Закон о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы

Про Державний земельний кадастр

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, и обременений таких прав.

Государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, обременений такого права проводится в порядке, определенном настоящим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на государственную регистрацию воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических и других объектов гражданских прав, на которые законом может быть распространен правовой режим недвижимого имущества.

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
  • 3) заявитель:
    • владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
    • орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
    • ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
    • орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
    • лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
    • частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
    • государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;

    Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2020 году

    1. В Государственном реестре прав регистрируются вещные права и их обременения на земельные участки, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а именно: жилые дома, здания, сооружения, а также их отдельные части, квартиры, жилые и нежилые помещения.

    2. Если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона.

    3. Право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части могут быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором они расположены.

    Право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части, в которых они расположены.

    4. Не подлежат государственной регистрации вещных правах и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, что является принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промысловые трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.

    1. Организационную систему государственной регистрации прав составляют:

    • 1) Министерство юстиции Украины и его территориальные органы;
    • 2) субъекты государственной регистрации прав:
      • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
      • (Абзац третий пункта 2 части первой статьи 6 исключен на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)
    • 3) государственные регистраторы прав на недвижимое имущество (далее — государственные регистраторы).

    2. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и / или республиканского Автономной Республики Крым значения) получают полномочия в сфере государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Законом в случае принятия соответствующим советом такого решения.

    3. (Часть третья статьи 6 исключена на основании Закона № 159-IX от 03.10.2019)

    В России действует единый порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. Однако есть и ряд важных особенностей, вызванных отличием характеристик объектов, их правового статуса. Также отметим, что определить идентификационные признаки и характеристики недвижимости может только кадастровый инженер. Именно этот специалист проводит обследования и координирование, готовит документы для Росреестра. В отдельных случаях допускается постановка на кадастровый учет через суд (например, при возникновении спора о границах на близлежащие участки).

    Постановка на учет здания или сооружения допускается на основании техплана. Этот документ описывает основные характеристики строения (площадь, высотность, этажность), местоположение и координаты на участке. Вот ряд важных нюансов, которыми сопровождается учетная процедура в Росреестре:

    • если в составе здания есть обособленные и изолированные помещения, их можно поставить на учет одновременно со строением, либо в ходе отдельной процедуры (например, постановка на кадастровый учет многоквартирного дома будет сопровождаться такой же процедурой на отдельные квартиры, нежилые помещения);
    • в процессе эксплуатации здания из его объема могут выделяться новые помещения, которые также можно ставить на кадастровый учет;
    • на поэтажных планах строения указывается местоположение всех помещений на этажах (эти сведения можно будет проверить в выписке ЕГРН).

    Ставить на учет можно любой объект кап. строительства. До 2018 года порядок постановки на учет дома ИЖС допускал оформление деклараций самим собственников. Сейчас эта норма исключена из Закона № 218-ФЗ. Поэтому кадастровый учет зданий и сооружений, индивидуальных и дачных (садовых) домов осуществляется только по сведениям техпланов.

    Комментарий эксперта. Постановка дома на учет сопровождается его координированием. Для этого делается привязка к сети геодезических координат, а в техплане описываются геодезические построения. Чтобы обеспечить получение точных и достоверных данных о координатах, инженеры используют высокоточное профессиональное оборудование, проводят измерения и расчеты в специальных программах.

    Постановка на кадастровый учет объектов недвижимости в 2020 году, особенности

    Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет регламентирован Законом № 218-ФЗ. Для этого нужно:

    • завершить строительные работы, ввести объект в эксплуатацию (для ИЖС подается уведомление в местную администрацию);
    • заказывается техплан, готовятся документы о правах на объект;
    • документация с заявлением подается в МФЦ, хотя сама постановка на учет будет осуществляться специалистами Росреестра;
    • после завершения обязательных процедур будет выдана выписка из реестра с кадастровым номером объекта.

    Документацию может подать собственник или его представитель по доверенности. Технические и межевые планы выдаются на диске, либо направляются инженером напрямую в Росреестр. Аналогичные правила применяются при изменении характеристик строения или помещения.

    Постановка на кадастровый учет здания или помещения осуществляется на основании документов, указанных в Законе № 218-ФЗ. В этот список может входить:

    • заявление от собственника или его представителя;
    • правоподтверждающий документ;
    • техплан, межевой план, либо сразу оба этих документа;
    • платежка об оплате пошлины за регистрацию (подробнее об этом ниже);
    • паспорт заявителя-гражданина, либо регистрационные документы организации.

    По факту сдачи документов выдается расписка. В ней указывается дата, когда можно получить выписку ЕГРН.

    Для постановки на кадастровый учет индивидуального жилого дома, расположенного на землях для ИЖС, в 2020 году следует сначала обратиться в органы местной власти (уведомить о начале и об окончании строительства), затем получить от органов власти уведомления о том, что строительство возможно и о том, что оно не противоречит нормам. Только после этого можно приступать к оформлению технического плана и постановке на кадастровый учет. (Ранее вместо уведомительного порядка действовал разрешительный, на строительство получали разрешение).

    За 2019 год, со стороны законотворцев мы наблюдаем заинтересованность в области усовершенствования земельного и градостроительного законодательства. Это обусловлено тем, что государство максимально привлекает незарегистрированную недвижимость в гражданский оборот для обогащения внутренних ресурсов страны за счет налогообложения. Вместе с тем, кадастровый учет объектов недвижимости помогает обезопасить граждан от недобросовестных сделок с такими объектами, хотя и сопряжен с затратной бумажной волокитой.

    Чтобы быстро и без проблем поставить на кадастровый учет объект недвижимости, нужно действовать грамотно и последовательно. Для этого надо придерживаться особых правил. Они закреплены в Федеральном законе №218.

    Порядок действий по регистрации земли либо дома приведен ниже:

    • определить наличие права на постановку объекта на кадастровый учет. Подать запрос могут собственники недвижимости, носители права пожизненного наследуемого владения, а также их представители;
    • подготовить пакет документов. Перечень необходимых бумаг лучше уточнить заранее, позвонив на горячую линию регистрационной организации;
    • обратиться в ближайшее отделение Росреестра либо МФЦ. Нужно учитывать, что в Многофункциональном центре граждан принимают по предварительной записи. Поэтому надо будет заранее взять талон;
    • написать заявление на постановку недвижимости на учет на приеме у специалиста. Сотрудник госорганизации выдаст бланк и поможет его заполнить;
    • отдать специалисту Росреестра либо Многофункционального центра комплект документов и получить в ответ расписку о приеме бумаг;
    • взять квитанцию на оплату пошлины государству;
    • перевести на указанный счет определенную сумму денег. Это можно сделать в кассе банка либо через терминал. В любом случае надо помнить о том, что за перевод финансовых средств взимается комиссия. Чек стоит предоставить специалисту госучреждения в качестве подтверждения совершенной оплаты;
    • дождаться решения Росреестра. Постановка на кадастровый учет недвижимого объекта производится на основании результатов геодезических, землеустроительных и прочих работ;
    • в случае положительного ответа Росреестра будет выдана выписка из ЕГРН.

    При обнаружении недостоверной информации Росреестр откажет в приеме документов и постановке объекта на учет. Решение регистраторов может быть обжаловано в судебном порядке.

    Последнее обновление: 11.02.2020

    Кадастровый учет конкретного дома устанавливает факт создания объекта недвижимости. По итогам процедуры описываются главные характеристики строения, которые позволят его выделить среди аналогичных объектов. Потом регистрируется право собственности на дом.

    Постановка дома на кадастровый учет неразрывно связана с двумя понятиями. Это сам учет и регистрация собственности. Первое действие выражается во внесении сведений в ЕГРН. Второе – в том, что объект недвижимости учитывается. Ему придаются характеристики, позволяющие его идентифицировать среди другой недвижимости. В частности:

    • наименование;
    • месторасположение;
    • назначение;
    • этажность;
    • план (ситуационный);
    • кадастровый идентификатор.

    Регистрационная процедура означает фактическое признание права собственности на строение.

    Только на кадастр ставится недвижимость, если человек изменил характеристики строения, которое располагается на участке земли. Если к учету прибавляется и регистрация прав, то это происходит в случаях:

    • выстроен на земельном участке частный дом;
    • образован путем деления земельного надела;
    • снесен, но при условии, что ранее он был зарегистрирован в ЕГРН.

    Если характеристики частного дома не были изменены, но, например, недвижимость была подарена другому человеку, нужна регистрация перехода права собственности.

    Снять частный дом с учета или поставить на него новый с регистрацией права можно в Росреестре. Но он представлен не в одиночку. Помимо него, этим вопросом занимается МФЦ.

    Это учреждение выполняет исключительно посреднические функции. МФЦ – промежуточное звено между населением и регистрирующими органами.

    Если обращаться с документами в это учреждение, срок ожидания затягивается на несколько дней.

    МФЦ оказывает качественные услуги. Подразделения снабжены электронными терминалами. В них заявитель получает талончик и ожидает электронной очереди. После проверки документов сотрудником МФЦ, он их передает под расписку. О факте готовности новых на телефон придет уведомление.

    Если пользователь подает документы через Росреестр, то необходимо написать заявление по образцу, приложить документы. Сотрудник регистрирующего органа внимательно изучает документы. Выдается расписка, что они приняты.

    Для совершения регистрационных действий готовят пакет документов:

    1. Паспорт. Это основной документ заявителя. Если от его имени выступает другой человек, то ему необходима доверенность, удостоверенная нотариально.
    2. Документ – основание, по которому у заявителя возникло правомочие собственника. Это может быть дарение, приватизационный договор, разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Все документы должны быть в 2-х экземплярах.
    3. План (технический), межевое дело, карта плана территории и т.д.
    4. Заявление на осуществление регистрационных действий.
    5. Квитанция об уплате государственной пошлины.

    В частных случаях Росреестр вправе запросить другие документы.

    Постановка на кадастр отличается по срокам при оказании услуги Росреестром и МФЦ. Сравним:

    НаименованиеРосреестр (дней)МФЦ (дней)
    регистрационные процедуры права собственности 7 9
    учет (кадастр) 5 7
    объединенные выше процедуры 10 12
    регистрационные процедуры по решению суда 5
    в случае обременения недвижимости 3

    Закон запрещает ставить на учет по ходатайству владельца объект, который не относится к недвижимости.

    Предприниматель передал иск в судебную инстанцию. В нем он потребовал признать незаконным решение об отказе уполномоченного органа. Ставился навес для ожидания транспорта, на земельный участок, оформленный по всем правилам. Истец подчеркивал, что его нельзя демонтировать, так как он прочно связан с земельным наделом. И его невозможно перенести без нанесения ущерба прямому назначению.

    Суд отказал истцу на основании ст. 130 ГК РФ. Он признал, что объект, по поводу которого заявитель обратился в суд, изготовлен в типовых, заводских условиях.

    Конструктивно он состоит из модулей с каркасом из металла, имеющего ограждающие конструкции, состоящие из стекла ударопрочного типа.

    Кроме того, в конструкцию включены стеклопакеты и элементы соединительного назначения. Все эти конструктивные элементы могут быть разобраны.

    Иными словами, суд не согласился с доводами истца о том, что конструкция не может быть перемещена без нанесения ущерба ее прямому назначению. Следовательно, спорный объект не относится к недвижимому имуществу. И его на кадастровый учет ставить нельзя. Решение кадастрового органа правомерное.

    Заказать бесплатную консультацию юриста

    Регистрация недвижимости: что изменилось в 2020 году

    Государственный кадастровый учет – это обязательное требование для полноправного владения объектами недвижимости. Более того, без наличия уникального кадастрового номера и кадастрового паспорта, недвижимость не считается таковой.

    Кадастровый учет дома необходим в следующих ситуациях:

    • При оформлении в собственность вновь образованного объекта недвижимого имущества;
    • Если необходимо прекратить учет по причине расформирования объекта недвижимости;
    • Если необходимо довнести либо изменить информацию в кадастре.

    В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2020 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

    Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

    Для Росреестра характерна доступность предоставляемых услуг. Прошли времена, когда для прохождения процедуры приходилось ждать в очередях. Сегодня заинтересованным лицам предлагается несколько способов, как зарегистрировать земельный участок в в кадастровой палате:

    1. Обратиться лично в офис Росреестра по месту проживания. Возможно, для экономии времени стоит предварительно записаться на прием. Найти нужный офис, его адрес, график работы и контактные данные, а также забронировать время приема можно на сайте Росреестра .
    2. Посетить ближайший офис многофункционального центра предоставления услуг «Мои документы». Регистрация кадастрового номера через МФЦ осуществляется в том же порядке, что и через Росреестр. Центр выступает посредником, принимая и передавая документы, поэтому срок постановки на КУ может увеличиться на несколько дней.
    3. Подать заявку в электронном виде. При необходимости соискатель может подать заявление не только на ГКУ , но и на одновременную с ГКУ регистрацию прав (ГРП) . Подобная регистрация земельных участков в Росреестре возможна только при наличии у заявителя электронной подписи и нужных сертификатов.
    4. Направить заявку по почте в территориальный офис Росреестра. Почтовое отправление должно иметь опись вложения и предполагать уведомление о вручении. Подпись соискателя в заявлении нужно засвидетельствовать нотариально.

    Регистрационные мероприятия будут приостановлены до устранения причин, но не дольше, чем на 3 месяца. Если за это время заявитель не примет меры, ст. 27 ФЗ № 218 разрешает регистратору отказать ему в предоставлении услуги.

    Согласно законодательству, составление межевого плана, то есть уточнение границ земельного участка, действительно является одним из оснований для проведения кадастрового учета, но далеко не единственным. Однако ФЗ № 218 с 2020 года больше не обязывает собственников или иных правообладателей проводить обязательное уточнение границ участка, в том числе при постановке на учет части земельного участка. Более того, это не должно препятствовать совершению сделок с такими наделами.

    • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
    • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
    • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

    Если у владельцев соседних участков имеются возражения, они должны отправить (передать) претензию по адресу уполномоченного органа в период, который указан в извещении. Чтобы избежать трудностей, факт передачи оповещения должен быть зафиксирован. Если человек не согласен с результатами межевания, но не оформляет претензию в письменной форме, информация о ЗУ все равно вносится в ГКН.

    У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.

    Фактически информация, касающаяся процедуры регистрации, хранится в электронном виде. Правки и изменения также вносятся и сохраняются при использовании компьютера. В качестве подтверждающего документа, который в дальнейшем выдается обратившемуся гражданину, выступает выписка из ЕГРН. В ней содержится информация об объекте, а также данные о соглашении, на основании которого был произведен переход права собственности. Другой документации, справок и выписок для подтверждения права не требуется.

    • бумажный вариант, при котором собственник подготавливает обязательные документы и бланки, а затем передает сотруднику Росреестра для проведения регистрации. Допускается не только личное обращение, но и отправление заявки по почте;
    • электронный вариант – обращение происходит посредством портала госуслуг, где заявление можно подать через личный кабинет;
    • регистрация в МФЦ также позволят провести регистрацию. Документы подаются в бумажном виде.
    • квартира должна быть единственной, приспособленной к проживанию;
    • собственник по определенным основаниям не может получить жилье, находящееся у покупателя;
    • владелец не имеет возможности получить компенсацию от виновника;
    • обязательно наличие судебного постановления и исполнительного листка с пометкой «взыскание невозможно».

    При обращении заинтересованного лица для государственного учета объекта недвижимости необходимо предоставить заявление об учете и приложить к нему следующие документы:

    1. Межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части, изменении его уникальных характеристик).

    2. Технический план (при постановке на учет объектов капитального строительства), а также учете части, изменении уникальных характеристик.

    3. Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта.

    4. Копию документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости.

    5. Копию документа об изменении категории земель, разрешенного использования участка.

    6. Документ, удостоверяющий личность.

    Документы можно подавать лично либо через представителя (по доверенности).

    Верность копии представленных документов, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

    Копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа.

    Закон о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости 2020

    Нередко, по причине незнания гражданами законодательства в сфере кадастрового учета, кадастровые инженеры злоупотребляют своим положением и привлекают заявителей к необходимости повторного изготовления технического плана, тогда как в соответствии с Законом о кадастре для постановки на кадастровый учет достаточно предоставить копию о разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.

    Необходимо знать, что обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства.

    В соответствии с законодательством, при выдаче разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, органы государственной власти или местного самоуправления обязаны в течение 5-ти рабочих дней направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (ГКН) в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а орган кадастрового учета осуществляет постановку такого объекта на кадастровый учет на основании поступивших документов.

    Постановка на кадастровый учет и регистрация объекта недвижимости устанавливается на законодательном уровне. При покупке загородного дома, земельного участка или даже склада требуется внесение записи в государственный реестр. Что представляет собой данная процедура?

    Рекомендуем прочесть: План сноса домов по программе реновации в 2020 году

    Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет предполагает личное обращение собственника. Подается заявление с полным пакетом документов. Обычно происходит одновременная регистрация собственности с постановкой на учет.

    Но есть возможность провести кадастровый учет, не осуществляя регистрацию прав. Данная процедура предусмотрена для случаев, когда меняется собственник, изменяются основные свойства объекта или подтверждаются имеющиеся права.

    Более подробный перечень документации всегда можно узнать у сотрудников Росреестра или в МФЦ. При принятии бумаг на рассмотрение весь подаваемый перечень будет проверен сотрудником органа. Если будет не доставать какой-то бумаги, пакет будет возвращен заявителю на доработку выявленного недостатка.

    • Постановку на кадастровый учет вновь образованных объектов недвижимости;
    • Внесение изменений в Росреестр после изменения уникальных свойств или характеристик объекта недвижимости – адреса, площади земель;
    • Регистрацию факта прекращения существования объекта недвижимого имущества по разным причинам.

    Производить постановку объекта недвижимости на кадастровый учет могут лишь люди, достигшие совершеннолетия, те, кто являются владельцами земли, арендаторами или землепользователями. Также допускается привлечение к процессу доверителей полноправных владельцев.

    Начал действовать новый закон, касающийся государственной регистрации недвижимости. Теперь встать на кадастровый учет станет намного проще и быстрее. Эксперты уверяют, что россияне могут уже сегодня подать заявление и документы на регистрацию недвижимости и заметит существенные изменения.

    Говорят, что операции с недвижимостью будут проходить быстрее и удобнее. Новая база данных поможет облегчить процесс регистрации прав и постановки на учет недвижимости. Это две разные процедуры, которые, как правило, проводятся в одно и то же время. Теперь гражданин сможет зарегистрировать объект, поставить на учет и получить соответствующий документ, подтверждающий его право собственности.

    Кадастровый учёт – идентификация недвижимости. Идентификация подразумевает внесение сведений об объекте в ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости).

    Причины, по которым необходимо внести данные о недвижимом объекте в кадастр:

    • Полноценное оформление права собственности;
    • Государственное планирование градостроительных и землеустроительных работ;
    • Полученные сведения (объем и ценность владения) будут использованы для исчисления сумм налогов.

    Процедура постановки, нюансы и особенности регламентированы ФЗ №218 от 13.07.2015:

    Перед тем, как собирать необходимые документы, рассмотрим перечень лиц, которые имеют право обращаться в регистрирующий орган с заявлением о первоначальной постановке дома или квартиры.

    Таковыми являются:

    • Собственник дома, квартиры, гаража, дома и так далее;
    • Кадастровый инженер;
    • Лицо, обремененное объектом;
    • Органы местного самоуправления, региональные и федеральные власти;
    • Частник, которому выделен земельный участок под постройку недвижимого объекта в соответствии с гражданским договором.

    Перечисленные выше лица могут обращаться во все отделения Росреестра или МФЦ не зависимо от их месторасположения, так как с 2018 года была отменена территориальная привязанность органов к регистрируемым объектам.

    Для обращения в регистрирующие органы потребуется следующий пакет документов:

    • Заявление. Форма и образец выдаётся сотрудниками органа, в который вы обратились.
    • Удостоверяющие личность документы. Лучше всего предоставить паспорт.
    • Правоподтверждающая документация. К ней относится договора купли-продажи, ренты, дарственные, завещания, свидетельства о государственной регистрации прав собственника.
    • Техническая документация касательно объекта недвижимости. Сюда относят межевой, тех. планы, кадастровые карты, акт обследования земли кадастровым инженером.
    • Справка, в которой прописано целевое назначение земельного участка.
    • Квитанция об уплате государственной пошлины (размер госпошлины варьируются в зависимости от объекта, со всем перечнем можно ознакомиться, обратившись к ст. 333.33 НК РФ).

    Стоит учесть: Сотрудники МФЦ или Росреестра оформляют расписку о приёме документов. Благодаря её идентификационному номеру можно узнать статус выполнения заявки. При подаче вышеперечисленного пакета «бумаг» через портал госуслуг, номер расписки поступит на указанный в профиле электронный адрес.

    Описанный выше список является общим. Он дополняется в зависимости от отдельно взятого ОН (далее — объекта недвижимости). Потому рассмотрим нюансы оформления с разным видом имущества.

    Кадастровый учет объектов недвижимости: как оформить, сроки

    Согласно п. 7 ст.1 ФЗ №218 к внесению обязательны:

    • Земельные участки;
    • Здания, сооружения;
    • Помещения;
    • Единые недвижимые комплексы.

    На учёт ставится любой недвижимый объект перемещение, которого без ущерба невозможно. Поэтому любая постройка с фундаментом обязательна к внесению в ЕГРН.

    Перед тем, как собирать необходимые документы, рассмотрим перечень лиц, которые имеют право обращаться в регистрирующий орган с заявлением о первоначальной постановке дома или квартиры.

    Таковыми являются:

    • Собственник дома, квартиры, гаража, дома и так далее;
    • Кадастровый инженер;
    • Лицо, обремененное объектом;
    • Органы местного самоуправления, региональные и федеральные власти;
    • Частник, которому выделен земельный участок под постройку недвижимого объекта в соответствии с гражданским договором.

    В указанные при оформлении сотрудниками сроки окончания необходимо лично явиться в регистрирующий орган и получить выписку из ЕГРН.

    В этом документе содержится следующая информация:

    • Техническое описание ОН;
    • Собственники имущества;
    • Обременения, которые действую на данный момент времени (ипотечный кредит, залог, арест);
    • Кадастровая стоимость.

    Но иногда вам могут прислать уведомление о приостановке процедуры по следующим причинам:

    • Подача неполного пакета документации;
    • Ошибки в документах;
    • Спорные обстоятельства постановки на учёт (нарушение порядка уведомления при межевании, ошибки в акте согласования, ЗУ заявителя находится внутри земельного участка иного лица);
    • Препятствование заявителя сотрудникам Росреестра (не обеспечил доступ к ОН).

    Если ошибка, выявленная при оформлении документов, не исправлена в течение 3 месяцев, то регистрирующий орган отказывает в кадастровой постановке.

    Перед обращением в суд, необходимо направить жалобу в апелляционную комиссию Росреестра. Отказ будет рассмотрен только в течение 30 дней со дня отказа. Если решение апелляционной комиссии неутвердительное, то можно подать иск в суд в течении 3 месяцев со дня отказа комиссией.

    Иск должен быть разделен на 3 части:

    1. Описывающая. Когда и зачем заявитель обращался в регистрирующий орган и вследствие чего получен отказ.
    2. Мотивировочная. В исковом заявлении мало указать, почему вы не согласны. Необходимо приложить доказательную базу, которая аргументирует вашу позицию.
    3. Просительная. Просьба об отмене решения Росреестра, её апелляционной комиссии и постановка ОН на кадастровый учёт.

    Если в суд обращается кадастровый инженер с оформленным ИП или юридическим лицом, то исковое заявление направляется не в суд общей юрисдикции, а в арбитраж.

    Постановка на кадастровый учет, получение кадастрового паспорта

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

    3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).

    4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

    7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

    8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    1. Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования).

    1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

    2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

    1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

    2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

    3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

    4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

    5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

    Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

    Об изменениях, внесенных Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ

    1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

    2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

    3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

    4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

    5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

    1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

    2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

    1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

    2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

    3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

    4) реестровых дел;

    5) кадастровых карт;

    6) книг учета документов.

    3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

    4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

    6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

    7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

    8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

    9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    10. Оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Полномочия оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости на основании решения федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

    Постановка на кадастровый учет происходит по конкретно прописанным правилам. Для участков земли они приобрели свою силу, согласно законодательству, в январе 2008 г., а для зданий (сооружений) стали действительны с января 2013 г.

    Справка. Отражение в государственной кадастровой системе всех новшеств, касаемо конкретной недвижимости, ее непосредственная постановка на учет и снятие с него, называется кадастровым учетом.

    Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости – манипуляции по занесению в систему кадастра всех сведений об объекте, придание ему индивидуальных признаков.

    Действия, осуществляемые при регистрации объекта в системе кадастра:

    Имеется 2 способа:

    1. Посмотреть через Интернет по базе ГКН (быстрый вариант).
    2. Самолично посетить МФЦ или Росреестр (наиболее длительный процесс, с оформлением запроса по нужному объекту и, впоследствии, выдачей выписки из ЕГРН).

    О том, как выяснить стоит ли дом на кадастровом учете, говорится здесь.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *