєСЃРїРѕСЂС‚, РёРјРїРѕСЂС‚, продажа подакцизных товаров (РєСЂРѕРјРµ розничной продажи ГСМ РІ емкостях РґРѕ 20 литров)
  • добыча, производство, реализация драгоценных металлов Рё драгоценных камней, РІ том числе органогенного образования
  • добыча, реализация полезных ископаемых
  • финансовое посредничество, РєСЂРѕРјРµ деятельности РІ сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами, сюрвейерами, аварийными комиссарами Рё аджастерами
  • деятельность РїРѕ управлению предприятиями
  • предоставление услуг почты (РєСЂРѕРјРµ курьерской деятельности)
  • деятельность РїРѕ предоставлению услуг фиксированной телефонной СЃРІСЏР·Рё СЃ правом технического обслуживания Рё эксплуатации телекоммуникационных сетей Рё предоставления РІ пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной),
  • деятельность РїРѕ предоставлению услуг фиксированной телефонной СЃРІСЏР·Рё СЃ использованием беспроводного доступа Рє телекоммуникационной сети СЃ правом технического обслуживания Рё предоставления РІ пользование каналов электросвязи (местной, междугородной, международной),
  • деятельность РїРѕ предоставлению услуг подвижной (мобильной) телефонной СЃРІСЏР·Рё СЃ правом технического обслуживания Рё эксплуатации телекоммуникационных сетей Рё предоставления РІ пользование каналов электросвязи,
  • деятельность РїРѕ предоставлению услуг РїРѕ техническому обслуживанию Рё эксплуатации телекоммуникационных сетей, сетей эфирного теле- Рё радиовещания, РїСЂРѕРІРѕРґРЅРѕРіРѕ радиовещания Рё телесетей
  • продажа предметов искусства Рё антиквариата, организация торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата
  • организация, проведение гастрольных мероприятий

Сроки уплаты зависят от годового оборота компании.

То есть, если Ваш годовой оборот составит меньше 20 млн грн, то налог платится в 1 раз в год.
В случае, если оборот в год превышает 20 млн грн налог на прибыль платится ежеквартально.

Налогообложение юридических лиц (ООО) в Украине

При годовой оборот до 5 млн грн ставка Единого Налога 5%. То есть, если брать предыдущий пример с продажей товара, где Ваш доход составил 100 000 грн * 5% = Единый Налог 5 тыс грн.
Доходом считается не только деньги за проданный товар, но и другие поступления на счет.

Если годовой оборот составил более 5 млн грн, ООО на 3 группе Упрощенной системе автоматически становится плательщиком НДС, а ставка Единого Налога составит 3%.

Система налогообложения — совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

В Украине наряду с общей системой налогообложения, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности — особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, , на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным Налоговым Кодексом, и регистрируется плательщиком единого налога.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой — четвертой группы (физического лица) и обложенных единым налогом;
  3. налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 НКУ (3% +НДС), а также уплачиваемого плательщиками единого налога четвертой группы;
  4. налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой — третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  5. рентной платы за специальное использование воды плательщиками единого налога четвертой группы.

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика, одним из следующих способов:

  1. лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  2. направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  3. средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
  4. государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя . Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований «

Зарегистрированные в установленном порядке физические лица — предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, которая не предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; Налогового Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, применяются правила международного договора.

Налоговый кодекс Украины является основным кодифицированным актом в сфере налогообложения и регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Налоговым Кодексом, уплате не подлежат.

Основные принципы налогового законодательства Украины

  • всеобщность налогообложения — каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, плательщиком которых оно является соответствии с положениями Налогового Кодекса;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность — установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость — установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения — установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения — установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты — установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единый подход к установлению налогов и сборов — определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.

Общая и упрощенная система налогообложения в Украине

Если деятельность физического лица предпринимателя (ФЛП) подпадает под требования упрощенной системы налогообложения, то в этом случае можно написать заявление в налоговую службу по месту жительства. Если род деятельности бизнеса не подпадает под условия упрощенной системы налогообложения, то в этом случае придется работать по общей системе налогообложения, ставка последней 18% НДФЛ, 1,5% военный сбор и ЕСВ – 22% минимальной заработной платы. Но не стоит сразу расстраиваться, с общей системой не все так просто и порой она может быть выгоднее чем единый налог, но об этом позже.

По факту платят ФЛП, которые выбрали 3-ую группу единого налога – 5% от дохода (выручки) если не являются плательщиками НДС и 3% от дохода (выручки) если являются плательщиком НДС.

Налогом облагается вся выручка бизнеса за отчетный год, без учета понесенных расходов.

В общей же системе налогообложения процент налога на малый и средний бизнес значительно больше 18% НДФЛ + 1,5% военный сбор, однако они высчитываются из чистого дохода, то есть выручка минус расходы бизнеса.

Коррупция является системной проблемой в государственной машине. Это не просто чиновник который берет или вымогает взятки, все намного сложнее. Проблема является системной и у нее есть ряд вполне конкретных причин:

  • Деморализованное население – к сожалению в нашем обществе взятки являются чем-то привычным, что не вызывает удивления. Во многих случаях предпринимателю проще дать взятку чем заплатить налоги.
  • Очень непростое налоговое законодательство, которое меняется с удивительной регулярностью – Налоговый кодекс ужасающе большой и в нем очень сложно разобраться. Более того, существует более 1000 инструкций о том как правильно платить налоги.
  • Слишком высокая нагрузка – для большинства предприятий нецелесообразно платить налоги, это практически равносильно банкротству. Поэтому многие уходят в теневую экономику. Очередное увеличение налогов на бизнес ничего кроме проблем не принесет.
  • Непонимание налоговиков своих задач – так уж сложилось что с налоговиков требуют закрытие бюджетных дыр на местных уровнях, ставится задача «любой ценой» и как следствие предпринимателей начинают «кошмарить», получается обратный эффект. На самом деле задача налоговой службы – следить за исполнением Налогового законодательства и корректностью уплаты отчислений в казну. Налоги априори не могут существовать без бизнеса и экономики.
  • «Крышевание под высокими рангами» – ну, наверное это не является секретом что бизнес и различные схемы от ухода уплаты налогов «крышуются» чиновниками высоких рангов, от полиции и прокуратуры до нардепов. Все от этого выигрывают, кроме государства.

Помимо вышеперечисленного есть еще целый ряд факторов – проверки с пристрастием (придуманные нарушения при которых доказать свою правоту можно только в суде, потратив состояние на адвокатов и 1-2 года жизни); оформление в 1 предприятии 25 ФОПов (когда вместо трудового договора все работники оформляются как частные лица предприниматели оказывающие услугу); фиктивные фирмы; махинации и реальный террор с НДС (когда нужно внести круглую сумму, чтобы получить законный возврат налога на добавленную стоимость); имитация борьбы с коррупцией и т.д.

Но не все так плохо, за последние годы сделано немало:

Новый налоговый кодекс, принятый в Украине стал единственным законом, который призван регулировать сферу налогообложения предприятий в стране. Несмотря на то, что основной задачей кодекса должно было стать обеспечение стабильности системы налогообложения, сразу же после вступления, его стали активно дополнять и изменять и уже за первый год, было внесено более десяти изменений. Таким образом, с принятием нового НК, стабильность налоговой системы для предприятий в Украине так и не наступила.

Для понимания принципов общей системы налогообложения следует рассмотреть основные налоги, которые предусмотрены нею:

Налог на прибыль предприятий – является основным налогом, который платиться из прибыли полученной предприятием.

База налогообложения. База налогообложения определяется на основе разницы между валовым доходом и валовым расходом (расходы хозяйственной деятельности).

Ставка налога. Ставка налога согласно Налоговому кодексу — 18%.

Налог на дивиденды. В зависимости от вида дивидендов и системы налогообложения, на которой находится эмитент корпоративных прав, применяют следующие ставки НДФЛ: 5%, 9% и 18%.

По ставке 5% облагаются:

  • Дивиденды по акциям и корпоративным правам, начисленные резидентами — плательщиками налога на прибыль предприятий (кроме доходов в виде дивидендов по акциям, инвестиционных сертификатах, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования) (ст. 167.5.2 167 НКУ).

По ставке 9% облагаются:

  • Дивиденды по акциям и/или инвестиционным сертификатам, корпоративным правам, которые насчитали (ст. 167.5.4 НКУ):
    • нерезиденты;
    • институты совместного инвестирования;
    • субъекты хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль (то есть плательщики единого налога).

По ставке 18% облагаются:

  • Дивиденды в пользу физических лиц (в т.ч. Нерезидентов) по акциям или корпоративным правам, которые имеют статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату их в фиксированном размере или в сумме, которая больше суммы выплат, рассчитанной на любую другую акцию (корпоративное право), эмитированную таким плательщиком налога (ст. 167.1, 170.5.3 НКУ) НДФЛ не удерживают с суммы начисленных дивидендов в случае их реинвестиции, когда сумму дивидендов не выплачивают, а направляют на увеличение уставного капитала (ст. 165.1. 18 НКУ).

Отчетность и уплата налога. Сроки представления отчетности и уплаты налога зависят от суммы годовой выручки:

  • меньше 20 млн. грн. — оплата налога производится раз в год, по данным годовой декларации;
  • больше 20 млн. грн. — оплата налога производится поквартально, по данным декларации за квартал, полугодие, три квартала, год.

Если в первом случае налог на прибыль платится один раз в год на основе декларации, то во втором система более сложная, так как предусматривает авансовые платежи. Система авансовых платежей предусматривает ежемесячную оплату в размере 1/12 от заявленного налога на прибыль за предыдущий налоговый год. Таким образом, в ситуации, когда за предыдущий год предприятие насчитало 24 тысячи налога на прибыль, в текущем году оно будет обязано платить по 2000 каждый месяц. Такая норма действует по умолчанию и в случаях некоторых нюансов, как например убыточность предприятия, вступают в силу дополнительные нормы, для разъяснения которых лучше всего обратиться к бухгалтеру.

Налог на добавленную стоимость – предусматривает уплату налога продавцом, с наценки, которая включена в цену на товар или услугу.

База налогообложения. База НДС рассчитывается на основе разницы между суммой добавленной стоимости для покупателя и суммой добавленной стоимости, оплаченной продавцу товара.

Ставка налога. Основная ставка — 20% (за исключением видов деятельности, где ставка может составить 7% и 0%).

Налоговым кодексом установлены 2 пути регистрации плательщиком НДС:

  • добровольный;
  • обязательный: предусматривает обязательную регистрацию, в случае, если за последние 12 месяцев выручка предприятия превысила 1 млн. грн.

Отчетность и уплата налога на добавленную стоимость: по НДС отчетность подается ежемесячно в электронном виде, в таком же порядке уплачивается и сам налог. Для некоторых предприятий возможен поквартальный учет.

Налоги с зарплат сотрудников – предприятия, в штате которых имеются наемные работники, вынуждены платить им зарплату, а соответственно и все сборы и налоги, которые этому сопутствуют.

Единый социальный взнос. Ставка зависит от категории работников, основная ставка — 22% от начисленной зарплаты.

Некоторые исключения, с которыми компании встречаются чаще всего:

  • ставка ЕСВ с зарплаты лиц с инвалидностью — 8,41%;
  • максимальная величина базы начисления единого взноса с каждого работника — 15 размеров минимальной заработной платы, установленной законом, на которую начисляется единый взнос (в 2019 году — 62595 грн)
  • максимальная величина базы начисления единого взноса с каждого работника — 15 размеров минимальной заработной платы, установленной законом, на которую начисляется единый взнос (в 2019 году — 62595 грн)

Оплата в бюджет осуществляется одновременно с выплатой зарплаты.

Налог на доходы физ. лиц. Из зарплаты сотрудника предприятие удерживает 18% НДФЛ. Оплата в бюджет производится одновременно с выплатой зарплаты, подача отчетности по НДФЛ — один раз в квартал.

Система налогообложения в Украине для юридических и физических лиц делится на 2 вида: общая и упрощенная.

Общая система построена на налогооблагаемой базе, соответственно, при расчете прибыли из нее платится определенный процент.

В упрощённой системе налогообложения расчет ставки так называемого единого налога осуществляется согласно фиксированным ставкам для 1 и 2 группы и проценту от дохода для 3 группы.

Для 1 группы ставка единого налога по-прежнему составляет до 10% от размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который по состоянию на 1 января 2020 года равен 2102 грн. Соответственно, для ФЛП 1 группы максимальная сумма единого налога — 210,2 грн. Для налогоплательщиков, относящихся ко 2 группе, привязка к показателю минимальной зарплаты также осталась неизменной, а именно до 20% от суммы минимальной заработной платы, которая в 2020 году равна 4723 грн. Соответственно, максимальная ставка единого налога теперь составляет 944,6 грн. В 3 группе ставка единого налога рассчитывается в зависимости от дохода согласно прежней методологии — у плательщиков НДС остается 3%, у неплательщиков — 5%.

?Единый налог для 1 группы: 210,2 грн., для 2 группы: 944,6 грн., для 3 группы: 3 или 5% от общего дохода!

Местные советы (городские / поселковые / сельские) устанавливают ставку единого налога для 1 и 2 групп. Для отдельных видов деятельности (или в отдельных населенных пунктах) налоговая ставка может быть меньше максимального уровня.

Если местный совет не принимал решения об изменении ставки, то действует последняя принятая. Если вообще никогда не принимал никакого решения по ставке единого налога — действует максимально допустимая. Если деятельность ФЛП распространяется на территорию нескольких советов — то также нужно платить единый налог по максимальной ставке.

Давайте подробнее остановимся на каждой группе и рассмотрим особенности.

1) В первую группу входят ФЛП, которые только осуществляют продажу или хозяйственную деятельность, предоставляя населению различные услуги, не используя труд каких-либо лиц. Их объём дохода за один календарный год не должен превышать 300 тыс. грн.

2) Во вторую группу входят ФЛП, осуществляющие хоз. деятельность по оказанию услуг населению, работу, связанную с ресторанным хозяйством, продажей или производством продукции. Они должны соответствовать следующим критериям:

  • Сумма дохода не должна превышать 1,5 млн грн.;
  • Количество работающих лиц не должно быть более 10 человек.

При этом исключением являются ФЛП, которые предоставляют посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009: 2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и камней. Такие предприниматели относятся исключительно к 3-ей группе, если удовлетворяют ее условиям.

3) Третья группа – это ФЛП, у которых количество людей, состоящих в трудовых отношениях с ними, никак не ограничено, а также юридические лица любой организационно-правовой формы, сумма денежных средств которых не превышает 5 миллионов гривен. При этом вид деятельности, может быть любой. Однако, есть ограничения, описанные в Налоговом кодексе Украины.

4) Четвертая группа – это исключительно предприятия, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75%.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются на календарный месяц в зависимости от вида деятельности ФЛП. Решение по размеру ставок принимают сельские, поселковые, городские советы или советы объединенных территориальных общин.

Более подробная информация о ставках и особенностях налогообложения 1-3 групп представлена в таблице ниже:

Параметр Группы плательщиков единого налога
I II III
Возможность использования физлицами да да да
Возможность использования юрлицами нет нет да
Использование наемных работников нет до 10 лиц не ограничено
Виды деятельности — Торговля на рынках; — Бытовые услуги населению. — Торговля на рынках; — Бытовые услуги населению; — Ресторанная деятельность; — Производство или продажа товаров. Любой, за исключением ограничений, установленных НКУ.
С кем могут сотрудничать Исключительно физлица Население и юрлица, которые используют единый налог. Исключение — ресторанный бизнес при обслуживании спецзаказов. Население, а также — юрлица на любой системе налогообложения.
Максимальный объем годового дохода 300 000 грн. 1 500 000 грн. 5 млн. грн.
Ставка налога от 1 до 10% размера прожиточного минимума на 1 января налогового (отчетного) года Максимальная ставка 1921*10%=192,1 грн. от 2 до 20% размера минимальной зарплаты на 1 января налогового (отчетного) года Максимальная ставка 4173*20%=834,60 грн. 3% дохода в случае уплаты НДС; 5% дохода в случае включения НДС в состав единого налога
Форма взаиморасчетов с контрагентами Исключительно денежная (наличные или безналичные расчеты).
Использование кассовых аппаратов Не обязаны Обязательства при превышении суммы годового дохода в 1 млн. грн. и использовании наличной формы расчетов. Физлица: обязаны при превышении суммы годового дохода в 1 млн. грн. и использовании наличной формы расчетов. Юрлица используют только при условии полученияя оплаты в наличной форме.
Уплата отдельных видов налогов Освобождаются от уплаты: — НДФЛ по результатам своей деятельности; — Земельного налога (части налога на недвижимость). Обязаны платить рентную плату за специальное использование воды.
Налоговый (отчетный) период Календарный год Календарный квартал
Сроки уплаты единого налога Авансом (до 20-го числа текущего месяца) 10 дней по истечении срока подачи декларации (для юрлиц и физлиц — 40 дней после окончания квартала)
Порядок ведения учета Бухгалтерский учет является обязательным. Книга учета доходов по выбору плательщика ведется в электронном или бумажном виде. Для физлиц: Бухгалтерский учет является обязательным. Книга учета доходов по выбору плательщика ведется в электронном или бумажном виде. Для юрлиц: используют данные упрощенного бухгалтерского учета

В отдельных случаях для ФЛП 1-3 групп устанавливается ставка единого налога в размере 15%:

    • к сумме превышения объема дохода;
    • к доходу, полученному от осуществления деятельности, не указанной в реестре плательщиков единого налога, отнесенного к 1 или 2 группе или непредусмотренной для них;
    • к доходу, полученному при применении другого способа расчетов;
    • к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения.

В зависимости от рода деятельности и определенных условий не все юрлица и ФЛП могут быть плательщиками 1, 2 и 3 группы. К таковым относятся следующие виды деятельности и условия:

  • организация, проведение азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерские или тотализатора);
  • обмен валюты;
  • производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физлиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);
  • добыча, производство, реализация драгоценных металлов и камней (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий);
  • добыча, реализация полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения;
  • в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования;
  • управление предприятиями;
  • предоставление услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, которая не подлежит лицензированию);
  • продажа предметов искусства и антиквариата, либо организация торгов (аукционов) ими;
  • организация, проведение гастрольных мероприятий;
  • ФЛП, осуществляющие технические испытания и исследования (группа 74.3 КВЭД ДК 009: 2005), деятельность в сфере аудита;
  • ФЛП, которые предоставляют в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара, жилые помещения и/или их части, общая площадь которых превышает 100 м2, нежилые помещения (здания, строения) и / или их части, общая площадь которых превышает 300 м2;
  • страховые (перестраховочные) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг;
  • если в уставном капитале совокупность долей, принадлежащих юрлицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%;
  • представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юрлица, не являющегося плательщиком единого налога;
  • нерезиденты;
  • налогоплательщики, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Для 1 и 2 группы ставка единого налога в 2020 году в Украине абсолютно не зависит от полученной прибыли и является фиксированной в случае, если не превышен максимальный объем годового дохода.

Если говорить о 3 группе, то ставка единого налога начисляется в процентах от дохода, полученного от ведения деятельности и соответственно сумма единого налога не является фиксированной.

Доходом плательщика единого налога являются:

  • Для ФЛП: доход, полученный в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме. В доход не включаются пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ФЛП.
  • Для юрлиц: любой доход в любой форме, включая доход представительств, филиалов, отделений, в том числе в иностранной валюте (пересчет в гривну).

В доход не включаются:

  • НДС;
  • суммы по внутренним расчетам между структурными подразделениями плательщика единого налога;
  • финансовая помощь, которая была возвращена в течение года;
  • суммы кредитов;
  • суммы, которые были получены из Пенсионного фонда и других госфондов, в том числе общеобязательного государственного социального страхования, бюджетов или целевых фондов, программ;
  • суммы возврата покупателю, в том числе аванс, предоплата;
  • суммы за оплату товаров (работ, услуг), стоимость которых была включена в доход юрлица при начислении налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода ФЛП;
  • суммы средств и стоимость имущества из уставного капитала;
  • суммы излишне уплаченных налогов и сборов, и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые возвращаются плательщику единого налога из бюджетов или государственных целевых фондов;
  • дивиденды.

Единый налог в 2020 году в Украине для производителей сельскохозяйственных товаров, относящихся к четвертой группе, имеет несколько особенностей. Базой налогообложения является:

    1. нормативная денежная оценка 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года;
    2. нормативная денежная оценка для земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) с учетом определенного коэффициента индексации.

Для плательщиков единого налога 4 группы размер ставок налога с 1 га сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда зависит от категории (типа) земель и их расположения (в процентах базы налогообложения):

    1. пашни, сенокосы и пастбища (кроме горных зон и полесских территорий, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта) — 0,95%;
    2. пашни, сенокосы и пастбища в горных зонах и на полесских территориях — 0,57%;
    3. многолетние насаждения (кроме горных зон и полесских территорий) — 0,57%;
    4. многолетние насаждения в горных зонах и на полесских территориях — 0,19%;
    5. земли водного фонда — 2,43%;
    6. сельскохозяйственные угодья, находящихся в условиях закрытого грунта — 6,33%.

Налоги юридических лиц в 2020 году

Согласно Налоговому кодексу установлено два срока подачи деклараций:

    1. Календарный год для 1, 2 и 4 группы (срок подачи декларации – до 9 февраля);
    2. Календарный квартал 2019 года для 3-й группы (срок подачи декларации: 1-й квартал — до 10 мая, полугодие — до 9 августа, 9 месяцев — до 9 ноября, год — до 11 февраля 2020 г.)

Плательщики единого налога 1 и 2 групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца. Возможно провести разовую авансовую оплату сразу до конца календарного года, но не более.

! Для плательщиков единого налога 1 и 2 групп сроки уплаты НЕ переносятся даже если конечная дата приходится на выходной день. В таком случае, нужно оплачивать единый налог в последний рабочий день перед 20-м числом.

В случае не использования труда наемных лиц, плательщики единого налога 1 и 2 групп освобождаются от уплаты единого налога в течение 1 календарного месяца в год на время отпуска, а также за период болезни, подтвержденной копией листка нетрудоспособности, если она длится 30 и более календарных дней.

Плательщики единого налога 3-й группы уплачивают единый налог в течение 10-ти календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за отчетный квартал. В 2019 году конечными датами для уплаты единого налога будут:

  • I квартал – 18 мая;
  • II квартал – 17 августа;
  • III квартал – 19 ноября;
  • IV квартал – 19 февраля 2020 года.

Плательщики единого налога 4-й группы самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают налоговую декларацию на текущий год по установленной форме; платят налог ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в следующих размерах:

  • в I квартале — 10 процентов;
  • во II квартале — 10 процентов;
  • в III квартале — 50 процентов;
  • в IV квартале — 30 процентов;

Налогообложение юр. лиц часто включает в себя такой вид, как НДС – это один из косвенных платежей. Он взимается на всех без исключения стадиях производства и продажи товаров. Сегодня ставка по НДС равна 18 %. Она применяется по умолчанию, если сделка не входит в законодательный перечень тех, что облагаются 10 % или вовсе не подлежит начислению процентов на добавленную стоимость.

Налог на операции с ценными бумагами оплачивается при эмиссии. Плательщиками выступают эмитенты этих бумаг, а объект – номинальная стоимость выпуска, которую заявил сам эмитент.

В этом случае платеж в бюджет осуществляется вместе с предоставлением всех документов, регистрируя эмиссию.

  • «Про затвердження форми звітності N 10-ПОІ (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування осіб з інвалідністю» та Інструкції щодо її заповнення», наказ Мінсоцполітики України від 27.08.2020 № 591
  • «Щодо оплати праці за роботу у вихідний день», лист Мінекономіки України від 31.08.2020 р. № 3511-06/53106-07
  • «Щодо одночасної виплати допомоги по частковому безробіттю на період карантину та допомоги по тимчасовій непрацездатності», лист Мінсоцполітики України від 26.08.2020 р. № 8076/0/290-20

Все документы

Сначала разберемся, с чем в принципе придется иметь дело. Налогообложение для ИП и ООО является крайне важной составляющей. Это система уплаты налогов. Благодаря ей осуществляется декларирование доходов и отдача части прибыли государству.

По НК РФ (статья 17), системы уплаты налогов определяют:

  • объекты налогообложения;
  • базу по налогу;
  • период, за который нужно расплачиваться;
  • налоговую ставку;
  • порядок расчета платежей;
  • сроки и способы перевода денег;
  • льготы и прочие особенности налогов.

На данный момент юридическое лицо может столкнуться с разными видами налогообложения. Далее мы рассмотрим каждый возможный вариант с плюсами и минусами.

Самый распространенный вариант развития событий — это использование общей системы налогообложения. Она выбирается ООО или ИП по умолчанию. Расклад не всегда выгодный, особенно в самом начале бизнеса.

Он предусматривает серьезную бумажную волокиту и весьма крупные налоги. Поэтому от ОСНО зачастую отказываются многие предприниматели. Некоторым подходит именно такой вариант.

Если кратко описывать систему уплаты налогов, то в этом случае придется переводить средства за имущество организации и за доходы. НДС тоже имеет место. Именно эта составляющая позволяет выбрать или отказаться от ОСНО.

Теперь о положительных сторонах. Они играют важную роль. Особенно если человек не знает, на каком типе уплаты налогов останавливаться.

Общая система налогообложения в России на сегодняшний день обладает следующими преимуществами:

  • применяется везде и к любому типу деятельности;
  • можно не обращаться в ФНС дополнительно для ее выбора;
  • позволяет уменьшить НДС на НДС, который перечисляется поставщикам;
  • налоговая база — это прибыль за вычетом расходов;
  • в отдельных случаях НДФЛ может быть равен от 0 до 30%.

Тем не менее такой вариант используется далеко не всегда. Какой вид налогообложения выбрать в том или ином случае? Для этого стоит обратить внимание на иные предложения. Только потом предприниматель сможет выяснить, как ему лучше перечислять налоги в государственную казну.

Следующая система уплаты налогов — это УСН. Ее называют «упрощенкой». Именно такой расклад используется предпринимателями чаще всего.

Уже по названию системы понятно, что данный режим уплаты налогов подразумевает упрощенный порядок действий. Так и есть — бумажная волокита при нем минимальна, особенно если гражданин работает без сотрудников.

Виды налогообложения для ООО и для предпринимателей обязательно включают в себя «вмененку». Это не самый плохой вариант. Особенно если реальная прибыль компании больше, чем предполагает государство.

Можно отметить следующие сильные стороны «вмененки»:

  • налоговая база не зависит от доходов компании;
  • не нужно никаких дополнительных расходов за исключением фиксированных отчислений в ПФР;
  • есть возможность уменьшения налогов на произведенные взносы во внебюджетные фонды;
  • можно не пользоваться кассовыми аппаратами.

Важно: размер налога определяется 15% от потенциальной годовой прибыли компании.

Не так давно в России появилось патентное налогообложение. Виды деятельности в этом случае тоже ограничены, как при УСН или ЕНВД. Тем не менее ПСН активно используется на практике. Особенно если человек хочет открыть ИП и «посмотреть», как у него получится вести деятельность.

В целом ПСН напоминает УСН или «вмененку», но со своими плюсами и минусами. К примеру, такой вариант доступен только ИП. И величина налога не зависит от реальной прибыли предпринимателя.

При общей системе налогообложения вам придется платить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Налог на прибыль составляет 18% в месяц для юрлиц и 16% для ИП. В некоторых областях бизнеса ставка может быть меньше или больше, например, страховые компании платят 25%. А производители некоторых высокотехнологичных товаров — 12% и так далее. Налог на добавленную стоимость в Беларуси составляет 20%.

— Если вы открыли общество с ограниченной ответственностью или унитарное предприятие и никак не уведомили налоговую о своем выборе, то автоматически налоговая будет применять к вам общую систему налогообложения, — говорит юрист компании Revera Екатерина Попова.

Налог на прибыль считается от суммы чистой прибыли. Если схематично, то чистая прибыль — это сумма, которую вы получили, отняв от суммы всей выручки сумму затрат.

Так вот от суммы чистой прибыли (специалисты ее называют налогооблагаемой базой) нужно посчитать 18% или 16% (в зависимости от того, вы юрлицо или ИП). Полученная цифра — это и есть та сумма, которую вам нужно отнести в налоговую. Но при этом важно помнить, что для подсчета налога вычитать можно далеко не все затраты.

— Например, если компания производит стулья и покупает дерево — эти затраты могут быть учтены, — объясняет Екатерина. — Но если компания решит купить для комнаты отдыха своих работников телевизор и никак не докажет его связь с производственной деятельностью компании, то в этом случае стоимость телевизора включить в затраты и уменьшить налогооблагаемую базу нельзя.

Упрощенная система предполагает уплату налога по пониженной ставке. Тут может быть два варианта:

— 5% от выручки компании без уплаты налога на добавленную стоимость;

— 3% от выручки компании с уплатой НДС (все те же 20%).

Основное отличие «упрощенки» от общей системы в том, что здесь не учитываются затраты. Налоги вы платите с валовой выручки — всего объема денег за товары и услуги, которые вы получили за месяц (или квартал).

— С момента регистрации у компании есть 20 рабочих дней, чтобы предупредить налоговую о том, что будет применяться УСН, — отмечает Екатерина. — Если вдруг компания передумает, то можно вернуть общую систему налогообложения.

Налогообложение юридических лиц: основные виды

По словам юриста, чтобы применять общую систему налогообложения, компания должна соответствовать определенным критериям. Есть виды деятельности, когда упрощенную систему нельзя применять в принципе. Это риелторская и страховая деятельность, сдача помещений в субаренду и так далее.

— Также нельзя применять УСН, если учредителем ООО или УП будет не физлицо, а юрлицо с долей в уставном фонде более 25%, — объясняет юрист.

Но самое главное — «упрощенку» нельзя применять в том случае, если компания превысила определенные лимиты по выручке и средней численности сотрудников.

— Для компаний средняя численность сотрудников не должна превышать 100 человек, а годовой объем выручки должен быть не более 1 949 208 рублей (около $900 тысяч), — объясняет эксперт. — Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь годовой лимит в 2019 году составит 420 тысяч рублей. По числу работников у ИП и так существуют ограничения: нанимать можно не больше трех человек.

Индивидуальные предприниматели также могут применять как общую, так и упрощенную систему налогообложения. При этом с 2019 года даже те ИП, которые были обязаны по закону платить единый налог (например, торговля продуктами питания, производство одежды по заказу, фотосъемка, более подробный перечень можно узнать по ссылке), могут выбирать, продолжать платить единый налог или же перейти на другую систему налогообложения.

При упрощенной системе для ИП действуют те же принципы, что и для юридических лиц: либо платишь 5% от валовой выручки, либо 3% от выручки и НДС. При общей системе предприниматель платит подоходный налог по ставке 16%. Причем затраты в таком случае тоже учитываются при наличии подтверждающих документов.

— С месяца, который следует за отчетным периодом (у вас может быть либо месяц, либо квартал), вы уже должны применять общую систему налогообложения, — отмечает Екатерина. — Налоговую уведомлять не нужно, сама компания или индивидуальный предприниматель должен считать налоги по-новому. Если недоплачивать налог и применять УСН, то за это можете получить и штраф, и пени.

— Если же это торговля и крупное производство и выручка превышает затраты только на 20% и меньше, тогда нужно думать про общую систему налогообложения. Если затраты составляют менее 80% от выручки, то выгодней использовать упрощенную систему, — объясняет Екатерина. — Поэтому мелкий и средний бизнес, как правило, заинтересован в применении УСН без выплаты НДС. Особенно если мы говорим про разработчиков, оказание услуг и так далее. В этом случае проще вести бухгалтерский учет, компания не настолько завязана на подтверждение затрат, так как в итоге это не влияет на конечную сумму налога. Поэтому здесь меньше риск бухгалтерской ошибки, а значит, и финансовых потерь (штрафы, пени и так далее).


Наш партнер «Беларусбанк» разработал кредиты, предусматривающие привлекательные условия для небольших предприятий со ставкой 5% годовых. Предприниматель может выбрать подходящий вариант в зависимости от целей и размера бизнеса. Смотрите таблицу на сайте нашего партнера.

Упрощенная система налогообложения для юридических лиц

Упрощенная система налогообложения (УСНО, УСН, упрощенка) – специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими особыми режимами, под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с заранее выбранной ими облагаемой базой (6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Подробнее про упрощенную систему налогообложения.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) – специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определенных видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД является то, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя из размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) государством.

Обратите внимание! 2020 год — последний для применения ЕНВД. С 01.01.2021 этот режим отменяется. Но уже в 2020 году применять его не смогут организации и ИП, которые занимаются продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке: обуви, лекарственных препаратов, а также одежды и аксессуаров из натурального меха. Кроме того, ЕНВД перестанет действовать с начала 2020 года в Пермском крае — так решили местные законодатели.

Подробнее про единый налог на вмененный доход.

Налог на профессиональный доход (НПД) действует в 2020 году в 23 регионах России в качестве эксперимента. Применять его могут самозанятые лица и ИП. У плательщиков не должно быть наемных работников, они не могут заниматься торговлей. Лимит на годовой доход — 2,4 млн рублей.

Налогом облагается весь полученный доход, расходы не учитываются. Ставки такие: 4% — если он получен от физических лиц, 6% — от организаций и ИП. Учет операций ведется в личном кабинете, там же формируются чеки. Налог ежемесячно рассчитывает ИФНС, отчетности подавать не нужно.

Подробнее про налог на профессиональный доход.


на основе патента (только для ИП):

  • доход не должен превышать 300 МЗП (в 2018 году – 8 485 200 тенге);

  • ИП не использует труд работников;

  • осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства;

  • в торговле налог 2%, при прочей деятельности — 1%


на основе упрощённой декларации:

  • доход не должен превышать 2 044 МЗП (в 2018 году — 57 812 496 тенге);

  • среднесписочное число работников не более 30 человек;

  • налог 3% к сумме дохода.


режим фиксированного вычета:

  • доход не должен превышать 12 260 МЗП (в 2018 году – 346 761 840 тенге);

  • среднесписочное число работников не более 50 человек;

  • налог 20% к доходу;

  • корректировка дохода на 70%.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены