Все права ребенка список

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все права ребенка список». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Поменять имя, фамилию и отчество
  • Жить за счет родителей
  • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
  • Общаться с родными после развода родителей
  • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
  • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
  • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
  • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
  • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
  • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
  • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
  • Учиться и лечиться за счет государства
  • Ходить в сад и школу рядом с домом
  • Учиться дома, а не в школе
  • Работать с 16 лет
  • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
  • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
  • Заниматься бизнесом и подрабатывать
  • Вступать в брак с 16 лет
  • Получать наследство, даже если завещание на других людей
  • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
  • Ездить за границу без сопровождения взрослых
  • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
  • Получить гражданство РФ
  • Защищать свои права и интересы
  • Требовать уведомления родителей при задержании
  • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.

Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.

Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребёнка и детских омбудсменов на региональном уровне.

Женщина-мать в русской литературе

Особенности детей Индиго

Отражение ценностей семейного воспитания в русском фольклоре

Проблема стресса в жизни школьника

Роль фольклора в жизни человека

Окарина — многофункциональный вид народного промысла

Слово «счастье» и его лексическое значение

Факторы, повлиявшие на продолжительность их жизни

Проблемы сиротства в России

Кто такие даргинцы

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.

Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:

– улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;

– сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;

– создание более широких возможностей для получения образования;

– решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.

За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.

Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.

Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротс��во. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Статья 42

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статья 43

1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.

3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.

5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.

7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.

9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.

10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.

11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.

12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.

Статья 44

1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:

a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;

b) впоследствии через каждые пять лет.

2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.

3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1b настоящей статьи, ранее изложенную основную информацию.

4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.

5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.

6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

Статья 46

Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.

Статья 47

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 48

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 49

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 50

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 51

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.

2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Статья 52

Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.

Статья 53

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.

Статья 54

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.

Законные права ребёнка в семье и их защита

В 14 лет каждый подросток официально становится гражданином своей страны и получает общегражданский паспорт, а также частично становится уголовно ответственным (в случае совершения особо тяжких преступлений). В то же время пополняется и список его прав:

  • право поступать на работу по выполнению лёгкого труда, а также по своему усмотрению распоряжаться заработком и вступать в профсоюзы;
  • право управлять велосипедом при движении по дорогам;
  • право вступать в брак (не во всех субъектах РФ и только при согласии родителей);
  • право выгуливать домашнего питомца самостоятельно;
  • осуществлять права автора собственного произведения (науки, искусства и т. д.);
  • право выбирать место жительства (с согласия родителей).

21 год — окончательное и бесповоротное совершеннолетие во всех странах мира. Человеку становятся доступными права быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, приобретать крепкий алкоголь и без ограничений проходить в бары, клубы, казино и т. д.

Однако, если гражданин РФ намерен стать президентом, ему всё-таки придётся дождаться 35-летия.

Каждый ребенок имеет право:

  • на обеспечение своих прав государством независимо от расы, пола, религии и других дискриминационных оснований
  • на сохранение своей индивидуальности
  • на проживание и воспитание в семье, не разлучаться со своими родителями
  • на свободу мысли, слова, вероисповедания, на беспрепятственное выражение своих мыслей и убеждений
  • на свободу мирных собраний и участие в организациях
  • на доступ к информации из различных источников, способствующих развитию
  • на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения
  • на образование, основанное на обеспечении равных возможностей, доступности, развития различных форм образования

В статье 38 п.1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», и данное правовое положение закрепляется основными законами нашего государства.

Если твои права нарушают, ты можешь обратиться за помощью:

  • к родителям – именно они являются твоими представителями по закону;
  • к администрации школы;
  • к школьному социальному педагогу, который помогает детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • в территориальные отделы образования;
  • в милицию;
  • в прокуратуру;
  • в органы опеки и попечительства;
  • в суд.

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, преступлений против семьи и несовершеннолетних просим Вас сообщать информацию о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семьях, находящихся в социально опасном положении по круглосуточному телефону доверия 8 (967)174 – 20 — 02

Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире. Конвенция является основным и для определения прав ребенка в России. Согласно этому документу было определено окончание детского возраста – 18 лет, когда ребенок получал все права наравне со взрослыми. Конвенция является обязательной для исполнения во всем мире.

В РФ права ребенка определяет и защищает Семейный Кодекс, или Закон о несовершеннолетних, в основе которого лежит конвенция. Как и конвенция ООН, он определяет границу детского возраста – 18 лет. Закон о защите прав несовершеннолетних содержит следующие права ребенка:

Права ребенка

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.

Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

Жизнь- это словно дом, которое мы строим в течении жизни. Как и для любого хорошего дома, для начала нужен фундамент. В данном случае, знание своих прав — это и есть наш фундамент. Дело в том, что в настоящее время, у детей отсутствуют эти знания. И наша задача — заполнить это отсутствие.

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» говорится о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимости больших затрат на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средств реанимации.

Чтобы обеспечить нормально физическое и психологическое развитие детей в России принят закон, который дает четкое определение опасной информации. В ФЗ № 436-ФЗ от 29.12.2010 указан перечень опасных данных, которые оказывает негативное воздействие на разум ребенка:

  1. Картинки, связанные с жесткостью и насилием не должны попадать в поле зрения малыша.
  2. В запретный список попали изображения, вызывающие у малышей страх и ужас.
  3. Законодатели оградили несовершеннолетних от просмотра картинок и текстов, касающихся половых отношений между мужчиной и женщиной. В эту категорию относится продукция эротического и порнографического характера.
  4. Опасными признана реклама различных наркотиков.
  5. Законы защищают детей от информации, побуждающей к употреблению алкогольной и табачной продукции.
  6. Отрицательное воздействие на психологическое состояние несовершеннолетнего оказывает информация, порицающая семейные ценности.

Родители, которые издевались над своим ребенком, вынуждали заниматься противоправными действиями, могут расстаться со своей свободой на срок до 7 лет.Если вовлечение в махинации и другие более тяжкие нарушения произошло по вине группы лиц, то мать или отца могут посадить на 5-8 лет.

Данный перечень норм – один из самых важных ввиду того, что воспитание в семье дает возможность детям нормально развиваться физически, нравственно и интеллектуально.
И в случае пренебрежения ими предусмотрена ответственность, прописанная Административным и УК РФ.

  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Права и обязанности ребёнка

Уже с первых секунд рождения малыш считается гражданином Российской Федерации. С этого момента государство обеспечивает следующие гражданские права ребенка:

  1. Каждый ребенок имеет право на имя. При рождении имя малышу дают родители. При этом по достижению 14-летнего возраста он может сменить имя или фамилию.
  2. Сразу после рождения маленький человечек имеет право на жизнь, так же на свободу и неприкосновенность личной жизни. Это значит, что никто не может причинять ему вред, ограничивать свободу, совершать медицинские процедуры, являющиеся незаконными.
  3. Несовершеннолетний может беспрепятственно выражать мнение, при этом оно должно браться во внимание, но с учетом возраста. Например, при определении места жительства малолетнего при разводе родителей, мнение учитывается уже с 10 лет. А после получения паспорта гражданина РФ, с 14 лет, он может самостоятельно обращаться в суд с судебными исками.
  4. Малолетние граждане могут выбирать вероисповедание.
  5. Несовершеннолетнему должен быть обеспечен уход, забот и материальное оснащение. Если по определенным причинам он проживает не в семье, то эти обязанности возлагается на опекунов или органы государственной власти.
  6. Так же он может и должен получать образование, в том числе дополнительное.
  7. Несовершеннолетний должен быть защищен от насильственных действий со стороны других лиц, в том числе от принудительного приема наркотиков.

Несмотря на возраст, права и обязанности ребенка имеют не только гражданский, но и политический характер:

  1. С 8 лет он может состоять в детских, а с 14 – в юношеских организациях, направленных на досуговую, творческую, спортивную деятельность.
  2. Государство в свою очередь обязано поддерживать подобные организации, посредством рекламы, софинансировния, улучшения материальной базы, прав на льготные условия и так далее.

К экономическим правам ребенка в России относятся:

  1. Трудовая защита: законодательством установлен минимальный возраст малолетнего гражданина, с которого он привлекается к работе. Пи этом условия оплаты и рабочего процесса отличаются от взрослого. Например, подросток не работает полный рабочий день.
  2. С 14-летнего возраста может самостоятельно распоряжаться имеющимися у него денежными средствами, подарками.
  3. Несовершеннолетние получают пособие, медицинскую помощь.

До совершеннолетия правовые интересы подростка защищают родители или опекуны. Его жизнь зависит от взрослых. Но при этом законодательные нормы малолетнего гражданина должны быть соблюдены:

  1. Беспрепятственный доступ к информации о родителях и родственниках. Это важно при оформлении опеки или лишении родительских прав.
  2. Не имея законных оснований, никто не может лишить малолетнего гражданина общения с родителями и родственниками.
  3. Оба родителя обязаны воспитывать и развивать малолетнего подростка.

Важно соблюдение правовых норм малолетних с ограниченными возможностями здоровья. Ведь для них должны быть обеспечены специфические права ребенка:

  1. Взрослые и государство обязаны дать ему полноценную и достойную жизнь.
  2. Государство дает дополнительные льготные условия и гарантии, которые обеспечивают законным представителям особых детей материальную поддержку.

До получения паспорта — 14-летного возраста, несовершеннолетние не могут самостоятельно отстаивать и защищать интересы. Это обязанность возлагается на родителей и опекунов. Они, защищая несовершеннолетнего, обращаются в суд. Защищать его от его собственных родителей при необходимости обязаны представители государственной власти — органы опеки.


Впервые вопрос о защите правовых интересов несовершеннолетних был поднят в 1924 году. Тогда была разработана и принята Декларация прав ребенка. На ее основе в будущем была создана и подписана Международная конвенция.

Основные положения о правах ребенка закреплены в Конвенции. Для того чтобы все правовые аспекты защиты детей, прописанные в ней, были соблюдены, в каждой стране, ее подписавшей, осуществляется контроль за исполнением всех пунктов. Главным представителем и защитником несовершеннолетних на уровне государства является Уполномоченный по защите прав ребенка или омбудсмен. Есть и организации, занимающиеся защитой мам, воспитывающим малолетних в одиночку, а так же подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ранее мы рассмотрели, какие права имеет несовершеннолетний pебенок, однако дополнительно следует обратить внимание на тот момент, когда эти полномочия появляются. Рассмотрим основные моменты, касающиеся данной ситуации:

  • все воспитание и развитие pебенка доступно для него с момента появления на свет из утробы матери;
  • большая часть полномочий становится для несовершеннолетнего доступна с того момента, как он получает российское гражданство;
  • гражданство предоставляется сразу при рождении, однако официально это происходит в момент оформления свидетельства о рождении;
  • относительно ряда полномочий, можно сказать, что они начинают действовать с того момента, как юный россиянин достигает определенного возраста;
  • при перемещении на территории Российской Федерации, все доступные в соответствии с законодательством полномочия сохраняются;
  • если несовершеннолетний переезжает на территорию другого государства, то в его отношении действуют международные нормы;
  • все предусмотренные полномочия юных граждан в России не действуют, если происходит отказ от гражданства страны по желанию родителей.

Следует понимать, что все эти моменты заложены в нормативной базе Российской Федерации и не могут подвергаться нарушению. В случае выявления правонарушения, предусматривается определенная ответственность. Нередко, при ущемлении возможностей малолетнего представителя страны, его законные родители или попечители попросту ограничиваются в своих возможностях.

При этом несовершеннолетний гражданин передается на попечение к иным близким родственникам или под контроль органов опеки и попечительства (помещается на воспитание в приют).

Важно. Если, по какой-либо причине привилегии малолетнего представителя страны ущемляются, он всегда может рассчитывать на государственную защиту, которая оказывается ответственными лицами и специализированными структурами.

Итак, основными правами ребенка можно назвать те пункты общего перечня, которыми он наделяется непосредственно в момент появления на свет. Далее в таблице мы рассмотрим сами права, а также упомянем, какой нормативно-правовой акт их декларирует.

Таблица 2. Права ребенка с рождения и обозначающие их нормативно-правовые акты

Право Нормативно-правовой акт
На жизнь Данное право закреплено в двух обозначаемых нами ранее документах, а именно:

  • Конвенции о правах ребенка, статья № 6;
  • Конституции России, статья № 20.1 часть.
  • На обладание такими отличительными чертами, как:

  • имя;
  • фамилия;
  • отчество.

    Наделение обозначенными признаками производится с момента официальной регистрации новорожденного

  • Данное право также отражено в обоих изучаемых нами документах, а именно:

  • Конвенции, статья № 7;
  • Конституции нашей страны, статья № 58.
  • Право на гражданскую принадлежность Данное право определяет Конвенция, а именно ее статья №7.
    Право знать своих родителей, а также жить и воспитываться в такой ячейке общества, как семья Это право определено Конституцией РФ, а также Конвенцией.
    Право на развитие, охватывающее все стороны человеческой деятельности О данном праве говорит Конвенция о правах ребенка, статья № 27.
    Право на уважение человеческого достоинства по аналогии со взрослыми людьми Та же статья Конвенции, что и в строке выше, определяет данное право.
    Право на защиту прав и законных интересов со стороны следующих субъектов:

  • собственных родителей;
  • органов, отвечающих за опеку и попечительство в стране;
  • судебной инстанцией;
  • прокурором.
  • Искомое право определяет как уже знакомая нам Конвенция (статья № 3), так и до этого не участвующий в описании Семейный Кодекс Российской Федерации, а именно его следующие статьи:

  • 56;
  • 57.
  • Право имущественного характера (точнее, комплекс имущественных прав). Данный комплекс свобод определен статьей № 12 Конвенции ООН, а также Семейным Кодексом РФ, статьей № 60.
    Право на использование лучших и совершенных услуг в медицинской области, а также средств, использующихся для восстановления благоприятного состояния здоровья. Эта свобода закреплена Конвенцией о правах ребенка.
    Право на отдых, разнообразный досуг, а также на участие в жизни общества. И в частности, в ее культурной и творческой составляющей. Регулирует данный вопрос статья № 31 Конвенции ООН о правах детей.
    Право на защиту от участия в экономической эксплуатации Запрещает эксплуатировать детей Конвенция, статья № 32.
    Право на то, чтобы защититься от незаконного употребления субстанций наркотического типа, веществ, имеющих психотропное действие, а также от использования в производстве наркотиков и их распространения. Искомое право оговорено Конвенцией, а именно ее статьей № 33.
    Право на защиту от эксплуатации сексуального характера Определяет его все тот же документ, составленный ООН, а именно его 34 статья.
    Право на защиту от таких явлений, как:

  • киднеппинг;
  • торговля детьми;
  • контрабанда.
  • Конвенция о правах ребенка, статья № 36.

    Памятка о правах и обязанностях детей

    Начиная с 15 лет, подросток может решать, хотел бы он, чтобы при том или ином заболевании имело место быть в его отношении вмешательство медицинского типа. Также, получив общее основное образование, он может отправиться на работу, либо продолжить учиться, но не только на очной форме. Впрочем, с этого возраста гражданин имеет право и вовсе отказаться от продолжения образовательного процесса.

    Достижение указанного возраста подразумевает, что у ребенка повышается количество часов, которые он может проводить на работе, до 35 единиц в неделю.

    В этом возрасте он может стать членом кооператива, или вступить в брак, если на то имеется уважительная причина, которая не потеряет статуса уважительной при законодательном рассмотрении вопроса.

    Права детей и людей старших возрастов – главное благо, которое может быть у человека. Именно они регулируют отношения в обществе, ведь мы обязаны обоюдно уважать друг друга, и считаться с интересами окружающих нас людей. Защищать и отстаивать наши интересы и свободы должно государство, в котором мы проживаем. Особенно остро данный вопрос стоит в отношении детей, так как самостоятельно защитить себя они не могут, особенно в той ситуации, когда у них нет родителей, или же они проживают в неблагополучных семьях.

    Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

    ст.2.Права человека принадлежат всем, вне зависимости от гражданства, пола, цвета кожи, социального положения или вероисповедания.

    ст.12.Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на жилища, тайну его корреспонденции или на честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

    Ст.26.1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере начальное. Начальное образование — обязательно. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее — одинаково доступно на основе способностей каждого.

    2. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на увеличении уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

    3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

    Каждый взрослый должен знать свои права и уважать права других.

    Подросткам нельзя гулять по улице ночью без сопровождения их законных представителей. С 22 часов до 6 часов детям запрещено посещать скверы, парки или различные питейные заведения.

    Подросткам нельзя ходить в ночные клубы и рестораны без родителей. Время с 22 до 6 часов считают ночным и региональные власти самостоятельно изменяют этот период (по сезону).

    Несовершеннолетним считают гражданина РФ до 18 лет. Согласно Семейному кодексу РФ, дети пользуются имущественными или иными вышеприведенными правами и выполняют конкретные обязанности. Подросток получает необходимое образование, медицинские государственные услуги и др.

    Родители, опекуны, усыновители должны соблюдать законодательство РФ о защите всех законных прав ребенка. Иначе эти граждане будут наказаны по всей строгости закона.

    Основные виды гарантий прописаны в семейном законодательстве в виде СК РФ. Все права ребенок имеет с момента рождения. У каждого типа есть свои нюансы и особенности, которые необходимо учитывать всем лицам, включая родителей или других законных представителей.

    В момент рождения человек получает весь набор прав и гарантий обычного гражданина РФ, за исключением моментов, которые связаны с невозможным применением ряда прав из-за ограничений по дееспособности.

    Соответственно он считается личностью, которая имеет право на свое мнение.

    В данном случае подразумевается наличие полноценной свободы, которая ограничивается только нормами законодательства в отношении несовершеннолетних.

    Любое нарушение законодательства в отношении граждан до 18 лет имеет исключительный и особый характер. Это связано с полноценной защитой данной социальной категории.

    Обращаться необходимо в любой компетентный орган, в частности в суд, полицию, орган опеки и попечительства. Сделать это может любой законный представитель, а также лицо, которое увидело сам факт нарушения, то есть это может быть любой родственник или сотрудник опеки.

    Если интересы ребенка нарушаются родителями, то их могут, как ограничить в правах, так и лишить их. Дополнительно имеются различные формы ответственности.

    Читать так же: Права детей, оставшихся без попечения родителей

    Определение 1

    Право несовершеннолетних детей – это обязательные права и свободы, которыми обладает любой несовершеннолетний ребенок (лицо, не достигшее 18-летнего возраста) вне зависимости от пола, расы, языка, места рождения и проживания, религиозной принадлежности, социального или национального происхождения, сословного, имущественного или иного положения.

    Действующее в России семейное законодательство строго защищает права и интересы детей.

    Замечание 1

    Согласно статье $54$ Семейного кодекса РФ, ребенком считается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, то есть $18$ лет. Способность детей приобретать права возникает с момента их рождения.

    В $1990$ году Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка, и с этого момента в отечественном законодательстве дети стали субъектами, а не объектами права, как было установлено ранее.

    О правах ребенка и международных документах, определяющих их

    Детство считается самой беззаботной и при этом беззащитной порой жизни любого человека.

    Однако стандарты современного мира требуют введения понятия «права несовершеннолетних детей» и обязательного правового регулирования отношений с ребенком, не достигшим 18-летнего возраста.

    Согласно Семейному и Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетние дети рассматриваются как независимые участники правовых взаимоотношений, несущие ответственность за все свои поступки и имеющие различные права в разных сферах жизни общества.

    Законодательство исходит из того, что несовершеннолетний ребенок с момента своего рождения наделен всеми без исключения правами, принадлежащими любому человеку на планете, и должен рассматриваться как самостоятельная личность, а не «приложение» к родителю.

    Система обязательных правил, принятых и гарантированных нашим государством в отношении детей, не достигших 18 лет, зафиксирована в законодательных документах: Конвенции ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный и Гражданский Кодекс; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» и разные правовые акты, касающиеся образования, здоровья и социальной защиты детей.

    Все правила в отношении ребенка, которых должны придерживаться взрослые в современном мире вне зависимости от расы, религии, национальности, языка, социального и этнического происхождения малыша, можно кратко поделить на несколько видов:

    • Личные. Все дети имеют право расти и получать воспитание в семье вместе с родственниками, получить фамилию, имя, отчество (ФИО) и при желании полностью изменить их с согласия родителей (после совершеннолетия согласие не требуется). Кроме этого, ребенок может высказывать свою позицию, взгляды и быть уверенным в возможности реализации своих прав. В случае проживания мамы и папы порознь ребенок вправе выбирать с кем он останется жить и сохранять общение с родителем, живущим отдельно.
    • Гражданские. Ребенок по достижении 14-ти лет признается законом ограниченно дееспособным гражданином, который может выполнять поставленные задачи и самостоятельно контролировать исполнение своих прав. При нарушении таковых он вправе подать в судебную инстанцию.
    • Имущественные права предполагают, что у несовершеннолетних детей есть право наследовать собственность, иметь жилую площадь и при причинении вреда имуществу получить полную компенсацию (рекомендуем прочитать: краткий обзор прав и обязанностей детей). В эту часть прав включается получение алиментных платежей от матери (отца) или других родственников и право распоряжаться личными доходами – стипендией и зарплатой.
    • Трудовые. Ребенок, не достигший 14-летнего возраста, не должен работать, чтобы обеспечивать себя необходимыми для жизни и развития материальными ценностями, поэтому его обязаны содержать родители. При устройстве на работу государство строго регламентирует длительность рабочего дня, а также тип, объем, сложность, вредность и условия труда.
    • Жилищные. В течение первого месяца жизни ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства в органах федеральной миграционной службы. Закон предполагает обеспечение малыша уровнем жизни, достаточным для хорошего всестороннего (умственного и физического) развития.

    ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: личные (гражданские) права ребенка

    Конституция гласит: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», поэтому как бы отпрыск ни старался проявить самостоятельность в правовых отношениях, все же мама и папа считаются главными гарантами и защитниками прав своих детей (рекомендуем прочитать: права ребенка в РФ: какие обязанности есть у несовершеннолетних граждан?). Однако бывают случаи, когда родители злоупотребляют своими возможностями в отношении ребенка или, наоборот, не стремятся к исполнению своих обязанностей, поэтому разработаны нормативные документы, описывающие все права детей в семье, кратко представленные в следующем списке:

    • Жить в родной семье и благополучно сосуществовать с биологическими родителями, способствующими развитию личности ребенка (ст. 54 Семейного кодекса РФ), кроме тех случаев, когда существует угроза его жизни и здоровью, исходящая именно от папы и мамы.
    • Проживать с родителями в одном месте до 14-ти лет (ст. 20 Гражданского одекса РФ). После достижения этого возраста несовершеннолетние имеют право выбирать место проживания с разрешения родителей, а также поддерживать связь и личные отношения с обоими родителями, если они не проживают вместе.
    • Получить собственное имя, которое дают родители по обоюдному согласию или по решению отца (матери), отчество – по имени папы или лица, внесенного в книгу актов о рождении ребенка в качестве отца со слов женщины, фамилию от отца или матери, которую ребенок может изменить после достижения 14-летнего возраста с согласия своих законных представителей.
    • Открыто выражать (устно, письменно) личную позицию по всем проблемам и вопросам, касающимся его интересов и воспитания. Так, после достижения 10-летнего возраста точка зрения ребенка должна обязательно учитываться при изменении персональных данных (ФИО), усыновлении или передаче его в приемную семью, восстановлении прав родителя после лишения (ст. 57 СК РФ).
    • Поддерживать отношения и связь со всеми близкими родственниками (бабушкой, дедушкой и т. д.), как со стороны матери, так и со стороны отца, даже если они находятся в сложных жизненных условиях (заключен под стражу, находится в больнице), учитывая распорядок, установленный учреждением, в котором они пребывают.
    • Защищать свои права всеми законными способами как самостоятельно, так и через своих законных представителей (ст. 56 СК РФ).
    • Иметь собственные доходы (заработанные, унаследованные и подаренные) и пользоваться ими по своему усмотрению и средства для существования – продукты питания, одежду и иные материальные ценности, необходимые для полноценного развития (ст. 60, 80 СК РФ).

    Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.

    Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.

    Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.

    Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.

    Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.

    Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

    Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.

    В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.

    Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *