Что такое классный чин государственной гражданской службы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое классный чин государственной гражданской службы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Классный чин Минимальный срок службы

Секретарь 3 и 2 классов

Референт 3 и 2 классов

1 год

Советник 3 и 2 классов

Госсоветник 3 и 2 классов

2 года
Действительный госсоветник 3 и 2 классов Как правило, 1 год
Все категории 1 класса Не установлен

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Нормативными актами установлены следующие периоды для:

  1. Секретаря, референта 3 и 2 кл. – не меньше года.
  2. Советника и госсоветника 3 и 2 кл. – не менее двух лет.
  3. Действительного госсоветника 3 и 2 кл. – обычно не меньше года.

Сроки прохождения службы для секретаря, референта, советника и госсоветника 1 кл. не установлены. При назначении госслужащего на более высокий пост он может получить очередной чин, если период пребывания на предыдущей ступени истек.

Федеральным служащим, которые являются специалистами и обеспечивающими специалистами и не имеют ограничений по срокам полномочий, а также руководителям, включенным в ведущую и главную группы, чины присваивают после сдачи экзамена. Лица, находящиеся на постах категории «руководители», относящихся к группе высших должностей, переходят на следующую ступень также после экзамена. При этом решение о его сдаче должно быть принято представителем работодателя в лице начальника федерального госоргана.

За особые заслуги в службе чин может присваиваться:

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода – на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Референт госслужбы: когда присваивается чин и что полагается в 2020 году

Проверка проводится для установления соответствия госслужащего должности, которую он замещает. Аттестация назначается раз в 3 года. По специальному решению может проводиться внеочередная проверка. Для проведения аттестации формируется комиссия.

На заседании рассматриваются документы, заслушивается сообщение госслужащего. При необходимости приглашается руководитель аттестуемого. Он дает оценку профессиональной деятельности подчиненного. Во время аттестации комиссия определяет соответствие деятельности госслужащего квалификационным требованиям, оценивается его участие в решении задач, поставленных перед подразделением, сложность работы и ее эффективность. Кроме того, во внимание принимаются результаты исполнения регламента, опыт, соблюдение ограничений, профессиональные знания. Немаловажное значение имеет отсутствие нарушений, выполнение требований, обязанностей.

По итогам аттестации комиссия принимает решение. Комиссия может установить, что госслужащий:

  1. Соответствует должности.
  2. Соответствует замещаемому посту и рекомендован к включению в резерв для назначения на вакантную должность в рамках должностного роста.
  3. Соответствует должности при условии повышения квалификации или успешной переподготовки.
  4. Не соответствует замещаемому посту.

Он заключается при поступлении гражданина на госслужбу. Служебным контрактом называют соглашение представителя работодателя и кандидата на должность. Этим документом устанавливаются обязанности и права сторон. В контракте могут быть предусмотрены и дополнительные условия. В их числе:

  1. Испытание при поступлении на госслужбу.
  2. Сохранение конфиденциальности сведений, относящихся к гостайне (или иной тайне, охраняемой законодательством), служебной информации, если в должностном регламенте предусматривается использование этих сведений.
  3. Показатели результативности деятельности и условия оплаты труда, связанные с ними.

Дополнительные условия не должны ухудшать положение госслужащего в сравнении с положением, установленным ФЗ № 79.

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины[источник не указан 328 дней]:

  1. секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  2. референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  3. советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  4. муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  5. действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины. В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»

  1. референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  2. старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  3. советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  4. муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  5. действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

Система классных чинов государственной гражданской службы

Прежде чем принять гражданина в ряды гражданских служащих, его проверяют на соответствие нескольким условиям:

  1. Он является российским подданным, о чём свидетельствует наличие у кандидата национального (внутреннего) паспорта РФ.
  2. Кандидат является совершеннолетним.
  3. Образование, стаж и опыт соответствуют желаемой должности в рамках государственной структуры.

Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:

  1. Сотрудники федеральных государственных органов.
  2. Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
  3. Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
  4. Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.

Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:

  1. Окончания действия срока контракта.
  2. Полученных травм, летального исхода.
  3. Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.

Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.

В каждом органе государственного аппарата должен работать определенный набор сотрудников – так гарантируется бесперебойность и надлежащее выполнение им функций и задач.

Если объединить аппараты всех ветвей власти, то получится единый организм, в основании регулирования которого – подчинение в иерархическом порядке. Гражданские служащие работают в департаментах, управлениях, секретариатах, занимающих разные ступени системы госструктур. На базе департаментов и в управлениях формируются отделы, обладающие полномочиями самостоятельных подразделений.

В каждом конкретном органе гражданской службы кадровые решения принимаются с использованием нескольких подходов (они могут применяться полным списком или частично, в зависимости от степени влияния государственного органа на решение федеральных и региональных вопросов):

  1. Оценивается функционал потенциального сотрудника – в условиях необходимости стремительного роста эффективности госаппарата кандидат оценивается исходя из конкретных навыков.
  2. Для успешной работы на гражданской должности в государственной структуре нужно иметь соответствующие профессиональные компетенции – уровень образования и профпригодность оценивается по документам об образовании.
  3. Для объективного выполнения рабочих обязанностей нужно быть свободным от конкретных политических воззрений и пристрастий к политике отдельной партии.
  4. Количественное соотношение должно быть оптимальным.

Для контроля эффективности работы вводятся функции, названные особым образом и включающие в себя конкретные задачи. Руководители на занимаемых должностях выполняют анализ, прогнозирование, оперативно реагируют на грядущие перемены и полученные статистические сведения, достигают намеченных целей в том числе с помощью современных IT-разработок и ПО.

В государственных структурах анализируют работу посредством количественных показателей и качественных оценок. Кадровики пишут отзывы о том, на каком уровне находится в конкретный момент времени отдельно взятый сотрудник. Учитывается ситуация с документооборотом, качеством принятых решений, реализацией принципиально новых идей, новаторских замыслов, оперативность, результативность, и т.д.

Классные чины сотрудников государственной гражданской службы – это понятие, которое раскрыто в нормах российского законодательства, включая ФЗ 58, 79, а также Положение №113 о присвоении и сохранении классных чинов. Также к законодательным основам назначений на гражданской службе относятся: федеральный закон о мерах борьбы и предупреждения случаев коррупции, указы Президента РФ о должностях и другие федеральные и региональные акты.

Когда разрабатываются инструкции и регламенты, имеющие отношение к деятельности государственного учреждения, в первую очередь опираются на общепринятые принципы, положения и термины, изложенные в вышеуказанных актах.

Исходя из нормативно-правовых аспектов данного определения, следует:

  1. Классные чины получают только на государственной службе (в том числе гражданской).
  2. В статусе классного чина отражается не только квалификационное соответствие занимаемой должности, но и стаж прохождения государственной гражданской службы.
  3. Обладание классным чином говорит о месте в служебной иерархии чиновников.
  4. Классный чин опосредованно свидетельствует о бонусах и преимуществах, которые отсутствуют у служащих ниже рангом.
  5. Положение в иерархии определяется должностью.
  6. Классный чин в случае срочного контракта определяется успехами в прохождении квалификационных экзаменационных испытаний.
  7. Присвоение классного чина осуществляет руководитель государственного органа.
  8. В иерархии чинов учитывается выслуга лет на предыдущей позиции.

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Вопросы госслужбы регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ;
  • Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 №113.

Исходя из действующего законодательства, можно выделить базовые составляющие такой правовой категории как «классный чин»:

  1. Это звание, присваиваемое госслужащим.
  2. Оно характеризует наличие у госслужащего определенного уровня знаний, опыта и профессиональной подготовки и, что не менее важно, стажа прохождения ГГС.
  3. Присваивается в соответствии со специальными нормативно-правовыми актами, содержащими классификацию, основания и порядок его присвоения.
  4. Указывает на определенное положение госслужащего в служебно-чиновной иерархии.
  5. Характеризует наличие у госслужащего определенных дополнительных преимуществ, которыми не обладает лицо, находящееся ниже в иерархии.
  6. Присваивается лицу, замещающему должность соответствующей группы. Современное законодательство устанавливает подчиненное положение классного чина по отношению к замещаемой должности. Таким образом, именно замещаемая должность определяет тот чин, который может быть присвоен госслужащему.
  7. Присваивается на основе государственного квалификационного экзамена.
  8. Присвоение производится руководителем соответствующего госоргана.
  9. Зависит от выслуги лет в предыдущем статусе.

Таким образом, можно заключить, что классный чин госслужащего — это персонально присваиваемое на основании результатов специального экзамена звание, соответствующее служебному положению, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.

Одним из определяющих для всей системы госслужбы принципов является то, что каждый чиновник пребывает в том или ином звании в течение определенного, законодательно установленного, периода времени, после чего он должен пройти процедуру квалификационного экзамена и продвинуться выше по иерархии.

Данное правило имеет принципиально важное значение, поскольку в противном случае резко снижаются стимулирующие мотивы добросовестного исполнения должностных обязанностей и мотивы долгосрочного построения служебной карьеры. Сроки нахождения в том или ином чине устанавливаются федеральным и региональным законодательством, и необоснованные задержки в продвижении могут привести к ответственности соответствующего должностного лица.

В период пребывания на госслужбе служащему назначаются классные чины. Работникам, с которыми были оформлены служебные договоры на определённый период, классные чины назначаются по итогам успешной сдачи квалификационного испытания.

А тем сотрудникам, с которым оформлены служебные контракты на неопределенный период, классные чины назначаются на базе ходатайства об уровне познаний, навыков и умений этого служащего и о допустимости назначения ему классного чина, от его руководителя.

Классные чины дают понимание о дальнейших перспективах и позволяют человеку увереннее себя чувствовать в определенной должности. Такая ясность в карьерном росте положительным образом влияет на мотивацию.

Классный чин – это степень, класс, квалификация пригодности сотрудника для определённой деятельности на основе его познаний, навыков и умений.

Данное понятие используется не только в современном законодательстве. Система классных чинов была изложена в Табеле о рангах. В советское время она применялась в отношении прокурорско-следственных работников.

Сегодня карьера государственного служащего связана с предоставлением конкретному человеку таких возможностей, которые бы в полной мере отражали его реализацию в соответствии со способностями, стремлением и интересами государства.

Негативным образом на данный процесс воздействуют два момента – опережение и запоздание в карьерном росте.

Если человек «растет» в быстром темпе, который не соответствует его развитию в плане работы, то это приводит к низкой продуктивности и становится причиной формирования неадекватной самооценки.

Когда сотрудника современно не поощряют повышением, то его трудовая мотивация снижается.

Классные чины назначаются служащим индивидуально, с учетом принципа последовательности. Данный процесс сопровождается оценкой профессиональной степени сотрудника, длительности его деятельности.

Назначение классного чина может быть очередным или первичным (п.4 Указ Президента № 113). В первый раз он назначается служащему, который раньше не имел чины госслужбы.

При этом должны приниматься во внимание воинское или специальное звание, классный чин юстиции или прокурорского работника, которые были назначены данному сотруднику на предшествующем месте осуществления деятельности.

Очередной классный чин назначается служащему по прошествии периода, утвержденного для выполнения служебных обязанностей в действующем классном чине.

А также когда служащий занимает должность, для которой допустим классный чин, который равен или же он выше, чем тот, что назначается ему.

Порядок присвоения классных чинов

Мы уже упоминали о том, что при изменении места работы на службу иного рода будет приниматься во внимание прежнее звание, ранг или чин.

Это требуется при первоначальном назначении, например, классного чина. Обратите внимание, что законодатель не обязуется автоматически переносить бывшие заслуги служащего. Он лишь говорит о необходимости учитывать их.

Что соотнести ранги, чины и звания была разработана специальная таблица. С ее помощью можно провести соответствие между данными понятиями.

Таблица утверждена Указом Президента №113. Как ее применять? Например, служащего в воинском звании «лейтенант» направляют на гражданскую службу.

В такой ситуации его званию соответствует классный чин — советник 3 класса.Напоминаем о том, что первый чин будет утвержден после успешной сдачи испытания.

Если таковое не проводилось при вступлении на новую должность, то его организуют через 90 суток после принятия на гражданскую службу.

Оплата за выполнение обязанностей гражданского служащего производится согласно ст. 50 ФЗ №79.

В данной норме предусмотрено, что денежное довольствие включает следующие элементы:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты (за выслугу лет, за специфические условия работы, за работу с государственной тайной и пр.)

Суммы денежных средств за классный чин устанавливаются документом, утверждённым Президентом РФ.

Если же сотрудник занимает государственную должность в субъекте РФ, то данная сумма определяется нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне отдельного региона РФ.

Из этого следует, что за классный чин полагается не доплата, а утверждается определённый оклад.

Дополнительный выплаты служащий будет получать за стаж, работу в особых условиях, денежное поощрение, премии за реализацию особо важных миссий (п.5 ст. 50 ФЗ №79).

Впервые классные чины государственной гражданской службы были систематизированы Петром 1 в Табели о рангах. После революции 1917 г. они были упразднены. В 1943 г.

чины снова были введены, но только для сотрудников прокуратуры и следственных органов.

В действующей сегодня таблице классных чинов государственной гражданской службы каждый класс соответствует определенному воинскому (специальному) званию. Она утверждена Указом Главы государства в 2005 г.

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.


Указом Президента РФ № 1371 от 15.10.1999 г. «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг» для дипломатических работников РФ устанавливались дипломатические ранги:

Дипломатические Ранги (1999 г.)
Чрезвычайный и полномоченный посол
Чрезвычайный и полномоченный посланник 1 класса
Чрезвычайный и полномоченный посланник 2 класса
Советник 1 класса
Советник 2 класса
Первый секретарь 1 класса
Первый секретарь 2 класса
Второй секретарь 1 класса
Второй секретарь 2 класса
Третий секретарь
Атташе

Для чего нужен классный чин при работе в госслужбе

26. Исаенкова, О. В. Концепция… С. 5.

27. См.: Юков, М. К. Исполнение решений. С. 118-122.

28. См.: Тихомиров, Ю. А. Публичное право [Текст] / Ю. А. Тихомиров. М.: БЕК, 1995. С. 2552, 332-334.

И. Н. Сурманидзе

КЛАССНЫЕ ЧИНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

В статье рассматривается один из ключевых элементов государственной гражданской службы -«классный чин». Дается определение указанной правовой категории «классный чин», а также выделяются ее особенности. Приводится подробная характеристика основных элементов системы классных чинов государственных гражданских служащих. Особое внимание автор уделяет проблеме обеспечения стабильности системы классных чинов государственных гражданских служащих как залога эффективности функционирования государственной гражданской службы. Проведенный автором анализ позволяет рассматривать «классный чин» не только как специальное звание на государственной гражданской службе, но также как психологический феномен и инструмент позитивного воздействия на государственного гражданского служащего.

Государственная гражданская служба придает огромное значение чинам и званиям. Именно чины и связанные с ними статус и материальные блага и являются тем стержнем, на который в значительной степени опирается карьера государственного гражданского служащего. Чин интересен государственному гражданскому служащему не только как абстрактное звание, хотя психологическая составляющая данного понятия тоже сильна, а, в первую очередь, как звание, наделяющее статусом и дающее определенные блага, выражающиеся в соответствующих денежных надбавках к должностному окладу.

Начнем с определения правового понятия «чин» как одной из наиболее важных правовых категорий, используемых в системе государственной гражданской службы.

Так, согласно данным энциклопедического словаря Брокгауза — Ефрона, «чин — это звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государственную службу и сообщающее им определенные права и преимущества» [1].

В. И. Даль определял чин как степень жалованного служебного значения, достоинства, класс [2].

СУРМАНИДЗЕ Илья Нодариевич — кандидат юридических наук, главный специалист управления организационно-кадровой работы администрации г. Кирова © Сурманидзе И. Н., 2007

Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает следующее определение чина: «У военных и гражданских служащих: служебный разряд (класс)» [3].

П. Я. Черных в историко-этимологическом словаре современного русского языка определил чин как «звание, присваиваемое государственным служащим и военным в соответствии с «табелью о рангах»» [4].

Большая советская энциклопедия трактует чин как «служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные должностные права и обязанности» [5].

Энциклопедический словарь характеризует чин как «служебный военный и гражданский разряд, с которым связаны определенные права и обязанности служащих» [6].

По высказыванию Астольфа де Кюстина, чин есть «гальванизирующая сила, видимость жизни тел и умов, это страсть, что переживет любую другую. Чин — это нация, разделенная на полки, это военное положение, на которое переведено все общество. О милости повышения в чине никогда не просят, но домогаются ее всегда… Петр привил лихорадку тщеславия всему своему народу, дабы сделать его податливее и править им по собственному смотрению. Из подобного общественного устройства происходит столь мощная лихорадка зависти, столь неодолимый зуд честолюбия…» [7].

По замечанию В. А. Евреинова, «чин давал право на замещение должностей государственной службы, а также на совокупность прав, без которых человеку, хоть несколько развитому и образованному, невыносимо было жить в обществе» [8].

Рассмотренные определения позволяют выделить следующие особенности чина.

1. Это звание, наделяющее государственного служащего определенными правами и корреспондирующими им обязанностями, дающее определенные привилегии.

2. Это звание, определяющее (помимо замещаемой должности) статусное положение государственного служащего, его место в служеб-но-чиновной иерархии.

В перечень классных чинов государственной гражданской службы включено 5 наименований:

  1. Секретарь.
  2. Референт.
  3. Советник.
  4. Госсоветник.
  5. Действительный госсоветник.

В каждой группе предусмотрено три класса. Высшим считается 1 класс. Всего получается 15 чинов. Ступени четко разделены по группам должностей:

  1. Секретарь 1-3 кл. соответствует младшей группе.
  2. Референт 1-3 кл. – старшей.
  3. Советник 1-3 кл. – ведущей.
  4. Госсоветник 1-3 кл. – главной.
  5. Действительный госсоветник 1-3 кл. – высшей.

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

  • первым;
  • очередным.

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).

Для получения референта 1 класса сотрудник должен успешно пройти испытательный срок длительностью от 1 месяца до года. При отсутствии испытания получение возможно не раньше, чем через 3 месяца после начала исполнения обязанностей.

При присвоении учету подлежат имеющиеся воинские, специальные звания, чины юстиции, прокуратуры по прежнему месту госслужбы. Это значит, что при поступлении на должность старшей группы сотрудника с более высоким, чем полагается, званием ему присвоят более высокий класс: сотрудник, имеющий воинское звание младший лейтенант ВС РФ получит сразу референта ГГС РФ 1 класса. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 установлено соотношение чинов государственной гражданской службы и военных и специальных званий.

Сотрудникам Государственной противопожарной службе МЧС РФ присваиваются специальные звания внутренней службы в соответствии с ФЗ от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности».

Государственная и муниципальная служба

Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», гражданам, принятым на службу в органы госнаркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания:

Специальные звания органов наркоконтроля (2003 г.)

Высший начальствующий cоставГенерал полиции

Генерал-полковник полиции

Генерал-лейтенант полиции

Генерал-майор полиции

Старший начальствующий cоставПолковник полиции

Подполковник полиции

Майор полиции

Средний начальствующий cоставКапитан полиции

Старший лейтенант полиции

Лейтенант полиции

Младший лейтенант полиции

Младший начальствующий cоставСтарший прапорщик полиции

Прапорщик полиции

Классный чин – это степень, класс, квалификация пригодности сотрудника для определённой деятельности на основе его познаний, навыков и умений.

Данное понятие используется не только в современном законодательстве. Система классных чинов была изложена в Табеле о рангах. В советское время она применялась в отношении прокурорско-следственных работников.

Сегодня карьера государственного служащего связана с предоставлением конкретному человеку таких возможностей, которые бы в полной мере отражали его реализацию в соответствии со способностями, стремлением и интересами государства.

Негативным образом на данный процесс воздействуют два момента – опережение и запоздание в карьерном росте.

Если человек «растет» в быстром темпе, который не соответствует его развитию в плане работы, то это приводит к низкой продуктивности и становится причиной формирования неадекватной самооценки.

Когда сотрудника современно не поощряют повышением, то его трудовая мотивация снижается.

Оплата за выполнение обязанностей гражданского служащего производится согласно ст. 50 ФЗ №79.

В данной норме предусмотрено, что денежное довольствие включает следующие элементы:

  • месячный оклад, определяемый должностью;
  • месячный оклад, определяемый классным чином;
  • дополнительные выплаты (за выслугу лет, за специфические условия работы, за работу с государственной тайной и пр.)

Суммы денежных средств за классный чин устанавливаются документом, утверждённым Президентом РФ.

Если же сотрудник занимает государственную должность в субъекте РФ, то данная сумма определяется нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне отдельного региона РФ.

Из этого следует, что за классный чин полагается не доплата, а утверждается определённый оклад.

Дополнительный выплаты служащий будет получать за стаж, работу в особых условиях, денежное поощрение, премии за реализацию особо важных миссий (п.5 ст. 50 ФЗ №79).

В соответствии с ФЗ № 58 и № 25, классные чины государственной гражданской службы получают должностные лица федеральной, региональной и муниципальной гражданской госслужбы. Чины присваиваются также служащим правоохранительных структур.

Стоит сказать, что классификация госслужащих в РФ считается одной из самых сложных в административной теории и практике. Дело в том, что разделение служащих может осуществляться по самым разным критериям. Например, в зависимости от уровня госвласти работники могут быть федеральными или региональными госслужащими.

По ветвям власти классифицируют должностных лиц законодательных, исполнительных, судебных органов, прокуратуры и прочих высших госорганов. Однако наиболее значимой считается классификация служащих по чинам, специальным и воинским званиям. В настоящее время именно она наиболее полно регулируется нормативными актами.

Табель о рангах Российской Федерации

Кто вправе подписывать приказ о присвоении классного чина государственному служащему? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Некоторые назначения вправе осуществлять лишь президент, да и то по предложению соответствующих компетентных органов. Такой чести удостаиваются представители высшей группы должностей.

Правительство во главе с премьер-министром уполномочено назначать на должности государственного советника. Данные должности относятся к главной группе служебных обязанностей.

Присвоение классного чина государственным гражданским служащим нижестоящих групп (ведущей, младшей, старшей) вправе осуществлять сам наниматель (например, начальник районной управы). Эти должности также делятся на классы. Младшим классом является третий.

Поводом и необходимым требованием для присвоения очередного чина является необходимый стаж работы на предыдущей должности. Еще одно важное условие: чиновник должен вступить в должность, которая требует эквивалентного или более высокого уровня, нежели ему присваивается. Как показывает практика, руководство на местах довольно часто игнорирует это требование, продвигая по службе друзей и родственников. Однако все более часто подобные махинации раскрываются, а все лица, участвовавшие в этой незаконной схеме, лишаются своих должностей (в лучшем случае).

Процедуру понижения в чине инспектора, а то и вовсе лишения (за особо тяжкие проступки), может инициировать начальник кадровой службы. Решение принимает непосредственное руководство провинившегося.

Процедура лишения либо понижения представителя высшего звена власти (государственного советника) может инициироваться исключительно Президентом Российской Федерации.

Окончательное решение о лишении чина либо о понижении в чине государственного советника гражданской службы принимается специально созданной комиссией.

Наиболее частым поводом для лишения государственного служащего чина служит возбуждение в отношении его уголовного дела. Автоматически государственный служащий лишается чина в том случае, если он принимает гражданство другой страны.

Однако при этом служащий не лишается чина даже в случае ухода с занимаемой должности (за исключением увольнения по негативным мотивам). В таких случаях к наименованию чина добавляется: «В отставке».

Порядок присвоения классных чинов государственных гражданских служащих гласит, что чиновники должны проходить квалификационный экзамен. После проведения этого испытания специально созданной комиссией выносится коллегиальное решение по этому вопросу. Эту процедуру в обязательном порядке проходят те чиновники, которые претендуют на должности ведущей и главной групп (руководитель, специалист). При этом факта успешной сдачи испытания претендентом на вакантную должность руководителя будет недостаточно. В данном случае необходимо получить согласие руководителя органа государственной власти, в котором предполагается работать.

В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.

Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.

Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.

В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.

Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.

Обязанность организовать и провести на должном уровне испытание, без каких-либо нарушений с чьей-либо стороны, возлагается на специально созданную комиссию. Члены комиссии внимательно знакомятся с характеристиками и отзывами всех соискателей. Эта информация должна предоставляться не позднее тридцати дней до назначенной даты испытания. Человек, которому предстоит проходить испытание, имеет полное право ознакомиться с отзывом о себе. Если у него возникнут замечания по поводу объективности предоставленной о нем информации, то он может обратиться с соответствующим заявлением и опротестовать отзыв.

Данный экзамен проводится следующим образом. Секретарь вызывает экзаменуемого в комнату заседания комиссии. В его присутствии рассматриваются предоставленные им документы, задаются интересующие членов комиссии вопросы.

Главной задачей всех членов комиссии является оценивание уровня навыков, знаний и умений испытуемого. При этом принимаются во внимание требования к государственным служащим, сложность предстоящей работы.

После того как были заслушаны все участники, комиссия удаляется для принятия решений по каждому. По результатам комиссия может признать, что служащий успешно сдал экзамен и достоин повышения в чине, либо же наоборот – чиновник не выдержал испытания.

Результаты вносятся в бланк установленной формы. Все документы (отзывы с места работы, заключение комиссии) подшиваются в личное дело чиновника.

Если чиновник не выдержал по тем или иным причинам квалификационный экзамен, то он может спустя полгода повторно обратиться с заявлением в компетентный орган о его пересдаче.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы высшей группы должностей:

  • за исключением федеральных государственных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги,

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • действительный государственный советник 1, 2 или 3 класса либо

  • присваивается классный чин юстиции:

    • действительный государственный советник юстиции 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ высшей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • действительный государственный советник субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы главной группы должностей:

  • за исключением федеральных государственных гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги,

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • государственный советник 1, 2 или 3 класса либо

  • присваивается классный чин юстиции:

    • государственный советник юстиции Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ главной группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • государственный советник субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей:

  • за исключением федеральных государственной гражданских служащих, которым присваиваются дипломатические ранги,

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • советник государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса либо

  • присваивается классный чин юстиции:

    • советник юстиции 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ ведущей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • советник государственной гражданской службы субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Нормативно-правовая база

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы младшей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы:

    • секретарь государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы субъекта РФ младшей группы должностей:

  • присваивается классный чин государственной гражданской службы субъекта РФ:

    • секретарь государственной гражданской службы субъекта РФ 1, 2 или 3 класса.

Классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы:

Группы должностей федеральной государственной гражданской службы Классные чины
Должности федеральной государственной гражданской службы высшей группы Действительный государственный советник 1 класса.
Действительный государственный советник 2 класса.
Действительный государственный советник 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы главной группы Государственный советник 1 класса.
Государственный советник 2 класса.
Государственный советник 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы ведущей группы Советник государственной гражданской службы 1 класса.
Советник государственной гражданской службы 2 класса.
Советник государственной гражданской службы 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы старшей группы Референт государственной гражданской службы 1 класса.
Референт государственной гражданской службы 2 класса.
Референт государственной гражданской службы 3 класса.
Должности федеральной государственной гражданской службы младшей группы Секретарь государственной гражданской службы 1 класса.
Секретарь государственной гражданской службы 2 класса.
Секретарь государственной гражданской службы 3 класса.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в данной таблице.

Присвоение и сохранение классных чинов государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим производится в соответствии с Положением, утвержденным:

  • Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Классные чины присваиваются федеральным государственным гражданским служащим:

  • персонально,

  • с соблюдением последовательности,

  • в соответствии с замещаемой должностью государственным гражданской службы

  • в пределах группы должностей государственным гражданской службы, а также

  • с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности государственным гражданской службы.

Классный чин государственной гражданской службы может быть:

  • первым классным чином или

  • очередным классным чином.

Первый классный чин присваивается:

  • федеральному государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы и

  • замещающему должность государственной гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы,

  • при этом учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному государственному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы.

Первыми классными чинами являются:

  • для младшей группы должностей государственной гражданской службы:

    • секретарь государственной гражданской службы 3 класса;

  • для старшей группы должностей государственной гражданской службы:

    • референт государственной гражданской службы 3 класса;

  • для ведущей группы должностей государственной гражданской службы:

    • советник государственной гражданской службы 3 класса;

  • для главной группы должностей государственной гражданской службы:

    • государственный советник 3 класса;

  • для высшей группы должностей государственной гражданской службы:

    • действительный государственный советник 3 класса.

Первый классный чин присваивается федеральному государственному гражданскому служащему:

  • после успешного завершения испытания,

  • а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через 3 месяца после назначения федерального государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы.

Классный чин в РФ — это степень соответствия умений, знаний и навыков человека требованиям, установленным для осуществления деятельности в сфере госслужбы.

Статья 11 Федерального закона № 79-ФЗ определяет пять групп должностей госслужбы, по которым присваиваются определенные чины.

Наименование группыНаименование звания
Высшая действительный государственный советник РФ 1 кл.
действительный госсоветник РФ 2 кл.
действительный госсоветник РФ 3 кл.
государственный советник РФ 1 кл.
государственный советник РФ 2 кл.
государственный советник РФ 3 кл.
Ведущая советник государственной службы РФ 1 кл.
советник 2 кл.
советник 3 кл.
Старшая референт государственной гражданской службы 1 класса
референт 2 кл.
референт 3 кл.
Младшая секретарь государственной службы РФ 1 кл.
секретарь 2 кл.
секретарь 3 кл.

Рассматриваемый чин референта служащему присваивает представитель нанимателя.

Алгоритм, в соответствии с которым происходит присвоение в субъекте РФ, определяет закон региона, а вот для федеральных служащих правила определены Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Конкретному госслужащему чин референта присваивается в персональном порядке и бывает:

Если служащий ранее такового не имел, то он приобретет статус первого. При этом для любой группы должностей изначально присваивается 3 класс, например референт государственной гражданской службы 3 класса (надбавка по нему будет рассмотрена далее).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *