Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ввели бакалавриат и магистратуру в россии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Средний срок обучения — 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях – например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону. После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую. Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.

Два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура. Справка

Форма обучения, которая получила большое распространение именно по России. Продолжительность — 5 лет. Человек по окончании получает диплом специалиста. В отличие от бакалавриата, специалитет предоставляет возможность поступать как в магистратуру, так и сразу в аспирантуру. Также возможно поступление на должности, требующие высшего образования.

А как насчет выбора специальности? Специалитет имеет меньший выбор профессий нежели бакалавриат, так как это более узкая направленность подготовки. Хотя данная форма обучения включает не так уж и мало возможных специальностей. Однако при выборе важно узнать — есть ли обучение специалистов в данном направлении.

Эта форма подготовки также имеет свои преимущества и недостатки. Так, к первым можно отнести:

  • то, что работодатели охотнее берут на работу специалистов, так как считают (что, в принципе, является правдой), что это более полноценная подготовка;
  • имеется возможность сразу поступить в аспирантуру.

Минусы у данной формы обучения таковы:

  • в других странах диплом специалиста может быть не принят;
  • обучение в магистратуре только платное.

Студент, обучающийся на бакалавра, получает по выбранной образовательной программе фундаментальную подготовку. А вот специалист получает не только ее, но и специальную по специальности. Также он имеет уже более узкую специализацию по данной профессии.

Поэтому выбор направления зависит от дальнейших целей конкретного человека. Так, обучение на специалитете предоставляет не столько получение образования, сколько освоение конкретной профессии, поэтому нет возможности расширить свои навыки, выбрав другую профессию. А вот бакалавриат предоставит, скорее, образование по какой-либо направленности, что дает возможность работы в разных сферах на схожих/смежных профессиях.

Также стоит оценить, насколько требуется поступление в магистратуру и аспирантуру. Всё зависит от целей, которых нужно достичь.

Когда появилось разделение на бакалавриат и магистратуру?

В разделе Образование на вопрос Что означает магистрат и бакалавры в высшем образовании? С какого года вводится эта реформа И как зто отразится на полу? заданный автором Посодействовать лучший ответ это Ирина Горбунова.
Эти ступени высшего образования УЖЕ введены Законом РФ «О высшем и послевузовском профессинальном образовании» в 1996 году. Очень многие ВУЗы ввели эту систему с того самого времени. Ниже смотри цитату из закона:
Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Примечание:
Постановлением Госкомвуза РФ от 10.08.1993 N 42 утверждено Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации.
3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения) , признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года;
для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев,
предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
Источник: Закон РФ «О высшем и послевузовском профессинальном образовании»

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что означает магистрат и бакалавры в высшем образовании? С какого года вводится эта реформа И как зто отразится на полу?

Ответ от Вровень[гуру]
Согласно принятому закону, в России устанавливаются самостоятельные образовательные уровни высшего образования с отдельными образовательными стандартами с присвоением квалификация (степени) «бакалавр» и «магистр» либо «специалист» . Сроки обучения установлены для бакалавриата – 4 года, магистратуры – 2 года, специалиста – не менее 5 лет (специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства) . Для некоторых направлений, например, медицинских, возможно установление других сроков. Доступ в аспирантуру предусмотрен только для имеющих квалификацию «магистр» или «специалист» .
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями, позволит сократить число специальностей и направлений подготовки.
Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере, и куда сегодня идут многие выпускники вузов – дипломированные специалисты.
Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по укрупненным базовым направлениям, обеспечивающим академическую и профессиональную мобильность, а профессиональная (в том числе углубленная и межотраслевая, междисциплинарная) специализация будет происходить на втором уровне – в магистратуре или «специалитете» , исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков, а подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере.
Согласно подготовленному к рассмотрению документу, новая система должна заработать с 1 сентября 2009 года, а не с 1 сентября 2007-го, как в первоначальном варианте.
Лучше конечно получить пятилетнее образование с квалификацией специалист. Во- первых, работодатели настороженно еще пока относятся к диплому бакалавра.
Во-вторых, магистратура открыта не во всех вузах по всем специальностям и бюджетных мест там мало, да и к тому же придется лишний год учится.

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

Квалификация специалиста присваивается студенту после 5 (иногда больше) лет обучения в вузе. Диплом специалиста подтверждает получение его обладателем высшего образования, дает право работы по специальности и поступления в аспирантуру.

Иногда специалист выбирает для продолжения образования магистратуру, обычно по смежной специальности. Однако юношам следует иметь в виду, что после получения диплома специалиста (в отличие от бакалавра) они теряют право на отсрочку от армии.

Преимущества специалитета:

  • диплом более понятен работодателю;
  • можно работать в государственных органах;
  • после получения диплома можно сразу продолжить обучение в аспирантуре.

Специалитет является более предпочтительной формой обучения для классических университетов, которые стремятся сохранить преемственность образования и фундаментальный подход, характерный для советских вузов.

Например, физический факультет МГУ с 2020 г. вернулся к обучению студентов по программам специалитета.

Высшее образование в России до сих пор балансирует между советской моделью и европейскими стандартами. Так, в медицинских вузах бакалавриат введен только для специальности «сестринское дело». А для многих профессий в области IT можно получить диплом как бакалавра, так и специалиста.

Как недостаток можно отметить, что обучение на специалитете является более длительным и продолжается не менее 5 лет.

В зарубежных вузах давно введена двухступенчатая модель высшего образования:

  • 1 ступень — бакалавриат;
  • 2-я ступень — магистратура.

Длительность бакалавриата на очном обучении составляет 4 года, магистратуры – 2 года.

Следует иметь в виду, что сокращение сроков обучения на бакалавриате подразумевает увеличение времени на самостоятельное изучение предметов. В процессе внедрения бакалавриата это вызвало массу негативных реакций как со стороны преподавателей (в том числе, в связи с сокращением нагрузки), так и со стороны студентов. Особенно это коснулось технических вузов, где обучение всегда жестко контролировалось кафедрами и администрацией вузов.

Диплом бакалавра дает право работать по полученной специальности. Одной из особенностей европейской системы обучения бакалавров является практико-ориентированная направленность.

Поэтому в России часто считают степень бакалавра аналогом среднего профессионального образования (СПО). Но это не так. Согласно Болонской декларации, бакалавриат является законченным высшим образованием. Иногда его называют незавершенным, имея в виду, что есть более высокая ступень обучения – магистратура.

Но и диплом специалиста, и диплом бакалавра являются документами государственного образца о получении высшего образования.

Болонский процесс направлен на формирование общего образовательного пространства и повышение мобильности человеческого капитала. Отсюда вытекают положительные стороны бакалавриата, по сравнению со специалитетом, к которым можно отнести:

  • меньший срок обучения, что может быть решающим фактором при поступлении на платное отделение;
  • гибкость образовательного процесса: проще построить индивидуальную образовательную траекторию, сочетая различные курсы;
  • вариативность учебного плана – до 30% могут составлять дисциплины по выбору;
  • диплом более понятен зарубежным работодателям.

У студентов появилась возможность после бакалавриата изменить специализацию, выбрав магистратуру по другой специальности, причем не только в своем вузе и не только внутри страны. Например, студенты технических вузов могли продолжить обучение в магистратуре по одной из экономических специальностей. Такое сочетание давало им весомое преимущество на рынке труда после окончания вуза. Продолжение образования в магистратуре возможно на бюджетной основе, даже если степень бакалавра выпускник получил на контрактном обучении. Но эта возможность скорее теоретическая, поскольку конкурс на бюджетные места очень высокий.

Преимущества бакалавриата в большей степени оценили вузы экономической и бизнес-направленности. Присоединение к Болонской системе позволило им организовать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными образовательными организациями: создавать совместные программы обучения, включая защиту совместных дипломов и присуждение степеней и т.п.

Кроме того, введение бакалавриата делает учебу в российских вузах привлекательной для иностранных студентов.

Недостатки бакалавриата связаны с тем, что эта система не очень понятна российским преподавателям и студентам, а тем более работодателям. Можно отметить следующие отрицательные факторы:

  • в России часто рассматривают бакалавра, как «недоученного», т.е. неполноценного специалиста;
  • чтобы поступить в аспирантуру нужно закончить магистратуру — поэтому для студентов, нацеленных на научную карьеру, специалитет будет более предпочтительным.

Бакалавр не только не может поступить в аспирантуру. В 2016 г. был принят законопроект, запрещающий бакалаврам занимать должности, требующие высокой квалификации, на государственной службе. Также лица с дипломом бакалавра не могут стать преподавателями вузов (но могут преподавать в системе СПО) или работать научными сотрудниками (но могут занимать должность инженера-исследователя).

Определенные ограничения существуют для бакалавров в области права. Они могут работать, например, следователями, но не смогут стать судьями или юристами в органах государственной службы.

При занятии должности по конкурсу бакалаврам следует внимательно прочитать предъявляемые квалификационные требования. Если в них указан уровень образования не ниже специалитета и магистратуры, участвовать в конкурсе, имея диплом бакалавра, не удастся. Если при трудоустройстве требуется соответствие профессиональным стандартам, с ними тоже следует ознакомиться.

Бакалавриат, специалитет, магистратура

Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.

Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:

  1. Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
  2. Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
  3. В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.

Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.

В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.

Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).

Развитие системы высшего образования в России

Вступительные экзамены в бакалавриат начинают проводиться с конца ЕГЭ. Как только заканчивается этап сдачи Единого экзамена, университеты открывают внутренние испытания и конкурсы.

Далеко не каждый вуз проводит такой отбор. Их устраивают только на определенных факультетах и вузах, например, на факультетах филологии и журналистики; в вузах МВД, в педагогических; в училище искусств, а также для будущих архитекторов и дизайнеров.

Если вы хотите узнать более подробно о проведении внутренних экзаменах в вуз в этом году, то прочитайте нашу статью «Вступительные экзамены в ВУЗ — как проходят в 2020».

Результаты вступительных играют большую роль для абитуриентов бакалавриата. Дополнительные баллы могут решительно повлиять на попадание в бюджетный список, к примеру.

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.

[attention type=yellow]

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

[/attention]

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

[attention type=red]

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

[/attention]

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Что такое бакалавриат — отличие от магистратуры

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура».

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Категория и группа должностей гражданской службы*

Уровень профессионального образования

• Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — специалитет, магистратура

• Категория «специалисты» старшей групп должностей

Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — бакалавриат

• Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

*Источник: «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015).

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки (устно).

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

  • Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

  • Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Именно по такой схеме — сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство — уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат — это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура — это еще два года в институте. Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее, в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы — бакалавриат — магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. К примеру, в одном из крупнейших российских вузов — Финансовой академии при правительстве РФ, рассказал на недавней онлайн-конференции в «КП» ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 — в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

— Для работодателя важно, прежде всего, высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова «бакалавр», делая акцент на высшем образовании.

— В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания — экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, — приоритетной должна стать степень магистра.

Понятие «бакалавр» было заимствовано из западной практики высшего образования. Оно применялось еще в царской России, но тогда это была первая ученая степень (по другой версии ученое звание), присвоение которой не было формализована какими-либо уставными уложениями. Она присваивалась в Московском университете в период 1764-1804 годов.

Второе появление в нашей стране бакалавриата произошло в связи присоединением России к Болонскому процессу (процессу сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). На самом деле еще до этого в 1996 г. бакалавриат появился в России как одна из ступеней высшего образования, но не был массовым и первое время сосуществовал со ступенью «дипломированный специалист».

Вслед за этим в сентябре 2003 года в нашей стране последовала череда обновления образовательных стандартов высшего образования. Сначала, уже 2005 году, было введено в действие новое (второе) поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, вместе с которыми наравне со специалитетом в вузах России появился бакалавриат и магистратура. Затем в 2009 году вышли т.н. федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (стандарты третьего поколение), по которым бакалавриат и магистратура (в их современном виде как академическая квалификация) стали господствующими уровнями, а программы специалитета (классическое «советское» обычно 5-летнее одноуровневое высшее образование) были сохранены только в медицине, искусстве и военных науках, а в других областях – только точечно.

Сначала в период 2014-2017 годов шел переход фактически на четвертое по счету поколение ФГОС 3+ (высшего образования), приведенное в соответствие с новой редакцией ФЗ об образовании, а с 2017 и по настоящее время идет внедрение уже стандартов пятого поколения (ФГОС 3++), синхронизированных с профессиональными стандартами. После выделения высшего образования и объединения его с наукой и технологиями в единое министерство можем ждать и шестое поколение, но рассмотрим перспективы этого как-нибудь в отдельном обзоре.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании»: «Документ об образовании и о квалификации … подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации … высшее образование – бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра). Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации … дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью».

Российский бакалавриат существенно отличается от классического бакалавриата, который был рассмотрен в отдельном обзоре Бакалавриат в Западном вузе. Гораздо ближе отечественный бакалавриат к облегченной на 1 год версии классического специалитета, хорошо известного у нас еще с советских времен. Это произошло в три этапа, сначала при переходе на образовательные стандарты второго, затем третьего и, наконец, потом четвертого поколения.

Поэтому в подавляющем числе вузов, как в советские время, уже с первого курса бакалавриата вы сразу начинаете слушать предметы в избранной вами специальной области. Например, при выборе химического факультета уже на первом курсе скорее всего вы столкнетесь с общей химией, неорганической химией и т.п.

Степень несовпадения учебных планов для студентов технических и социально-гуманитарных специальностей только за первые два курса может достигать 70% и более. По этой причине, если вы ошиблись с направлением подготовки, ваш перевод на другое направление будет практически невозможен, т.к. за один семестр вам придется устранить разницу в 10-15 предметов. Не сможете вы также выбрать с чужого факультета, т.к. его освоение жестко интегрировано в учебный план и потребует знания целого ряда предыдущих предметов.

Во всех крупных российских вузах в настоящее время реализуются программы академической мобильности, как за счет бюджетных средств вуза (в т.ч. в рамках т.н. субсидии на культурно-массовую работу студентов), так и за счет внебюджетных поступлений. Помимо этого часть студентов российских вузов находятся на стажировке за рубежом на собственные средства либо за счет стипендий и грантов принимающей стороны.

При этом, отправляясь на стажировку за рубеж, необходимо согласовать ее с администрацией своего вуза (его учебно-методическим управлением), чтобы не получить в время обучения за рубежом неприятный сюрприз в виде отчисления за длительное непосещение занятий (т. е. за так называемую «потерю связи с университетом». Это принципиально отличает исходящую студенческую академическую мобильность в российском вузе от западного вуза, где руководство вуза «выключено» из процесса принятия решения о том, можно ли отпустить студента на длительную стажировку.

Помимо этого, если вы обучаетесь за бюджетные деньги, то в нашей стране просто не существует законного способа перевести «вслед за вами» те суммы, которые вуз бы потратил на ваше обучение в нем, пока вы будете стажироваться (обучаться) в зарубежном вузе. А ведь по возвращению вам должны будут зачесть привезенные кредиты, на которые необходимо будет укоротить вашу образовательную траекторию. Поэтому, если и отправляют кого, то чаще исключительно «по воли руководства» за внебюджетные или спонсорские средства.

Чуть лучше проработаны механизмы внутрироссийской академической мобильности, особенно внутри группы федеральных университетов и вузов, проекта 5-100, в т.ч. через использования формата сетевых программ (это когда несколько вузов договариваются реализовывать одну программу вместе, и каждый из них обеспечивает в ней какой-то один определенный модуль). Но и здесь на практике можно ожидать самых разных нюансов.

Перезачет «привезенных» кредитов, это еще один очень больной вопрос для наших вузов. Е если ведущие университеты, в первую очередь из проекта 5-100 более или менее отработали этот вопрос, то в провинциальных университетах на этот счет может совершенно не быть как разработанных механизмов, так и практического опыта (пусть и в «ручном режиме»).

Сначала дадим ответ на поставленный в названии вопрос: конечно бакалавриат это законченное высшее образование (неоконченным высшее образование будет, если вы отчислитесь курса с третьего). Но это только первый уровень высшего образования из трех (второй магистратура, а третий аспирантура).

Именно отсюда и вытекают ограничения на трудоустройство, если профессиональный стандарт под вашу искомую должность в качестве квалификационных требований указывает высшее образование, то бакалавриата вполне достаточно, а если там написано по уровню магистратуры – то не достаточно.

Но гораздо важнее, на самом деле, другая сторона российского бакалавриата. Критически рассмотрев отечественный бакалавриат в его нынешнем виде, приходишь к не утешительному выводу. Хотя формально он и именуется на западный манер бакалавриатом, требованиям Болонского соглашения он соответствует только формально (поверхностно). За очень редким исключением (часть которых были упомянуты в обзоре, и которые мы рассмотрим как-нибудь отдельно) по существу он представляет собой «мимикрировавший» под бакалавриат специалитет, так же как «музыкантик» подражает пчеле.

Только в отличие от исходного советского специалитета он стал на год короче, «оторвался» от производства (это произошло еще 80-е – 90-е годы), потерял в качестве преподавателей (особенно в региональных вузах часто остаются работать те, кому некуда больше идти, но это рассмотрим как-нибудь отдельно) и, самое главное, потерял связь с реальностью.

Но, учитывая устойчивый спрос на высшее образование в нашей стране, не будем совсем отговаривать поступать в вузы, а хотя бы обратим внимание на тщательность выбора вуза для поступления. Все затронутые нами в обзоре «симптомы болезни» бакалавриата очень неравномерно распределены по 700+ отечественным вузам.

В одних вузах «симптомы болезни», хотя и присутствуют («пациент болеет, кашляет, температурит, но он имеет шанс на выздоровление и вам сможет помочь найти себя в этой жизни»). В отдельных обзорах мы постараемся почетче очертить этот перечень применительно к основным областям знания и специальностям, чтобы минимизировать вероятность ошибки.

А в других вузах, все совсем плохо – «пациент умирает от туберкулеза» или даже «пациент умер и уже начал разлагаться, просто об стараются не говорить», поступите в него, не просто потеряете 4 года своей юной жизни, но и заразитесь его «микробом» (если критическую массу кадров вуза образуют люди, которым не куда пойти, им просто нечего дать вам, они могут только себя в вас и вы повторите их путь).

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *