Постоянное представительство иностранной организации считается образованным

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постоянное представительство иностранной организации считается образованным». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для целей НК РФ оно приводится в ст. 306 НК РФ.

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой компании, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами или другими природными ресурсами;
  • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории России и принадлежащих этой компании или арендуемых ею складов;
  • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Обратите внимание! В налоговом законодательстве особо оговариваются случаи, когда постоянное представительство создается в ходе использования иностранными компаниями российских недр или какого-либо строительства на российской территории.

Итак, определение у нас вроде бы есть… Но на самом деле его нет. Ведь в ст. 306 НК РФ приводится перечень только тех видов деятельности, посредством которых организована деятельность представительства.

Получается, что компания, используя этот перечень, должна самостоятельно сделать вывод о наличии или отсутствии у нее постоянного представительства применительно к конкретной ситуации.

Это, пожалуй, самый сложный элемент в вопросах признания наличия постоянного представительства. Строительство в России худо-бедно начало оживать, в том числе возвращаются и иностранные компании.

Для того чтобы определить наличие постоянного представительства при выполнении строительных, установочных и монтажных работ, нужно правильно использовать понятие «строительная площадка».

Об образовании постоянного представительства, если иностранная компания пользуется недрами или другими природными ресурсами России, особо говорится в п. 3 ст. 306 НК РФ.

В этом случае постоянное представительство фирмы считается образованным с более ранней из следующих дат:

  • дата вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой компании на осуществление соответствующей деятельности;
  • дата фактического начала такой деятельности.

Если фирма выполняет работы для другого лица, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой фирмы, применяется порядок, аналогичный порядку деятельности на строительной площадке.

Как указано в п. 6 ст. 306 НК РФ, сам по себе факт заключения иностранной компанией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории России, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства данной компании в России.

Напомним, что согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется согласно ст. 1048 ГК РФ пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено их договором.

Если иностранная компания в рамках договора о совместной деятельности не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства, а только получает доходы в виде распределения прибыли от совместной деятельности, то они относятся к доходам от источников в РФ, но не приводят к образованию постоянного представительства.

Эти разъяснения были даны в Письме УФНС России по г. Москве от 19.01.2007 N 20-12/05685. (Можно посмотреть также Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-08-02.)

Пример 4. Словацкая компания является участником договора простого товарищества с ООО «Рассвет» и ООО «Закат».

Вклад компании был произведен денежными средствами.

В силу п. 8 ст. 306 НК РФ ввоз и вывоз иностранной компанией товаров в Россию и за ее пределы соответственно, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства этой инофирмы в РФ.

В Методических рекомендациях (п. 2.4.3) есть пояснения по поводу данного права. Так, если подготовка и подписание контрактов производятся сотрудниками отделения иностранной фирмы в России, то такая деятельность уже может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства иностранной компании.

Если сотрудники российских отделений иностранной фирмы регулярно участвуют в маркетинге, согласовании существенных условий контрактов, подписывают их и обеспечивают их реализацию (например, производят таможенное оформление, сопровождают или способствуют доставке товаров до покупателей и занимаются другой деятельностью, связанной с этими контрактами), такая деятельность тоже может квалифицироваться как приводящая к образованию постоянного представительства компании в РФ.

Кроме того, если продажа ввезенных в Россию товаров осуществляется иностранной компанией с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой фирме или арендуемых ею складов и носит регулярный характер, постоянное представительство все-таки образуется.

Пример 6. Французская компания продает обувь российским оптовым покупателям, заключая контракты непосредственно за границей — в головном офисе. Поставка осуществляется со складов компании, расположенных в Венгрии.

В этом случае постоянного представительства на территории России французская компания не имеет, так как место деятельности в России у нее отсутствует.

3 декабря

Курс-погружение «Работа отдела продаж в 1С:ERP Управление предприятием 2. Продажи на практике»

3 декабря

Курс погружение Запросы для пользователей. Создание отчетов

3 декабря

Онлайн-курс «Обзор прикладного решения «1С:Управление холдингом 8»

5 декабря

Оператор 1С, базовый курс, рассчитан на слушателей, ранее незнакомых с программами 1С и решивших начать обучение «с нуля».

7 декабря

Курс-погружение: Бюджетирование в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2»

25 февраля 2021 Международная практическая онлайн конференция «Электронный документооборот. Законодательное регулирование. Безопасность в ЭДО»

Тонкости налогообложения представительства иностранной компании

Форма заявлений и порядок их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 13.02.2012 г. N ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах» (в ред. от 24.04.2013 г.). В случае осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через постоянное представительство заявление подается по форме N 11ИО-Учет «Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе». При осуществлении деятельности, указанной в п. 9 ст. 306 НК РФ, — по форме N 11ПП-Учет «Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе в связи с осуществлением деятельности, указанной в пункте 9 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации».

Одновременно с заявлением представляется пакет документов, предусмотренных Приказом N 117н.

Иностранная организация подлежит постановке на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления и соответствующих документов.

Вышеуказанная позиция соответствует разъяснениям контролирующих органов. Так в письме Минфина РФ от 11.12.2014 г. N 03-08-05/63823, составленном в качестве ответа на запрос индивидуального предпринимателя указано, что деятельность иностранной организации по сдаче площадей в субаренду в рамках агентского соглашения, заключенного с российским индивидуальным предпринимателем, приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Следует отметить, что при отнесении лица, действующего в интересах иностранной организации, к зависимому агенту необходимо учитывать нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Ст. 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над нормами НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах.

Также важно отметить, что регулярность деятельности зависимого агента является необходимым условием создания постоянного представительства иностранной организации. При этом в действующем налоговом и гражданском законодательстве понятие регулярности не раскрыто.

Обычно правила делового оборота регулярность и систематичность считают синонимами. В соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ, если действие совершено два раза и более в течение одного календарного года, оно признается совершенным систематически.

Но на сегодняшний день, при отсутствии четкой законодательной базы, соответствие критерию регулярности налогоплательщику необходимо определять самостоятельно в каждом конкретном случае осуществления деятельности, руководствуясь немногочисленными разъяснениями контролирующих органов. Также налогоплательщик может обратиться в контролирующие органы с собственным запросом.

Путеводитель. Налог на прибыль (КонсультантПлюс, 2020)

Все формы налогового учета и отчетности по налогу на прибыль

Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2012 год

Понятие «постоянное представительство» в целях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приводится в статье 306 НК РФ, на основании положений которой определяется статус иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. При этом следует учитывать нормы статьи «Постоянное представительство» межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 31.03.2010 N 03-08-05.

При решении вопроса о том, приводит ли деятельность на территории Российской Федерации иностранной организации к образованию постоянного представительства, следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения на основании статьи 7 НК РФ и положениями российского законодательства о налогах и сборах.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.12.2010 N 03-08-05.

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н.

Как разъяснено в письме ФНС России от 05.10.2010 N МН-37-6/12676, в случае отсутствия у иностранной организации деятельности в Российской Федерации через ее отделение, отсутствия имущества и (или) транспортных средств, счетов в банках в Российской Федерации, отсутствия дохода из источников в Российской Федерации, а также если иностранная организация не является налоговым агентом, такая иностранная организация не подлежит постановке на учет в налоговом органе.

Как указано в пункте 2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации), наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Определение термина «постоянное представительство» дано в статье 306 НК РФ, которая устанавливает, что под постоянным представительством для целей налога на прибыль понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, если такая деятельность не является подготовительной или вспомогательной в пользу самой же иностранной организации.

Постоянным представительством иностранной организации признается, в частности, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое иное место регулярного осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Постоянным представительством иностранной организации признается также деятельность иных лиц, удовлетворяющая установленным главой 25 НК РФ признакам.

Таким образом, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Методических рекомендаций установлено, что одним из критериев для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления. Так, пунктом 3 статьи 306 НК РФ установлено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом в случаях, когда иностранная организация осуществляет в Российской Федерации деятельность, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, или осуществляет деятельность на строительной площадке, НК РФ прямо устанавливает, с какого момента постоянное представительство считается образованным. В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 306 НК РФ при пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности.

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 17

      «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ

      «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 373-ФЗ

      «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    Однако при проведении выездных налоговых проверок по данному вопросу нередко возникают проблемы, имеющие неоднозначные решения.

    Одним из условий возникновения обязанности по уплате налога на прибыль у иностранной организации является регулярность осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ.

    В соответствии со ст.

    11 НК РФ иностранными организациями признаются созданные на территории РФ иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций.

    Приказа Минфина РФ от 20.04.2011 N 48н)

    Формат: MS-Excel::

    Размер:
    18 КБ

    Загрузить КНД-1152017 «Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ МФ от 22.06.09 N 58н Формат: MS-Excel::
    Размер:
    15 КБ
    Загрузить «Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ МФ от 22.06.09 N 58н Формат: MS-Word::
    Размер:
    9 КБ
    Загрузить КНД-1152017 «Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ Минфина РФ от 17.01.2006 N 7н (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 N 176н)
    Формат:
    MS-Excel::
    Размер:
    23 КБ
    Загрузить «Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ Минфина РФ от 17.01.2006 N 7н (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.12.2006 N 176н)
    Формат:
    MS-Word::
    Размер:
    8 КБ
    Загрузить КНД-1152017 «Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ Минфина РФ от 17.01.2006 N 7н Формат: MS-Excel::
    Размер:
    26 КБ
    Загрузить «Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приложение N 2 к приказу Минфина РФ от 17.01.2006 N 7н Формат: MS-Word::
    Размер:
    9 КБ
    Загрузить КНД-1152017 «Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ Минфина РФ от 03.03.2005 N 30н Формат: MS-Excel::
    Размер:
    23 КБ
    Загрузить «Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приложение N 2 к приказу Минфина РФ от 03.03.2005 N 30н Формат: MS-Word::
    Размер:
    10 КБ
    Загрузить КНД-1152017 «Налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения»Приказ МНС РФ от 21.11.2003 N БГ-3-22/647 Формат: MS-Excel::
    Размер:
    24 КБ

    Согласно положениям ст. ст. 246, 306 и 307 НК РФ доход иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории РФ может облагаться налогом на прибыль организаций только в том случае, если ее деятельность подпадает под определение «постоянное представительство».

    Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений российского законодательства о налогах и сборах, а в случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, — в соответствии с нормами соответствующего международного договора.

    Ранее мы говорили о наиболее востребованных и, как следствие, часто вызывающих вопросы ситуациях: фрахт, роялти, дивиденды, проценты и т.д. В этой статье расскажем об «остальных», с ними чуть проще, но есть свои особенности.

    Базовые принципы взимания налога на доходы для всех рассмотренных в этой статье видов доходов одинаковы, за исключением некоторых нюансов.

    Налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы по рассматриваемому виду доходов выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от неустойки имеет отношение к этому представительству), то есть те, кто начисляет и выплачивает доход иностранной организации (п. 3.1, 3.2, 3.4 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

    При начислении либо выплате рассматриваемых доходов иностранной организации налоговой базой является общая сумма дохода (п. 1.3 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 15% (п. 1.5 ст. 192 НК).

    Общей суммой дохода считается начисленная (выплачиваемая) иностранной организации сумма дохода без вычета понесенных ею затрат.

    Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.

    Дата возникновения обязательств белорусской организации по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) в виде роялти (п. 1 ст. 191, п. 1 ст. 193 НК).

    Датой начисления дохода считается наиболее ранняя из следующих дат (п. 2 ст. 191 НК):

    • дата отражения белорусской организацией в бухгалтерском учете обязательств перед иностранной организацией по выплате дохода (п. 2.2 ст. 191 НК);
    • дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 2.3 ст. 191 НК).

    Налоговая декларация (расчет) по суммам налога на доходы представляется в налоговые органы налоговыми агентами не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были начислены роялти (п. 1, ч. 1 п. 5 ст. 193 НК).

    Наличие постоянного представительства иностранной организации в РФ может быть признано не только в связи с осуществлением деятельности самой иностранной организацией, но и в связи с деятельностью иного лица (юридического или физического), которое может являться зависимым агентом. В п. 9 ст. 306 НК РФ указан один из частных случаев образования постоянного представительства в результате деятельности зависимого агента.

    Деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в России, относится к деятельности постоянного представительства организации при наличии в совокупности следующих признаков:

    1. Деятельность через иное конкретное лицо иностранной организации должна отвечать признакам постоянного представительства: осуществляться регулярно, иметь предпринимательский характер при наличии места ее осуществления.
    2. Лицо, которое представляет интересы иностранной организации в России, должно действовать от имени этой иностранной организации, иметь и регулярно использовать полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий. Кроме того, такая деятельность в интересах иностранной организации не должна являться его основной (обычной) деятельностью.

    Определение постоянного представительства дано в статье 306 Налогового кодекса РФ. Это филиал, отделение, бюро, контора, наконец, участок, на котором разрабатывают полезные ископаемые. В общем, это любое обособленное подразделение иностранной организации через которое она регулярно ведет предпринимательскую деятельность.

    С предпринимательством все ясно. В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса говорится, что так называется деятельность, от которой организация систематически получает прибыль, используя имущество, продавая товары, оказывая услуги или выполняя работы. Вопрос в другом: как часто иностранная фирма должна делать это, чтобы ее деятельность была признана регулярной? По мнению чиновников, если иностранная компания более двух раз в году делает что-то в России за вознаграждение, то считается, что у нее в нашей стране есть постоянное представительство.

    Постоянные представительства бывают основного и агентского типа. В первом случае иностранная компания сама работает на территории России. И тогда она должна встать на учет в налоговых органах. А именно, в налоговой инспекции того региона, где собирается вести свою деятельность.

    Когда иностранная организация ведет свою деятельность через агента, то есть через российскую организацию, которая наделяется определенным статусом и полномочиями, можно говорить о представительствах агентского типа. В частности, агент может заключать контракты или согласовывать условия сделок от имени инофирмы. В этом случае иностранные организации должны известить налоговый орган, где регистрируют иностранцев, и ФНС России. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента, когда подписано соглашение или заключен контракт, по условиям которого иностранная компания будет работать в России.

    И все же не всякое (даже регулярное!) получение дохода на территории России означает, что у инофирмы есть постоянное представительство. Так, исключениями являются случаи, когда иностранная компания владеет акциями или долями в капитале российских организаций. То же самое касается ситуаций, в которых зарубежная фирма заключает с отечественным предприятием договор о совместной деятельности. Или действует через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг.

    Кроме того, существует особая группа случаев, в которых инофирма, работая в России, может не создавать представительства. Эти исключения связаны с подготовительной и вспомогательной деятельностью. В соответствии с пунктом 4 статьи 306 Налогового кодекса РФ это происходит, когда иностранная организация открывает в России:

    — склады, чтобы закупать товары;

    — подразделения, чтобы собирать, обрабатывать и распространять информацию о российском рынке или рекламировать свою продукцию и т.д.

    Добавим, что перечень видов деятельности, которые компания вправе вести на территории РФ, не создавая при этом постоянных представительств, может быть расширен. Речь идет о соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены между Россией и государством, где зарегистрирована инофирма. Ведь международные договоры Российской Федерации, касающиеся налогов и сборов, имеют приоритет над правилами и нормами, изложенными в Налоговом кодексе РФ. На это указано в статье 7 Налогового кодекса РФ. Кстати, это относится и к соглашениям, заключенным между СССР и иностранными государствами до 1991 года (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).

    Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2020 N 305-ЭС20-5727 по делу N А40-40782/2018

    Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Кодекса, руководствуясь положениями статей 247, 252, 306, 307 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды согласились с выводами налогового органа о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды.

    1. Анализ правил п. 1 ст. 306 показывает, что:

    1) и положения самой ст. 306, и нормы ст. 307 — 309 НК (см. коммент. к ним) устанавливают особенности исчисления налога на прибыль организаций:

    а) иностранными организациями. К последним относятся иностранные ЮЛ, компании и другие корпоративные образования (в т.ч. и не являющиеся ЮЛ), обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных организаций и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации (ст. 11 НК);

    б) иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ст. 2 ГК). Если такая деятельность создает:

    — постоянное представительство иностранной организации на территории Российской Федерации (т.е. бюро, контору, агентство, см. о понятии «постоянное представительство» ниже);

    — строительную площадку на территории Российской Федерации (см. коммент. к ст. 308 НК);

    2) в них определяются особенности исчисления налога на прибыль организаций иностранными организациями:

    а) деятельность которых не связана с деятельностью их постоянных представительств на территории Российской Федерации;

    б) которые, тем не менее, извлекают (получают) доход из источников в Российской Федерации (о случаях, когда доход считается полученным из источников в Российской Федерации, см. коммент. к п. 1 ст. 309 НК);

    3) правила ст. 306 и нормы ст. 307 — 309 НК посвящены именно особенностям исчисления налога на прибыль организаций. Это означает, что:

    а) общие правила исчисления налога на прибыль организаций игнорировать в полной мере нельзя: они действуют и в данном случае, но лишь в части, не противоречащей правилам ст. 306 — 309 НК;

    б) правила определения налоговой базы, учета доходов и расходов и иные вопросы налогообложения (в отношении которых в нормах ст. 306 — 309 НК не предусмотрены те или иные особенности) подлежат применению и в отношении прибыли (доходов), полученной иностранными организациями.

    Концепция постоянного представительства

    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
      • Глава 2. Система налогов и сборов в российской федерации
      • Глава 2.1. Страховые взносы в российской федерации
    • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях
      • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты
      • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
      • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
      • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
      • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
      • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
    • Раздел III. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. органы внутренних дел. следственные органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
      • Глава 5. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
      • Глава 6. Органы внутренних дел. следственные органы
    • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 7. Объекты налогообложения
      • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
      • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
    • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
      • Глава 13. Налоговая декларация
      • Глава 14. Налоговый контроль
    • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. соглашение о ценообразовании. документация по международным группам компаний
      • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
      • Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
      • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
      • Глава 14.4. Контролируемые сделки. подготовка и представление документации в целях налогового контроля. уведомление о контролируемых сделках
      • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
      • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
      • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
    • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
      • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. регламент информационного взаимодействия
      • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. мотивированное мнение налогового органа
    • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
      • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
      • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
      • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
      1. 8.2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ. ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      2. 14.10.2. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
      3. § 2. Особенности обложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ
      4. 14.10.4. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
      5. 14.10.1. Постоянное представительство иностранной организации
      6. ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
      7. § 3. Особенности обложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ
      8. 14.10.3. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
      9. 14.5.3. Особенности налогообложения процентов, выплачиваемых иностранной организации при наличии контролируемой задолженности
      10. 17.4. Гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций

      Режим налогообложения иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории России зависит от того, признается ли ее деятельность осуществляемой через постоянное представительство или нет.

      Так, прибылью иностранных организаций признается (ст. 247 НК РФ):

      — для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

      — для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

      Признаки постоянного представительства указаны в ст. 306 НК РФ «Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации».

      Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства облагаются налогом на прибыль почти как российские организации, исходя из прибыли, исчисляемой как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Особенности исчисления налогооблагаемой прибыли таких орагнизаций определены ст. 306 — 308 НК РФ.

      Следует отметить, что понятие «Постоянное представительство» не связано с официальной регистрацией иностранной организации. Так, иностранная организация не зарегистрировавшая филиал, может быть признана налоговыми органами как имеющая поятоянное представительство, если выполняются условия, указанные в ст. 306 НК РФ.

      Пример

      Иностранная организация ввозит товар на территорию России на арендованный склад и реализует с этого склада товар российским покупателям. Договоры с российскими покупателями заключаются от имени иностранной организации.

      Такая деятельность иностранной организации признается постоянным представительством.

      Если со страной иностранной организации у России имеется действующее Международное соглашение об избежании двойного налогообложения, то нужно учитывать положения этого соглашения (в силу ст. 15 Конституции нормы соглашения имеют более высокую юридическую силу, чем НК РФ). В таких соглашениях как правило, описываются особенности признания постоянного представительства (обычно в ст. 5).

      Определение из нормативных актов

      Налоговый кодекс России

      Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

      1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

      Возможности и особенности удаленной работы с территории РФ на иностранную компанию компанию, мы рассмотрим на примере одной из страны ЕС — Германии.

      И европейское и российское законодательство предоставляет свободу в выборе форм договора, которым будут закреплены взаимоотношения сторон. Оформление взаимоотношений сторон обычно оформляется трудовым или гражданско-правовым договором.

      Российское законодательство допускает трудоустройство россиян в иностранные компании, не имеющие на территории РФ подразделений. Стороны трудового договора с иностранным элементом свободны в выборе права, в рамках которого будут регулироваться трудовые правоотношения сторон. Имеет смысл в самом договоре максимально детально описать права и обязанности сторон и применимое право. В случае отсутствия соглашения о применимом праве, обычно применяется принцип lex loci laboris –закон места работы, то есть в нашем случае это российское трудовое право.

      Глава 49.1 Трудового кодекса РФ регулирует особенности труда дистанционных работников и распространяет на них все предусмотренные российским трудовым законодательством права. Ст. 312.3 ТК РФ дает работнику право получать от работодателя компенсацию за использование работником технических и программных средств и иных расходов, что является важным при определении дохода, подлежащего налогообложению.

      Немецкое трудовое и миграционное право не обязывает компанию, заключающую трудовой договор с работником, работающим дистанционно в стране вне ЕС, получать разрешение на привлечение иностранного специалиста (Abschnitt 8 AufenthG).

      Трудовой договор с дистанционным работником не обязывает иностранную компанию вставать в России на налоговый учет, так как стационарное рабочее место, предусмотренное ст. 11 Налогового кодекса РФ не создается. Иностранная компания в таком случае не является налоговым агентом по НДФЛ (п. 2 ст 226 НК РФ). Уплата страховых взносов во внебюджетные фонды медицинского, пенсионного и социального страхования иностранным работодателем по действующему законодательству не осуществляется.

      Российский сотрудник будет вынужден самостоятельно подавать декларацию по НДФЛ и уплачивать налог в размере 13% от полученного дохода.

      При работе с иностранным заказчиком на основании гражданско-правовых договоров (оказание услуг, выполнение работ) существенным является вопрос о правовом статус российского исполнителя. В случае выполнения работ без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возникает риск признания деятельности предпринимательской c привлечением к административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

      Важным признаком предпринимательской деятельности, в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой считается систематичность. Таким образом, если вы планируете оказывать услуги длительное время, регулярно получая платежи от клиентов, эта деятельность будет сопровождаться ведением вами специального учета, то для того, чтобы избежать проблем с налоговыми правоохранительными органами, мы рекомендуем зарегистрировать свою деятельность в одной из предусмотренных законом форм. Подробней о случаях привлечения к налоговой ответственности в связи с признанием деятельности граждан предпринимательской можно прочитать например здесь.

      Гражданин, оказывающий иностранным клиентам услуги по гражданско-правовым договорам обязан декларировать полученный доход и уплачивать с него НДФЛ по ставке 13 процентов. Налогообложению подлежит вся выручка, уменьшенная на суммы документально подтвержденных расходов в порядке ст. 221 НК РФ.

      В случаях, когда деятельность носит регулярный (ежемесячные или ежеквартальные расчеты между сторонами, аналогичные услуги оказываются в течение всего времени осуществления деятельности) и систематизированный характер (ведется учет работ или услуг, сторонами регулярно производятся сверки расчетов и т.д.) предпринимательскую деятельность стоит легализовать, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или создав юридическое лицо.

      Выбор организационно-правовой формы для осуществления деятельности стоит проводить в зависимости от того, какова планируемая выручка от деятельности, рисков осуществляемой деятельности, области деятельности и прочих факторов.

      Например экспорт работ и услуг в области информационных технологий (IT) не облагается НДС и таможенными сборами. В случае, если в организации работает более семи человек, то при соблюдении некоторых формальностей, организация может получить существенные льготы при оплате взносов с зарплат сотрудников во внебюджетные фонды.

      При выборе системы налогообложения стоит ориентироваться на планируемую выручку, объем закупаемых на стороне работ и услуг и прочие факторы. В распоряжении на состоянию на осень 2016 года имеются три основных системы налогообложения: общая система с НДС и налогом на прибыль, упрощенная система со ставками 6 или 15 процентов.

      В связи с введением с 1 января 2010 года в ЕС правила «Reverse Charge“ НДС с импортируемых в ЕС услуг оплачивает резидент ЕС самостоятельно. Такое же правило установлено в ст. 13b Umsatzsteuergesetz для немецких налогоплательщиков.

      Налогообложение иностранных организаций

      Поток иностранных инвестиций в Россию вновь растет. Все больше зарубежных компаний открывают свой бизнес в нашей стране и соответственно сталкиваются с особенностями нашего налогового законодательства. Порядок налогообложения доходов «иностранцев» в России в первую очередь зависит от того, есть ли у них постоянное представительство. Причем в том его понимании, которое заложено в налоговом законодательстве, а не в гражданском.

      Иностранные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в России как через свои постоянные представительства, так и без их создания.

      В первом случае иностранная организация уплачивает налог на прибыль в целом в том же порядке, что и российские налогоплательщики, за исключением некоторых особенностей, установленных ст.307 и некоторыми другими статьями НК РФ.

      Во втором случае налог на прибыль удерживается у источника выплаты доходов. При этом отдельные виды доходов могут вообще не облагаться налогом в России в силу норм гл.25 НК РФ или межправительственных соглашений.

      Под постоянным представительством иностранной организации в России понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации (п.2 ст.306 НК РФ).

      Деятельность постоянного представительства может быть связана: с пользованием недрами, иными природными ресурсами в России; с проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования; с продажей товаров со складов в России; с выполнением иных работ, оказанием услуг, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности (см. далее «Подготовительная и вспомогательная деятельность»).

      Есть два основных различия между представительством, определение которого дает ГК РФ, и постоянным представительством согласно гл.25 НК РФ.

      Во-первых, в гражданском праве представительство только представляет и защищает интересы организации (ст.55 ГК РФ).

      В налоговом же праве постоянное представительство выполняет более важные задачи. Оно должно вести самостоятельный бизнес в другой стране, то есть принимать на месте ключевые экономические решения (выбор контрагентов, определение цен, других существенных условий сделок и т.п.).

      Во-вторых, в гражданском праве представительство — это подразделение внутри юридического лица (ст.55 ГК РФ). Налоговый кодекс устанавливает, что постоянным представительством может быть как обособленное подразделение иностранной фирмы, так и любое «иное место ее деятельности». Например, российский посредник (юридическое или физическое лицо), через которого инофирма ведет свой бизнес в России.

      Определение постоянного представительства, данное в ст.306 НК РФ, заимствовано из мировой практики. Существует такая международная организация — Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет почти все промышленно развитые западные страны.

      Экспертами ОЭСР в свое время был разработан типовой договор (конвенция) об избежании двойного налогообложения (далее — Типовая конвенция ОЭСР) и комментарии к нему (далее — Комментарии к Типовой конвенции ОЭСР). Хотя Россия и не является членом ОЭСР, но абсолютное большинство договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами построены на основе Типовой конвенции ОЭСР.

      Определение постоянного представительства в ст.306 НК РФ близко к определению этого термина, которое дается в ст.5 Типовой конвенции ОЭСР.

      Согласно ст.5 Типовой конвенции ОЭСР постоянным представительством является «постоянное место деятельности, через которое предприятие осуществляет свой бизнес полностью либо частично».

      При этом «постоянное место деятельности» означает не обязательно офис, официально арендованный или приобретенный иностранной фирмой в другой стране. Согласно п.4.1 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия инофирмы в другой стране.

      Так, в п.4.3 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР приводится следующий пример.

      Пример 2. Иностранная фирма командирует своего сотрудника в другую страну к фирме-контрагенту. Этот сотрудник длительное время живет за рубежом, работает в офисе контрагента, контролирует, как тот выполняет свои обязательства, решает на месте вопросы, связанные с исполнением контрактов.

      Хотя прикомандированный сотрудник пользуется чужим офисом, тем не менее последний можно признать постоянным представительством в налоговых целях, поскольку у его фирмы есть «постоянное место деятельности» в другой стране.

      Более того, согласно п.42.2 Комментариев к Типовой конвенции ОЭСР постоянным местом деятельности может быть даже компьютер, через который посредством специального программного обеспечения автоматически производится продажа товаров и услуг в другой стране.

      Пример 3. Головной офис фирмы находится в Германии, а свои товары она продает в России через Интернет по каталогу. При этом инофирма имеет в Москве сервер для приема заказов, который по договору поддерживает и обслуживает российская компьютерная фирма.

      В данном случае никто из сотрудников инофирмы или доверенных лиц в России не присутствует, а деятельность российских компьютерщиков по поддержке сервера носит сугубо вспомогательный характер и с самой продажей товаров не связана. Тем не менее, по мнению экспертов ОЭСР, у такой инофирмы можно признать факт наличия постоянного представительства в России.

      К слову сказать, идея о том, что в сфере интернет-торговли только лишь одно наличие компьютера в другой стране говорит о постоянном представительстве, появилась в Комментариях к Типовой конвенции ОЭСР в 2001 г. и поначалу была предметом споров между экспертами. Не все были согласны с таким подходом. Так, по мнению представителей Великобритании, местом ведения бизнеса должно являться все-таки не место, где стоит компьютер, а место, где находятся люди, которые управляют им и всем этим бизнесом.

      Иностранное представительство: кто уплачивает налоги

      АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТОЯННЫМ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

      Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

      консультант Минфина России

      Разъяснения Минфина России и налоговых органов, а также судебная практика уточняют некоторые особенности налогообложения иностранных организаций, связанные с определением статуса постоянного представительства на территории Российской Федерации.

      Понятие «постоянное представительство» приводится в ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), на основании положений которой определяется статус иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. При этом следует учитывать нормы статьи «Постоянное представительство» межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

      Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 31.03.2010 № 03-08-05.

      При решении вопроса о том, приводит ли деятельность на территории Российской Федерации иностранной организации к образованию постоянного представительства, следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения на основании ст. 7 НК РФ и положениями российского законодательства о налогах и сборах.

      Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 17.12.2010 № 03-08-05.

      Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н.

      Как разъяснено в письме ФНС России от 05.10.2010 № МН-37-6/12676, в случае отсутствия у иностранной организации деятельности в Российской Федерации через ее отделения, отсутствия имущества и (или) транспортных средств, счетов в

      банках в Российской Федерации, отсутствия дохода из источников в Российской Федерации, а также если иностранная организация не является налоговым агентом, такая иностранная организация не подлежит постановке на учет в налоговом органе.

      Как указано в п. 2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации), наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах.

      В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

      Статья 306 НК РФ устанавливает, что под постоянным представительством для целей налога на прибыль понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Эта деятельность должна быть связанна с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования; продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежа-

      щих этой организации или арендуемых ею складов; осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, если такая деятельность не является подготовительной или вспомогательной в пользу самой же иностранной организации.

      Постоянным представительством иностранной организации признаются, в частности: филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое иное место регулярного осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

      Постоянным представительством иностранной организации признается также деятельность иных лиц, удовлетворяющая признакам, установленным гл. 25 НК РФ.

      Таким образом, понятие «постоянное представительство» имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

      Для Граждан:

      • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
      • Общайтесь с юристами в чате.
      • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
      • Получайте полезный контент.

      Для Юристов:

      • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
      • Дополнительный заработок.
      • Отвечайте на вопросы на форуме.
      • Ведите собственную страницу.
      • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.

      В соответствии с НК РФ иностранные организации, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

      Для иностранных организация прибылью признается доход, полученный через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим представительство расходов, которые являются экономически обоснованными. Представительство сможет принять к учету для целей налогообложения только те расходы, которые направлены на обеспечение его деятельности в РФ. Такие расходы должны быть документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

      Компания является иностранной, но имеет в РФ постоянное представительство

      Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

      С 1 января 2018 года организации должны платить налог на движимое имущество согласно ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. Исключение сделано только для плательщиков УСН и ЕНВД, освобожденных от уплаты налога на имущество (кроме объектов, которые включены в кадастровые списки регионов). Вопрос о предоставлении льготы по налогу на движимое имущество решается индивидуально, на уровне каждого региона. Если регион не примет свой закон о льготах, то в 2018 году фирмы платят налог за движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1 процента. Подробнее в статье — Налог на имущество организаций 2018.

      В отношении обязательного страхования (пенсионного, медицинского и социального) постоянное представительство иностранной организации несет точно такие же обязанности, как и российская организация. Представительство иностранной организации должно стоять на учете в ПФР и ФСС и отчитываться перед фондами.

      Если в иностранном представительстве работают физические лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договора, и производятся выплаты, то данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования.

      Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.

      Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.

      Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.

      Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

      1. Положениями статей 306 — 309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

      2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

      пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

      проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

      продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

      осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

      Постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации может быть признана не только самостоятельная деятельность этой иностранной организации, но и ее деятельность через иное лицо (организацию или физическое лицо). Так, в соответствии с п. 9 ст. 306 НК иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам постоянного представительства, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий (в частности, цену контракта, условия поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для иностранной организации (зависимый агент).


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *