Оказание юридических услуг иностранной компании ндс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание юридических услуг иностранной компании ндс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Объектом налогообложения НДС становятся работы и услуги, выполненные на российской территории.

Если с экспортируемыми или импортируемыми товарами вопрос начисления НДС достаточно хорошо урегулирован нормами Налогового и Таможенного кодексов, то в плане оказания услуг нередко возникает немало спорных моментов. Дело в том, что обычно весьма непросто определить место выполнения определенной работы.

Как избежать НДС при получении юридических услуг от иностранной компании?

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03‑07‑11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

– строительные работы;

– монтажные работы;

По месту нахождения имущества

– строительно-монтажные работы;

– ремонтные работы;

– реставрационные работы;

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– монтаж;

– сборка;

– переработка;

– обработка;

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

– консультационные услуги;

– юридические услуги;

– рекламные услуги;

– маркетинговые услуги

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Нет объекта обложения НДС

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) выполнены (оказаны) через это представительство).

Даже если у заказчика – иностранной компании создано на территории РФ представительство, но деятельности в России оно не осуществляет, при этом договор на оказание услуг заключен непосредственно с иностранной компанией (не с представительством), местом реализации услуг территория РФ не признается (Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03‑07‑08/33135).

Таким образом, если покупателем рекламных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная компания, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается
и, соответственно, они не являются объектом обложения НДС в России (Письмо Минфина России от 02.08.2018 № 03‑07‑08/
54428). В Письме от 03.08.2018 № 03‑07‑08/54835 специалисты ведомства подчеркнули: в связи с этим указанные услуги НДС в Российской Федерации, в том числе по нулевой ставке, не облагаются.

Пример

Заказчик рекламных услуг – австрийская компания (не зарегистрирована в РФ, постоянного представительства в РФ не имеет). Исполнитель – российская организация.

Местом реализации рекламных услуг в этом случае Россия не является, и такие услуги НДС не облагаются.

Есть вычет НДС

Но если при оказании рекламных услуг не возникает объекта обложения (то есть НДС они не облагаются), можно ли принять суммы «входного» НДС по использованным для этих целей товарам, работам, услугам к вычету? До недавнего времени было нельзя, налог следовало относить на увеличение стоимости приобретения в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ.

С 01.07.2019 данная норма действует в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ[1]. Кроме того, закон внес в п. 2 ст. 171 НК РФ дополнительный пп. 3, в силу которого с 01.07.2019 суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Обратите внимание:

В указанном правиле (о вычете сумм НДС по покупке, используемой для операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается) есть исключение. Оно касается «входного» налога по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых территория РФ не признается. В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ в этом случае суммы «входного» НДС к вычету не принимаются и подлежат учету в стоимости приобретения.

Значит, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания рекламных услуг иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация – исполнитель вправе (при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ) заявить вычет «входного» НДС.

О раздельном учете

Кроме того, Федеральным законом № 63‑ФЗ внесены дополнения в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым с 01.07.2019 для целей применения п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ к операциям, подлежащим налогообложению, относятся операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых территория РФ не признается (за исключением операций, освобождаемых от уплаты НДС на основании ст. 149 НК РФ).

Получается, что при осуществлении операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не является территория РФ (при условии, что эти операции в ст. 149 НК РФ не упомянуты), не нужно вести раздельный учет сумм «входного» НДС, в то время как до указанной даты эта обязанность существовала (Письмо Минфина России от 22.12.2015 № 03‑07‑08/75085).

Таким образом, при оказании рекламных услуг иностранной компании, зарегистрированной в иностранном государстве, российская организация не обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС.

На примере одного судебного дела

Мы перечислили важные моменты, которые меняют до сих пор существовавший подход к исчислению НДС при оказании услуг (выполнении работ) иностранной компании, не зарегистрированной в РФ. Для наглядности приведем пример, который относится к периоду, когда действовали нормы гл. 21 НК РФ, еще не скорректированные Федеральным законом № 63‑ФЗ, – дело № А40-14103/2017.

Налоговый орган счел налоговые вычеты (более 18 млн руб.), связанные с операциями по оказанию рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не признается, неправомерными, так как указанные суммы, предъявленные рекламными организациями, общество должно было включить в стоимость оказываемых услуг.

По мнению общества, доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превысила 5 %, следовательно, оно имело право не применять правила раздельного учета, установленные п. 4 ст. 170 НК РФ, а НДС, предъявленный «рекламщиками», принять к вычету в полном объеме без распределения на облагаемые и не облагаемые им операции.

Но это еще не все, на что нужно обратить внимание налогоплательщикам, проводящим операции, местом реализации которых Россия не является. Следующий момент касается ситуаций, когда им вменено в обязанность вести раздельный учет «входного» налога, в частности когда наряду с облагаемыми имеют место не облагаемые НДС операции.

В таких случаях по покупкам (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам), предназначенным исключительно для облагаемых НДС операций, «входной» налог принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Суммы «входного» НДС не подлежат вычету, а увеличивают стоимость приобретения для операций, не облагаемых налогом (абз. 2 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Но если товары, работы, услуги, объекты ОС и НМА, имущественные права предназначены для осуществления обоих видов операций, налог нужно распределять пропорционально доле облагаемых и необлагаемых операций в общем объеме отгруженных (переданных) товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ). «Входной» НДС в части, относящейся к необлагаемым операциям, учитывается в стоимости приобретения, а в части, относящейся к облагаемым операциям, принимается к вычету.

Положения абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на их приобретение, производство и (или) реализацию.

С 01.07.2019 расчет меняется. Операции по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ), для целей расчета 5 %-го барьера отнесены к облагаемым НДС (разумеется, если при этом они не были перечислены в ст. 149 НК РФ).

Пример

Организация ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Арендная плата и иные общехозяйственные расходы приходятся на оба вида. В июле 2019 года она заключила договор с иностранной компанией на оказание рекламных услуг, местом реализации которых территория РФ не является. Для этих целей был заключен договор с рекламной компанией.

Приведем исходные данные (без учета НДС) для определения доли расходов по операциям, не облагаемым НДС, за III квартал 2019 года, а также дадим пояснения о праве или отсутствии права на налоговый вычет при соблюдении общих на то условий.

  1. Расходы, непосредственно связанные с операциями, облагаемыми НДС, составят 5 000 000 руб. («входной» НДС по ним принимается к вычету полностью).
  2. Расходы, непосредственно связанные с операциями, не облагаемыми НДС, – 120 000 руб. («входной» НДС по ним не принимается к вычету, даже если в налоговом периоде соблюдено правило «пяти процентов»).
  3. Общие расходы – 80 000 руб. («входной» НДС по ним распределяется между видами операций).
  4. Расходы на операцию, по которой отсутствует объект налогообложения (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 60 000 руб. («входной» НДС по данной операции, проведенной после 01.07.2019, можно заявить к вычету).
  5. Выручка от продаж, облагаемых НДС, – 8 000 000 руб.
  6. Выручка от продаж, не облагаемых НДС, – 220 000 руб.
  7. Выручка от операции, по которой отсутствует объект обложения НДС (оказание рекламных услуг иностранному контрагенту), – 110 000 руб.
  8. Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС, – 12 000 руб.
  9. Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС, – 10 000 руб.

Выясним, как принять к вычету НДС по общим расходам (арендная плата и иные общехозяйственные расходы). Для этого сначала рассчитаем часть общих расходов, приходящуюся на не облагаемые НДС операции, по следующей формуле:

Часть общих расходов, относящихся к не облагаемым НДС операциям

=

Общие расходы, относящиеся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям

х

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

/

Выручка от продаж, облагаемых НДС

+

Выручка от оказания рекламных услуг

+

Выручка от продаж, не облагаемых НДС

+

Прочие доходы от реализации, облагаемые НДС

+

Прочие доходы от реализации, не облагаемые НДС

Расчет выявил, что на не облагаемые НДС операции приходится 2 400 руб. общих расходов: 80 000 х (220 000 + 10 000) / (8 000 000 + 110 000 + 220 000 + 12 000 + 10 000).

Теперь рассчитаем долю расходов по операциям, не облагаемым НДС (в %):

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС

=

Общая сумма расходов по не облагаемым НДС операциям

/

Расходы, связанные с операциями, облагаемыми НДС, в том числе на оказание рекламных услуг

+

Расходы, связанные с операциями, не облагаемыми НДС

+

Общие расходы

х

100

Доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, равна 2 %: (120 000 + 2 400) / (5 000 000 + 60 000 + 120 000 + 80 000) х 100.

Поскольку доля расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает 5 %, налогоплательщик вправе за III квартал 2019 года вычесть всю сумму налога по расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и не облагаемым Н��С операциям.

Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг территория РФ не признается, если их покупатель осуществляет деятельность на территории иностранного государства. Соответственно, исполнитель – российская организация НДС не начисляет (отсутствует объект налогообложения).

Вместе с тем «входной» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам – по приобретению в целях исполнения заказа он вправе по общим правилам заявить к вычету, если такая покупка совершена после 01.07.2019. Значит, и раздельный учет «входного» НДС вести не нужно.

Но если среди названных налогоплательщик осуществляет и другие операции, в связи с чем у него возникает обязанность ведения раздельного учета «входного» НДС, ему не нужно забывать, что при пропорциональном расчете долей «входного» НДС по общим расходам, используемым одновременно как в облагаемых, так и в не подлежащих обложению данным налогом операциях, стоимость выполненных работ (оказанных услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ), включается в состав облагаемых операций (п. 2, 4 ст. 170, пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ).


[1] Дополнительно можно ознакомиться со статьей «Июль 2019‑го: НДС-нормы скорректированы», № 5, 2019.

[2] См. Федеральный закон от 27.11.2017 № 335‑ФЗ.

НДС: проблемы и решения, №7, 2019 год

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 — номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Налоговые агенты —плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки.

При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)?

Формально такой обязанности нет. Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Письмо от 24.04.2019 № СД-4-3/7937@

Российское юридическое лицо является налоговым агентом по НДС при оказании услуг иностранной компанией, когда соблюдаются два условия:

  • местом реализации является российская территория;
  • компания из другой страны не зарегистрирована в ФНС РФ.

Обязанность налогового агента по НДС, если иностранная компания оказывает услуги российской компании, возникает независимо от применяемой юридическим лицом системы налогообложения — ОСН, УСН или ЕНВД.

Индивидуальные предприниматели, применяющие любую из систем налогообложения, в т. ч. патентную систему, приобретающие услуги у контрагента из другой страны, принимают на себя обязанность налогового агента по НДС и сдают налоговую декларацию в установленном порядке.

Что касается обязанности по уплате НДС для иностранных организаций, то такая обязанность возникает, если:

  • зарубежному контрагенту присвоен российский ИНН;
  • компания имеет представительства или филиалы в России.

Налоговый агент сдает отчетность в электронной форме ежеквартально. Сроки подачи декларации — не позднее 25 дня после окончания отчетного квартала.

Под местом реализации понимается территория государства, где работы фактически завершены. Таким местом признается российская территория, если оказание услуг завершено на территории РФ. Исключение — сдача в аренду движимого и недвижимого имущества, агентские, бухгалтерские, консультационные и некоторые другие услуги, перечисленные в п. 1 ст. 148 НК РФ, для которых местом реализации является местонахождение покупателя или имущества.

Плательщиком НДС по консультационным услугам иностранной компании является иностранный контрагент (письмо Минфина от 15.03.2019 № 03-07-08/17231).

В этом же документе содержится информация о порядке уплаты НДС с электронных услуг иностранной компании в РФ: в этом случае обязанность исчисления и уплаты лежит на поставщике.

Российская компания выполняет функции налогового агента по НДС с транспортных услуг иностранной компании при условии, что пункты отправления и назначения груза расположены на территории Российской Федерации (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Налог по ставке 20% удерживается из суммы, причитающейся к уплате зарубежному партнеру, и перечисляется в бюджет той же датой, когда происходит оплата по контракту.

ВАЖНО! Включение в цену налога следует согласовать с поставщиком на стадии заключения контракта. Если в контракте отсутствует фраза о том, что цена включает налог на добавленную стоимость, компания вынуждена уплатить налог в бюджет из собственных средств.

Пример. Перевозчик из Германии занимается грузоперевозками товаров по российской территории. В соответствии со ст. 161 и ст. 148 Налогового кодекса, иностранная фирма не является плательщиком НДС, если не имеет филиалов и представительств в России, и услуги оказаны на территории РФ. В нашем примере оба эти условия выполнены.

В сентябре 2020 года стоимость доставки составила 1500 евро, что по курсу ЦБ на день оплаты (15 сентября) составляет 126 495 руб.

Налог на добавленную стоимость в сумме 21 082,50 руб. оплачен платежным поручением от 15.09.2020. Поставщику перечислено за минусом налога 105 412,50 руб. (1250 евро).

Следующий вопрос: как рассчитать НДС, если российская организация оказывает услуги иностранной организации на территории РФ. В этом случае следует обратиться к ст. 149 НК, содержащей перечень товаров, работ и услуг, освобожденных от налогообложения, и сопоставить условия.

Условие Налогообложение
Подпадает под перечень ст. 149 Нет
Не подпадает под перечень ст. 149, местом реализации является территория РФ Да
Местом реализации не является территория России Нет

Декларация по НДС предоставляется в налоговые органы ежеквартально, форма утверждена приложением № 1 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. приказа ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@).

Налоговые агенты заполняют раздел 2 декларации. На каждого иностранного контрагента заполняется отдельная страница.

НДС при «импорте» работ и услуг

С предприятий взимаются два основных сбора: налог на прибыль и НДС. В этой статье акцент сделан на последнем. Хоть понятие НДС известно практически каждому рядовому обывателю (а руководителю подразделения успешной фирмы и подавно), порядку работы с данным налогом в России присущи свои специфические особенности. Назвать отечественное законодательство в этом плане однозначным нельзя.

Сегодня существуют два варианта. Первый предполагает, что фирма рассчитывает и перечисляет в госбюджет НДС при реализации услуг на территории РФ самостоятельно.

В другом случае данную функцию выполняет посредник, он же налоговый агент. Выбор варианта зависит от факта регистрации/не регистрации иностранной организации в органе ФНС.

В отечественном законодательстве применяются определённые понятия:

  • резидент – это юридическое либо физическое лицо, прошедшее процедуру регистрации в ФНС и состоящее на учёте в конкретном налоговом органе. На резидента в полной мере распространяются нормы национального законодательства;
  • нерезидент – под таковым понимается юридическое или физическое лицо, работающее на территории России, но зарегистрированное за её пределами в другом государстве и отвечающее за содеянное в соответствии с действующими в нём законами.

Состоящая на учёте в ФНС зарубежная фирма обязана взаимодействовать с этим ведомством напрямую, без посредников. Когда же регистрация предприятия в отечественных налоговых органах отсутствует, клиент такого учреждения будет вынужден задуматься над тем, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Дело в том, что Налоговый кодекс (далее НК) РФ выбора просто не оставляет: фискальный сбор независимо от текущего финансового положения налогоплательщика должен быть выплачен. Это именно та правовая ситуация, в которой покупатель обретает статус налогового агента, призванного решить все задачи, связанные с перечислениями в госбюджет.

Хотя этот вопрос и несколько диссонирует с основной проблематикой данной статьи, ответ на него тоже может пригодиться. Поэтому кратко коснёмся случая, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, а также выясним, как при этом будет уплачиваться НДС предприятием с российской пропиской.

Если услуга предоставлялась на территории России, то и уплата НДС должна выполняться в установленном действующим законодательством порядке. В случае, если это происходило вне территории РФ, налогообложение не осуществляется.

Делаем вывод: место оказания услуги имеет принципиальное значение с точки зрения уплаты НДС

В России широкое распространение приобрел вид бизнеса, именуемый индивидуальным предпринимательством (аббревиатура ИП). Эту деятельность принято относить к так называемому малому бизнесу.

Специализироваться ИП могут на реализации товаров и на оказании услуг. Часть из них стремится расширить своё дело, не ограничиваясь российскими границами. Таким образом, актуальным становится вопрос о том, может ли ИП оказывать услуги иностранным фирмам.

Сразу скажем, что никаких препон на законодательном уровне в данном случае нет. Наравне с юрлицами ИП могут подписывать контракты и производить расчёты с зарубежными фирмами. Не изменяется также и порядок налогообложения. Однако при этом нужно учесть, что валютный контроль по отношению к ИП более тщательный.

Данный признак предполагает, что предоставление услуг было связано с любым имуществом. Местом их оказания будет считаться территория государства, где это имущество находилось в тот момент. Соответственно, исчисление налогов будет производиться на основе законодательства указанной страны.

Характерен этот критерий для услуг, связанных со сферой повседневной жизни. Под таковыми обычно подразумеваются те, которые предоставляются в общественных стационарных организациях, предприятиях и учреждениях.

Территория того государства, где покупатель проводит свою деятельность, тоже может признаваться местом оказания услуг. Важно, чтобы эта деятельность прошла полноценный процесс регистрации по действующим в стране законам.

Для подтверждения места предоставления услуг используются такие документы:

  • контракт;
  • бумаги, подтверждающие факт оказания услуг. Это могут быть квитанции или чеки об оплате, акты приемки/передачи и пр.;
  • если услуги предоставлялись в электронном виде физлицам (но не ИП), возможно применение реестров проведенных операций с обязательным указанием их договорной стоимости.

Выше шла речь об общих признаках, применяемых для определения места предоставления услуг. Детализируем эту информацию по отношению к РФ в таблице.

Форма налога Для ИК, имеющих представительство Для ИК, не имеющих представительства в РФ
Налог на прибыль от обычной деятельности 20%, где 18% – в бюджет субъекта РФ, и 2% – в госбюджет 20%
Налог на прибыль на доходы от долевого участия, в том числе по дивидендам от акций или в результате распределения имущества 15% 15%
Налог на прибыль, полученную в результате использования имущества 20% 20% (10%, если использование имущества связано с осуществлением международных перевозок)

НДС при покупке услуг у иностранной организации

На услуги по перевозке и транспортировке распространяется действие особых условий. Оказывать их разрешено не только организациям и ИП, прописанным в РФ, но и зарубежным предприятиям, не прошедшим процедуру регистрации в налоговой службе. Россия будет признана в качестве места реализации услуг данного вида, если:

  • транспортные средства, использованные для перевозки, были предоставлены российскими учреждениями либо ИП, причём хотя бы один из пунктов – назначения или отправления – располагается в пределах нашей страны. Подчеркнём, что речь идёт о воздушных и морских судах, а также судах, курсирующих во внутренних водах;
  • транспортировку продукции, подпадающей под действие процедуры таможенного транзита, выполняют предприятия либо ИП, для которых Россия является местом осуществления предпринимательской деятельности;
  • транспортировка с помощью трубопроводных магистралей выполняется отечественными организациями;
  • транспортировка воздушными судами производится авиапредприятиями из России.

Прописаны основные требования, касающиеся данного аспекта, в части 2 статьи 161 НК РФ. Там сказано, что в качестве налоговых агентов признаются ИП и учреждения, зарегистрированные в органах ФНС и приобретающие у зарубежных лиц на территории России товары (услуги, работы).

Если иностранная организация предоставляет услуги через телекоммуникационные сети, в том числе с помощью интернет, в электронном формате, на этот случай распространяются нормы, прописанные в статье 174.2 части 1 НК.

Условия признания наличия у лица статуса налогового агента определяются тем, кто является покупателем предоставляемых услуг, а также принимают ли участие в сопутствующих действиях посредники. Эти сведения представлены в ниже расположенной таблице.

Преимущества Недостатки
Возможность открывать счета в российских банках и пользоваться ими Ограничение в 50 учредителей
Формирование капитала не только из денежных средств Необходимость внесения изменений в учредительную документацию при каждой смене собственников или изменении их долей
Возможность активного бизнес-взаимодействия с другими юридическими лицами Большие штрафы и пошлины
Достаточно простая процедура регистрации
Возможность выбрать упрощенную систему обложения налогами
Приобретение возможности покупки и аренды недвижимости
Можно продать как готовый бизнес
В случае отсутствия прибыли не нужно выплачивать взносы в ПФ

Напомним, что НК РФ определяет несколько случаев, когда российская фирма считается налоговым агентом по НДС. Один из таких случаев – приобретение товаров (работ, услуг) у иностранной компании, которая не состоит на налоговом учете в России.

Если у иностранной организации есть представительство в России, то она сама рассчитает НДС и уплатит его в бюджет. Если же представительства в РФ нет, то покупатель обязан удержать НДС из денег, которые он должен выплатить своему контрагенту, и перечислить сумму налога в бюджет. От обязанностей налогового агента фирма не освобождается, даже если она не является плательщиком НДС. Например, применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или ПСН.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по расчетной ставке НДС.

НДС при покупке товаров нужно перечислять равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом.

Но если фирма покупает у иностранной компании работы или услуги, место реализации которых – Россия, то удержанный НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с оплатой этих работ и услуг. Раньше этого делать не нужно (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Минфин акцентировал внимание на этой норме и привел такое обоснование. Когда российская фирма платит иностранной компании за приобретаемые работы и услуги не в рублях, а в иностранной валюте, пересчитывать налоговую базу из иностранной валюты в рубли нужно по курсу Центрального банка на тот день, когда деньги фактически были перечислены иностранной компании. Именно поэтому не рекомендуется платить НДС с причитающихся иностранцу денег досрочно, до их фактической выплаты.

Кроме того, как известно, момент оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

/ условие / Компания J.V.S. & W.Trading spol. s r.o. (место нахождения — Чешская Республика) оказала ООО «Фокус» юридические услуги. Стоимость услуг по договору составляет 3540 евро, в том числе НДС 540 евро. ООО «Фокус» за оказанные услуги 13.07.2015 перечислило чешской компании 3000 евро (за минусом НДС). Курс евро на 13.07.2015 — 62,9474 руб/евро.

/ решение / Организация все показатели рассчитала в рублях:

  • налоговая база по НДС — 222 833,80 руб. (3540 евро x 62,9474 руб/евро);
  • НДС к уплате в бюджет — 33 991,60 руб. (222 833,80 руб. х 18/118). Он перечислен в бюджет 13.07.2015 платежным поручением № 1234;
  • стоимость услуг без НДС — 188 842,20 руб. (222 833,80 руб. – 33 991,60 руб.).

Счет-фактуру ООО «Фокус» должно оформить в одном экземпляре так.

СЧЕТ-ФАКТУРА № 1850 от « 15 » июля 2015 г. (1)

ИСПРАВЛЕНИЕ №от «»(1а)

Продавец


J.V.S. & W.Trading spol. s r.o.


(2)
Адрес


Vaclavske namesti, 17, Praha 1


(2a)

Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.

Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.

Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Основная цель этой статьи – осветить, как уплачиваются налоги иностранной организацией, которая оказывает услуги на территории нашей страны. Тем не менее уделим немного внимания обратной ситуации, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, и выясним, как будет уплачиваться НДС российской компанией в данном случае.

Все довольно просто: если услуга была реализована на территории РФ, то и НДС подлежит уплате в установленном порядке. Если же это произошло за пределами российских границ, налогообложение не производится. Теперь перейдем к логичному вопросу: что такое место реализации услуг и каким образом оно определяется.

Для корректного исчисления налогов большое значение имеет место оказания услуг. Общее правило можно сформулировать примерно так: налоги должны быть перечислены в бюджет той страны, на территории которой оказывались услуги. Для целей налогообложения принято выделять несколько признаков, определяющих место реализации услуг.

Этот признак предполагает, что услуги были связаны с любым имуществом. Территория страны, где находилось это имущество на момент реализации услуг, будет считаться местом их оказания. Соответственно, и налоги будут исчисляться согласно законодательству указанного государства.

Этот критерий характерен для услуг, связанных с определенными сферами и объектами повседневной жизни. Как правило, к ним относятся те услуги, которые оказываются в стационарных общественных учреждениях и организациях.

Местом реализации услуг может быть признана территория той страны, где покупатель осуществляет свою деятельность. Важно, что эта деятельность должна быть зарегистрирована в соответствии с законами государства.

Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.

Признак Когда РФ будет считаться местом оказания услуг
По месту нахождения имущества 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы.
2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка
По месту фактической реализации Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д.
По месту деятельности покупателя услуг Местом деятельности покупателя признается РФ, если:
1) есть государственная регистрация;
2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом:
● указанным в учредительных документах;
● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании;
● нахождения постоянного представительства организации;
● управления организации;
● жительства физического лица.
Данный критерий применим для следующих услуг:
● разработка компьютерных программ и баз данных;
● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав;
● предоставление персонала;
● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации;
● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта);
● агентские услуги;
● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей;
● передача единиц сокращения выбросов.

Особые условия действуют для услуг, связанных с перевозкой и транспортировкой. Их могут оказывать как российские компании и ИП, так и иностранные организации, не имеющие регистрации в ФНС.

РФ будет признана местом реализации подобных услуг в следующих случаях:

  • если транспортные средства для перевозки (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания) предоставляются российскими компаниями или ИП, при этом пункт отправления и/или назначения расположены на территории России;
  • транспортировка товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита, производится организациями или ИП, местом осуществления деятельности которых выступает Россия;
  • транспортировку трубопроводным транспортом обеспечивают российские организации;
  • транспортировка воздушным транспортом осуществляется российскими авиакомпаниями.

Налоговый агент – это посредник, который рассчитывает, удерживает у налогоплательщика и перечисляет в бюджет сумму НДС. Налогоплательщиком называется организация, деятельность которой облагается налогами по законодательству РФ.

В нашем случае налогоплательщик – это иностранная компания, оказывающая платные услуги, но не зарегистрированная в налоговых органах РФ.

Именно по причине отсутствия регистрации в ФНС уплата НДС за иностранное юридическое лицо осуществляется налоговым агентом.

  • Налоговое планирование
  • Аудит налогов
  • Организация налогового учета
  • Учетная политика
  • Возврат налогов
  • Налоговая нагрузка
  • Налоговые льготы
  • Налоговая ответственность
  • Налоговые споры
  • Налоговые проверки
  • Оффшоры
  • Оптимизация налогов
  • Налоговая отчетность
  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Страховые взносы
  • Налог на имущество
  • НДФЛ
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • УСН
  • ЕНВД
  • ЕСХН
  • Регистры налогового учета

Особенности налогообложения при оказании услуг иностранной компанией

Необходимо отметить, что порядок определения места оказания «электронных услуг» для целей НДС НК РФ не урегулирован. По нашему мнению, местом реализации данных услуг необходимо признать место нахождения покупателя. Под «электронными услугами» следует понимать «веб-хостинг», предоставление доступа к базам данных, реализацию программного обеспечения, реализацию объектов авторских прав, включая игры, дистанционное обучение, а также любую платную передачу данных через Интернет или подобные средства коммуникации.

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети прошлого столетия стало широкое распространение НДС (Value-Added Tax (VAT) (англ.)), который был изобретен французским финансистом М. Лоре. НДС — это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).
Одним из основных принципов НДС, реализованным в большинстве стран, является нейтральность этого налога, т.е. то, что он не вносит искажений в структуру экономических мотиваций хозяйствующих субъектов. Данный принцип означает, что налог должен взиматься с создаваемой добавленной стоимости и не должно быть временных разрывов в начислении и возмещении этого налога. Это явилось важнейшей причиной внедрения НДС в налоговую практику многих стран мира взамен не обладающих таким свойством оборотных налогов.

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на возмездной и безвозмездной основе — это и есть те обстоятельства, которые рассматриваются как объект налогообложения. Факт постановки организации на учет не влияет на объект налогообложения, следовательно, не может изменить налогового обязательства.
Однако в соответствии с гл. 21 НК РФ вопрос постановки на учет является серьезным фактором, влияющим на определение налогооблагаемой базы при наличии одинакового объекта обложения (ст. 161 НК РФ). Этот вопрос имеет большое значение для получения права на налоговые вычеты, предусмотренные гл. 21 НК РФ, по налогу, уплаченному за приобретенные товары, работы, услуги или уплаченные при ввозе товара на таможенную территорию (п. 4 ст. 171 НК РФ).
Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику — иностранному лицу при выполнении следующих условий:
1) налог должен быть фактически уплачен налогоплательщиком при ввозе товаров или удержан и уплачен налоговым агентом;
2) вычету или возврату подлежат суммы налога только в той части, в которой ввезенные товары или приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту;
3) налогоплательщик — иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах РФ.
По нашему мнению, положения гл. 21 НК РФ и отраженная в ней концепция законодателя противоречат принципам, установленным п. п. 1 — 3 ст. 3 НК РФ, и требуют корректировки.
В частности, необходимо предусмотреть заявительный порядок возврата уплаченного НДС иностранным организациям, не состоящим на налоговом учете в РФ и являющимся плательщиками НДС в своей стране. При этом необходимо установить требования к пакету документов и порядку их представления; минимальную сумму налога к возмещению; период времени, на который может распространиться заявление, и др. Введение таких мер будут способствовать защите конкуренции и созданию равных условий для местных и иностранных организаций.
В международной практике некоторые страны предоставляют возможность возврата уплаченных сумм НДС иностранным лицам, которые не имеют представительства и не ведут экономической деятельности на их территории. В европейских странах правовой основой возврата НДС является 13-я Директива Совета Европейских Сообществ от 17.11.1986 N 86/560/EEC.

Желание российского законодателя расширить долю косвенных налогов в бюджете РФ в виде НДС вполне понятно. Но при этом немаловажное значение для пополнения доходных статей бюджета имеет привлечение иностранного капитала в экономику РФ. Поэтому необходимо учесть как интересы бюджета, так и интересы иностранных инвесторов. В данной статье затронуты лишь отдельные аспекты налоговых обязательств по НДС при заключении сделок с иностранными организациями. Вместе с тем государственный интерес в пополнении бюджета может быть обеспечен совершенствованием законодательства в части налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации путем пересмотра перечня доходов иностранных организаций, облагаемых в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, консультационные услуги признаются объектом налогообложения по НДС. Пунктом 3 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что консультационные услуги облагаются по ставке 20%.

Налогоплательщиками с данных услуг являются все категории лиц, предусмотренные п. 1 ст. 143 НК РФ. Причем в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ особое внимание уделяется некоммерческим организациям как плательщикам НДС с консультационных услуг — видимо, по причине того, что образовательные услуги очень часто путают с консультационными.

Еще одна ситуация, когда консультационные услуги облагаются НДС, — когда российская организация приобретает их у иностранного контрагента, не имеющего представительства в РФ. В силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг будет признаваться территория РФ в связи с тем, что покупатель осуществляет свою деятельность в России. Таким образом, российская организация будет исполнять обязанности налогового агента, то есть ей следует удержать и уплатить НДС в бюджет РФ с дохода, перечисленному иностранному продавцу.

О том, как исчислить НДС с дохода иностранного лица, см. в материале «НДС исчисляется сверх договорной цены, только если это прямо следует из договора или обстоятельств, предшествующих его заключению».

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, освобождается от обязанности уплачивать НДС. Следовательно, «упрощенец», который оказывает консультационные услуги, НДС с них не уплачивает.

Существует также и ситуация, когда налогоплательщик, не применяющий УСН, освобождается от обязанности платить НДС (данная возможность предусмотрена ст. 148 НК РФ), — если он оказывает консультационные услуги иностранной организации, деятельность которой осуществляется за пределами территории РФ без наличия у нее российского представительства. В этом случае, в соответствии с пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг территория РФ не является, в связи с чем начисление и уплата НДС продавцом не производится.

Условия для вычета агентского НДС

Российские организации, получающие консультационные услуги на территории Российской Федерации, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислять, удерживать и вносить в бюджет НДС с дохода налогоплательщика — иностранной организации от реализации этих услуг в том случае, если налогоплательщик — иностранное лицо не состоит на учете в налоговых органах в качестве плательщика НДС (п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ).

Таким образом, порядок уплаты НДС иностранным юридическим лицом зависит от его постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве плательщика НДС. Если иностранное юридическое лицо не состоит на учете в качестве плательщика НДС, то исчисляет, удерживает и перечисляет НДС в бюджет налоговый агент — организация, являющаяся источником выплат дохода; если лицо состоит на учете в качестве плательщика НДС, то эту обязанность оно исполняет самостоятельно.

Сложившаяся судебная практика исходит из того, что иностранное юридическое лицо для целей исчисления НДС находится на налоговом учете по месту нахождения его постоянного представительства в Российской Федерации [ сноска 1 ] . При этом заключение контрактов и проведение расчетов между российским контрагентом и иностранным юридическим лицом, минуя имеющееся в России представительство, состоящее на налоговом учете в Российской Федерации, не освобождает иностранное юридическое лицо от самостоятельного исчисления и уплаты НДС на территории Российской Федерации [ сноска 2 ] .

Таким образом, исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах и сложившейся арбитражной практики, если российская компания приобретает консультационные услуги иностранной компании, имеющей постоянное представительство на территории РФ, то она не обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС, предъявляемый ей к уплате этой иностранной компанией.

Такой вывод подтверждается и Постановлением ВАС РФ от 11.04.2000 № 1041/99: «…в случае, когда деятельность в Российской Федерации осуществляется иностранными юридическими лицами не через представительства либо они не состоят на налоговом учете, удержание и перечисление налогов в бюджет осуществляет налоговый агент — источник выплат».

При вынесении постановления ВАС РФ руководствовался положениями Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». В части определения обязанности исчисления, удержания и перечисления НДС российской организацией — источником выплаты дохода иностранному юридическому лицу положения Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» аналогичны положениям главы 21 НК РФ.

Глава 21 НК РФ постановку на учет как плательщика НДС предусматривает в качестве самостоятельного основания для постановки на налоговый учет иностранной организации в РФ. Постановка на учет в качестве налогоплательщика НДС по месту нахождения постоянного представительства в Российской Федерации составляет право иностранной организации, а не ее обязанность.

Следовательно, наличие постоянного представительства у иностранной компании не означает, что компания обязана самостоятельно исчислять и уплачивать НДС с доходов от операций по реализации на территории РФ услуг, не связанных с деятельностью ее постоянного представительства. В этом случае исчисляет, удерживает и уплачивает НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ налоговый агент, то есть организация, являющаяся источником выплаты дохода.

Иностранные юридические лица — компании, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, являются самостоятельными налогоплательщиками, что следует из статей 11 и 143 НК РФ. Следовательно, при раздельном оказании и документальном оформлении юридических услуг, оказанных иностранной компанией и ее представительством в РФ, НДС исчисляется и уплачивается отдельно иностранной компанией и ее представительством в РФ. Поэтому возложение на представительство обязанности исчислять и уплачивать НДС за иностранную организацию равнозначно возложению такой обязанности на другого налогоплательщика, что нельзя признать правомерным.

Следует отметить, что изложенная позиция расходится со сложившейся судебной практикой. Следование ей влечет риск доначисления иностранной компании НДС и пеней, привлечения иностранной компании к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС, а также статьей 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС. Однако в случае фактического исчисления, удержания и перечисления НДС налоговым агентом с высокой вероятностью можно утверждать, что арбитражный суд признает недействительным соответствующее решение налогового органа. Избежать судебного спора с налоговым органом в такой ситуации вряд ли возможно.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах и сложившейся арбитражной практики, в ситуации, когда российская компания приобретает консультационные услуги иностранной компании, имеющей постоянное представительство на территории РФ, она не обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС, предъявляемый ей к уплате иностранной компанией.

По нашему мнению, на российскую компанию — клиента, которой юридические услуги оказывает непосредственно иностранная организация, а не ее представительство в РФ, должны быть возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДС при выплате иностранной компании вознаграждения за оказанные услуги.

Такая позиция авторов основана на системном толковании статей 11, 143, 144 и 161 НК РФ, но не поддерживается правоприменительной практикой налоговых органов и судебной практикой. Поэтому при следовании ей вряд ли возможно избежать доначисления НДС, пеней и привлечения к налоговой ответственности, а также судебного спора с налоговым органом. Однако, как мы уже отмечали, высока вероятность признания арбитражным судом соответствующего решения налогового органа недействительным.

В рассматриваемой проблеме есть еще одна сложность.

Облагаются ли налогом на добавленную стоимость юридические услуги в ситуации, когда иностранная фирма, имеющая представительство в России, оказывает юридические услуги иностранной компании другой страны, также имеющей представительство в России? Что считать местом реализации услуг?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Так, московское представительство американской юридической компании заключило договор на оказание юридических услуг швейцарской компании, имеющей на территории РФ представительство, зарегистрированное в налоговых целях. Услуги по заключенному договору оказывают юристы московского офиса американской юридической компании и других офисов компании в разных странах.

Местом реализации работ (услуг) по общему правилу, предусмотренному в подпункте 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Исключение установлено только для услуг, перечисленных в подпунктах 1—4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, как потребляемых по месту нахождения заказчика, в том числе юридических услуг.

Местом деятельности покупателя или заказчика юридических услуг считается территория РФ в случае фактического присутствия заказчика услуг на территории РФ, как сказано в абзаце втором подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, на основании места:

• указанного в учредительных документах иностранной организации — заказчика услуг;

• управления иностранной организации — заказчика услуг;

• нахождения постоянно действующего исполнительного органа иностранной организации — заказчика услуг;

• нахождения постоянного представительства иностранной организации — заказчика услуг, если на территории РФ образуется постоянное представительство иностранной организации.

В рассматриваемом случае заказчиком юридических услуг была компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Швейцарской Конфедерации и ведущая деятельность на территории иностранного государства. На территории РФ эта компания не имеет постоянного представительства, то есть имущественной базы или лица, действующего исключительно в интересах иностранной организации, через которые ведется основная предпринимательская деятельность иностранной организации или подготовительная и вспомогательная деятельность в пользу третьих лиц на регулярной основе, а юридические услуги оказываются непосредственно работникам, занятым деятельностью, образующей постоянное представительство. Поэтому местом реализации юридических услуг, оказываемых швейцарской компании, не признается РФ.

В такой ситуации у американской юридической компании, оказывающей услуги швейцарской компании, не возникает объекта обложения НДС, а следовательно, не возникает и обязанности уплаты НДС при оказании юридических услуг швейцарской компании — заказчику услуг. При этом не имеет значения, юристы каких офисов американской компании оказывают эти услуги: московского офиса или других офисов, не находящихся на территории РФ.

В налоговых декларациях американская компания оказанные иностранным организациям юридические услуги указывает в качестве не образующих объекта обложения НДС в России при условии документального подтверждения отсутствия места реализации услуг на территории РФ в договорах оказания услуг, актах приемки оказанных услуг и счетах.

Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России.

Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам.

Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно рассчитывает и перечисляет сумму налога в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент.

В любом случае, при ввозе товаров на таможенную территорию России возникает объект налогообложения по НДС (пп.

4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кто же должен заплатить налог таможенным органам?В пункте 1 ст.

В этом качестве также могут выступать любые иные лица (как правило, российские), правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на ее таможенной территории (п.

1 ст. 126 ТК РФ). Внешнеэкономическую сделку в данном случае комиссионер, согласившийся работать по договору комиссии, заключает с иностранным юридическим лицом.

Возникает вопрос: как узнать, что зарубежный партнер не состоит на учете в качестве налогоплательщика?

Очень просто. Иностранцы встают на учет по месту нахождения постоянного представительства, которому присваиваются свои ИНН, КПП. Если деньги идут на счет данного представительства, то российской организации не нужно исполнять обязанности агента за иностранную компанию, последняя сама будет налогоплательщиком в лице зарегистрированного в налоговых органах филиала (подразделения).

Если же деньги идут на счет нерезидента, не имеющего такого представительства, можно утверждать, что это признак сотрудничества с иностранцем, не состоящим на учете в налоговых органах. Значит, российской фирме следует быть готовой к исполнению обязанностей налогового агента.

Но эти ситуации довольно специфические, мы их рассматривать не будем.

Выступать в роли налоговых агентов могут, , , , ; :

  1. плательщики НДС;
  2. организации и ИП, применяющие общую систему налогообложения (ОСНО), но получившие освобождение от исполнения обязанностей НДС;
  3. спецрежимники — упрощенцы, вмененщики, ИП, применяющие патентную систему налогообложения.

Когда вы покупаете у иностранца товары (работы, услуги), то налоговым агентом вы будете признаваться только при одновременном выполнении таких условий, , .

Если образовательные услуги

В этом случае российская фирма считается налоговым агентом.

Резюмирую: резидент должен исполнить обязанность налогового агента по НДС при одновременном соблюдении следующих условий: – местом реализации приобретаемых услуг признается территория РФ; – нерезидент не состоит на учете в налоговом органе на территории РФ. Рассчитанная налоговым агентом сумма НДС должна быть перечислена в бюджет одновременно с перечислением денежных средств иностранному партнеру.

Причем исполнить эту обязанность, равно как и исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик должен самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.

1 ст. 45, п. 1 ст. 52 НК РФ). В отдельных случаях обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента (п. 2 ст. 52 НК РФ). Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п.

1 ст. 24 НК РФ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации прежде всего необходимо определить, является ли покупатель — представительство иностранной организации, зарегистрированное на территории РФ, налогоплательщиком. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов

Именно от ответа на вопрос, оказывалась ли услуга на территории РФ, будет в конечном итоге зависеть облагается ли она НДС или нет. Если в конечном итоге будет доказан факт оказания услуги на территории России, то и

уплачивать НДС нужно будет в российский бюджет с учетом специфики внутреннего законодательства.

Это значит, что с полученной выручки необходимо будет рассчитать и заплатить НДС в размере 18%.

При этом размер НДС допускается уменьшить на «входящего» НДС, полученного от других поставщиков в части затрат на оказание услуги иностранной организации (это, например, оплата услуг субподрядчиков или расходы на программное обеспечение).

Соответственно, если местом оказания услуги признается не Россия, а территория другого государства, то налоги начисляются и уплачиваются по законам иностранной державы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *