Организация созданная собственником для осуществления управленческих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация созданная собственником для осуществления управленческих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В зависимости от собственника выделяют

  • Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы
  • Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования
  • Частные учреждения — учредителями выступают коммерческие организации.

Государственное или муниципальное учреждение бывают

  • бюджетными
  • автономными

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Cоздавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления[2]. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

1. Одной из поименованных в п. 3 ст. 50 ГК РФ организационно-правовых форм юридических лиц, относящихся к некоммерческим организациям, является финансируемое собственником учреждение.

Как организационно-правовая форма юридического лица учреждение отнесено к унитарным некоммерческим организациям и занимает особое место в системе некоммерческих юридических лиц. Во-первых, учреждение может быть создано как публично-правовыми образованиями, так и любыми юридическими лицами и гражданами; во-вторых, оно не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество и, в-третьих, закрепление переданного учреждению его собственником имущества осуществляется с учетом специальных правил ст. 296 ГК РФ.

Как сделать так, чтобы полюбить кого-то самому и чтобы этот кто-то вас тоже полюбил? Показать ответ>>

Как сказать по-китайски «Будь безмятежен, словно цветок лотоса у подножия храма истины»? Показать ответ>>

Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? Показать ответ>>

Учреждение (некоммерческая организация)

  • Организация, ведающая какой-либо областью управления, хозяйства, торговли
  • организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы или деятельностью
  • Организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности
  • организация, занимающаяся какой-либо деятельностью
  • Основание, создание
  • Признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера
  • управа на Руси

Текст комментария: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ» Авторы: С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит Издание: 2019 год

1. Учреждение — единственная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, не предусматривающая возникновения права собственности на закрепленное за ним учредителем и приобретенное в процессе деятельности имущество. Собственником имущества учреждения является его учредитель, а учреждению имущество принадлежит на праве оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300). Специфическими признаками учреждений следует признать унитарный характер, отсутствие права собственности на закрепленное за ним учредителем имущество, финансирование или предоставление финансовых средств собственником в иной форме для выполнения уставных задач.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, науки, здравоохранения, культуры и спорта. Значительная часть учреждений создается публичными образованиями и выполняет ряд управленческих функций. В форме учреждений действуют в гражданском обороте органы государственной и муниципальной власти и управления. Также в последние годы публичные образования используют организационно-правовую форму учреждения в отдельных сферах экономической деятельности, где предполагается усиленный контроль со стороны соответствующего публичного образования, например, в сфере управления многоквартирными домами. Однако независимо от выполняемых функций учреждение является субъектом частного права, и его статус как юридического лица определяется, прежде всего, актами гражданского законодательства.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Действующая редакция п. 2 устанавливает прямой запрет на соучредительство в отношении учреждений. Данное правило было введено ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. До этого запрет на соучредительство отсутствовал, хотя он следовал из смысла положений ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Вместе с тем отдельные нормативные правовые акты допускали наличие у учреждения нескольких учредителей. Поэтому в отношении учреждений, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ несколькими учредителями, предусматривается, что они не подлежат ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в некоммерческую автономную организацию или фонд.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает общее правило об ответственности учреждений — они отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, а в предусмотренных законом случаях — и иным имуществом. Пределы самостоятельной ответственности учреждения различаются в зависимости от вида и типа учреждения. В случае недостаточности у частных и казенных учреждений денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за этими учреждениями на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

При недостаточности у казенного или частного учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, ограничение возможности обращения взыскания на иное имущество, кроме денежных средств, компенсируется наличием субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения.

Субсидиарная ответственность собственника может быть реализована только при отсутствии возможности у основного должника — частного или казенного учреждения, удовлетворить требования кредитора. При этом иск может быть предъявлен одновременно к основному и субсидиарному должникам. В таком случае, при удовлетворении судом иска, в резолютивной части решения суда указывается на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения — с собственника его имущества (субсидиарного должника).

По искам о применении субсидиарной ответственности по долгам казенного учреждения надлежащим ответчиком является собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. При этом в суде от имени указанных публично-правовых образований выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (п. 12.1 ст. 158 БК).

Субсидиарная ответственность собственника по долгам казенного и частного учреждения распространяется на все виды гражданско-правовых обязательств, независимо от основания возникновения (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Также не имеет значения, возникло обязательство при осуществлении основной деятельности учреждения или нет.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной с

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

    • Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

    Все документы >>>

    Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

    • Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23

      «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.10.2020 N 350-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

    • Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 15.10.2020)

      «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

      «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

    Все документы >>>

    Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы. Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.

    В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива. Поэтому одно и то же лицо может являться членом (пайщиком) нескольких потребительских кооперативов.

    Статья 123.21 ГК РФ. Основные положения об учреждениях

    Фонд является некоммерческой организацией, учреждаемой гражданами и (или) юридическими лицами на основе их добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

    Правовое положение фондов в целом определяется ГК и Законом о некоммерческих организациях. Особенности правового положения и деятельности отдельных видов фондов предусмотрены специальными законами, например Законом об общественных объединениях, — если это общественный фонд, Законом о благотворительной деятельности — при создании благотворительного фонда.

    Закон не ограничивает численность учредителей фонда; он может быть создан и одним лицом. Определенные ограничения устанавливаются в отношении субъектного состава учредителей, в который не могут входить, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 19 Закона об общественных объединениях, ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).

    В отличие от многих видов некоммерческих организаций фонд не имеет членства. Его учредители не управляют деятельностью фонда и не участвуют в такой деятельности.

    Для надзора за деятельностью фонда из числа учредителей и иных лиц создается попечительский совет, являющийся одним из органов фонда. Он действует на общественных началах. В фонде могут образовываться исполнительные органы: коллегиальный и единоличный, которые назначаются либо утверждаются учредителями фонда или попечительским советом. Сведения об органах фонда должны быть указаны в его уставе.

    Учредители фонда не сохраняют право собственности на переданное ему имущество (в виде взносов, пожертвований и др.); это имущество становится собственностью фонда. Фонды не отвечают по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам фонда и не имеют права требовать возврата переданного фонду имущества в случае его ликвидации. Поэтому в уставе фонда должна быть определена судьба его имущества в случае ликвидации.

    Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.

    Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

    В организационно-правовой форме учреждений создаются и действуют государственные органы и органы местного самоуправления, многие организации здравоохранения, культуры, образования, иные организации, которые осуществляют лишь тот минимальный объем хозяйственной деятельности, который необходим им для реализации целей, ради которых они созданы учредителем.

    Учреждение создается на основе имущества, переданного ему учредителем, и не имеет членства. При этом учреждение, в отличие от иных видов некоммерческих организаций, не является собственником переданного ему учредителем имущества. Оно, как и казенное предприятие, обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Однако, в отличие от казенного предприятия, учреждение может быть создано на основе не только публичной, но и частной собственности. Соответственно, учредителем данной формы некоммерческой организации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое либо физическое лицо. Законами, регулирующими некоторые виды деятельности, может быть ограничен субъектный состав лиц, имеющих право создавать учреждения. Например, только религиозная организация вправе создать учреждение профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала (п. 1 ст. 19 Закона о свободе совести).

    Учредительным документом учреждения является его устав (положение). Устав утверждается учредителем и должен соответствовать требованиям закона к уставу юридического лица вообще и соответствующего вида юридических лиц, в частности. Учреждения некоторых видов действуют на основании общих, типовых положений (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении) либо разрабатывают свои уставы на основе примерных положений. Деятельностью учреждения руководит единоличный исполнительный орган (директор, заведующий и т.п.), назначаемый собственником.

    По общему правилу учреждение не может распоряжаться имуществом, переданным ему собственником в оперативное управление, а также средствами, выделяемыми собственником по смете. В виде исключения для образовательных учреждений предусмотрена возможность выступать в качестве арендодателя закрепленного за ними имущества (п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании».

    В уставе собственник может предоставить учреждению право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такие доходы и приобретенное на них имущество учитываются на самостоятельном балансе учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК).

    Учреждение отвечает по своим обязательствам всеми имеющимися у него денежными средствами. Под ними понимаются не только денежные средства, переданные учреждению собственником по смете, но и доходы от разрешенной ему деятельности, а также имущество, приобретенное на эти доходы. При недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. На имущество собственника, закрепленное за учреждением, и имущество, приобретенное им за счет средств, выделенных по смете, взыскание по долгам учреждения обращено быть не может.

    В процессе деятельности юридических лиц у них может возникнуть необходимость объединить свои усилия для решения тех или иных задач. Коммерческим организациям важно скоординировать свою предпринимательскую деятельность, например наладить непрерывный производственный цикл, организовать и оптимизировать сбыт продукции. Некоммерческим организациям объединение может быть необходимо для более эффективного решения своих уставных задач, реализации совместных программ. В таких случаях юридические лица могут образовывать объединения, также являющиеся юридическими лицами и называемые союзами или ассоциациями (п. 1 ст. 121 ГК, п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

    Союзы (ассоциации) являются некоммерческими организациями. ГК предусматривает, что они могут быть образованы коммерческими либо некоммерческими организациями. Члены союза (ассоциации) не утрачивают своей самостоятельности и не лишаются статуса юридического лица. Цели создания союзов (ассоциаций) коммерческих организаций не предполагают предпринимательской деятельности. Ее могут вести лишь члены объединения юридических лиц; само же объединение координирует их деятельность, представляет и защищает общие интересы, способствует достижению общих целей.

    1. Некоммерческое партнерство. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия своим членам в достижении социальных, культурных, образовательных, научных, управленческих или других общеполезных некоммерческих целей (п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). По действующему законодательству в форме некоммерческого партнерства могут создаваться фондовые биржи, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения.

    Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако оно не может быть создано одним лицом. Учредительным документом некоммерческого партнерства является его устав, утверждаемый учредителями. В случае заключения учредительного договора (что не является обязательным) он также становится учредительным документом партнерства. В учредительных документах некоммерческого партнерства указываются цели его деятельности, условия членства в нем, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, источник формирования его имущества, порядок распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации.

    Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возглавляет партнерство единоличный исполнительный орган; уставом может быть предусмотрена возможность создания и коллегиального исполнительного органа.

    Члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управлении его деятельностью, получать информацию о деятельности партнерства. Особенностью некоммерческого партнерства является то, что его члены при выходе из партнерства могут получить часть имущества партнерства или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность партнерства, за исключением членских взносов, а при ликвидации партнерства — часть ликвидационного остатка пропорционально своим взносам. Таким образом, они напрямую заинтересованы в результатах деятельности партнерства.

    2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

    экономический собственность российский имущество

    Для ответа на этот вопрос Вам следует обратиться к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

    Наиболее важным признаком классификации хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующего субъекта по признаку организационно—правовых форм предприятий, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

    Гражданский кодекс вводит понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация».

    Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и если получает прибыль, то она не распределяется между участниками организации (рис. 1).

    Правовое регулирование У. осуществляется ГК РФ* и ФЗ «О некоммерческих организациях»**; особенности правового положения отдельных видов гос-ных и иных У. определяются законами об отдельных видах У., напр., Законом РФ «Об образовании»**, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»**, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»**, и др. правовыми актами.

    Учредить У., по общему правилу, вправе один или несколько собственников. Однако специальные законы об отдельных видах некоммерческих организаций могут ограничивать круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании У. соответствующих видов. Напр., благотворительное У. может быть учреждено только благотворительной организацией, общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями, религиозное образовательное У. — только религиозными организациями.

    У. не обладает имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Имущество закрепляется за У. на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. По общему правилу, право оперативного управления возникает у У. с момента передачи ему соответствующего имущества, но решением собственника имущества или правовыми актами могут быть предусмотрены исключения из этого правила. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, в соответствии с которым его обладатель не вправе самостоятельно, по своему усмотрению, отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК РФ). У. обязано использовать переданное ему в оперативное управление имущество в соответствии с целями создания, которые определяются собственником. В случае использования имущества, закрепленного за У., не по назначению, собственник (учредитель) вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

    Статья 120. Основные положения об учреждениях

    1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или приобретенное учреждением в соответствии с пунктом 4 статьи 50 настоящего Кодекса, оно приобретает право оперативного управления в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса.

    3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 120 и пунктом 2 статьи 120 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов «пунктами 4-6 статьи 120 и пунктом 2 статьи 120» следует читать «пунктами 4-6 статьи 120.1 и пунктом 2 статьи 120.2»

    4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

    По решению учредителя в учреждении может быть создан коллегиальный орган (совет), подотчетный учредителю. Компетенция коллегиального органа учреждения, порядок его создания и принятия им решений определяются законом и уставом учреждения.

    [1]

    Статья 120.1. Государственные и муниципальные учреждения

    1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

    2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

    4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также за исключением недвижимого имущества независимо от того, за счет каких средств и по каким основаниям оно за бюджетным учреждением закреплено или им приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

    6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

    7. Особенности правового положения отдельных видов государственных и муниципальных учреждений определяются законом.

    Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (только государственные и муниципальные) (имущество принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию – права собственника осуществляют органы государственной власти, от имени муниципального образования – органы местного самоуправления) (имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям)).

    37. В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица подразделяются на:

    1)Частные и государственные.

    2)Частные, государственные и муниципальные.

    3)Преследующие общественно полезные цели и частные.

    4)Коммерческие и некоммерческие.

    38. Ликвидация юридического лица осуществляется:

    1) По решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

    2) По решению суда.

    3) По «решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.

    4) По решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда, либо по решению регистрирующего органа.

    39. Участники общества с ограниченной ответственностью:

    1)Несут субсидиарную ответственность по его обязательствам солидарно всем своим имуществом.

    2)Несут субсидиарную ответственность по его обязательствам солидарно в пределах стоимости своего вклада.

    3)Несут субсидиарную ответственность по его обязательствам солидарно своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

    4)Не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

    40. В унитарных предприятиях создаются следующие органы:

    1)Общее собрание членов трудового коллектива и единоличный исполнительный орган.

    2)Общее собрание членов трудового коллектива, наблюдательный совет и единоличный исполнительный орган.

    3)Правление, наблюдательный совет и единоличный исполнительный орган.

    4)Единственным органом является руководитель.

    41. Некоммерческие организации создаются в формах:

    1)Исчерпывающим образом описанных в ГК РФ.

    2)Описанных в ГК РФ и других законах.

    3)Описанных в ГК РФ, других законах и иных правовых актах.

    4)Предусмотренных в законах, а также хотя и не предусмотренных, но не противоречащих общим началам и смыслу гражданского законодательства.

    Вправе ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью?

    1)Вправе, если занятие предпринимательской деятельностью служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.

    2)Не вправе, т.к. такие юридические лица создаются для иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

    3)Вправе, если занятие предпринимательством для данной некоммерческой организации будет разрешено учредителями.

    4)Вправе, если занятие предпринимательством разрешено законами о данных видах некоммерческих организаций.

    Каковы гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации?

    1)При реорганизации кредиторы должны быть письменно уведомлены об этом. Они вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

    1. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
    2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
    3. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

    Правовое регулирование У. осуществляется ГК РФ* и ФЗ «О некоммерческих организациях»**; особенности правового положения отдельных видов гос-ных и иных У. определяются законами об отдельных видах У., напр., Законом РФ «Об образовании»**, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»**, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»**, и др. правовыми актами.

    Учредить У., по общему правилу, вправе один или несколько собственников. Однако специальные законы об отдельных видах некоммерческих организаций могут ограничивать круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании У. соответствующих видов. Напр., благотворительное У. может быть учреждено только благотворительной организацией, общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями, религиозное образовательное У. — только религиозными организациями.

    У. не обладает имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Имущество закрепляется за У. на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. По общему правилу, право оперативного управления возникает у У. с момента передачи ему соответствующего имущества, но решением собственника имущества или правовыми актами могут быть предусмотрены исключения из этого правила. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, в соответствии с которым его обладатель не вправе самостоятельно, по своему усмотрению, отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК РФ). У. обязано использовать переданное ему в оперативное управление имущество в соответствии с целями создания, которые определяются собственником. В случае использования имущества, закрепленного за У., не по назначению, собственник (учредитель) вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

    Если в соответствии с учредительными документами У. предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение У. и учитываются на отдельном балансе. Эти доходы и приобретенное за счет них имущество находятся у У. не на праве оперативного управления, а, согласно наиболее распространенной в доктрине позиции, на праве хозяйственного ведения.

    Обратиться в суд с требованием о внесении изменений в устав фонда вправе любой единоличный или коллегиальный орган фонда, а также государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за деятельностью фонда. К примеру, по отношению к общественным фондам такой компетенцией наделены: прокуратура РФ; орган, осуществляющий регистрацию фонда; финансовые и некоторые другие органы.
    3. Коммент. статья допускает ликвидацию фонда исключительно в судебном порядке, что обусловлено особым характером данной организации. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Правом обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда обладают любые заинтересованные лица (учредители фонда, кредиторы, контролирующие органы и др.). Вместе с тем фонд может быть признан банкротом, причем как по решению суда, так и путем добровольного объявления о своем банкротстве (п. 4 ст. 61, п. 2 ст. 65 ГК). Объявление о банкротстве и, следовательно, ликвидация фонда во внесудебном порядке допускается только по соглашению с кредиторами, требования которых фонд не в состоянии удовлетворить.

    2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

    (абзац введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

    Статья 121. Основные положения об ассоциациях (союзах)

    (в ред. Федерального закона от 11.02.2013 N 8-ФЗ)

    Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

    Ассоциация (союз) является некоммерческой организацией.

    Статья 121.1. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)

    (введена Федеральным законом от 11.02.2013 N 8-ФЗ)

    Положения пункта 1 статьи 121.1, касающиеся установления минимального количества учредителей ассоциации (союза), применяются к ассоциациям (союзам), созданным после дня вступления в силу Федерального закона от 11.02.2013 N 8-ФЗ.

    1. Количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее пяти. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному количеству учредителей таких ассоциаций (союзов).

    Прежде всего отметим, что образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» (далее по тексту — «Законом»). К сожалению, данный Закон не содержит конкретного, однозначного определения образовательной деятельности, но из его анализа можно сделать вывод, что под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, студентами, слушателями и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков, профессиональной подготовки, квалификации и т.п.

    Учредители благотворительной организации

    Как было сказано выше, образовательные учреждения могут создаваться в форме некоммерческих организаций. В данной статье мы только перечислим допустимые по законодательству формы некоммерческих организаций:
    общественное объединение,
    некоммерческое партнерство,
    автономная некоммерческая организация,
    фонд,
    ассоциация (союз),
    учреждение,
    потребительский кооператив.

    Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

    Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

    Закон подразделяет образовательные учреждения на следующие типы:
    1) дошкольные;
    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
    4) учреждения дополнительного образования взрослых;
    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
    6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
    7) учреждения дополнительного образования детей;
    8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

    Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, подлежит обязательной государственное регистрации. Регистрацию образовательных учреждений (за исключением созданных в форме потребительских кооперативов) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет Главное управление Федеральной регистрационной службы (ГУ ФРС по СПб и ЛО). Регистрацию образовательных учреждений в форме потребительских кооперативов производят налоговые органы.

    Установленный законом срок рассмотрения представляемых на государственную регистрацию документов составляет 1 месяц, но фактически регистрация занимает больший срок.

    Зарегистрированное образовательное учреждение также должно быть поставлено на налоговый учет (с присвоением ИНН — идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах — Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в в органе государственной статистики (в Санкт-Петербурге — в Петербургкомстате) (с получением статистических кодов — ОКВЭД, ОКПО и других).

    Помимо перечисленного, образовательные учреждения, созданные в форме некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов), в случае, если в состав их учредителей входит не менее двух коммерческих организаций, и данные некоммерческих партнерства и ассоциации (союзы) намерены осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (членов), обязаны уведомить о своем создании территориальный антимонопольный орган. Уведомление должно быть представлено в течение 45 дней с момента государственной регистрации указанных некоммерческих организаций.

    Для регистрации образовательного учреждения учредители обязаны:
    — уплатить государственную пошлину (2000 рублей);
    — подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы — протокол или решение о создании организации, Устав, возможно — учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа;
    — заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-либо из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

    Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

    После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, образовательное учреждение должно получить лицензию. Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Правительством Российской Федерации (на момент написания настоящей статьи — Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796).

    Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями.

    О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21.

    1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

    По вопросу, касающемуся обращения взыскания на имущество учреждения, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1999 N 45.

    [3]

    2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    1. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
    2. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
    3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
    4. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
    5. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

    Учреждение – это унитарное некоммерческое объединение, основанное собственником в порядке, регламентированным уставом, для осуществления деятельности по реализации нижеследующих целей:

    • общественных;
    • культурных;
    • управленческих;
    • других задач некоммерческой специфики.

    Часть 1 статьи 9 ФЗ № 7 устанавливает понятие: частное учреждение – это некоммерческое объединение, основанное собственником для реализации вышеуказанной деятельности.

    Виды данных объединений:

    • частные (зарегистрированные гражданином или юридическим лицом);
    • государственные (сформированные РФ, субъектом РФ или уполномоченным органом муниципального района).

    Частное учреждение осуществляет деятельность, исходя из нормативных положений устава – единственно возможного вида учредительной документации.

    Устав проходит процедуру утверждения следующими лицами:

    • единственным владельцем имущества;
    • всеми собственниками – при учредительстве, проводимом совместно.

    Требования устава обязательно должны исполняться не только самой организацией, но и ее учредителями.

    Вопрос о создании решается учредителем (учредителями).

    Данные виды организаций для возможности осуществления деятельности обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации по порядку, регламентированному 129-ФЗ, с учетом нюансов, связанных с процедурой регистрации некоммерческих объединений.

    Решение о регистрации выносит Минюст РФ. На основании данного решения регистрирующий орган (территориальная инспекция ФНС) вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись.

    Организация созданная собственником для осуществления управленческих

    Порядок распоряжения имуществом описывается в части 1 статьи 123.21. ГК РФ. Нормы закона действуют как для частных, так и для муниципальных учреждений.

    Согласно положениям данной статьи, учредитель – собственник имущества. Имущество частного учреждения может быть:

    • закреплено самим собственником за учреждением;
    • приобретено по другим основаниям.

    Вне зависимости от способа образования имущества, за ним закрепляется право оперативного управления согласно порядку, установленному статьей 296 ГК РФ.

    Частное учреждение обладает правом:

    • владеть и пользоваться имуществом согласно целям осуществляемой некоммерческой деятельности;
    • владеть и пользоваться имуществом, исходя из целевого назначения такого имущества;
    • распоряжаться имуществом только с разрешения собственника, если иное не определено соответствующим законом.

    Владелец обладает возможностью изъятия имущества, которое было закреплено за учреждением или приобретено за счет материальных средств, выделенных собственником на покупку, по следующим основаниям:

    • имущество не используется по целевому назначению;
    • имущество не используется вообще;
    • имущество является излишним.

    После осуществления процедуры изъятия собственник приобретает право на использование изъятого имущества по собственному усмотрению.

    Порядок преобразования в другие формы регламентируется соответственно:

    • частью 7 статьи 123.22. – для государственных (муниципальных);
    • частью 3 статьи 123.23. – для частных.

    Главное отличие порядка преобразования состоит в нижеследующем:

    • учредитель частного учреждения может в любой момент осуществить процедуру преобразования в автономную некоммерческую организацию или фонд;
    • муниципальное учреждение может быть преобразовано в иные организационно-правовые формы юридических лиц, если такая возможность предусматривается законом.

    В чём особенность/отличие/уникальность частного учреждения от иных организационно правовых форм? Почему некоторые выбирают именно уту форму?

    С 01.09.2014 года действует императивная норма о невозможности соучредительства при создании учреждения, т.е. учредителем может быть один гражданин или одно юридическое лицо. Данная норма распространяется на все учреждения, за исключением общественных.

    Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. Следовательно, понятие учредитель и собственник имущества учреждения являются тождественными. Соответственно с переходом права собственности на имущество, переходят права и обязанности учредителя.

    Учредитель является высшим органом управления учреждения. Учредитель создает учреждение и формирует или утверждает органы управления им (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

    Как и во всех частных учреждениях, в частном образовательном учреждении учредитель является высшим органом управления, учредитель вправе быть одновременно и единоличным исполнительным органом учреждения (Директор, Ректор и т. д.). Помимо вышеуказанных органов управления именно в образовательной организации необходимо сформировать и дополнительные коллегиальные органы управления.

    Компания ООО «Сельхозтехника» сдаёт в аренду помещения в здании площадью 2000 м2.

    Здание расположено по адресу: город Троицк, улица Макаренко, дом №61.

    Внутри отделка и все необходимые коммуникации. Помещение строилось под автосалон: возможен въезд машин на 2-й этаж, удобные подъездные пути, есть место под парковку, рядом есть остановка общественного транспорта.

    Помещения сдаются как под офисы, так и под склады или магазины. Обсуждаются любые варианты. Цена договорная.

    По всем вопросам: (351-63) 7-59-09.

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    2. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

    3. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

    4. При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

    5. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 12322 и пунктом 2 статьи 12323 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

    6. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

    7. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

    2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

    4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

    5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

    6. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения

    7. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

    8. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    9. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

    10. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

    (по состоянию на 01.07.2018)

    1. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

    2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    3. По обязательствам собственника частного учреждения взыскание может быть обращено на имущественный комплекс такого учреждения в целом, что в случае отчуждения имущественного комплекса влечет замену собственника-учредителя.

    4. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

    Право оперативного управления имуществом

    1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

    2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ)

    2.2. Под некоммерческой организацией-исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований: (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

    1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества; (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

    2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг). (в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 60-ФЗ)

    3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. (в ред. от Федеральных законов от 01.12.2007 N 300-ФЗ, от 03.06.2009 N 107-ФЗ)

    4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

    5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

    Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

    1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

    3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

    Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 236-ФЗ)

    1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

    Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

    1.1. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

    2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

    3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

    4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами). (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    5. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях: (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    3) общероссийских общественных объединений; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 413-ФЗ)

    6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

    1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

    2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

    3. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

    4. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

    Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

    5. Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

    1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

    Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    2. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

    Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

    3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

    Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

    Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

    Уставом фонда, имеющего статус международного фонда, может быть предусмотрено создание иных органов фонда. Наличие попечительского совета международного фонда не является обязательным. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)

    4. Особенности создания, регистрации, деятельности, структуры органов управления, порядка управления имуществом фондов отдельных видов, особенности управления ими, а также особенности осуществления учредителями своих прав в отношении таких фондов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. (в ред. Федерального закона от 26.11.2019 N 378-ФЗ)


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *