Кто не подлежит к административному задержанию?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто не подлежит к административному задержанию?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Кто не подлежит административному задержанию

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

Комментируемая ст. 27.3 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание.

1. Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП РФ — только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.

Целями административного задержания являются:

— правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;

— исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. «к» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов. Данные действия должностных лиц ФСБ могут не быть связаны с осуществлением контртеррористической операции и не подпадать под п. 9 ч. 1 комментируемой статьи.

Как представляется, ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ должна быть приведена в соответствии с Законом «О федеральной службе безопасности» путем дополнения ее пунктом 11 «а также иные должностные лица, в случаях, установленных федеральными законами».

2. Если органы, должностные лица которых правомочны осуществлять административное задержание, указаны в ч. 1 комментируемой статьи, то перечень управомоченных на это должностных лиц определяется самими органами.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

Все документы >>>

Статья 27.3. Административное задержание

  • Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

    «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 15.10.2020 N 319-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Все документы >>>

  • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

    «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

    «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

  • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

    «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

Все документы >>>

  • Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1842

    «Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

  • Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2020 N 2978-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 6.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»»

  • Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2018 N 576-р (ред. от 05.11.2020)

    «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий («дорожной карты») Национальной технологической инициативы по направлению «Аэронет»»

Все документы >>>

Лишить свободы человека без веских оснований нельзя, даже если он совершил правонарушение. Поэтому ст. 27.3 КоАП РФ четко устанавливает случаи, когда к нарушителю можно применить административное задержание — обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении, либо исполнить вынесенное постановление по делу.

Если вы совершили административное правонарушение, вас могут задержать.

Получается, что любого человека могут задержать, чтобы:

  • пресечь правонарушение;
  • своевременно рассмотреть дело;
  • составить административный протокол, если это нельзя сделать на месте совершения нарушения;
  • исполнить принятое по делу постановление.

Однако не могут применить такую меру, если за совершенное правонарушение предусмотрено лишь предупреждение или штраф. Исключением будет и ситуация, когда сотрудник полиции может на месте установить личность нарушителя и составить протокол.

Период, на который могут принудительно ограничить свободу правонарушителю, определен ст. 27.5 КоАП РФ — от 3 до 48 часов. При этом установленный предел превышать нельзя.

Учтите, что на двое суток обычно задерживают:

  • за нарушение границы России и порядка пребывания на территории нашей страны;
  • за совершение правонарушения во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в особой экономической зоне РФ;
  • лиц, в отношении которых ведется административное дело и по которому предусмотрено наказание в виде ареста.

Задержать могут только на двое суток, не более.

Статья 27.3 КОАП РФ. Административное задержание

Перечень должностных лиц, которые могут ограничить вашу свободу, указан в ст. 27.3 КоАП РФ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • старшие должностные лица вневедомственной охраны;
  • военнослужащие внутренних войск МВД РФ;
  • сотрудники автоинспекции, таможни, госнаркоконтроля;
  • военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной инспекции;
  • лица при осуществлении операции по предотвращению террористического акта;
  • судебные приставы при выявлении административных правонарушений, в том числе совершенных в зале суда.

Задержать вас может любой правоохранитель, но только в исключительных случаях.

Если вас пытаются задержать, то вам необходимо проследить за порядком административного задержания. Во-первых, сотрудник правоохранительных органов должен представиться, показать документы, сообщить свою должность, основания и цель задержания.

Во-вторых, вам обязаны на месте разъяснить права и обязанности задержанного, и только после этого составить протокол.

В-третьих, в обязанности представителей власти входит уведомление ваших родственников, адвоката и работодателя о произошедшем в течение 3 часов с момента задержания.

Отметим один нюанс.
Если сотрудник полиции задержал ребенка, то обязан известить об этом его законных представителей (родителей, опекунов). При этом несовершеннолетний должен содержаться отдельно от взрослых нарушителей.

Если вас задержали, то обязаны составить протокол. В нем должны быть отражены место, время, обстоятельства и причины административного задержания. Вы вправе его прочитать и внести замечания, включая сведения о неподобающем поведении должностных лиц, причиненном ущербе и т.д. Помешать вам не имеют права.

Помните, что вам обязаны разъяснить ваши права и обязанности, и сделать соответствующую запись в протоколе. Если ее нет — его можно оспорить. У вас есть право:

  • сделать один телефонный звонок. Исключение — задержанный сбежал из психиатрической больницы, из-под стражи, уклоняется от отбытия наказания или находится в розыске;
  • на молчание и соблюдение презумпции невиновности;
  • обжаловать действия представителей власти, которые произвели задержание. Жалобу можно подать в прокуратуру и суд;
  • пригласить переводчика и адвоката;
  • ознакомиться с протоколом и иными документами по делу, а также на получение копии протокола об административном задержании.

Перед подписанием протокола убедитесь, что в нем отсутствуют пустые строки. Если они есть, то проводивший задержание сотрудник должен их зачеркнуть. Не хотите подписывать — не подписывайте, у вас есть такое право. О вашем отказе в протоколе сделают соответствующую отметку.

Административный арест, о котором пойдёт речь далее в статье, относится к данному виду методов, а также имеет свои особенности и сферу применения.

Между мнениями учёных-теоретиков существует противоречие.

Одни считают, что административный арест – это вид административного метода прекращения правонарушения, другие видят в нем вид наказания за административное правонарушение. Так или иначе, он подразумевает такой правовой режим, при котором нарушитель претерпевает некоторые ограничения.

При детальном анализе законодательства можно сделать вывод, что административный арест — это вид наказания за совершенные административные правонарушения, при котором лицо, совершившее их, изолируется от общества на определённый срок.

Понятие детально расшифровывается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.

Исключением будет и ситуация, когда сотрудник полиции может на месте установить личность нарушителя и составить протокол. Период, на который могут принудительно ограничить свободу правонарушителю, определен ст.

27.5 КоАП РФ — от 3 до 48 часов. При этом установленный предел превышать нельзя.

Учтите, что на двое суток обычно задерживают:

  1. лиц, в отношении которых ведется административное дело и по которому предусмотрено наказание в виде ареста.
  2. за нарушение границы России и порядка пребывания на территории нашей страны;
  3. за совершение правонарушения во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в особой экономической зоне РФ;

Задержать могут только на двое суток, не более.

Перечень должностных лиц, которые могут ограничить вашу свободу, указан в ст. 27.3 КоАП РФ:

  1. сотрудники правоохранительных органов;
  2. старшие должностные лица вневедомственной охраны;

Лица не подлежащие административному задержанию

Если правонарушение подразумевает под собой только штраф или предупреждение, в этом случае задерживать нельзя. Если личность можно установить на месте и протокол составить тоже на месте, тогда нельзя подвергать человека административному задержанию.

Сроки, на которые можно в административном порядке задержать человек, – от 3 до 48 часов. Самый распространенный случай – для установления личности правонарушителя.

Например, человек что-то нарушил, правоохранитель пресёк это, начал составлять протокол, но не смог установить личность правонарушителя. Тогда он обязан препроводить правонарушителя в территориальный отдел полиции, для того чтобы установить его личность. В этом случае помимо протокола об административном правонарушении оформляется протокол об административном задержании. Такое задержание может быть не более чем на 3 часа.

По всем остальным правонарушениям, за которые не предусмотрены штраф и предупреждение, а предусмотрены более тяжелые санкции, возможно задержание до 48 часов, но не более.

Если задержали несовершеннолетнего, тогда правоохранители обязаны в кратчайшие сроки сообщить его родным и близким, где он находится и за что его задержали.

Составляются протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении, там обязательно указываются время место и обстоятельства задержания, кто его провел и на каких основаниях.

Задержанный гражданин может собственноручно в этом протоколе написать все свои замечания и жалобы на действия должностных лиц.

Задержанный имеет право на один телефонный звонок, тот самый пресловутый телефонный звонок, который мы знаем по фильмам из Голливуда.

При административном задержании вы имеете право на один телефонный звонок, сами выбираете, кому вы будете звонить: адвокату, маме, друзьям.

Задержанный имеет право пригласить переводчика и адвоката, и пока они будут ехать, с вами не будут проводить никаких административных действий, вы будете сидеть и ждать, просто надо об этом правильно заявить. Четко называть фамилию, имя, отчество, телефон адвоката и его номер в реестре. Реестр адвокатов является открытым, и соответствующей сотрудник правоохранительных органов может его проверить.

У задержанного есть право на молчание и презумпцию невиновности. То есть вы можете не отвечать на вопросы, которые вам задают, и оперировать презумпцией невиновности.

Презумпция невиновности – это обязанность правоохранительных органов доказать вашу виновность. Пока она не доказана, вы не обязаны оправдываться и доказывать обратное, что вы не виновны. В некоторых ситуациях это работает, просто молчите и не отвечаете на вопросы, а также вы имеете право не подписывать протокол, если не хотите, ничего в этом страшного нет, противозаконного тоже, просто будет сделана отметка сотрудниками правоохранительных органов о том, что вы отказались от подписания протокола.

Если вы решили написать свое заявление в протоколе и подписать его, внимательно смотрите, чтобы в протоколе не было пустых мест, делайте прочерки на всякий случай.

Нужно очень внимательно отнестись к тому, на основании каких документов вас туда везут и по какому праву, по какому обвинению, почему вас задерживают. Очень важно читать протокол и вникать в него.

Стоит смириться с тем, что если вас уже доставили в отдел, вы оттуда выйдете часов через пять-шесть, пока все эти процедуры не закончится – это обычная практика. Особенно если при вас не было документа, удостоверяющего личность (паспорта).

Не стоит конфликтовать с сотрудниками полиции, это лишняя административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

Иностранных дипломатов с иммунитетом, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета, а также военнослужащих, у них есть военная полиция, которая занимается примерно тем же.

Именно на сотрудников правоохранительных органов, которые провели административное задержание, законом возлагается обязанность уведомить ваших родственников, адвоката или работодателя, кого вы назовёте, о том, что вас задержали, в течение 3 часов с момента задержания.

Как проходит административное задержание. Какие права у задержанного

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

8. Применительно к п. 7 ч. 1 комментируемой статьи о должностных лицах УИС, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, см. п. 2 комментария к ст. 28.3 (в части комментария к п. 2 ч. 2 указанной статьи КоАП).

Должностные лица ОВД (милиции) вправе осуществлять административное задержание при выявлении любых административных правонарушений, а также в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Исчерпывающий перечень указанных лиц определен ст. 28.3 КоАП.

По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.

  • Хранение наркотиков;
  • Мелкое хулиганство;
  • Неуплата штрафа;
  • Употребление алкоголя в общественных местах;
  • Проявление неуважения к суду и полиции;
  • Управление автомобилем будучи лишенным этого права;
  • Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения и др.
  • Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

    Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным. Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.

    К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания. Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению. Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.

    Конституция РФ Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237., провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

    • в качестве защитника или представителя к участию в производстве не допускаются лица в следующих случаях: если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела;

    Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.

    — фиксация административного правонарушения в области дорожного движения средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, в том числе работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. (Ст.28. 1. ч. 1 п. 4 КоАП РФ).

    Каким документом оформляется факт совершенного административного правонарушения?

    О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также, если за совершение правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа. (Ст. 28. 6. ч. 1 КоАП РФ). Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

    • на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.
    • лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    • очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

    Однако административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих.

    Важно В ряде случаев задержание может быть применено к этим лицам, но лишь при соблюдении определенных условий (например, лишь в присутствии официального представителя соответствующего органа).

    Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

    1. Кто имеет право на административное задержание
    2. На каких основаниях может осуществляться
    3. Не подлежащие задержанию лица
    4. Срок административного задержания
    5. Составление протокола
    6. Процедура проведения
    7. Важные нюансы

    Должностные лица, имеющие права на задержание, перечислены в статье 27.3 КоАП:

    • полицейские;
    • таможенные сотрудники;
    • работники уголовно-исполнительной системы;
    • пограничная служба;
    • должностные лица военной автоинспекции;
    • вневедомственная охрана МВД;
    • участники контротеррористских операций;
    • органы, контролирующие оборот наркотических и психотропных веществ;

    Это исчерпывающий список, который не подлежит расширению. Гражданин имеет право попросить уведомить родственников, защитника. Но если правонарушителю меньше 18 лет, то оные оповещаются в обязательном порядке. При задержании сотрудника ОВД, УИС и других гос. служб об этом факте сообщается по месту работы. Задерживающие органы обязаны рассказать нарушителю об его правах. В противном случае процедура может быть признана незаконной.

    Порядок проведения административного задержания

    Основания административного задержания могут иметь цель обеспечить расследование дела, а также выполнение уже вынесенного постановления. Должностные лица вправе задерживать только граждан, в отношении которых заведено административное делопроизводство по причине проступка. Другие основания для задержания неправомерны. Не подлежащие задержанию лица

    • действующий Президент РФ;
    • ушедший в отставку Президент независимо от причины;
    • члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
    • депутаты Государственной Думы РФ, областные и городские;
    • судьи арбитражного, мирового и районного суда;
    • прокуроры;
    • Уполномоченные по Правам Человека;
    • дипломаты, то есть иностранные граждане, обладающие неприкосновенностью, которая подтверждается наличием дипломатического паспорта.

    Некоторые из этого списка никак не могут быть задержаны (президент). Но к остальным может быть применена такая мера с разрешения соответствующего органа при обнаружении на месте преступления.

    Комментарии

    Комментариев нет, будьте первым!

    Сотрудники полиции. Сотрудники таможни.

    Сотрудники УИС.

    Пограничники. Должностные лица ВАИ. Сотрудники вневедомственной охраны МВД. Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.

    Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

    Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

    По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

    Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

    Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

    Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

    воспользоваться помощью защитника; знать, почему его задержали;

    давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

    Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

    Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

    посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ; совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах; нарушение таможенных правил;

    применение к лицу наказания в виде административного ареста.

    Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

    Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

    То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

    После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

    В документе указываются:

    время составления; данные о должностном лице, которое заполняет документ; информация о гражданине; данные об административном задержании;

    причины задержания.

    Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

    По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

    Основания и порядок административного задержания на срок до 48 часов

    Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

    В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

    Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

    Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

    Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

    Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

    Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

    Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

    Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

    А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

    И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

    Должностные лица, имеющие права на задержание, перечислены в статье 27.3 КоАП:

    • полицейские;
    • таможенные сотрудники;
    • работники уголовно-исполнительной системы;
    • пограничная служба;
    • должностные лица военной автоинспекции;
    • вневедомственная охрана МВД;
    • участники контротеррористских операций;
    • органы, контролирующие оборот наркотических и психотропных веществ;

    Это исчерпывающий список, который не подлежит расширению. Гражданин имеет право попросить уведомить родственников, защитника. Но если правонарушителю меньше 18 лет, то оные оповещаются в обязательном порядке.

    Основания административного задержания могут иметь цель обеспечить расследование дела, а также выполнение уже вынесенного постановления. Должностные лица вправе задерживать только граждан, в отношении которых заведено административное делопроизводство по причине проступка. Другие основания для задержания неправомерны.
    Не подлежащие задержанию лица

    • действующий Президент РФ;
    • ушедший в отставку Президент независимо от причины;
    • члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
    • депутаты Государственной Думы РФ, областные и городские;
    • судьи арбитражного, мирового и районного суда;
    • прокуроры;
    • Уполномоченные по Правам Человека;
    • дипломаты, то есть иностранные граждане, обладающие неприкосновенностью, которая подтверждается наличием дипломатического паспорта.

    Некоторые из этого списка никак не могут быть задержаны (президент). Но к остальным может быть применена такая мера с разрешения соответствующего органа при обнаружении на месте преступления.

    Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

    12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

    При исполнении постановления об административном осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. 5. Исполнение постановления об аресте может быть приостановлено на срок до семи суток или прекращено судьей на основании письменного заявления лица, подвергнутого аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию ареста.

    8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

    1. лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
    2. очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
    3. на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

    Административное задержание: основания, порядок применения

    Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

    Административное задержание: основания, порядок применения

    Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения. Административное задержание вправе осуществлять уполномоченные должностные лица, перечень которых указан в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.


    Полномочиями на принятие таких мер согласно ст. 27.3 КоАП РФ обладают:

    1. Сотрудники полиции.
    2. Если противозаконный проступок сопряжен с нанесением вреда охраняемому объекту либо располагающемуся в зоне его нахождения имуществу, а также неправомерным проникновением на его территорию, произвести задержание злоумышленника вправе старшее по должностному положению лицо, которое служит в:
    • органе исполнительной власти федерального уровня;
    • войсках Нацгвардии РФ;
    • ведомственной охране;
    • военизированных структурах и занимающихся сторожевой деятельностью подразделениях.
    1. В случае фиксации факта несоблюдения ПДД лицом, использующим транспорт, принадлежащий военному формированию, задержать управляющего им гражданина может военный автоинспектор.
    2. При обнаружении посягательства на незаконное пересечение границы РФ соответствующие меры должны предпринять пограничники.
    3. Если установлен факт несоблюдения таможенного законодательства, нарушитель останавливается лицами, служащими в таможне.
    4. Лица, имеющие статус военнослужащего, а также занимающие должность в уголовно-исполнительном учреждении, вправе производить задержание, если:
    • гражданин отказывается подчиняться правомерному требованию уполномоченного лица;
    • зафиксирована незаконная попытка передать вещь, которая запрещена в изоляторе или колонии;
    • посторонний пытается пробраться на охраняемую территорию либо предпринимает действия, в результате которых возникает вероятность нанесения вреда находящемуся под охраной объекту.
    1. В ситуации, когда гражданином не соблюдаются правила, введенные в связи с проведением контртеррористической операции, ограничить его свободу вправе лица, отвечающие за ее осуществление.
    2. Представитель органа, ответственного за исполнение в принудительном порядке исполнительных документов, обладает полномочиями по задержанию гражданина, уклоняющегося от исполнения вынесенных предписаний или нарушающего порядок судебного заседания.
    3. В случае совершения административного проступка военнослужащим меры по его задержанию принимаются военной полицией.

    Основные права задержанного в рамках административной процедуры приводятся в частях 3-5 ст. 27.3 УПК РФ:

    • если правонарушитель попросит уведомить о месте его пребывания родственников, работодателя, представителя учебного заведения или адвоката, такая просьба должна выполняться незамедлительно;
    • в ситуации, когда был задержан несовершеннолетний, представитель уполномоченного органа обязан сообщить об этом факте его родителям или лицам, их заменяющих;
    • в случае применения меры административного принуждения к лицу, состоящему в общественной наблюдательной комиссии, об этом как можно раньше должно быть доложено ее представителю, а также секретарю Общественной палаты РФ;
    • при применении данной меры к военнослужащему или гражданину, который был привлечен к участию в военных сборах, об этом незамедлительно сообщается в военную полицию или командование воинской части;
    • гражданину, подвергнутому административной мере, ограничивающей его свободу, должны быть разъяснены его права и обязанности. Запись об этом в обязательном порядке подлежит включению в протокол.

    Правила, которым должен соответствовать протокол об административном задержании, сформулированы в ст. 27.4 КоАП РФ. В данном документе должны присутствовать следующие сведения:

    • наименование и координаты места, где он был составлен;
    • дата оформления;
    • сведения о должностном лице, являющимся автором протокола (на какой должности состоит, фамилия, инициалы);
    • информация о гражданине, в отношении которого применена мера принуждения;
    • данные о том, где конкретно и в какое время произошло задержание;
    • в соответствии с какими основаниями свобода гражданина была ограничена.

    После того, как протокол составлен, уполномоченное лицо подписывает данный документ, а также предлагает поставить на нем подпись задержанному гражданину. Если последний откажется от этого действия, информация об этом обстоятельстве должна быть зафиксирована в протоколе. Копия этого документа подлежит вручению правонарушителю, если от него поступило соответствующее волеизъявление.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *