Оказание содействия при даче взятки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание содействия при даче взятки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовная ответственность за помощь при даче взятки

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Штрафы и ответственность за взятки

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример. А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример. З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

  • — Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.
  • — Оказано активное содействие в раскрытии преступления.
  • — Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

Посредничество предполагает оказание любой помощи при передаче или принятии взятки. Несмотря на то, что в УК присутствуют статьи, касающиеся получения и дачи взятки, законодатель выделил посредничество в отдельную статью, так как в данном случае нарушитель способствует совершению и первого и второго преступления.

Посредничество при взятке может выражаться следующим образом:

  • Передача денег (или иного предмета взятки) непосредственно взяткополучателю от второй стороны.
  • Обещание передать имущество взяткополучателю. Этот вид посредничества представляет лишь вербальную помощь, но усиливает в обеих сторонах уверенность в возможности совершения преступления.
  • Предложение отдать взятку. Аналогично с предыдущим пунктом.
  • Любая другая форма посредничества, которая каким-то образом способствует перемещению денег от взяткодателя взяткополучателю (дача советов, устранение трудностей в передаче взятки и т.д.).

Обратите вниманиеВ отличии от взятки, где объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, в случае коммерческого подкупа объектом будут коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Субъекту преступления должно исполнится 16 лет на день совершения противоправных действий. Если посредником выступает ребёнок младше этого возраста, он не может быть привлечён к уголовной ответственности по ст.291.1.

Субъективная сторона противоправного деяния предполагает прямой умысел, то есть преступник должен осознавать характер своих действий и понимать, что его помощь направлена на содействие взяточничеству.

С объективной стороны преступление может немного изменяться в зависимости от конкретной части статьи 291.1. Так согласно ч.1 ст.291.1 наказывается посредничество, выражающееся именно в передаче денег (или другого предмета) от взяткодателя получателю или любое другое пособничество во взяточничестве.

Для того чтобы лицо можно было привлечь к уголовной ответственности за пособничество при взяточничестве нужно выполнение главного условия – предмет взятки должен быть больше 25 тысяч рублей.

Посредник во взяточничестве может по закону быть освобождён от ответственности при одновременном исполнении следующих условий:

  1. Добровольно рассказал в компетентном органе о совершённом им преступлении;
  2. Активно помогал в расследовании уголовного дела (подробно рассказывал о всех известных обстоятельствах по делу, участвовал в необходимых следственных действиях и т.д.).

При этом признание должно быть сделано до того, как о факте даче взятки должностному лицу узнали органы власти.

Дача взятки: особенности, виды, предусмотренное наказание

Чаще всего посредничество совершается должностными лицами, которые передают взятки более высокопоставленным управленцам. Так, например, в Волгоградской области судебного пристава осудили по ч.3 ст.291.1 за то, что он передал взятку начальнику отдела судебных приставов. Последний собирался решить вопрос, который входил в его компетенцию в интересах взяткодателя.

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.


Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

— Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

— Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Пособничество во взяточничестве

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

  • Ложные показания (лжесвидетельство): ответственность за дачу заведомо ложных показаний.
  • Что делать если вымогают деньги?
  • Вымогательство и шантаж. Статья УК РФ, ответственность и наказание по закону.
  • Как грамотно ответить и привлечь к ответственности за оскорбление личности?
  • Как защититься от клеветы: статья УК, ответственность и наказание.

Уголовным кодексом посредничество при даче взятке до 2011 года рассматривалось как соучастие в столь непозволительном процессе. На сегодняшний день акт посредничества был выделен в отдельную статью, где указывается, что нарушитель в этом случае помогает виновнику совершить преступление.

Важно! Согласно закону, а именно – статье 291.1 УК РФ, посредничество – это добровольная передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя, а также другие деяния, необходимые для достижения договоренности между этими двумя лицами.

Таким образом, посредник представляет интересы не только того, кто ждет получения денежного вознаграждения, но также того, кто это вознаграждение передает. Что касается того, как может происходить посредничество, то судебная практика выделяет несколько методов.

  1. Непосредственная или прямая передача денег. Также вместо денег может выступать другой предмет взятки.
  2. Вербальная помощь, когда посредник обещает дать взятку указанному лицу. В этом случае подобная помощь усиливает уверенность в том, что преступление будет совершено.
  3. Дача рекомендаций по тому, кому можно передать взятку.
  4. Организация встречи двух лиц для совершения акта передачи взятки.
  5. Уточнение вида взятки и размера, а также согласование данных пунктов.
  6. Ведение переговоров для совершения последующего акта передачи взятки.
  7. Устранение препятствий.
  8. Поиск необходимого лица для передачи или получения взятки.

Уголовный кодекс рассматривает несколько признаков, имеющих определенное квалифицирующее значение.

  1. Групповое преступление. Его организацией занимается обычно группа преступников, объединенных сговором или соглашением. При этом стоит отметить, что договоренность о передачи взятки в этом случае должна состояться заранее, перед тем, как все члены группы исполнят соответствующие роли.
  2. Неоднократное посредничество. Это означает, что доверенное лицо не один раз передает или получает денежные средства, способствуя совершению преступления.
  3. Вымогательство. Данная классификация подразумевает совершение преступления путем постановки определенных условий.

Законом также оговариваются ситуации, когда с гражданина снимается уголовная ответственность. Их на самом деле не так много, а у обвиняемого должны быть существенные аргументы, чтобы опровергнуть свою вину.

Так, например, если будет выполнено хотя бы одно из действий, перечисленных ниже, гражданин сможет избежать ответственности.

  1. Гражданин самостоятельно сознается в своем поступке органам правопорядка, а также уточняет факт, что участники преступления требовали от него совершения незаконного действия.
  2. Гражданин, который вымогает взятку, является чиновником.

Также существуют факторы, которые не позволяют уйти от ответственности. К таким факторам относятся:

  • причины и мотивы, побудившие гражданина сделать сообщение об организации преступления правоохранительным органам;
  • время с момента совершения преступления, а именно – передачи взятки.

Объективная сторона посредничества представляет собой содействие взяточничеству и выражается в передаче сообщения виновным о своем согласии в совершении подобного рода преступления.

Если рассматривать взяточничество с субъективной стороны, то в этом случае речь идет о вине в форме прямого умысла. Другими словами, виновный должен осознать, что именно он делает. Так, например, посредник при приеме или передаче взятки в курсе, что за предмет он держит в руках и какое преступление совершается в данный момент. Если же доверенное лицо совершает акт посредничества, но при этом не подозревает об этом и не знает, что в его руках находится взятка, он может избежать ответственности, а его действия не будут квалифицироваться статьей Уголовного кодекса.

Вопрос: к какой категории следует отнести лиц, которые выступили как посредники, но при этом сумма, переданная ими, составила менее 25 тыс. рублей?

Ответ: уголовный кодекс РФ предусматривает, что при недостижении размера взятки от 25 тыс. рублей виновник избегает уголовной ответственности, так как она не предусмотрена законом. Таким образом, если размер взятки оказался ниже суммы, представленной в УК РФ, действия лиц в этом случае считаются декриминализованными.

Д. Гарбатович полагает, что имеющая уголовно-правовая норма является специальной по отношению к другим нормам ответственности, среди которых – непосредственно передача взятки. И если произойдет факт конкуренции между общей и специальной нормами для наказания правонарушителя, будет выбрана специальная. Другими словами, если гражданин был пойман как посредник в момент дачи или получения взятки в небольшом размере и специальные нормы подобное действие как преступление не рассматривают, то деяние будет отнесено к классификации соучастия в совершении преступления. Подобного мнения придерживается В. Борков, отмечая, что если размер взятки не превышает установленного УК РФ размера, то посредник выступит в качестве соучастника и понесет ответственность за это.

Для более наглядного понимания сути, кто же в преступлении передачи взятки является посредником, стоит рассмотреть пример.

Задача: После заседания суда действия граждан А и Г были признаны как пособничество в даче взятки. При этом преступление обоих было совершено при ряде обстоятельств. Гражданин Г является адвокатом. На протяжении своей службы он оказывал пособничество Л.Е. в даче взятки, получая от нее значительную сумму. При этом саму сумму гражданка передавала гражданину А, который, в свою очередь, был работником прокуратуры.

В результате решением суда было признано, что оба гражданина, А и Г, действовали в интересах одного лица – взяткодателя. Именно от него они получали вознаграждение за совершенные ими действия, а также от него получали необходимую сумму, которую нужно было передать второму лицу. Именно эти действия подразумевают пособничество в даче взятки.

Однако при рассмотрении данного дела следует также обратиться к изменениям, которые были внесены в УК РФ. На сегодняшний день квалификацией подобных преступлений занимается статья 291.1, рассматривающая вопросы посредничества, как отдельный вид противозаконного деяния. Также необходимо отграничивать между собой пособника, посредника и соисполнителя, основываясь на нескольких критериях, один из которых – размер передаваемой взятки.

Что предпринять, если задержали за взятку?

Среди свойств личности субъектов взяточничества выделяются прежде всего дефекты их правосознания, выражающиеся в наличии антиобщественных установок, отрицательного, пренебрежительного отношения к нормам права. Большинство субъектов взяточничества руководствуются корыстными мотивами, стремлением к стяжательству. Они нередко имеют высокий образовательный уровень, хорошие интеллектуальные способности. Эти свойства делают их серьезными соперниками следователя в условиях проблемно-конфликтных ситуаций.

Занимая определенное должностное положение, нередко весьма значительное, субъекты взяточничества обладают многочисленными связями, которые используются для оказания противодействия расследованию. Особо следует выделить связи с представителями правоохранительных, административных и управленческих структур. Зачастую эти связи налаживаются задолго до обнаружения преступления и используются затем для оказания противодействия расследованию. В ряде случаев взяточничество совершается группами лиц, занимающих разное положение в преступных формированиях. Руководители некоторых групп не оформляют никаких документов, а поручают это соучастникам, находящимся в подчинении. Даже при визировании документов после обнаружения преступления они имеют возможность сослаться на недобросовестность подчиненных. Руководители групп могут даже не вступать в непосредственный контакт с взяткодателями, действуя через посредников. Последние нередко самостоятельно подыскивают взяткодателей, вымогают у них взятки, предлагая на определенных условиях выполнение требуемых действий.

Существуют и организованные группы взяткодателей с четким распределением ролей. Чаще всего это субъекты, занимающиеся преступной деятельностью, осуществление которой невозможно без систематической передачи взяток, например в сферах контрабандной деятельности и наркобизнеса. Иногда устойчивые группы взяткодателей формируются в коммерческих учреждениях из работающих в должности снабженцев, «толкачей», работников, специализирующихся на оформлении документов, заключении и осуществлении сделок.

Кроме описанных групп существуют преступные объединения взяточников без ярко выраженного разделения функций. В таких случаях одни и те же субъекты выступают в одних эпизодах в качестве вымогателей и получателей взяток, в других — как посредники взяточничества. Отношения соучастников в подобных ситуациях также могут строиться на основе равенства или подчиненности одному либо нескольким членам преступной организации.

  • факт дачи должностному лицу взятки и получение ее им за совершение или не совершение обусловленных договоренностью действий в интересах взяткодателя либо за склонение к удовлетворению интересов последнего другое должностное лицо;
  • место, время, способ передачи взятки, включая меры по ее маскировке;
  • предмет взятки;
  • добровольность обращения с заявлением о даче взятки, ее вымогательстве;
  • ущерб, причиненный взяточничеством;
  • должностное лицо при получении взятки, при даче взятки и посредничестве во взяточничестве — иное лицо, достигшее уголовно наказуемого возраста;
  • направленность умысла — понимание незаконности дачи, передачи и получения взятки; мотив: корысть, удовлетворение личных, общественных интересов;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; причины и условия, способствующие совершению преступления;
  • взаимоотношения между субъектами преступления — обстоятельства знакомства, установления контакта, способы формирования и поддержания взаимоотношений (для пресечения возможного ложного алиби о взятии денег в долг и т.п.);
  • интерес взяткодателя, который он хотел удовлетворить за счет дачи взятки;
  • факт сговора относительно дачи-получения взятки; роль инициатора и других лиц;
  • источники добывания предмета взятки (получение в долг, снятие денег в банке и т.п.).;
  • использование взяткодателем или иным лицом, в чьих интересах он действовал, результатов дачи взятки;
  • деятельность должностного лица, выполненная или не выполненная за взятку, меры по ее сокрытию (компетенция, возможность выполнить данные действия самому или привлечь к этому других лиц, их должностное положение и полномочия); каков порядок выполнения этой деятельности, регламентирующие ее правила; действия должностного лица в отношении данного события, допущенные им отступления от установленного порядка; должностные лица, обязанные контролировать правильность расследуемой деятельности; нормативный порядок контроля и его фактическое состояние;
  • точное наименование, ведомственная принадлежность места работы взяткополучателя; предмет, цель деятельности; связь с подразделениями и с другими организациями; схема руководства; условия и порядок работы; нормативы, регулирующие деятельность;
  • занимаемая взяткодателем должность; период работы в ней; соблюдение требований при назначении на должность, круг обязанностей и полномочия; нормативные материалы, регулирующие его деятельность;
  • признаки вымогательства взятки: наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за взятку, признаков сознательного неправомерного ущемления законных интересов взяткодателя, причинения ему вреда или угрозы этого; осуществление неправомерных действий, провоцирующих дачу взятки;

Опережающее выявление признаков взяточничества и коррупции является первоочередной задачей в ходе расследования этого вида преступной деятельности. Проявление криминальной ситуации имеет две разновидности. В первом случае, это может быть заявление или сообщение лица (группы лиц) с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, оказания услуг должностному лицу, а также передачи им взяткодателю или коррумпировавшей государственного служащего структуре документов, имущества, необходимой информации, гарантий и т.д. Второй тип выявления криминальной ситуации заключается в инициативном поиске следов взяточничества и коррупционных деяний самим субъектом расследования.

Признаки взяточничества и коррупции делятся на несколько групп.

Первую группу признаков составляют особенности личностных характеристик субъекта преступной деятельности. Сюда относятся:

  • уровень благосостояния, характер времяпрепровождения субъекта;
  • специфичность связей государственного служащего, должностного лица с представителями коммерческих структур, с подчиненными и т.д.;
  • затрудненное попадание на прием к должностному лицу по причине его мнимой занятости;
  • специфика интуитивного восприятия должностного лица следователем.

Вторая группа признаков характеризует ситуацию, складывающуюся на объекте, в учреждении или предприятии. Например, открывшаяся вакансия на должность или возможность для определенного лица в повышении по службе, реальная возможность отстранения от должности, сокращение, признаки протекционизма и т.д. Сюда же относятся, с одной стороны, факт острой потребности у одного лица (или организации) получить необходимые товары, услуги и, с другой стороны, реальная возможность предоставления требующегося.

Третья группа признаков взяточничества и коррупции — это показания лиц об известных им или предполагаемых фактах взяточничества и коррупционных деяний. Эти показания, например могут подтверждать факт пребывания государственного служащего в определенном месте, свидетельствовать о посещении должностным лицом подсобных помещений, магазинов, баз, коммерческих структур не по делам службы, фиксировать определенные высказывания, взяточника или коррумпированного служащего и т.д.

Четвертую группу признаков составляют сведения из различных документов и результаты анализа документов. Документами, представляющими интерес для следователя являются:

  • сберегательные книжки, лицевые счета вкладчика, почтовые переводы, квитанции комиссионных магазинов, ломбардов, как признаки получения денег или ценностей;
  • командировочные удостоверения, счета ресторанов гостиниц, протоколы заседаний, путевки как признаки пребывания в определенном месте, признаки оказанной услуги, предоставленные льготы и т.д.;
  • регистрационные документы, фиксирующие очередность получения кредита, квартиры, автомашины и т. д.;
  • управленческие документы (распоряжения, приказы, протоколы).

Например, решение о предоставлении монопольного права торговли нефтепродуктами;

  • бухгалтерские документы отражающие действия взяткополучателя в интересах взяткодателя и наоборот (сведения о задержке уплаты налогов, сведения о получаемой в коммерческой структуре заработной плате);
  • личные записи взяткополучателя, взяткодателя, посредника;

Примером выявления признаков преступной деятельности в ходе анализа и сопоставления документов является установление существенной разницы в аукционной цене здания и цене по которой это здание передано коммерческой структуре, выявление явной убыточности сделки по данной группе товаров, фиксирование сравнительно низкого процента по предоставленному кредиту или ссуде и т.д.

Особую группу следов преступной деятельности взяточников составляют признаки подлога в документах (исправление дат, подчистка в списках, перепечатывание документов с последующей подделкой подписей и печатей и т.д.).

Пятую группу признаков взяточничества и коррупции составляют предметы, вещества и иные следы материального свойства. К ним относятся:

  • переданные взяткополучателю деньги и ценные предметы;
  • товарные ярлыки, чеки, этикетки от переданных взяткополучателю предметов;
  • следы веществ с предмета взятки на теле или одежде взяткополучателя;
  • следы пальцев рук взяткодателя или посредника в квартире, автомашине или служебном кабинете взяткополучателя на предмете взятки (например, выброшенном в окно при задержании);
  • следы обуви, протектора автомобиля на месте встречи, слюна или губная помада оставленная на брошенных окурках и т. д.

Шестая группа следов — это установленные факты и обнаруженные признаки корыстных преступлений, которые являются источником происхождения средств используемых для взятки и подкупа, (факты и признаки нарушений правил торговли, хищений, «отмывания» грязных денег).

Последнюю группу следов взяточничества и коррупции составляют признаки существования продуманной и хорошо организованной системы защиты от информационного и фактического проникновения в определенный круг субъектов, а также признаки целенаправленного создания внешней ширмы благополучия предприятия, организации, региона.

Указанные признаки, взятые в отдельности, не обязательно свидетельствуют о взятках и коррупции. Поэтому для предупреждения ошибки, при оценке криминальных ситуаций, следует исходить из комплекса взаимосвязанных обстоятельств.

С этой целью необходимо постоянно истребовать из различных органов сведения:

В процессе допроса заявителя уточняются и конкретизируются обстоятельства, изложенные в заявлении:

  • кому передана или должна быть передана взятка;
  • место, время и способ передачи взятки и предоставление требующихся взяткодателю имущества, документов, информации, гарантий и т.д.;
  • описываются признаки предмета взятки, в частности сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер и серия, наименование переданных ценных предметов, их отличительные признаки и др.
  • выясняется источник осведомленности заявителя в том случае, если он не является субъектом взяточничества, а также мотивы, которыми он руководствуется, устанавливается возможность факта дезинформации следователя.

Задержание субъектов взяточничества и коррупции с поличным является наиболее сложным следственным действием, которое позволяет получить важные доказательства, изъять предметы взятки, изобличить виновного путем оказания на него сильного психологического воздействия. Задержание с поличным возможно в следующих случаях:

  • когда имеет место вымогательство взятки и гражданин подвергшийся вымогательству добровольно об этом заявляет и активно способствует задержанию и разоблачению взяточника;
  • когда взяткополучатель известен как лицо неоднократно бравшее и продолжающее брать взятки и когда это вызывает негативную реакцию окружающих, в том числе и тех, кто передает ему взятку, а также когда схема дачи и получения взятки относительно проста (например, взятки регулярно передаются в часы приема граждан по личным вопросам);
  • когда имеются достоверные оперативные материалы об имевших место эпизодах получения или дачи взяток и о предстоящей встречи субъектов взяточничества и коррупции.

Задержание с поличным целесообразно проводить в момент передачи предмета взятки или непосредственно после него. Задержанию взяточника должно предшествовать переписывание купюр в протоколе заявления, или нанесение на предмет взятки химических или радиоизотопных меток, о чем составляется соответствующий акт с участием специалиста. Фиксация предмета взятки может быть осуществлена путем сохранения второй части газеты, ткани, оберточной бумаги или иной упаковки для возможности по лучения заключения эксперта о том, что части упаковки, изъятой у за держанного и предъявленной заявителем, ранее составляли единое целое.

В процессе задержания взяточника необходимо предусмотреть его попытки уничтожения предмета взятки или иных изобличающих предметов и документов. В зависимости от сложившейся ситуации и используемой тактической схемы задержания следует либо пресечь любую возможность общения взяткодателя и взяткополучателя в процессе задержания, либо активно использовать заявления для изобличения взяткополучателя и оказания на него психологического воздействия.

Следует также предусмотреть возможные заявления взяточника о наличии законных оснований для получения денег, ценностей например, заявление о возвращении ему долга либо о том, что предмет взятки забыт посетителем.

Уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве

Личный обыск задержанных проводится, в первую очередь, для обнаружения предмета взятки. Кроме того в процессе личного обыска можно обнаружить документы, ценности, личные записи, свидетельствующие о прошлой взятки или иной преступной деятельности. Проведение личного обыска задержанных является обязательным, как в процессе его проведения может быть огнестрельное, газовое или холодное оружие, которое взяточник может использовать для нападения на членов следственно-оперативной группы и попытки скрыться с места происшествия.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

Памятка госслужащим о подкупе, получении и даче взятки

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой — свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает достаточно серьезные наказания за коррупционные действия. К ним относятся дача взятки, ее получение, а также посредничество между должностным лицом и человеком, который пытается его подкупить. Вот какая уголовная ответственность за взятку предусмотрена российским законодательством:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ) – наказание напрямую зависит от суммы взятки и может составлять от условного срока лишения свободы до 15 лет тюремного заключения. Также на строгость санкций влияет занимаемая должность обвиняемого, общественный резонанс, действие в составе организованной группы, размер ущерба государственной собственности и имиджу страны, случаи рецидивов (если подобные преступления совершаются не в первый раз) и другие факторы. Помимо лишения свободы, виновный может быть оштрафован на солидные суммы (обычно сумма штрафа – это 10-20-кратный размер полученной неправомерной выгоды), а также ему может быть выдан запрет на определенные должности и виды деятельности в будущем (например, практически всегда запрещается в дальнейшем занимать высокие государственные посты);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ) – как и в случае с получением, передача неправомерной выгоды (подкуп) госслужащего наказывается в зависимости от конкретной суммы взятки – чем она выше, тем более строгим будут санкции. В случае незначительной взятки тюремное заключение может быть заменено условным сроком на 1-3 года, если же размер неправомерной выгоды признан значительным, крупным или особо крупным, виновный может получить до 12 лет за решеткой. Также на строгость наказания влияет наличие подобных действий в прошлом, участие в составе преступной группы, ущерб для государства и т. д. Вместе с заключением или без него взяткодатель может быть оштрафован (10-30-кратный размер взятки), также ему могут запретить занимать определенные должности;
  • посредничество в передаче взятки (ст. 291.1 УК РФ) – сравнительно недавно в Уголовный кодекс внесли также наказание для лиц, которые способствовали совершению коррупционного преступления. Обычно именно через них, а не напрямую, передаются деньги, а также выдаются необходимые документы в обмен на взятку. Наказание для виновных предусмотрено хоть и более мягкое, но всё равно довольно строгое: тюремное заключение до 6 лет (если речь идет о взятке в крупном или особо крупном размере, если преступление совершалось группой лиц или нанесен серьезный ущерб интересам государства). Кроме того, виновный может быть оштрафован на сумму, в 10-20 раз превышающую размер взятки, и к нему могут быть применены дополнительные ограничения в виде запретов той или иной деятельности.

Также нужно знать, что является взяткой с точки зрения законодательства. Речь идет не только о деньгах, материальная выгода может быть любой: ценные бумаги, драгметаллы, услуги, различные товары и т. д. В обмен на неправомерную выгоду взяткополучатель должен предоставить взяткодателю определенные услуги, выполнить действия или бездействовать вопреки своим должностным обязанностям (то есть, должна быть связь между подкупом и определенными преимуществами) – именно это дает основания для уголовной ответственности за дачу взятки. Взятка как преступление возможна только по отношению к государственному чиновнику, аналогичные действия в бизнесе называются коммерческим подкупом и наказываются по другим статьям.

Посредничество, выраженное в непосредственной передаче взятки окончено с той минуты, когда должностное лицо примет хоть часть предполагаемой взятки.

Покушение на такое деяние будет при следующих условиях:

  • должностное лицо отказалось от принятия взятки;
  • передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от посредника, например, когда преступное деяние пресечено сотрудниками органов правоохраны до передачи взяткополучателю уже полученного предмета взятки.

Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.

Посредничество, выраженное в ином способствовании, завершено с момента совершения действий, направленных на «помощь» во взяточничестве. Например, оконченный состав по ст. 291.1 может быть, когда посредник подыщет для взяткодателя или взяткополучателя заинтересованное лицо, организует их встречу и т. д. Не важно, присутствовал ли он в дальнейшем лично при передаче самой взятки.

Посредничество во взяточничестве по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ без отягчающих ответственность признаков влечет наказание в виде:

  1. Штрафа:
    • до 700 тыс. руб.;
    • в сумме всех доходов за период до 12 мес.;
    • 20-40 кратной взятки;
  2. Лишения свободы до 4 лет.

Квалифицирующие признаки по второй части – это посредничество во взяточничестве:

  • за заведомо незаконные действия или бездействие;
  • с использованием положения по службе.

Подобные деяния могут повлечь:

  1. Штраф:
    • до 1 млн. руб.;
    • в размере 100% дохода за промежуток времени до года;
    • 20-50-кратной взятки;
  2. Тюремное заключение, продолжительностью 3-7 лет.

Особо квалифицирующие признаки деяния – посредничество:

  • группой лиц, обговоривших заблаговременно совершение деяния совместно;
  • организованной группой – объединением людей, цель которых – преступная деятельность;
  • в даче-получении крупной взятки, начиная со 150 тыс. руб.

Наказание за такое посредничество прописано ч. 3 ст. 291.1, за него может последовать:

  1. Штраф:
    • 1-2 млн. руб.;
    • на сумму зарплаты и всех других доходов за год-два;
    • 50-70-кратной взятки;
  2. Лишение свободы на 5-10 лет.

Наибольшую опасность для общества, по мнению законодателя, представляет посредничество во взяточничестве в особо крупном (более 1 млн. руб.) размере. Наказание за него предусматривается ч. 4 ст. 291.1 УК РФ в виде:

  1. Штрафа:
    • 1,5-3 млн. руб.;
    • в размере всего заработка и иных доходов за 2-3 года;
    • 60-80-кратной взятки;
  2. Тюремного заключения, продолжительностью 7-12 лет.

В качестве дополнительного наказания могут назначаться:

  1. Лишение права замещать должности и осуществлять деятельность, которые определит суд и укажет в приговоре:
    • по ч. 1 (со штрафом) и ч. 2 (здесь и в последующих частях статьи — с любым из основных наказаний) – до 3 лет;
    • по ч. 3 – до 5 лет;
    • по ч. 4 – до 7 лет.
  2. Штраф в размере не превышающем:
    • 20-кратной взятки по ч. 1;
    • 30-кратной по ч. 2;
    • 60-кратной по ч. 3;
    • 70-кратной по ч. 4.

За деяния, начиная с ч. 2 анализируемой нормы, с лишением свободы может назначаться одно или сразу оба вида дополнительного наказания. Если суд на основании исследованных в заседании фактов посчитает доп. наказание не нужным, оно может и вовсе не назначаться.

Два одинаковых вида основного и дополнительного наказания, в частности штрафа, одновременно не назначаются.

Должностным лицом, согласно закону, считается человек, временно или постоянно наделённый полномочиями власти. Перечень должных лиц огромен. По сути, в каждой сфере общественной деятельности, регламентированной государством, есть должностные лица, представляющие государство и наделённые им специальными полномочиями.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Под взяткой понимаются не только деньги, но также услуги и другие выгоды, предлагаемые взамен каких-либо действий должностного лица. Может быть и скрытая форма взятки, когда получателю не передаются ценности, но прощается долг или даются иные выгоды.

Субъектом, получившим взятку, может быть только должностное лицо. А субъектом её давшим – любой гражданин в возрасте от 16 лет.

Подарок даётся безвозмездно. То есть от его получателя не требуется осуществление каких-либо действий взамен. Взятка – это плата за некую услугу.

С какого момента преступление считается оконченным?

Как только произошёл факт передачи и получения взятки. Соответственно, если получатель не принял деньги, то произошла только попытка дать взятку, но не сама её дача.

Доказательством может быть:

  • Фиксация процесса передачи денег на видео или аудио;
  • Наличие у получившего взятку меченых денег.

Как правило, оба доказательства можно получить только, если кто-то из участников процесса, зафиксирует его и сообщит в полицию. Либо, в случае, когда полиция проводит передачу взятки под контролем, для доказательства коррупционных действий.

Не нужно путать понятия коммерческий подкуп и взятка, несмотря на то, что оба они являются видами коррупционной деятельности. Но всё же между этими действиями есть ряд отличий:

  • Взятка – должностное преступление лиц, представляющих государственную власть. Это преступление определено 291-й статьёй УК. Коммерческий подкуп – преступление коммерческое, и наказание за него регламентировано 204-й статьёй;
  • Взятка, как правило, связана с получением денежной суммы в качестве вознаграждения за какие-либо действия. Коммерческий подкуп – это передача ценных бумаг или денег, которая также вне закона. Но получатель является представителем какой-либо коммерческой организации, а не государственным служащим;
  • Субъект взятки – человек, занимающий должность, который получил деньги в виде взятки. Субъект коммерческого подкупа – управленец компании, который этот подкуп совершил;
  • Взятка может быть дана до или после выполнения услуги, за которую её дают. Подкуп всегда предшествует такой услуге;
  • В отличие от взятки, которая карается только УК, подкуп карается ещё и Административным кодексом. На основании его норм, с юридического лица могут взыскать штраф в 100 раз превышающий сумму подкупа.

Нередко, эти преступления сопутствуют друг другу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *