Плн Вс Рф По Вымогательствам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плн Вс Рф По Вымогательствам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вымогательство – преступление, состоящее из двух «компонентов»: требования и угрозы, которой оно сопровождается. Причем в п. 6 документа сказано, что ч. 1 ст. 163 УК РФ предполагает наличие угрозы применения любого насилия, в том числе угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Потерпевший такую угрозу должен воспринимать реально (это будут выяснять суды), и при оценке неважно, намерен вымогатель осуществить ее немедленно или в будущем. Угрозы могут быть разного рода – от причинения физического вреда потерпевшему или его близким до распространения порочащей его (или их) информации.

Отредактированным п. 2 конкретизирован предмет вымогательства. Им может быть чужое имущество: вещи, включая наличные и безналичные деньги, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущественные права, в том числе права требования и исключительные права. Тут же говорится о том, что такое «право на имущество», которое требует передать ему вымогатель. Это «удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества». Аналогичная формулировка содержится в разъяснениях, данных Пленумом по делам о мошенничестве.

Объяснил ВС, что такое «другие действия имущественного характера», которые могут потребовать с потерпевшего. Они не связаны с непосредственной передачей имущественных прав, но все равно причиняют ущерб. Например, это могут быть требования о проведении на безвозмездной основе платных работ или оказания платных услуг, требования об исполнении потерпевшим за виновного имущественных обязательств и так далее.

В п. 7 постановления говорится, что вымогательство следует считать оконченным преступлением, когда до сведения потерпевшего доведены требования вымогателя, соединенные с угрозой. «Невыполнение потерпевшим данного требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления», – уточняется в документе.

Кого считать потерпевшим?

После предыдущего обсуждения редакционная комиссия по требованию судей внесла в документ новый п. 4, в котором сказано, кто является потерпевшим в деле о вымогательстве. Им могут признать не только собственника или законного владельца, но и другого фактического обладателя имущества (например, лицо, осуществляющее охрану имущества либо имеющее к нему доступ в силу служебных обязанностей или личных отношений), которому причинен физический, имущественный или моральный вред.

Вымогательство: подробный комментарий к статье 163 УК РФ

Редакционная комиссия внесла в постановление п. 8, который не изменил сложившуюся практику. Если вымогатель не единожды требует от одних и тех же лиц передать ему одно и то же имущество (право на имущество) или выполнить одни и те же действия, приносящие материальную выгоду, преступление квалифицируется как единое и длящееся. То же самое относится и к требованиям, направленным на периодическую передачу потерпевшим вымогателю имущества (например, ежемесячную выплату ему определенной денежной суммы).

Постановлением конкретизированы случаи, когда вымогательство считается совершенным в крупном и особо крупном размере. В прежнем документе говорилось лишь о том, что при подсчитывании размера ущерба следует учитывать стоимость как похищенной, так и поврежденной (уничтоженной) вымогателем собственности. В новом предложено заимствовать определение «крупного» и «особо крупного» размера из п. 4 примечания к ст. 158 УК РФ (кража). В первом случае стоимость имущества должна превышать 250 000 руб., во втором – 1 млн руб. Если стоимость имущества не указана в материалах дела, судам рекомендуется прибегать к помощи экспертов.

Постановление рассказывает, как квалифицировать вымогательство, совершенное в совокупности с другими преступлениями, и отграничивает его от сходных составов. Здесь ВС сохранил примерно ту же позицию, что и в постановлении от 1990 года, с учетом изменений в законодательстве.

От грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ) вымогательство, соединенное с насилием, отличает то, что вымогатель подкрепляет насильственными действиями угрозу, а при разбое и грабеже они являются средством завладения и удержания имущества. В случае, когда вымогательство связано с немедленным изъятием собственности потерпевшего, эти действия могут быть дополнительно квалифицированы как разбой или грабеж при реальной совокупности преступлений.

Вообще же при совершении вымогательства, связанного с насильственными действиями, дополнительная квалификация требуется лишь в случае смерти или убийства пострадавшего, остальные случаи уже предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 163 УК РФ. Когда вымогатель избил потерпевшего или сделал потерпевшему больно, причинив здоровью легкий или средней тяжести вред, его действия квалифицируются по п. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои) или 117 УК РФ (истязание). Если здоровью был нанесен тяжкий вред, следует применять п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ без допквалификации по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). В случае смерти потерпевшего по неосторожности после причинения тяжкого вреда его здоровью содеянное следует расценивать как совокупность преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ. Вымогательство, сопряженное с убийством, также квалифицируется по совокупности п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

При уничтожении или повреждении имущества потерпевшего, с нанесением значительного ущерба, эти деяния образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 163 и 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близкого или подрывающих его (их) репутацию, сведений о частной жизни лица, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 128.1, 137, 155 или 183 и ст. 163 УК РФ.

20 выводов Пленума ВС РФ о вымогательстве

В постановлении ВС конкретизировал некоторые понятия, которыми оперирует ст. 163 УК РФ. Например, «близкими» потерпевшему людьми считаются не только те, что состоят с ним в свойстве, или лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, но и его родственники. «Сведения, позорящие потерпевшего или его близких», – информация, порочащая честь, достоинство или подрывающая репутацию (например, данные о совершении ими правонарушения, аморального поступка), неважно, соответствует она действительности или нет. К «иным сведениям, распространение которых может причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близких», ВС относит любые данные, составляющие охраняемую законом тайну.

Написать комментарий

Василий Алексеевич,

Очень рад, что я встретил Наталью и Александра.
Сильные и компетентные адвокаты! Мое дело длилось больше года, несколько заседаний, а в итоге ещё и заседание в Арбитражном суде.
После первого же заседания я понял, что имею дело с профессионалами и могу быть спокоен по поводу своей защиты.
И мы победили!!!
Буду сотрудничать впредь. Удачи вам и новых побед!!!

Юлия Олеговна,

Лучшие юристы в Георгиевске!
2 года я ходила по разным адвокатам города, потратила кучу денег, а результата ноль….нанимала даже Пятигорских юристов! Слава богу родственники посоветовали обратиться к Кононову Александру Сергеевичу. Только благодаря этому адвокату моя проблема была решена. Спасибо!!!!!!!

Анастасия,

Хочу оставить свою рекомендацию.
Адвокаты умеют найти выход из сложной ситуации, действуют оперативно и достигают результата.
В моём деле все разрешилось благодаря их помощи! Спасибо Вам!!!

10. Под насилием, опасным для жизни и здоровья, как квалифицирующим признаком вымогательства (ч. 3 ст. 95 ч. 3 ст. 148 УК РСФСР) следует понимать причинение потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения либо легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату работоспособности, а также иное насилие, которое хотя и не причинило указанного вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего.

По смыслу части 1 статьи 163 УК РФ под сведениями, позорящими потерпевшего или его близких, следует понимать сведения, порочащие их честь, достоинство или подрывающие репутацию (например, данные о совершении правонарушения, аморального поступка). При этом не имеет значения, соответствуют ли действительности сведения, под угрозой распространения которых совершается вымогательство.

ППВС РФ «О судебной практике по делам о вымогательстве»

  • КС о вменяемости как основании для возбуждения и прекращения уголовного дела
  • Апелляция обязала следователя передать защитникам копии видеозаписей по уголовному делу
  • правовые позиции КС по взысканию судебных расходов
  • КС: Приобретение крымского «кредитного портфеля» украинского банка – сделка с повышенным риском
  • ограничение свиданий с осужденными в период пандемии не распространяется на адвокатов
Номер документа: 5
Дата принятия: 12/03/2002
Состояние документа: Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Нападение с применением оружия всегда приводит к негативным последствиям не только для должностных лиц, выступающих на стороне правительства, но и для мирных жителей. Результат может отразиться на судьбе всего государства, развитие которого будет осуществляться кардинально другими путями и не всегда лучшими. В силу чего вооруженный мятеж отличается повышенной социальной опасностью и подлежит пресечению в начальной стадии своего зарождения.

Обратите вниманиеУчастие в вооруженных конфликтах на наемной основе — преступление, которое подразумевает ответственность по УК РФ. Состав преступного деяния подразумевает наказание не только за организаторские действия, но и за непосредственное активное участие. Подробнее вы можете узнать на нашем сайте здесь

Для признания противоправного деяния вооруженным мятежом, оно должно отвечать следующим признакам:

  • Значительное число участников.
  • Наличие оружия заводского производства или самодельного:
    1. огнестрельного;
    2. взрывных устройств;
    3. газового;
    4. пневматического;
    5. холодного;
    6. метательного;
    7. массового поражения, отсутствующего в Законе об оружии, но имеющегося в вооруженных силах Минобороны РФ.

Если выступление осуществлялось при помощи оружия, непригодного к использованию по назначению или его недействующих макетов, действия участников не могут быть квалифицированы как вооруженный мятеж. Вместе с тем, для установления состава достаточно двух признаков:

  1. наличие действующего оружия хотя бы у одного из мятежников;
  2. осведомленность других участников об указанном факте.

Кроме того, необходимо целевое назначение переворота:

    • Свержение действующего правительства и внесение изменений в Конституцию государства.
    • Отделение некоторой части страны или субъекта Федерации с целью:
      1. образования самостоятельного государства;
      2. присоединения к другой стране.

Постановления Пленумов Верховного Суда по уголовным делам

Вооруженный мятеж (ст. 279 УК) имеет схожие признаки с захватом власти (ст. 278 УК) и ст. 208 УК РФ Участие в незаконных вооруженных формированиях. Отличие мятежа от захвата власти заключается в:
Знаете ли ВыВ Российской Федерации законом строго запрещено не только создание и участие в экстремистских сообществах, но и распространение материалов, сеющих рознь между народами и национальностями. Административная ответственность предполагает штрафы для физлиц и юрлиц. Уголовная ответственность за экстремистскую деятельность — до 5 лет лишения свободы.

  • Вооруженности, которую не предполагает ст. 278.
  • Результатах мятежа, который не обязательно завершается захватом или удержанием власти. Например, если:
    1. восстание будет подавлено;
    2. правительство заключит соглашение с повстанцами, удовлетворив их требования и, тем самым, оставшись у власти.
  • Нарушении территориальной целостности страны, которую не предусматривает ст. 278.

Что касается ст. 208, ответственность по ней наступает в момент создания незаконного формирования или же зачисления в его состав. То есть, преступление не предполагает обязательных вооруженных стычек и террористических актов. Его цели могут и не противоречить законодательству, однако самое существование незаконного образования несет потенциальную угрозу обществу.

Тазиеву А.М. предъявлено обвинение по статьям: 208, 222, 279, 205 и другим. Ему вменяется, согласно УК, участие в вооруженном формировании «Имарат Кавказ», незаконно созданным Умаровым Д.Х. Входящие в его состав группировки осуществляют террористические акции, имеющие своей целью:

  • отделение Северного Кавказа от Российской Федерации;
  • свержение конституционного строя и замена его шариатом;
  • внесение изменений в территориальное разделение республик Северо-Кавказского региона.

В сентябре 1999 г. Ражаев М.В. был зачислен в состав незаконной вооруженной группы, возглавляемой У. Ее участникам предстояло пересечь границы Дагестана с целью свержения действующего правительства, установления независимого исламского государства и его отделения от России.

5 сентября 1999 г. злоумышленники осуществили нападение на военный пост внутренних войск Дагестан, в ходе которого была уничтожена БМП. Истратив боеприпасы, военнослужащие укрылись в селе. Часть из них была обнаружена и уничтожена преступниками. В частности, Ражаев совершил убийство Э., перерезав ему горло.

Приговор дагестанского суда
4 апреля 2008 г. ВС Республики Дагестан присудил Ражаева М.В по ст.:

  • 279 УК — к 13 г. лишения свободы;
  • 317 УК — к пожизненному отбыванию заключения.

В совокупности (ч. 3 ст. 69 УК) окончательное наказание составило пожизненное заключение в исправительной колонии особого режима.

В Минобороны добавили, что «предложения увеличить на пять лет срок возникновения основания для включения в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения офицеров, солдат и сержантов не проработаны и не поддерживаются». По расчетам военного ведомства, реализация этого предложения только увеличит в долгосрочной перспективе расходы на обеспечение служебным жильем и выплатам компенсаций военнослужащим.

«Реализация предложений Минфина России не приведет к какому-либо экономическому эффекту, но при этом значительно ухудшит материальное благополучие и социальный статус военнослужащих», — подчеркивается в заявлении.

Минобороны указывает, что военная служба — это особый вид государственной службы, связанный с обеспечением обороны и безопасности государства, характер которой предполагает выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также другими специфическими условиями прохождения службы.

«Руководством Минобороны России высказано неприятие предложенных Минфином России мер. В свою очередь в Минобороны России будет продолжена комплексная работа, направленная на расширение действенных мер социальной защищенности военнослужащих и членов их семей», — заключили в ведомстве.

ПЛЕНУМЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ (ВСЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ)

  1. Меркурьев В.В. Состав необходимой обороны. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
  2. Попов А.Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. СПб., 2001.
  3. Сидоров Б.В. Уголовно-правовые гарантии правомерного, социально полезного поведения. Казань, 1992.
  4. Советское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Г.А. Кригера, Н.Ф. Кузнецовой, Ю.М. Ткачевского. М., 1988.
  5. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Тула, 2002. Т. 1.
  6. Тишкевич И.С. Защита от преступных посягательств. М., 1961.
  7. Ткаченко В.И. Необходимая оборона по уголовному праву. М., 1979.
  8. Уголовное право на современном этапе: проблемы преступления и наказания / Под ред. Н.А. Беляева, В.К. Глистина, В.В. Орехова. СПб., 1992.
  9. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. И.Я Козаченко, З.А. Незнамова. М., 1999.
  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 225-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018)

    «О прокуратуре Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 25.07.2014 N 529 (ред. от 02.10.2018)

    «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 25.03.2004 N 400 (ред. от 02.10.2018)

    «Об Администрации Президента Российской Федерации»

  • Распоряжение Президента РФ от 06.04.2017 N 106-рп (ред. от 29.09.2018)

    «Об организационном комитете по подготовке и проведению празднования в 2020 году 500-летия возведения Тульского кремля»

  • Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р (ред. от 04.10.2018)

    «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации»

  • Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2017 N 708-р (ред. от 03.10.2018)

    «О внесении изменений в распоряжения Правительства РФ от 18.01.2005 N 36-р, от 14 мая 2012 г. N 769-р, от 27.05.2015 N 969-р, от 27.11.2015 N 2429-р»

  • Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2017 N 1503-р (ред. от 29.09.2018)

    «Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению этапа чемпионата мира по самолетному спорту в дисциплине «авиагонки — формула-1″ в г. Казани в 2017 — 2019 годах»

  • Информация Коллегии Евразийской экономической комиссии

    «Информация, представленная государствами — членами ЕАЭС в Евразийскую экономическую комиссию, об использовании и наличии методик, указанных в Перечне ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимые уровни остатков которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методик их определения, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 28»

  • Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Вер

  • Информация ФНС России

    «Упрощен порядок уведомления о счетах за рубежом для резидентов»

В ст.163 (ч.1) УК России говорится, что вымогательством называют:

  • обращение с требованием передать чужие имущественные ценности или передать право на них;
  • обещание распространять заведомо ложную/истинную информацию, позорящую потерпевшего, его родственников, близких или наносящую ущерб их правам.

Следует различать похожие между собой вымогательство, клевету и шантаж, так как в уголовном праве под каждым из них понимают:

  • вымогательство – это когда лицо, его совершающее, обещает или распространяет заведомо ложные или правдивые сведения, позорящее жертву, близких или родственников с требованием передать ему имущественные ценности или с намерением нанести ей ущерб;
  • клевета – это когда лицо распространяет ошибочные, заведомо ложные сведения, порочащие честь и деловую репутацию человека;
  • шантаж – это когда лицо пытается завладеть имущественными ценностями или правами на него жертвы.

Составом преступления по ст.163 УК России является:

  1. Объектом вымогательства являются имущественные ценности, имущественные отношения и посягательство на достоинство, честь, здоровье, иные законные интересы и права. В постановлении Пленума ВС России от 17.12.2015г. No56 говорится, что при совершении вымогательства преступник добивается передачи имущественных ценностей или прав на него для себя лично или для иных граждан. Статью 163 УК России можно найти в «Преступления против собственности (раздел 8, глава 21).
  2. Субъектом вымогательства, согласно ст.163 УК России являются граждане, которым исполнилось 14 лет и старше. Возраст, с которого наступает ответственность, также указан в общей части УК России ст.20(ч.2).
  3. Объективной стороной в этом виде преступных деяний является требование о передаче имущественных ценностей, причем для преступника важно сделать так, чтобы их передача выглядела как добровольная. Объективная сторона требует доказательств, которые собрать достаточно сложно.
  4. Субъективной стороной является умысел с целью завладения имущественных ценностей или прав на него.

В постановлении Пленума ВС России от 17.12.2015г. No56, в пункт 7 говорится, что дело о вымогательстве считается оконченным с момента предъявления жертве требования, сопровождаемого угрозой (ст.163, ч.1 УК России). Кроме того, невыполнение или выполнение требования преступника жертвой не оказывают никакого влияния на правовую оценку содеянного.

Другими словами, если прозвучало требование, сопровождаемое угрозой, преступное деяние считается оконченным, и по нему наступает уголовная ответственность без всяких оговорок.

Если за покушение на любой иной вид преступления ответственность наступает в размере 3⁄4, то по статье за вымогательство денег смягчения приговора ожидать не следует. Следует отметить, что покушения при вымогательстве просто нет.

Вымогательство с угрозой должно восприниматься как реальное насилие наравне с такими тяжкими преступлениями, как нанесение тяжелого ущерба здоровью, убийство и т.д. Лицо, у которого вымогают имущественные ценности с угрозой, всегда должно опасаться, что вымогатель в любую минуту может перейти к активным действиям. При этом не следует обращать внимания на то, когда преступник обещает перейти к активным противоправным действиям – прямо сегодня или послезавтра.

Предметом вымогательства ст.163 согласно ст.163 УК России является:

  • имущество, находящееся во владении жертвы на правах собственности, аренды, лизинга и т.д.;
  • бытовая техника, одежда и иные вещи (телефоны, ПК, офисная техника, фотоаппараты и т.д.);
  • наличные деньги;
  • безналичные деньги, банковские карточки и доступ к ним;
  • ценные бумаги любого вида;
  • имущественные права любого вида;
  • любые действия, прямо не приводящие к потере собственности (оказание услуг, выполнение работ, принуждение к выполнению определенных обязательств, принуждение к возврату долгов и т.д.).

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • 1. За что штрафуют на большие суммы?
  • 2. Когда применяется статья 20.6.1 КоАП?
  • 3. Какова процедура привлечения к ответственности?
  • 4. Как суд назначает наказание?
  • 5. Что грозит сотрудникам, которые нарушают в рабочее время?

Пунктом 3 Правил № 1073 установлены размеры денежной надбавки. Они варьируются от 10% до 100% месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью. Кроме того, в случае если специфика военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах требует исполнения обязанностей военной службы в особых условиях, не предусмотренных п. 3 Правил № 1073, надбавка может устанавливаться в размере до 50% оклада по воинской должности по перечням, утверждаемым руководителем соответствующего государственного органа (п. 4 Правил № 1073).

Обращаем ваше внимание, что размер надбавки по каждому основанию необходимо определять в пределах, установленных п. 3 – 4 Правил № 1073, согласно правовому акту государственного органа, принятому на базе указанных правил (п. 5 Правил № 1073).

Рассмотрим подробно, в каких размерах и кому положены надбавки к окладу.

Согласно пп. «е» п. 3 Правил № 1073 надбавка до 10% оклада по воинской должности назначается военнослужащим:

1) проходящим военную службу в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

2) пограничных органов, непосредственно осуществляющим охрану государственной границы.

В подпункте «д» п. 3 Правил № 1073 надбавка до 20% оклада по воинской должности назначается военнослужащим:

1) в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах), проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими – наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню, утверждаемому государственным органом. В настоящее время действуют перечни, утвержденные:

  • приложением 7 к Приказу МВД РФ от 02.02.2012 № 69;
  • Приказом МЧС РФ от 17.01.2013 № 20;

2) в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси, а также инструкторского состава учебных воинских частей и подразделений, входящим в расчеты экипажей техники на гусеничном и колесном шасси и занимающимся обучением вождению на этих боевых (специальных) машинах;

3) на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с работами по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба;

4) на воинских должностях, которые при исполнении должностных обязанностей применяют знания иностранных языков, по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Отметим, что в настоящее время действуют перечни, утвержденные:

  • приложением 8 к Приказу МВД РФ № 69;
  • Приказом МЧС РФ от 26.01.2013 № 48;

5) на воинских должностях спасателей в спасательных воинских формированиях.

Подпунктом «г» п. 3 Правил № 1073 установлено, что до 30% оклада по воинской должности назначается военнослужащим:

1) на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством РФ, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, по перечню, утверждаемому государственным органом;

Обратите внимание

В настоящее время государственный орган должен утвердить перечень должностей, по которым назначается надбавка в размере до 30% оклада. До внесения изменений Постановлением Правительства РФ № 816 в Правила № 1073 такого указания не было.

2) замещающим воинские должности в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета РФ по перечням, утверждаемым соответственно генеральным прокурором РФ и председателем Следственного комитета РФ.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В пункте «в» п. 3 Правил № 1073 сказано, что надбавка в размере до 50% оклада по воинской должности назначается военнослужащим:

1) в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (за исключением центрального аппарата) в зависимости от особых условий военной службы, связанных с обеспечением функционирования специальных объектов;

2) проходящим военную службу на отдельных воинских должностях специалистов медицинской службы в особых условиях, по перечню, утверждаемому государственным органом. В настоящее время действуют перечни, утвержденные:

  • Приказом Министра обороны РФ от 06.03.2015 № 122;
  • приложением 3 к Приказу МВД РФ № 69;

3) воинских частей (учреждений, организаций, подразделений), выполняющим задачи по обеспечению космических программ, по перечню, утверждаемому государственным органом;

4) несущим боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах);

5) проходящим военную службу на специальных объектах (в воинских частях, организациях, учреждениях и на отдельных должностях), по перечням, утверждаемым государственным органом. Здесь необходимо пользоваться Перечнем, утвержденным приложением 4 к Приказу МВД РФ № 69;

6) осуществляющим специальные виды работ (выполнение специальных заданий), по перечням, утверждаемым государственным органом. В настоящее время действуют перечни, утвержденные:

  • приложением 1 к Приказу МЧС РФ от 11.04.2013 № 242;
  • приложением 5 к Приказу МВД РФ № 69;
  • приложением 1 к Приказу СК РФ от 05.12.2012 № 81.

Согласно пп. «б» п. 3 Правил № 1073 надбавка в размере до 70% оклада по воинской должности назначается военнослужащим:

1) в экипажах надводных кораблей (судов, катеров), в том числе строящихся;

2) в управлениях корабельных соединений (до эскадры надводных кораблей (катеров) включительно), постоянно размещенных на кораблях, а также в управлениях подводных лодок (до командования подводных сил включительно);

3) замещающим воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при условии выполнения ими установленных государственным органом норм часов работы под водой (спусков). В настоящее время необходимо применять нормы часов работы под водой, утвержденные приказами ФСБ РФ от 21.02.2014 № 103, МЧС РФ от 14.01.2013 № 10;

4) проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения;

5) проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях), по перечню, утверждаемому государственным органом. В настоящее время применяется перечень, утвержденный приложением 2 к Приказу МВД РФ № 69;

6) проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения ими установленной государственным органом нормы прыжков с парашютом. В настоящее время необходимо применять нормы прыжков с парашютом, утвержденные приказами МЧС РФ от 28.01.2013 № 50, ФСБ РФ от 13.02.2014 № 86.

Согласно пп. «а» п. 3 Правил № 1073 надбавка в указанном размере назначается в соответствии с занимаемой воинской должностью военнослужащим:

1) в экипажах подводных лодок (крейсеров);

2) в экипажах автономных глубоководных (подводных) аппаратов, размещенных на надводных кораблях (судах);

3) в технических экипажах глубоководных станций;

4) в экипажах строящихся подводных лодок;

5) привлекаемым к опытной эксплуатации подводных лодок (крейсеров, глубоководных станций);

6) инструкторского состава учебных заведений и подразделений, занимающимся обучением специалистов атомных подводных лодок;

7) летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения установленной государственным органом нормы налета часов;

Обратите внимание

Согласно изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ № 816 в Правила № 1073, норма налета часов, необходимая для получения надбавки в размере 100% к окладу, устанавливается государственным органом. До внесения изменений такого указания не было.

8) в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, СК РФ;

9) в Главной военной прокуратуре.

Какая надбавка выплачивается, если военнослужащий имеет право на ее получение сразу по двум и более основаниям?

В этом случае размер надбавки определяется путем суммирования процентов по каждому основанию, но при этом выплата надбавки производится в размере не более 100% оклада по воинской должности военнослужащего (п. 6 Правил № 1073).

Необходимо ли увеличить надбавку при увеличении оклада по воинской должности?

Согласно п. 7 Правил № 1073 военнослужащим, имеющим право на увеличение (повышение) окладов по воинским должностям, выплата надбавки производится исходя из оклада по воинской должности с учетом этих увеличений (повышений), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими данные увеличения (повышения), не определено иное.

Выплачивается ли надбавка за особые условия работы, если военнослужащий временно исполняет обязанности по должности, по которой предусмотрена данная надбавка?

В пункте 8 Правил № 1073 сказано, что военнослужащим, на которых в установленном порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантной воинской должности, за исполнение обязанностей по которой производится выплата надбавки, ее выплата осуществляется за весь период временного исполнения обязанностей.

В каких случаях надбавка за особые условия работы не начисляется?

Указанная надбавка не выплачивается военнослужащим, имеющим право на ее получение по занимаемой воинской должности, в случае временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, по которой выплата надбавки не производится (п. 8 Правил № 1073).

* * *

В заключение еще раз обратим ваше внимание на то, что ежемесячная надбавка за особые условия военной службы выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия. При этом размер надбавки определяется в пределах, установленных Правилами № 1073, в соответствии с правовыми актами государственного органа, принятыми на основе указанных правил.


[1] Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

[2] Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

  • организация питания по месту военной службы — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством РФ отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время».

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время утверждено Приказом Минобороны России от 22.07.2000 N 400 (далее — Положение).

Обеспечение войск в Вооруженных Силах осуществляется по схеме (п. 5 Положения): центр — военный округ (Московский округ ВВС и ПВО) — армия — соединение — воинская часть — подразделение — военнослужащий.

Воинские части, не входящие в состав военного округа, обеспечивает продовольствием военный округ, на территории которого они дислоцируются. Начальник продовольственной службы округа несет ответственность за их полное обеспечение.

Постановление пленума Верховного Суда РФ № 23 от 13 октября 2020 года

Планирование обеспечения продовольствием осуществляется в соответствии с п. п. 37 — 49 Положения.

План обеспечения. Обеспечение войск (сил) продовольствием осуществляется по планам обеспечения. Они составляются:

  • Центральным продовольственным управлением Минобороны (ЦПУ) — по военным округам;
  • продовольственной службой военного округа — по окружным продовольственным складам (по приписанным к ним объединениям, соединениям и воинским частям) и областям потребления;
  • продовольственной службой обеспечивающей армии (корпуса) — по соединениям и воинским частям, не входящим в состав соединений;
  • продовольственной службой соединения (военно-морской базы) — по воинским частям, входящим в состав соединения (военно-морской базы).

Продовольственной службой воинской части составляется расчет обеспечения потребности воинской части с учетом приписанных к ней на обеспечение других воинских частей и подразделений.

Периодичность, методика и сроки составления планов обеспечения определяются ЦПУ (п. 38 Положения).

Согласно п. 42 Положения план обеспечения продовольствием на планируемый период можно корректировать в следующих случаях:

  • изменение списочной численности;
  • изменение норм продовольственных пайков;
  • проведение не предусмотренных ранее организационных мероприятий.

Дополнительное истребование продовольствия от вышестоящей продовольственной службы на потребности, не предусмотренные планом обеспечения, а также на возмещение утрат производится только в случае, если обеспечение войск и сил флота за счет имеющихся ресурсов невозможно.

Продовольствие воинские части получают (п. 63 Положения):

  • с продовольственных складов военного округа, к которым они приписаны;
  • со складов, баз и предприятий поставщиков;
  • от сельскохозяйственных предприятий Минобороны и подсобных хозяйств воинских частей.

В отдельных случаях по решению начальника ЦПУ получение материальных средств может производиться с центральных продовольственных баз и складов.

Отпуск продовольствия воинским частям осуществляется (п. 64 Положения):

  • через представителя продовольственного склада при централизованном подвозе;
  • через представителя воинской части при получении на месте (с продовольственного склада военного округа, предприятия поставщика и др.);
  • отгрузкой железнодорожным (водным, воздушным, автомобильным) транспортом в адрес воинской части.

Отпуск продовольствия. Документами на право отпуска продовольствия, техники и имущества продовольственной службы с продовольственных складов военного округа являются: наряды, разнарядки, счета-наряды или письменные указания довольствующего органа, которому подчинен склад (база) (п. 65 Положения).

Отпуск продовольствия производится только после проверки принадлежности серии чековых требований к данному военному округу и чековых требований к данному складу.

Отпуск продовольствия со складов, предприятий и баз поставщиков непосредственно воинским частям оформляется чековым требованием получателя и фактурой (накладной) поставщика, а предприятиям, не имеющим чековых требований, — только фактурой (накладной) поставщика по предъявлении получателем двух экземпляров доверенности с отметкой в правом верхнем углу: на первом экземпляре — «Для приложения к счету», на втором — «В дело поставщика» (п. 68 Положения).

Согласно п. 59 Инструкции N 148н <1> аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

<1> Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Материально ответственные лица ведут учет продуктов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Продовольственные пайки, продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (п. 65 Инструкции N 148н).

Как правило, в бюджетном учете продовольственное обеспечение осуществляется путем централизованного снабжения.

Инструкцией N 148н предусмотрено два варианта заключения государственного контракта (договора) на централизованное снабжение имуществом учреждения-грузополучателя:

  1. Договор (контракт) предусматривает централизованную поставку материальных средств в пользу учреждений-грузополучателей (минуя склад заказчика).
  2. Договор (контракт) предусматривает исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей имущества учреждению-грузополучателю (со склада заказчика).

от 17 декабря 2015 года №56

О судебной практике по делам о вымогательстве (статья 163 Уголовного кодекса Российской Федерации)

В целях обеспечения единства практики рассмотрения судами уголовных дел о вымогательстве, а также в связи с вопросами, возникающими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации и статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что характер общественной опасности преступления, предусмотренного статьей 163 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), определяется направленностью посягательства на отношения собственности и иные имущественные отношения, а также на личность (здоровье, неприкосновенность, честь и достоинство, иные права и законные интересы). Необходимо учитывать, что при вымогательстве виновное лицо действует с умыслом на получение материальной выгоды для себя или иных лиц.

2. К предмету вымогательства по смыслу статьи 163 УК РФ относится, в частности, чужое (то есть не принадлежащее виновному на праве собственности) имущество, а именно вещи, включая наличные денежные средства, документарные ценные бумаги; безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, а также имущественные права, в том числе права требования и исключительные права.

Под правом на имущество, с передачей которого могут быть связаны требования при вымогательстве, в статье 163 УК РФ понимается удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества.

3. К другим действиям имущественного характера, на совершение которых направлено требование при вымогательстве, относятся действия, не связанные непосредственно с переходом права собственности или других вещных прав (в частности, производство работ или оказание услуг, являющихся возмездными в обычных условиях гражданского оборота; исполнение потерпевшим за виновного обязательств).

4. Потерпевшим от вымогательства может быть признан не только собственник или законный владелец, но и другой фактический обладатель имущества (например, лицо, осуществляющее охрану имущества либо имеющее к нему доступ в силу служебных обязанностей или личных отношений), которому причинен физический, имущественный или моральный вред.

5. По смыслу части 1 статьи 163 УК РФ к близким потерпевшего следует относить его близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), родственников (все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве с потерпевшим), а также лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, или лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Вымогательство – преступление, состоящее из двух «компонентов»: требования и угрозы, которой оно сопровождается. Причем в п. 6 документа сказано, что ч. 1 ст. 163 УК РФ предполагает наличие угрозы применения любого насилия, в том числе угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Потерпевший такую угрозу должен воспринимать реально (это будут выяснять суды), и при оценке неважно, намерен вымогатель осуществить ее немедленно или в будущем. Угрозы могут быть разного рода – от причинения физического вреда потерпевшему или его близким до распространения порочащей его (или их) информации.

Отредактированным п. 2 конкретизирован предмет вымогательства. Им может быть чужое имущество: вещи, включая наличные и безналичные деньги, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущественные права, в том числе права требования и исключительные права. Тут же говорится о том, что такое «право на имущество», которое требует передать ему вымогатель. Это «удостоверенная в документах возможность осуществлять правомочия собственника или законного владельца в отношении определенного имущества». Аналогичная формулировка содержится в разъяснениях, данных Пленумом по делам о мошенничестве.

Объяснил ВС, что такое «другие действия имущественного характера», которые могут потребовать с потерпевшего. Они не связаны с непосредственной передачей имущественных прав, но все равно причиняют ущерб. Например, это могут быть требования о проведении на безвозмездной основе платных работ или оказания платных услуг, требования об исполнении потерпевшим за виновного имущественных обязательств и так далее.

В п. 7 постановления говорится, что вымогательство следует считать оконченным преступлением, когда до сведения потерпевшего доведены требования вымогателя, соединенные с угрозой. «Невыполнение потерпевшим данного требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления», – уточняется в документе.

Кого считать потерпевшим?

После предыдущего обсуждения редакционная комиссия по требованию судей внесла в документ новый п. 4, в котором сказано, кто является потерпевшим в деле о вымогательстве. Им могут признать не только собственника или законного владельца, но и другого фактического обладателя имущества (например, лицо, осуществляющее охрану имущества либо имеющее к нему доступ в силу служебных обязанностей или личных отношений), которому причинен физический, имущественный или моральный вред.

ВС РФ меняет судебную практику по делам об оружии

Редакционная комиссия внесла в постановление п. 8, который не изменил сложившуюся практику. Если вымогатель не единожды требует от одних и тех же лиц передать ему одно и то же имущество (право на имущество) или выполнить одни и те же действия, приносящие материальную выгоду, преступление квалифицируется как единое и длящееся. То же самое относится и к требованиям, направленным на периодическую передачу потерпевшим вымогателю имущества (например, ежемесячную выплату ему определенной денежной суммы).

Постановлением конкретизированы случаи, когда вымогательство считается совершенным в крупном и особо крупном размере. В прежнем документе говорилось лишь о том, что при подсчитывании размера ущерба следует учитывать стоимость как похищенной, так и поврежденной (уничтоженной) вымогателем собственности. В новом предложено заимствовать определение «крупного» и «особо крупного» размера из п. 4 примечания к ст. 158 УК РФ (кража). В первом случае стоимость имущества должна превышать 250 000 руб., во втором – 1 млн руб. Если стоимость имущества не указана в материалах дела, судам рекомендуется прибегать к помощи экспертов.

Отдельного внимания заслуживает п. 13 постановления, в котором говорится о ситуациях, когда требования передачи чужого имущества, имущественных прав или совершения других действий имущественного характера являются правомерными, но сопровождаются угрозами. ВС считает, что вымогательством данное преступление не является и ему необходима другая квалификация. «При наличии признаков состава иного преступления (например, угрозы убийством, самоуправства) содеянное следует квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ», – говорится в постановлении.

Постановление рассказывает, как квалифицировать вымогательство, совершенное в совокупности с другими преступлениями, и отграничивает его от сходных составов. Здесь ВС сохранил примерно ту же позицию, что и в постановлении от 1990 года, с учетом изменений в законодательстве.

От грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ) вымогательство, соединенное с насилием, отличает то, что вымогатель подкрепляет насильственными действиями угрозу, а при разбое и грабеже они являются средством завладения и удержания имущества. В случае, когда вымогательство связано с немедленным изъятием собственности потерпевшего, эти действия могут быть дополнительно квалифицированы как разбой или грабеж при реальной совокупности преступлений.

Вообще же при совершении вымогательства, связанного с насильственными действиями, дополнительная квалификация требуется лишь в случае смерти или убийства пострадавшего, остальные случаи уже предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 163 УК РФ. Когда вымогатель избил потерпевшего или сделал потерпевшему больно, причинив здоровью легкий или средней тяжести вред, его действия квалифицируются по п. «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои) или 117 УК РФ (истязание). Если здоровью был нанесен тяжкий вред, следует применять п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ без допквалификации по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). В случае смерти потерпевшего по неосторожности после причинения тяжкого вреда его здоровью содеянное следует расценивать как совокупность преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ и ч. 4 ст. 111 УК РФ. Вымогательство, сопряженное с убийством, также квалифицируется по совокупности п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

При уничтожении или повреждении имущества потерпевшего, с нанесением значительного ущерба, эти деяния образуют совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 163 и 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего и (или) его близкого или подрывающих его (их) репутацию, сведений о частной жизни лица, разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 128.1, 137, 155 или 183 и ст. 163 УК РФ.

В постановлении ВС конкретизировал некоторые понятия, которыми оперирует ст. 163 УК РФ. Например, «близкими» потерпевшему людьми считаются не только те, что состоят с ним в свойстве, или лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, но и его родственники. «Сведения, позорящие потерпевшего или его близких», – информация, порочащая честь, достоинство или подрывающая репутацию (например, данные о совершении ими правонарушения, аморального поступка), неважно, соответствует она действительности или нет. К «иным сведениям, распространение которых может причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего либо его близких», ВС относит любые данные, составляющие охраняемую законом тайну.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *