Закон о застройке земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о застройке земельных участков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно внесенным в Градостроительный кодекс поправкам, объект индивидуального жилищного строительства определяется как отдельно стоящий дом, имеющий не более трех надземных этажей и высотой не свыше 20 метров.

Объект ИЖС состоит из жилых комнат и помещений дополнительного назначения, и не предназначен для разделения на самостоятельные объекты недвижимого имущества.

Поэтому индивидуальный жилой дом не может делиться, к примеру, на отдельные квартиры.

Земельный участок под жилищное строительство должен удовлетворять определенным условиям:

  • Подключенные коммуникационные сети;
  • Возможность беспрепятственного подъезда автотранспорта;
  • Имеющаяся развитая инфраструктура территории.

Участок земли также должен отвечать всем параметрам, предъявляемым собственникам будущих объектов недвижимости.

Основным требованием жилищного строительства является нахождение в пределах населенного пункта.

Возведенный частный дом должен обладать прочным фундаментом, проживание в нем должно быть безопасным для жильцов и других лиц.

Требования безопасности устанавливаются в Строительных Нормах и Правилах (СНиПах).

Система нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, ранее существовала наряду с Государственной системой стандартизации. С 2010 года существующие СНиПы стали именоваться СП (Сводами Правил).

При их несоблюдении не допускается строительство индивидуального жилого дома, а также нежилых зданий.

Объекты ИЖС должны возводиться в строгом соответствии с действующими нормами и правилами в области строительства.

Несоответствие состояния технического объекта требованиям СНиП может явиться причиной принятия решения судом о принудительном сносе строения, а кроме того, с правообладателя может быть взыскана крупная сумма штрафа.

При возведении жилого дома при несоблюдении установленной процедуры, придется обращаться в суд, при этом обосновав безопасность строения в соответствии со строительными нормативами и правилами.

Новые законы о земельных участках в 2020 году

В процессе проектирования и возведения жилых домов необходимо руководствоваться на нормы, закрепленные СП 55.13330.2016 – Актуализированная редакция СНиП 31.02.2001.

Строительство коттеджных домов выполняется, в соответствии со СП 53.13330.2010. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения.

Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства основывается на СП 11-111-99. Актуализированная редакция СНиП 11-3-99.

При возведении объектов на земельных участках под ИЖС следует опираться на действующий Земельный кодекс РФ и ГрК РФ.

Они содержат технические требования к строениям, участкам земли, а также к их разрешенному использованию.

С 4 августа 2018 года отменено требование о необходимости получении разрешения на строительство или реконструкцию, а также разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию. В настоящее время действует уведомительный порядок начала и завершения строительства объектов индивидуального строительства и дачных домов.

СНиП индивидуального жилищного строительства

Если земельный участок имеет в качестве вида разрешенного использования ИЖС, то он может предназначаться только для возведения жилых домов.

Сюда относятся также постройки и вспомогательные сооружения, которые необходимы для проживания в комфортных условиях (беседка, баня, гараж, сарай и др.).

Запрещается осуществляется строительство зданий для ведения промышленного производства.

При строительстве частного дома для проживания необходимо ориентироваться на правила, предусмотренные СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства.

В этом акте указывается, что для возведения применяются огнеупорные строительные материалы, обладающие стойкостью к образованию грибка, которые не опасны для жизни и здоровья граждан.

СНиП предполагает начало процесса постройки частного дом при соблюдении следующих условий:

Соблюден уведомительный порядок строительных работ объекта недвижимости и имеется технический план жилого дома
Построенный объект соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности также имеется проектная документация и план с согласованием точных границ земельного участка

Основаниями для осуществления регистрации собственности на объект ИЖС, являются:

  1. документы, удостоверяющие факт возведения указанного объекта недвижимости и включающие его техническое описание;
  2. правоустанавливающие бумаги на участок (в случае отсутствия регистрации на землю).

Землепользование: законодательные изменения 2020 года

Требования к строительству гаражей прежде не предъявлялись. Но в 2016 году были приняты корректировки в СНиП.

Гараж следует располагать на удаленности не менее 1 метра от изгороди. В случае размещения гаража непосредственно внутри жилого дома, должна предусматриваться дополнительная вентиляционная система.

Строительные нормы и правила устанавливают определенные требования к заборам и ограждениям земельных участков для ИЖС.

Изгородь между соседними участками не может превышать 1,5 м. в высоту.

Возможно размещение сплошного забора, но только наполовину, чтобы не затенять соседский земельный участок.

Относительно внешнего ограждения предъявляются специальные требования.

Внешний забор не может быть выше 2-х метров, иначе понадобится дополнительное согласование постройки с контролирующими учреждениями.

Чтобы изготовить забор допускается использовать любые строительные материалы.

Коммуникации – это отдельная категория проблем для собственников земельных участков под ИЖС. Конечно, большая часть нагрузки за их проведение падает на органы местной администрации, но при этом собственнику важно следить за тем, согласно ли всем нормам коммуникации проводятся. Это важно как для того, чтобы избежать проблем с их функционированием, так и для дальнейшей продажи участка и связанным с ней проведением различных инспекций.

Для начала, если участок не оборудован подземными коммуникациями, нужно знать, что туалет, колодец или скважина и компостная/выгребная яма (или ящик) должны находиться друг от друга в 8 метрах. Это необходимо, чтобы нечистоты и продукты гниения не смешивались с питьевой водой.

Расстояния от фильтрующих колодцев и других подобных сооружений до жилых строений должно быть не менее 8-10 метров. Больше требований по водоснабжению нет. Именно поэтому нужно ознакомиться с допустимым проектом водопровода, чтобы в будущем не возникло проблем.

Что касается не указанной до этого момента информации о расположении и границах построек, так это обновление на 2018 год в законодательстве, по которому, если площадь постройки хозяйственного назначения превышает 50 кв. м, то она должна отстоять от других строений на 15 м.

Соблюдая все нормативы, указанные в Градостроительном Кодексе РФ и Земельном Кодексе РФ, а также в СНиПе, можно избежать проблем не только с узакониванием построек и их оформлением, но и в целом обеспечить безопасную жизнь на земельном участке.

Информация о том, сколько отступать от забора, от улиц, от соседних участков и возведенных построек при строительстве дома содержится в градостроительных и нормах и правилах (СНИПах, СанПинах), а также закреплены законом о противопожарной безопасности.
Эти нормы разрабатывались еще в прошлом веке для безопасности граждан, тогда, когда еще не существовало частной собственности. С течением времени, с учетом застройки и освоения территорий, нормы и правила видоизменялись наряду с другим земельным законодательством.
Существуют своды правил, которые регулируют возведение построек в черте города (СП 30-102-99). Есть правила, которые предусматривают застройку и планировку дачных участков (СП 53.13330.2011).
Наряду с этими сводами приняты Санитарные Правила, где указаны допустимые минимальные расстояния от газопроводов, ферм, очистных сооружений до отдельных зданий (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), а также требования к противопожарным отступам (123-ФЗ от 22.07.2008 г.)
Рассмотрим какие правила и нормы по минимальным отступам от границ участка действуют при строительстве дома на дачных, садовых участках в СНТ.

Бывают случаи, когда соседи располагают свои строения вплотную к забору, с их крыш скатывается снег на участок, тень загораживает свет растениям. Как с этим бороться?
Для начала следует попробовать решить разногласия с соседями полюбовно. Объяснить, что именно мешает Вам и попросить устранить недостатки. Но, увы, иногда так не получается. Тогда есть два варианта:

  1. Обращение с заявлением в местные органы власти о несоблюдении градостроительных норм. Если в результате такого обращения проблему решить не удалось, остается самый действенный метод- суд.
  2. Исковое заявление в судебные органы. Однако, при подаче жалобы, имейте в виду, что соседи могут пойти на принцип и подать встречный иск – пожаловаться на расположение ваших строений.

Кроме того, судебные расходы и издержки никто не отменял. Надо быть готовым потратить средства и время для того, чтобы отстоять свои права.
Многие нормы носят рекомендательный характер. Прежде чем обратиться в суд за защитой своих прав следует грамотно составить исковое заявление, для этого обратиться за помощью к адвокату. Все жалобы следует обосновать и подтвердить документально.

Статья 263. Застройка земельного участка

Согласно действующим нормам законодательства собственник земельного участка может использовать его в соответствии с целевой принадлежностью этого участка. Если земля относится к жилому фонду, то землевладелец имеет право строить на нем недвижимость, в которой он будет проживать.

При этом зарегистрировать недвижимое имущество необходимо по всем правилам землезастройки.

Самовольная постройка может подлежать сносу, если на ее постройку не было выдано соответствующего разрешения из отдела архитектуры.

Кроме того, собственнику земельного участка, на котором если залежи полезных ископаемых, разрешается их использовать, но с оговоркой – только для своих нужд. Реализовывать их в промышленном масштабе запрещается действующим законодательством.

Землевладелец имеет право выращивать сельскохозяйственные культуры для своих нужд, строить и организовывать пруды и водоемы, соблюдая экологические и санитарные нормы. Использовать их для извлечения прибыли (например, путем рекреационной эксплуатации) можно только в том случае, если это предусмотрено нормативно-правовыми актами, а категория земель входит в перечень рекреационных земель.

За соблюдением норм действующего законодательства следит не только государственный или общественный земельный контроль, но и местная администрация (муниципалитет), уполномоченные сотрудники управления Росреестра, иные организации, наделенные правом контроля застроек и использования земельных участков.

Согласно статье 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право не только возводить постройки на своей земле, но и проводить их снос, перестраивать. Более того, если иное не оговорено другими нормативно-правовыми актами, то еще и разрешать другим лицам производить постройку на участке.

Естественно, все постройки и манипуляции с земельным участком производятся исключительно в рамках Градостроительного кодекса РФ, всех строительных, санитарных, экологических норм и использовать участок можно только по его прямому назначению, в зависимости от того, к какой категории он относится.

Застройка участка земли подразумевает возведение не просто объектов недвижимого имущества, а и объектов капитального строительства, в частности, жилого дома, если речь идет о частном жилом земельном участке, и многоквартирного дом, если речь идет об объекте капитального строительства для этих целей. Независимо от цели постройки, требуется соответствующее разрешение для проведения работ по застройке участка.

Разрешение дается в письменной форме. Это официальный документ, составленный с учетом градостроительного законодательства, который должен соответствовать проектной документации. В отдел архитектуры или другой уполномоченный орган подается проект будущей застройки, который должен быть одобрен. Только после этого землевладельцу выдается соответствующее разрешение на проведение строительных работ.

Не требуется разрешения для следующих видов работ:

  • постройка гаража или хозяйственного сооружения (например, сарая) на участке физического лица, который не осуществляет коммерческую деятельность на нем;
  • реконструкция, снос, ремонт тех сооружений, которые являются некапитальными;
  • изменение, ремонт, замена части капитального сооружения, если такие работы не изменяют размера и принадлежности этого сооружения, а также не нарушают нормы Градостроительного кодекса РФ.

Права на застройку позволяют собственнику распоряжаться ею так, как ему захочется, но только в рамках действующего законодательства.

Понятие самовольной постройки подразумевает наличие на земельном участке здания или сооружения, которое было возведено или без разрешения на стройку (следует понимать в этом случае – объекты капитального строительства), или с нарушением норм действующего законодательства.

Гражданин обязан зарегистрировать то, что он построил, а так же внести данные о недвижимом имуществе в Единый государственный реестр прав собственников на недвижимое имущество (ЕГРП). Если он этого не сделал, то такая постройка – это самовольная постройка, к которой применяются особые нормы, прописанные в статье 222 Гражданского Кодекса.

Самовольная постройка не дает ее застройщику, кем бы он ни был (следует понимать, как физическое, юридическое лицо), права на собственность. Такая постройка не может быть продана, сдана в аренду, подарена или передана кому-либо в рамках других договорных сделок.

Правовой режим самовольной постройки подразумевает или ее дальнейшее оформление по всем правилам, или дальнейший снос за счет того, кто ее построил, с понесением соответствующего наказания. Снос самовольной постройки осуществляется силами и средствами виновного в ее появлении лица, при этом если земельный участок не был предназначен для постройки, то потребуется еще и восстановить качество земли, если оно в ходе постройки было испорчено.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано в судебном порядке, если на то есть основания, прописанные в законодательстве. В частности:

  • Если у собственника земельного участка есть право на постройку той категории, к которой относится самовольная постройка. То есть если гражданин имеет право на постройку жилого дома на своем участке и сначала его построил, не получив разрешения, то снос самовольной постройки такого типа необязателен. В судебном порядке собственник участка может доказать свое право, а потом подать документы на признание права собственности на незаконную постройку.
  • Если постройка, которая не была оформлена по всем правилам и нормам, не причиняет неудобств, не нарушает права других собственников земельного участка (если он оформлен в долевой собственности), не угрожает жизни, здоровью и правам граждан, то в судебном порядке возможно приобретение права собственности на самовольную постройку.
  • В тех случаях, когда постройка соответствует всем нормам и правилам, на нее составлен первичный план, но она не была зарегистрирована должным путем на день, когда исковое заявление о сносе самовольно построенной постройки поступило в суд на рассмотрение, может быть принято решение на регистрирование права собственности застройщиком.

Примечательно, что по российскому законодательству право собственности на незаконную постройку признается за тем, кто имеет на нее все права. И это необязательно застройщик.

Так, известны случаи, когда супруги, проживающие на земельном участке, на который право собственности только у одного супруга, возводили постройки, а право собственности на эти постройки получал только тот, кто является собственником всей земли. В случае с родственниками, при их согласии, суд не обязывает выплачивать все издержки, которые понес застройщик. Но если речь идет о чужих друг другу людях или о несогласии близких родственников, то тот, кто получает право на регистрацию в собственность постройки, обязан возместить застройщику его затраты.

После оформления и узаконивания самовольной постройки она приобретает все права, что и законная постройка.

Данные о ней заносятся в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, ее можно продать, подарить, сдать в аренду, завещать, оформить любой другой договор, проводить с ней сделки.

Если же в ходе судебного рассмотрения дела было решено снести постройку, то застройщику дается определенный срок на осуществление сноса. Уполномоченный орган уведомляет застройщика в течение семи календарных дней о решении о сносе, передает копию такого решения.

Срок сноса устанавливается индивидуально, но не может превышать одного года. Если снос не будет проведен, то застройщика могут призвать к административной/уголовной ответственности в рамках действующего законодательства.

С 8 апреля изменились законы о землях ИЖС: что надо знать собственникам

Схематично этот процесс выглядит следующим образом: человек задумал построить дом, он обращается в орган местного самоуправления (ОМС) с уведомлением о планируемом строительстве, к которому прилагает правоустанавливающий документ на земельный участок. Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет. Подать уведомление можно несколькими способами: через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением по почте.

В течение 7 дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве ОМС проводит предусмотренные законодательством проверки на соответствие объекта градостроительным параметрам и направляет застройщику уведомление о соответствии параметров планируемого строительства. Тогда можно приступать к возведению дома. На строительство отводится 10 лет.

Если же ОМС считает, что параметры не соответствуют законодательству, направляет уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома. Тогда необходимо их пересматривать.

После того как дом построен, по аналогичной схеме нужно вновь обратиться с уведомлением об окончании строительства в ОМС. Срок подачи такого уведомления — не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции. К уведомлению необходимо приложить технический план, подготовленный кадастровым инженером. ОМС в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет соответствует ли построенный объект действующим параметрам разрешенного строительства. Если всё в порядке все документы направляются в Росреестр. Хочу это подчеркнуть: обращаться самостоятельно в Росреестра за постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности при уведомительном порядке гражданам не нужно! Орган местного самоуправления должен самостоятельно подготовить и направить все документы, это их обязанность, оговоренная в ст.13 Федерального закона №340-ФЗ.

Уведомительный порядок касается строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках.

Ещё один важный нюанс: до 1 марта 2019 года осуществить кадастровый учет и регистрацию прав на жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, можно без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объектов и уведомлений об окончании работ. Необходимо сделать всего три шага: обратиться к кадастровому инженеру, с его помощью заполнить декларацию об объекте и подготовить технический план, подать эти документы в Росреестр через МФЦ. После 1 марта 2019 года для этой категории объектов также начнет действовать уведомительный порядок.

Установлена равнозначность понятий «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» — это жилое, отдельно расположенное здание, имеющее не более трёх этажей и не выше 20 метров, состоящее из жилых и бытовых комнат, а также хозяйственных помещений. Данное здание не может быть разделено на самостоятельные объекты недвижимости, например, квартиры.

Садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком доме. То есть садовый дом — это объект нежилого назначения. Это новое понятие, введенное с 1 января 2019 Федеральным законом №217-ФЗ.

Ранее возведенные жилые строения (сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 1 января 2019 года) в силу закона признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами.

Федеральный закон №217-ФЗ предусматривает возможность признания садового дома жилым домом и наоборот – жилого дома садовым домом. Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления.

Если Вы получали разрешение на строительство до вступления в силу 340-ФЗ, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, застройщик уведомляет ОМС об окончании строительства объекта ИЖС.

К уведомлению об окончании строительства необходимо приложить технический план на дом (его готовит кадастровый инженер) и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. После регистрации права собственности гражданин получит от органа местного самоуправления выписку, подтверждающую регистрацию права на недвижимое имущество.

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 80-ФЗ)

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.

4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения). (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 24.11.2014 N 359-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Статья 263 ГК РФ. Застройка земельного участка

1. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образование, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

2. В случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2017 N 191-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 31.07.2020 N 264-ФЗ)

2.1. Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)

Текст комментария: «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ» Авторы: С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит Издание: 2019 год

1. Положения п. 1 комментируемой статьи основаны на положении ст. 36 Конституции РФ, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц и условий и порядка пользования землей, установленных законом. Собственник земельного участка обладает следующими правомочиями в области застройки земельного участка: он может самостоятельно возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Реализация указанных правомочий должна осуществляться с учетом требования о целевом использовании земельного участка. Возможности застройки отдельных категорий земель исходя из их целевого назначения определяются земельным законодательством. Также при застройке должны соблюдаться правила землепользования и застройки, утвержденные в соответствии с градостроительным законодательством, иные градостроительные нормы и правила.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает диспозитивное положение, согласно которому собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество при условии, что это имущество создано им для себя. Данное положение корреспондирует с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК). Вместе с тем установлено, что иное может быть предусмотрено законом или договором. Однако, если имущество создается для себя, сложно предположить как оно может оказаться в собственности другого лица, особенно на основании договора. Если вещь создана для себя с соблюдением требований законодательства и иных нормативных правовых актов, она должна поступить в собственность создателя, что предусматривает и ст. 218 Кодекса. Созданное для себя имущество может быть лишь впоследствии отчуждено либо перейти к другому лицу в силу указания закона. Например, созданное или строящееся для себя здание (сооружение) может оказаться в собственности другого лица в случае обращения взыскания при ипотеке земельного участка, так как право залога распространяется также на находящиеся или строящиеся на земельном участке здание или сооружение залогодателя (п. 1 ст. 64 Закона об ипотеке).

3. Нарушение земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, и (либо) градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство, влечет за собой признание постройки самовольной в соответствии со ст. 222 Кодекса (см. комментарий к ст. 222).

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)

    • Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)

    • Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153

      «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23

      «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

      «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.10.2020 N 350-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

    • Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 15.10.2020)

      «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

    Все документы >>>

    • Письмо Президента РФ от 21.07.1997 N Пр-1223

      <О Земельном кодексе Российской Федерации>

    Все документы >>>

    Вступивший в силу 15 апреля Свод Правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» пришёл на смену документа 1998 года, когда в СНТ ещё нельзя было прописываться и существовало назначение земель «под дачное строительство».

    Во время 7-ой онлайн-встречи с садоводами и дачниками, которые проходят в рамках проекта «Цифровые СНТ Подмосковья», представители министерства имущественных отношений Московской области, Союза дачников Подмосковья и Московского областного БТИ рассказали о новых нормах и требованиях нового свода правил.

    Статья 263. Гражданского Кодекса РФ. Застройка земельного участка

    Первый заместитель председателя Московской областной Думы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин отметил: «Все требования, отражённые в новом Своде Правил, в большинстве случаев продиктованы необходимостью соблюдения санитарных норм и условий безопасности людей. Ведь зачастую участки СНТ становятся для садоводов и дачников вторым домом, в котором они проводят от 3 до 6 месяцев во время дачного сезона. И важно сделать так, чтобы на этот период проживание в СНТ было безопасным, бесконфликтным и приятным».

    В ходе трансляции спикеры напомнили и о соблюдении минимальных расстояний между постройками – к примеру, от душа, бани и уличного туалета до жилого или садового дома должно быть не менее 8 м, такое же расстояние должно отделять надворную уборную и компостную яму от питьевого колодца.

    Роман Ларин, генеральный директор Московского областного БТИ отметил необходимость соблюдения градостроительных и иных норм. «При планировании строительства на своём участке необходимо изучить требования к размещению объектов, иначе вы можете не только поссориться с соседями, но и быть втянутыми в судебное разбирательство.

    Перед застройкой нужно изучить законодательные нормы и спланировать размещение объектов на своём участке. Помочь в этом могут кадастровые инженеры, которые не только составят проект будущего дома, предусмотрят все отступы и параметры объекта, но и помогут подать уведомление о начале строительства в администрацию в соответствии с установленным порядком. Учёт градостроительных норм – обязательное условие при строительстве и регистрации дома», — отметил он.

    В Своде Правил СП 53.13330.2019 также содержатся требования из других нормативных актов и документов — по устройству инженерных сетей, систем противопожарной защиты и другие. Новый свод правил привёл параметры застройки земель под садоводство в соответствие с 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества…» 2019 года.

    1. Правовая возможность застройки, возникающая у собственника земельного участка, — одно из важных распорядительных правомочий субъекта права собственности (см. коммент. к ст. 260). Однако это правомочие не носит абсолютного характера. Его усмотрение, собственное решение об использовании предоставленного земельного участка подчиняется закону, иным нормативным правовым актам, не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц (см. коммент. к ст. 209). То же касается решения собственника осуществлять перестройку зданий, строений и сооружений либо их снос. Эти же правила действуют, если собственник разрешает строить на своем участке неограниченному или неопределенному числу других лиц. К ним относятся и члены его семьи, и лица, установившие с ним семейные связи, но продолжающие проживать совместно с ним и пользующиеся этим же земельным участком, а равно и не проживающие совместно с ним, т.е. любые лица по его усмотрению. Его волеизъявление является первичным, но не решающим.

    Если земельный участок или здание, строение, сооружение на этом участке находится в общей совместной или долевой собственности, то применяются общие правила, установленные в гл. 16 (см. коммент. к ст. 247, 249, 253, 256, 257, 259), гл. 7 Семейного кодекса, ст. 4, 6 — 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    1. Любое строительство на земельном участке, находящемся в собственности юридических и физических лиц, осуществляется при соблюдении градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Застройка земельных участков в поселениях регулируется Градостроительным кодексом.

    2. Комментируемая статья допускает случаи, когда собственник земельного участка может не быть собственником здания, сооружения и иного имущества, созданного им для себя. Эти случаи устанавливаются законом или договором.

    В соответствии со ст. ст. 113 — 115 ГК имущество не принадлежит юридическим лицам на праве собственности, когда таковыми являются государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Однако указанные юридические лица не могут быть и субъектами права собственности на землю.

    Что касается случаев, когда собственник земельного участка не является собственником недвижимости, создаваемой им для себя, в соответствии с договором, то таковым, в частности, может быть возникновение права собственности у заимодавца или кредитора, предоставившего кредит собственнику земельного участка при невыполнении им обязательств по соответствующему договору, если указанное условие предусмотрено договором. При этом в договоре должно быть предусмотрено право пользования созданным недвижимым имуществом собственником земельного участка.

    Самовольной постройкой, произведенной собственником земельного участка, в соответствии со ст. 222 ГК признается любое недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения необходимых разрешений или с существенными нарушениями строительных норм и правил (см. коммент к ст. 222). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, и самовольная постройка подлежит сносу собственником земельного участка либо за его счет.

    Статья 263 ГК РФ. Застройка земельного участка (действующая редакция)

    Поскольку земли с/х категории являются одновременно средой, ресурсом, средством производства и территорией интересов физических и юридических лиц, возникла необходимость создания специального федерального закона — 101 ФЗ от 26.06. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из которого следует, что земли сельскохозяйственного назначения — это базовый ресурс сельского хозяйства, то есть почва и все, что на ней может расти.

    Последняя редакция закона об обороте земель сельхозназначения была в 2015 году, который считается началом новой волны земельной реформы. Новой земельной реформе предшествовал целый ряд изменений, среди которых можно выделить как наиболее значимые следующие:

    • Из п.1 ст. 10 изъято требование обязательного прохождения процедуры торгов в виде конкурсов и аукционов при предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков с/х назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
    • Произошли некоторые изменения в правилах покупки и аренды земельных участков сельскохозяйственной категории. Новая редакция закона по-прежнему сохраняет такое право за юридическими или физическими лицами, которые пользовались участком на праве аренды надлежащим образом. Однако устранены ограничения по цене сделки и срокам продолжительности аренды;
    • Расширены возможности использования земель, занятых пастбищами в районах крайнего Севера. Если ранее такие пастбища, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могли быть переданы только на праве аренды, то теперь к такому праву добавилось еще и безвозмездное пользование;
    • Правила и условия принудительного изъятия земель, несмотря на наличие новой редакции, изменены незначительно. В ближайшее время, в связи с готовящимися новыми законами в земельном праве, следует снова ждать изменений и правок, как в Земельный Кодекс, так и в Федеральный Закон № 101.

    Владение, пользование и распоряжение землями называется имущественными земельными отношениями, а процесс регулируется Гражданским Кодексом РФ. Законодательство предусматривает пять форматов использования земли.

    Согласно нормативам, вы можете быть:

    1. Собственником земельного участка;
    2. Землепользователем. В этом случае вы владеете или пользуетесь земельным участком с правом бессрочного (постоянного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования (то есть государство выдает вам землю бесплатно, но на определенный срок);
    3. Землевладельцем. В этом случае вы можете пользоваться земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения;
    4. Арендатором. Вы пользуетесь земельным участком на основании договоров аренды или субаренды;
    5. Обладателем сервитута. Вы имеете право ограниченного пользования чужого земельного участка.
    • Личные подсобные хозяйства (пашни, сады, огороды и тд);
    • Коллективно-фермерские хозяйства (животноводство, рыбоводство, пчеловодство и тд)
    • Садово-некоммерческого товарищества (СНТ, экопоселения и тд);
    • Казачьи общества. Хозяйственные объединения и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (муниципальные и государственные), прочие коммерческие организации;
    • Некоммерческие общества, в том числе религиозные, а также потребительские союзы;
    • Учебные, опытно- и учебно-производственные, учебно-опытные подразделения при научных и образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области с/х деятельности, общеобразовательных учреждений.
    • Сельхозяйственный туризм;
    • Ведение сельскохозяйственного производства;
    • Создание защитных лесных насаждений.

    П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений. В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.

    Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.

    Госдума приняла закон о комплексном развитии территорий

    На участке под ЛПХ за пределами поселений (полевой участок) строить капитальные здания нельзя.

    На приусадебном участке под ЛПХ (в пределах населенного пункта, зона Ж) капитальные здания строить можно. Однако под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка (зависит от региона).

    На землях, отведенных под фермерские хозяйства можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством.

    До выхода закона о родовых поместьях, самым простым вариантом застройки на сельхоз земле было строительство дома на участке под ЛПХ, а самым трудоемким — коллективное фермерское хозяйство (КФХ).

    1. Положения п. 1 комментируемой статьи основаны на положении ст. 36 Конституции РФ, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц и условий и порядка пользования землей, установленных законом. Собственник земельного участка обладает следующими правомочиями в области застройки земельного участка: он может самостоятельно возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

    Реализация указанных правомочий должна осуществляться с учетом требования о целевом использовании земельного участка. Возможности застройки отдельных категорий земель исходя из их целевого назначения определяются земельным законодательством. Также при застройке должны соблюдаться правила землепользования и застройки, утвержденные в соответствии с градостроительным законодательством, иные градостроительные нормы и правила.

    2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает диспозитивное положение, согласно которому собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество при условии, что это имущество создано им для себя. Данное положение корреспондирует с принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК). Вместе с тем установлено, что иное может быть предусмотрено законом или договором. Однако, если имущество создается для себя, сложно предположить как оно может оказаться в собственности другого лица, особенно на основании договора. Если вещь создана для себя с соблюдением требований законодательства и иных нормативных правовых актов, она должна поступить в собственность создателя, что предусматривает и ст. 218 Кодекса. Созданное для себя имущество может быть лишь впоследствии отчуждено либо перейти к другому лицу в силу указания закона. Например, созданное или строящееся для себя здание (сооружение) может оказаться в собственности другого лица в случае обращения взыскания при ипотеке земельного участка, так как право залога распространяется также на находящиеся или строящиеся на земельном участке здание или сооружение залогодателя (п. 1 ст. 64 Закона об ипотеке).

    3. Нарушение земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, и (либо) градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство, влечет за собой признание постройки самовольной в соответствии со ст. 222 Кодекса (см. комментарий к ст. 222).

    Новый закон дополняет Градостроительный кодекс РФ главой 5.1 «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления», которая детально регламентирует процессы:

    • развития застроенной территории (РЗТ);
    • комплексного освоения территории (КОТ);
    • комплексного развитию территории (КРТ).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *